Европейская региональная политика как фактор внешнеэкономических связей России и стран Прибалтики
European Regional Policy as a Factor of Foreign Economic Relations Between Russia and the Baltic States
о
CD
< >
Вроблевская Светлана Александровна
помощник председателя ПАО «Сбербанк» (Санкт-Петербург) 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 2
Svetlana A. Vroblevskaya
PJSC "Sberbank"
Krasnogo Tekstil'schika 2, St. Petersburg, Russian Federation, 191124
При трансграничном сотрудничестве на развитие связей между взаимодействующими государствами оказывает влияние как экономическая ситуация внутри самих стран, так и политика региона в целом. В данном случае на взаимоотношения между Россией и странами Прибалтики влияет не только желание самих государств, но и региональная политика Европейского союза (ЕС). Цель. Цель заключается в оценке влияния региональной политики ЕС на экономические отношения между Россией и странами Балтии (Латвией, Литвой и Эстонией). В качестве информационной базы исследования послужили официальные источники и аналитические обзоры, а также различные документы и статьи экспертов.
Методология. Теоретическую и методологическую основы исследования составили научные труды российских и зарубежных исследователей в области региональной интеграции, а также исследования Института региональных проблем, Института Европы РАН и др.
Результаты. Рассмотрено влияние региональной политики ЕС на экономические отношение между Россией и странами Прибалтики (Латвией, Литвой и Эстонией). Дано определение региональной политики ЕС, перечислены ее основные принципы, особенности и пути реализации. Дана характеристика региональной политике ЕС в отношении Балтийского региона. Автором проанализировано, каким образом данная политика отражается на торгово-экономических отношениях России и Прибалтики.
Ключевые слова: региональная политика, экономическая политика, регион ЕС, бюджет ЕС, развитие регионов
In the context of cross-border cooperation, the development of relations between the cooperating states is affected by the countries' economic situation as well as the regional policy
as a whole. In this particular case, relations between Russia and the Baltic States are affected not only by the willingness of the countries themselves but also by the regional policy of the European Union. Aim. This study assesses the impact of the EU regional policy on the economic relations between Russia and the Baltic States (namely, Latvia, Lithuania, and Estonia). Official sources, analytical reviews, various documents, and expert articles serve as the sources of information of the study.
Methods. The theoretical and methodological basis of the study includes scientific works of Russian and foreign researchers in the field of regional integration and studies of the Institute of Regional Problems and the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences.
Results. The impact of the regional policy of the European Union on the economic relations between Russia and the Baltic States (namely, Latvia, Lithuania, and Estonia) is examined. A definition of the EU regional policy is provided, listing its basic principles, features, and ways of implementation. Regional policy of the EU in relation to the Baltic region is characterized. The author analyzes the way this policy affects trade and economic relations between Russia and the Baltic States. Keywords: regional policy, economic policy, EU region, EU budget, regional development
В настоящее время международные экономические отношения формируются под воздействием процессов глобализации, интеграции и дезинтеграции. Хотя способы межгосударственных взаимодействий весьма разнообразны и географические расстояния с каждым годом все более условны и легко преодолеваемы, местоположение страны часто используется в качестве конкурентного преимущества.
Экономические связи с соседними странами и регионами способствуют притоку дополнительных инвестиций, созданию единых экономических пространств, расширению торговых отношений и укреплению туристических связей. Все это способствует стабильному экономическому развитию как страны, так и региона.
Взяв за основу позиции экспертов, мы понимаем под региональной политикой политику центра по отношению к регионам, под регионом ЕС — административно-территориальное объединение его государств-членов [1]. Европейский союз (ЕС) представляет собой сложное образование, в рамках которого его члены предпринимают попытки достичь наиболее гармоничного развития с помощью интеграции. ЕС обладает абсолютно уникальным интеграционным механизмом, который в наиболее возможной степени учитывает экономические и политические особенности стран-членов, а также предпринимает попытки согласовать параметры экономик разного уровня и примирить интересы разных по величине и политической значимости государств [2].
Цель европейской интеграции состоит в наращивании экономической мощи региона за счет использования возможностей всех его стран. Однако очевидно, что при наличии в организации 28 членов, стоящих на различном уровне социально-экономического развития, политика администрации ЕС должна строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого государства. Региональные программы ЕС призваны подчеркнуть стремление административного аппарата организации учитывать индивидуальные особенностей стран-членов для поддержания наиболее гармоничного развития. Также «можно заметить, что в текстах ЕС термин "региональная политика" все чаще заменяется понятием "политика сплочения". Таким образом, происходит изменение понятийного аппарата: фактически политика сплочения означает переплетение региональной политики и социальной политики, когда они уже не рассматриваются изолированно друг от друга. Политика сплочения предполагает одновременное сплочение по горизонтали (между регионами — региональная политика) и по вертикали (между слоями общества — социальная политика)» [3].
Реалии мировой экономики таковы, что любой ее актор находится в процессе непрерывного поиска способов расширения своих возможностей и извлечения большей выгоды из хозяйственной деятельности. Сотрудничество с соседними странами и регионами представляется очевидным следствием подобного поиска. Российская Федерация является ближайшим не входящим в ЕС соседом
для Латвии, Литвы и Эстонии. Построение ^
устойчивых экономических связей принес- |
ло бы обоюдные выгоды, однако по многим °
(в основном по политико-историческим) при- °
чинам этот процесс развивается медленно. ®
Мы не ставим перед собой задачу анализа ^
исторических процессов. Некоторые эксперты, ^
например директор Института региональных ^
проблем Д. А. Журавлев, характеризуют их ^
как «иррациональные и психологические» з
[4]. Остановимся на представлении текущего ^
положения дел в экономических взаимоотно- °
шениях указанных стран. с
Большая научно-исследовательская работа з
в данной области проводится в Институте Ев- ^
ропы РАН. Обстоятельно изучаются не толь- ^
ко интеграционные процессы в Европе [5], £
<
но и механизм взаимоотношений ЕС и РФ, а также устанавливается место России в процессах интеграции и глобализации [6]. Следует отметить, что при построении взаимосвязей с другими странами государство должно в первую очередь учитывать собственные интересы. В сфере национальных интересов и геополитических приоритетов для Латвии, Литвы и Эстонии уже долгие годы важнейшее место занимает развитие отношений с западными соседями, укрепление своих позиций в качестве государств — членов ЕС. Цели в области этих интересов достигаются сравнительно успешно. прибалтийские страны получают дополнительное финансирование от ЕС. Поступающие от них предложения по финансированию приоритетных для них задач были в значительной степени удовлетворены Евросоюзом.
Региональная политика Евросоюза реализуется разными комитетами и ведомствами, в зависимости от направления той или иной программы. На сегодняшний день финансирование региональной политики ЕС осуществляется посредством трех институтов: Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда и Фонда сплочения [7]. Принципы и направления региональной политики (равно как и бюджет, выделяемый на реализацию тех или иных целей) пересматриваются в соответствии с изменяющимися условиями интеграции. Начиная с 2007 г. они определены следующим образом.
• Сближение: содействие развитию наименее развитых государств и регионов, где ВВП на душу населения меньше 75% среднего по ЕС.
• Региональная конкурентоспособность и занятость: регионы ЕС должны укреплять конкурентоспособность, увеличивать количество и привлекательность рабочих мест.
• Европейское территориальное сотрудничество, исходя из необходимости поддержки межграничных и межрегиональных взаимодействий [8].
^ Новый бюджет отличается незначительным | отходом от политики финансовой поддерж-° ки наиболее развитыми членами ЕС бедных ° стран Центральной и Восточной Европы. При ® этом основное внимание уделяется вопросам ^ природных ресурсов и борьбе с безработицей. ^ Однако финансирование по статье «Экономи-5 ческое, социальное и территориальное сплоче-^ ние» все же занимает значительную долю в бу-5 дущих расходах ЕС. Если в 1984 г. подобные ^ расходы составляли 70% суммарного объема ° бюджетных средств [9] организации, в 2007-^ 2013 гг. — 42% [10], то в 2014-2020 гг. — | 39% [11-12].
^ Очевидно, что проблемы в мировой эконо-§ мике и политические события последних лет ^ (возмущение налогоплательщиков стран Западной Европы, выход Великобритании из Евросоюза, приход к власти в США последовательного евроскептика Д. Трампа и др.) не могут не отразиться на распределении средств ЕС в обозримой перспективе. Наименее развитым государствам ЕС следует быть готовыми к возможному сокращению финансирования и расширять спектр способов пополнения бюджета.
Несколько скорректировался способ разделения регионов ЕС по уровню социально-экономического развития. ВВП на душу населения остается по-прежнему основным критерием оказания помощи, однако пороговые величины, по которым регион относят к тем или иным группам, теперь иные. Регионы подразделяются на «менее развитые (с уровнем валового регионального продукта на душу населения менее 75% от среднего по ЕС-28), переходные (с аналогичным показателем в диапазоне от 75 до 90%) и более развитые (с уровнем душевого дохода выше 90% от среднего по ЕС-28)» [9].
По геополитическому признаку Еврокомис-сия выделяет четыре макрорегиона, которые образуют страны — члены ЕС (некоторые из них относятся к нескольким регионам) и соседние с ними государства: регион Балтийского моря, Дунайский регион (Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Украина и Молдова) [10], Адриатический регион (Хорватия, Греция, Италия, Словения, Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия) [13] и Альпийский регион (Австрия, Франция, Германия, Италия, Лихтенштейн, Словения и Швейцария) [14].
В рамках стратегии макрорегионального развития реализуются комплексные программы для решения общих задач, стоящих перед определенной географической областью, к которой принадлежат как члены ЕС, так и третьи страны, находящиеся в той же географической зоне. Целью таких программ является
извлечение выгоды из укрепления сотрудничества, достижение экономической, социальной и территориальной сплоченности региона [15]. Латвия, Литва и Эстония рассматриваются в ЕС в рамках региона стран Балтийского моря, который включает в себя такие страны, как Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция. Примечательно, что хотя в некоторых других макрорегионах обозначены третьи страны, не являющиеся членами ЕС, в рамках определения границ Балтийского региона Российская Федерация не упоминается.
«Стратегия Европейского союза для региона Балтийского моря» является комплексным планом мер по улучшению положения в регионе. Основные положения стратегии отражены в трех документах:
1. Коммюнике Европейской комиссии (ЕК), Совета и Европейского парламента [16],
2. План действий, дополняющий Коммюнике, представленный ЕК и Европейскому парламенту [17],
3. рабочие документы организаций (институтов) ЕК, в которых представлены предпосылки, подход и содержание Стратегии [18]. Программа развития Балтийского региона
была утверждена в рамках общих планов ЕС на 2007-2013 гг. и продлена до 2020 г. В ней определены следующие цели: поддержание экологического равновесия в регионе, спасение Балтийского моря, единение стран региона и обеспечение процветания [19]. Для достижения этих целей различные институты ЕС совместно с национальными правительствами стран Балтийского региона должны приложить свои усилия для развития таких областей, как сельское хозяйство, лесоводство, культура и образование, здравоохранение, туризм, охрана окружающей среды, транспортное сообщение, таможенное дело и др. Все эти отрасли рассматриваются как в равной степени важные для достижения регионом устойчивого развития. Правительства стран региона должны реали-зовывать инициативы по развитию указанных в Плане действий сфер, а компетентные органы ЕС обязуются оказывать необходимую (в том числе и финансовую) поддержку.
Приоритетными вопросами для Латвии, Литвы и Эстонии (как и для других стран региона) являются увеличение средств Фонда сплочения и субсидий фермерам по линии общей сельскохозяйственной политики (ОСП) [20], обеспечение финансирования проекта «Рэйл Балтика» по линии программы «Соединить Европу» [21] и сохранение субсидий на развитие сельскохозяйственной деятельности [22].
Латвия, Литва и Эстония, как относительно новые страны — члены (вступили в организацию в 2004 г.), ценят возможности, которые
дает им членство в ЕС, и выражают лояльность его политике. В частности, на протяжении своего членства в ЕС они последовательно осуществляют адаптацию норм ЕС и соотнесение с ними своего национального законодательства.
Хотя выгода от членства стран Балтии для бюджета ЕС незначительна (их вклад в общий ВВП не превышает 0,5%), оно имеет важное геополитическое значение. Брюссель одобряет выбор стран постсоветского пространства в пользу евроинтеграции. Против прибалтийских стран возбуждалось наименьшее число процедур по рассмотрению нарушений [23]. Можно также предположить, что средства, выделяемые по программе сплочения, являются сейчас важным фактором для борьбы с последствиями финансового кризиса 2008 г. в данном регионе.
Страны Балтии получают и будут в имеющихся на сегодня условиях получать помощь от институтов Евросоюза, однако торговые отношения между ними и другими членами ЕС на сегодняшний день не демонстрируют интенсивного развития. Балтия экспортирует около 70% своих товаров в ЕС; экспортно-импортные отношения непосредственно между ними составляют порядка 10%. Основными сферами взаимной торговли между странами Прибалтики являются продукты химической промышленности, минералы, машины и оборудование [24]. По данным Евростата, латвийский и литовский экспорт в ЕС сократился в 2016 г. на 3%, а Эстония увеличила объем вывоза товаров и услуг всего на 1% [25]. Эти изменения незначительны, однако они показательны для ЕС, так как трехпроцентное снижение является четвертым показателем по сравнению со всеми членами ЕС. Подобные данные не стоит оставлять без внимания.
В связи со значимостью общего курса ЕС для формирования внешнеэкономических стратегий прибалтийских стран возможно представить, что при наличии в его региональных программах существенных ссылок на Россию как на возможного партнера для балтийских государств Латвия, Литва и Эстония поддержали бы инициативу развития отношений. Однако в программах ЕС, посвященных развитию балтийских стран, к сожалению, упускается роль России как возможного долгосрочного надежного партнера, который может способствовать процветанию региона. Более того, сегодня отношения России и ЕС испытывают кризис. Об этом было официально заявлено в «Концепции внешней политики РФ». Ранее на официальном портале постоянного представительства Российской Федерации в ЕС приведена нелестная оценка текущей ситуации: «Серьезный удар по отношениям был нанесен односторонними санкционными решения-
ми Европейского союза, принятыми в ущерб g
обоюдным экономическим интересам во имя |
продвижения сомнительных геополитических °
схем. События последних месяцев показали, °
что динамично развивавшиеся торгово-эконо- ®
мические связи Россия-ЕС пока не переросли ^
в подлинное стратегическое партнерство, ба- ^
зирующееся на принципах равноправия, неде- ^
лимости безопасности и взаимного уважения ^ интересов».
В качестве целей внешней политики России ^
в новой Концепции внешней политики заявле- °
но «недопущение дискриминации российских с
товаров, услуг, инвестиций» [26]. В то же з
время остается пространство для переговоров ^
сторон, так как в документе обозначены и та- g
кие цели, как «использование возможностей £
<
международных и региональных экономических и финансовых организаций», «формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами» и др. Россия выступает против дискриминации в процессе экономических взаимосвязей и утверждает, что будет реагировать на подобные действия со стороны других стран.
До тех пор, пока наша страна следует данной Концепции, а ЕС демонстрирует определенный уровень дискриминации в отношении России (экономические санкции, которые должны были быть сняты в 2017 г., продлены еще на полгода [27]), отношения со странами — членами ЕС будут «заморожены». Подобная обоюдная позиция властей не может не сказываться на уровне экономического взаимодействия. Товарооборот между Россией и странами Балтии, который долгое время демонстрировал неуклонный рост, после 2013 г. сократился почти в 2 раза.
В табл. 1 показана динамика внешней торговли РФ со странами Балтии за 2006-2015 гг. Для объективности анализа нами была взята статистика Международного торгового центра (ITC). РФ имеет стабильно положительное сальдо торгового баланса со странами Балтии. На стоимостные объемы торговли существенное влияние оказали и мировой экономический кризис, и система санкций и контрсанкций, введенных в отношении России / Россией в 2014 г.
Доля Российской Федерации в экспорте и импорте стран Прибалтики составляет порядка 10% от общего объема. Структура товарообмена не очень разнообразна, особенно в период введенных сторонами санкций. Экспорт товаров из России в Прибалтику состоит преимущественно из минерального топлива, нефти и продуктов их переработки (77%), удобрений (1,7%), черных металлов (1,6%), древесины и изделий из нее (0,7%), продуктов неорганической химии (0,4%), органических хими-
Таблица 1
Внешняя торговля РФ со странами Балтии в 2006-2015 гг., млн долл. США
о о
CD
Экспорт/ импорт 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Экспорт Латвия 1698 2395 7896 3642 5536 6811 8242 9836 12 486 6699
Импорт Латвия 387 505 593 396 666 675 711 802 651 329
Экспорт Литва 4209 3372 4540 2609 2256 5798 3870 4878 3640 2304
Импорт Литва 702 848 940 841 956 1208 1250 1117 1005 354
Экспорт Эстония 2707 1469 954 890 1543 2611 3473 3747 3496 2012
Импорт Эстония 325 376 521 387 555 990 771 788 1613 459
< >
Источник: Международный торговый центр (ITC).
ческих соединений (0,2%) [28]. Импортирует Россия электрические машины и оборудование, их части (44%), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства (7,5%), фармацевтическую продукцию (2,3%), средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (2%), пластмассы и изделия из них (1,6%).
В качестве поля для взаимовыгодного сотрудничества России со странами Балтии можно рассмотреть развитие транспортных связей — для обеспечения транзита грузов из Европы в Азию и обратно. Трансъевроазиатский маршрут может быть интересен Китаю, Японии, Республике Корея и другим странам азиатского региона. С мая 2003 г. введен в эксплуатацию поезд № 1418 «Балтика-Транзит» — совместный проект Латвии, Литвы, Эстонии, России, Казахстана и Узбекистана для перевозки грузов по направлению Европа — Азия. Конечные пункты маршрута расположены в Казахстане и Афганистане [29]. Продление транзитного маршрута до границы с Китаем не реализовано, хотя идея представляется перспективной и соответствует целям Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [30]. Наиболее заметные усилия в данном направлении делают представители транспортного бизнеса Латвии, активизируя переговорный процесс с грузоотправителями и грузополучателями из Туркменистана, Казахстана и западных областей Китая.
На сегодняшний день ситуация в области сотрудничества с целью ускорения таможенного досмотра или облегчения работы транспортных коридоров между Россией и Прибалтикой омрачена отсутствием согласия сторон. На некоторые действия прибалтийских государств (например, на укрепление отношений с блоком НАТО) Россия реагирует осложнением прохождения таможенного досмотра, что в свою
очередь негативно отражается на скорости транспортного потока [31]. Такие действия, причем обоюдные, препятствуют потеплению отношений между странами. Но, как нам представляется, вопрос об организации транзитных перевозок выгоден для всех участников процесса и должен оставаться в повестке дня до того времени, когда временное охлаждение отношений останется в прошлом и страны будут выражать большее стремление к сотрудничеству.
Расширять товарооборот в условиях санкций нелегко; лучшее, что могут предпринять обе стороны в данной ситуации, — поддерживать дружественный настрой и искать новые возможности для установления партнерских взаимосвязей. Так, очевидной сферой, в которой Россия и страны Прибалтики могут продолжать развитие торговых отношений, является торговля техникой и оборудованием. Россия может использовать рынок Прибалтики как тестовую площадку для расширения предложения своих высокотехнологичных товаров как в Латвии, Литве и Эстонии, так и в странах ЕС.
Перспективной сферой для развития сотрудничества представляется торговля различными химическими продуктами, маслами и топливом. Подобные товары не только присутствуют в структуре товарообмена Россия — страны Балтии, но они являются основными статьями взаимной торговли между Латвией, Литвой и Эстонией. Развитие этой отрасли может иметь и другие положительные последствия: так, эстонское правительство отметило в своем ежеквартальном отчете, что в 2015 г., в связи с поставкой топлива для кораблей, произошло увеличение общего объема экспорта минеральных топлив и масел, что в свою очередь способствовало увеличению объемов морских перевозок [32].
Санкции и ухудшение отношений между Россией и ЕС отрицательно повлияли на торговые отношения между Россией и Прибалтикой. В то же время товарообмен между Прибалтикой и ЕС находится на стабильно невысоком
уровне. Очевидно, что по своему политическому курсу и геополитическим предпочтениям Латвия, Литва и Эстония более нацелены на развитие отношений с ЕС, но сохранение стабильных взаимосвязей с Россией имеет для них важное значение. Это понимают и специалисты по финансовым рынкам. В анализе развития Прибалтийского региона специалисты DanskeBank отмечают тот факт, что ухудшение отношений с Россией может нанести вред Латвии, Литве и Эстонии, а также привести к снижению их ВВП в среднем на 5% [33-35].
Политика Евросоюза в отношении регионов базируется на принципах сплочения всех членов объединения и выравнивания их возможностей. ЕС реализует комплексные, индивидуальные для каждого региона программы поддержки, на финансирование которых в последние годы уходит более 40% бюджета организации. Однако программы ЕС направлены преимущественно на углубление внутренних взаимосвязей между странами-членами, нежели на привлечение иных государств. Так, в программах, посвященных развитию балтийских стран, к сожалению, не учитывается роль России как возможного долгосрочного надежного партнера, который может способствовать процветанию региона.
Пока что национальные интересы стран Прибалтики лежат в области укрепления своих позиций в ЕС, а интересы России направлены на борьбу с дискриминацией. С учетом официальной позиции Российской Федерации и кризиса в отношениях нашей страны и Европейского союза, можно предположить, что в ближайшее время экономические взаимосвязи между Россией и Прибалтикой останутся на прежнем уровне. Однако, в рамках развития концепции добрососедства, странам необходимо поддерживать максимально возможные дружественные отношения и искать дополнительные плоскости, в которых стороны могли бы осуществлять взаимовыгодные проекты.
Перспективными сферами развития сотрудничества России с Латвией, Литвой и Эстонией могут стать такие направления, как, например, реализация программ обучения специалистов и обмен технологиями, поддержка научно-исследовательской деятельности и др. Недостаточно освоенной сферой остается развитие транзитных перевозок грузов по направлению Запад-Восток. С помощью развития данного направления сотрудничества России и Прибалтике удалось бы расширить свои контакты в Азии и привлечь дополнительные средства.
Литература
1. Яровой Г. О., Белокурова Е. В. Европейский союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. СПб.: Норма, 2012. 369 с.
2. Зуев В. Н. Механизм принятия решений в ЕС — g универсальный инструмент примирения интере- s сов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: q https://www.hse.ru/data/136/631/1233/13уев%20 g ВН%20Мех%20реш%203.аое. ^
3. Маркова Т. Региональная политика Европейского к союза: принципы, тенденции развития, сложно- ^ сти, опыт для России / Московская государствен- ^ ная юридическая академия: [Электронный ресурс]. « Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/doeuments/ scient_effort/conf_26-04-01/markova.htm. ^
4. Рекеда С. Политолог: отношения стран Балтии ш с Россией иррациональны в своей основе: Интервью ш с Д. А. Журавлевым // Аналитический
о Балтийском регионе: [Электронный ресурс]. | Режим доступа: http://www.rubaltie.ru/artiele/ з ekonomika-i-biznes/03062014-juravlev/. ^
5. Европейская интеграция: Учебник / Под ред. < О. В. Буториной. М.: Изд. дом «Деловая литера- н тура», 2011. 720 с. <
6. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность / Под общ. ред. Ал. А. Громыко, М. Г. Носова. М.: Весь Мир, 2015. 592 с.
7. The EU's main investment policy / European Commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ec.europa.eu/regional_policy/en/policy/what/invest-ment-policy/.
8. EU Cohesion Policy 1988-2008: Investing in Europe's future / Inforegio Panorama. № 26. June 2008: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec. europa.eu/regional_policy/sources/docgener/panora-ma/pdf/mag26/mag26_en.pdf.
9. Прохоренко И. Л. Многолетний финансовый план ЕС на 2014-2020 годы: новые приоритеты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ime-mo.ru/index.php?id=908&page_id=502&printmode.
10. Financial framework 2007-2013 / European Commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/budget/figures/fin_fwk0713/ fwk0713_en.cfm#cf07_13.
11. Mid-term review/revision of the multiannual financial framework 2014-2020 / European commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ec.europa.eu/budget/mff/figures/index_en.cfm.
12. EU Strategy for the Danube Region / European Commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/policy/ cooperation/macro-regional-strategies/danube/#1.
13. What is the EUSAIR?: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adriatic-ionian.eu/about.
14. An EU Strategy for the Alpine Region / European Commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/en/policy/ cooperation/macro-regional-strategies/alpine/#1.
15. Macro-Regional Strategies / European Commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ec.europa.eu/regional_policy/en/policy/coopera-tion/macro-regional-strategies/.
16. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea Region. Brussels, 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa. eu/regional_policy/sources/docoffic/official/commu-nic/baltic/com_baltic_en.pdf
17. Action Plan. План действий, дополняющий Коммюнике Европейской комиссии Совета и Европейского
Парламента, представленный Комиссии и Европейскому парламенту / Брюссель, 2009: [Электронный
0 ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/re-^ gional_policy/sources/docoffic/official/communic/ ^ baltic/action_2009_en.pdf.
к 18. What is the EUSBSR: [Электронный ресурс]. Ре-jE жим доступа: http://www.balticsea-region-strategy. eu/about.
« 19. Action Plan. European Union Strategy for the Baltic ^ Sea Region. Brussels, 2015: [Электронный ресурс]. ^ Режим доступа: http://service.mvnet.de/_php/ ш download.php?datei_id=1567938. ш 20. EU Budget 2014-2020: Views from across Europe
2 after 7-8 February 2013 / Bulletin on European and CIS Studies / Institute of Europe, Russian Academy
3 of Sciences: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
1 http://mgimo.ru/files2/y11_2013/243404/6.1_eu_ ^ budget_2014_2020.pdf.
н 21. Estonian Government press release 'Peaminister < Ansip osaleb Euroopa Ulemkogukohtumisel' (February 6, 2012, in Estonian): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://valitsus.ee/et/uu-dised/74044/peaminister-ansip-osaleb-euroopa-%C3 %BClemkogu-kohtumisel.
22. Eiropas lietu komisija ar Ministru prezidentu parru-nas jauna ES daudzgadu budzeta sarunu rezultatus / Latvijas Republikas Saeima: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.saeima.lv/lv/aktua-litates/saeimas-zinas/20619-eiropas-lietu-komisija-ar-ministru-prezidentu-parruna-es-daudzgadu-bud-zeta-sarunu-rezultatus.
23. Annual reports on national implementation of EU law / European Commission: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/geninfo/query/ index.do?filterNum=2&queryText=Annual+reports +on+national+implementation+of+EU+law&summ ary=summary&more_options_source=global&more_ options_date=*&more_options_date_from=&more_ options_date_to=&more_options_language=en&more_ options_f_formats=*&swlang=en.
24. Latvia — Relations Estonian Embassy in Riga: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.estemb.lv/estonia_and_latvia.
25. Eurostat: Latvian exports fall at fourth steepest rate among EU member states in January / The Baltic course: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.baltic-course.com/eng/analytics/?doc= 124779.
26. Концепция внешней политики Российской Федерации / Утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.; Мин-во иностранных дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248.
27. Евросоюз продлил санкции против России до 31 июля 2017 года // Ведомости. 19.12.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. vedomosti.ru/politics/news/2016/12/19/670275-evrosoyuz-sanktsii.
28. Обзор торгового оборота России со странами Прибалтики // Единый информационный портал Экспортеры России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/ country/detail/2142/.
29. Вострухов Е. Балтийско-восточный экспресс // Информационный портал «РЖД-Партнер»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://press. rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_ id=5050&id=44602.
30. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID= 704&layer_id=5104&id=3997#5455.
31. Таранова А. Таможня не дает добро // Новая газета. № 134, 28.11.2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/ 2014/11/28/62121-tamozhnya-ne-daet-dobro.
32. Eesti Statistika Kvartalikiri. 4/16. Quarterly Bulletin of Statistics Estonia / Published by Statistics Estonia, Tallinn, 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.ee/publication-2016_quarterly-bulletin-of-statistics-estonia-4-16.
33. Grajauskas R. Baltic economies in 2015-2016 / Research of Danske bank, 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://danskeresearch.dan-skebank.com/link/Balticeconomiesin20152016/$file/ Baltic_economies_in_2015_2016.pdf.
34. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-октябрь 2016 г. / Федеральная таможенная служба РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. customs.ru/index2.php?option=com_content&view =article&id=24469&Itemid=1976.
35. Bilateral trade between Russian Federation and China // ITC Trade Map Trade statistics for international business development: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trademap. org/(X(1)S(3wvaej4544ijyavxd1klir45))/Bilateral_ TS.aspx?nvpm=1|643||156||TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|.
References
1. Yarovoy G. O., Belokurova E. V. Evropeyskiy Soyuz dlya regionov: chto mozhno i nuzhno znat' rossiys-kim regionam o ES [European Union for the Regions: What can and should be known to the Russian regions about the EU]. St. Petersburg, Norma Publ., 2012. 369 p.
2. Zuev V. N. The mechanism of decision-making in the EU is a universal tool for reconciling interests. Available at: https://www.hse.ru/data/136/631/1233/13уев%20 ВН%20Мех%20реш%203.doc. (in Russ.).
3. Markova T. Regional policy of the European Union: Principles, development trends, challenges, experience for Russia. Moscow State Law Academy. Available at: http://eulaw.edu.ru/documents/sci-ent_effort/conf_26-04-01/markova.htm. (in Russ.).
4. Rekeda S. Political scientist: Relations of the Baltic States with Russia are irrational in their basis. Interview with D.A. Zhuravlev. Analytical portal about the Baltic region RuBALTIC.Ru. Available at: http://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/03062014-juravlev/. (in Russ.).
5. Butorina O. V., ed. Evropeyskaya integratsiya [European integration]. Moscow, Delovaya literatura Publ., 2011. 720 p.
6. Gromyko A. A., Nosova M. G., eds. Evropeyskiy soyuz v poiske global'noy roli: politika, ekonomika, bezopasnost' [The European Union in search of a global role: Politics, economics, security]. Moscow, Ves' mir Publ., 2015. 592 p.
7. The EU's main investment policy. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/re-gional_policy/en/policy/what/investment-policy/.
8. EU cohesion policy 1988-2008: Investing in Europe's future. Inforegio Panorama, June 2008, no. 26.
Available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/docgener/panorama/pdf/mag26/mag26_ en.pdf.
9. Prokhorenko I. L. The EU's multi-year financial plan for 2014-2020: New priorities. Available at: http://www.imemo.ru/index.php?id=908&page_id= 502&printmode.
10. Financial framework 2007-2013. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/budget/ figures/fin_fwk0713/fwk0713_en.cfm#cf07_13.
11. Mid-term review/revision of the multiannual financial framework 2014-2020. European commission. Available at: http://ec.europa.eu/budget/mff/fig-ures/index_en.cfm.
12. EU Strategy for the Danube Region. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/re-gional_policy/en/policy/cooperation/macro-region-al-strategies/danube/#1.
13. What is the EUSAIR? Available at: http://www. adriatic-ionian.eu/about.
14. An EU Strategy for the Alpine Region. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/re-gional_policy/en/policy/cooperation/macro-region-al-strategies/alpine/#1.
15. Macro-Regional Strategies. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/ en/policy/cooperation/macro-regional-strategies/.
16. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea Region. Brussels, 2009. Available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/docoffic/official/communic/baltic/com_bal-tic_en.pdf.
17. The Action Plan, supplementing the Communiqué of the European Commission of the Council and the European Parliament, submitted to the Commission and the European Parliament. Brussels, 2009. Available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/docoffic/official/communic/baltic/action_ 2009_en.pdf.
18. What is the EUSBSR. Available at: http://www. balticsea-region-strategy.eu/about.
19. Action Plan. European Union Strategy for the Baltic Sea Region. Brussels, 2015. Available at: http:// service.mvnet.de/_php/download.php?datei_id= 1567938.
20. EU Budget 2014-2020: Views from across Europe after 7-8 February 2013. Bulletin on European and CIS Studies. Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Available at: http://mgimo.ru/files2/ y11_2013/243404/6.1_eu_budget_2014_2020.pdf.
21. Estonian Government press release. Prime Minister Ansip will attend the European Council meeting. February 6, 2012. Available at: http://valitsus.ee/ et/uudised/74044/peaminister-ansip-osaleb-euroo-pa-ulemkogu-kohtumisel. (in Estonian).
22. The European Affairs Committee will discuss new multi-annual EU budget negotiations results with the Prime Minister. Latvian Parliament. Available at: http://www.saeima.lv/lv/aktualitates/saeimas-zinas/20619-eiropas-lietu-komisija-ar-ministru-prezidentu-parruna-es-daudzgadu-budzeta-sarunu-rezultatus. (in Latvian).
23. Annual reports on national implementation of EU law. European Commission. Available at: http://
ec.europa.eu/geninfo/query/index.do?filterNum=2 g &queryText=Annual+reports+on+national+implem s entation+of+EU+law&summary=summary&more_ q options_source=global&more_options_date=*&more_ ^ options_date_from=&more_options_date_to=&more_ ^ options_language=en&more_options_f_formats= K *&swlang=en. ^
24. Latvia - Relations. Estonian Embassy in Riga. ^ 11.11.2014. Available at: http://www.estemb.lv/ " estonia_and_latvia.
25. Eurostat: Latvian exports fall at fourth steepest ^ rate among EU member states in January. 2016. lu The Baltic course. Available at: http://www.baltic- lo course.com/eng/analytics/?doc=124779. 2
26. Concept of foreign policy of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation 3 V. V. Putin on November 30, 2016. The Ministry of ^ Foreign Affairs of the Russian Federation. Available < at: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-Zas- h set_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248. < (in Russ.).
27. The European Union extended sanctions against Russia until July 31, 2017. Vedomosti, December 19, 2016. Available at: http://www.vedomosti.ru/ politics/news/2016/12/19/670275-evrosoyuz-sank-tsii. (in Russ.).
28. Overview of Russia's trade turnover with the Baltic countries. 20.04.2015. Unified information portal Exporters of Russia. Available at: http://www.rus-exporter.ru/research/country/detail/2142/. (in Russ.).
29. Vostrukhov E. Baltic and East express. Information portal "RZD-Partner". Available at: http://press. rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_ id=5050&id=44602.
30. Decree of the Government of the Russian Federation of June 17, 2008, No. 877-r "On the Strategy for the Development of Railway Transport in the Russian Federation up to 2030". Available at: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ ID=704&layer_id=5104&id=3997#5455. (in Russ.).
31. Taranova A. Customs does not give permission. Novaya gazeta, November 28, 2014, no. 134. Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/ 2014/11/28/62121-tamozhnya-ne-daet-dobro. (in Russ.).
32. Eesti Statistika Kvartalikiri. Quarterly Bulletin of Statistics Estonia, 2016, no. 4. Available at: http:// www.stat.ee/publication-2016_quarterly-bulletin-of-statistics-estonia-4-16.
33. Grajauskas R. Baltic economies in 2015-2016. Vilnius, Danske bank A/S Lithuania branch. 2014. 23 p. Available at: http://danskeresearch.danske-bank.com/link/Balticeconomiesin20152016/$file/ Baltic_economies_in_2015_2016.pdf.
34. Foreign trade of the Russian Federation by major countries for January-October 2016. Federal Customs Service of the Russian Federation. Available at: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_co ntent&view=article&id=24469&Itemid=1976. (in Russ.).
35. Bilateral trade between Russian Federation and China. ITC Trade Map. Trade statistics for international business development. Available at: http://www. trademap.org/(X(1)S(3wvaej4544ijyavxd1klir45))/ Bilateral_TS.aspx?nvpm=1|643||156||TOTAL|||2|1|1| 1|2|1|1|1|.