Научная статья на тему 'ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ'

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЫСТОРИЯ / ВЕЩНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / СВОБОДНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПЕРВИЧНАЯ / ВТОРИЧНАЯ / ТРЕТИЧНАЯ ФОРМАЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Невелев Анатолий Борисович, Камалетдинова Альфия Янаховна

Исследование современных тенденций развития общества делает актуальным формационный подход. Его высокая значимость в сосредоточенности проблематики на становлении свободной человеческой индивидуальности. Научная новизна исследования в разработке логического коррелята третичной формации, который предстает как комплексная потребительная стоимость. Ожидаемые результаты: теория третичной формации, могущая выступать основой социально-философской экспертизы современных проектов социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEURISTIC POTENTIAL OF THE FORMATIONAL APPROACH TO SOCIAL DEVELOPMENT

The study of current trends in the development of society makes the formation approach relevant. Its high significance lies in the focus of problems on the formation of a free human personality. The scientific novelty of the research is in the development of a logical correlate of the tertiary formation, which appears as a complex use value. Expected results: the theory of tertiary formation, which can serve as the basis for socio-philosophical expertise of modern social development projects.

Текст научной работы на тему «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»



ЧЕЛОВЕК

ОБЩЕСТВО

КУЛЬТУРА

3

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8 (454). Философские науки. Вып. 61. С. 75— 79.

УДК 101.8 ББК 87.52

DOI 10.47475/1994-2796-2021-10811

Эвристический потенциал формационного подхода к социальному развитию

А. Б. Невелев, А. Я. Камалетдинова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия Исследование современных тенденций развития общества делает актуальным формационный подход. Его высокая значимость в сосредоточенности проблематики на становлении свободной человеческой индивидуальности. Научная новизна исследования в разработке логического коррелята третичной формации, который предстает как комплексная потребительная стоимость. Ожидаемые результаты: теория третичной формации, могущая выступать основой социально-философской экспертизы современных проектов социального развития.

Ключевые слова: предыстория, вещная зависимость, свободная человеческая индивидуальность, первичная, вторичная, третичная формации, потребительная стоимость, комплексная потребительная стоимость.

Актуальность обращения к проблеме обусловлена необходимостью философско-теоретического определения общемировых тенденций формационного социального развития и на этом фоне — специфических тенденций социального развития России и ее субъектов.

Среди приоритетных направлений фундаментальных научных исследований перед российскими философами на 2021—2030 годы была поставлена задача обоснования направлений стратегического развития современного общества. Научный потенциал цивилизационного и формационного подходов к социальному развитию далеко не исчерпан. Конструктивное применение формационного подхода предполагает обращение к идее К. Маркса деления процесса развития «человечества на предысторию и собственно историю» [1]. История человечества начинает трактоваться не как историческая последовательность событий, а процесс развития индивида, а также становления человеческого бытия в целом. История человечества — это чередование способов материального производства. «...Историей же людей нам придется заняться, так как

почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному отвлечению от нее» [3]. В чем новизна материалистического понимания истории человечества у К. Маркса? Детальный анализ произведений К. Маркса (со студентами по полгода изучаем по строчкам «Немецкую идеологию», «Капитал. Критику политической экономики», «Форму стоимости» и др.) помог нам увидеть философскую специфику понимания истории. На эту же особенность соотнесения единичного — особенного и общего акцентировал внимание большой философ нашего времени В. Межуев [3, с. 5]. В процессе предыстории создаются материальные условия становления свободной человеческой индивидуальности, но этот процесс идет за счет того, что индивиды в их личностном развитии не являются необходимой целью, они скорее случайны в этом качестве, выступают как средство возникновения будущей среды собственно человеческой жизни. Пока не созданы необходимые предпосылки, исторический процесс скорее деструктивен по отношению к отдельному человеку, к его личности.

Конкретизацией этого философско-методологи-ческого положения является формационный подход, который делит историю человечества на три общественно-экономические формации: первичную, вторичную и третичную. Все три формации объединяет одно основание деления: возможность свободного человеческого развития, предоставляемого формацией, зависимость и независимость индивидуального человека по отношению к общественному целому. Первичная формация раскрывается как «общество личной зависимости, вторичная формация как общество вещной зависимости», предполагаемая третичная формация видится «обществом свободной человеческой индивидуальности» [1]. Две первые формации относятся к предыстории. Третья (третичная) формация — к собственно истории, в которой человек — цель общественно-исторического развития. Исследуя современное социальное развитие человечества, можно утверждать, что страны «золотого миллиарда» начали выходить за рамки вторичной формации, у них просматриваются черты начала третичной формации, продвижение к условиям общества свободной человеческой индивидуальности. В этом же направлении продвигается Россия и субъекты Российской Федерации.

Стратегию развития собственного цивилиза-ционного проекта можно выработать, опираясь на формационный подход. Объектом особого социально-философского и мировоззренческого интереса становится третичная формация. Из идеальной модели желаемого будущего она превращается в насущный предмет исследования, со всеми его конструктивными и деструктивными чертами. Деструктивность третичной формации кажется неуместной, но современная история показывает, что массовое заявление о себе свободной человеческой индивидуальности чревато своими, присущими только ей проявлениями разрушительности, деструктивности, отрицательности. Пристальное внимание к третичной формации требует от исследователей методологической реконструкции первичной и вторичной формаций. Эту реконструкцию мы связываем с сопряжением: первичной формации с логикой «Формы стоимости» К. Маркса, а вторичной формации — с его логикой «Формы прибавочной стоимости». Для третичной формации он не разработал столь же детально соответствующей формы в силу неактуальности и далекой перспективы ее возникновения. Эта задача, как представляется, становится предметом эвристических усилий современных исследователей. Логика третичной формации, по нашему мнению, выражается в философско-методологической идее «обратного поглощения

стоимости потребительной стоимостью» [1]. Формой, которая сопрягается с третичной формацией, является «Форма комплексной потребительной стоимости». В этой форме логика социального развития фиксирует обратное направление: от «абстрактно-всеобщего (деньги) к особенному (бренды)» [1] и к единичному (комплексная потребительная стоимость), которая составляет базис свободного индивидуального развития человека.

Свободная человеческая индивидуальность есть результат распредмечивания комплексной потребительной стоимости, как ее собственного основания. Существенным продвижением России и ее субъектов в направлении третичной формации является принятие поправок к Конституции РФ. Поправки закрепили интереснейшие как в методологическом и мировоззренческом отношении, так и в самом насущно-житейском смысле системные преобразования, связанные с именем Президента РФ В. В. Путина. На наших глазах разворачивается практическая реализация того, что мы теоретически представили как комплексную потребительную стоимость. Это наглядно проявляется в логике социального развития, начиная с жесткого государственного контроля за оборотом абстрактно-всеобщего социального бытия человека (денег), обеспечением особенного социального бытия (например, «материнского капитала»), к индивидуализированному социальному бытию (например, образовательные центры типа «Сириус»). Каждая форма в составе комплексной потребительной стоимости, обеспечивающей свободное индивидуальное бытие человека как цели, имеет различия в способе бытия и в то же время тождество, выражающееся в нацеленности на свободную человеческую индивидуальность. Логика комплексной потребительной стоимости может послужить основанием исследования специфики социального развития отдельного субъекта и всей России.

Стратегической целью научных исследований в области гуманитарных наук, следовательно, является социально-философское, методологическое обоснование общемировой тенденции социального развития как перехода к обществу свободной человеческой индивидуальности (третичной формации), что становится актуальным для развитых стран мира, России и ее субъектов.

Полагаем, что технологически необходимо решение следующих задач:

• обоснование эвристических возможностей формационного подхода к социальному развитию;

• социально-философское рассмотрение содержания понятий предыстории и истории;

• анализ содержания понятий первичной, вторичной и третичной формаций;

• доказательство того, что первичная и вторичная формации составляют содержание предыстории, а третичная формация — содержание собственно истории человечества;

• обоснование современной тенденции перехода развитых стран к предсказанной К. Марксом третичной формации;

• разработка логики третичной формации, как развития комплексной потребительной стоимости;

• обоснование того, что свободная человеческая индивидуальность является распредме-ченным бытием комплексной потребительной стоимости.

Инновация подхода заключается в обосновании теоретического утверждения, что современные развитые страны мира, в том числе Россия и ее субъекты, находятся на стадии перехода к обществу свободной человеческой индивидуальности, что отражает природу третичной формации. Это переход от предыстории к собственно истории человека и человечества. Первичная и вторичная формации имеют в качестве своего логического резюме «Форму стоимости» и «Форму прибавочной стоимости» К. Маркса. Научная идея исследования в том, что у третичной формации должна быть своя логика развития, выражаемая тоже в какой-то логической форме, которая принципиально отличается от первых двух, поскольку выражает собой «обратное поглощение стоимости потребительной стоимостью» [1]. Соответственно, актуальность проблемы исследования заключается в философ-ско-методологической разработке логики третичной формации как становления свободной человеческой индивидуальности. Решение проблемы в том, что свободная индивидуальность представляет собой распредмеченный коррелят комплексной потребительной стоимости, которая предметно обеспечивает становление свободной личности.

Методологической основой исследования является диалектика опредмечивания — распредмечивания, которая применяется прежде всего к переходу человечества в лице развитых стран от предыстории как преимущественно опредмечивания человеческого потенциала к преимущественно распредмечиванию его при вступлении в третичную формацию, в собственно историю. При разработке исследования опираемся также на формаци-онный подход К. Маркса, который предполагает в генезисе человечества три формации: первичную, вторичную и третичную. Первичная формация — это общество личной зависимости, вторичная формация — общество вещной зависимости, тре-

тичная формация — общество свободной человеческой индивидуальности. Использовался также метод единства исторического и логического, при котором «логическое» выступает в качестве избавленного от случайностей «исторического». «Логическое» составляет сущностный «костяк» исследуемых исторических процессов. Выделение в истории развития человечества трех формаций представляет собой «историческое». В качестве логического коррелята этого исторического выступают три формы, в которых предельно кратко, как схема, выражена суть названных трех формаций. «Историческое» в виде первичной формации выражено в «логическом» как «форме стоимости». «Историческое» в виде вторичной формации выражено в «логическом» как «форме прибавочной стоимости». «Историческое» в виде третичной формации выражено в «логическом» как «форме комплексной потребительной стоимости». В частности, как известно, «форма стоимости» построена по первой фигуре простого категорического силлогизма: единичное — особенное — всеобщее. «Форма комплексной потребительной стоимости» построена, естественно, в обратной логике: всеобщее — особенное — единичное».

Ранее в исследованиях, получивших отражение в публикациях, нами было обосновано:

• концептуально-теоретическое видение третичной формации,

• методологическая реконструкция первичной и вторичной формации,

• методологическое обоснование идеи «обратного поглощения стоимости потребительной стоимостью» [1],

• сопряжение формы комплексной потребительной стоимости с третичной формацией.

Анализ современных реалий, происходящих во всем мире, позволяет нам предположить, что мы являемся свидетелями кануна: начала перехода человечества к третичной формации; к истинному логическому резюме третичной формации — к форме комплексной потребительной стоимости.

Практическая значимость научных изысканий заключается:

• в обосновании формы комплексной потребительной стоимости как опредмеченной сущности свободной человеческой индивидуальности;

• в обосновании того, что свободная человеческая индивидуальность — это распредме-ченное бытие комплексной потребительной стоимости.

Научная значимость исследования заключается в творческом заложении основ теории третичной формации человечества.

Эвристический (инновационный) потенциал зволяет теоретически осмыслить и решить слож-формационного подхода к социальному развитию, ные проблемы современного развития как инди-по нашему убеждению, далеко не исчерпан и по- видуального человека, так и общества в целом.

Список литературы

1. Невелев, А. Б. Комплексная потребительная стоимость как форма и мера предметного бытия человека / А. Б. Невелев, Н. Л. Худякова, А. Я. Камалетдинова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2020. — № 4 (438). — Философские науки. Вып. 55. — С. 5—9.

2. Межуев, В. Идея всемирной истории в учении Карла Маркса / В. Межуев // Логос. — 2011. — № 2 (81). — С. 3—36.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинение. Т. 3. — 2-е изд. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955. — С. 7—544.

4. Маркс, К. Форма стоимости // К. Маркс,Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 49. — 2-е изд. — С. 139—164.

5. Marx, K. Capital: a Critique of Political Economy. Vol. I : The Process of Capitalist Production / K. Marx. — Chicago, Charles H. Kerr and Co. Publ., 1909.

6. Marx, K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 // K. Marx, F. Engels. — Berlin, Dietz Verlag Publ., 1968.

7. Невелев, А. Б. Форма стоимости в учении Карла Маркса как методологическая основа / А. Б. Не-велев, А. Я. Камалетдинова, О. А. Брильц // Вестник Челябинского государственного университета. —

2019. — № 8 (430). — Философские науки. Вып. 53. — С. 83—85.

Сведения об авторах

Невелев Анатолий Борисович — доктор философских наук, профессор кафедры философии, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. filos@csu.ru

Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. allakamaletdinova@rambler.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 8 (454). Philosophy Sciences. Iss. 61. Pp. 75— 79.

Heuristic potential of the formational approach to social development

A.B. Nevelev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. filos@csu.ru

A. Ya. Kamaletdinova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. allakamaletdinova@rambler.ru

The study of current trends in the development of society makes the formation approach relevant. Its high significance lies in the focus of problems on the formation of a free human personality. The scientific novelty of the research is in the development of a logical correlate of the tertiary formation, which appears as a complex use value. Expected results: the theory of tertiary formation, which can serve as the basis for socio-philosophical expertise of modern social development projects.

Keywords: Prehistory, material dependence, free human individuality, primary, secondary, tertiary formations, use value, complex use value.

References

1. Nevelev A.B., Hudyakova N.L., Kamaletdinova A.Ya. Kompleksnaya potrebitel'naya stoimost' kak forma i mera predmetnogo bytiya cheloveka [Complex use value as a form and measure of a person's objective being]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University],

2020, no. 4 (438), iss. 55, pp. 5—9. (In Russ.).

2. Mezhuev V. Ideya vsemirnoj istorii v uchenii Karla Marksa [The idea of world history in the teachings of Karl Marx]. Logos, 2011, no. 2 (81), pp. 3—36. (In Russ.).

3. Marks K., Engel's F. Nemeczkaya ideologiya [German ideology]. Sochineniya [Collected Works]. Vol. 3. Moscow, Gosudarstvennoe izdateFstvo politicheskoj literatury, 1955. Pp. 7—544. (In Russ.).

4. Marks K. Forma stoimosti [The Value-Form]. Sochineniya [Collected Works]. Vol. 49. Moscow, 1974. Pp. 139—164. (In Russ.).

5. Marx K. Capital: a Critique of Political Economy. Vol. I. The Process of Capitalist Production. Chicago, Charles H. Kerr and Co. Publ., 1909.

6. Marx K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844. K. Marx, F. Engels Werke. Berlin, Dietz Verlag Publ., 1968. (In Germ.).

7. Nevelev A.B., Kamaletdinva A.Ya., Bril'ts O. A. Forma stoimosti v uchenii Karla Marksa kak metodologicheskaya osnova [Form of value in the doctrine of Karl Marx as a methodological basis]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2019, no. 8 (430), iss. 53, pp. 83—85. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.