Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарарышкин Юрий Вячеславович, Тарасов Владимир Иванович

Интеграционные процессы на территории постсоветского простран-ства являются неотъемлемой чертой современного экономического развития государств-участников Содружества Независимых Государств. Промежуточным этапом таких процессов явились Таможенный союз, введенный в действие с 1 июля 2010 года, и Единое экономическое пространство - с 1 января 2012 года. В целях создания более высокой степени интеграции 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, положения которого направлены на свободное перемещение товаров, работ, услуг при совершении внешнеторговых операций и активизацию международной торговли в Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION: FINANCIAL ASPECTS OF FOREIGN TRADE OPERATIONS

Integration processes on the territory of post-Soviet space is an integral fea-ture of modern stage of economic development of the Commonwealth of Independent States. The intermediate stages of such processes were the Customs Union entered into force on July 1, 2010 and the Common Economic Space - from January 1, 2012. In order to create a higher degree of integration the Treaty on the Eurasian Economic Union came into force on January 1, 2015, the provisions of which are aimed at free movement of goods, works and services during foreign trade operations and intensification of international trade in the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ»

ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Тарарышкин Юрий Вячеславович

магистр, аспирант, экономический факультет, УО «Белорусский государственный университет» ООО «Табак-инвест», специалист по внешнеэкономической деятельности, г.Минск, Республика Беларусь

Тарасов Владимир Иванович научный руководитель, заведующий кафедрой корпоративных финансов, доктор экономических наук, профессор экономического факультета УО «Белорусский государственный университет», г.Минск, Республика Беларусь

Интеграционные процессы на территории постсоветского простран-ства являются неотъемлемой чертой современного экономического развития государств-участников Содружества Независимых Государств. Промежуточным этапом таких процессов явились Таможенный союз, введенный в действие с 1 июля 2010 года, и Единое экономическое пространство - с 1 января 2012 года. В целях создания более высокой степени интеграции 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, положения которого направлены на свободное перемещение товаров, работ, услуг при совершении внешнеторговых операций и активизацию международной торговли в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ, ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ, ТА-МОЖЕННЫЙ КОДЕКС.

EURASIAN ECONOMIC UNION: FINANCIAL ASPECTS OF FOREIGN TRADE

OPERATIONS

Tararyshkin Yura

Master of Management, PhD applicant, Economics Faculty, Belarusian State University, Tabak-invest Ltd., specialist on foreign

economic activities, Minsk, Belarus Tarasov Vladimir

research supervisor, Head of the corporate finance department at the economics faculty of Belarusian State University

Doctor of Economic Sciences, Professor

Integration processes on the territory of post-Soviet space is an integral fea-ture of modern stage of economic development of the Commonwealth of Independent States. The intermediate stages of such processes were the Customs Union entered into force on July 1, 2010 and the Common Economic Space - from January 1, 2012. In order to create a higher degree of integration the Treaty on the Eurasian Economic Union came into force on January 1, 2015, the provisions of which are aimed at free movement of goods, works and services during foreign trade operations and intensification of international trade in the Eurasian Economic Union.

Key words: INTEGRATION PROCESSES, CUSTOMS UNION, COMMON ECONOMIC SPACE, EURASIAN ECONOMIC UNION, FOREIGN TRADE OPERATIONS, CUSTOMS CODE.

Углубляющиеся интеграционные процессы на территории постсо-ветского пространства являются неотъемлемой чертой современного экономического развития государств-участников Содружества Независимых Государств [2]. Промежуточным этапом таких процессов явились Таможенный союз, введенный в действие с 1 июля 2010 года, и Единое экономическое пространство - с 1 января 2012 года. В целях создания более высокой степени интеграции 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС). Положения Договора о ЕАЭС направлены на свободное перемещение товаров, работ, услуг при совершении внешнеторговых операций и активизацию международной торговли в Евразийском экономическом союзе (далее -ЕАЭС) [1].

В условиях таможенной территории Российской Федерации, Респуб-лики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством таможенно-тарифного регулирования, являющегося основным рычагом управления внешнеэкономической деятельностью [1]. Субъекты хозяйствования го-

сударств-участников ЕАЭС во взаимной торговле перемещают товары беспошлинно независимо от происхождения товаров. Выпуск товаров осуществляется на территории того государства- участника ЕАЭС, где зарегистрированы субъекты хозяйствования, ввозящие товары на таможенную территорию или вывозящие их с этой территории.

На таможенной границе ЕАЭС функции контроля перемещения товаров перенесены на внешний контур, используются финансовые механизмы во взимании таможенными органами таможенных платежей, в зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин, во взимании налоговыми органами косвенных налогов в стране потребления товаров во взаимной торговле государств- участников ЕАЭС.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза на внешнем контуре таможенной границы ЕАЭС взимаются следующие таможенные платежи: ввозная и вывозная таможенные пошлины, таможен-ные сборы, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акцизы по ввозимым товарам при их таможенном декларировании [3], утилизационный сбор [7, 9 с.48] (рисунок 1).

48

© Тарарышкин Ю. В., Тарасов В. И., 2016

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016 Ш11Ж9И

Таможенные сборы

Ввозная таможенная пошлина V

Вывозная таможенная пошлина

/ Акцизы, взимаемые при ввозе товара

НДС, взимаемый при ввозе товара

Рисунок 1. Виды таможенных платежей

Утилизационный сбор

Таможенные органы взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, при необходимости принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей. Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от заявленных таможенных процедур. Удельный вес в бюджете государств-членов ЕАЭС таможенные платежи составляют от 25 % до 50 %. Таможенным кодексом Таможенного союза установлены: единый порядок таможенного регулирования, единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными процедурами, идентифицирующими статус товаров и транспортных средств при таком перемещении [3].

В ЕАЭС применяется Единый таможенный тариф (далее - ЕТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответ-ствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и явля-ющийся инструментом торговой политики ЕАЭС. Проведенная Россией и Бе-ларусью работа по унификации ставок ввозных таможенных пошлин в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства [5] и Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве (подписано 29.01.2001) [8] послужила основой для формирования ЕТТ, введенного в действие с 1 января 2010 года. В соответствии с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан 19.05.2011) государ-ствами-у-частниками ЕАЭС применяются ставки ввозных таможенных пошлин исходя из обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией (далее - ВТО) [4].

На таможенной территории ЕАЭС освобождаются от ввозной таможен-ной пошлины технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства- участника ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) в соответствии с национальным законодательством этого государства.

В качестве одного из условий объединения таможенных территорий государств- участников в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного

союза, с 1 сентября 2010 года введен в действие механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, взимаемых на внешнем контуре единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России, обеспечивающий поступление таможенных пошлин в бюджет каждого государства- участника Таможенного союза, в соответствии с установленным нормативом исходя из доли импорта. Такой механизм позволил в полной мере применять нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, обеспечить свободное перемещение товаров во вза-имной торговле государств- участников без взимания ввозных таможенных пошлин и упростить работу субъектов хозяйствования при проведении внешнеторговых операций. В условиях ЕАЭС к этому механизму присоединились Республика Армения и Республика Кыргызстан. Распределение сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства- участника ЕАЭС осуществляется в соответствии с установленными Дого-вором о ЕАЭС нормативами: Республика Армения -1,11 %; Республика Беларусь - 4,56 %; Республика Казахстан - 7,11 %; Кыргызская Республика - 1,9 %; Российская Федерация - 85,32 % [1].

В результате исполнения обязательств Российской Федерации перед ВТО [4] в 2015 году среднеарифметическая ставка ЕТТ снизилась на 0,59 % процентных пункта (с 8,68 % до 8,09 %). В условиях финансового кризиса 2015-й год для государств-участников ЕАЭС характерен снижением курсов национальных валют к доллару США (армянский драм - на 1,5 %, белорусский рубль - на 27,1 %, казахстанский тенге - на 75,7 %, кыргызский сом - на 27,5 %, российский рубль - на 12,9 %) [7]. Снижение объемов импорта и среднеарифметической ставки ЕТТ, изменение курса национальных валют выступают в качестве факторов, влияющих на поступление ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-участников ЕАЭС.

Вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы взимаются в государствах-участниках ЕАЭС в соответствии с их национальным законодательством [2,3,11].

В условиях единой таможенной территории Таможенного союза во вза-имной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года впервые на территории постсоветского пространства введен в действие механизм взимания налоговыми органами косвенных налогов по принципу страны назначения [10]. При импорте товаров на территорию одного государства-участника ЕАЭС с территории другого государства-участника ЕАЭС НДС и акцизы взимаются налого-выми органами государства-участника ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-участника ЕАЭС

EKONOMIA

49

ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016

в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), в Беларуси и России осуществляется таможенными органами, в Казахстане - налоговыми органами. Уплата ак-цизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, уста-новленные законодательством государства-участника ЕАЭС. При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС в размере «0» процентов и осво-бождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Согласно Договору о ЕАЭС (статьи 71 и 72) установлены принципы взаимодействия государств-участников ЕАЭС в сфере налогообложения [1]. Товары, ввозимые с территории одного государства-участника ЕАЭС на территорию другого государства-участника ЕАЭС, облагаются косвенными налогами. Государства-участники ЕАЭС во взаимной торговле взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогообложение в государстве-участнике ЕАЭС, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-участников ЕАЭС, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-участником ЕАЭС при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Участники ЕАЭС определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не пре-пятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на нацио-нальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:

1) гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствитель-ным подакцизным товарам;

2) дальнейшее совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле (в том числе с применением информационных технологий).

Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-участника ЕАЭС не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-участника ЕАЭС. Во взаимной торговле государств-участников ЕАЭС при взимании НДС и акцизов созданы выгодные условия для участников внешнеэкономической деятельности в части увеличения срока предоставления в налоговые органы документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки НДС с 90 до 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров и ее предоставления при экспорте товаров.

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства- участника ЕАЭС с территории другого государства-участника ЕАЭС, исчисляются налогоплательщиком по установленным национальным налоговым ставкам (в Беларуси - 20 %, в России - 18 %, в Казахстане - 12 %, в Армении - 20 %; в Кыргызстане - 12 %). При этом в Республике Беларусь за счет НДС формируется 22 % доходов бюджета, в Российской Федерации - 15,4 %, в Республике Казахстан -9,9 % [7]. Отличие в ставках НДС в государствах-участниках ЕАЭС обусловлено различиями экономических систем (со-от-ношением сырьевой и промышленной составляющей) и

ходом экономиче-ских реформ. При этом имеется наличие пониженной ставки НДС в размере 10 % в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального значения.

Такой порядок взимания косвенных налогов создает одинаковые конкурентные условия по ввозимым и производимым товарам для всех государств-участников ЕАЭС и способствует развитию их экспортного потенциала.

С 1 сентября 2012 года в Российской Федерации взимается утилизационный сбор при таможенном декларировании транспортных средств. В условиях Союзного государства России и Беларуси с 1 марта 2014 года в Республике Беларусь также взимается утилизационный сбор по ввозимым транспортным средствам. В Республике Казахстан утилизационный сбор введен в действие в 2016 году [7].

В целях имплементации в нормативно-правовую базу ЕАЭС тарифных обязательств Республики Казахстан, принятых в качестве условия членства в ВТО, по которым ставки таможенных пошлин ниже ставок ЕТТ ЕАЭС, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года №59 утвержден Перечень товаров, по которым Республикой Казахстан применяются ставки таможенных пошлин, отличные от ставок таможенных пошлин установленных ЕТТ (далее - Перечень) (изъятия из ЕТТ). В данный Перечень включены 1347 товарных позиций, по которым ставки таможенных пошлин в соответствии с обязательствами Республики Казахстан в рамках ВТО ниже, либо формат ставок не соответствует формату, установленному в ЕТТ. В соответствии с тарифными обязательствами Республики Казахстан в рамках ВТО предусмотрено ежегодное снижение ставок импортных таможенных пошлин в соответствии с графиком снижения, предусмотренном в Докладе рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. В целях реализации пунктов 9 и 10 Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, подписанного 16 октября 2015 года [6], в Республике Казахстан создана система учета товаров, включенных в Перечень в виде электронных счетов-фактур (далее - ЭСФ), которая предусматривает указание номеров деклараций на товары, а также ставки таможенных пошлин, по которым товары были ввезены в Республику Казахстан. Такие товары, перемещаемые с территории Республики Беларусь в другие государства-участники ЕАЭС, должны сопровождаться определенным набором товаросопроводительных документов, включая копию ЭСФ. Таможенными органами государств-участников ЕАЭС согласован алгоритм взаимодействия уполномоченных органов ЕАЭС в отношении подтверждения подлинности товаросопроводительных документов.

Таким образом, действующие финансовые механизмы на таможенной территории ЕАЭС направлены на создание одинаковых торговых условий для развития внешнеэкономической деятельности государств-участников ЕАЭС и применение единого торгового режима в отношении товаров других стран.

В условиях разработки проекта Таможенного кодекса ЕАЭС необхо-димо упростить таможенные процедуры, осуществляемые таможенными органами, при совершении внешнеторговых операций на таможенной тер-ритории ЕАЭС в целях активизации международной торговли и углубления интеграционных процессов.

50

EKONOMIA

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #11, 2016 Ш11Ж9И

Список использованных источников и Интернет-ресурсов

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (вместе с Приложениями 1-33) (ред. от 08.05.2015) (Подписан в г.Астане 29.05.2014)// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 10 октября 2014 г., №3/3050.

2. Договор о зоне свободной торговли (вместе с «Правилами разре-шения споров») (Подписан в г.Санкт-Петербурге 18.10.2011)// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 30 мая 2012 г. №3/2803.

3. Договор «О таможенном кодексе Таможенного союза» (Подписан в г.Минске 27.11.2009) (ред. от 08.05.2015)//Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 6 июля 2010 г., №2/1694.

4. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках много-сторонней торговой системы (Подписан в.г. Минске 19.05.2011) )// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 14 ноября 2011 г., №3/2746.

5. Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства [принята в г.Москве 08.12.1999)// «Звязда», № 236, 1999, «Советская Белоруссия», № 296, 1999.

6. Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (Подписан в г.Бурабай 16.10.2015)// Национальный правовой Интернет-портал Респуб-лики Беларусь, 07.01.2016, 3/3206.

7. Сайт Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): http://www.eurasiancommission.org

8. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Прави-тельством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном госу-дарстве от 29 января 2001 года// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №41, 3/335.

9. Таможенные платежи: пособие / Л.И.Тарарышкина, В.А.Острога; под ред.Л.И.Тарарышкиной. - Минск: БГУ, 2014.

- 279 с.

10. Тарарышкина Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС // Белорусский экономический журнал. - 2011. - №4. - С.15-23.

11. Тарарышкина Л.И. Практические аспекты применения вывозных та-моженных пошлин, а также иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на таможенной территории Евразийского экономического союза// Беларусь в современном мире - Беларусь у сучасным свеце: материалы XIV Международной конференции, посвященной 94-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2015 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.].

— Минск: Изд. центр БГУ, 2016.- С.289-291.

ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯПОНИИ

Утаралиева Рахия Тимерхановна

Студентка 3-ого курса факультета мировой экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный

университет»

Рассматривается история развития антимонопольного регулирования Японии, основные направления антимонопольного закона Японии, а также практика его применения.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, Япония.

THE PRACTICE OF JAPANS ANTITRUST REGULATION

Utaralieva R. T.

A 4th year student, Department of World Economy and Management, Astrakhan State University

The article considers the history of the development of Japan's anti-monopoly regulation, the main directions of the antimonopoly law of Japan, as well as its application in practice.

Key words: antitrust regulation, competition law, Japan.

Государственное антимонопольное регулирование представляет собой комплекс законодательных актов, мер воздействия государства на различные проявления монополизма и правил поведения бизнеса в рыночной экономике. Эффективные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. [1, 77] Совершенствование законодательства о конкуренции, а также эффективная реализация конкурентной политики страны невозможны без изучения и унификации международного опыта в части регулирования конкурентных отношений.

Рассмотрим историю развития антимонопольного регулирования и практику его применения в Японии. В 1947 году Япония приняла закон «О запрещении частных моно-

полий и обеспечении справедливости торговли», что привело к ликвидации большинства дзайбацу (семейных мега конгломератов, некоторые из которых берут начало с XVII века), которые играли важную роль со времен Реставрации Мейдзи, превратившей аграрную страну в одну из ведущих в мире [3].

Первоначально антимонопольный закон столкнулся со скептицизмом и враждебностью и играл незначительную роль в японском обществе. В 1950-х и 1960-х годах он противоречил промышленной политике Японии, которая благоприятствовала картелям как средству рационализации производства. Исполнение закона в этом периоде было слабым. В 1970-х произошло возрождение закона, когда нефтяной кризис посеял хаос в японской экономике, но в 1980-х

© Утаралиева Р. Т., 2016

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.