Научная статья на тему 'Эвристическая роль реминисценции в постижении феноменов культуры'

Эвристическая роль реминисценции в постижении феноменов культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creative Role of Reminecence in Comprehending the Phenomena of Culture

The modem stage of historical development is very intensive now. In the first place of human activity there appeares a creative process of comprehending the world of culture. New terms and conceptions are appearing for analysing culture, «Reminicence» is one term among them.

Текст научной работы на тему «Эвристическая роль реминисценции в постижении феноменов культуры»

С.В. Дементьева. Эвристическая роль реминисценции в постижении феноменов культуры

Современный философ Б, Суходольский допускает, что в будущем праздники должны исчезнуть. Он верит в самоценность того, что вообще делает человек, и рассматривает будни как основу смысла жизни. Философ Ориген тоже был убежден, что истинному христианину каждый день должен давать случай для демонстрации его служения приятным ценностям. В замечании Платона, что человеку необходимо 365 праздников в году, тоже улавливается возможность слияния праздника и труда.

Однако история праздников доказывает, что ценность повседневного труда как раз порождает потребность в празднике. Он может обновляться и проявляться в новых формах, вновь становиться неотделимым «от жизни тела, земли, природы, космоса», если этому-- способствует сознательное стремление человека, общества к нравственной высоте.

Старые обычаи, фольклор, все народное творчество должны помочь найти правильный, необходимый путь в нашем движении к будущему. Так в г. Томске семь лет назад родился фестиваль «Томские осенины» и вырос от городского уровня до межрегионального. Идея фестиваля возникла в Центре сибирского фольклора, занимающегося изучением и развитием народных традиций. Фестиваль стал мосточком между прошлым, настоящим и буду щим и получил большой отклик у то-мичей. Осень как венец долгого напряженного труда давала надежду и поэтому была всегда особенно

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Современный этап исторического развития характеризуется тем, что на первый план выдвигается сознательно-творческое начало человеческой деятельности в постижении мира в целом и мира культуры в частности.

Особенностью современного культурологического знания является интенсивный процесс становления категориального статуса культурологии как особой отрасли гуманитарного знания. Именно поэтому возникает повышенный интерес к оформлению ее понятийного аппарата.

почитаема в России. Обильный урожай был поводом для общей радости. В народно-праздничных образах, в действиях представлялась вся формула жизни с ее сладкими и горькими сторонами. На языке условных символов обыгрывалось все, чем живет человек: счастье и несчастье, приобретение и утрата. Но главное, что праздничная энергия символизирует вечное движение к умножению, возрастанию. Осенний плод символизирует победу над смертью - решение главной проблемы, которая была и остается в центре интереса праздничной культуры. Праздничная энергия несет в себе живительную силу. Человек, если он даже не знаком с народными повериями, обрядами, обычаями, то, находясь в праздничном пространстве и почувствовав в себе прилив творческой энергии, ощущает радость и волнение, переживает состояние возвышенности. Потребность в таких ощущениях подвигает человека с удовольствием принимать участие в праздниках, имеющих прямое отношение к народным традициям.

Мудрые японцы не жалеют материальных средств на праздники, потому что знают, что все потраченное вернется через человека, получившего здесь хорошую энергетическую подпитку. Вот и нам пора бы понять, что поостижение истоков своей культуры может помочь разобраться во многих проблемах и прийти к желаемым результатам нашей будничной деятельности.

Внимание исследователей все чаще обращается не только на результативную сторону деятельности. но и на ее процессуальные моменты. В связи с этим актуализируется разработка философских категорий, в которых отражаются гуманистическая ориентация целеполагания, результаты и пределы деятельности человека по целостному восприятию мира. Среди многочисленных определений культуры, исходя из основных целевых установок работы, мы используем понимание культуры как творческой деятельности человека, направленной на соз-

Литература

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965.527 с.

Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи: Пер. с англ. М : Прогресс: Культура; СПб.: Ювента, 1994. 526 с.

Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.

Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1990.128 с.

Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М.: Наука, 1990.248 с.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. шк„ 1999. 331 с.

С.В. Дементьева

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ПОСТИЖЕНИИ ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУРЫ

Томский политехнический университет

данис. воссоздание и трансляцию символов, смыслов и ценностей.

В развитии культуры существует определенный (не всегда отчетливо видимый) порядок, нарушение которого возможно и оправдано только в том случае, если есть острая потребность создать новый, не существовавший ранее культурно-исторический смысл. Именно для решения проблемы рефлексивного дискурса приобрело новое значение известное с античности слово «символ», ставшее основой понятия, способного придать новый смысл уже известной реалии. Аналогичная теоретико-познавательная ситуация сложилась в настоящее время в культуре, когда для описания новых культурно-исторических реалий требуются термины, ранее использ\смые как синонимические тагам понятиям, как «символ», «метафора», «аллегория». Реминисценция в силу своей специфики способна к решению этой проблемы, и именно поэтому исследование роли и значения реминисценции в постижении сущности культуры плодотворно и своевременно.

Центральным понятием настоящей работы выступает понятие реминисценции, которое в последние годы все чаше используется в научной литературе, причем не только по проблемам гу манитарных исследований, но и. что значительно чаще, в литературоведческих работах. В рамках вышеозначенных трудов понятие реминисценции используется часто как рядоположенное с такими, ставшими уже традиционными для культурологических исследований понятиями, как «символ», «метафора», «аллегория».

Если провести первоначальный анализ специфики данных понятий с позиций формальной логики, то станет очевидным взаимопересечение их объемов и одержаний. Последнее обстоятельство демонстрирует тот факт, что каждое из этих понятий в определенной мере совпадает по объему и содержанию. Кроме того, символ, метафора, аллегории, реминисценция являются видовыми по отношению к понятию, родовому для них. Этим понятием является знак. В связи с этим возникает вопрос о том, не является ли теоретико-познавательная процедура введения в анализ культуры понятия реминисценции «удвоением сущностей без надобности», т.е. не происходит ли логическая ошибка удвоения понятий.

Разъясняя это недоумение, следует отметить, что накопленный за последние десятилетия опыт постижения феноменов культуры в их целостности стремится ко все более адекватному пониманию и, соответственно, способам выражения культурно-исторических явлений и их преломлению в современной культуре. Последнее может быть осуществлено как при помощи символов, метафор, аллегорий, так и посредством реминисценций.

Актуальность исследования роли и значения реминисценций в культурно-историческом постижении мира обусловлена фактом ее возрастающего распространения в культуре и языках социального познания. Последнее обстоятельство выдвигает как теоретические, так и практические задачи в исследовании реминисценций.

В теоретическом плане наиболее значительны следующие проблемы:

1. Что собственно, представляет собой реминис-цс ия jk когнитивный и языковой феномен.

2. В си iy каких обстоятельств реминисценция приобретает все большее распространение в современном ку льту рологическом знании.

3. Каким образом трансфертируются между собой реминисценции, возникшие в разных культурно-исторических эпохах.

4. Какую роль способна выполнить реминисценция в исследовании процессов функционирования социальной памяти.

В практическом плане перспективным является использование реминисценции в педагогическом процессе.

Учитывая многозначность самого термина, выясним, какой смысл и значение традиционно вкладывается в его содержание. В Литературной энциклопедии (в издании 1935 г.) реминисценция понимается как термин, применяющийся преимущественно в литературе сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования. В Латинско-руеско.м словаре под редакцией О. Петрученко реминисценция - от позднелатинского remisor - понимается как - «вспомнить, припомнить, придумывать, выдумывать» [1, с. 548]. В Латинско-русском словаре под редакцией И Х. Дворецкого добавляются такие новые оттенки этого термина - обду мывать, взвешивать.

Совершенно закономерен интерес к реминисценции в филологии. Это неслучайно, так как именно в слове, в тексте наиболее полно раскрываются возможности применения реминисценций. Словарь современного русского языка отмечает, что реминисценции позволяют оживить «черты мелодии, навеянные воспоминаниями» [2, с. 1213]. С И. Ожегов классифицирует термин «реминисценция» как книжный, имеющий два основных значения: «1. Смутное воспоминание. 2. Отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении» [3, с. 603]. В словаре иностранных слов реминисценция - «смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо; отзвук иного произведения в поэзии, музыке» [4, с. 438].

Более полно рассматривают реминисценцию справочно-энциклопедические издания. В БЭС ре-

C.B. Дементьева. Эвристическая роль реминисценции в постижении феноменов культуры

минисценция определяется как воспоминание, в котором отдельные черты навеяны невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения. Как сознательный прием использование реминисценции рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя. Литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь выделяют особу ю связь реминисценции с поэтическим творчеством. «Реминисценция - нередко невольное воспроизведение автором чужих образов или ритмико-синтаксических шагов; последнее чаще всего бывает сл^д висм так называемой ритмической памяти. В о личие от заимствования и подражания реминисценции бывают смутными и неуловимыми, напоминая творческую манеру, характерный комплекс мотивов и тем какого-либо автора. Как сознательный прием реминисценция рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя» [5, с. 322].

Среди массива справочно-библиографической литературы и немногочисленных исследований, в которых реминисценция выступает как своеобразный инструмент исследования, следует выделить работы известного российского ученого-филолога В.М. Жирмунского. В работе «Байрон и Пушкин», которая была опубликована в 3924 г., автор, анализируя так называемые байронические поэмы A.C. Пушкина, активно использу ет эвристические возможности реминисценции. Можно выделить как минимум три аспекта использования понятия реминисценции при сравнительном анализе творчества Пушкина и Байрона. Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого и нового крута представлений, синтезируя принципиально новую реальность.

Сам процесс рсминисциоризации может быть рассмотрен как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек. Реминиецентный процесс предельно богат и разнообразен. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.

Замысел реминисценции - это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще недодуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.

Суммируя приведенные выше представления о реминисценции, выделим следующие характерные моменты, наиболее репрезентативно отражающие современный уровень понимания реминисценций в

культуре. Реминисценция основывается на ассоциативном отражении субъектом той реальности, которая произвела на него наибольшее впечатление. В этом случае богатство и глубина реминисценции будет определяться не только и не столько объективными историческими и культурными детерминантами, сколько его, человека, индивиду -ально-личностым культурным багажом. Тем самым сознательное использование реминисценций в педагогической деятельности должно быть ориентировано на свободное развитие, точнее, готовность к этому развитию.

Реминисценция ориентирована на активную память человека. Взаимосвязь памяти и реминисценции рассматривалась еще Аристотелем в его произведении «De memoria et reminiscentia», где утверждается необходимость частого размышления и повторения [6. с. 248J. Но само частое повторение и размышление может осуществляться лишь в общении и. в частности, в языке. Но. как отмечает П. Барт, язык в виде письма обречен на необходимость выражения невыразимого. «В виде устной речи язык словно фатально обречен на заикание, в виде письма - на немоту и разделенность знаков; в любом случае остается избыток смысла, который не даст языку вполне осуществить заложенное в нем наслаждение» [7, с. 542-543]. Именно социальная память и то, что П. Барт образно назвал гу лом языка, способствуют все более частому обращению к термину «реминисценция».

Особенно часто термин «реминисценция» появляется в современных публицистических работах. Приведем несколько примеров. В статье публициста В. Лебедева автор делится своим, субъективным, представлением о реминисценциях. Это, по его мнению, студенческие бредни перед экзаменом по истории философии. Жу рналистка Алла Боссарт полагает, что литературные реминисценции представляют ценность и интерес лишь для тех, кто способен понимать глубинный смысл их содержания. По роду своей деятельности журналисты, наиболее часто сталкивающиеся с самыми различными аудиториями, вынуждены чаще использовать реминисценции, так как именно они способны более полно, в адекватной форме, раскрыть смысл текста.

Но не только публицисты активно используют понятие «реминисценция», обретшее как бы новую жизнь. И.С. Нарский во вступительной статье к изданию работ Пола Фейерабенда, использует термин «реминисценция» для характеристики эволюции воззрений современного философа. «То и дело, - пишет И.С. Нарский, - возвращается Фейерабенд к проблеме гуманизма, и в этих реминисценциях просматривается реальная основа (хотя без каких бы то ни было оснований он объявляет «гуманистами» и С. Кьеркегора, и Э. Маха)» [8, с. 23].

Возникает любопытная гносеологическая ситуация: термин, достаточно хорошо известный в истории мировой и отечественной культуры, вдруг обретает свою вторую жизнь, активно включается в тезаурус современной науки, в публицистический лексикон, в словарь обыденного языка. Можно предположить, что данная ситу ация имеет сходство с аналогичной ситуацией по поводу определения категории символа. (Эта ситуация описана в работах Лосева и Тахо-Годи.)

Попытаемся эксплицировать решение теорети-ко-познавательной проблемы в плане попыток определения реминисценции как специфического термина, необходимого для актуального анализа проблем современной культуры. Начальным этапом теоретической деятельности в этом направление выступает эмпирический момент. Необходимо показать, что именно отражает это понятие.

М.С. Альтман в статье «Пушкинские реминисценции у Блока» рассматривает реминисценцию как «дословный литературный отзвук в новом контексте» [9, с. 250], символах. В таком случае реминисценция позволяет продлить этот процесс в культурно-историческом пространстве и через характерные субъективные и субсидарные качества транемутировать расгрсдмеченную сущность явления культуры в нов ы е \ с ловия.

Суммируя значимость реминисценций в творческом освоении мира, можно выделить следующие характерные особенности этого явления:

1. Оригинальность, неповторимость реминисцент-ного постижения сущности культуры будет выше, если между сравниваемыми феноменами культуры будет существовать достаточно длительный исторический лаг.

2. Эвристичность или тривиальность реминисценции непосредственно зависит не от ее существования (реминисценция может в принципе выродиться в банальное цитирование, только в этом случае возникает закономерный вопрос, - будет ли это реминисценцией), а от степени и возможности ее распредмечивания в данной культуре. Проще сказать - не каждая культу ра и не каждый человек способны постигнуть глубинную сущность реми-нисцентного освоения мира. Когда этого не происходит, реминисценция, вырождаясь в очередной трюизм, порождает такие явления массовой культуры. как «Санта Барбара».

3. В реминисцентном отражении и постижении мира культуры нет главных и второстепенных сюжетных линий. В зависимости от способности человека к творческому постижению явлений культуры. от его личностной ментальной вместимости второстепенные сюжеты могут превратиться в главные, и наоборот.

Знаменитая драма Н. Островского «Гроза» революционной критикой в лице В.Г. Белинского бы-

ла воспринята как призыв к борьбе против мещан-ско-купеческого быта, а главная героиня - Катерина - явила миру, по словам критика, «луч света в темном царстве». Если отбросить заведомо ложные идеологемы, использованные Белинским при анализе этого произведения, становится ясно, что, исходя из православного социокода русской культуры того времени, гроза - это предвестница грозного Суда, а Катерина - человек, совершивший страшный грех самоубийства. В.Г. Белинский побочную линию, роман героини, принял за главную, отсюда и его ошибочная интерпретация произведения.

В процессе реминисцентного освоения мира культуры нет мелочей. Современный австрийский ку льту ролог Й.Й. Хамм отмечает: «При множестве на первый взгляд незначительных заметок, отрывков, кроме тех, которые действительно не имеют историко-культурного значения и поэтому с полным основанием игнорируются исследователями, есть и такие, прочно, в течение столетий, забытые учеными, которые теперь, в наши дни, вдруг оказываются очень важными, заполняют ощутимые пробелы, направляют наши исследования по неожиданным путям» [10, с. 267]. Реминисценции в перспективе могут выполнять эвристическую роль в изучении маргинального наследия культуры. Исследования заметок на полях черновиков, составляющих творческую лабораторию художника, позволяют глубже пошпъ содержание художественного произведения.

4. Чем более глубокие культурно-исторические сюжеты используются в реминисценциях, тем больше простор для эвристических выводов. Такими классическими сюжетами в рамках отечественной культуры, несомненно, являются античные и библейские мотивы. Так, при создании произведения «Горе от ума» A.C. Грибоедов использует обширную реминисценцию из книги пророка Исайи «Глас вопиющего в пустыне» (Ис. 3). Под «пустыней» понимается весь мир, который не слышит, а если слышит, то не понимает смысла пророчества. «Эти последовательные реминисценции важнейших лейтмотивов книги ветхозаветного пророка Исайи, причем именно тех, которые предельно актуальны для всех четырех Евангелий, заставляет счесть грибоедовский сюжет своеобразной светской транскрипцией сакрального пророческого текста и увидеть те основания, на которых современники окрестили комедию Грибоедова «светским евангелием» [11, с. 161].

5. Реминисценция, возникающая между общим и особым случаем, более эвристична по сравнению с реминисценцией между особыми случаями. Общее полнее раскрывается в особом, высвечивая какие-то свои грани, ранее не замечаемые при восприятии. Так называемые вечные темы культуры, при всей их «неновости под луной», в частных,

Л. Я. Люрья. Культурологический контекст анализа стихотворения «Ночная песня странника».

особых случаях обретают совершенно неповторимую окраску'. Примером может служить вечная тема любви в ее интерпретациях у Г. Флобера «Госпожа Бовари» и в фильме Сокурова «Эмма».

6. Любая реминисценция может быть рассмотрена в категориях постмодернизма как ризома. имеющая свои корни. Цель реминисцентного анализа - проследить посредством движения от верхней ее части, видимой, несмотря на модификации, через ствол сюжетной линии к корню. Это и позволит в конечном счете понять саму реминисценцию и тем самым проникнуть в глубину культурно-исторического смысла.

7. Реминисценция непосредственно связана с памятью общества. Реминисценции могу т совпадать и, как показывает анализ конкретных произведений культуры, совпадают благодаря общему фону памяти. Сам же фон памяти общества определяется культурно-историческими традициями, сформировавшимися в социокоде данной культуры. За счет общего социокода смысловые позиции явлений ку льтуры понимаются всеми се субъектами. Примером

может служить фильм Г. Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайгон-бич опять идут дожди». Все роли, которые блестяще исполняет А. Мягков, узнаваемы в силу того, что отражают непосредственное прошлое нашего государства.

Для завершения предварительного анализа понятия реминисценции и демонстрации ее эвристических возможностей в исследовании конкретных периодов культуры предлагаем рабочий вариант определения анализируемого понятия.

Под реминисценцией следу ет понимать определенный культурно-исторический знак, позволяющий на основе субъективно-субсидарного отражения. цитирования, воспоминания одного культурно-исторического сюжета, воспроизводить новый, наполненный неповторимыми как по форме, так и по содержанию смыслами и ценностями феномен культуры. Реминисценции в силу- своей связи с памятью (согласно Платону - это припоминание того, что душа знала прежде) позволяют восстановить ку льтурно-историческую память человека и общества. расширить их ментальную вместимость.

Литература

1. Латинско-русский словарь/ Под. ред. О. Петрученко. М.: Рус. яз., 1982.742 с.

2. Словарь современного русского языка. М.: Рус. яз., 1968. Т. 12.1248 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1981.815 с.

4. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1980.624 с.

5. Литературный энциклопедический словарь. М.: Рус. яз., 1980. 786 с.

6. Йейтс Ф. Искусство памяти, СПб.: Университетская книга, 1997.479 с.

7. Барт Р. Гул языка // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 541-545.

8. Нарский И.С. Пол Фейерабенд и кризис «постпозитивистской методологии». Вступительная статья // Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. С. 5-29.

9. Альтман М.С. Пушкинские реминисценции у Блока // Philologie. Исследования по языку и литературе. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1973. С. 250-255.

10. Хамм Й.Й. Роль мнимых мелочей в изучении культурного наследия II Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. С.369-373.

11. Лебедева О.Б. Мотивы книги пророка Исайи в сюжетной комедии A.C. Грибоедова «Горе от ума» II Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы Духовно-исторических чтений I Под ред. Л.М. Хараима, О .Т. Лойко. Томск: НТЛ, 1998. С. 159-163.

А. Я, Люрья

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ «НОЧНАЯ ПЕСНЯ СТРАННИКА» И.В. ГЁТЕ

Хмельницкий юридический коллегиум

Стихотворение «Ночная песня странника» написано Гёте 6 сентября 1780 г. Гёте жил в то время в Веймаре. Переехав туда в 1775 г., рассчитывая пробыть там лишь некоторое время, Гёте остался в Веймаре уже на всю жизнь. Веймарский герцог Карл Август привлек его к своему двору, и Гёте стал государственным деятелем Саксен-Веймарского герцогства, насчитывавшего 100 ООО жителей.

Жизнь при дворе часто тяготила Гёте. Чтобы отдохнуть от придворной жизни, он нередко уезжал в Ильменау, расположенный недалеко от резиденции, и там, в живописных окрестностях, совершат многочасовые прогулки. Во время одной из своих прогулок Гёте вместе со своим слугой Зайде-лем поднялся на гору Кикельхан, где стоял двухэтажный охотничий домик. В этом доме Гёте ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.