Научная статья на тему 'Евреи Оренбуржья: история заселения, Проблемы этнокультурного развития'

Евреи Оренбуржья: история заселения, Проблемы этнокультурного развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1388
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЕ ЕВРЕИ / ORENBURG JEWISH PEOPLE / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT / АНТИСЕМИТИЗМ / ANTI-SEMITISM / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIONAL IDENTITY / СИНАГОГА / SYNAGOGUE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ETHNO-CULTURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Персиянова Эвелина Валерьевна

В статье дан анализ истории расселения евреев в Оренбургской области, рассмотрены проблемы их этнокультурной развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewish People of the Orenburzhye: History of Settlement, Problems in Ethno-Cultural Development

The analysis of the history of settlement of the Jewish people in the Orenburg Region is presented in the article; problems in their ethno-cultural development are considered.

Текст научной работы на тему «Евреи Оренбуржья: история заселения, Проблемы этнокультурного развития»

Э. В. ПЕРСИЯНОВА

ЕВРЕИ ОРЕНБУРЖЬЯ: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: оренбургские евреи, этнокультурное развитие, антисемитизм, национальное самосознание, синагога, этнокультурный компонент Key words: Orenburg Jewish people, ethno-cultural development, anti-semitism, national identity, synagogue, ethno-cultural component

В постсоветские годы активизировались процессы национального самосознания и этнической самоидентификации. Несмотря на то что в российских паспортах больше нет пункта «национальность», а в анкетах — так называемой «пятой графы», многие россияне стремятся позиционировать себя представителями той или иной этнической группы. Это явление особенно характерно для полиэтничных регионов России. Одним из таких субъектов РФ является приграничная Оренбургская область, своеобразие которой заключается не только в полиэтничном составе населения, но и в поликонфессиональности и культурном многообразии.

Согласно данным переписи населения 2002 г., в регионе проживают представители 119 национальностей. Федеральной регистрационной службой по Оренбургской области зарегистрированы 95 областных, городских, районных национальных общественных организаций. В регионе осуществляют деятельность 359 религиозных организаций и 365 культовых учреждений (церквей, мечетей, синагог, костелов, молельных домов). Организовано изучение родного языка, так как в Оренбургской области работают 168 образовательных учреждений с этнокультурным компонентом. Кроме того, издаются 5 национальных газет1. В клубной сфере региона работает около 400 национальных творческих коллективов (без учета русских)2.

ПЕРСИЯНОВА Эвелина Валерьевна, главный специалист Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.

Нельзя не отметить, что в оренбургском социуме в настоящее время проявлен особый интерес к этнической истории и духовной культуре различных национальных групп, населяющих Оренбургскую область. Вызвано ли это политикой, проводимой в Оренбуржье в области межнациональных отношений, или жизненной необходимостью, сказать трудно. Но факт остается фактом. В регионе ежегодно проводятся конференции, семинары, круглые столы по национальной тематике, публикуется большое количество исследований.

Рассматриваемая нами тема приобретает особое звучание в связи с 200-летием появления еврейского населения в Оренбургском крае.

Ни для кого не секрет, что в царской России существовала черта оседлости, а еврейство являлось особой категорией граждан, наделенной общими для всех обязанностями и в то же время существенно ущемленной в правах. Так, «Систематический сборник действующих законов о евреях» гласит: «Евреям дозволяется постоянное жительство в губерниях: Бессарабской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Киевской, кроме губернского города Киева, Ковенской, Минской, Могилевской, Подольской, Полтавской, Таврической, кроме городов Севастополя и Ялты, Херсонской, кроме города Николаева, и Черниговской»3. Как видно, названные губернии являются южными окраинами империи. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые категории евреев пользовались правом проживать вне черты оседлости во внутренних губерниях России. К этим категориям относились евреи, имеющие диплом о присуждении им ученой степени и окончании высших учебных заведений; жены и вдовы лиц с высшим образованием; купцы и члены их семейств; коммерции или мануфактур советники; личные дворяне; отставные нижние чины и их потомство. Кроме того, были выделены категории евреев, которые имели право жительства вне черты при условии занятия своим ремеслом, нахождения в учебных заведениях и состояния на службе. Это были раввины и ученые евреи; учащиеся в высших и средних учебных заведениях; изучающие фармацию, фельдшерское, повивальное и зубоврачебное искусство; аптекарские помощники, зубные врачи, фельдшеры и повивальные бабки, а также отставные артисты; нижние чины, закройщики и портные при полках;

ремесленники и их ученики; приказчики и домашняя прислуга купцов первой гильдии и лиц, имеющих дипломы о присуждении им ученой степени.

Эти положения приобретают особый смысл, когда мы говорим об истории евреев Оренбуржья. Согласно данным И. И. Кагана, первые евреи появились на территории Оренбургской губернии в декабре 1806 г., т. е. 200 лет назад4. В данном случае речь идет о шести ссыльных евреях, высланных в эту губернию под надзор полиции из Санкт-Петербурга. В «Справочной книжке Оренбургской губернии на 1868 год» содержится информация о результатах однодневной переписи населения, проведенной в городах и уездах Оренбургской губернии с февраля 1865 г. (Миасский уезд) по январь 1867 г. (г. Орск)5.

За 60 лет число евреев в Оренбургской губернии значительно увеличилось. В третьей четверти XIX в. евреи составляли 0,8 % от общего населения Оренбуржья.

Более подробные данные содержит «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года». Согласно ей, все население Оренбургской губернии составляло 1 600 145 чел. Число лиц «еврейской народности» определялось по принадлежности к иудейскому вероисповеданию и составляло 1 995 чел. обоего пола (или 0,1 % всего населения). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что абсолютная численность еврейского населения в Оренбургской губернии постепенно увеличивалась, тогда как долевое (или процентное) соотношение уменьшалось. Интересен тот факт, что еврейский в качестве родного языка назвали только 1 844 чел.

По роду занятий оренбургские евреи были представлены почти во всех видах деятельности того периода (производственной, торговой, интеллектуальной и др.). Непромысловыми занятиями были заняты 180 мужчин и 79 женщин, в добывающей промышленности работало 15 и 7 чел. соответственно. Достаточно много евреев работало в обрабатывающей промышленности (402 мужчины и 372 женщины). В торговле работали 646 чел. обоего пола. Были евреи представлены и в железнодорожной отрасли, водных и сухопутных путях передвижения и средствах сообщения (59 чел.). Прочие занятия (прислуга, поденщики) были у 84 чел.6

Однако наиболее распространенными сферами деятельности евреев были ремесленничество и торговля. Это имело неоднозначную оценку современников. На экономической почве возникали противоречия, конфликты, о чем, в частности, свидетельствует весьма интересный документ из фондов Оренбургского областного государственного архива, датированный 18 февраля 1892 г. Это прошение ремесленников и мастеровых, проживавших в г. Оренбурге, в Оренбургскую городскую думу. Суть прошения заключалась в том, что ремесленники ходатайствовали о проведении в городе переписи евреев и выдворении тех из них, кто не имеет паспортов и ремесленных свидетельств. Это ходатайство аргументировалось тем, что «евреи в течение нескольких лет захватили в свои руки торговлю и промышленность, наложив на нас, ремесленников, тяжелый гнет зависимости от них, доводящей нас до разорения... мы начали чувствовать недостаток в работе и заказах, с году на год дела наши начали падать»7. Прошение подписали 32 ремесленника-христианина (двое, предположительно, были немцами), работавшие часовыми мастерами, портными, шапочниками, сапожниками и др.

Мы предприняли попытку анализа ситуации с целью понять, почему было сделано это заявление. Для этого нами была сделана выборка по числу задействованных людей в некоторых группах занятий среди «великорусов» и евреев в г. Оренбурге8. Результаты анализа показали, что ни о каком «захвате торговли и промышленности» евреями говорить не приходится. Великорусы в каждой «профессиональной нише» занимали от 60 до 80 %. Здесь, скорее всего, налицо экономическая подоплека и попытка устранения конкурентов с использованием гражданского неравенства. О подобных явлениях писал Н. Лесков9.

Возвращаясь к переписи 1897 г., следует отметить, что обращает на себя внимание большой процент грамотных оренбургских евреев — 69,44 % мужчин (самый высокий среди мужчин всех национальностей) и 55,3 % женщин. В целом процент грамотных евреев составил 62,8 %. Выше показатели были только у поляков (63,4 %), тогда как в целом грамотное население, определенное переписью в 326 995 чел., составляло лишь 20,4 % от общей численности в губернии. Такой контраст, вероятно, можно объяснить тем, что ев-

реи для Оренбуржья были пришлым населением, а жить во внутренних губерниях могли лишь некоторые категории евреев, имеющие определенный образовательный уровень.

Не менее интересным предметом для исследования является религиозная жизнь евреев Оренбургской губернии. Архивные документы свидетельствуют о том, что во второй половине XIX в. в Оренбурге были две синагоги (или два молитвенных дома). Здесь могут быть некоторые разночтения, так как в переписке Оренбургской городской управы и Губернского еврейского духовного хозяйственного правления встречаются оба определения. Интересен тот факт, что синагог было две, а раввин — один. С 1888 по 1892 г. это был мещанин Моисей Бергер, с 1892 по 1894 г. — врач Яков Соломонов, в 1894 г. временно обязанности раввина исполнял мещанин Авраам Бреслин. С 1895 г. дела еврейской общины, а также метрические книги о родившихся, умерших, вступивших и расторгнувших брак евреях вел раввин Бернштейн, а в 1898 г. казенным раввином был утвержден Исаак Шапиро10.

В последние годы в российском обществе все ярче проявляется нетерпимость к представителям ряда этнических общностей, наблюдается рост национализма, этнического экстремизма, особенно в молодежной среде. Налицо проявление разных ксенофобий: исламофобии, русофобии, мигрантофо-бии. Это новые «болезни» общества, однако есть в обществе и «болезнь» более давняя — юдофобия, или антисемитизм.

Антисемитизм (точнее, антииудаизм) был одним из направлений государственной политики царской России, особенно в конце XIX — начале XX в. После Октябрьской революции 1917 г. антисемитизм был объявлен вне закона, но имел актуальность на бытовом уровне. Оренбургские периодические издания начала XX в. рассказывали о реальной угрозе еврейских погромов. По мнению С. В. Джунджузова, архивные материалы не оставляют сомнений в том, что лишь участие либерально настроенного оренбургского губернатора Ф. Я. Барабаша позволило предотвратить нагнетание обстановки и последующее кровопролитие. Но общая практика еврейских погромов показала, что они производились при полном равнодушии, а порой и открытом участии призванных отвечать за порядок чинов полиции, а также солдат и казаков воинских частей местных гарнизонов11.

В первые годы советской власти также наблюдались факты проявления антисемитизма. В фондах «Центра документации новейшей истории» Оренбургской области находятся дела, свидетельствующие о проявлениях антисемитизма, с которых гриф «Совершенно секретно» был снят совсем недавно. В частности, доклад начальника Оренбургского окружного отдела ОГПУ содержит информацию о проявлениях антисемитизма во всех общественных слоях: среди рабочих местной промышленности, безработных, служащих, учащейся молодежи. Приведем лишь некоторые цитаты из этого дела: «Как эта жидовня умеет кругом устроится!»; «У власти стоят евреи, и революцию выдумали евреи. Если бы русские не были дураками, революции не было бы. Евреев нужно не только не допускать к власти, их нужно перебить»12.

Не обошла стороной Оренбуржье и так называемое «Дело врачей». В архивных делах мы читаем: «Врач-невропатолог Гринберг рассказал медсестре Афониной, что 15 января врач-хирург, аспирант мединститута т. Суриков, мне сказал: „Бедные евреи, что с вами теперь будет?!"»; «Агитатору Лубовской (еврейке по национальности) отдельные работницы шелкокомбината при беседе высказывали свое возмущение к банде убийц, говорили и о недоверии ко всем представителям еврейской нации, а также требовали от органов МГБ улучшить свою работу и провести тщательное расследование повсеместно, чтоб и на периферии не осталось сообщников преступной банды». Отмечается и то, что «разговоры с предложением о выселении евреев из жизненно важных областей имеют место и на ряде других предприятий, учреждений, в учебных заведениях города». А чего стоят заголовки газет, например, «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей»13!

Сегодня, несмотря на то что антисемитизм осуждается демократической общественностью, с трибун и телеэкранов звучат слова о толерантности, борьбе с ксенофобией и этническим экстремизмом, в России по-прежнему оскверняются синагоги и еврейские могилы. Например, 20 апреля 2006 г., в последний день Песаха (по иронии судьбы он совпал с днем рождения А. Гитлера), было совершено хулиганское нападение на оренбургскую синагогу14.

В нарушение требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» «вполне приличные», на первый

взгляд, газеты и интернет-сайты пестрят антисемитскими «агитками». В частности, в 2007 г. после публикаций антисемитский направленности редакции газеты «За Веру, Царя и Отечество!» (г. Бузулук) Поволжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия вынесено письменное предупреждение «о недопустимости распространения через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществления ими экстремистской деятельности».

По данным Аналитического центра Ю. Левады, 13 % опрошенных россиян отрицательно относятся к евреям15. В Оренбуржье отношение к евреям значительно толерантнее. Лишь 5 % опрошенных ощущают неприязнь к представителям этой этнической общности16.

Данные переписи населения 2002 г. свидетельствуют о том, что за межпереписной период численность еврейского населения в Оренбуржье сократилась наполовину. Сегодня эта этническая группа насчитывает чуть более 2 млн чел., что составляет 0,09 % от общего населения области. В течение многих лет в регионе реализуется «Программа региональной национальной политики», в рамках которой проводятся мероприятия, способствующие сохранению этно-конфессионального согласия в регионе, гармонизации межнациональных отношений, сохранению и развитию культур народов Оренбуржья.

Процессы возрождения национального самосознания в постсоветский период затронули и еврейское общество. Сегодня в Оренбурге и городах области зарегистрированы и работают 7 общественных еврейских организаций, есть синагога и молельный дом, школа и детский сад «Ор-Авнер», библиотека. Городской национально-культурной автономией проводится большая работа по сохранению национальной идентичности еврейского населения. Изучается этническая история и духовная культура народа. Обществом при поддержке органов исполнительной власти проведены две научно-практические конференции «Евреи в Оренбургском крае» и «Евреи Оренбуржья: история и современность». Изданы сборники материалов с одноименными названиями.

В 1997 г. вышел в свет первый номер еврейской газеты «Ахим», что стало большим событием в жизни оренбургской еврейской общины. В течение пяти лет каждый

месяц «Ахим» выходила в качестве вкладыша в областные газеты «Оренбургское время» и «Оренбургская сударыня». Каждый номер читатели ждали с нетерпением, а затем с большим интересом обсуждали прочитанное. В настоящее время еврейской общественностью предпринимаются меры по возобновлению издания газеты «Ахим».

Проблемы этнокультурного образования и воспитания весьма успешно решаются в школе «Ор-Авнер». Эта школа с еврейским этнокультурным компонентом была открыта в 2000 г. В 2002/2003 учебном году школа получила государственную лицензию, а в 2004/2005 учебном году, по результатам работы государственной аттестационной комиссии, школой была получена государственная аккредитация, утвержден ее статус — НОУ СОШ «Ор-Авнер». Сегодня это образовательный комплекс «школа + детский сад», в котором трудятся 36 педагогов, обучаются 80 школьников и 40 воспитанников детского сада. В образовательной концепции школы обозначено приоритетное направление «интеграция этнокультурного компонента в образовательный процесс, формирование этнокультурных ценностей учащихся в условиях диалога культур».

Интересен опыт школы по преподаванию некоторых спецкурсов. Например, история еврейского народа не выводится как отдельная дисциплина, а интегрируется в другие предметы и реализуется в совместной работе учителей и учеников над исследовательскими проектами, такими как «История евреев Оренбургского края», «Моя родословная», «Вклад евреев в мировую математику» и др. Кроме познавательной, учебно-исследовательской, в школе организована и досуговая деятельность, в ходе которой дети приобщаются к традициям вместе с родителями и представителями старших поколений.

Таким образом, можно констатировать, что евреи Оренбуржья гармонично вписаны в социум и имеют все возможности для сохранения своей этнической культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Региональная этнокультурная политика, межэтнические и эт-ноконфессиональные отношения в Оренбуржье: ежегод. доклад, 2005 г. Оренбург: Издат. центр ОГАУ. С. 4, 10, 17.

2 См.: Текущий архив ГУК «ОМЦНТ», 2006 г.

3 Систематический сборник действующих законов о евреях / сост. А.М. Роговин. СПб., 1913. С. 1, 41, 43—44, 50, 52—53, 55, 58—59, 61—62, 80—81.

4 См.: Каган И.И. Очерк истории евреев Оренбуржья в XIX — начале XX в. (по документам государственного архива Оренбургской области). Оренбург: Тип. УВД Оренбург. области, 1996. С. 8.

5 См.: Справочная книжка Оренбургской губернии на 1868 год.

6 См.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел под редакцией Н.А. Тройницкого. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб.: Тип. «Т-ва Художественной Печати», 1904. С. X—XI, XIII, XX.

7 ГАОО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 194. Л. 1—3.

8 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. С. 108—109, 112, 119.

9 Лесков Н. Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу. М.: Книга, 1990. 32 с.

10 ГАОО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 179. Л. 2, 3, 40, 44, 47, 48, 51, 52, 105.

11 Джунджузов С.В. Противодействие угрозе еврейских погромов в Оренбурге в период первой российской революции // Евреи в Оренбургском крае. Оренбург: Печатный дом «ДИМУР», 1998. С. 46.

12 ЦДНИОО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 219. Л. 57—59.

13 Там же. Ф. 371. Оп. 17. Д. 28б. Л. 8, 32.

14 На синагогу напали наследники Гитлера? // МК в Оренбуржье. 2006. 3—10 мая.

15 См.: Мукомель В. «Проблемы миграции в современной России»: доклад Московского бюро по правам человека. Подготовлен в рамках проекта «Общественная кампания противодействия расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в многонациональной РФ».

16 См.: Аналитический отчет «Состояние межэтнических и этноконфес-сиональных отношений в Оренбургской области», 2010 г.

Поступила 20.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.