В.В. Юдаев, Ю.А. Глинник
ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НА ПРИМЕРЕ
КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Европейский союз - это уникальное наднациональное объединение стран Западной и Восточной Европы. Феномен заключается е только в единстве политической и экономической сфер, значительно больший научный интерес представляет системообразующий процесс социально-экономической интеграции государств, в основе которой лежат принципы, формирующие европейскую социальную модель. Основы построения эффективной интеграционной модели были заложены еще в период после Второй мировой войны, что обеспечивает прогрессивное развитие Евросоюза на всех уровнях. Европейская социальная модель представляет собой фундаментальный неотъемлемый элемент, на котором базируется ев-роинтеграция, и является движущей силой для дальнейшей трансформации архитектуры Евросоюза в соответствии с событиями объективной реальности, вызовами и угрозами, стоящими перед европейским сообществом. Особый интерес представляет средиземноморская социальная модель, так как страны, относимые к данной модели, отличаются более чувствительной, нежели у других европейских государств, реакцией на состояние экономики в Европе и тратят значительно более длительный период на оздоровление собственной экономической и, как следствие, социальной сферы, чтобы вернуться «в строй». Наиболее ярким примером среди стран, развивающих идеи европейской социальной модели в государстве по средиземноморскому типу, является Королевство Испания. Некогда одна из лидирующих стран в Европе стремительно
V. Yudaev, J. Glinnik
THE EUROPEAN SOCIAL MODEL ON THE EXAMPLE OF THE KINGDOM OF SPAIN: THE RELEVANCE, TRENDS AND PROSPECTS
Abstract
The European Union is a unique supranational association of the countries of Western and Eastern Europe. The phenomenon is not only in the political and economic unity, a special scientific interest is the backbone of the process of social and economic integration of the states, which is based on the principles of shaping the European social model. Fundamentals of effective integration models were laid in the period after the 2nd World War that ensures progressive development of the European Union at all levels. The European social model represents a fundamental integral element underpinning European integration, and is the driving force of the further transformation of EU architecture in accordance with the events of objective reality, challenges and threats facing the European community. Of particular interest is the Mediterranean social model, as the countries are attributable to this model, are more sensitive than other European countries reaction to the state of the economy in Europe and spend a much longer period for improvement of their economic and, consequently, the social sphere, to return "in the system". The most striking example among the countries developing the idea of the European social model in the state on the Mediterranean type, is the Kingdom of Spain. Once one of the leading countries in Europe is rapidly lost their positions in connection with the inability to cope with the economic crisis of 2008, and then
потеряла свои позиции в связи с неспособ- with the debt crisis 2013. ностью справиться с экономическим кризисом 2008 года, а затем и с долговым кризисом 2013 года.
Ключевые слова: Key words:
европейская социальная модель, соци- European social model, social politic,
альная политика, Европейский союз, European Union, Spain.
Испания.
Европейская социальная модель (далее - «ЕСМ») представляет собой «комплексную систему ценностей, опыта, проектов, политики, институтов, которые сложились в прошлом и дополняются сегодня. ... Конкретный, главный составной элемент европейской идентичности, демократии, экономического развития, социального и культурного прогресса [28]» -то есть своеобразную основу интеграционных процессов внутри Европейского союза. Реализация идей европейской социальной модели направлена на укрепление взаимосвязи на национальном уровне в сфере всеобщего участия в процессе формирования и содействия социальной сплоченности. Модель служит главной задаче - соблюдению основных прав и их гарантий для всех граждан Евросоюза путем снятия барьеров социально-экономического характера. Стратегической целью развития Европейского союза является построение социального пространства объединенной Европы на постулатах европейской социальной модели.
Идея европейской социальной модели базируется на трех основополагающих ценностях [27]: экономическая конкуренция; социальная сплоченность (воспитание чувства ответственности друг за друга в обществе); социальная солидарность (включение всех заинтересованных групп людей и институтов).
Перечисленный список может быть дополнен такими ценностями, как: охрана окружающей среды; человеческое достоинство.
Европейская модель состоит из пяти элементов [28]:
- основные социальные права;
- социальная защита;
- социальный диалог;
- регулирование социальной и трудовой сферы;
- ответственность государства в области занятости.
Совокупность фундаментальных ценностей и ключевых составляющих дает четкое представление о сущности европейской социальной модели как о надежной платформе для дальнейшей модернизации ЕС. Од-
нако позитивный результат можно ожидать лишь в том случае, если будет достигнуто соответствие между постулируемыми принципами европейской социальной модели и условиями, поддерживаемыми внутри национальных государств в рамках реализации модели [22]. Стоит отметить, что в европейских странах создание и поддержание таких условий обеспечивается неравномерно в виду особенностей развития, актуального положения дел внутри конкретной страны и специфики применяемых в государствах концепций - своеобразных ветвей, на которые «распалась» европейская модель социально-экономического развития в течением времени [21]:
- социал-демократическая, или скандинавская (высокий уровень расходов в сфере социальной защиты, сильные профсоюзы, налоговое вмешательство в рынок труда, гомогенный уровень заработных плат) -наиболее развита в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии;
- континентальная, или корпоративная (в основе модели - принцип профессиональной солидарности, социальное страхование и система пенсий) - принята на вооружение в Германии, Франции, странах Бенилюкса, Австрии;
- либеральная, или англосаксонская (рынку предоставляются преимущества в управлении механизмом распределения ресурсов, применяются активные меры по борьбе с безработицей, помощь активному населению, уровень власти профсоюзов низкий) - применяется в Ирландии и Великобритании;
- южноевропейская, или средиземноморская (большую часть социальных расходов составляет выплата пенсий, защита рабочих мест, отмечается гомогенный уровень заработных плат) - ведущая концепция Испании, Греции, Италии и Португалии.
Пример - Королевство Испания. Правительству государства с трудом удается стабилизировать ситуацию и привести основные социальные показатели к докризисному уровню первой декады XXI века. Деформация социальной жизни Испании, основными факторами которой стали катастрофическая безработица, высокий уровень бедности и проблемы социального обеспечения наиболее уязвимых слоев населения - молодежи, людей «третьего возраста и с ограниченными возможностями, обрела следующую глубину.
В Испании самый высокий уровень безработицы по Европейскому союзу - с начала кризиса около четверти трудоспособного населения
страны оставалось без работы. За последние два года этот уровень стабильно сокращается и по состоянию на октябрь 2016 года находится на отметке 18,9% [23], с прогнозом к незначительному росту.
В большей степени от безработицы страдает молодежь Испании -около 30% населения - это люди, чей возраст не достиг 35 лет (официально закрепленный возраст - от 14 до 30 лет). Сегодня около 50% [3] молодых людей остаются без работы, однако показатели меняются в лучшую сторону - в 2013 году безработных среди молодежи насчитывалось около 60% [3]. Естественно, что молодые люди вынуждены искать заработок не только в странах Европейского союза, но и за его пределами. За период кризиса страну покинуло около 500 тысяч человек [6], преимущественно в возрасте от 25 до 35 лет. Испанцы с высшим образованием находят работу в Германии и Великобритании, а также США. Строителей принимают в Канаде и странах Персидского залива. Предприниматели (особенно в сферах гостиничного и ресторанного бизнеса) открывают свое дело в Австрии, Перу, Колумбии, Чили и Бразилии.
Отток работоспособного населения является дестабилизирующим фактором для бюджетной политики, так как снижает уровень доходности госбюджета по налогам, и сборам и негативно влияет на уровень социального обеспечения. К тому же в стране наблюдается демографический коллапс - масштабы патологического «старения» населения, как и Европы в целом.
Отдельным фактором, влияющим на безработицу, является несоответствие учебных программ в образовательных учреждениях требованиям, предъявляемым к молодежи в современной жизни [26]. Несмотря на наличие в Испании старейших в Европе и мире высших учебных заведений, четко выстроенной системы подачи среднего и высшего образования, отмечается низкий уровень квалификации, отсутствие необходимых навыков работы и опыта, что делает таких «специалистов» невостребованными на рынке труда не только в своем государстве, но и за его пределами. Профессиональная ценность таких кадров ниже, чем стоимость их найма, что делает их не приобретением, а скорее источником убытка для предпринимателей, которые платят достаточно высокие налоги государству за каждого наемного рабочего. Учитывая увеличение эмиграционного потока в Европу в поисках заработка, можно предположить, что значительной части «трудовых мигрантов» не найдут применения в дру-
гих странах ЕС. Это станет катализатором новой волны социального дестабилизирующего кризиса на фоне общей миграционной тенденции в странах Евросоюза.
В Испании действует социальная норма по выплате пособия по безработице. Размеры выплат рассчитывались в ценах 2006 года, не пересматривались и в каждом конкретном случае не зависят от количества отклоненных предложений о трудоустройстве. Тем не менее, это провоцирует даже работающее население становиться государственными иждивенцами, а неработающий класс - оставаться таковыми.
Дисбаланс в систему социальной защиты нетрудоустроенных вносят также и центры занятости в Испании. Такие центры занимаются оформлением необходимых документов для получения пособия по безработице, что раздувает соответствующую статью госбюджета до неимоверных объемов.
Развитие новых технологий и активное использование коммуникационных сетей в системе оказания государством услуг населению коснулось и социальной сферы. Безработному достаточно подтверждать свой статус по сети «Интернет» - личная явка раз в три месяца, как это было ранее, необязательна. При таком уровне удобства и доступности количество безработных будет лишь возрастать, достоверность данных, направляемых в социальные органы, - неизменно ухудшаться, а стоящие ранее на бирже иммигранты получат возможность работать на благо исторической родины, получая при этом пособие по безработице в Испании.
Пособиями обеспечиваются студенты и инвалиды. При этом получение одного вида пособия не исключает право на получение иных. Отношения между населением и государством развиваются болезненно и носят иждивенческий характер. Статистика лишь подтверждает этот факт -в 2014 году [2] треть населения жила на субсидии от государства, причем в зависимости от конкретного автономного сообщества и его возможностей эта цифра варьируется от 23% до 40% населения.
Увеличение количества иммигрантов также вызывает социальную напряженность по нескольким направлениям, как трудовое замещение коренного населения, отчаявшегося найти работу. В Испании уже проводилась политика поощрения иностранцев. Иммигранты, работая нелегально в сферах, где профессиональная подготовка не требуется, через год получали вид на жительство и защиту государства по трудовым во-
просам, раз в четыре года - фактическую легализацию, а затем право перевезти в Испанию всю семью.
Особенностью испанской безработицы также является отношение испанцев к работе как таковое. Производственный календарь изобилует праздниками и выходными днями, средняя продолжительность трудового дня, прерывающегося на сиесту, - около семи часов. Не отличаются испанцы и высокой производительностью труда в силу национального менталитета. Возможное реформирование трудового законодательства, ставший традиционным для страны график работы не вызовет у населения ничего кроме возмущения - испанцы убеждены, что им приходится работать больше, чем остальным, гордятся этим и считают, что каждый выходной честно заработан.
Бедность в Испании, истоком которой также является исторически сложившееся «противостояние» автономных сообществ бедного юга и богатого севера, - еще одна социальная «цена», которую платит население страны за экономическое восстановление. Сформировались такие явления, как хроническая бедность, бедность среди несовершеннолетних детей и бедность, передающаяся по наследству.
Доля жителей Испании, живущих в бедности [4], в III квартале 2016 года составляла 28,6%, что является седьмым из самых худших показателей в Европе после Болгарии, Румынии, Греции, Латвии, Литвы и Италии (в 2016 году показатель впервые с 2007 года снизился на 0,6% [19]) - каждый десятый бедняк Евросоюза живет в Испании. Семейный порог бедности в Испании составляет на сегодня 1 402 евро в месяц на семью из двух взрослых и двух детей до 14 лет (или 16 823 евро в год по данным Евростата на 2015 год). Необходимые расходы в состоянии покрыть лишь 16,1% семей, 42,2% не в состоянии позволить себе «непредвиденные траты», для 45% семей недельный отпуск является недостижимой роскошью [9]. В зоне повышенного риска при этом находятся многодетные и неполные семьи. Каждый пятый работающий испанец испытывает нужду - минимальный уровень дохода составляет 655,20 евро в месяц, что считается недостаточным [11].
Согласно докладу, подготовленному фондом Развития социологических исследований и прикладной социологии и представленному благотворительной организацией Caritas, бедность в Испании в большинстве случаев передается по наследству [13] - 80% детей, растущих в семьях с
наличием серьезных материальных проблем, столкнутся с ними в зрелом возрасте. Определяющими факторами являются уровень образования, занятость, трудовая деятельность и доход. Около половины опрошенных, испытывающих финансовые затруднения, не получили среднего образования. Исходя из показателей статистики и математических расчетов, можно предположить, что при сохранении текущих условий жизни в Испании примерно четверть ее населения будет жить в нищете всегда.
По бедности среди несовершеннолетних детей (возраста до 16 лет) Испания также находится в лидерах по Евросоюзу - число нуждающихся детей с 2008 года (800 тыс. человек) выросло более чем в три раза [10], а уровень риска детской бедности достигает цифры в 34,4% среди испанцев и 60,3% среди детей-иммигрантов. Проблема подкрепляется и тем, что каждый третий несовершеннолетний «выбирается из тюрьмы» - бросает школу, не получает среднее образование даже при том, что его получение обязательно в соответствии с действующим законодательством Испании, и ищет неквалифицированную работу. Причина этому - низкая востребованность высококвалифицированных специалистов. В испанских школах нормой считается неуспеваемость (более половины выпускников не знают таблицу умножения и с трудом читают даже печатный текст) и отставание от сверстников по курсу обучения: в старших классах более 40% [12] обучающихся -второгодники. Совокупность таких факторов порождает повышение уровня социальной незащищенности несовершеннолетних детей, а также закладывает ненадежный фундамент будущего всей страны и представляет собой более опасную проблему, чем высокий государственный долг, - «социальный долг» будет оплачен целым поколением [7].
Традиционно - семья для испанцев - также трансформируется под ударами экономического кризиса. Возраст молодежи в Испании ограничен 30 годами (иногда эта граница сдвигается до 32-34 лет) в связи с тем, что молодые люди не стремятся уходить из родного дома и начинать самостоятельную жизнь.
Между тем семья в Испании имеет первостепенное значение, семейные узы очень крепки и играют одну из важнейших ролей в жизни каждого человека в этой стране. Испания - одна из немногих стран, где сохранились патриархальные традиции семьи. Именно благодаря семье, помощи родителей-пенсионеров, выживают многие испанцы, переживающие кризис в стране, сопровождающийся потерей работы и средств к существованию. Испан-
цы с большим уважением относятся к старшим, нередко можно встретить семьи, где три поколения живут в одном доме (20 - 30 родственников).
В Испании два основных типа семей - традиционный и средний класс. Традиционная семья та, в которой работает муж, а жена воспитывает детей. За 20 лет до вступления Испании в Европейский союз таких семей было большинство. Семья типа «средний класс» отличается тем, что работают и муж, и жена. Как правило, они владеют малым бизнесом -магазинами, кондитерскими, парикмахерскими. В условиях кризиса пострадали практически все семьи: бизнес стал приносить убытки, доходов, сопоставимых с пособием по безработице, хватает на жизнь далеко не всем - вопрос выживания обрел статус насущного.
Уровень финансовой поддержки, исходящей от государства, может быть оценен как ниже среднего по Европейскому союзу. Материальная помощь, которую получают малообеспеченные семьи с детьми, составляет всего 24,25 евро [24] на ребенка в месяц, в то время как сумма подобных выплат в других странах ЕС - не ниже 125 евро. Большинство молодых людей, оставшихся без работы из-за кризиса, вынуждено оставлять свои дома и искать заработки в других странах Европейского союза.
Неактуальным становится и предложение оформления ипотеки для молодых семей на выгодных условиях. Многие из-за потери работы были вынуждены отдать квартиры в уплату кредитов. Стоит отметить и тот факт, что сфера испанской недвижимости также находится в глубоком кризисе с 2007 года. С конца 1990-х годов строительная индустрия стала основой экономики Испании - высокие темпы прироста населения создавали соответствующий спрос на жилую площадь. Рассматривая отрасль как идеальный объект инвестиций, банки охотно выдавали кредиты, а население в погоне за выгодным вложением средств скупало недвижимость, цены на которую регулярно повышались. Обрушение ипотечного рынка в США, запустившее маховик мирового финансового кризиса, для Испании стало фатальным - застройщики обанкротились, а цены на недвижимость, которой оказалось в избытке, резко рухнули, - население в одночасье осталось без средств к существованию и с долгосрочными кредитами за недостроенную собственность, которую нельзя реализовать.
Социальное положение семьи в условиях кризиса ухудшилось, с точки зрения государственной поддержки. Однако многие молодые семьи нашли защиту, опору и поддержку в своих родных домах. Поэтому сего-
дняшнее положение молодых семей в Испании можно обозначить как «за семьей (а не за государством), как за каменной стеной».
Доля пожилых людей в Испании составляет около 19% [18]. На пенсию уходят в возрасте 67 лет, что установлено с 1 января 2013 года. Однако этот показатель имеет тенденцию к увеличению в виду достаточно высокой продолжительности жизни испанцев - 81,2 года. Многие пенсионеры работают и после наступления пенсионного возраста - размер пенсии, в этом случае уменьшается вдвое. Единственная сфера, в которой испанцы-пенсионеры трудиться не могут, - это государственная служба. Выход на пенсию зависит и от трудового стажа - в случае, если выслуга составляет 38,5 лет, пенсионное пособие будет выплачиваться при наступлении 65 лет, для «нормативного» выхода на пенсию размер срока службы составляет 37 лет. Такая мера была принята в рамках программы по сокращению дефицита бюджета.
Размеры пенсии в Испании находятся на среднем уровне по Европейскому союзу, на жизнь в семье им хватает. Пенсии, которые превышают средний доход по Испании, являются единственным источником существования для большинства испанских молодых семей с детьми. Каждая пятая семья Испании, где муж и жена остались без работы и не получают пособий от государства, живут за счет своих родителей. А те, чьи доходы являются небольшими, получают от них финансовую помощь.
Что же касается людей с ограниченными возможностями (слово «инвалид» в Испании считается оскорбительным, за умышленное или неосторожное употребление которого можно попасть под суд и лишиться репутации), то Испания является в этом отношении страной неограниченных возможностей. Человек в инвалидной коляске не нуждается в помощи посторонних, когда ему нужно переехать через дорогу или попасть в магазин, он не испытывает трудностей при передвижении в автобусе и на метро. Слабовидящие и слепые люди самостоятельно и уверенно перемещаются по улицам, порой даже лучше здоровых людей - их выдает только белая трость в руках. Города Испании прекрасно адаптированы для полноценной жизни инвалидов. Отмечается достаточно высокий уровень вовлеченности инвалидов в социальную жизнь государства.
Проблемами людей с ограниченными возможностями в стране занимается министерство здравоохранения и социальной защиты. Ведомство контролирует соблюдение прав инвалидов, выплату им социальных посо-
бий и пенсий, своевременное оказание медицинской помощи, организацию отдыха и реабилитацию. Более пристально за соблюдением прав инвалидов следят различные общественные организации, крупнейшая среди которых Испанский комитет представителей людей с ограниченными возможностями (в него входят 3,8 млн. человек).
Но последствия тяжелого социально-экономического кризиса в Испании неизбежно отразился и на жизни людей с ограниченными возможностями. Осуществляется политика снижения расходов на образование и здравоохранение, сокращаются социальные выплаты и льготы, уменьшается количество бесплатных услуг, в том числе и медицинских. Поэтому нередки случаи массовых протестов и митингов в защиту своих прав и привлечения внимания общественности к своим проблемам, а также против сокращения государственных социальных программ.
Испанцы все чаще проводят акции и митинги с требованиями к правительству государства о повышении уровня оплаты труда, снижении уровня безработицы и борьбы с его ростом и социальной бедностью, а также улучшении трудовых условий. Напряженность на местах продолжает расти, что уже отмечено обещаниями о проведении массовых забастовок, способных усугубить политический кризис в стране, причина которого кроется в экономическом кризисе и социальной нестабильности. Траектория развития социально-экономической сферы Испании в этой связи напоминает спираль, каждый виток которой приносит все больше сложностей государством в целом.
Стоит отметить глубокий кризис в реализации идеи европейской социальной модели в Королевстве Испания, где каждый житель страны стремится пережить его в меру возможностей собственных и предоставляемых государством. Причины кроются в общеевропейском кризисе, неэффективности социальной политики, проводимой во времена премьерства Мариано Рахоя, провальной бюджетной и налоговой политике, а также нежелании крупнейших политических партий страны принимать меры для устранения последствий экономического кризиса, что в свою очередь укрепляет рост националистических, автономистских и сепаратистских настроений и провоцирует волны протестов.
Но правительство нацелено на продолжение евроинтеграции и стимуляцию сопровождающих углубление взаимосвязи с ЕС процессов - в сложившейся ситуации такой сценарий видится губительным для страны.
Звучат мнения о том, что членство Испании в Евросоюзе - вопрос благосостояния государства [1]. Остроты протекающим процессам добавляют и внутренние настроения регионализационного толка в таких автономных сообществах, как Галисия, Мурсия, Андалусия (отличающиеся высоким уровнем бедности населения) и Каталония, стремящаяся обрести независимость [20; 25]. Желание граждан покинуть страну после непродолжительного затишья поднимается с новой силой, трансформируется в действие, которое будет сложно остановить в виду его потенциала, более мощного, чем это было в 2014 году, не только для Испании, но и для Европы.
Средиземноморская социальная модель европейского развития, применяемая в Испании, не выдержала испытания экономической дестабилизацией и в этой связи должна быть либо трансформирована с соответствии с реальными потребностями государства, либо пересмотрена полностью с целью выбора такого устройства социальной жизни страны, которое будет максимально защищено, устойчиво ко внешним воздействиям различного характера и способно к внутреннему и общественному развитию. Движение государства в рамках принципов и ценностей европейской социальной модели приведет к позитивным результатам: европейские социальные постулаты в действительности являются идеалом. Однако насколько достижимым он окажется для Испании в условиях дисбаланса государственной власти в сторону всеобъемлющей включенности страны в процессы евроинтеграции будет зависеть, в первую очередь, от руководящих органов Евросоюза, призванных обеспечить контроль за всесторонним развитием государств-членов объединения.
Литература
1. Бедность в Испании. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 23.01.2017).
2. Безработица в Испании составляет 23,78%, среди молодежи -51,3%. URL: https://ria.ru/economy/20150423/1060463232.html (дата обращения 23.01.2017).
3. В Испании из-за кризиса сокращается население. URL: http://www.dw.com/ru/в-испании-из-за-кризиса-сокращается-население/a-17300150 (дата обращения 03.01.2017).
4. Головачев В. Евробедные // Труд. №077. 28.10.2016. URL: http://www.trud.ru/article/28-10-2016/1343459_evrobednye.html (дата обращения 13.01.2017).
5. Дериглазова Л.В. Модернизация Европейской социальной модели в условиях кризиса // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. №1(17).
6. Детская бедность в Испании гораздо опаснее для экономики, чем рост государственного долга. http://rossaprimavera.ru/detskaya-bednost-v-ispanii-gorazdo-opasnee-dlya-ekonomiki-chem-rost-gosudarstvennogo-dolga (дата обращения 23.01.2017).
7. Доля населения, живущего в Испании за чертой бедности, увеличилась за год на 1,8%. URL: http://www.espanarusa.com/ru/news/article/554319 (дата обращения 23.01.2017).
8. Европейска икономическа и социална политика. Сравнителни ана-лизи. Пловдив Европейски колеж по икономика и управление. 2013.
9. Залп «международной общественности» по Испании, детская бедность! URL: http://www.alegria-spain.com/news/index.php?id=15632 (дата обращения 23.01.2017).
10. Испании уже работа не гарантия от бедности. http://newsspain.ru/ispanii-uzhe-rabota-ne-garantiya-ot-bednosti/ (дата обращения 23.01.2017).
11. Испанские социологи утверждают: бедность наследуется в 80% случаев. URL: http://www.espanarusa.com/ru/news/article/577858 (дата обращения 23.01.2017).
12. Каждый пятый работник в Испании борется с бедностью. URL: http://noticia.ru/aNnews/obshhestvo/kazhdyj-pyatyj-rabotnik-v-ispanii-boretsya-s-bednostyu-16521.htm (дата обращения 13.01.2017).
13. Каждый пятый работник в Испании борется с бедностью. URL: http://noticia.ru/allnews/obshhestvo/kazhdyj-pyatyj-rabotnik-v-ispanii-boretsya-s-bednostyu-16521.htm (дата обращения 23.01.2017).
14. Каргалова М.В. Европейская социальная модель (понятие, которое идет в ногу со временем). URL: http://www.ieras-library.ru/documenti/ soveurope/2008/kargalova.doc (дата обращения 23.01.2017).
15. Каргалова М.В., Егорова Е.Н. Социальное измерение европейской интеграции. М.: Изд-во «Аксиом», 2010.
16. Кризис в Европе на примере Испании. URL: http://voprosik.net/ krizis-v-evrope-na-primere-ispanii/ (дата обращения 23.01.2017).
17. Пенсионный возраст в Испании в 2016 году. http://opensii.info/pensionnyy-vozrast/v-ispanii/ (дата обращения 23.01.2017).
18. Позднее материнство: почему испанцы откладывают появление первого ребенка? URL: http://www.espanarusa.com/ru/news/article/546994 (дата обращения 23.01.2017).
19. Радева М. Идва ли краят на Европейския социален модел? // Науч-ни трудове на Русенския университет. 2013. Том 52. Сер. 7.
20. Рудницкая А.П., Глинник Ю.А. Издержки глобализации в жизни современного человека: размывания национальных ценностей и традиций // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. №61.
21. Рудницкая А.П., Глинник Ю.А. Процессы регионализации в странах Европейского Союза: вызовы и тенденции // PolitBook. 2016. №1.
22. Рудницкая А.П., Глинник Ю.А. Социально-политический век-тор развития Королевства Испания как унитарного государства в контексте процессов европейской регионализации // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2015. №9-10(38).
23. Уровень безработицы в Испании. URL: http://visasam.ru/ emigration/rabota/bezrabotica-v-ispanii.html (дата обраще-ния 13.01.2017).
24. Уровень безработицы в Испании. URL: https://mfd.ru/calendar/details/?id=545 (дата обращения 13.01.2017).
25. Цой Д. Кризис в Испании можно разрешить только выходом из Евросоюза. URL: http://izvestia.ru/news/630065 (дата обращения 13.01.2017).
26. Число бедных в Испании сократилось впервые с 2007 года. URL: http://gazetaslovo.com/%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B 0/item/chislo-bednyh-v-ispanii-sokratilos-vpervye-s-2007-goda.html (дата обращения 13.01.2017).
27. European Group of Search. European Social Model (ESM - PROJECT). For a reform of the ISM. Proposals platform. Rome. 2007. August.
28. Suecia anima a sus jóvenes en paro a buscar trabajo en España y en Grecia. URL: http://www.abc.es/internacional/20130129/abci-suecia-empleos-201301281751.html (дата обращения 13.01.2017).
29. The European Social Model. URL: https://www.etuc.org/european-social-model (дата обращения 13.01.2017).
References
1. Bednost' v Ispanii. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (data obrashcheniya 23.01.2017).
2. Bezrabotitsa v Ispanii sostavlyaet 23,78%, sredi molodezhi - 51,3%. URL: https://ria.ru/economy/20150423/1060463232.html (data obrashcheniya 23.01.2017).
3. V Ispanii iz-za krizisa sokrashchaetsya naselenie. URL: http://www.dw.com/ru/v-ispanii-iz-za-krizisa-sokrashchaetsya-naselenie/a-17300150 (data obrashcheniya 03.01.2017).
4. Golovachev V. Evrobednye. Trud. №077. 28.10.2016. URL: http://www.trud.ru/article/28-10-2016/1343459_evrobednye.html (data obrashcheniya 13.01.2017).
5. Deriglazova L.V. Modernizatsiya Evropeiskoi sotsial'noi modeli v uslovi-yakh krizisa. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2012. №1(17).
6. Detskaya bednost' v Ispanii gorazdo opasnee dlya ekonomiki, chem rost gosudarstvennogo dolga. http://rossaprimavera.ru/detskaya-bednost-v-ispanii-gorazdo-opasnee-dlya-ekonomiki-chem-rost-gosudarstvennogo-dolga (data obrashcheniya 13.01.2017).
7. Dolya naseleniya, zhivushchego v Ispanii za chertoi bednosti, uvelichilas' za god na 1,8%. URL: http://www.espanarusa.com/ru/news/article/554319 (da-ta obrashcheniya 13.01.2017).
8. Evropeiska ikonomicheska i sotsialna politika. Sravnitelni analizi. Plovdiv Evropeiski kolezh po ikonomika i upravlenie: 2013.
9. Zalp «mezhdunarodnoi obshchestvennosti» po Ispanii, detskaya bednost'! URL: http://www.alegria-spain.com/news/index.php?id = 15632 (data ob-rashcheniya 13.01.2017).
10. Ispanii uzhe rabota ne garantiya ot bednosti. http://newsspain.ru/ispanii-uzhe-rabota-ne-garantiya-ot-bednosti/ (data obrashcheniya 23.01.2017).
11. Ispanskie sotsiologi utverzhdayut: bednost' nasleduetsya v 80% slu-chaev. URL: http://www.espanarusa.com/ru/news/article/577858 (data ob-rashcheniya 13.01.2017).
12. Kazhdyi pyatyi rabotnik v Ispanii boretsya s bednost'yu. URL: http://noticia.ru/allnews/obshhestvo/kazhdyj-pyatyj-rabotnik-v-ispanii-boretsya-s-bednostyu-16521.htm (data obrashcheniya 13.01.2017).
13. Kazhdyi pyatyi rabotnik v Ispanii boretsya s bednost'yu. URL: http://noticia.ru/allnews/obshhestvo/kazhdyj-pyatyj-rabotnik-v-ispanii-boretsya-s-bednostyu-16521.htm (data obrashcheniya 13.01.2017).
14. Kargalova M.V. Evropeiskaya sotsial'naya model' (ponyatie, kotoroe idet v nogu so vremenem). URL: http://www.ieras-library.ru/documenti/ soveu-rope/2008/kargalova.doc (data obrashcheniya 13.01.2017).
15. Kargalova M.V., Egorova E.N. Sotsial'noe izmerenie evropeiskoi inte-gratsii. M.: Izd-vo «Aksiom», 2010.
16. Krizis v Evrope na primere Ispanii. URL: http://voprosik.net/krizis-v-evrope-na-primere-ispanii/ (data obrashcheniya 13.01.2017).
17. Pensionnyi vozrast v Ispanii v 2016 godu. http://opensii.info/pensionnyy-vozrast/v-ispanii/ (data obrashcheniya 23.01.2017).
18. Pozdnee materinstvo: pochemu ispantsy otkladyvayut poyavlenie per-vogo rebenka? URL: http://www.espanarusa.com/ru/news/article/546994 (data obrashcheniya 13.01.2017).
19. Radeva M. Idva li krayat na Evropeiskiya sotsialen model?. Nauchni trudove na Rusenskiya universitet. 2013. Tom 52. Ser. 7.
20. Rudnitskaya A.P., Glinnik Yu.A. Izderzhki globalizatsii v zhizni sovre-mennogo cheloveka: razmyvaniya natsional'nykh tsennostei i traditsii. Aktu-al'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, is-toriya. 2016. №61.
21. Rudnitskaya A.P., Glinnik Yu.A. Protsessy regionalizatsii v stranakh Evropeiskogo Soyuza: vyzovy i tendentsii. PolitBook. 2016. №1.
22. Rudnitskaya A.P., Glinnik Yu.A. Sotsial'no-politicheskii vektor razvitiya Korolevstva Ispaniya kak unitarnogo gosudarstva v kontekste protsessov evropeiskoi regionalizatsii. Nauchnaya diskussiya: voprosy sotsiologii, politologii, filosofii, istorii. 2015. №9-10(38).
23. Uroven' bezrabotitsy v Ispanii. URL: http://visasam.ru/emigration/ rabota/bezrabotica-v-ispanii.html (data obrashcheniya 13.01.2017).
24. Uroven' bezrabotitsy v Ispanii. URL: https://mfd.ru/calendar/details/?id=545 (data obrashcheniya 13.01.2017).
25. Tsoi D. Krizis v Ispanii mozhno razreshit' tol'ko vykhodom iz Evro-soyuza. URL: http://izvestia.ru/news/630065 (data obrashcheniya 13.01.2017).
26. Chislo bednykh v Ispanii sokratilos' vpervye s 2007 goda. URL: http://gazetaslovo.com/%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B 0/item/chislo-bednyh-v-ispanii-sokratilos-vpervye-s-2007-goda.html (data obrashcheniya 13.01.2017).
27. European Group of Search. European Social Model (ESM - PROJECT). For a reform of the ISM. Proposals platform. Rome. 2007. August.
28. Suecia anima a sus jóvenes en paro a buscar trabajo en España y en Grecia. URL: http://www.abc.es/internacional/20130129/abci-suecia-empleos-201301281751.html (data obrashcheniya 13.01.2017).
29. The European Social Model. URL: https://www.etuc.org/european-social-model (data obrashcheniya 13.01.2017).