Научная статья на тему 'Европейская интеграция и восточная Европа: от унификации к многообразию'

Европейская интеграция и восточная Европа: от унификации к многообразию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1951
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / EASTERN EUROPE / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / WESTERN EUROPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Дмитрий Васильевич

В данной статье представлен краткий обзор двух проектов европейской интеграции, возникших в годы «холодной войны» – советского «социалистического блока» и западноевропейской «зоны экономического сотрудничества». В статье содержится сопоставление некоторых их аспектов, а также дан обзор дальнейшего развития интеграции в Европе после исчезновения советского блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European integration and Eastern Europe: from unification to diversity

The article provides a brief overview of the two projects of European integration which were worked out in the period of the Сold War – by the Soviet “socialist bloc” and by Western European “area of economic cooperation”. The author compares some aspects of these projects and provides an overview of the further development of integration in Europe after the the Soviet bloc was dismantled.

Текст научной работы на тему «Европейская интеграция и восточная Европа: от унификации к многообразию»

Д.В. Соколов

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ УНИФИКАЦИИ К МНОГООБРАЗИЮ

В данной статье представлен краткий обзор двух проектов европейской интеграции, возникших в годы «холодной войны» - советского «социалистического блока» и западноевропейской «зоны экономического сотрудничества». В статье содержится сопоставление некоторых их аспектов, а также дан обзор дальнейшего развития интеграции в Европе после исчезновения советского блока.

Ключевые слова: интеграция, Европейский союз, Восточная Европа, Западная Европа.

Во второй половине 1940-х годов Европа оказалась поделенной на два враждебных лагеря и стала ареной соперничества двух сверхдержав - СССР и США, каждая из которых была заинтересована в консолидации своих европейских союзников. Но если страны Западной Европы довольно быстро придали интеграции не столько военное, сколько экономическое направление, то в Восточной Европе интеграционный вектор был направлен в противоположную сторону - от экономического объединения к военно-политическому союзу.

Значимой интеграционной инициативой того периода в Западной Европе стало подписание соглашений, оформивших ЕЭС -в 1951 г. представители шести стран (Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) подписали в Париже договор создания Европейского объединения угля и стали, а в 1957 г. в Риме состоялось подписание договора о создании Европейского экономического сообщества и Европейского агентства по атомной

© Соколов Д.В., 2013

энергии. Эти организации составили институциональный каркас будущего Европейского союза, заложив основы европейской интеграции на десятилетия вперед.

В тот же период началась консолидация стран Восточной Европы. Первым шагом стало создание в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), призванного развивать экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических государств. Изначально в СЭВ входило шесть стран (СССР, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния и Польша), однако именно Советский Союз всегда играл в нем лидирующую роль. Вторым шагом стало оформление в 1955 г. военно-политического союза, известного как Организация Варшавского Договора (ОВД), в его состав вошли СССР, Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, ГДР и Чехословакия1.

Так Европа была разделена на два лагеря, каждый из которых представлял собственный вариант интеграции. И если на Западе основной сферой интересов для участников интеграционного процесса была экономика, а в военных аспектах каждый член ЕЭС и НАТО сохранял значительную самостоятельность, то на Востоке интеграция проводилась через внешнее давление - СССР был доминирующей силой в регионе и другие члены социалистического лагеря не могли высказывать открытое неповиновение без риска оказаться в изоляции.

Два сценария европейской интеграции, развивавшиеся в годы «холодной войны», носили диаметрально противоположный характер. В странах Западной Европы экономическая сторона интеграции почти сразу возобладала над политикой и военной сферой (хотя последние отнюдь не были исключены), и сам процесс интеграции можно проследить через переговоры: его архитектура выстраивалась медленно и с большим количеством политических кризисов. В странах Восточной Европы интеграция должна была создать монолитный блок на случай военного конфликта: экономика (хотя СЭВ и возник раньше, чем ОВД) всегда оставалась на втором плане. Запад имел целью гармонизировать многообразие участвовавших в интеграции стран, а Восток стремился к унификации, основанной на советском примере.

В июне 1993 г. на саммите в Копенгагене страны Европейского союза официально назвали критерии вступления в ЕС - они были перечислены в Декларации Европейского совета. Все они делятся на политические, экономические и законодательные2. Основным политическим критерием является наличие в стране работоспособ-

ной демократической системы. В экономической области - наличие конкурентоспособной рыночной экономики. В юридической сфере - готовность страны-кандидата имплементировать общие для всех стран ЕС нормы и стандарты, которые и являются основой для интеграции. Для реализации интеграционных программ ЕС создал специальные институты, выполняющие посреднические функции между национальными правительствами и наднациональными органами ЕС.

Еще в 1989 г. страны ЕЭС начали реализацию программы PHARE (Poland & Hungary: Assistance for Reconstructuring their Economies), которая была направлена на помощь Польше и Венгрии в проведении экономических реформ; позднее список стран-участниц программы расширился и охватил, помимо трех прибалтийских государств, также Чехию, Словакию, Словению, Болгарию и Румынию. Основные цели PHARE сводятся к следующим: развитие общественно значимых институтов, обеспечение конвергенции стран-кандидатов с юридической базой ЕС и реализация мер по экономическому и социальному выравниванию. Еще одним институтом, призванным помочь странам-кандидатам из Восточной Европы в присоединении к ЕС, стала программа 1999 г. SAPARD (Special Accession Programme for Agriculture & Rural Development), целью которой была помощь в модернизации аграрного сектора экономики и провинциальных центров (отдаленных и экономически депрессивных районов). И в тот же год была принята третья программа, созданная для помощи странам Восточной Европы в развитии процесса интеграции, - ISPA (Instrument for Structural Policies for Pre-Accession), задача которой заключалась в обновлении инфраструктуры стран-кандидатов; основным направлением деятельности программы было финансирование проектов по развитию природоохранной системы и транспортной сети3.

Каждая из этих программ действовала как минимум до середины 2000-х годов, когда произошло самое крупное в истории ЕС расширение. В мае 2004 г. в состав Евросоюза вошли Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, а также Латвия, Литва, Эстония, Словения и два островных государства - Мальта и Кипр. Болгария и Румыния, однако, остались за пределами этой волны расширения ЕС; причины отставания лежали в социально-политической плоскости и в экономике4. Эти страны вошли в ЕС только в январе 2007 г.

Таким образом, ЕС продемонстрировал, что интеграция возможна (а иногда и необходима) на разных скоростях - стратегия Брюсселя заключалась не в том, чтобы добиться расширения как

можно быстрее, но в том, чтобы создать механизмы, способствующие реформам в каждой отдельной стране. В своей интеграционной стратегии ЕС ориентировался на сохранение многообразия, т. е. на то, чтобы гармонизировать множество различных национальных законодательств и экономик, а не на то, чтобы лишить государства своеобразия, взамен предоставив им некий набор стандартизированных благ.

Вторая мировая война и начавшаяся после нее «холодная война» привели к оформлению на континенте враждебных блоков, каждый из которых должен был крепить внутренние связи в условиях противостояния сверхдержав. Иными словами, для Запада и Востока вызов был сходным: интеграция как ответ на возможность возникновения новой войны. Но подходы к интеграции в каждом из блоков сильно отличались.

Восточная Европа была объединена в рамках социалистического лагеря, основными структурами которого были ОВД и СЭВ, а также идеологическая однородность режимов в регионе. СССР выстраивал свой интеграционный проект в Европе на основе сведения множества стран к единообразию и стремился воспрепятствовать любым серьезным шагам своих союзников во внешней политике, особенно в военном и экономическом ее аспектах. Эта интеграция покоилась прежде всего на внешнем давлении, а не на внутренних связях между ее участниками. И носила она явно иерархический характер: несмотря на формальное равенство всех стран, решающий голос в делах Восточной Европы всегда оставался за СССР.

При такой интеграционной стратегии, основанной на внешнем воздействии и нивелировании многообразия, самой острой проблемой становились попытки инакомыслия и выхода из системы. Каждый кризис советского блока был так или иначе связан с отказом проводить указанную в Москве политику. В конце 1940-х годов от «народных демократий» откололась Югославия: конфликт продолжался до середины 1950-х годов, когда Советский Союз все же признал право югославов на автономию в рамках социалистического лагеря. Но в то же время СССР своими жесткими действиями во время кризиса 1956 г. в Венгрии дал понять, что любые попытки выйти из советского блока будут пресечены силовыми средствами. Когда в конце 1960-х годов чехословацкие коммунисты попытались дистанцироваться от Москвы, СССР вновь отреагировал карательными мерами, силой восстановив в стране лояльное Москве правительство.

При этом, несмотря на силовые акции и деятельность институтов, которые должны были скреплять восточноевропейские страны, внутреннее единство блока со временем подверглось эрозии. Помимо вышеназванных кризисов, в Восточной Европе наблюдались процессы постепенного обособления социалистических государств от Москвы: в 1960-е годы ухудшались отношения с Албанией и Румынией, а с начала 1980-х годов развивался кризис в Польше. Примечательно, что, когда СССР объявил о выводе своих войск из Восточной Европы, правящие режимы почти везде в регионе рухнули без какого-либо кровопролития и никто из новых лидеров не пожелал сохранить никакие интеграционные структуры из тех, что действовали в годы социализма: ОВД и СЭВ исчезли практически бесследно. Наследие советской интеграции оказалось неожиданно хрупким для проекта, который существовал десятилетиями и демонстрировал внешнюю монолитность.

Западная Европа сосредоточилась сначала на создании прочных межгосударственных экономических связей, которые помогли бы возникновению взаимозависимости западноевропейских стран друг от друга и тем самым снизили бы возможность нового военного конфликта. Интеграция в Западной Европе долгое время носила преимущественно экономический характер, и лишь после окончания «холодной войны» в ней стали все более активно появляться политические компоненты. Отчасти это обусловлено тем, что в годы противостояния с СССР военные аспекты были связаны с внеевропейской державой - США, а также атлантическим блоком, в котором Вашингтон был «первым среди равных». Когда в начале 1990-х годов борьба сверхдержав завершилась крахом мировой системы социализма и распадом СССР, в Западной Европе политика вышла на первый план, отодвинув экономические и военные вопросы. Здесь интеграция с самого начала обеспечивалась не внешним давлением, но желанием национальных правительств предотвратить новые войны на континенте, для чего было решено создать сеть взаимодополняющих (и усиливающих взаимозависимость) организаций. Проект, возникший в Западной Европе, таким образом, изначально носил полицентричный, даже сетевой, характер, и основывался на компромиссах и взаимовыгодных соглашениях, а не на трансляции желаний одного участника всем остальным.

Из этой специфики вытекает и характер тех вызовов, с которыми сталкивалась западноевропейская интеграция. Наиболее серьезные кризисы в Европейском сообществе были связаны с вопросами распределения полномочий между национальными

правительствами и наднациональными органами власти: поскольку ЕЭС первоначально не имел ясно выраженной иерархической структуры (вместо нее существовала сеть договоров, образующая то, что позднее станет называться «колоннами», поддерживающими интеграцию) и его компетенции в принципе были предметом переговоров и компромиссов, отдельные страны нередко оспаривали решения наднациональной власти (так, например, в 1960-е годы Франция, после длительного кризиса в отношениях с соседними странами ЕЭС, добилась того, чтобы жизненно важные для отдельного государства решения принимались единогласно, а не путем квалифицированного большинства).

Еще один примечательный момент: с окончанием «холодной войны» (и внешней угрозы со стороны СССР) интеграция в Западной Европе не прекратилась, а ускорилась. На период 1995— 2007 гг. приходится несколько волн расширений Евросоюза, по итогам которых в составе ЕС оказались практически все бывшие участники советского интеграционного проекта, а также целый ряд других государств. Проект европейской интеграции, основанный на создании общего рынка и открытых внутренних границ, доказал свою способность к саморазвитию без наличия внешнего давления.

Что еще более важно, история сопоставления европейских проектов интеграции показывает необходимость и желательность многообразия - в то время как Советский Союз стремился нивелировать его, управляя своими союзниками единолично, и подчинял субъектов интеграции своей воле, ЕЭС стремился гармонизировать то огромное пространство различий, которое лежало перед ним сначала в Западной Европе, а затем и в странах бывшего социалистического лагеря. Если советский проект интеграции был направлен на унификацию и обеспечение идеологического единообразия, то западноевропейский интеграционный проект с самого начала исходил из необходимости выстраивать сложные системы совместных решений, принимаемых в рамках многообразного, даже пестрого, региона, каждая страна которого должна была иметь свое право голоса в создаваемом общем пространстве.

Примечания

1 Вопросы оформления советской сферы влияния в Восточной Европе см.: Быстрова Н. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе, 1945-1955. М.: Кучково Поле, 2007.

Решения копенгагенского саммита и детализацию по критериям см.: Copenhagen European Council, Presidency's Conclusions // EC Bull. 1993. № 6. Работа последних двух программ рассматривалась в контексте «политики выравнивания», принятой в начале 1990-х годов: чтобы достичь более высоких стандартов жизни, приемлемых для ЕС в целом, странам Восточной Европы было необходимо провести широкие реформы не только в политике и экономике, но и в области социальной сферы. Эти преобразования включали реорганизацию системы социального обеспечения и оздоровление депрессивных регионов, способных оказать негативное воздействие на экономическую динамику стран-кандидатов.

Мониторинговые отчеты ЕС фиксировали, что, несмотря на тенденцию к оздоровлению экономики в Болгарии и Румынии, заметную в начале - середине 2000-х годов, обе страны страдают от высокого уровня коррупции, а также пробуксовки реформ в судебной системе. См.: Romania. May 2006 Monitoring Report. Brussels, SEC (2006). P. 35; Monitoring report on the state of preparedness for EU membership of Bulgaria and Romania. Brussels, COM (2006). P. 9-10.

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.