УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2022. Т. 19, № 2. С. 81-90. УДК 343
Б01 10.24147/1990-5173.2022.19(2).81-90
ЕВРОМАЙДАН: КРИМИНОЛОГО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
М. П. Клеймёнов1, И. М. Клеймёнов2, Е. М. Сейбол1
1 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия 2 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия,
г. Санкт-Петербург, Россия
Введение. В статье освещаются события, связанные с последствиями нацификации Украины, центральным звеном которых явился Евромайдан. Цель. Цель исследования - криминолого-правовой анализ современной ситуации, сложившейся в сфере российско-украинских отношений и установление императивов реагирования на неё. Методология. Методологическая база криминолого-правового анализа опирается на диалектический, исторический, социологический и логический методы. Результаты. В основу статьи положены материалы онлайн-опроса 286 респондентов, проведённого в марте 2022 г. в Омске и Санкт-Петербурге. В статье обсуждены последствия выбора Украины в пользу евроинтеграции; бегства российской элиты после начала специальной российской операции, проблема коллаборационизма и мер противодействия ему. Рассмотрены вопросы манипулирования сознанием и русофобии, политика антироссийских санкций и её эффективность. Заключение. Евромайдан - цивилизационный выбор Украины, преступный для её политического руководства и нацистов, трагический для населения. Этого не понимают не только украинцы, но и многие граждане России. Императивами современной ситуации являются проведение воспитательной работы среди молодёжи, принятие правовых мер в отношении коллаборационистов. Стратегически важно обеспечить полномасштабное включение патриотических ресурсов в систему отечественной пропаганды, которая во многом остаётся ориентированной на западные установки.
Ключевые слова: Евромайдан; Украина; Россия; русофобия; манипулирование; санкции.
1. Введение
Евромайданом стали называть события, связанные с организацией осенью 2013 г. массовых беспорядков на Майдане Незалеж-ности (площади Независимости) в Киеве в ответ на решение Кабинета министров Украины приостановить подготовку к заключению соглашения об ассоциации с Европейским союзом и активизировать усилия по объединению с Евразийским экономическим союзом и Россией. Массовые беспорядки были организованы тремя парламентскими партиями Украины: Всеукраинским объединением «Батькивщина» (лидер - Ю. Тимошенко), Украинским демократическим альянсом за реформы - УДАР (лидер -В. Кличко), Всеукраинским объединением «Свобода» (лидер - О. Тягнибок), объявив-
шими о создании «Штаба национального сопротивления», к которому примкнули праворадикальные организации, составившие экстремистское сообщество «Правый сектор» (лидер - В. Ярош). Их организационная деятельность, помноженная на непрофессиональную реакцию легитимной власти, привела к государственному перевороту 2014 г. и новому пониманию украинского праздника Дня единства Востока и Запада [1]. Этот праздник (22 января) стал пониматься уже не как идеологическое единение двух частей Украины - Восточной и Западной, а в плане выбора судьбы государства - как отказ от сотрудничества с Россией в пользу слияния с западной цивилизацией. Именно в духе этого выбора стали именовать государственный переворот «Революцией достоинства»
и «продвижением демократии» различные авторы [2; 3; 4], намеренно или по наивности игнорируя ставшие афоризмом слова Р. Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень Суд».
Цель исследования - криминолого-пра-вовой анализ современной ситуации, сложившейся в сфере российско-украинских отношений и установление императивов реагирования на неё.
2. Методология
Методология криминолого-правового анализа событий, связанных с Евромайданом, опирается на диалектический, исторический, социологический и логический методы.
3. Евромайдан - трагический цивили-зационный выбор
Украина - это часть исторической России (Малороссия), тем более что в состав современной России волей советских политиков включена Новороссия - причерноморская территория - плод «вековых усилий русского народа и государства по обеспечению стабильности своих южных границ, возвращению ранее утраченных земель, ликвидации крымско-турецкой угрозы и борьбы за "выход к морю"» [5, с. 24]. Россия и братская Украина не могут принадлежать к западной цивилизации - у них своё место в этом мире. Это место правильно указано А. Дж. Тойнби, который назвал его русской православной цивилизацией [6, с. 37-38]. Наши этносы ведут своё происхождение от одного корня, что документально засвидетельствовано историками [7; 8]. Иной взгляд на этот предмет не отвечает критерию научности; он намеренно и исключительно политизирован и имеет явной целью разорвать вековые связи между русским и украинским народами [9; 10; 11]. Такой разрыв имеет цивилизационный характер, поскольку противостояние затрагивает духовную сферу народной жизни.
Этого не хотят понять на Украине, не все понимают и в России. Нами проведён онлайн-опрос российских граждан о событиях Евромайдана1. Респондентам был предложен такой вопрос: «В истории России всегда превалировало мнение, что русские (великороссы), украинцы (малоросы) и белорусы -это триединый русский народ. Но уже три десятилетия на Украине настойчиво утверж-
дается, что украинцы - самостоятельная и самодостаточная нация, более близкая по своим корням и менталитету к Западу, чем к России. Согласны ли Вы с этим?» Ответы распределились следующим образом (в %):
а) да - 15,8;
б) скорее да, чем нет - 11,1;
в) не знаю - 10,3;
г) скорее нет, чем да - 26,4;
д) нет - 37,4.
Как видим, количество согласных с приведённым антиисторическим утверждением составляет почти треть среди опрошенных, если к ним приплюсовать ещё 10 процентов лиц, не определившихся со своим мнением («уклонистов»), то это число ещё более возрастёт. Иными словами, в России существует довольно представительная категория граждан, мыслящих мифологическими категориями, которые распространялись не только на Украине, но и в Белоруссии, и в России, пропитывая молодёжь прозападными настроениями и предпочтениями. Для них фастфуд понятнее и приятнее Даров волхвов.
Евроинтеграция - это выбор Украины, трагический для её народа и драматический для Запада. Трагедия украинского народа заключается в том, что «вхождение» в западную цивилизацию потребует окончательного слома «духовного кода» и превращения православного народа в толпу экспатов. Драма Запада начинает только разворачиваться, она подойдёт к кульминации, когда украинская нацификация отзовётся массой проблем на территории европейских стран, принявших украинских мигрантов и беженцев. В обоих случаях поражает нежелание включать разум и просчитать последствия при выработке судьбоносной стратегии, что одинаково верно как для хлынувших на Запад жителей Украины, так и для прозападно настроенных политиков многих государств.
4. Бегство элиты
К этой части населения относятся и те, кто в связи с началом специальной военной операции срочно покинул страну, отказываясь разделить её судьбу. Далеко не у всех они вызывают негативное отношение. На вопрос: «Какое отношение вызывают у Вас представители элиты, покинувшие страну?» получены такие ответы (в %):
а) положительное - 13,0;
б) нейтральное - 36,5;
в) отрицательное - 36,5;
г) крайне отрицательное - 14.
Половина респондентов продемонстрировали реакцию, которая указывает на атрофию совести - того нравственного чувства, которое называют в отечественной православной традиции «внутренним оком» - Бо-жиим гласом в человеческой душе [12, с. 210-212]. Закономерен вопрос, который часто обращают к «перелётной элите»: как у них обстояло дело с совестью, когда Вооружённые силы Украины в течение восьми лет обстреливали дома мирно спящих граждан Донецка и Луганска из артиллерийских орудий и миномётов? Почему они молча взирали на геноцид в отношении населения ДПР и ЛНР, осуществляемый киевской властью?2 Никакого честного ответа на эти вопросы они дать не могут, потому что их пацифизм есть не что иное, как сублимация животной потребности комфортного существования (для сервильного класса шоуменов и проституток) или чёткое выполнение западных установок (для олигархата и пропагандистов).
Сразу заметим, что коллаборационисты и предатели всё равно не будут оценены Западом в той мере, какую они рассчитывают получить за свою «евролояльность». Зато у гражданского общества России, которое формируется на основе подлинного, а не имитационного патриотизма, появляется возможность потребовать от властей адекватной реакции на подобное поведение. На вопрос «Какие меры можно предпринять в отношении коллаборационистов?» получены ответы (в %):
а) экономические (лишить доступа на ТВ и пр.) - 25;
б) информационные (разоблачительные) - 32,5;
в) правовые - 30,0;
г) никаких - 17,5.
5. Правовые меры против коллаборационистов
Кратко остановимся на уголовно-правовых мерах, которые следуют из квалификации деяний коллаборационистов. Их диапазон достаточно широк. И это не только статьи, введённые в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) после начала специальной военной операции (ст. 207.3
«Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации», ст. 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности», ст. 284.2 «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц». Существует уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (ст. 354.1), за содействие террористической деятельности, включая финансирование терроризма (ст. 205.1), за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2 УК РФ). Обширен перечень преступлений экстремистской направленности3. Задача правоохранительных органов - пресекать преступную деятельность лиц в публичном пространстве.
С нашей точки зрения, целесообразно признать террористическими организации украинских нацистов, которые ранее (в 2014 г.) Верховный Суд РФ признал экстремистскими: «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея», «Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство». Такое предложение поддержали 48,9 % респондентов, 17,7 % выразили с несогласие с ним, остальные уклонились от ответа.
В настоящее время на Украине нацистами совершаются преступления против мира и безопасности человечества. В этой связи высказывается идея о создании в обозримой перспективе Международного трибунала по Украине и привлечении к уголовной ответственности представителей современной украинской власти и их пособников. Такую идею поддержали 53,6 % респондентов, посчитали её нереальной 23,2 %, остальные уклонились от ответа. По нашему мнению, данная идея заслуживает всяческой поддержки и одобрения, тем более что в России создан Международный общественный трибунал по Ук-раине4, а Следственный комитет России все
последние годы возбуждает уголовные дела о геноциде, а также осуществляет уголовное преследование в отношении лиц из числа высшего политического и военного руководства Украины .
6. Манипулирование сознанием
На российских граждан и население зарубежных государств обрушивается огромное количество лживой пропаганды из средств массовой информации. При этом многие полагают, что информационным сообщениям о событиях на Украине организации «Радио Свобода», телекомпании CNN, публикациям предателей и коллаборационистов на You-Tube можно доверять.
На вопрос «Как Вы полагаете, иностранные СМИ освещают события на Украине объективно или предвзято?» последовали следующие ответы:
а) объективно - 13,3;
б) предвзято - 62,5;
в) не знаю - 24,2.
В этих ответах самое удивительное заключается в том, что значительная часть опрошенных (37,5 %) не замечают (или не хотят замечать) очевидного факта заведомой лживости западной пропаганды.
На следующий вопрос «Как Вы полагаете, оказывается ли действенной пропаганда ненависти к России со стороны украинских СМИ?» респонденты ответили (в %):
а) да - 31,8;
б) скорее да, чем нет - 30,3;
в) не знаю - 16,6;
г) скорее нет, чем да - 18,2;
д) нет - 3,1.
Конечно, жертвой такой пропаганды оказываются прежде всего сами украинцы, о чём свидетельствуют их телефонные разговоры с родственниками - гражданами России. Такие разговоры нередко полны необоснованных упрёков и заканчиваются гневным прерыванием украинцами связи.
В то же время приведённые сведения указывают на важность усиления российских позиций в информационной войне против украинского фашизма, который активно поддерживали первые президенты Украины [13; 14].
Манипулирование сознанием населения Украины в плане нацификации, идейно базирующейся на историческом опыте преступ-
ной деятельности украинских националистов , легально осуществляется с 1991 г., а наиболее ожесточённо - после событий Ев-ромайдана. Это серьёзно сказалось на социально-психологическом здоровье значительной части украинцев, которые стали воспринимать и интерпретировать информацию о России исключительно в негативном ключе. В результате был создан плацдарм для реализации западной антироссийской политики. В этой связи интересны оценки респондентов относительно мнения, согласно которому националистическая Украина всегда будет плацдармом для враждебной политики Запада в отношении России. 61,6 % опрошенных поддержали такое мнение, 16,8 % не согласились с ним, 21,6 % уклонились от ответа.
7. Русофобия
Русофобия захлестнула не только Украину, но и Западную Европу, англо-американский мир. Нужно сказать, что явление это далеко не новое, оно имеет древнюю историю, причём истинные причины коренятся в духовной сфере, во многом они связаны с расколом христианства на западную и восточную ветви (католицизм и православие) в 1054 г. С этого времени ведут отсчёт попытки «исправить» веру «схизматиков», как называли католики православных. В этой связи удивительна политическая интуиция святого благоверного князя Александра Невского [15, с. 32-35], который одним из первых в русской истории понял, что коварство Запада для национальной безопасности гораздо опаснее угроз с Востока.
Самая неискоренимая черта русофобии -высокомерие её адептов - выдаёт их поверхностность и глубокое невежество, образцом чего является книга-памфлет маркиза Ас-тольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Это своего рода классика русофобского жанра с точки зрения её популярности (ещё в середине Х1Х столетия она выдержала несколько изданий гигантским по тем временам тиражом - 200 тыс. экземпляров) и в плане «точности и меткости» наблюдений. Путешествуя по России неполных четыре месяца (июль - октябрь 1839 г.), маркиз набрался такого количества впечатлений, что их хватило на два тома. Вот некоторые из его мыслей:
«Одни говорят: русский народ кроток; на это я отвечу: "В том нет никакой его за-
слуги, это привычка повиноваться"»; «...Русский герой, на мой вкус нимало не заслуживающий восхищения, признанный святым Александр Невский»; «До сих пор я ни разу не встретил на улице простолюдинки, которая бы показалась мне красивой; подавляющее же большинство их, по-моему, на удивление уродливы и до отвращения нечистоплотны. Странно подумать, что именно они жены и матери мужчин с такими тонкими и правильными чертами, с греческим профилем, так изящно и гибко сложенных, как видишь это в низших классах русской нации» [16, с. 166, 272, 297].
Последнее замечание, вероятно, имеет отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации маркиза, в чём он был уличён, и после скандала чувствовал на себе презрительное отношение светского общества, в те времена не столь толерантного к сексуальным патологиям, как сегодня. Впрочем, вряд ли правильно выводить особенности всего творчества Кюстина из этих наклонностей, как это делает Б. Парамонов [17]. На наш взгляд, книга «Россия в 1839 году» - элементарный симбиоз высокомерного невежества и графомании. Вне всякого сомнения, маркиз не стремился понять Россию и русских, он с самого начала считал себя выше этих «предметов».
Традицию оценивать Россию мерками де Кюстина можно считать давно сложившейся и устойчивой. Несмотря на то, что реформы в России были осуществлены по западным лекалам и с участием американских советников, указанная традиция не претерпела сколько-нибудь существенных изменений [18, с. 252]. Это усматривается в понимании свободы, критерием которой становится легализация квир-культуры. Не случайно национализм, феминизм и гомосексуализм слились вместе на Евромайдане [19].
Свой вклад в организацию русофобии внесли и российские представители культуры. Так, известный галерист М. Гельман организовал в 1998 г. тусовку российских модернистов, во время которой они заглядывали в заднепроходное отверстие муляжной коровы, что, по мнению автора-дизайнера М. Гельмана, означало «взгляд в глубь Рос-сии»7. Организатором русофобских акций выступил бывший тогда министром культуры России М. Швыдкой. Именно он вёл ток-шоу
по телеканалу «Культура» на темы, сформулированные подчёркнуто оскорбительно для русского самосознания. Так, в октябре 2002 г. было проведено ток-шоу на тему «Русский фашизм хуже немецкого». Подобная формулировка в любой стране, где уважают права человека и исполняют законы, в принципе невозможна и моментально вызвала бы немедленную отставку члена Правительства и даже привлечение его к уголовной ответственности. В России на этот факт не реагировали, несмотря на то, что уже был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» .
В настоящее время русофобия приобрела поистине голливудский размах, учитывая количество постановочных фейков с обвинениями в адрес России, её руководителей и российской армии. На вопрос «Чем можно объяснить истерию русофобии, которая охватила Запад?» респонденты ответили (в %):
а) командами мировой власти - 14,2;
б) работой информационных гигантов -
42,4;
в) внушаемостью населения - 23,9;
г) неэффективностью отечественной пропаганды - 11,9;
д) не знаю - 7,6.
В этих ответах, на наш взгляд, можно усмотреть провал в информационной войне с Западом, который, надеемся, будет оперативно преодолён за счёт полномасштабного включения патриотических ресурсов в систему отечественной пропаганды, которая во многом остаётся ориентированной на западные установки - либерализм пронизывает информационное пространство России [20]. Достаточно упомянуть телеигру «Слабое звено», которая является аналогом британской «The Weakest Link». Следует обратить внимание на идеологию игры, которая сводится к словам «Утопи слабого, завладей его деньгами!» И эту игру предлагают нам смотреть на телеканале «Мир», когда российскому обществу как никогда должна быть близка идея Ф. М. Достоевского о сочувствии и оказании помощи слабым, униженным и оскорблённым.
В ряду ответов на вышепоставленный вопрос важно выделить указание на конспи-рологическую версию русофобской истерии, которая сигнализирует о существовании глу-
бинной мировой власти («deep power») [21; 22]. На наш взгляд, такую версию нельзя сбрасывать со счетов, учитывая слаженность действий многих стран, «взявших под козырёк» и начавших выполнять идущие сверху команды. Бросается в глаза, что эти команды выполняются по одной методичке (их так научили и они к этому привыкли). Наконец, следует вспомнить, что Евромайдан есть не что иное, как очередная реализация криминальной схемы «цветной революции» [23; 24; 25].
8. Санкции
Обращает на себя внимание сладострастие, с которым Запад осуществляет санкци-онную политику в отношении России. Таким чувством, очевидно, упивается садист, полагая, что он наконец-то захватил безмолвную жертву и теперь будет упиваться её страданиями. Как иначе понимать призывы расширить и без того беспрецедентные санкции? На наш взгляд, Запад здесь прибегает к террористической тактике: сделать жертвами всё население, чтобы добиться принятия политических решений. С таким мнением согласно большинство опрошенных граждан (54,4 %), не согласились 25,6 %, остальные уклонились от ответа.
Террористическая тактика в реализации санкций, избранная Западом в отношении России, вряд ли оправдает его надежды. На вопрос «Какие чувства вызывает у Вас введение санкций против России со стороны большинства европейских государств и США?» респонденты ответили (в %):
а) недоумение - 10,1;
б) разочарование - 10,1;
в) тревогу, страх - 10,1;
г) никаких особых чувств - 22,6;
д) возмущение - 19,6;
е) презрение - 11,8;
ж) чувство патриотизма - 15,7.
Как видим, санкции вызывают, как правило, чувства, противоположные страху. В этом заключается главный просчёт Запада, который плохо знает историю и не выучил главного урока: Россию силой победить невозможно.
В то же время многие респонденты понимают, что санкции скажутся на их жизни. На вопрос «Затруднят ли санкции Вашу жизнь?» они ответили (в %):
а) нет - 20,1;
б) скорее нет, чем да - 17,9;
в) не знаю - 10,1;
г) скорее да, чем нет - 25,9;
д) да - 26,0.
Эти ожидания более характерны для молодёжи, к которой относится основная масса опрошенных. Старшее поколение не придаёт большого значения символам общества потребления, поскольку знает цену выбора между свободой и рабством, верностью Отчизне и предательством.
9. Заключение
Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Евромайдан - цивилизационный выбор Украины, преступный для её политического руководства и нацистов, трагический для населения. Трагедия украинского народа заключается в том, что «вхождение» в западную цивилизацию потребует окончательного слома «духовного кода» и превращения православного народа в толпу экспатов.
2. В России существует довольно представительная категория граждан, мыслящих мифологическими категориями, которые распространялись не только на Украине, но и в Белоруссии, и в России, пропитывая молодёжь прозападными настроениями и предпочтениями. С ними нужно вести целенаправленную воспитательную работу. Особенно в этом нуждается студенческая молодёжь.
3. Императивом современной ситуации является принятие правовых мер в отношении коллаборационистов. Диапазон этих мер широк. Задача правоохранительных органов - пресекать преступную деятельность лиц в публичном пространстве.
4. Стратегически важно обеспечить полномасштабное включение патриотических ресурсов в систему отечественной пропаганды, которая во многом остаётся ориентированной на западные установки.
5. Террористическая тактика в реализации санкций, избранная Западом в отношении России, вряд ли оправдает его надежды. Санкции вызывают, как правило, чувства, противоположные страху. В этом заключается главный просчёт Запада, который плохо знает историю не выучил главного урока: Россию силой победить невозможно.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Среди них мужчины составили 46,6 %, лица 18-35 лет 65,5 %, 41-50 лет - 17,7 %; 51 и старше -16,8 %. Основная масса опрошенных - студенты -39,7 %, доля служащих составила 18,3 %, рабочих - 16,7 %, предпринимателей - 7,8 %, пенсионеров - 6,6 %, безработных - 4,6 %, иных - 6,3 %.
2 С тем что киевская власть осуществляла геноцид в отношении населения ДНР и ЛНР согласились 56,7 % респондентов, не согласились -17,4 %, остальные - уклонились от ответа.
3 Указание Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 от 25 декабря 2020 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Емельяненко В. Зачем создан Международный общественный трибунал по Украине // Российская газета. - 2022. - 11 марта.
5 Возбуждены новые уголовные дела по фактам обстрелов украинскими военными территорий ДНР и ЛНР. - URL: http://www.sledcom.ru. (дата обращения: 28.03.2022).
6 Овчинский В., Жданов Ю., Коваленко В. На-цификация и денацификация Украины: только факты // Завтра. - 2022. - 24 марта.
7 См.: Клинический синдром // Щит и меч. -1998. - 16 апр.
8 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства. -2002. - № 30. - Ст. 3031.
ЛИТЕРАТУРА
1. Diuk N. Euromaidan: Ukraine's Self-Organizing Revolution // World Affairs. - 2014. - Vol. 176, no. 6. -P. 9-16.
2. Beesley C. Euromaidan and the Role of Protest in Democracy // Political Science and Politics. - 2016. -Vol. 49, no. 2. - P. 244-249.
3. Stepniewsky T. The Eeastern Policy of the European Union: The Role of Poland // Politeja. - 2016. -№ 41. - P. 181-194.
4. Korenke D. A High Stakes Gamble: U.S. Assistance for Ukraines Pro-Democracy Movements // Journal of International Affairs. - 2017. - Vol. 71, no. 1. - P. 187-194.
5. Волков С. В. Россия и Турция // Третий Рим : Русский альманах. Вып. 3. - М. : Руслан, 1999. - С. 2429.
6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М. : Рольф, 2001. - 640 с.
7. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М. : Академический проект, 2016. -632 с.
8. Пресняков А. Е. История Руси. Киевская Русь. - М. : Харвест, 2012. - 384 с.
9. Воробьевский Ю. Укриана. Фантом на русском поле. - М. : Парето-Принт, 2014. - 354 с.
10. Берсенева А., Гаврилина Д., Гаврилин В., Милус С. Украинство - кем и зачем оно сконструировано / под ред. С. Е. Кургиняна. - М. : МОФ-ЭТЦ, 2017. - 672 с.
11. Кеворкян К. Братья и небратья. Уроки истории. - М. : Книжный мир, 2018. - 390 с.
12. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия : в 2 т. - СПб. : Сатисъ, 2008. - Т. 1. -622 с.
13. Кравчук Л. М. Одна Украша, единий народ. (Полггичш роздуми над записами в щоденнику). - Киев : Фолю, 2010. - 542 с.
14. Кучма Л. Украина - не Россия. - М. : Время, 2014. - 560 с.
15. Энциклопедия российской монархии. - М. : Эксмо, 2002. - 511 с.
16. Де Кюстин А. Россия в 1839 году : в 2 т. - М. : Терра, 2000. - Т. 1. - С. 272.
17. Парамонов Б. Непрошенная любовь: маркиз де Кюстин в России // Время и мы. - 1993. - № 119. -С. 155-176.
18. Клеймёнов М. П. Ксенофобия в глобальном измерении // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - № 2 (43). - С. 248-253.
19. Philips Sarah D. The Women's Squad in Ukraine's protests: Feminism, nationalism, and militarism on the Maidan // American Ethnologist. - 2014. - Vol. 41, no. 3. - P. 414-426.
20. Поляков Ю. М. Быть русским в России. - М. : Аргументы недели, 2019. - 496 с.
21. Клеймёнов М. П., Клеймёнов И. М., Метелев С. Е. Криминологическая разведка // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - Т. 13, № 4. - С. 575-584.
22. Zwierlein C., de Graaf B. Security and Conspiracy in Modern History // Historical Social Research / Historische Sozialforschung. - 2013. - Vol. 38, no. 1 (143). - P. 7-45.
23. Гапич А. Э., Лушников Д. А. Технологии цветных революций. - М. : Риор, 2010. - 132 с.
24. Шарп Д. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения. - М. : Новое издательство, 2012. - 84 с.
25. Козырев Г. И. Конструирование жертвы как способ создания управляемой конфликтной ситуации // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 63-73.
Информация об авторах Клеймёнов Михаил Петрович - заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского; профессор кафедры уголовного права и национальной безопасности Новосибирского государственного университета экономики и управления
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 4431-6452, Author ID: 596245
Информация о статье
Дата поступления - 28 марта 2022 г. Дата принятия в печать - 4 апреля 2022 г.
Для цитирования
Клеймёнов М. П., Клеймёнов И. М., Сейбол Е. М. Евромайдан: криминолого-правовой анализ // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2022. Т. 19, № 2. С. 81-90. й01: 10.24147/1990-5173.2022.19(2).81-90.
Клеймёнов Иван Михайлович - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права
Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия Адрес для корреспонденции: 197046, Россия, Северо-Западный федеральный округ, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 5 E-mail: [email protected] SPIN-код: 9166-9294, Author ID: 343510
Сейбол Екатерина Михайловна - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
EUROMAIDAN: CRIMINOLOGY-LEGAL ANALYSIS
M.P. Kleimenov1, I.M. Kleimenov2, E.M. Sabol1
1 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia 2 North-Western branch "Russian State University of Justice", St. Petersburg, Russia
Introduction. The article highlights the events related to the consequences of the nazification of Ukraine, the central link of which was the Euromaidan. The purpose is a criminological and legal analysis of the current situation in the sphere of Russian-Ukrainian relations and the establishment of imperatives to respond to it. The methodology of criminological and legal analysis is based on dialectical, historical, sociological and logical methods. Results. The article is based on the materials of an on-line survey of 286 respondents conducted in March 2022 in Omsk and St. Petersburg. The article discusses the consequences of choosing Ukraine in favor of European integration; the flight of the Russian elite after the start of a special Russian operation, the problem of collaboration and measures to counter it. The issues of manipulation of consciousness and Russophobia, the policy of anti-Russian sanctions and its effectiveness are considered. Conclusion. Euromaidan is a civilizational choice of Ukraine, criminal for its political leadership and the Nazis, tragic for the population. Not only Ukrainians, but also many citizens of Russia do not understand this. The imperatives of the current situation are the conduct of educational work among young people, the adoption of legal measures against collaborators. It
is strategically important to ensure the full-scale inclusion of patriotic resources in the system of domestic propaganda, which in many respects remains focused on Western attitudes.
Keywords: Euromaidan; Ukraine; Russia; Russophobia; manipulation; sanctions.
REFERENCES
1. Diuk N. Euromaidan: Ukraine's Self-Organizing Revolution. World Affairs, 2014, vol. 176, no. 6, pp. 9-16.
2. Beesley C. Euromaidan and the Role of Protest in Democracy. Political Science and Politics, 2016, vol. 49, no. 2, pp. 244-249.
3. Stepniewsky T. The Eeastern Policy of the European Union: The Role of Poland. Politeja, 2016, no. 41, pp. 181-194.
4. Korenke D. A High Stakes Gamble: U.S. Assistance for Ukraines Pro-Democracy Movements. Journal of International Affairs, 2017, vol. 71, no. 1, pp. 187-194.
5. Volkov S.V. Russia and Turkey. Tretii Rim. Al'manah = The Third Rome. Russian Almanac, iss. 3. Moscow, Ruslan Publ., 1999, pp. 24-29. (In Russ.).
6. Toynbee A.J. Comprehension of History. Moscow, Rolf Publ., 2001. 640 p. (In Russ.).
7. Rybakov B. A. Kievan Rus and the Russian principalities of the XII-XIII centuries. Moscow, Academicheskii Proekt Publ., 2016. 632 p. (In Russ.).
8. Presnyakov A.E. History of Russia. Kievan Rus. Moscow, Harvest Publ., 2012. 384 p. (In Russ.).
9. Vorobyevsky Yu. Ukriana. Phantom on the Russian field. Moscow, Pareto-Print Publ., 2014. 354 p. (In Russ.).
10. Berseneva A., Gavrilina D., Gavrilin V., Milus S. Ukrainianism - by whom and for what it is constructed. Moscow, MOF-ETTS Publ., 2017. 672 p. (In Russ.).
11. Kevorkian K. Brothers and non-brothers. History lessons. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2018. 390 p. (In Russ.).
12. Pestov N.E. Modern practice of Orthodox piety, in 2 volumes. St. Petersburg, Satis Publ., 2008. Vol. 1. 622 p. (In Russ.).
13. Kravchuk L.M. One Ukraine, one people. (Politichni rozdumi over the entries in the schodennika). Kiev, Folio Publ., 2010. 542 p. (In Ukr.).
14. Kuchma L. Ukraine is not Russia. Moscow, Vremya Publ., 2014. 560 p. (In Russ.).
15. Encyclopedia of the Russian Monarchy. Moscow, Eksmo Publ., 2002. 511 p. (In Russ.).
16. De Custine A. Russia in 1839, in 2 volumes. Moscow, Terra Publ., 2000. Vol. 1, p. 272. (In Russ.).
17. Paramonov B. Unsolicited love: Marquis de Custine in Russia. Vremya i my = Time and we, 1993, no. 119, pp. 155-176. (In Russ.).
18. Kleimenov M.P. Xenophobia in the global dimension. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2015, no. 2 (43), pp. 248-253. (In Russ.).
19. Philips Sarah. D. The Women's Squad in Ukraine's protests: Feminism, nationalism, and militarism on the Maidan. American Ethnologist, 2014, vol. 41, no. 3, pp. 414-426.
20. Polyakov Yu.M. Be Russian in Russia. Moscow, Arguments of the week Publ., 2019. 496 p. (In Russ.).
21. Kleimenov M.P., Kleimenov I.M., Metelev S.E. Criminological intelligence. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = All-Russian Criminological Journal, 2019, vol. 13, no. 4, pp. 575-584. (In Russ.).
22. Zwierlein C., de Graaf B. Security and Conspiracy in Modern History. Historical Social Research / Historische Sozialforschung, 2013, vol. 38, no. 1 (143), pp. 7-45.
23. Gapich A.E., Lushnikov D.A. Technologies of color revolutions. Moscow, Rior Publ., 2010. 132 p. (In Russ.).
24. Sharp J. From dictatorship to democracy. Strategy and tactics of liberation. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2012. 84 p. (In Russ.).
25. Kozyrev G.I. Constructing a victim as a way to create a controlled conflict situation. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research, 2009, no. 4, pp. 63-73. (In Russ.).
About the authors
Kleymenov Mikhail - Honoured Scientist of the Russian Federation, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of Dostoevsky Omsk State University; Professor at the Department of Criminal Law and National Safety of the Novosibirsk State University of Economics and Management
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 4431-6452, Author ID: 596245
Article info
Received - March 28, 2022 Accepted - April 4, 2022
For citation
Kleimenov M.P., Kleimenov I.M., Sabol E.M. Euromaidan: Criminology-Legal Analysis. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2022, vol. 19, no. 2, pp. 81-90. DOI: 10.24147/1990-5173.2022.19(2).81-90. (In Russ.).
Kleymenov Ivan - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor at the Department of Criminal Law
North-Western branch "Russian State University of Justice"
Postal address: 5, Aleksandrovsky park, Northwestern Federal District, St. Petersburg, 197046, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 9166-9294, Author ID: 343510
Sabol Ekaterina - Ph.D., Senior Lecturer at the Department of Criminal Law and Criminology Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]