Научная статья на тему 'Эвристическое значение основных категорий православной педагогической мысли (на материале трудов Феофана затворника)'

Эвристическое значение основных категорий православной педагогической мысли (на материале трудов Феофана затворника) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СТРУКТУРА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ДУХ / ДУША / ТЕЛО / КАТЕГОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ (ЦЕЛЬ / СОДЕРЖАНИЕ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ) / КАТЕГОРИЯ СПАСЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / CATEGORIES OF THE ORTHODOX PEDAGOGICS (AIM / METHODS OF UPBRINGING) / THE HOLY PATRISTIC PEDAGOGICAL HERITAGE / STRUCTURE OF HUMAN BEING / SPIRIT / SOUL / BODY / SUBSTANCE / MEANS / CATEGORY OF SALVATION / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Анна Борисовна

В статье рассматриваются основные категории православной педагогической мысли на основе изучения святоотеческого наследия, в частности трудов святителя Феофана Затворника, который разработал систему религиозной антропологии и способствовал разрешению многих проблем воспитания и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The heuristic meaning of the fundamental categories of the orthodox pedagogy thought (on the basis of works by Theofan the Recluse)

In the article the main categories of the orthodox pedagogical thought on the basis of examination of the Holy Patristic works are being considered, in particular the works by Theofan the Recluse who had worked out the system of religious anthropology and contributed to solving of many problems of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Эвристическое значение основных категорий православной педагогической мысли (на материале трудов Феофана затворника)»

духовного контакта, развивать умение слушать и слышать собеседника, способность к эмпатии как основного механизма взаимодействия и взаимопонимания.

Мы приходим к выводу о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по обучению младших школьников диалогической речи как одного из приоритетных направлений в развитии устной речи учащихся. С одной стороны, овладение лексикой и умением выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой -формирование умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций.

Таким образом, работа над диалогической речью школьника выступает как цель и как средство практического овладения языком, обогащения интеллектуальной и духовной сферы личности ученика, познания внутреннего мира другого человека и самого себя.

1. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград, 2001. С. 14.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 293-294.

3. Павлова Н.Д. Новые направления исследований в психологии речи и психолингвистике // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 20.

Поступила в редакцию 22.04.2009 г.

Golovina O.P. Primary school pupils’ dialogical speech development. The author substantiates the particular importance of a dialog for the personality making, development of a child’s intellectual, communicative, spiritual and moral qualities. The observation and experimental results make evident the fact that primary school pupils experience some difficulties in the process of dialogical intercourse, they are not good at using the necessary abilities and skills. The author’s program of pupils’ dialogical speech development is given in the article, goals and objectives are determined, principal directions of teacher’s activity on its realization are indicated.

Key words: dialog; dialogical speech; development; interlocutors’ intentions; directionality at the interlocutor.

УДК 371

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА)

© А.Б. Хохлова

В статье рассматриваются основные категории православной педагогической мысли на основе изучения святоотеческого наследия, в частности трудов святителя Феофана Затворника, который разработал систему религиозной антропологии и способствовал разрешению многих проблем воспитания и образования.

Ключевые слова: святоотеческое педагогическое наследие; структура природы человека; дух; душа; тело; категории православной педагогики (цель; содержание; средства; методы воспитания); категория спасения; духовно-нравственное воспитание.

В настоящее время идет интенсивное возрождение православной теоретической педагогической мысли. Восстанавливаются имена выдающихся богословов и ученых, анализируются их педагогические учения, раскрывается содержание основных категорий и понятий.

Между тем сегодня очень важно не только освоение этих учений, их включение в общее пространство российской педагоги-

ческой мысли, но и понимание того, что принципиально значимое для современной педагогики содержится в святоотеческом педагогическом наследии. А для этого необходим основательный сравнительно-сопоставительный анализ этого наследия со «светской» научной педагогической мыслью. И хотя, на первый взгляд, такое сопоставление кажется невозможным в силу колоссального разнообразия всех учений, на самом деле, и «свет-

ская», и «православная» педагогическая мысль имеют в своих основах принципиально одинаковые схемы теоретизирования, схожие матрицы понимания человека, его развития, формирования и воспитания.

Важнейшее и принципиальное отличие святоотеческой антропологии от светской состоит в понимании человека: в православной - человек понимается не только как телесно-психическое существо, но и существо, наделенное душой, духом. При этом основное отличие православной антропологии от светской состоит в признании объективного существования души человека, его духовной составляющей. Тогда как для «светской», «научной» антропологии души, духовности просто нет, то для православной - душа, дух -это абсолютная реальность, делающая возможным бытие человека как человека.

Поэтому различие человека в православной и светской антропологии носит кардинальный характер, т. к. оно проводит качественную черту между различными пониманиями человека. И эта граница в понимании человека столь же существенна, как граница в понимании коренного различия между неживым и живым.

Отсюда принципиально разные представления о сущем и должном, отсюда принципиально противоположные понятия о цели и смысле жизни человека. Для светской педагогики пространство бытия и смысла человеческой жизни ограничены земными измерениями. Поэтому цель и смысл жизни человека в светской педагогике, независимо от того, какой мотив является движущим для человека - добыча хлеба насущного или служение человечеству, ограничены земным бытием человека, тогда как религиозная мысль не ограничивается земными пространствами и измерениями. За историческим временем оно видит вечность, а за земным пространством - Царствие Божие.

Не отвергая необходимость осуществления земных целей, на первое место православие ставит цель достижения жизни вечной, что выражается категорией спасения. Эта категория определяет цель жизни человека как достижение богоуподобления, единение с Богом, постоянное совершенствование в добре. Святые отцы подчеркивали, что нельзя назначить предел духовному развитию человека. Человек призван быть совершен-

ным, как совершенен Отец Небесный (Мф. 5, 48), а такому стремлению нельзя обозначить предела. Это совершенство касается не одной части, а обнимает всего человека.

Как духовно-жизненный процесс спасение является делом и Бога, и человека, что неоднократно подчеркивалось в трудах святых отцов. Поэтому в этом процессе можно выделить объективную и субъективную стороны. Все то, что Господь даровал человеку для спасения, является объективной стороной спасения. Усилия со стороны самого человека с помощью божественной благодати составляют субъективную сторону.

Среди святых XIX в. особое значение теме спасения придавал святитель Феофан Затворник. Будучи подвижником веры, глубоко духовным учителем и писателем, он подробно разработал систему православной антропологии, в которой приоритетное место занимает категория спасения.

Феофан Затворник показал, что цель жизни человека состоит в его спасении для жизни вечной благодаря общению человека с Богом, а также указал те средства и правила, пользуясь и руководствуясь которыми, можно было бы восстановить нарушенный грехопадением нормальный порядок нашей духовной жизни.

Важнейшим средством, способным подготовить человека к осуществлению спасения является духовно-нравственное воспитание. Вся педагогическая система Феофана Затворника коренится именно в идее духовно-нравственного воспитания, которое

должно осуществляться с первого дня рождения ребенка.

Исходя из триединства человеческой природы, он доказывал, что развивать и формировать необходимо все силы человека: духовные, душевные и телесные, направляя их к тому, чтобы сделать его полезным гражданином семьи и общества, но главное - к богоуподоблению для спасения души в вечности. «Воспитание из всех святых дел самое святое... Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, и научность есть придаточное качество, годное только на время настоящей жизни» [1].

Исходя из этого, содержание духовнонравственного воспитания основывается на Священном Писании, творениях святых от-

цов и опыте Церкви (поэтому, безусловно, правильным, соответствующим природе человека является участие в жизни Церкви: «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность» [2]), христианском отношении к окружающим людям и внешнему миру, соблюдении христианских норм нравственности.

Говоря о методах воспитания, необходимо отметить, что православные педагоги всегда учили сначала примером жизни, а потом словом. Поэтому добрая и примерная жизнь родителей и учителей является главным методом педагогического воздействия. Родители, по наставлению Феофана Затворника, должны быть образцом в поведении детей. «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» [3]. Но это не в меньшей степени относится и к воспитателям. Например, сам святитель часто присутствовал на домашних молитвах учеников, своим примером и проповедью располагал их к храму и прививал любовь к богослужению.

Упражнение детей в делах благочестия является одним из первых средств к утверждению в них навыков к добродетелям.

Важным методом воспитания является также тщательное ограждение детей от вредных соблазнов. «Пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют» [3, с. 35].

Важнейшим институтом духовно-нравственного воспитания является семья. Святитель Феофан рекомендует начинать воспитание в семье с раннего младенчества, т. к. этот период является наиболее благоприятным для воспитания. Церковность и благочестие родителей - лучшие способы воздействия на ребенка в этот период. Необходимо создать вокруг колыбели младенца христианскую атмосферу, окружить священными предметами и путем примера жизни благочестивых родителей открыть душу его религиозным впечатлениям, чем прочно заложить основы истинно христианской жизни. С возрастом и раскрытием душевных сил ребенка родители должны систематически и всесторонне развивать его способности.

Начиная христианское воспитание с младенчества, необходимо продолжать его в

течение всей жизни: в детстве, отрочестве, юности. Поэтому вторым по значимости институтом воспитания после семьи является школа, которая должна быть учреждением, где реализуется идея нравственно воспитывающего обучения, суть которого заключается в стремлении давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. «Порядок обучения никак не должен быть противоположен внутреннему духовному строению человека, иначе будет разорено все, что с таким трудом создано» [4].

Святитель отмечал, что наряду, а лучше и прежде сообщения каких-либо научных знаний ученику необходимо дать понятия о важнейших христианских истинах - о Боге, мире, человеке и пр. Сначала нужно «прочно напечатлеть» в сознании и сердце основные нравственные истины, а уже затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования, причем при постепенном развитии последнего, нравственные идеи должны иметь значение высших, руко-водительных начал. «Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука была пропитана началами христианскими, православными» [1, с. 174].

Итак, подобно тому, как в семье на первое место ставится духовно-нравственное воспитание, точно также должно быть и в школе. Здесь духовно-нравственное воспитание есть тот фундамент, на котором строятся все другие виды воспитания, в т. ч. и интеллектуальное.

Соответственно высокому взгляду на задачи воспитания велики требования и к личности христианского воспитателя. «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно и плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых» [3, с. 64].

Важнейшее условие воспитания - это любовь к своему предмету, а главное к детям: «Полюбите детей, и они полюбят вас», -говорил святитель Феофан в ответ вопрошающим о лучших способах воспитания.

Следовательно православная педагогика раскрывает нам важнейшие основы воспитания и описывает его процесс в системе соответствующих категорий: истинный идеал

воспитания и образования, его цели и задачи, которые состоят в том, чтобы человек, постепенно развивая свои духовные способности, заложенные Творцом, мог соединиться с Ним в вечности, т. е. достичь спасения, содержание, формы, методы и средства их достижения - процесс целостного духовнонравственного развития и воспитания человека; идеал личности учителя и воспитателя; результаты воспитания.

Таким образом, хотя православная и светская педагогика оперируют практически одними и теми же категориями и понятиями, но содержание этих категорий и понятий существенно, кардинально различное. Именно это кардинальное различие православной педагогики, определяемое отражением в нем реального духовного содержания человека и его бытия, формирует то представление о человеке и воспитании, которое может дать, с одной стороны, существенное приращение к теоретическим достижениям современной науки, а с другой - стать основой принципиально нового построения современного образования, где духовно-нравственное воспитание будет являться не красивой декларацией, а реальным жизненным процессом, с его конкретными целями и задачами, содержа-

нием, методами воспитания, с его конкретным местом в общем пространстве современного образования.

1. Георгий (Тертышников Н.И.). Симфония по творениям святителя Феофана, затворника Вышенского: в 2 т. Рязань, 2003. Т. 2. С. 180.

2. Феофан, затворник Вышенский (Говоров Г.В.). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1997. С. 74.

3. Феофан, затворник Вышенский (Говоров Г.В.). Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). М., 1994. С. 27.

4. Феофан, затворник Вышенский (Говоров Г.В.). Начертание христианского нравоучения. М., 2003. С. 45.

Поступила в редакцию 22.04.2009 г.

Khokhlova A.B. The heuristic meaning of the fundamental categories of the orthodox pedagogy thought (on the basis of works by Theofan the Recluse). In the article the main categories of the orthodox pedagogical thought on the basis of examination of the Holy Patristic works are being considered, in particular the works by Theofan the Recluse who had worked out the system of religious anthropology and contributed to solving of many problems of education and upbringing.

Key words: The Holy Patristic pedagogical heritage; structure of human being; spirit; soul; body; categories of the orthodox pedagogics (aim; substance; means; methods of upbringing); category of salvation; spiritual and moral upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.