Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЕВРАЗИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / НОРМАТИВЫ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ковалева Светлана Викторовна, Григорьев Сергей Леонидович

Исследование, представленное в настоящей статье, посвящено изучению норм и ценностей правовой культуры российской молодежи, актуализируемых в контексте евразийской цивилизации. При этом цель предпринятого нами научного изучения проблемы заключается в поиске неких мировоззренческих универсалий, обусловливающих органичное вхождение правовой культуры россиян в пространство евразийского права. Формирующаяся система мировоззренческих представлений, взглядов и установок в области правовой системы у молодежи фрагментарна, не зрела, не устойчива. Содержание и истолкование нормативов, их непонимание и неприятие происходит на субъективном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN VALUES AND LEGAL CULTURE OF RUSSIAN YOUTH

The study presented in this article is devoted to the study of the norms and values of the legal culture of Russian youth, updated in the context of Eurasian civilization. At the same time, the goal of the scientific study of the problem undertaken by us is to search for some worldview universals that determine the organic entry of the legal culture of Russians into the space of Eurasian law. The system of worldviews, views and attitudes in the field of the legal system among young people is fragmented, not mature, not stable. The content and interpretation of standards, their misunderstanding and rejection occurs at a subjective level.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 172

Ковалева Светлана Викторовна

доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций, Костромской государственный университет sweta.lana1968@yandex.ru Григорьев Сергей Леонидович кандидат философских наук, доцент кафедры философии,

Российский государственный аграрный университет - МСХА им К. А. Тимирязева grigoryev@gmail. com Svetlana V. Kovaleva

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, Kostroma State University sweta.lana! 968@yandex.ru Sergey L. Grigoriev

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev grigoryev@gmail.com

ЕВРАЗИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

EURASIAN VALUES AND LEGAL CULTURE OF RUSSIAN YOUTH

Аннотация. Исследование, представленное в настоящей статье, посвящено изучению норм и ценностей правовой культуры российской молодежи, актуализируемых в контексте евразийской цивилизации. При этом цель предпринятого нами научного изучения проблемы заключается в поиске неких мировоззренческих универсалий, обусловливающих органичное вхождение правовой культуры россиян в пространство евразийского права. Формирующаяся система мировоззренческих представлений, взглядов и установок в области правовой системы у молодежи фрагментарна, не зрела, не устойчива. Содержание и истолкование нормативов, их непонимание и неприятие происходит на субъективном уровне.

Ключевые слова: ценности, общество, культура, нормативы, мораль,

нравственность, российская молодежь, мировоззрение, цивилизация.

Annotation. The study presented in this article is devoted to the study of the norms and values of the legal culture of Russian youth, updated in the context of Eurasian civilization. At the same time, the goal of the scientific study of the problem undertaken by us is to search for some worldview universals that determine the organic entry of the legal culture of Russians into the space of Eurasian law. The system of worldviews, views and attitudes in the field of the legal system among young people is fragmented, not mature, not stable. The content and interpretation of standards, their misunderstanding and rejection occurs at a subjective level.

Key words: values, society, culture, standards, morality, morality, Russian youth, worldview, civilization.

В настоящее время проблема становления евразийской идеи, в том числе? ее реализации, как на постсоветском пространстве, так и в пространстве общемировом оказывается в ряду актуальных проблем современности. При этом собственно евразийство трактуется весьма неоднозначно. В одном случае, существующие определения подводят нас к такому понимаю евразийской цивилизации, в котором акцент ставится на общности исторических судеб населяющих ее народов, имеющих единое экономико-политическое будущее [1, с. 232]. В другом, ученые-гуманитарии солидаризируются в том, что, говоря о евразийской цивилизации, необходимо иметь в виду «всю совокупность форм существования человека на Земле, всю совокупность особенностей его активной деятельности, его духовного мира, его взаимоотношений с Природой, с другими людьми» [2, с. 96].

В отношении второго подхода академик Н.Н. Моисеев делает весьма важное для нас уточнение. Указание на человека предполагает такого социального субъекта, которого можно отнести «к определенному завершающему этапу антропогенеза, начинающемуся лишь тогда, когда человек уже окончательно выделился из животного мира, когда его эволюция перешла на рельсы общественного развития» [2, с. 96]. Представленная позиция перекликается с точкой зрения В.М. Розина. По признанию отечественного культуролога, теоретизируя на предмет того, что такое общество, необходимо учитывать, как минимум, три, характеризующие данное понятие, уровня. Первый обусловлен тем, что всякое общество может функционировать как в пассивном режиме, так и в активном. Если пассивный режим предполагает отсутствие для общества какой бы то ни было угрозы, то второй, напротив, отвечает его кризисному состоянию. При этом активный режим, по мысли ученого, опознается в том, что в момент активности в обществе начинают возникать определенные «отношения человека культуры к различным социальным реалиям и процессам» [3, с. 65].

Другой уровень общественного развития связывается В.М. Розиным с осознанием со стороны социальных субъектов взаимозависимости личности и общества, а также, с пониманием специфики социального устройства, которое

базируется на социальном взаимодействии, предполагающем актуализацию особых, отмеченных взаимопомощью, отношений. Наконец, третий уровень общественного развития отличается доминированием общения надо всеми другими формами социального взаимодействия, когда «люди... собираются вместе вне рамок социальных институтов, пытаясь повлиять на общественное сознание друг друга с целью его изменения» [3, с. 65].

Поскольку, предложенная В.М. Розиным, трактовка общества согласуется с определением Ю.Н. Давыдова [4, с. 132], помещенного на страницах Новой философской энциклопедии, в которой общество (лат. societas - социум, социальность, социальное):

- в широком смысле, трактуется как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга;

- в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип - род, вид, подвид и т.п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности.

В связи с этим, становится очевидным, что евразийская цивилизация являет собой «сложную социальную общность, имеющую полиэтнический, поликонфессиональный характер, но объединенную метакультурным кодом, пространством («месторазвитием») и исторической судьбой» [5, с. 18]. Думается, что в данном контексте метакультурный код как некая универсальная целостность менее всего будет коррелировать с евразийскими ценностями, формирование которых Р.А. Курбанов относит к насущным задачам «новой многовекторной политики» государства[6, с. 8-9].

Поскольку, искомые ценности апеллируют к ценностям нормативной этики, которые, по мысли К. Карабаевой, обладают наднациональным, надгосударственным, надрелигиозным характером, самым непосредственным образом соприкасаясь с правовой сферой [7], очевидно следующее. Овладевший обозначенными ценностями социальный субъект автоматически выпадает из сферы межличностной коммуникации, поскольку в силу отсутствия разногласий, попытка «повлиять на общественное сознание друг друга с целью его изменения» (В.М. Розин) оборачивается пустой фикцией [8].

Таким образом, именно наличие межнациональных, межрелигиозных, межгосударственных различий делает состоятельным социальный процесс, обусловленный межличностной коммуникацией. В противном случае, взаимное влияние, вовлеченных в социальное взаимодействие акторов, осуществляющих взаимообмен нормами и ценностями правовой культуры, останется недостижимым идеалом [9]. Соответственно, поиск универсальных мировоззренческих оснований, обнаруживающих себя, с одной стороны, в правовой культуре российской молодежи, с другой, - в актуальных для евразийского пространства нормах и ценностях, оказывается в фокусе не только правовых, но и политических, экономических, культурных, религиозных,

этнических и геополитических вопросов, делая актуальным проблему определения норм и ценностей правовой культуры российской молодежи в пространстве евразийской цивилизации.

Несмотря на внушительный список научных изысканий, прямо или косвенно затрагивающих обозначенное проблемное поле исследования, настоящая работа оказывается одной из первых научных штудий, посвященных изучению норм и ценностей правовой культуры российской молодежи, актуализируемых в контексте евразийской цивилизации. При этом цель предпринятого нами научного изучения проблемы заключается в поиске неких мировоззренческих универсалий, обусловливающих органичное вхождение правовой культуры россиян в пространство евразийского права.

Исследование вызвало необходимость обращения к научному творчеству широкого круга ученых, работающих на стыке таких областей гуманитарного знания, как социология культуры, культурология, философия культуры, социальная философия, философия права, коммуникативная лингвистика, психология. Осуществить интеграцию научного знания, актуализируемого на уровне междисциплинарности, оказалось возможным в опоре на культурологический подход, вобравший в себя социологические методы исследования (метод опроса общественного мнения, а также метод первичного и вторичного анализа данных, полученных в ходе прикладных социологических исследований, метод незаконченных предложений), исторический метод (корреляционный анализ), отвечающие сути социальной философии методы диалектики.

Результативность исследования может быть представлена в следующих положениях:

1.Одним из фундаментальных сдвигов в общественном сознании, обусловленных социокультурной динамикой евразийских ценностей, становится отказ от такой научной парадигмы, в рамках которой, именно классовая борьба, опознаваемая сегодня на уровне конкурентной борьбы самых разных социальных групп, оказывается двигателем прогресса. Поскольку борьба с неизбежностью предполагает наличие победителя и побежденного, наиболее предпочтительным, отвечающим мирному урегулированию отношений, складывающихся на евразийском пространстве, будет феномен противоречия, согласование которого, с неизбежностью, приведет к одинаково выигрышным для всех участников коммуникативного процесса результатам [10].

Правосознание российской молодёжи формируется под влиянием общечеловеческих ценностей, агентами которых выступают институт семьи и брака, религиозная культура, СМИ, культурно-образовательные учреждения. При этом, одновременно, молодое поколение россиян развивает правосознание и свою идентичность в поле визуальной культуры и виртуального пространства. В целом, формирующаяся с помощью приобщения к традициям и обычаям, религиозному опыту, историческому наследию система мировоззренческих

представлений, взглядов и установок в области правовой системы у молодежи, фрагментарна, не зрела, не устойчива. Содержание и истолкование нормативов, их непонимание и неприятие происходит на субъективном уровне, хотя, с возрастом и приобретением собственного социокультурного жизненного опыта, молодые люди более ответственно и осознанно подходят к вопросам правовой культуры и общественного порядка [11].

2. Знакомство молодежи со священными писаниями евразийской цивилизации является одним из инструментов нравственного и правового воспитания, формирования ценностно-нормативной и мировоззренческой культуры молодых россиян, поскольку именно священные тексты наделены сакральным значением, позволяющим воссоздать целостную картину мира в религиозном сознании. Соглашаясь с тем, что различное толкование религиозных писаний способствует выявлению особенностей ценностно-символической и нормативной системы правового мышления подрастающего поколения в силу того, что сквозь призму священных текстов прослеживаются элементы консолидации религиозного сообщества в современном мире, нельзя не обратить внимание на следующий момент. Вопреки чтению религиозной литературы, которая дает возможность молодым верующим погрузиться в атмосферу праведности, прикоснувшись к духовной культуре своего народа, наблюдаются некая разобщенность и неопределенность в системе мировоззренческих конфессиональных установок молодежи, внутренние противоречия в системе ценностных ориентаций, слабовыраженный уровень религиозного сознания и правовой культуры, поляризация воззрений в вопросе о влиянии религиозных текстов на поведение молодых людей. Налицо проблема соотношения правового сознания и самосознания, в рамках которых, демонстрация достаточно высокого уровня знаний молодыми людьми основных религиозных норм и ценностей не подкреплена четкими убеждениями относительно необходимости их применения в повседневности.

3. Наряду с духовно-нравственными ориентирами, среди которых доминируют патриотизм, честь и достоинство, свобода и независимость, совесть, здоровье и любовь современная российская молодежь демонстрирует приверженность к достиженческим ценностям, ориентированным на успех и материальное благополучие [12]. Поскольку, важность моментов, продиктованных обстоятельствами глобализированного общества, смещает акценты в жизнедеятельности россиян, в связи с чем, религиозной составляющей отводится второстепенная роль среди доминирующих образовательных, профессиональных и социально-экономических, вполне оправданной видится следующая ситуация. Проявляя интерес к религии, молодежь не испытывает потребность осмысливать её догматы. Подобный опыт свидетельствует о доминировании морального эгоизма над нравственным чувством, выступающим основанием этического поступка (совестливого акта), что делает актуальной проблему двойной морали (двойных стандартов), на фоне которой, правовая культура сужается до информационной

осведомленности. Вместе с тем, явно прослеживаемая тенденция роста повышения внимания к религиозной литературе со стороны молодых людей как в рамках собственной конфессии, так и во всем религиозном многообразии.

На первый взгляд, позиция современных ученых, разделяющих мысль о том, что, коррелирующие с нормативной этикой евразийские ценности, в действительности, являют собой ценности общечеловеческие, предельно четко расставляет «все точки над i», поскольку, если что и может объединить столь непохожие друг на друга Европу и Азию, то только такие ценности, которые одинаково близки всем без исключения людям. Тем не менее, обозначенная осуществившем фундаментальные исследования теоретических основ евразийского права Р.А. Курбановым задача «развития новой многовекторной политики, нацеленной на формирование, в первую очередь, евразийских ценностей...» [6, с. 8-9], попадает в разряд сложнейших головоломок, решаемых человечеством на протяжении всего своего развития.

То обстоятельство, согласно которому, правовая культура позиционируется как социокультурный феномен, представленный в триединстве когнитивного (знания оправе и правовых явлениях); аксиологического (ценностно-смысловой) и праксеологического (поведенческий) уровней [13, с. 23], с необходимостью требует преодоления противоречия между юридическим позитивизмом и юснатурализмом. Если для первого характерна предельная формализация права, то для второго -критическое отношение к правовым нормам вплоть до отказа от таковых в случае, когда они не отвечают морально-нравственным или религиозным представлениям.

Подчеркнем, что освоение всех уровней правовой культуры молодого поколения россиян, причем, как в отношении юридического позитивизма, так и в отношении юснатурализма, предполагает непременное единство сущности и существования, реализация которого происходит в процессе взаимодействия личности и социума. Значимость искомого единства для правосознания граждан столь очевидна, что различные сценарии его достижения попадают в исследовательскую оптику представителей мировой социогуманитарной мысли от античности до наших дней. Тем не менее, в силу того, что каждая новая эпоха ставит ученое сообщество перед необходимостью отвечать на вызовы современности, в фокусе исследования, выполненного в русле философии культуры, оказывается социальное взаимодействие акторов, призванное преодолеть неизбежные ценностные диссонансы между носителями правовой культуры в условиях глобализирующегося мира.

Литература

1. Грицанов А.А. Евразийство // Новейший философский словарь. -Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. 413 c.

2. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М.: РИЦ ИСПИ, 1996. 315 с.

3. Розин В.М. Концепция здоровья. М. МГМСУ, 2011. 285 с.

4. Давыдов Ю.Н. Общество //НФЭ. Т.3. М., 2001. 632 с.

5. Сыздыкова Ж. С. Евразийское пространство: от евразийской идеи к евразийской цивилизации // Евразийское пространство: прошлое, настоящее, будущее: материалы Круглого стола. М.: Изд-во моск. гуманит. ун-та, 2012. 129 с.

6. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы: монография/Р.А. Курбанов: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Юнити-Дана, 2015. 345 с.

7. Карабаева К. евразийские ценности в аспекте права и морали // «Евразийский перекресток». №1. Оренбург, 2015. [Электронный ресурс]. -URL: http://xn--80adbjmgh5bmol.xn--p1ai/public/klub-evraziskij-vektor/item/108-evrazijskie-tsennosti-v-aspekte-prava-i-morali.html (дата обращения 4.05.2022).

8. Шаховский В.И., Волкова П.С. Эмотивность как метод вхождения в пространство межличностной коммуникации // Известия Волгоградского педагогического университета. Филологические науки. 2019. № 1(134). С. 132138.

9. Ковалева С. В., Волкова П. С. Правосознание: к вопросу о внешней и внутренней социальности //Национальное здоровье. 2018. № 4. С. 124-127.

10. Григорьев С. Л. Симуляции коммуникативного в экранной культуре // Коммуникология. - 2022. - Т. 10. - № 1. - С. 120-128. - DOI 10.21453/23113065-2022-10-1-120-128.

11. Ковалева С. В. Характеристика политической концепции свободы: двойственность и диалогичность // Кострома. Genus Loci: альманах. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. Вып. 3. 2020. С. 45-48.

12. Саенко Н. Р., Саенко А. В. Духовная безопасность как составляющая национальной безопасности России // Успехи современной науки. - 2016. - № 1. - С. 94-97.

13. Гусарова М.А. Правосознание как социокультурный феномен: Монография. - Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. 298 с.

Literature

1. Gritsanov A.A. Eurasianism // The newest philosophical dictionary. - Minsk: Publishing house of V.M. Skakun, 1998. 413 p.

2. Moiseev N.N. Civilization at a turning point. The Ways of Russia. Moscow: RICISPI, 1996. 315 p.

3. Rozin V.M. The concept of health. Moscow State Medical University, 2011.

285 p.

4. Davydov Yu.N. Society //NFE. T.3. M., 2001. 632p.

5. Syzdykova Zh.S. Eurasian space: from the Eurasian idea to the Eurasian civilization // Eurasian space: past, present, future: materials of the Round table. Moscow: Publishing House of Moscow. humanitarian. un-ta, 2012. 129 p.

6. Kurbanov R.A. Eurasian law. Theoretical foundations: monograph/R.A. Kurbanov: Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation. - M.: Unity-Dana, 2015. 345 p.

7. Karabayeva K. Eurasian values in the aspect of law and morality // "Eurasian crossroads". No. 1. Orenburg, 2015. [electronic resource]. - URL: http://xn--80adbjmgh5bmol.xn--p1ai/public/klub-evraziskij-vektor/item/108-evrazijskie-tsennosti-v-aspekte-prava-i-moral i. ht

8. Shakhovsky V.I., Volkova P.S. Emotivity as a method of entry into the space of interpersonal communication // Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo universiteta. Philological Sciences. 2019. № 1(134). P. 132-138.

9. Kovaleva S. V., Volkova P. S. Pravosoznaniya: k voprosu o obshchestvennoi i internalnosti //Natsional'noe zdorovie. 2018. № 4. P. 124-127.

10. Grigor'ev S. L. Simulsiya kommunizvodstvennogo v ekrannoi kul'turyu // Kommunikologiya. - 2022. - T. 10. - № 1. - P. 120-128. - DOI 10.21453/23113065-2022-10-1-120-128.

11. Kovaleva S. V. Characteristics of the political concept of freedom: duality and dialogicity // Kostroma. Genus Loci: almanac. Kostroma: Kostroma State University, 2020. Vol. 3. 2020. S. 45-48.

12. Sayenko N. R., Sayenko A. V. Dukhovnaya zaveta kak constituniya natsional'nogo zazadnoi Rossii // Uspekhi sovremennoi nauki. - 2016. - № 1. - P. 94-97.

13. Sayenko N. R., Khrustova V. S. Genesis of a person in the conditions of acceleration of socio-cultural dynamics // Historical, philosophical, political and legal sciences, kulturologiya i iskusstvennoe vdenie. Issues of theory and practice. -2014. - № 2-2(40). pp. 175—178.

14. Gusarova M.A. Pravosoznaniya kak sotsiokulturnyi phenomenon: Monografiya. - Maykop: Izd-vo «Magarin O.G.», 2017. 298 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.