Научная статья на тему 'ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ УКРАИНЫ'

ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МАШИНОСТРОЕНИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гахович Наталья Георгиевна, Завгородняя Мария Юрьевна

В статье раскрываются проблемы развития машиностроения Украины в условиях создания ЗСТ с ЕС, а также переориентации украинских производителей машиностроительной продукции на рынки ЕС и других стран. Проанализированы основные параметры внешнеэкономической деятельности предприятий с ЕС в разрезе товарных групп и продукции машиностроения. Затронуты вопросы существующих барьеров в техническом и таможенно-тарифном регулировании. Определены основные направления расширения сотрудничества и приведены примеры из практики ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVROPIAN INTEGRATION VECTOR OF MECHANICAL ENEGINEERING DEVELOPMENT IN UKRAINE

In the article the problem of Ukraine's mechanical engineering development in the context of an FTA with the EU, as well as the reorientation of Ukrainian manufacturers of mechanical engineering products in the EU and other markets. The main parameters of foreign trade activities with the EU in the context of mechanical engineering product groups and products were analyzed. The issues of the existing barriers in the technical and customs tariff regulation. The authors identified basic directions of cooperation expansion and cited examples of business practices.

Текст научной работы на тему «ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ УКРАИНЫ»

14. RYA Novosty Ukrayna, available at: http://rian.com.ua/infografika/20151211/1001868134.html, (Accessed 15 May 2016).

15. Hrynenko, I.M. Prokof'ieva-Yanchylenko, D.M. and Sokrut, B.V. (2014), Ryzyky ta zahrozy orhanizovanoi zlochynnosti v Ukraini: stan ta perspektyvy, VAITE, Kyiv, Ukrayna.

16. Rose-Ackerman, Susan (1999), "Corruption and Government: Causes, Consequences, and Reform", Cambridge: Cambridge University Press, p. 35.

17. Skulysh, Ye. (2011), "Antykoruptsijna polityka derzhavy ta ii vplyv na rozvytok suspil'stva", Visnyk Natsional'noi akademii prokuratury Ukrainy, vol. 2, pp. 22-28.

18. Anticorruption in Transition: A Contribution to the Policy Debate. The World Bank, 2000. P. 101. / http://siteresources. worldbank.org/INTWBIGOVANTCOR/Resources/contribution.pdf.

19. Corruption Perceptions Index /http://transparency.org.results.

20. Soreide Т. Drivers of Corruption A Brief Review // https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/20457/ 916420PUB0Box30UBLIC009781464804014.pdf?sequence=1&isAllowed=y

21. Hellman J.S., Jones G., Kaufmann D. Seize the State, Seize the Day: State Capture, Corruption and Influence in Transition // World Bank Policy Research Working Paper. 2000. № 2444.

ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ УКРАИНЫ

Гахович Наталья Георгиевна

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ГУ «Институт экономики и прогнозирования

НАН Украины», Завгородняя Мария Юрьевна кандидат экономических наук, научный сотрудник ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»

В статье раскрываются проблемы развития машиностроения Украины в условиях создания ЗСТ с ЕС, а также переориентации украинских производителей машиностроительной продукции на рынки ЕС и других стран. Проанализированы основные параметры внешнеэкономической деятельности предприятий с ЕС в разрезе товарных групп и продукции машиностроения. Затронуты вопросы существующих барьеров в техническом и таможенно-тарифном регулировании. Определены основные направления расширения сотрудничества и приведены примеры из практики ведения бизнеса.

Ключевые слова: рынок машиностроения, экспорт, импорт, торгово-экономическое сотрудничество со странами ЕС.

EVROPIAN INTEGRATION VECTOR OF MECHANICAL ENEGINEERING

DEVELOPMENT IN UKRAINE

Gahovich N.G.

PhD in economics, Senior Research Officer of Department of Industrial Policy, Institute for Economics and Forecasting Ukrainian

National Academy of Sciences Zavgorodnia M. Y.

PhD in economics, Research Officer of Department of Industrial Policy, Institute for Economics and Forecasting Ukrainian National

Academy of Sciences

In the article the problem of Ukraine's mechanical engineering development in the context of an FTA with the EU, as well as the reorientation of Ukrainian manufacturers of mechanical engineering products in the EU and other markets. The main parameters of foreign trade activities with the EU in the context of mechanical engineering product groups and products were analyzed. The issues of the existing barriers in the technical and customs tariff regulation. The authors identified basic directions of cooperation expansion and cited examples of business practices.

Key words: market of mechanical engineering, export, import, trade and economic cooperation EU countries.

Подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС и его успешная имплементация способствуют открытию европейского рынка для предприятий, а также является условиями успешности интеграции экономики Украины в мировое хозяйство. Особенно важно обеспечить включение отдельных видов деятельности в технологические цепи промышленного производства европейских стран.

Основой вхождения машиностроения Украины в высокотехнологичные цепи является его значительный потенциал, который сосредоточен на 5,1 тыс. промышленных

предприятий с общей численностью 488,8 тыс. рабочих, обеспечивает 7% реализованной продукции промышленности и имеет экспортную направленность (55,5%).

В связи с негативными политико-экономическими событиями за 2014 экспорт продукции машиностроения сократился с 10,4 до 7,4 млрд долл. США (на 28.8%), соответственно 2015 г. - до 4,8 млрд долл. США. В то же время объемы импорта продукции машиностроения за 2014 уменьшились на 35.8% и 2015 г. снизился с 12 млрд долл. США до 8,5 млрд долл. США (табл.1).

© Гахович Н. Г., Завгородняя М. Ю., 2016

17

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016

Таблица 1

Торговый баланс со странами ЕС по основным товарным группам машиностроения, млн долл.

Экспорт Импорт Сальдо

2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015

Машиностроение всего 10391,7 7361,3 4778,6 18777,8 12041,8 8480,8 -8386,1 -4680,5 -3702,2

Страны ЕС 2129,0 2237,6 2013,8 8417,7 5226,9 3735,8 -6288,7 -2989,3 -1722,0

84 реакторы ядерные, котлы, машины 400,7 422,6 363,2 3350,7 2277,9 1570,0 -2950,0 -1855,3 -1206,8

85 электрические машины 1492,2 1649,5 1434,1 1766,4 1403,4 1093,0 -274,2 246,1 341,1

86 железнодорожные локомотивы 130,3 72,0 51,8 83,4 27,9 10,0 46,9 44,1 41,8

87 средства наземного транспорта, кроме железнодорожного 26,4 20,6 40,8 2754,2 1198,8 829,5 -2727,8 -1178,2 -788,7

88 летательные аппараты 12,8 11,0 38,5 6,8 12,6 13,2 6,0 -1,6 25,3

89 судна 12,5 15,7 27,7 23,8 11,4 14,6 -11,3 4,3 13,1

90 приборы и аппараты оптические, фотографические 50,1 45,4 57,0 428,9 291,7 203,0 -378,8 -246,4 -146,0

91 часы 0,2 0,5 0,3 2,8 2,5 2,2 -2,6 -2,0 -1,9

92 музыкальные инструменты 0,9 0,5 0,5 0,8 0,5 0,5 0,1 0,02 0,1

Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Украины: [Электронный ресурс]. - Доступен с <http://www.ukrstat. gov.ua/>.

Непредсказуемость российского рынка (который ранее Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной экспорт

потреблял 60% отечественного экспорта продукции маши- продукции машиностроения в страны ЕС имеет тенденцию

ностроения) заставила украинских производителей ори- к росту, а импорт почти не изменился. Так, в общей структу-

ентироваться на рынки стран ЕС и других стран, завоевы- ре экспорта продукции машиностроения доля в ЕС выросла

вать новые ниши на внутреннем рынке. После подписания с 30,4% (2014г.) до 42,1 (2015г.) (рис. 1).

Рис. 1. Структура экспорта продукции машиностроения Украины по регионам мира,% Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Украины: [Электронный ресурс]. - Доступен с <http://www.ukrstat. gov.ua/>.

Наиболее емкие позиции во внешней торговле продукцией машиностроения со странами ЕС - товарные группы по коду 84 - реакторы ядерные, котлы, машины и 85 - электрические машины. Их доля в структуре экспорта машиностроительной продукции в страны ЕС составляет соответственно 18% и 71,2% (вместе 89,2% от общего объема экспорта подгруппы).

Как это ни печально, но ведущей продукцией украинского экспорта машиностроения в ЕС является не готовый продукт, а промежуточный - провода и кабели. За этот год Украина экспортировала провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники на 973,3 млн долл. США (48,3% от общего экспорта машиностроения). Эта продукция в основном поставлялась в Великобританию, Германию, Польшу, Венгрию и Чехию (табл. 2).

18

БКОМОЫТА

Таблица 2

Экспорт Украины в ЕС по основным видам товаров машиностроения в 2015г.

Код УКТВЕД Названия товаров Объем экспорта, млн. долл. США Основные страны-импортеры

8544 Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные) и другие изолированные электрические проводники с соединительными деталями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками 973,3 Великобритания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия

8607 Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава 98,7 Болгария, Литва, Чехия

8517 Телефонные аппараты, включая аппараты телефонные для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи; аппаратура для передачи или приема голоса, изображений и другой информации 70,7 Венгрия, Израиль, Голландия

8504 Трансформаторы электрические, статические электрические преобразователи (например, выпрямители), катушки индуктивности и дроссели 56,6 Германия, Польша, Венгрия

8516 Электрические водонагреватели безынерционные или аккумулирующие и электрические погружные; приборы электрические для обогрева помещений, почвы; электронагревательные аппараты парикмахерские 39,2 Польша, Испания, Венгрия

8536 Аппаратура для коммутации или защиты электрических цепей, для подсоединений к электрическим цепям (например, выключатели, разъединители, переключатели, реле, предохранители плавкие, гасители скачков напряжения) 20,1 Великобритания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия

Всего экспорт машиностроения из Украины в ЕС 2013,8

Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Украины: [Электронный ресурс]. - Доступен с <http://www.ukrstat. gov.ua/>.

В формировании внутреннего рынка активную роль продолжает играть импорт. Объемы импорта из стран ЕС почти не растут, но 2015 г. в структуре общего импорта продукции машиностроения заняли 44,0%. Это преимущественно современное высокотехнологичное оборудование, машины и комплектующие изделия. Наибольшие импортные поставки из стран ЕС в Украину осуществлялись по следующим подгруппам: (84) реакторы ядерные, котлы, машины (42%); (85) электрические машины (29,3%); (87) средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (22,2) (90) приборы и аппараты оптические, фотографические (5,4% от общего объема импорта из стран ЕС).

В разрезе товарных позиций крупнейшие импортные поставки из стран ЕС в Украину осуществлялись по таким товарам, как: автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства; электрическая аппаратура для коммутации или защиты электрических цепей; арматура изолированная для электрических машин; трактора; машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные; части и принадлежности моторных транспортных средств;

краны, клапаны, вентили и аналогичная аппаратура для трубопроводов.

Импорт оборудования и технологий с высокоразвитых стран ЕС создает некоторые возможности для ускорения модернизации отечественного машиностроения, которое должно соответствовать мировым требованиям к техническому уровню производства, конкурентоспособности продукции и управления. Сейчас чертой низкой эффективности машиностроения является высокий уровень износа основных средств, превышающий средний по обрабатывающей промышленности (56,9%), особенно в разрезе основных видов экономической деятельности в машиностроении: производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов и других транспортных средств (60,6 %); производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (70,7%).

Вместе с тем, машиностроение уступает в конкурентоспособности из-за несовершенной системы технического регулирования, которая сложилась в стране, создавала барьеры для выхода на внешние рынки и была слишком за-

регулированной для выхода новой продукции на рынок. Сейчас происходит оценка соответствия промышленной продукции, отмена устаревших нормативных документов и принятие технических регламентов в соответствии с нормативной базы ЕС. С целью гармонизации отечественной системы технического регулирования, стандартизации и сертификации с директивами ЕС реализуются программы «Содействие взаимной торговле путем устранения технических барьеров в торговле между Украиной и ЕС», «Техническая помощь украинской инфраструктуре качества». В частности, внедряется Стратегия развития системы технического регулирования до 2020 года и План имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС.

Направления машиностроения касаются имплемен-тированные в национальное законодательство положения Директивы 2010/30/ЕС и Регламента Комиссии ЕС № 1059/2010/ЕС, которые обеспечивают защиту отечественного рынка от опасной и некачественной продукции, а также влияют на производство: Технический регламент по электромагнитной совместимости оборудования; Технический регламент неавтоматических приборов для взвешивания; Технический регламент низковольтного электрооборудования; Технический регламент радиооборудования и телекоммуникационного конечного (терминального) оборудования; Технические регламенты по энергетической маркировке бытовых посудомоечных машин, телевизоров, бытовых барабанных сушильных машин ламп и светильников. Энергетическая маркировка бытовых приборов позволит потребителям соответствующего оборудования иметь полную и достоверную информацию о классе его энергетической эффективности. К тому же отменена обязательная сертификация сельскохозяйственной техники.

Внедрение техрегламентов позволит защитить внутренний рынок от опасной техники, устранить технические барьеры в торговле и упростить условия поставки отечественной техники на рынок ЕС.

Одним из факторов, влияющих на торговлю машиностроительной продукцией, является таможенно-тарифное регулирование, которое в рамках ЗСТ с ЕС преимущественно открытого уровня. Ввозные пошлины ЕС на машиностроительную продукцию из Украины находятся в среднем на уровне до 10% от таможенной стоимости. Начиная с 2016г. на большинство товаров ввозная пошлина снижена или обнулена. Но на некоторые импортные товары из Топ-10 сохраняются необременительные пошлины: на тракторы

- 8,3-8,8%; грузовые авто - 4,4-8,8%; провода изолированные

- 5,3-8,3%; телефонные аппараты - до 7,5%; электрическую аппаратуру - 3,8%; арматуру изолированную для электрических машин - 3,8%. Наиболее весомые пошлины сохранены для товаров кода 8702 микроавтобусы - 8,8-17,5%, уровень которых уже является защитным средством для рынка. Отмена ввозных пошлин предусматривается в течение 6 лет. Однако для легковых автомобилей есть специальные условия - защитные меры для украинского рынка продолжительностью 15 лет, в форме высокой ставки ввозной пошлины для легковых автомобилей происхождением из ЕС.

Другими факторами трансформаций производств являются институциональные. Повышение конкурентоспособности машиностроительных производств, происходит путем организационных трансформаций высокотехнологических производств в Украине и расширения сотрудничества на международном уровне в направлениях:

• создание интеграционных структур и инноваци-

онных организационных форм: индустриальных (промышленных) парков и технопарков, кластеров, трансграничных объединений;

• объединений бизнеса, региональных органов власти и местного самоуправления, научных и общественных организаций в сетевые структуры;

• вхождение в глобальные цепи путем проведения прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ в интересах иностранного заказчика; кооперации в едином организационно-технологическом процессе с зарубежными поставщиками;

• создание совместных производств для завоевания определенных ниш, в том числе на рынках третьих стран;

• переход от производства из импортных комплектующих путем приспособления продукции к отечественным условиям и, главное, к локализации производства и трансфера иностранных технологий.

Так, на рынке сельскохозяйственной техники ряд украинских компаний реализуют продукцию в страны ЕС и налаживают там производство. Первыми шагами является получение сертификата соответствия директивы 2006/42 / ЕС о безопасности машин и оборудования, что дает право предприятию наносить маркировку СЕ, подтверждающую возможность продаваться и использоваться в европейских странах. Для выхода на европейский рынок промышленники создают совместное производство с ориентацией на выпуск сложной функциональной и почвообрабатывающей техники для сельхозпроизводителей. Так, индустриальная группа «УПЭК» совместно с ведущим британским производителем Larrington Trailers под маркой «Лозовские машины» начинает серийное производство прицепа с самоотвальним кузовом [1].

Из-за введения запрета на экспорт товаров из России в Украину, производители стали закупать агрегаты и комплектующие в ЕС, что способствует развитию дальнейшего сотрудничества со странами ЕС и третьими странами. Теперь ОАО «Харьковский тракторный завод» завозит двигатели Volvo мощностью 240-250 л. с. для 50% производимых тракторов, что позволило закрепиться на приоритетных рынках сбыта - Азии и Африки. Дальнейшей диверсификации рынков сбыта способствовал меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, который предусматривает совместное производство зерноуборочных комбайнов с финской компанией Sampo Rosenlew Ltd [2].

Активная модернизация производственной базы позволила в 2015 г. таким предприятиям, как ООО «Велес Агро» (производство почвообрабатывающей и посевной техники), ОАО «Гидросила» (гидравлические системы), ООО «Техна» (оборудование для птицеводства) представить широкому кругу европейских стран свои новые разработки. Кроме того, потенциал сельхозмашиностроительных предприятий привлекают для обеспечения комплектации европейских машин компонентами элементной базы и другими комплектующими изделиями, разработанными в Украине.

В частности, положительным шагом развития отрасли в 2015 г. стало продолжение сотрудничества Всеукраинской ассоциации предприятий-производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса «Украгромаш» с Ассоциацией немецких машиностроителей сельскохозяйственной техники VDMA в рамках Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве.

Отечественное производство легковых автомобилей -узкоспециализированная деятельность, в основном, сводится к сборке автомобилей на основе моделей, разработанных за рубежом. Перспектива активизации отечественной автомобильной промышленности заключается, прежде всего, в использовании опыта таких европейских государств, как Австрия, Словакия, Финляндия и Голландия, которые, не имея национального производителя, осуществляют сборку ряда автомобилей (Tesla, Kia, Audi, Peugeot и др.) на местных заводах для продажи как на внутреннем, так и внешнем рынках.

В секторе производства автомобилей машиностроители постепенно модернизируются в соответствии с требованиями европространства. Так, учитывая требования уровня Евро-5, ОАО «АвтоКрАЗ» разработало 10-тонный безка-потный самосвал, а корпорация «Эталон» - междугородный автобус A081.30 CNG. В то же время, отечественные производители не готовы к серийному производству машин с двигателями согласно Евро-5, а украинские перевозчики -не готовы покупать такую технику по новым ценам и вводить соответствующие нормы для топлива.

Одновременно промышленники разрабатывают новые ниши, которые открылись на внутреннем рынке: по продукции оборонного и двойного назначения. Такая переориентация на производство более сложной техники, бронированной техники и автопоездов-зерновозов вызвана необходимостью диверсификации рынков и снижение зависимости от импорта [3].

Хотя в Украине ни одно предприятие не занимается разработкой новых автомобильных платформ и моделей для легковых авто, но есть 10 предприятий, выпускающих комплектующие для известных во всем мире автомобильных брендов, таких как Audi, BMW, Daimler, Skoda, Volkswagen. Это системы подогрева сидений, динамики, кабельно-про-водная продукция, электротехнические переключатели, сенсорные датчики [4].

Отечественная компания «ВЕНТС» - крупнейшее в мире предприятие по производству вентиляционного оборудования. Благодаря четко выстроенной системе контроля продукция ВЕНТС всегда соответствует самым строгим европейским стандартам качества и безопасности (СЕ) и имеет сертификаты крупнейших международных сертификационных институтов и организаций - TUV (Германия), PCBC (Польша), EVPU (Словакия), УкрТест (Украина), РосТест ( Россия), AMCA (США), HVI (США) и др. Компания ВЕНТС реализует вентиляционное оборудование более чем в 90 стран через партнерскую сеть около 500 компаний по всему миру и занимает более 10% мирового рынка вентиляции [5].

В электротехнической отрасли открылись перспективы дальнейшего сотрудничества с возможным введением в действие в Украине второго завода концерна Leoni (Германия). Крупнейший немецкий производитель кабеля ранее открыл в Львовской обл. завод по производству кабельной продукции для новых моделей автомобилей Opel, инвестировав в этот проект 40 млн евро [6].

На европейском рынке невозможно заменить спрос на продукцию отечественного железнодорожного машиностроения, который в свое время обеспечивала Россия. После резкого падения рынка вагоностроения предприятия разнообразили ассортимент продукции, в частности осваивали новые способы ремонта подвижного состава, изготавливали контейнеры по новой номенклатуре для европей-

ских заказчиков, другие виды продукции.

К наиболее перспективным отраслям, которые могут вызвать существенные сдвиги в экономике Украины, относят аэрокосмическую. Потенциал украинской отрасли позволяет сотрудничать в таких глобальных проектах ЕС как: спутниковая навигационная система EGNOS-Galileo; создание для ракеты-носителя «Вега» разработки европейского и итальянского космических агентств маршевого двигателя РД-868Р для четвертой степени; программы по дистанционному зондированию Copernicus; исследованиях и инновациях FP7 и Horizont 2020. Большое значение в ближайшей перспективе будут иметь периодические заседания Рабочей группы по вопросам сотрудничества Украина-ЕС в сфере космоса, деятельность которой направлена на усиление сотрудничества и установление регулярного диалога по вопросам освоения космического пространства, обмен информацией по вопросам дистанционного зондирования Земли, навигации, инновационных проектов, а также совместное использование передовых космических технологий.

Благодаря Европейской Бизнес Ассоциации, начат проект поддержки украинских производителей Unlimit Ukraine, ускорилось развитие ниши коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов. Украинские старта-перы получили возможность экспорта научных разработок, отдельных комплектующих и готовых дронов [7]. Также расширяется положительный опыт сотрудничества компаний «Антонов» и «Мотор Сич» с предприятиями Польши, Австрии, Чехии.

Для улучшения законодательного поля сотрудничества с частными иностранными компаниями необходимо доработать закон Украины «О государственно-частном партнерстве», предусмотрев возможность участия государственных предприятий в государственно-частных структурах, прозрачный механизм для мотивации участия иностранных компаний и условий для сохранения отечественных производств ракетно-космической техники.

В соответствии с положениями Соглашения Украина несколько ограничена в использовании инструментов протекционализма. В то же время инвестиции в капитал и технологии значительно сдерживаются отсутствием доступа к долгосрочному финансированию по привлекательным процентным ставкам в Украине. Итак, привлекательные программы кредитования для осуществления инвестиций должны быть созданы в сотрудничестве такими организациями как МФК, ЕБРР и ЕИБ. Учитывая ограниченные финансовые возможности для модернизации производств, рычагом содействия конкурентоспособности производств выступают привлеченные иностранные инвестиции. Кроме того, большее количество прямых иностранных инвестиций должно быть привлечено в сектор путем создания совместных предприятий между украинскими и европейскими компаниями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2015г. в машиностроение иностранными инвесторами из 31 страны мира вложено 808,8 млн долл. прямых инвестиций (или 7,1% от общего объема инвестиций в перерабатывающую промышленность). Несмотря на сокращение общего объема инвестиций, некоторые страны ЕС (Нидерланды, Италия, Болгария, Испания) инвестиции в украинское машиностроение увеличивают. В десятку основных стран-инвесторов машиностроения Украины входят такие европейские страны: Германия - 91млн.дол., Великобрита-

ния - 47 млн долл., Нидерланды - 47 млн долл., Польша - 44 млн долл., Швеция - 40 млн долл., Эстония - 39 млн. долларов.

Естественно, процесс адаптации к условиям ЗСТ очень сложен, но он открывает перспективу взаимовыгодного сотрудничества и повышения инвестиционной привлекательности. Имплементация Соглашения имеет существенное регулирующее и институциональное влияние на машиностроительную промышленность путем: согласования нормативной практики, гармонизации украинского законодательства с ЕС в области конкуренции, защиты прав интеллектуальной собственности, государственной помощи, государственных закупок, обеспечения устойчивого развития.

Таким образом, промышленная политика Украины должна ориентироваться на локализацию иностранных предприятий высокотехнологичного машиностроения, что обеспечит снижение доли импортных машин и оборудования, будет стимулировать производство высокотехнологичной продукции и увеличение ее экспорта, а также способ-

ствовать диверсификации рынков сбыта. На европейском рынке позиции машиностроения обеспечат: специализация, интеграция и кооперация производства, активная инновационная политика, государственная кредитная, страховая, дипломатическая, информационная и маркетинговая поддержка в завоевании новых рынков. В частности путем: эффективного использования механизма Совета экспортеров и инвесторов при МИД для выхода на внешние рынки продукции украинских производителей; проведения международных инвестиционных форумов для информирования ассоциаций и корпораций стран-партнеров о возможности инвестирования, в частности в машиностроительную промышленность Украины; обеспечение эффективного сотрудничества ассоциаций предприятий с объединениями иностранного бизнеса в Украине (Европейская бизнес ассоциация) с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий в национальную экономику, включение украинских компаний в международные технологические и производственные процессы, их участия в международных выставках, тендерах.

Ссылки:

1. Силивончик А., Васильева Н. Беспредел желания. Несмотря на возросшую стоимость ресурсов, интерес аграрных компаний к агротехническим новинкам не снижается // Бизнес. - 2016. - 7-15 февраля.

2. Украина: ПАО «Харьковский тракторный завод» им. С. Орджоникидзе» подписало контракт на закупку двигателей Volvo AB: [Электронный ресурс]. - Доступен с < http://ukrmach.dp.ua/2015/10/09/ukraina-pao-xarkovskij-traktornyj-zavod-im-s-ordzhonikidze-podpisalo-kontrakt-na-zakupku-dvigatelej-volvo-ab.html#more-61633>.

3. Гребеник Е. Заработать на войне // Forbes. Специальный проект: путеводитель по инвестициям. - 2016 . - №03(61) . - С.116-121.

4. Внесок Украши у свиовий автопром: [Электронный ресурс]. - Доступен с: <http://autopalace.com.ua/news/vnesok-ukrajiny-v-svitovyj-avtoprom/>.

5. Официальный сайт компании ВЕНТС: [Электронный ресурс]. - Доступен с: < http://vents.ua/doc/45/>.

6. Украина: может появится второй завод концерна Leoni AG: [Электронный ресурс]. - Доступен с: <http://ukrmach. dp.ua/2015/10/28/ukraina-mozhet-poyavitsya-vtoroj-zavod-koncerna-leoni-ag.html#more-62532.

7. Новый проект Unlimit Ukraine: [Электронный ресурс]. - Доступен с: <http://www.eba.com.ua/uk/information-support/eba-news/important/item/33323-2016-1-15-1716/33323-2016-1-15-1716.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.