Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015'

ЕВРАЗИЙСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EВРАЗИЙСТВО / EURASIANISM / ЕАЭС / EURASIAN ECONOMIC UNION / СТРАТЕГИЯ / МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР / THE STRATEGY OF A MULTIPOLAR WORLD / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Железняк Антон Вадимович

В статье проанализированы основные положения новой Стратегии национальной безопасности, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, с точки зрения обновлённого евразийства, теории многополярного мира и теории «диалога цивилизаций». Представляются основные тенденции и изменения во внутренней и внешней политике России, её приоритеты и базовые установки в условиях нарастающей опасности процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian analysis of the main provisions of the national security strategy of the Russian Federation in 2015

The article analyzes the main provisions of the new national security Strategy, approved by the decree of the President of the Russian Federation from 31 December 2015 N 683 from the point of view updated Eurasianism, the theory of a multipolar world and the theory of "dialogue of civilizations", are also presented the main trends and changes in domestic and foreign policy of Russia, its priorities and basic installation in terms of the increasing danger of globalization processes.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015»

Международное право

евразиискии анализ основных положении стратегии национальной безопасности российской федерации 2015

ЖЕЛЕЗНЯК Антон Вадимович,

студент Оренбургского института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург. E-mail: magellan975@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проанализированы основные положения новой Стратегии национальной безопасности, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, с точки зрения обновлённого евразийства, теории многополярного мира и теории «диалога цивилизаций». Представляются основные тенденции и изменения во внутренней и внешней политике России, её приоритеты и базовые установки в условиях нарастающей опасности процессов глобализации.

Abstract: The article analyzes the main provisions of the new national security Strategy, approved by the decree of the President of the Russian Federation from 31 December 2015 N 683 from the point of view updated Eurasianism, the theory of a multipolar world and the theory of "dialogue of civilizations", are also presented the main trends and changes in domestic and foreign policy of Russia, its priorities and basic installation in terms of the increasing danger of globalization processes.

Ключевые слова: Eвразийство, ЕАЭС, стратегия, многополярный мир, глобализация.

Keywords: Eurasianism, the Eurasian economic Union, the strategy of a multipolar world, globalization.

31 декабря 2015 г. Указом Президента была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее: Стратегия[1]). Данный документ является основополагающих для всех отраслей общественной жизни, законотворчества и социальных установок, которые будут транслироваться на всей территории страны и за её пределы. Любая Стратегия - декларация намерений, а также стратегический план на ближайшее будущее государства и общества. Стратегия - основа и фундамент для принятия законов и решений на всех уровнях государства: федеральном, региональном и муниципальном. Стратегическое планирование, как законотворческий процесс является сравнительно новым, но крайне важным явлением.

Так стратегическое планирование является деятельностью участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной

безопасности Российской Федерации[2].

Необходимость создания единой системы стратегического планирования обоснована и целесообразна для эффективного и развития нашего государства [3, с. 14-27]. Стратегическое планирование является наиболее важным прогнозно-аналитическим ответом на накопившиеся вызовы государственности [4, с. 12-16], ценностям и цивилизационным основам России [5, с. 56-67], решением проблемы единства политики всех субъектов, а также идейного наполнения правотворческой и правоприменительной деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, Стратегия национальной безопасности является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, что закрепляется в Общих положениях Стратегии.

Таким образом, наиболее важен анализ Стратегии с точки зрения идейного содержания и тех идеологических установок, которые она в себе несёт. Конечно, официально Конституция РФ, принятая в 1993 г. запрещает закрепление официальной идеологии, но не стоит забывать, что идеология (пусть и неформальная) - столп любой государственности и что невозможно существовать без национальной идеи. В последние годы всё чаще можно услышать мнения о том, что евразийство - теория способная

объединить общество внутри страны, а также консолидировать постсоветское пространство. Сегодня поворот России на Восток делает особенно актуальными возрождение и развитие евразийской идеи в России [6, с. 116-121] В данной статье будет проведён анализ Стратегии с точки зрения обновленного евразийства.

Во-первых, проводится констатация полицен-тричности мира, что подтверждает многочисленные заявления представителей российских властей о переходе к многополярному (многополюсному) миру и преодолению однополярной гегемонии США (или коллективного Запада, как актора международных отношений). Построение многополярного мира является важнейшим элементом евразийской идеи: «Мы построим многополярный мир на основе национального суверенитета государств и коллективного суверенитета цивилизаций-блоков и равноправного сотрудничества между ними!» - гласит программа Евразийского Движения [7]. Кроме того, теория многополярного мира и диалога цивилизаций в рамках данной концепции не первый год разрабатывается различными учёными [8]. Теория «диалога цивилизаций» и закрепления многополярного мира всё чаще рассматривает концепцию «цивилизации», как актор международных отношений, так как в условиях усиливающейся международной турбулентности государство в условиях глобализации уже не может полностью справиться со всеми имеющимися вызовами [9]. Исходя их этой теории необходимо формирование Евразийской цивилизации, как нового актора международных отношений. Её экономическим прообразом можно назвать формирующийся ЕАЭС[10].

Пункт 11 затрагивает еще один важный, с точки зрения евразийства, момент - общеевразийский патриотизм и отношения в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений. Стратегия декларирует, что «возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм».

К пониманию важности традиционных ценностей в современном российском обществе призы

вает элиту общества Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовного и идеального: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [11]. Традиционно такими институтами в обществе являются - семья, религия, национальная культура и не размытая идентичность: на региональном, гражданском и цивилизационном уровне.

Мы можем видеть отход от либерального курса в формировании культурной и национальной политики. Курс на русскую идентичность, на идентичность иную, отличную от западной можно назвать настоящей революцией и началом формирования новой идентичности для народов России и перспективного Евразийского союза. И хотя сближение с Западом и Европой в плане идентичности - крайне заманчивый и лёгкий путь[12], который Россия активно разделяла в 90-е гг., не стоит забывать, что события 2014-2015 гг. подчеркнули нашу разность и невозможность скорого решения ряда принципиальных вопросов в аксиологическом, геополитическом и экономических полях.

Патриарх Кирилл вскрывает фундаментальное противоречие современной эпохи - «противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности - с другой» [13] Так можно заключить, что руководство России наконец-то поняло всю ошибку формирования общества архео-модерна и взялось за возрождение «сакрального ядра», способного сплотить его перед лицом глобальных потрясений и угрозой стирания идентичности в глобализирующем мире. Сохранение сакрального ядра цивилизации связано таким образом с воспроизводством и защитой традиционных ценностей всего многоэтничного народа России[14].

В дальнейших пунктах Стратегия закрепляет рост угроз мирового масштаба и региональную нестабильность, как новый естественный фон, в котором будет формироваться наша государственность в ближайшие годы. «Процесс формирования новой по-лицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабиль-

Международное право

ности» - гласит п.13, выделяется нарушение единой Евразийской системы безопасность и нарастающая угроза со стороны НАТО: «В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности» (п.14) и приближение его (НАТО) военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности (п.15).

Из угроз, которые теперь перечисляются и обозначаются в Стратегии следуют важнейшее, с точки зрения евразийства, заявление. Евразийская интеграция обозначается ключевым национальным интересом России, а кроме того, признается, что коллективный Запад встал на путь противодействию интеграционным процессам. Тем самым происходит признание основных догм геополитики в аспекте противостоянию Моря (Запада) и Суши (Евразии) и территории Хартленда. Это знаковое событие, так как признание и декларация проблемы и обозначение её в таком документе стратегического планирования говорит о крушении иллюзии о возможном договоре с Западом. «Позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов (п.17)» - Россия признает тактику «петли анаконды» в Евразийском регионе и готова отстаивать свои национальные интересы, путём укрепления военно-политического и экономического сотрудничества со странами ЕАЭС и всеми прочими странами, входящими в зону геополитической дестабилизации.

Еще одним фундаментальным заявлением Стратегии является обозначение важности и возрастающей значимости региональной и субрегиональных союзом - торговых, экономических, военных. «Государства в качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих регионах. Региональные и субрегиональные торговые и иные экономические соглашения становятся одним из важнейших средств защиты от кризисных явлений. Повышается интерес к использованию региональных валют» -гласит п.25 Стратегии.

Исходя из этого, можно отметить, что Россия отдает приоритет не процессу экономической глобализации и встраиванию в мировую экономическую систему, а процессу глокализации, регионализации (участию в региональных союзах, не попи

рающих наш суверенитет) и сознательно может встать на путь формирования самодостаточной и автономной автаркии, чему способствует негативный внешнеполитический и внешнеэкономический фон (режим санкций, низкие цены на энергоресурсы, напряженность и конфронтация с рядом стран)

В заключение вводной части Стратегии необходимо отметить еще один пункт: «Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов» - закрепляет п.28. Для евразийцев вопросы равноправия народов, уважения между всеми без исключения странами и этносами и многообразие в культурах, религиях и иных аспектах жизни - ключевой и программный момент. Только на основании плюрализма всех аспектов бытия, возможно:

1) Построение справедливого общества;

2) Построение модели многополярного мироустройства;

3) Построение единой и сильной евразийской цивилизации;

4) Выстраивание отношений в экономике и обмене цивилизационным опытом («диалог цивилизаций») между народами и странами на принципах многополярной глобализации, то есть на принципах признания норм морали и нравственности, правил жизни, торговли и развития чужих цивилизаций, но с наличием своего пути и своей формы развития всех аспектов социума (от основ метафизики и собственной философии до прагматической экономической модели) внутри Евразийской цивилизации.

Завершая краткий анализ основных положений обновлённой Стратегии национальной безопасности, стоит отметить несколько важных тенденций и изменений внутренней и внешней политики с точки зрения евразийства:

1. Признание необходимости построения многополярного мира, сопротивление модели одно-полярного глобализма.

2. Отрицание универсальности Западной модели развития.

3. Формирование блока традиционных ценностей и их институализация из некого абстрактного патриотизма в набор настоящих этических ориенти-

ров для нашей страны. Формирование совокупности идеалов, которые признаются в нашем обществе наиболее важными.

4. Формирование и развитие идеи особой идентичности, отличной от Западной.

5. Признается угроза безопасности на Евразийском пространстве со стороны стран Запада, дестабилизация зон национальных интересов России и исторических сфер влияния.

6. Приоритет региональной интеграции (в рамках цивилизации из сходных по различным крите-

Библиография:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (Дата посещения: 10.11.16)

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/70684666/ (Дата посещения: 10.11.16).

3. Глазьев С.Ю. О стратегии модернизации и развития экономики России в условиях глобальной депрессии // Экономика региона. 2011. № 2. С. 14-27.

4. Железняк А.В., Скуратов И.В. Влияние глобализации на суверенитет государства // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2015. № 26. С. 12-16.

5. Гуларян А. Б. Феномен культуры мышления и специфика Российской цивилизации // Российская государственность и современность: проблемы идентичности и исторической преемственности: сб. докл. / Под ред. канд. ист. наук М. Б. Смолина; Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2012. С. 57-67.

6. Василенко И.А. Евразийский имидж России: новые возможности и перспективы. // Власть. 2015. №6. С. 116-121.

7. Программа Евразийского Движения. URL: http://eurasian-movement.ru/about/programme (Дата посещения: 10.11.16).

8. Мартынов Б.Ф. Многополярный или многоцивилизационный мир // Международные процессы. 2009. Т.7. № 21. С.60-68.; Яковец Ю.В., Фарах С. Диалог и партнерство цивилизаций: Учебник / Ю.В. Яковец, С. Фарах. М.: Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева, Институт экономических стратегий, 2014. С.235-275.

9. Харин А. Государство в условиях глобализации: новые подходы // Власть. 2013. № 6. С. 65-69.

10. Железняк А.В. ЕАЭС как предпосылка многополярного мира // EUROPEAN SCIENCE. 2015. № 8(9). С. 83-86.

11. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию. 12.12.2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (Дата посещения: 10.11.16).

12. Горшков М.К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры // Власть. 2013. № 1. С. 9-14.

13. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Норма веры как норма жизни. Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества. URL: http://www.ateismy.net/content/spravochnik/progress/norma_kirill.html (Дата обращения: 10.11.16).

14. Мишучков А.В. Традиционные ценности в глобализирующем мире // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3. С. 65-71.

риям стран) глобальной интеграции, формирование единого евразийского интеграционного пространства (экономического, культурного, социального) как ответ на вызовы глобализации.

Остается надеяться, что данные позитивные изменения в приоритетах нашего государства будут прорабатываться и углубляться. Лишь тогда Россия и страны ЕАЭС смогут защитить себя от уничтожения и продолжить стабильное развитие, выйдя из геополитических и экономических кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.