УДК 332
РО! 10.23672/8ДЕ.2023.70.69.002
Акопова Елена Сергеевна
доктор экономических наук, профессор
кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Акопов Сергей Эдуардович
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Elena S. Akopova
Doctor of Economics, Professor of the Department of Commerce and Logistics, Rostov State University of Economics [email protected]
Sergey E. Akopov
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor
of the Department of World Economy
and International Relations,
Rostov State University of Economics
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology,
Professor of the Department
of Judicial Examination and Criminalistics,
Rostov State Economic University
Евразийский экономический
союз в условиях обострения глобального экономического противостояния
The eurasian economic union in the context of aggravating global economic confrontation
Аннотация. В статье исследуется возрастание роли Евразийского экономического союза в условиях обострившегося противостояния России и западного мира. В статье показано, как ситуация санкционного давления порождает новые вызовы и меняет архитектуру международного экономического порядка. Показано, что в условиях глобального противостояния ЕАЭС оказался достаточно эффективным механизмом стабилизации российской экономики и создания условий для ее дальнейшего развития, однако для этого необходимо решить множество задач, наиболее важные из которых рассмотрены в статье.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), глобализация, регионализация, экономическое развитие, санкции, финансовая система, национальная безопасность.
Annotation. The article examines the increasing role of the Eurasian Economic Union in the context of the aggravated confrontation between Russia and the Western world. The article shows how the situation of sanctions pressure generates new challenges and changes the architecture of the international economic order. It is shown that in the context of global confrontation, the EAEU has proved to be quite an effective mechanism for stabilizing the Russian economy and creating conditions for its further development, but this requires solving many problems, the most important of which are discussed in the article.
Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), globalization, regionalization, economic development, sanctions, financial system, national security.
Начало 21 века ознаменовалось все более усиливающейся тенденцией к интеграции мирового сообщества. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был образован в 2015 году. Организация пришла на смену существовавшему ранее (2001-2014 гг.) Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС).
При создании новой организации предполагалось, что позитивное наследие и результаты, достигнутые в рамках ЕврАзЭС, должны сохраняться и развиваться в дальнейшем. В 2016 году Президент РФ В.В. Путин высказал пожелание, что к ЕАЭС в будущем могли бы присоединиться такие страны как Китай, Индия, Иран, Пакистан, но также и другие государства, высказывающие
интерес к упрочению экономического сотрудничества в регионе. ЕАЭС представал как проект экономической организации континентального масштаба.
В настоящий момент времени, членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Казахстан, Белоруссия, Киргизия. Управляющими и контролирующими структурами ЕАЭС выступают Высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд евразийского экономического союза. ЕАЭС охватывает территорию в 20260435 кв. км - это самый крупный показатель в мире. Население ЕАЭС составляет около 184 млн человек.
В правовом смысле, деятельность ЕАЭС базируется на Договоре о Евразийском экономическом союзе. Основными целями государств-членов, согласно Договору, являются:
«- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики» [1].
Ряд государств, в разное время, выражали свое стремление стать членами ЕАЭС или развивать сотрудничество с ним. Среди них можно назвать Египет, в 2016 году подавший заявку на членство в организации. К настоящему времени состоялось 4 раунда переговоров по этому вопросу, однако, международная ситуация в прошедший год существенно затрудняет сотрудничество, поскольку оно сопряжено с рядом политических и экономических рисков.
В мае 2022 года Высшим Евразийским экономическим советом было принято решение о начале переговоров о свободной торговле с Индонезией. В феврале 2023 года в Индонезии начались переговоры о создании зоны свободной торговли между Индонезией и ЕАЭС.
На основании решения, принятого Высшим Евразийским экономическим советом в 2020 году, велись переговоры с Ираном о заключении соглашения о свободной торговле. На основании решения, принятого Высшим Евразийским экономическим советом в 2015 году, велись переговоры с Израилем о свободной торговле, к 2022 году прошло 6 раундов переговоров.
С апреля 2022 года ведет свою работу Совместная исследовательская группа (СИГ) по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Объединенными Арабскими Эмиратами.
ЕАЭС активно сотрудничает не только со странами - участниками, но с весьма широким кругом
государств для развития взаимовыгодных экономических связей. В деятельности Евразийской экономической комиссии сложилась практика заключения меморандумов о сотрудничестве. В ходе работы Комиссии были подписаны меморандумы с целым рядом правительственных и неправительственных структур таких стран, как Венгрия, Аргентина, Греция, Китай, Монголия, Сингапур, Таиланд, ОАЭ и др. Были подписаны меморандумы также с международными экономическими организациями и союзами, такими как, например, Тихоокеанский альянс, ШОС, Африканский союз, АСЕАН и др.
Таким образом, благодаря деятельности ЕАЭС, создана широкая сеть международных экономических связей, целью которых является обеспечение экономического и технологического развития и сотрудничества.
Подводя итоги деятельности ЕАЭС в 2020 году, К. Энтин, начальник экспертно-аналитического отдела Суда Евразийского экономического союза, отмечал: «Практическим результатом деятельности является хорошо функционирующий Таможенный союз со свободным движением товаров. Важно отметить и внешние успехи ЕАЭС: заключение целого ряда соглашений с иностранными партнерами, прежде всего, создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с рядом игроков, например, с Вьетнамом. Помимо этого, заключен ряд непреференциальных соглашений, например, с Китаем, или соглашения промежуточного формата, такое как с Ираном. И, конечно, граждане Союза активно пользуются предоставляемыми им правами — в частности, правом на свободу передвижения, правами, привязанными к статусу работника» [2]. Он же отмечал широчайшие перспективы дальнейшего развития ЕАЭС.
В то же время, эксперт отмечал и ряд недостатков, недоработанность некоторых, в частности, правовых механизмов, позволяющих создать единое нормативно-правовое пространство для экономической деятельности участников ЕАЭС.
Начало Специальной военной операции РФ в Украине, и последовавшее за ней беспрецедентное санкционное давление, затронуло не только российскую экономику. Россия представляла собой важнейшую часть глобальной экономики. Она была связана теснейшим взаимодействием с западными странами. Исполнение санкций подразумевало не только ограничение и подавление российской экономики, но и негативные последствия этого ограничения, ударившие как по инициаторам санкций, так и по странам, не вовлеченным в конфликт, чья экономика зависела от сложившейся системы глобальных торговых связей. Под угрозой, так называемых, «вторичных санкций» оказались государства, сохранявшие по отношению к России дружественную или нейтральную позиции. Тотальный характер санкций и принуждение к их исполнению даже тех государств, которые никак не вовлечены в возникшее противостояние, являются нарушением сложившегося нормативного порядка международных отношений, как политических, так и экономических [3].
В результате санкционного давления на Россию, под угрозой оказалась вся налаженная система глобальных экономических связей. Для России же вынужденный отказ от налаженных связей с западными партнерами актуализировал проблему переориентации на Восток и политики им-порто- замещения, усиления экономического суверенитета, что превратилось в вопрос национальной безопасности.
Следует добавить, что Россия вынуждена была прервать или приостановить отношения с рядом международных экономических организаций, в частности, с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития. В то же время, значение членства нашей страны в других международных экономических организациях возрастает.
В этих условиях деятельность ЕАЭС приобретает еще большее значение, чем она имела до 2022 года. Ранее, ЕАЭС воспринимался как механизм, обеспечивающий дополнительные возможности для России и других стран-участниц, но в нынешней ситуации он становится практически основным направлением совместной экономической деятельности.
Как отмечает М. Кротов: «Перед ЕАЭС стоят задачи наращивания процессов формирования общего цифрового пространства, реализации совместных программ импортозамещения, формирования новых логистических коридоров Запад-Восток и Север-Юг, выработки совместных мер по переходу к углеродной нейтральности. Одновременно, надо обеспечить снятие барьеров в формировании общего евразийского рынка, завершить мероприятия по либерализации сферы услуг, создания нефтегазового и финансового рынков ЕАЭС. Важной задачей остается учет специфики ЕАЭС, в которой страны, богатые ресурсами, объединились со странами, у которых этих ресурсов недостаточно. Ситуация в ЕАЭС и в странах ШОС будет определяться устойчивостью России к санкциям, поэтому от эффективности управления российской экономикой будет зависеть и будущее мира» [4].
Президент РФ В.В. Путин среди важных векторов развития организации отметил «укрепление технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС и формирование нашими странами общей инновационной и промышленной базы в ключевых индустриальных и сельскохозяйственных отраслях... Предлагаем сосредоточить работу "пятёрки" на наращивании инвестиционного сотрудничества, создании благоприятных условий для взаимных капиталовложений, упрощении соответствующих административных процедур и повышении гарантий защиты прав инвесторов» [5].
ЕАЭС достаточно быстро отреагировал на возникновение кризисной ситуации. С начала СВО организацией постоянно предпринимаются меры, направленные на ликвидацию последствий санк-ционного давления и наращивание экономического потенциала России и других стран-участниц ЕАЭС.
Как отмечают М. Мясникович (Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии) и В. Ковалев (советник Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии): «С марта 2022 г. принимаются оперативные антикризисные меры, что позволило несколько смягчить влияние санкций на экономику Союза. В частности, обнулены ввозные таможенные пошлины в отношении более чем 465 видов товаров, обеспечен более высокий порог для беспошлинного ввоза товаров для личного потребления физлицами, оказывается содействие «параллельному» импорту и многое другое. Эти и другие меры - реальная поддержка компаний и граждан на сумму около 2 млрд долларов» [6].
Количественные показатели [6], свидетельствуют о том, что страны ЕАЭС и Россия во многом демонстрируют позитивную экономическую динамику. Так, возросли темпы промышленного производства ЕАЭС. За три квартала 2022 года рост составил 99,4 % к январю-декабрю 2021 г., в Киргизии - на 11,4 %, в Армении - на 7,8 %, в Казахстане - на 1,1 %.
Возросло и производство сельскохозяйственной продукции ЕАЭС - в 2022 г. его объем увеличился на 9,4 %. В России - на 10,2 %, в Армении - на 1,6 %, в Беларуси - на 3,6 %, в Казахстане - на 9,1 %, в Кыргызстане - на 7,3 %.
Активно и успешно развивалась торговля. В ЕАЭС экспорт возрос почти на 20 %, а объем торговли внутри ЕАЭС - на 14 %. В 2022 году наблюдался также и рост инвестиций в экономики стран ЕАЭС.
Важной задачей ЕАЭС является развитие технологий и наукоемкого производства. По инициативе Евразийской экономической комиссии началась разработка Межгосударственной программы по развитию полупроводниковой сферы в ЕАЭС. Реализация программы должна позволить решить задачу производства в странах ЕАЭС чипов, необходимых компонентов для медицинского оборудования, машиностроения, оборонной промышленности и др.
Необходимо создавать условия для развития в странах ЕАЭС электронного машиностроения, развития собственной конструкторской базы. Для разработки программы действий Комиссия осуществляла консультации с ведущими в ЕАЭС производителями микроэлектроники, в частности, с АО «Микрон», а также инвесторами. Комиссией был сформулирован ряд предложений, которые были направлены правительствам стран-участниц ЕАЭС.
Был проведен ряд конференций, посвященных научно-техническому сотрудничеству стран-членов ЕАЭС, выработан прогноз научно-технического развития, определены такие его приоритеты, как развитие инновационного машиностроения, биотехнологий, цифровизация экономики стран ЕАЭС, развитие собственной базы для ИКТ-инфраструктуры [7].
За 2022 год было рассмотрено 15 проектов, направленных на совместное развитие высоких технологий и высокотехнологичного производства в странах ЕАЭС. В рамках ЕАЭС разрабатывается также климатическая повестка, проблема развития зеленых технологий, а также вопросы продовольственной безопасности. Как показывают расчеты, Россия и другие страны ЕАЭС хорошо обеспечены такими видами продукции как зерно (на 148 %), мясо (98,5 %), молоко (97 %), сахар (98,5 %), растительное масло (194 %) [6].
Значительную угрозу для российской экономики представляли санкции, направленные на финансовый и банковский сектор.
Введение финансовых санкций, отключение российских банков от системы SWIFT, уход из России международных платежных систем поставили под угрозу финансовую безопасность России, затруднили её взаимодействие с внешним миром. В связи с этим, возникла проблема обеспечения финансовой безопасности страны и, в то же время, налаживания внешних связей с использованием новых финансовых механизмов.
Эксперты [8] ЕАЭС предлагают ряд мер, которые могли бы послужить не только решению этих проблем в краткосрочной перспективе, но и дальнейшему экономическому развитию, открытию новых возможностей.
Среди этих мер следует выделить:
- формирование собственной финансовой системы стран ЕАЭС;
- развитие собственных финансовых механизмов, предполагающих расчеты в национальных валютах стран ЕАЭС;
- создание собственной евразийской платежной системы, которая позволяла бы осуществлять финансовые расчеты со странами за пределами ЕАЭС.
Необходимо также создание финансовых резервов внутри пространства ЕАЭС, что позволит обеспечить их безопасность. Эксперты отмечают
Литература:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_163855/4421fb06ad7b500f19481 a4a56ebf 703112c5e80
2. Энтин К. Евразийский экономический союз обрел самостоятельную идентичность. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/in-terview/evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-obrel-sa-mostoyatelnuyu-identichnost
3. Акопова Е.С. Мировая экономика в условиях глобальной санкционной политики / Е.С. Акопова, С.Э. Акопов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 1. С. 179-182.
также желательность (в перспективе) объединения платежных систем не только стран ЕАЭС, но БРИКС и ШОС.
Развитие финансового сектора в новых условиях предполагает также формирование собственных механизмов инвестирования для развития инфраструктурных проектов, для того, чтобы восполнить уход прежних инвесторов и инвестиций и создать финансовые предпосылки и механизмы для самостоятельного развития [9].
Помимо развития собственного современного производства и укрепления финансовой системы, в рамках ЕАЭС решается комплекс задач, связанный с необходимостью развития и совершенствования транспортной системы. Санкции практически разрушили сложившуюся транспортно-логи-стическую систему России. Огромное количество грузов, которые Россия не может направлять в Европу, могут быть направлены в страны Азии, однако для этого необходимо развивать соответствующую инфраструктуру. В рамках ЕАЭС уже предпринимаются определенные шаги в необходимом направлении.
В настоящее время ЕАЭС превращается в своеобразный центр нового проекта Большого Евразийского партнерства. Проект или концепция Большого Евразийского партнерства подразумевает изменение сложившейся политической и экономической архитектуры в мире. В пользу создания этого проекта уже высказались не только страны ЕАЭС, но также Китай и Индия, интерес к ней проявили Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также ряд других организаций.
Проект призван способствовать экономической интеграции стран Евразии, но это не значит, что он будет замыкаться только в этих территориальных границах. Концепция Большого Евразийского партнерства исходит из необходимости регионального развития в противовес глобальному порядку, по замечанию В.В. Путина [10], это не только экономический, но цивилизационный проект, призванный преодолеть западное доминирование в мире.
Literature:
1. Treaty on the Eurasian Economic Union. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/4421fb06ad7b500f19481 a4a56ebf70 3112c5e80
2. Entin K. The Eurasian Economic Union has acquired an independent identity. URL : https://russian-council.ru/analytics-and-comments/interview/evra ziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-obrel-samostoyatel-nuyu-identichnost
3. Akopova E.S. World economy in the context of global sanctions policy / E.S. Akopova, S.E. Akopov, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2023. № 1. Р. 179-182.
4. Кротов М.И. Россия и Евразийский экономический союз в условиях глобального экономического противостояния / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. 2022. № 2(82). С. 9-14.
5. Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке // Президент России. 09.12.2022. URL : http://kremlin.ru/events/president/news/70058
6. Мясникович М.В. Новые страницы интеграции в Евразийском экономическом союзе / М.В. Мясникович, В.С. Ковалёв // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 207-218. URL : https:// globalaffairs.ru/articles/novye-straniczy-integ raczii
7. Акопова Е.С. Современные логистические тренды в новых условиях глобальной экономики/ Е.С. Акопова, С.Э. Акопов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 11-1. С. 111-114.
8. Королев А.С. ЕАЭС как фактор стрессоустой-чивости Российской Федерации в Большой Евразии (Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Большое Евразийское партнерство: пути экономического развития»). URL : https://roscongress.org/materials/eaes-kak-fak tor-stressoustoychivosti-rossiyskoy-federatsii-v-bol-shoy-evrazii
9. Neoliberal Trends in the Global Economy / E.S. Akopova, S.V. Stadnik [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1100. P. 582-592.
10. Путин заявил, что большое евразийское партнерство может стать цивилизационным проектом. URL : https://tass.ru/ekonomika/14737439
4. Krotov M.I. Russia and the Eurasian Economic Union in the context of global economic confrontation / M.I. Krotov // Problems of modern economics. 2022. № 2(82). Р. 9-14.
5. Vladimir Putin took part in the meeting of the Supreme Eurasian Economic Council in Bishkek // President of Russia. 09.12.2022. URL : http://kremlin.ru/ events/president/news/70058
6. Myasnikovich M.V. New pages of integration in the Eurasian Economic Union / M.V. Myasnikovich, V.S. Kovalev // Russia in Global Affairs. 2023. Vol. 21. № 2. P. 207-218. URL : https://globalaf-fairs.ru/articles/novye-straniczy-integraczii
7. Akopova E.S. Modern logistic trends in the new conditions of the global economy / E.S. Akopova, S.E. Akopov, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2022. № 11-1. P. 111-114.
8. Korolev A.S. The EAEU as a Stress Resilience Factor for the Russian Federation in Greater Eurasia (Expert opinion prepared following the WEF-2022 session «Great Eurasian Partnership: Ways of Economic Development»). URL : https://roscongress. org/materials/eaes-kak-faktor-stressoustoychivosti-rossiyskoy-federatsii-v-bolshoy-evrazii
9. Neoliberal Trends in the Global Economy / E.S. Akopova, S.V. Stadnik [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1100. P. 582-592.
10. Putin said that the great Eurasian partnership could become a civilizational project. URL : https:// tass.ru/ekonomika/14737439