Научная статья на тему 'Эвристический потенциал философем И. Канта в методологии педагогического целеполагания'

Эвристический потенциал философем И. Канта в методологии педагогического целеполагания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ БЛАГО / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

Статья представляет собой попытку философского осмысления идеи высшего блага И.Канта в увязке с содержательным наполнением понятия «сущность человека» в целях поиска ключевого элемента системы педагогического целеполагания в современном отечественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвристический потенциал философем И. Канта в методологии педагогического целеполагания»

Суслова И. Б.

Эвристический потенциал философем И.Канта в методологии педагогического целеполагания

Современное российское образование, несмотря на позитивные перемены последних лет, не имеет четко прорисованного логического фундамента системы педагогических целей. Что положено сегодня в основу воспитания и развития обучающихся? Какие идеалы видятся нам в выпускниках современных вузов? Будет ли это гражданин, высококвалифицированный специалист, носитель элитарной духовной культуры, самоактуализованная личность с запросом на дальнейшее развитие, конкурентноспособная личность, адаптированная к условиям рыночной экономики, творчески пробужденная личность с эвристическим потенциалом? Но может необходимо совмещение всех этих и ряда других позитивных качеств в одном индивидууме? Без ответа на этот, давно назревший в недрах педагогической науки, вопрос весь конструкт педагогического целеполагания представляется достаточно шатким. Кроме того, зачастую идеи, провозглашенные на бумаге, не находят должного воплощения в действительности.

В данной поисковой ситуации актуальное прочтение фундаментальных этико-философских воззрений великих мыслителей прошлого способно, на наш взгляд, дать логические, духовно-нравственные ориентиры, призванные откорректировать основания современной системы педагогических целей.

Высшее благо у И. Канта - это трансцендентальный синтез счастья, понимаемого как духовная, личностная самоудовлетворенность и добродетели. Достигается этот уровень, с нашей точки зрения, посредством раскрытия философемы сущности человека. Возможно, по мнению мыслителя, достижение высшего блага и неосуществимо человеком, но постоянное движение в этом направлении, стремление к данному сверхприродному абсолюту - главная задача личности, любой морально заданной воли. «Осуществление высшего блага в мире есть необходимый объект воли, определяемый моральным законом», - читаем мы у Канта [3].

Обрести высшее благо - итоговая цель не только отдельных индвидуумов, но и всего человечества в целом, полагал он, в этом заключается высший замысел Природы, Бога, Провидения. «Высшее благо есть необходимая высшая цель морально определенной воли, истинный объект практического разума...», - пишет И. Кант [3].

Насколько оправданно обращение к данной идее философа в наши дни, использование ее в качестве этико - философского ориентира для современников? Санкт-петербургский исследователь Б.В. Марков в своей статье «Человек и глобализация мира» пишет: «Невероятный успех искусственного интеллекта состоит в том, что он освободил нас от воздействия естественного разума и в том, что, доведя до совершенства операциональный процесс мышления, он освободил нас от неразрешимых загадок нашего присутствия в мире» [5]. Нельзя

не согласиться с этим утверждением. Но хорошо ли то, что мы освобождены от воздействия естественного разума и, тем самым, от столь непростых и, подчас, мучительных попыток ответить на извечные философские, онтологические вопросы от, по столь точному замечанию, «неразрешимых загадок нашего присутствия в мире»? Лишь на поверхностный взгляд может показаться, что поисковая ситуация в столь далекой от коммерции и бизнес-проектирования области никак не способствует успеху в выше названных сферах, равно как и не помогает освоить практику выживания в условиях рынка, вследствие чего духовные разыскания на массовидном уровне упраздняются за ненадобностью. Тем более на помощь современному сознанию всегда приходит Интернет, готовый дать ответы на любые практически-жизненные вопросы, осуществить искомую коммуникацию, реализовать деловые проекты и проч. Однако духовная экзистенция современного человека парадоксально становится все более и более хрупкой. «Мы живем в эпоху конца антропологии, которая тайным образом конфискована машинами и новейшими технологиями», - в этом высказывании Б.В. Маркова также присутствует большая доля истины [5]. Концом антропологии становится время, когда человек перестает задаваться извечными смысложизненными вопросами, в индивидуальном и в массовом порядке решать «загадку своего присутствия» в этом мире, перестает стремиться проникнуть в свою сущность, осмыслять свою человеческую миссию.

И если некоторое время назад автор настоящего исследования задавался вопросами и выносил их на обсуждение с коллегами-преподавателями - не рано ли читать курс философии студентам-первокурсникам? Ведь в столь раннем, послешкольном возрасте человеку трудно освоить смысловую нагрузку мировой философии и особенно некоторых ее аспектов, как то, экзистенциализм, иррационализм, ницшеанство, постмодерн и прочие. Предствлялось, что вопросами философского характера молодые люди и девушки начинают задаваться в возрасте примерно 20 лет, соответственно разумнее было бы читать философию на третьем курсе. Однако в настоящий момент методом наблюдения и логического анализа автор, к своему удивлению и разочарованию, пришел к выводу, что подобные вопросы современную молодежь в большинстве своем не интересуют в принципе.

Не задумываясь более о своей человеческой сущности, о смысле своей жизни, о гуманизме и гуманности, о духовно-нравственных категориях, человек лишается глобальной, бытийственной стабильности своего существования, теряет резистентность ко многим информационным вирусам, провокациям и психозам, становится более уязвимым перед лицом реальных опасностей и угроз современного мира. Ведь такое забвение сущностной духовной парадигмы своего бытия означает также невостребованность глубинных источников духовной силы и нравственного здоровья личности, механизмов психической самозащиты и душевного равновесия.

«Чем же думают противостоять сегодня бестиализации людей, происходящей на уровне повседневности в условиях современных масс-медиа,

которые, подобно культивируемым в Риме кровавым зрелищам, пытаются воспроизвести нечто подобное на экране», - задается сегодня злободневным вопросом исследователь [5]. Один из действенных способов вернуть человека к его гуманной и возвышенной сущности упомянут им же далее в статье - это попытка «воздействовать на одичание посредством лекционной дисциплины», что стало практиковаться со времен древнего Рима и Греции, когда, по его образному выражению, «книга восстала против амфитеатра» кровавых зрелищ императорской власти.

По нашему глубокому убеждению, без просвещения, разъяснительного воздействия, активной деятельности по повышению этической компетентности молодежи, старших школьников и студенчества невозможно говорить о духовном возрождении нации, гуманно-благополучном будущем общества. «.Негативные последствия недостатка в нравственном воспитании, может, не так ощутимы на первый взгляд, как недостаток в профессионализации, однако это в итоге приводит к катастрофическим результатам», - справедливо замечает исследователь В.В. Варавва [1, с.51]. «Образование сегодня - это стратегема национального выживания», - резюмирует вышеназванный автор [1, с.52].

«.Нравственность составляет верховное благо (как первое условие высшего блага)», - разъяснял два столетия назад великий философ И. Кант [3]. И эти слова становятся сегодня, на наш взгляд, путеводной нитью для «одичавшего» и отчужденного от подлинной духовной культуры современника. И поскольку нравственность, а, следовательно, и обладание ею, есть благо, личности еще необходимо прийти к уровню этого обладания. Помочь в этом, без сомнения, могут грамотные образовательные стратегии, использующие в своем арсенале теории из сокровищницы мировой философии, этики, педагогики.

В нашем представлении идея Канта о необходимости стремления человека к высшему благу призвана активизировать процесс духовного осмысления личностью своей сущности. В широком смысле, высшее благо в кантовском понимании как синтез добродетели и счастья и составляет философскую сущность человека. Однако, по убеждению Канта, недостаточно быть счастливым, т.е., самоактуализованным, духовно самоудовлетворенным - необходимо претворять в жизнь «морально законосообразное» поведение. Только в этом случае человек объективирует свою сущность, встанет на истинный путь обретения высшего блага. Тем самым он осуществит также свою миссию на уровне человеческом, природном, макрокосмическом, и, как представляется, окажет положительное влияние на фактологический рисунок своей жизни.

В этом, собственно, и состоит формула высшего блага И. Канта - нам мало найти свое место в жизни, реализоваться в своем призвании, любимом деле -необходимо быть моральной личностью, следовать велениям доброй воли, совершать благие дела. Данная схема неоднократно проверена на практике -многие социально и духовно реализованные личности опытным путем, а также на интуитивном уровне пришли к утверждению этого принципа. Но от студенческой и молодежной аудитории эта истина еще скрыта.

Человек обязан делать «все возможное» для осуществления высшего блага, полагал великий немецкий философ, совершать поступки, нацеленные на обретение его. С нашей точки зрения, это означает также обретение человеком своей подлинной духовной сущности. Эту мысль можно было бы проиллюстрировать кратким изречением древнеиндийских махатм. «Ты сам с собой не встретился еще», - говорили они о духовных исканиях человека, его пути возрождения и восхождения к Истоку [6].

Какой же представляется философская проблема сущности человека современным философам? «Личность есть существо духовное, центр духовных актов. Дух является сущностью человека (личности)», - пишет современный исследователь Брегадзе [5, с.27]. Сущность человека «меняется по мере того, как остается тождественной самой себе» (там же), на философском уровне он справедливо выделяет проблему отмежевания человека «от собственного ложного бытия».

Традиционно философия рассматривает человека как синтез единичного, индивидуального и общего, родового; как существо, принадлежащее одновременно двум мирам - природному, биологическому и социальному. «... Свойство человека меняться в зависимости от культурно-исторических условий, а также духовность, понятая как саморефлексия играют исключительно важную роль в понимании человеческой сущности в целом», - справедливо отмечает А.Р. Гарифаянова [2, с. 47]. Сущность человека подвержена изменениям: «Человек конструирует культурно-историческое пространство, которое переконструирует его самого» [2, с. 47]. Но исследователь права также в том, что выделяет в человеке «некое устойчивое ядро».

Наряду с сущностью, природа человека - некое единство биологических и социальных качеств (Аристотель вообще не разграничивал природу и сущность человека). В конечном счете, делает вывод исследователь, сущность человека вытекает из его комплексной природы, что означает невозможность абсолютизации какого-либо свойства человека в качестве сущностного. Основополагающие качества человека, с точки зрения А. Гарифаяновой, -природность, социальность и духовность. Только в процессе совместной коллективной деятельности человек может развивать свои качества и таланты.

Однако в рамках нашего исследования важно понять человека не только как комплекс устойчивых, сущностных черт, но и выделить в нем системообразующий стержень, цементирующее начало его духовно-нравственного основания, определить бытийственное и смыслозадающее ядро человеческой

личности как таковой. С нашей точки зрения, таким началом и будет являться духовная природа или дух человека, интерпретируемый нами как преломление, реализацию идеи высшего блага И. Канта в качестве синтеза духовной самоудовлетворенности и стремления к моральному абсолюту.

Проблема сущности человека тесно взаимосвязана с проблемой смысла его жизни. «Смысл предстает как духовная направленность бытия человека, -пишет Г. А Хасанов, - при помощи смысла человек реализует высшие культурно-исторические ценности, такие как истина, добро, красота» [7, с.76]. С нашей точки зрения, к данной парадигме высших ценностей необходимо добавить также категорию высшего блага. «Мир, - справедливо отмечает Хасанов, - также задан человеку как «ценностная сущность».

Обратимся к проблеме сущности образования с целью соотнесения данного понятия с понятием сущности человека. «Образование имеет две сущностных функции, - утверждает исследователь А.Ж. Кусжанова, - Во-первых, оно воспроизводит "социальный тип", т.е. воссоздает и обеспечивает сохранение общества .как определенного целого в его качественном своеобразии и конкретно-социальной самобытности. Это - наследственная, или социально-воспроизводственная функция» [9]. Данную функцию, с нашей точки зрения, следовало бы назвать основной - образование в первую очередь воссоздает личность как социальный генотип.

«. Во-вторых, образование формирует у субъекта способность к изменениям, развитию, инновациям и обеспечивает ее социальным ресурсом. Это - развивающая, или адаптивно-изменчивая функция. Она обеспечивает приспособляемость индивида и общества к новым условиям, лежит в основе их созидающей активности. Благодаря этой функции развивается общественно-историческая практика, изменяются сообщества и человечество в целом, без нее был бы невозможен социальный прогресс. Образование в целом, в единстве двух указанных функций, работает на главную цель общества - его самосохранение, самовоспроизводство и саморазвитие» [9].

Данная оценка сущностных функций образования и его целей представляется адекватной, однако наиболее примечательно, по нашему мнению, определение смысла образования, данное Т.А. Хорошок: «Образование - это складывание в человеке образа бытия. . Только благодаря образованию человек способен приобщиться к бытийным основам мироздания» [8, с.35]. Приведенное определение способствует уяснению сущностных оснований философии образования и его истинного предназначения. Посредством образования человек объективирует свою бытийственную сущность, приходит к выводу исследователь. «. Раскрытие своей сущности, прикосновение к своим онтологическим корням, позволяет человеку проникнуть в суть бытийности мироздания и реализовать свои способности» [8, с.35]. Следует добавить также, что раскрытие своей сущности способствует реализации человеком своей высшей гуманистической миссии.

Как отмечают исследователи, особенностью современного образовательного процесса становится тот факт, что человек с периферии перемещается в центр, в фокус социальных преобразований, из средства реализации социального заказа становится целью социальных и образовательных стратегий. Это связано с тем, что в условиях техногенного глобального общества, экологического и антропологического кризиса, само существование человека поставлено под угрозу. Образование становится, таким образом, антропоцентричным, получив качественно новую философско-методологическую базу, о чем, в частности, свидетельствует теория и практика гуманизации образования.

Став, таким образом, смыслообразующим и телеологическим центром образовательного пространства, человек постигает базовые философемы образования, уясняет его парадигмальную сущность. Основные типологические функции образования и его цели помогают человеку понять себя, осознать свои интеллектуальные, личностные, творческие особенности, раскрыть свою бытийственную сущность. В этом процессе проявляется феномен диалектического единства бытия и сущности, единичного и общего. «Состояться как человек означает через бытие присвоить человеческое содержание», - это высказывание исследователя Т.А. Хорошок экстраполируется частным образом на процесс образования, - ... а бытие общества есть непрерывное воспроизведение самой сущности человека» [8, с. 46].

В чем же заключается помощь современного образования в раскрытии сущности человека, как было показано, - достижению основной онтологической цели образовательного процесса? Много ли современные педагоги как организаторы и стратеги развития личности проводят спецкурсов, семинарских занятий, воспитательной работы в вузе и за его пределами по заявленной проблематике? Как стимулируют они познавательную и исследовательскую активность обучаемых в этом жизненно важном для них направлении? Думается, речь можно вести лишь об отдельно взятых положительных примерах, в то время как в общем случае современное российское высшее образование (как и его другие уровни) погрязло в потоке административно-управленческой отчетности, формализующей образование как таковое и сводящей процесс обучения в вузе к начитыванию заданного количества дисциплин и контроля итоговых результатов.

Нам представляется сегодня, что система педагогических целей должна быть откорректирована с учетом острой жизненной необходимости вернуть современному молодому человеку его духовную самоидентификацию, ощутить в себе онтологические корни своего бытия. Не секрет, что молодое поколение России пребывает в потерянном, дезориентировнном, бесстержневом, экзистенциально зыбком состоянии, программной установкой деятельности молодежи стал поиск удовольствии и обеспечение как можно более емкой материальной базы для их получения. В молодежной среде культивируется эгоизм, личностный эгоцентризм, перетекающий в произвол, поведенческая распущенность, есть все основания утверждать, что молодежь опущена до уровня

инстинктов. Духовная культура молодежи и студенчества находится воистину в зачаточном состоянии (автор не имеет в виду малочисленный процент духовной и интеллектуальной элиты молодежной аудитории).

В подобной ситуации человекоцентрированные установки должны преобладать на всем образовательном пространстве общества не только на словах, но и в содержании образования и в учебных планах образовательных учреждений. Это означает не только обогащение учебных программ дисциплинами социально-гуманитарного цикла, но и многосторонняя, обширная по своему содержательному и фактологическому охвату работа по воссозданию подлинной духовной сущности человека, такого образа его внутреннего «Я», который смог бы адекватно, по-новому, с гуманистической наполненностью отразить всю сложность и проблемность социального бытия современности и сформировать свою уникальную, зрелую, востребованную обществом активную личностную позицию. Студент и тем более выпускник современного вуза не должен выглядеть духовно «пусто», быть бесстержневым и бессодержательным и являться объектом всевозможных манипуляций нечистных на руку игроков информационного, политического, экономического пространства.

Предлагаемая нами интерпретация сущности духовного начала человека как преломленная идея высшего блага И. Канта касается онтологических, сущностных, трансцендентальных истоков человеческого сознания, но без уяснения корневых оснований проблемы невозможно задать направление личностного развития человека как такового и обучаемого в частности. В таком случае становится неясным, какими целями задаться при обучении вообще: заложить в сознание студентов системную базу знаний по профильным специальностям, и, посчитав, что в 18-22 года человек уже самодостаточная взрослая личность, оставить этическую компоненту образования без внимания; сориентировать выпускника вуза на достижение каких-либо рекордных результатов в спорте, науке, бизнесе, политике; сформировать идеологически-направленное мышление, в зависимости от расстановки сил на политическом олимпе? Ясно, что идейно-целевая наполненность образовательных и воспитательных стратегий может быть практически любой.

В то же время, при уяснении смыслоориентирующих установок образования, имея отчетливое представление о векторности социального, экономического, политического развития страны, восприняв типологические особенности современной молодежной аудитории, можно сделать образование человекоцентричным не на словах, а на деле. Это означает, в первую очередь, активизировать этико - философскую компоненту образования путем правильной расстановки духовно-нравственных акцентов, моральных ориентиров обучаемых - ведь и технические дисциплины можно преподавать с должным духовно-нравственным содержанием. Тем более множество дисциплин социально-гуманитарного цикла содержат в себе широкие возможности для освещения определенным образом подобранного материала под соответствующим углом зрения, акцентирующим примеры проявления активной, ответственной

социальной и моральной позиции деятелей политики, науки, культуры, искусства, рядовых граждан. Таковы курсы истории, социологии, культурологии, педагогики и проч. Как представляется, задачей формирования самоактуализованной, высокодуховной, нравственно и социально ответственной личности должен быть охвачен весь штат преподавателей вуза.

Ориентация современного образования на обретение подлинного гуманистического смысла - это не новомодная научная или социальная тенденция, а необходимость, вызванная к жизни общественной практикой. Достижению образованием высоких духовно-нравственных целей помогают, в частности, незыблемые идеи рациональной этики И. Канта.

Литература

1. Варавва, В.В. Этика и образование. Проблемы и перспективы воспитания в высшей школе [Текст] /В. В. Варавва //Вестник ВГУ Серия: Проблемы высшего образования. Вып.1. - Воронеж, 2008 г., с.47-53.

2. Гарифаянова, А.Р. Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве. ... Дисс. канд. филос. наук [Текст] // А.Р. Гарифаянова. - Елабуга, 2004

3. Кант, И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.4: Основоположения метафизики нравов. - М.: ЧОРО, 1994. [Электронный ресурс]. - www.koob.ru

4. Кант, И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 6. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. - М.: ЧОРО, 1994. [Электронный ресурс]. - http:// filosof.historic.ru

5. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001. [Электронный ресурс]. - http:// anthropology.ru/ru/texts/markov/manglob.html

6. Сидоров, В. В поисках Шамбалы. Авторский сборник, АиФ Принт. - М., 2001. [Электронный ресурс]. - http ://lib. aldebaran.ru.

7. Хасанов, Г.А. Смысл жизни человека: гносеологический анализ. .Дисс. канд.филос. наук [ Текст]// Г. А. Хасанов. - Сибай, 2007.

8. Хорошок, Т.А. Понимание как бытийная основа образования. ... Дис. .канд. филос. наук [ Текст]// Т. А. Хорошок - Ростов-на-Дону, 2009

9. http://www.portalus.ru/modules/philosophy/print.php?subaction=showfull&id = 1107181504&archive= 1208465572&start_from=&ucat= 1&. // [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.