Научная статья на тему 'Эвристический метод построения модели функционирования командно-измерительной системы космического аппарата'

Эвристический метод построения модели функционирования командно-измерительной системы космического аппарата Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Исаева Ольга Сергеевна, Грузенко Евгений Андреевич

В работе рассматривается метод построения модели функционирования бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата. Для проектирования модели используется эвристический подход, позволяющий выполнять упорядоченный выбор преобразований модели на основе дерева допустимых изменений, определяющих переходы от текущего состояния модели к последующим состояниям. Для выбора наилучшего пути по дереву изменений модели вводится оценка эффективности и адекватности, выполняется прогноз влияния отдельных ее элементов на достижение целей моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Исаева Ольга Сергеевна, Грузенко Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the method of design model functioning spacecraft onboard equipment. To build the model uses a heuristic approach that allows you to perform ordered selection of method of transformation of models. The method based on the tree of acceptable change, defining transitions from a current state model to a subsequent state. To choose the best path through the tree changes applied to evaluate the efficiency and adequacy. Considered the influen

Текст научной работы на тему «Эвристический метод построения модели функционирования командно-измерительной системы космического аппарата»

УДК 629.78; 004.94

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМАНДНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Исаева Ольга Сергеевна

К.т.н., старший научный сотрудник, Институт вычислительного моделирования СО РАН, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок 50, стр. 44, e-mail: isaeva@i cm. krasn. ru

Грузенко Евгений Андреевич Младший научный сотрудник, Институт вычислительного моделирования СО РАН, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок 50, стр. 44, e-mail: Gruzenko@icm. krasn. ru

Аннотация. В работе рассматривается метод построения модели функционирования бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата. Для проектирования модели используется эвристический подход, позволяющий выполнять упорядоченный выбор преобразований модели на основе дерева допустимых изменений, определяющих переходы от текущего состояния модели к последующим состояниям. Для выбора наилучшего пути по дереву изменений модели вводится оценка эффективности и адекватности, выполняется прогноз влияния отдельных ее элементов на достижение целей моделирования.

Ключевые слова: бортовая аппаратура командно-измерительной системы космического аппарата, имитационное моделирование, телекоманды, телеметрия.

Введение. В современном мире технологии компьютерного моделирования становятся неотъемлемой частью исследования сложных технических систем. Применение аналитических методов требует существенного упрощения постановки задачи, что может в некоторых случаях приводить к уменьшению достоверности получаемых результатов [10]. Имитационное моделирование позволяет, основываясь на совместном рассмотрении исследуемого объекта и процесса его функционирования, изучать взаимодействие и взаимосвязь отдельных компонентов системы, как между собой, так и с внешней средой [3, 11]. Наиболее актуальным использование моделирования становится в тех отраслях, где проведение экспериментальных исследований сопряжено с экономическими и технологическими трудностями [5]. Так, например, не существует универсальных проектных решений для построения и технического обеспечения бортовой аппаратуры космического аппарата. Разработка способов организации функционирования и взаимодействия бортовых систем характеризуется большой вариативностью. Это связано с широким спектром назначения и условий использования космических аппаратов, постоянным увеличением требований к надежности и сроку их активного существования. Интуитивные и недостаточно обоснованные проектные решения могут привести к снижению эффективности и надежности проектируемого оборудования. В этом случае моделирование позволяет наглядно проводить имитационные эксперименты, анализировать и модифицировать конструкторские проекты, что сокращает время разработки и повышает качество технических решений. Европейской

кооперацией по стандартизации в области космической техники разработан ряд стандартов, рекомендующих применение технологии компьютерного моделирования для сопровождения различных этапов реализации космических проектов [17, 18]. В работе рассматривается метод построения модели бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата.

1. Описание объекта моделирования. Бортовая аппаратура командно-измерительной системы предназначена для измерения параметров движения космического аппарата, приема и передачи различных видов информации, формирования и отправки на космический аппарат команд и программ управления, стандартных частот и сигналов времени для синхронизации работы бортового комплекса управления [8, 9]. Поддержка решения конструкторских задач включает стадии проектирования бортовой аппаратуры, определения ключевых принципов функционирования, моделирования и анализа работы оборудования, подготовки отчетных документов, и другие виды работ. Модели, необходимые для поддержки конструирования, должны достоверно описывать моделируемую систему, отображать существенные стороны объекта-оригинала, они должны строиться с необходимым уровнем детализации и соответствовать целевому назначению [11]. Структура командно-измерительной системы представляет собой определенную конфигурацию функциональных блоков и коммутационных связей. Основными элементами командно-измерительной системы, которые следует учитывать при моделировании, являются: приемник (ПРМ), передатчик (ПРД), интерфейсный модуль командно-измерительной системы (МИ КИС). Внешнее взаимодействие командно-измерительной системы осуществляется с бортовыми системами в составе: бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК), бортовой комплекс управления (БКУ) и бортовая аппаратура телесигнализации (БАТС) и наземным комплексом управления. Информационное взаимодействие осуществляется с помощью двух типов данных: телекоманд и телеметрии, заданных в соответствии со стандартами Европейского космического агентства. Стандарт Б8ЛР88-04-107 [15] предназначен для передачи телекоманд, а стандарт ESAPSS-04-106 [14] - для телеметрии. Телекоманды передаются из центра управления полетами на борт космического аппарата. Приемник принимает пакеты команд и передает их в интерфейсный модуль командно-измерительной системы, который, в свою очередь, обрабатывает команды и в зависимости от назначения каждой из них вырабатывает соответствующую реакцию. Телеметрия представляет собой поток данных, передаваемый с борта космического аппарата на землю. Интерфейсный модуль командно-измерительной системы непрерывно, с заданной периодичностью отправляет запрос бортовой аппаратуре телесигнализации для получения телеметрической информации. Бортовая аппаратура телесигнализации обрабатывает запрос и возвращает пакет, содержащий телеметрию борта, которая дополняется телеметрией от командно-измерительной системы. Построенная телеметрия возвращается передатчиком в наземный комплекс управления.

2. Описание модели бортовой аппаратуры командно-измерительной системы. В работе используются принципы пошагового моделирования, обеспечивающие постепенное приближение модели к объекту-оригиналу (технология системного моделирования [6], метод пошагового приближения [10] и др.). Для построения модели £, которая представляет собой образ системы-оригинала вводится моделирующее отображение8=^($))у в соответствии

с целевым назначением V. Моделирующее отображение / представляется в виде композиции двух отображений - огрубляющего q и гомоморфного г, то есть q(S0)=S1, г(^) =5, г^($*))у = 5, где 51- модель 5°. Таким образом, исходная система представляет собой с одной стороны упрощенный образ оригинала, а с другой стороны, точно передает состояние и функции исходной системы в рамках свойств и характеристик, необходимых для удовлетворения целей ее построения. В нашем случае аналитически описать моделирующие отображения не представляется возможным. Модель описывается через множество ее состояний: 5 =<0, I, Р>, где О - множество элементов структуры системы (приемник, передатчик, бортовые системы и др.), I - множество параметров, Р - методы функционирования. Моделирующее отображение q предназначено для построения множеств О и I, оно выполняет упрощение системы путем исключения компонентов структуры и коммутационных связей, несущественных для целей моделирования. Гомоморфное отображение г, применяемое к упрощенной структуре 51, предназначено для описания методов работы модели (множество Р). Методы функционирования задаются в виде правил изменения состояния модели. Правило представляет собой символьную конструкцию вида: «Если А то В» [4]. Его левая часть задает условие выполнения, а правая часть - действия, осуществляющие изменение состояния модели. Правило Р(Х, Ж, Т) = У, где X, Ж, У е I; X -множество входных воздействий: команды, импульсы, сигналы, запросы; Ж - множество воздействий внешней среды: изменение параметров функционирования, моделирование нештатных ситуаций; У - множество наблюдаемых параметров, Т - моменты времени наблюдения. Такой подход получил широкое применение в различных системах проектирования и технического конструирования, он позволяет не только получать качественные решения, но и обмениваться знаниями между группами инженеров, имеющими большой опыт в различных аспектах решаемых задач [12].

3. Программное обеспечение для моделирования функционирования бортовой аппаратуры. Для выполнения имитационного моделирования разработано программное обеспечение - Программно-математическая модель бортовой аппаратуры командно-измерительной системы [7]. Программное обеспечение включает подсистему интерфейсного и графического сопровождения прикладных задач и интеллектуальную подсистему имитационного моделирования [13] функционирования бортовой аппаратуры. Оно позволяет в простой и наглядной форме описывать аппаратную часть командно-измерительной системы, выполнять визуальную конфигурацию элементов модели, коммутационных интерфейсов, связей и параметров моделируемого оборудования. Простой пример информационно-графической модели, которая имитирует информационное взаимодействие между интерфейсным модулем командно-измерительной системы (МИ КИС), бортовым комплексом управления (БКУ) и бортовой аппаратурой телесигнализации (БАТС), представлен на рисунке (рис. 1). Дуги на рисунке обозначают направления информационного обмена при передаче команд и телеметрии.

В зависимости от назначения космического аппарата и особенностей работы оборудования функции командно-измерительной системы моделируются различными наборами команд и действий, представленных в продукционной базе знаний. База знаний имеет внешнее представление, предназначенное для работы пользователя в терминах предметной области и внутреннее представление, обеспечивающее логический вывод и управление состоянием модели. Она выступает в качестве хранилища функциональных и

технологических процессов, позволяя не только наблюдать, но накапливать существенную информацию о проектируемом объекте [19].

Рис. 1. Пример информационно-графической модели

Фрагмент базы знаний, описывающий методы функционирования бортовой аппаратуры командно-измерительной системы показан на рисунке (рис. 2). В базе знаний созданы правила общего назначения, правила работы элементов модели, выдачи командной и командно-программной информации на системы космического аппарата, приема и выдачи телеметрической информацией, правила управления по командам, контроля состояния бортовой аппаратуры, задания режимов и интерфейсов для работы оборудования и пр.

Правило №1

ЕСЛИ по интерфейсу "От ПРМ №1* получены данные

© О

И 6 бита(ов), начиная с 16-го в массиве, полученном по интерфейсу 'От ПРМ №1'. равны 0 0 0 0 0 1

И 6 бита(ов), начиная с 42-го в массиве, полученном по интерфейсу 'От ПРМ №1', равны 0 0 0 0 0 1

То записать данные, полученные по интерфейсу "От ПРМ №1". в поле "Структура пакета РК БУ БКУ"

И передать значение поля 'Поле данных сегмента" переменной 'Принятая РК БУ БКУ* по интерфейсу

И запустить таймер "Ожидание квитанции от БУ БКУ"

И установить значение переменной 'Номер передачи РК" равным 1

Рис. 2. Фрагмент базы знаний

Имитация функционирования модели осуществляется путем пошагового или автоматического изменения ее состояния в соответствии с заданными в базе знаний правилами. Для этого в процессе логического вывода [16] выбираются правила, применимые к текущему состоянию модели, выполняются действия и визуализируется выполнение команд, имитируются процессы формирования и передачи пакетов данных. В графическом представлении каждая передача данных сопровождается анимационными эффектами.

Интерактивный процесс моделирования позволяет конструктору проводить имитационные эксперименты, которые способствуют пониманию рассматриваемой системы [20]. Изменение параметров приема, передачи данных, времени ожидания ответов и квитанций, переключение активности коммутационных интерфейсов и элементов модели позволяют выполнять анализ нештатных ситуаций.

Все события модели журналируются с возможностью их просматривать, группировать или детализировать. Журналы позволяют конструктору исследовать, как и почему система выполняет то или иное действие и могут способствовать пониманию, как нужно изменить модель для достижения требуемого функционирования. Построение модели, отвечающей целям моделирования, требует многократного изменения ее конфигурации и функций. В этой связи остается нерешенным вопрос о создании метода направленного проектирования, результатом работы которого являлась бы модель, представляющая собой упрощенное наглядное описание командно-измерительной системы, достоверно имитирующая ее свойства и особенности поведения.

4. Алгоритм построения модели командно-измерительной системы. Алгоритм построения модели приведен на рисунке (рис. 3). Он предполагает пошаговое приведение начального состояния модели 51, отображающего лишь некоторые функции исходного объекта, к состоянию 5, подобному системе-оригиналу в соответствии с целевым назначением V.

Рис. 3. Алгоритм построения модели

Алгоритм начинается с построения концептуального описания модели, сбора и консолидации исходной информации о назначении, характеристиках, условиях и способах работы моделируемой системы. Далее выполняется выбор критериев для оценки адекватности и эффективности модели.

Адекватность модели A(S) представляет собой оценку конфигурации модели и определяется по соответствию структуры модели системе-оригиналу. Например, адекватность может определяться как степень наглядности (простоты) модели и задаваться линейной функцией от структуры модели, выраженной в виде:

A(S)=a*Na+b*Nb+c*Nc,

где коэффициенты a, b, c < 1, Na - количество блоков модели S, Nb - количество интерфейсов, N - количество коммутационных связей.

Эффективность определяется, как степень соответствия методов работы модели целям моделирования, и представляет собой эвристическую функцию, выраженную в виде количественных или качественных (экспертных) оценок. Примеры показателей для оценки эффективности: «Управляемость» - возможность задавать нужные параметры (% неудач); «Пропускная способность» - количество выполняемых действий в единицу времени; «Время реакции» - среднее время прохождения команд, телеметрии; «Задержки передачи» -максимальное и минимальное время задержки передачи данных; «Целостность» - оценка взаимодействия элементов модели в виде единой системы; «Путь» - длина пути или количество различных маршрутов, описывающих передачу данных от входа к выходу; «Потери» - процент потерь пакетов при моделировании; «Отказоустойчивость» - количество ошибок модели в нештатных ситуациях; «Надежность» - оценка надежности структуры и др.

На следующем шаге алгоритма выполняется формирование базы знаний, описывающей логику поведения структурных элементов модели, и определяются особенности функционирования всей системы в целом. Проводится имитационный эксперимент, по результатам которого принимается решение о корректировке модели. Для выбора наилучшей последовательности преобразования модели применяется дерево допустимых изменений, определяющих переходы от текущего состояния модели к последующим состояниям Пример дерева показан на рисунке (рис. 4).

Рис. 4. Дерево выбора изменений модели

Первый уровень дерева содержит изменения элементов структуры модели и методов их функционирования на один шаг. Каждое последующее преобразование отображается отдельной ветвью. Дерево строится на несколько уровней в глубину, выполняется оценка полученных вариантов, на основе которой развивается наиболее перспективная ветвь дерева. Для сокращения дерева изменений и выбора наилучшего варианта модели применяется алгоритм эвристического поиска. Пусть имеется начальная модель каждое изменение модели обозначим через 81 (/=2, ..., п). Требуется найти модель £п, удовлетворяющую

заданным критериям адекватности и эффективности. Для упорядоченного поиска будем использовать алгоритм А [16]. Введем эвристическую функцию оценки узлов в дереве изменений: У(£г) = g(S1) + к (£г), g(S1) - стоимость наилучшего пути от 51 к £г, к (£г) -предполагаемая стоимость предстоящего пути к целевому состоянию модели - определяется как степень близости модели к целевому состоянию модели На каждом шаге алгоритма требуется выбрать путь по дереву, обеспечивающий лучшие показатели адекватности и эффективности модели. В нашем случае функция g будет оценкой соответствия структуры модели относительно целевого представления V. Функция g имеет вид: g(S1)=A(S1)/A(V), где А - оценка адекватности, выбранная на начальном этапе построения модели. Эвристическая функция к задается в виде:

где Е - выбранная оценка эффективности модели. Показатель эффективности модели строится на основе одного или нескольких критериев, вносящих равнозначный вклад в общее решение. При необходимости построения более сложной многокритериальной оценки модели можно использовать генетический алгоритм [6]. Дополнительно может применяться стратегия поиска в глубину на несколько шагов и выбора из построенного поддерева лучшей модели.

После внесения изменений в модель проводится новый эксперимент, по результатам которого принимается решение о необходимости корректировки модели. Построенная таким образом модель командно-измерительной системы может лишь асимптотически приближаться к оригиналу, но за счет упрощения структуры позволяет повысить наглядность и качество полученного решения и в каждом практическом случае выполнять моделирование с заданной степенью детализации.

Заключение. Разработанные методы построения модели и программное обеспечение, предназначенное для решения задач информационно-графического и имитационного моделирования функционирования бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата, внедрены в организации - разработчике спутниковых систем. Программное обеспечение содержит расширенные функции настройки модели, ведения и хранения статистики моделирования, управления имитационными экспериментами, а также анализа результатов работы модели. Эти функции позволяют вводить различные эвристические оценки модели для направленного ее построения, конфигурации элементов и задания методов работы. Рассмотрены решения задачи ограничения перебора альтернативных вариантов для изменения модели. Программное обеспечение позволяет проводить многократные испытания модели с различными наборами входных данных и определять влияние изменяющихся условий функционирования на результаты имитационного моделирования. При моделировании выполняется визуализация последовательности действий, определенная для конкретной конфигурации модели. Программное обеспечение выступает как интеллектуальный партнер конструктора при проектировании, построении и анализе конструкторских решений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Красноярского края в рамках научного проекта № 16-41-242042.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брукс Ф. П. Проектирование процесса проектирования. М: «Вильямс». 2014. 464 с.

2. Замятина О. М. Моделирование систем. Томск: Изд-во ТПУ. 2009. 204 с.

3. Кельтон В., Лоу А. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. СПб.: Питер. 2004. 847 c.

4. Люгер Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем, 4-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс». 2003. 864 с.

5. Микрин Е.А. Бортовые комплексы управления космическими аппаратами и проектирование их программного обеспечения. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2003. 336 с.

6. Новосельцев В.И., Тарасов Б.В., Голиков В.К., Демин Б.Е. Теоретические основы системного анализа. М.: Майор. 2006. 592 с.

7. Ноженкова Л.Ф., Исаева О.И., Грузенко Е.А. Построение программно-математической модели бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата // Информатизация и связь. 2014. Выпуск 1. С. 87-93.

8. Разработка командно-измерительной системы для перспективных КА на базе платформы «Экспресс-4000». Железногорск. 2012.

9. Системы и комплексы космические. Термины и определения. ГОСТ Р 53802-2010. М: Стандартинформ. 2011. 28 с.

10. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. М.: Высшая школа. 2009. 343 с.

11. Хорошев А.Н. Управление решением проектных задач на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/4940.

12. Hernandez, J.A. & Peters, T.J. and et al., Intelligent Decision Support for Assembly System Design, The Third Conference on Innovative Applications of Artificial Intelligence: The AAAI Press. Menlo Park, California. 1991.

13. Nozhenkova L., Isaeva O., Gruzenko E. Computer Simulation of Spacecraft Onboard Equipment // Proceedings series Advances in Computer Science Research. Vol.18. 2015. Pp. 943-945.

14. Packet Telemetry Standard ESA PSS-04-106. Issue 1: European space agency (ESA). 1988. 73 p.

15. Packet Telecommand Standard ESA PSS-04-107. Issue 2: European space agency (ESA), 1992. 166 p.

16. Russell S.J., Norvig P Artificial Intelligence: A Modern Approach // Prentice Hall. 2010. 1152 p.

17. Space engineering. System modelling and simulation// ESA Requirements and Standards Division ESTEC. 2010. 80 p.

18. Space engineering. System engineering general requirements ECSS-E-ST-10C. Netherland: «ESA publication division». 2009. 100 p/

19. Stanley, G.M., Experiences using knowledge-based reasoning in online control systems, International Federation of Automatic Control (IFAC) Symposium on Computer Aided Design in Control Systems. July 15-17, 1991. Swansea. UK.

20. System Design, Modeling, and Simulation using Ptolemy II: Ptolemy.org. 2014. URL: http://ptolemy.org/systems.

Hcaeea O.C., rpy3euKO E.A. UDK 629.78; 004.94

HEURISTIC METHOD OF CONSTRUCTING A MODEL OF SPACECRAFT COMMAND AND MEASURING SYSTEM

Olga S. Isaeva

Ph.D., Senior researcher, Institute of computational modelling SB RAS, 50/44, Akademgorodok, 660036, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: isaeva@icm.krasn.ru

Evgeny A. Gruzenko

Junior researcher, Institute of computational modelling SB RAS, 50/44, Akademgorodok, 660036, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: Gruzenko@icm.krasn.ru

Abstract. This article presents the method of design model functioning spacecraft onboard equipment. To build the model uses a heuristic approach that allows you to perform ordered selection of method of transformation of models. The method based on the tree of acceptable change, defining transitions from a current state model to a subsequent state. To choose the best path through the tree changes applied to evaluate the efficiency and adequacy. Considered the influence of the elements for purposes of modeling.

Keywords: spacecraft, onboard equipment, command and measuring system, simulation modeling, telecommands, telemetry

The research was sponsored by RFBR and the Krasnoyarsk Territory Government in the framework of a research project № 16-41-242042.

References

1. Brooks F.P. Proektirovanie processa proektirovania [Design of process of design]. Moscow "Williams". 2014. 464 p. (in Russian).

2.Zamyatina O.M. Modelirovanie sistem [Modeling of systems]. Tomsk: TPU publ. 2009. 204 p. (in Russian).

3.Kelton V., Lowe And. Imitacionnoe modelirovanie [Imitating modeling]. Classics of CS. 3rd prod. SPb. St. Petersburg/ 2004. 847 p. (in Russian).

4.Lugger D. Iskustvennyi intellect: strategii I metodi reshenia slognih problem [Artificial intelligence: strategy and methods of the solution of complex problems]. 4th edition. Moscow "Williams". 2003. 864 p. (in Russian).

5.Mikrin E.A. Bortovie kompleksi upravlenia kosmicheskimi apparatami i proektirovanie ih programmnogo obespechenia [Onboard complexes of control of spacecrafts and design of their software]. Moscow. MGTU of N.E. Bauman. 2003. 336 p. (in Russian).

6.Novoseltsev V.I., Tarasov B.V., Golikov V.K., Dyomin B.E. Teoreticheskie osnovi sistemnogo analisa [Theoretical bases of the system analysis]. Moscow. Major. 2006. 592 p. (in Russian).

7.Nozhenkova L.F., Isaeva O.I., Gruzenko E.A. Postroenie programmno-matematicheskoi modeli bortovoi apparaturi komandno-ismeritelnoi sistemi kosmicheskogo apparata [Designing the program-mathematical model for the spacecraft command and measuring system] //Informatization and communication. 2014. №1. Pp. 87-93. (in Russian).

8.Rasrabotka komandno-ismeritelnoi sistemi dla perspectivnih kosmicheskih apparatov na base platformi «Ekspress-4000» [Development of command and measuring system for perspective spacecraft based on the Express-4000 platform]. Zheleznogorsk. 2012. (in Russian). 9.Sistemi I kompleksi kosmicheskie [Systems and space complexes. Terms and determinations].

GOST P 53802-2010. Moscow. Standartinform. 2011. 28 p. (in Russian). 10.Sovetov B.I., Yakovlev S.A. Modelirovanie system [Modeling of systems]. Moscow. The higher school. 2009. 343 p. (in Russian).

11.Horoshev A.N. Upravlenie resheniem proectnih zadach na predpriatii [Management of the solution of project tasks at the entity] // Modern scientific researches and innovations. 2011. No. 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/4940. (in Russian).

12.Hernandez, J.A. & Peters, T.J. and et al., Intelligent Decision Support for Assembly System Design, The Third Conference on Innovative Applications of Artificial Intelligence: The AAAI Press. Menlo Park. California. 1991.

13.Nozhenkova L., Isaeva O., Gruzenko E. Computer Simulation of Spacecraft Onboard Equipment // Proceedings series Advances in Computer Science Research. Vol.18. 2015. Pp. 943-945.

14.Packet Telemetry Standard ESA PSS-04-106. Issue 1: European space agency (ESA). 1988. 73 p.

15.Packet Telecommand Standard ESA PSS-04-107. Issue 2: European space agency (ESA). 1992. 166 p.

16.Russell S.J., Norvig P Artificial Intelligence: A Modern Approach // Prentice Hall. 2010. 1152 p.

17.Space engineering. System modelling and simulation// ESA Requirements and Standards

Division ESTEC, 2010. 80 p. 18.Space engineering. System engineering general requirements ECSS-E-ST-10C. Netherland:

«ESA publication division», 2009. - 100 p. 19.Stanley, G.M., Experiences using knowledge-based reasoning in online control systems, International Federation of Automatic Control (IFAC) Symposium on Computer Aided Design in Control Systems. July 15-17, 1991. Swansea. UK. 20.System Design, Modeling, and Simulation using Ptolemy II: Ptolemy.org. 2014. URL: http://ptolemy.org/systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.