Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СТРАТЕГИЯ МОНГОЛИИ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СТРАТЕГИЯ МОНГОЛИИ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC-ND
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МОНГОЛИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дулгуун А.

Сегодня региональная экономическая интеграция является одной из основных тенденций мирового торгово-экономического развития. Мировая экономическая глобализация находится на стадии становления, и большинство стран придерживаются протекционизма в отношении торгово-экономического сотрудничества. В этих условиях страны осознанно делают выбор в пользу региональной торгово-экономической интеграции.Монголия - это страна, которая, по нашему мнению, недостаточно активно участвует в региональной торгово-экономической интеграции. В 2016 г. Монголия подписала только одно соглашение об экономическом партнерстве с Японией. Согласно теоретическим постулатам, соглашение о свободной торговле (ССТ) наиболее выгодно и эффективно для стран, имеющих схожий уровень экономического развития. При этом наиболее благоприятным направлением внешней торговли Монголии в региональной торгово-экономической интеграции является Евразийский экономический союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION AS THE MOST PROMISING DIRECTION IN FOREIGN TRADE STRATEGY OF MONGOLIA IN REGIONAL INTEGRATION

Today, a regional economic integration is one of the main tendencies in global economic development. The world economic globalization is in the formative stage and most of the countries adhere to protectionism with regards to trade and economic co-operation. In those conditions, the countries opt for regional trade and economic integration. Mongolia is a country, which is not sufciently enough participating in regional trade and economic integration. In 2016, Mongolia signed only one Economic Partnership Agreement with Japan. According to the trade theory, FTA is most useful to the countries, which have similar level of economic development. In that case, most favorable direction for Mongolia in regional trade and economic integration is the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ КАК НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СТРАТЕГИЯ МОНГОЛИИ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

УДК 339.5

DOI: 10.28995/2073-6304-2021-1-110-118

Евразийский экономический союз как наиболее перспективная внешнеторговая стратегия Монголии в сфере региональной торгово-экономической интеграции

Дулгуун Алтанчулуун

Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Сегодня региональная экономическая интеграция является одной из основных тенденций мирового торгово-экономического развития. Мировая экономическая глобализация находится на стадии становления, и большинство стран придерживаются протекционизма в отношении торгово-экономического сотрудничества. В этих условиях страны осознанно делают выбор в пользу региональной торгово-экономической интеграции.

Монголия - это страна, которая, по нашему мнению, недостаточно активно участвует в региональной торгово-экономической интеграции. В 2016 г. Монголия подписала только одно соглашение об экономическом партнерстве с Японией. Согласно теоретическим постулатам, соглашение о свободной торговле (ССТ) наиболее выгодно и эффективно для стран, имеющих схожий уровень экономического развития. При этом наиболее благоприятным направлением внешней торговли Монголии в региональной торгово-экономической интеграции является Евразийский экономический союз.

Ключевые слова: региональная экономическая интеграция, Монголия, Евразийский экономический союз

Для цитирования: Дулгуун А. Евразийский экономический союз как наиболее перспективная внешнеторговая стратегия Монголии в сфере региональной торгово-экономической интеграции // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 1. С. 110-118. Б01: 10.28995/ 2073-6304-2021-1-110-118

© Дулгуун Алтанчулуун, 2021 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, 2021, no. 1

Eurasian Economic Union as the most promising direction in foreign trade strategy of Mongolia in regional integration

Dulguun Altanchulun

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Today, a regional economic integration is one of the main tendencies in global economic development. The world economic globalization is in the formative stage and most of the countries adhere to protectionism with regards to trade and economic co-operation. In those conditions, the countries opt for regional trade and economic integration.

Mongolia is a country, which is not sufficiently enough participating in regional trade and economic integration. In 2016, Mongolia signed only one Economic Partnership Agreement with Japan. According to the trade theory, FTA is most useful to the countries, which have similar level of economic development. In that case, most favorable direction for Mongolia in regional trade and economic integration is the Eurasian Economic Union.

Keywords: regional economic integration, Mongolia, Eurasian Economic Union

For citation: Dulguun, A. (2021), "Eurasian Economic Union as the most promising direction in foreign trade strategy of Mongolia in regional integration", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 1, pp. 110-118, DOI: 10.28995/2073-6304-2021-1-110-118

Полагаем, что наиболее перспективным направлением развития внешней торговли Монголии в рамках региональной интеграции является сотрудничество с Евразийским экономическим союзом.

Сегодня региональная экономическая интеграция является одной из основных тенденций мирового экономического развития.

Международная торгово-экономическая интеграция инициируется государственными соглашениями с целью сближения их предпринимательских механизмов, создания единой деловой среды и развития в едином темпе. Следовательно, мы видим, что региональное торгово-экономическое сотрудничество зависит от политики

каждого правительства и от взаимопонимания между правительствами. Не существует политики без экономики. Не существует экономики без политики.

Монголия - это страна, которая, с нашей точки зрения, недостаточно активно участвует в региональной торгово-экономической деятельности. В 2016 году Монголия подписала только одно соглашение об экономическом партнерстве с Японией, что не очень выгодно для страны.

В этом контексте серьезной проблемой для Монголии стало то, что она осталась за рамками регионального сотрудничества, торговли и экономической интеграции. Статья 20 Концепции внешней политики Монголии гласит, что «проекты и мероприятия, которые окажут значительное влияние на экономическое развитие, такие как создание крупных экономических единиц с экономическими и торговыми зонами, создание крупных единиц предприятий с инвестициями или предоставление концессий и новой инфраструктуры, должны осуществляться в соответствии с требованиями национальной безопасности»1.

Важность региональной торгово-экономической интеграции

Региональная интеграция обеспечивает наиболее дружественные и благоприятные условия в международной торговле [Зен-кина Е.В., Кутовой В.М., 2018]. Иными словами, это - торговля без налогов, избегание таможенной бюрократии, унификация стандартов и возможность расширения рынка для стран-участниц, а также подключение к инфраструктуре других стран региона и развитие при поддержке общего богатства других стран, сырья, рабочей силы, капитала и передовых технологий. В регионе рынки интегрируются и расширяются, в то время как производство и иностранные инвестиции растут [Навроцкая, Сопилко, Ковальчук 2015].

Экономическая интеграция отличается от других видов торгово-экономического сотрудничества следующими способами [Мировая экономика 2019]:

- в условиях интеграции экономики государства объединяются друг с другом посредством усиления процесса совместного производства;

1 Монгол улсын гадаад бодлогын узэл баримтлал [Концепция внешней политики Монголии] [Электронный ресурс]. URL: http://www. pmis.gov.mn (дата обращения 12 октября 2020). Здесь и далее перевод автора. - Д. А.

- в производственном, технологическом и научном секторах стран активно протекает процесс кооперации, специализации и дифференциации;

- в результате возникают региональные производственно-сбытовые цепочки, влияющие на изменения в структуре экономики;

- для координации этих процессов заинтересованные стороны осуществляют единое управление и регулирование экономической политики своих стран;

- экономическая интеграция обычно происходит между странами, которые географически расположены близко друг к другу.

Глобализация мировой экономики открывает рынки, создает благоприятные торговые и инвестиционные условия, но общепризнанно, что промышленно развитые страны и транснациональные корпорации получают от этого наибольшую выгоду [Мировая экономика 2019]. Здесь в качестве примера можно привести решение президента США Дональда Трампа выйти из соглашения об Азиатско-Тихоокеанском партнерстве, чтобы сохранить рабочие места, производственный потенциал и, соответственно, налоговые отчисления в бюджет.

По состоянию на 11 января 2018 г. в Монголии действуют 430 региональных соглашений о свободной торговле из 647 инициированных. 90% этих соглашений - это соглашения о свободной торговле, а 10% - таможенных союзов. Кроме того, на стадии переговоров находится еще несколько соглашений о свободной торговле. В последние годы эта тенденция быстро растет. Например, в период с 1948 по 1994 г. было зарегистрировано 123 соглашения о свободной торговле. Тем не менее с момента создания Всемирной торговой организации в 1994 году было зарегистрировано около 500 соглашений о торговле услугами.

Монголия и региональная торгово-экономическая интеграция

Как указывалось ранее, Монголия - это страна, которая недостаточно активно участвует в региональной торгово-экономической интеграции. Согласно торговой теории, соглашение о свободной торговле (ССТ) наиболее выгодно для стран, имеющих схожий уровень экономического развития. При этом наиболее благоприятным направлением для Монголии в региональной торгово-экономической интеграции является Евразийский экономический союз, в состав которого входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызская Республика, поскольку все они имеют примерно

одинаковый уровень экономического развития. Можно предположить рост ВВП Монголии, а значит, и общее национальное благосостояние при заключении ССТ между Монголией и Евразийским экономическим союзом.

До сих пор Монголия не проводила четкой политики в отношении региональной торгово-экономической интеграции. Именно поэтому сегодня Монголия не в состоянии участвовать в региональной торгово-экономической интеграции, ибо страна не имеет развитой торгово-экономической и транспортно-логистической инфраструктуры, объединенной с соседними странами, ее экономическая структура не охвачена международными производственными, снабженческими и консалтинговыми цепочками. Описанные выше ситуации можно увидеть в следующих примерах.

В результате ликвидации социалистической системы Монголия понесла значительные экономические потери с момента ее перехода к рыночным отношениям и ослабления экономических отношений с Российской Федерацией с 1990-х гг.

В частности, правительство России прекратило выдачу Монголии кредитов и субсидий, ввело «тарифы» на товары и продукцию, ввозимые из Монголии на российский рынок. В результате национальная промышленность Монголии упала. Когда монгольские предприятия рухнули, правительство приватизировало их. Новые владельцы заводов сократили число рабочих мест и вывезли оборудование своих заводов в Китай на металлолом. Вследствие этого экономическая структура Монголии была нарушена, и доля промышленности в ВВП оказалась ниже 5%. Это была ошибочная политика.

Решение правительства Монголии вступить в ВТО в 1997 г. было опять ошибкой. Товары и продукция Монголии не соответствовали международным нормам и стандартам. Также правительство приняло решение снизить тарифы с 15% в период вступления Монголии в ВТО в 1997 г. до 0% в 1999 г., не принимая никаких мер по защите национальных рынков и национальных отраслей промышленности. Национальная экономика и промышленность Монголии пострадали, структура экономики Монголии разрушилась. К примеру, Казахстан проводил политику более обоснованную, чем Монголия, и повысил конкурентоспособность национальных предприятий еще до вступления в ВТО, до выхода на международные рынки. Впоследствии Казахстан вступил в ВТО только в конце 2015 г., что привело к выгоде для национальной экономики.

Теория международной торговли предполагает, что сотрудничество стран, которые находятся примерно на одинаковом уровне развития, более взаимовыгодно. Правительство Монголии заклю-

чило соглашение об экономическом партнерстве с Японией в 2015 г., которое вступило в силу с июня 2016 г., но это не приносит больших выгод для Монголии. Монголия не имеет широкого ассортимента товаров для экспорта в Японию. Аналогичная ситуация по соглашению об экономическом партнерстве (СЭП) с Кореей.

Возможности региональной интеграции Монголии

Монголия имеет возможность участвовать в экономической и торговой интеграции в таких регионах, как, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

ШОС изначально поставила перед собой задачу обеспечения пограничной безопасности, устрашения сепаратизма и международного терроризма в пяти странах Центральной Азии. Сегодня организация успешно выполнила свою первую задачу и теперь проводит политику продвижения цели развития торгово-экономического сотрудничества, подписания соглашения о свободной торговле и торгово-экономической интеграции в Евразийском регионе. Например, в 2015 г. Индия и Пакистан вступили в ШОС в качестве полноправных членов. Евразия становится самым зарождающимся и развивающимся регионом в мире, а глобальный экономический и политический центр мира медленно перемещается в Евразию.

Монголия является первой страной-наблюдателем ШОС, но она на данный момент по текущей политике не спешит вступать в ШОС.

В этом контексте у Монголии есть только один выбор для участия в региональном торгово-экономическом интеграционном процессе - Евразийский экономический союз [Дынкин, Телегина, Халова 2018]. В состав ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Кыргызстан. Евразийская комиссия осуществляет общее управление ЕАЭС на основе многосторонних соглашений. ЕАЭС начал свою работу 15 января 2015 г. [Телегина, Халова, Со-пилко, Иллерицкий 2019].

Евразийский экономический союз имеет территорию более 20 млн км2 (15% от общей площади суши), на которой проживает 182 млн человек и производится 4,47 трлн долларов ВВП. ЕАЭС является мировым производителем по нефти первым, вторым по величине производителем природного газа и минеральных удобрений, третьим по величине производителем железа и газа, четвертым по производству энергии и пятым по производству стали и зерна [Харланов 2019].

В документе Евразийского экономического союза его цель была обозначена следующим образом:

- обеспечить согласованность стратегии экономического развития между государствами-членами;

- свободное перемещение товаров, услуг, капитала;

- свободное перемещение рабочей силы;

- создание единого экономического пространства.

Членами ЕАЭС заключено более 20 многосторонних соглашений и согласовано 40-50 многосторонних соглашений. Евразийская комиссия проводит общую политику на основе многостороннего соглашения, делегированы соответствующие полномочия.

Сотрудничество Монголии и ЕАЭС

В 2015 г. Монголия установила официальные отношения с Евразийской комиссией, и они подписали «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству».

В статье 1 Меморандума о взаимопонимании определяются цели этого сотрудничества:

- развитие всестороннего партнерства между Монголией и Евразийским экономическим союзом;

- поддержка в повышении эффективности торговли;

- принятие мер, направленных на устранение торговых барьеров.

В статье 2 стороны обозначили следующие приоритетные направления развития сотрудничества:

- анализ и оценка возможности устранения тарифных и нетарифных барьеров для содействия увеличению товарооборота между сторонами;

- упрощение торгового и таможенного регулирования, включая таможенное оформление грузов;

- совершенствование механизмов осуществления технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в торговле;

- развитие транспортного сотрудничества с целью создания эффективных, надежных и устойчивых транспортных маршрутов и услуг;

- развитие сотрудничества в области политики добросовестной конкуренции для обеспечения производительности труда, торгового баланса и роста качества продукции;

- развитие сотрудничества в области агропромышленного комплекса в интересах продовольственной безопасности и создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий Монголии и ЕАЭС.

Евразийская комиссия и правительство Монголии создали рабочую группу по сотрудничеству в реализации вышеуказанного меморандума о взаимопонимании.

Создание Соглашения о свободной торговле между Монголией и ЕАЭС будет выгодно обеим сторонам. В частности, открытие внешних рынков является одним из основных путей оживления экономики Монголии, которая находится в состоянии кризиса и низкой покупательной способности монгольского населения. Расширение рынка является одним из основных условий для прямых иностранных инвестиций [Мауго18кауа е1 а1. 2018]. Эта тенденция четко прослеживалась при вступлении Казахстана в Евразийский таможенный союз.

Выводы и предложения

1. Подписание соглашения о свободной торговле с ЕАЭС является реальной возможностью для Монголии интегрировать свою экономику в региональную торгово-экономическую интеграцию с Монголией.

2. Соглашение о свободной торговле с ЕАЭС станет главным условием расширения рынка, оживления внутреннего производства и увеличения прямых иностранных инвестиций, а также создаст условия для регионального производства, обслуживания и цепочки поставок.

3. Правительству Монголии необходимо выдвинуть профессиональную команду дипломатов с высоким опытом работы в правовых вопросах ВТО и в торгово-экономическом сотрудничестве с Российской Федерацией и СНГ для проведения переговоров по проекту создания зоны свободной торговли с ЕАЭС. Если Монголии удастся это сделать, то она сможет избежать ошибок, допущенных монгольской стороной в ходе переговоров с Японией.

Литература

Дынкин, Телегина, Халова 2018 - Дынкин А., Телегина Е, Халова Г. Роль Евразийского экономического союза в формировании большой Евразии // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 4. С. 5-24.

Зенкина, Кутовой 2018 - Зенкина Е.В., Кутовой В.М. Торговля и мир: политическая расстановка сил обусловлена экономической взаимосвязью // Вестник университета. 2018. № 10. С. 93-97.

Мировая экономика 2019 - Мировая экономика: Учеб. / Под ред. Ю.А. Щербанина [Зенкина Е.В., Толмачев П.И., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В., Королев Е.В., Кутовой В.М., Логинов Б.Б.], 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2019. 503 с.

Навроцкая, Сопилко, Ковальчук 2015 - Навроцкая Н.А., Сопилко Н.Ю., Ковальчук М.В. Регионализация в условиях постглобального экономического развития // Вестник РУДН. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 7-15.

Телегина, Халова, Сопилко, Иллерицкий 2019 - Телегина Е.А., Халова Г.О., Сопил-ко Н.Ю., Иллерицкий Н.И. Евразийский экономический союз: формирование, становление и развитие. М.: КноРус, 2019.

Харланов 2019 - Харланов А.С. Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 2. С. 59-68.

Navrotskaya et al. 2018 - Navrotskaya N.A., Kovaleva E.A., Kutlyeva G.M., Bogacheva T.V., Zenkina E.V., Bondarchuk N.V. Technological cooperation trends under conditions of the modern world economy // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. № 3. Special Issue 15. P. 288-292.

References

Dynkin, A., Telegina, E. and Khalova, G. (2018), "The role of the Eurasian Economic Union in the formation of the Great Eurasia", World Economy and International Relations, no. 4, рр. 5-24. Kharlanov, A.S. (2019), "Cooperation of Russia and Kazakhstan in the space and high technologies", RSUH/RGGUBulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 2, pp. 59-68.

Navrotskaya, N.A., Sopilko, N.Yu. and Koval'chuk, M.V. (2015), "Regionalization in the context of post-global economic development", RUDN BULLETIN. Economics Series, no. 4, pp. 7-15. Navrotskaya, N.A., Kovaleva, E.A., Kutlyeva, G.M., Bogacheva, T.V., Zenkina E.V. and Bondarchuk, N.V. (2018), "Technological cooperation trends under conditions of the modern world economy", International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, Т. 7, no 3, Special Issue 15, pp. 288-292. Shcherbanin, Yu.A. (ed.) (2019), Mirovaya ehkonomika" Uchebnik [World Economy. Textbook. Shcherbanin Yu.A, Zenkina EV, Tolmachev PI, Gribanich VM, Drynochkin AV, Korolev EV, Kutovoy VM, Loginov BB], 5th ed., revised and enlarged. Yuniti-Dana, Moscow, Russia. Telegina, E.A., Khalova, G.O., Sopilko, N.Yu. and Illeritskii, N.I. (2019), Evraziiskii ekonomicheskii souz: formirovanie, stanovlenie i razvitie [The Eurasian Economic Union. Formation, Establishment and Development], KnoRus, Moscow, Russia. Zenkina, E.V. and Kutovoi, V.M. (2018), "Trade and peace. The political forces arrangement is defined by economic interconnection", Vestnik Universiteta, no 10, pp. 93-97.

Информация об авторе

Дулгуун Алтанчулуун, аспирант, Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия; 119021, Россия, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1; [email protected]

Information about the author

Dulguun Altanchulun, postgraduate student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 53/2, Ostozhenka Street, Moscow, Russia, 11902; kutovoy46@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.