КРУГЛЫЙ СТОЛ
ЕВРАЗИЙСКИЙ КУРС В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
О. В. РАДЗЕЦКАЯ,
кандидат культурологии, доцент Государственной классической академии имени Маймонида (г. Москва, РФ)
Ю. В. КУЗНЕЦОВА,
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и этнокультуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Временные и пространственные переклички обладают свойством тонко обрисовывать актуальные бытийные грани, благодаря которым инструментальная палитра фольклорного наследия становится материалом для построения научно-исследовательских концепций, выходящих из культурного рельефа языческой старины.
В контексте евразийского синтеза в Волго-Уральском регионе интересным представляется корпус фрикционных хор-дофонов, к числу которых относится и мордовская скрипка - м. гарзе, стрепка, э. кайга (от гайгемс - звенеть). Скрипка как народный инструмент имеет широкую этническую географию. Она гармонично входит в фольклорные миры финно-угорских и тюркоязычных народов, таких как татары и башкиры. Обращение к специфике и бытованию этого инструмента вызвано появлением различных мнений о его автохронном происхождении.
В мордовской народной музыкальной терминологии есть звукоподражательные слова, которые ассоциативно приближаются к звучанию того или иного инструмента. На этот факт обращает внимание Л. Б. Бо-яркина, показывая возможные сочетания, в которые вошли следующие формулы: «гай -гай, горь - горь (звучание - баягинеть, пайго-нят - колокольчиков), дель - дер, дири - дири (звучание струнных смычковых инструментов), калцт - калцт, кальхцьк - кальхцьк (кальцаемат - тип ксилофона) и т. д.» [2, 121]. Одной из фонетических характеристик, близкой к мордовской скрипке, служат со© Радзецкая О. В., Кузнецова Ю. В., 2014
звучия гай - гай и горь - горь, выходящие за пре-делы звукового ряда колокольчиков - идиофонов. Н. И. Бояркин говорит о едином смысловом источнике в языковой среде мокши и эрзи, где корень гай связан с разными инструментами - идиофоном пай-гонят и однострунным хордофоном гайдя-ма/гайтияма.
Важные подробности научного диалога содержит исследование Н. И. Бояркина, который подробно остановился на особенностях возникновения и распространения гар-зе/кайга в музыкальной жизни мордовского этноса. Одна из версий связывает появление в мордовском фольклоре скрипки с культурой немцев Поволжья из-за близкого смысла и произношения (нем. dieGeige - скрипка), однако она опровергается ученым по факту более раннего появления этого инструмента в истории, в частности, у эрзи [1, 72-73]. Н. И. Бояркин считает гарзе/кайга непременным атрибутом фольклорного наследия мордвы, символом ее яркой музыкальности, имеющим древнюю и преемственную традицию. В этом видится один из факторов, способствующих восприятию столь неординарного явления, как этническая скрипичная школа, исполнители которой обладают профессиональным мастерством и сохраняют колорит мордовской инструментальной музыки.
Родственные характеристики можно найти и при описании роли и значения башкирской скрипки для тюркоязычных традиций Волго-Уралья. Причем сходство ее инструментальной фактуры с мордовской гарзе/
Финно-угорский мир. 2014. № 4
кайга основывается на тяготении к многоголосному ведению музыкального материала.
Таким образом, данный контекст интересен с точки зрения сложившихся историко-культурных оснований, формирующих ассоциативное восприятие двух музыкальных пространств - западного и восточного - как взаимообусловленных величин, дополняющих друг друга в едином смысловом масштабе евразийской доминанты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бояркин, Н. И. Мордовская народная музыка : Многоголосные инструментальные традиции : учеб. пособие / Н. И. Бояркин. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. -Ч. 1. - 140 с.
2. Бояркина, Л. Б. Хоровая культура Мордовии : фольклор, традиции и современность : энцикл. справ. / Л. Б. Бояркина. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 272 с.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРА НАРОДОВ МОРДОВИИ: опыт, практика и современные условия
Л. И. НИКОНОВА,
доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии и этнологии ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (г. Саранск, РФ)
Усложнение и развитие человеческого общества, взаимопроникновение культур и стилей жизни, задачи воспитания человека-интернационалиста и одновременно патриота своей страны, своей национальной культуры поднимают вопросы, решение которых требует дальнейшей интеграции и кооперации наук о человеке - гуманитарных наук. С этнографической точки зрения наиболее актуальным в указанном плане представляется выявление этнокультурных традиций того или иного этноса, проживающего как на своей территории, так и на иной в ходе миграционных процессов. Это имеет практическое значение, так как в современном мире наблюдается тяга не только к сохранению, но и к возрождению этнокультурных традиций.
Исследование этнического компонента в миграциях находится в центре внимания государства. Это важно, поскольку необходимы действенные механизмы контроля над миграцией, а также развитие этнокультурных институтов (конфессий, общественных объединений, школ, печати и пр.), которые играют большую роль в сохранении этни-
ческой идентичности мигрантов; формирование этнополитической элиты, повышение ее роли в социально-культурной жизни диаспорных групп и взаимоотношениях с органами власти. Эффективность изучения обозначенных вопросов зависит от совершенствования материальной базы научных разработок, от творческого сотрудничества ученых и представителей органов управления. Наши исследования основаны на полевых материалах, собранных во время этнографических экспедиций, которые продолжались более 10 лет. По результатам экспедиций издано несколько книг в серии «Народы Мордовии»: «Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия (на примере азербайджанской диаспоры)» (Саранск, 2007), «Диалог культур в процессе адаптации мигрантов из Центральной Азии в Республике Мордовия» (Саранск, 2007), «Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия» (Саранск, 2011), «Зёрна граната: о традиционной культуре азербайджанских и грузинских мигрантов в полиэтническом пространстве Республики Мордовия» (Саранск, 2011) и др.
© Никонова Л. И., 2014