Научная статья на тему 'Евразийская миграционная система'

Евразийская миграционная система Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
800
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийская миграционная система»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2007. № 3

И.В. Ивахнюк

ЕВРАЗИЙСКАЯ МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Введение

Проблемы, связанные с активным участием России в международной миграции, вызывают пристальное внимание исследователей. Различные аспекты международной миграции в России стали предметом многих серьезных работ, появившихся в последние годы1. Тем не менее неудачи в области управления миграционными процессами, отсутствие внятной концепции миграционной политики, многомиллионные потоки нерегулируемой миграции, нарастающие настроения ксенофобии в отношении мигрантов — все это заставляет искать новые подходы к теоретическому осмыслению сущности миграционных потоков, связывающих Россию как со странами бывшего Советского Союза, так и с другими государствами мира.

Одна из важнейших причин недостаточной эффективности регулирования миграционных процессов в современной России кроется в сохранявшемся длительное время инерционном отношении властей к миграции граждан бывшего СССР в рамках прежде единой страны как к явлению не столько межгосударственному, сколько «внутреннему»2. Отнюдь не поддерживая это заблуждение, можно тем не менее сказать, что именно в сохранении прочных межгосударственных миграционных связей на постсоветском пространстве заключается своеобразие миграционной ситуации в этом регионе мира, позволяющее говорить о возникновении новой миграционной системы. Анализ особенностей формирования и функционирования Евразийской миграционной системы и

1 Достаточно назвать следующие публикации: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. 1—16. М., 1998— 2006; Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в России. М., 2000; Ушкалов И.Г., Малаха И.А. Утечка умов: масштабы, причины, последствия. М., 1999; Мукомель В. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М., 2005; Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской, С. Панарина. М., 2000; Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2004; и др.

2 Такого рода инерционность сказалась, например, в формировании первых постсоветских законов Российской Федерации в области миграции в начале 1990-х гг., когда фактически не проводилось разграничение в регулировании и правах между прибывающими в Россию беженцами из других новых независимых государств и внутренними переселенцами.

ее места среди других крупнейший мировых миграционных систем и составляет предмет настоящей статьи.

Предпринимаемое исследование несет в себе как теоретический, так и практический смысл. Во-первых, оно дополняет и развивает теорию миграционных систем, концептуализируя миграционные потоки между государствами постсоветского пространства и доказывая, что в 1990-х гг. миграционная картина современного мира пополнилась возникновением Евразийской миграционной системы. Во-вторых, предлагаемое понимание миграционных проблем, с которыми сталкивается Россия, в более широком контексте ее взаимодействия с другими государствами и с учетом динамики факторов такого взаимодействия может стать основой для формирования единой концепции управления миграционными процессами в рамках региональных союзов, существующих на постсоветском пространстве, что обеспечило бы эффективное взаимодействие стран назначения и происхождения мигрантов, а также стран транзита.

Теория миграционных систем

Из существующих в мировой литературе многочисленных подходов, объясняющих феномен международной миграции, ее причины, факторы и движущие силы, наиболее убедительным представляется системный подход, который, с одной стороны, рассматривает международную миграцию как результат индивидуальных решений, зависящих от тех или иных структурных факторов, а с другой — анализирует ее в контексте мировых потоков капиталов и товаров, действия глобальных и региональных политических, экономических, культурных факторов. В результате строится сложная система взаимосвязи между различными элементами, воздействующими на процесс миграции, а направление и динамика миграционных потоков находят свое логичное объяснение3.

Попытки объяснить многообразие миграционных связей применением системного подхода вылились в формирование теории миграционных систем, фактически объединяющей различные

3 Впервые применение системного подхода к анализу международной миграции было предпринято в конце 1980-х гг. (Fawcett J. Т., Arnold F. Explanating Diversity: Asia and Pacific Immigration Systems // Pacific Bridges: The New Immigration from Asia and the Pacific Islands. Center for Migration Studies / Ed. by J.T. Fawcett, B.V. Carino. N.Y., 1987; Portes A., Bornez J■ Contemporary Immigration: Theoretical Perspectives on its Determinants and Models of Incorporation // International Migration Review. 1989. 23(3) (Fall). P. 606-630.

концепции объяснения международной миграции4 и доказывающей, что миграционные потоки между странами выезда и определенными странами въезда детерминированы взаимосвязанными факторами5. Поскольку формирование устойчивых миграционных потоков создает некое единое пространство (миграционную систему), включающее страны выезда и въезда, для понимания динамики данной системы необходимо рассматривать ее в целом. При этом географическая близость может играть значительную роль, но не является обязательным условием.

Справедливо замечено, что направление потоков международной миграции населения не бывает случайным: оно часто предопределено существованием исторических, культурных, экономических или политических связей между странами выезда и странами въезда. Кроме того, миграции, имевшие место прежде, приводят к формированию так называемых миграционных сетей, когда новые мигранты могут опереться на опыт и помощь своих земляков, ранее переселившихся и обосновавшихся в странах назначения. Существование социальных миграционных сетей не просто способствует формированию миграционных потоков между странами, оно является фактором устойчивости этих потоков, т.е. наличие миграционной сети может само по себе поддерживать миграционный процесс даже тогда, когда условия для миграции становятся неблагоприятными, в частности когда ей противостоит ограничительная иммиграционная политика или когда в принимающей стране наблюдается экономический спад.

Миграционной системой называют группу стран, между которыми существуют относительно масштабные и устойчивые миграционные связи. Как минимум миграционная система может включать две страны, между которыми происходит миграционный обмен. Но поскольку в реальной действительности страны участвуют в многообразных миграционных потоках с целым рядом других государств, миграционные системы могут переплетаться, а меньшие миграционные системы могут являться частью более

4 Наиболее полная в российской научной литературе классификация основных научных подходов и концепций в изучении миграции населения представлена в работе: Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 3. М., 1999. С. 85-116).

5 В настоящее время в российской литературе появились работы, в которых термин «миграционная система» используется в совершенно ином смысле — как институционально-правовая система управления миграционными процессами той или иной страны, составляющая основу национальной миграционной политики (см., например: Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. М., 2004). Следует оговориться, что такое применение термина «миграционная система» не имеет ничего общего с рассматриваемой в настоящей статье теорией миграционных систем.

крупных систем. Так, миграционная система, объединяющая Францию со странами Северной Африки, входит в одну из крупнейших миграционных систем, центром которой являются государства Европейского союза.

Устойчивость миграционных связей в системе может определяться как историческими причинами (например, наличием колониальных отношений или политических союзов), так и взаимной экономической заинтересованностью стран в миграционном обмене, которая обусловливает возникновение и сохранение миграционного движения определенной направленности.

Внутри миграционных систем существуют не только потоки людей. Они дополняются товарными и финансовыми потоками. Денежные переводы мигрантов на родину часто становятся важным источником финансовых ресурсов в странах—экспортерах рабочей силы. При этом сами денежные переводы со временем могут выступать стимулом для новых волн миграции, поскольку, с одной стороны, они вселяют надежду на хороший заработок у потенциальных мигрантов, а с другой — дают средства для миграции. Статистика отмечает увеличение товарооборота между теми странами, которые вовлекаются в устойчивый миграционный обмен. По возвращении мигранты предъявляют повышенный спрос на иностранные потребительские товары, к которым они привыкли за время пребывания за рубежом. Кроме того, мигранты-предприниматели часто основывают свой бизнес на экспорте продукции из своей родной страны или на импорте иностранных потребительских товаров на родину.

При этом базовые причины, определяющие возникновение и развитие миграционных потоков, могут быть объяснены совокупно: и различиями в уровнях экономического развития и заработной платы стран выезда и стран въезда (теория неоклассической экономики), и структурным спросом на труц иностранных рабочих в определенных отраслях экономики более развитых стран (теория сегментированного рынка труда), и стремлением каждого индивида максимизировать отдачу от инвестиций в его образование, квалификацию, здоровье и т.д. {теория человеческого капитала), и стремлением домохозяйств в странах выезда с помощью микростратегии международной миграции обеспечить механизм «самострахования» остающихся на родине членов семьи через денежные переводы (новая экономическая теория миграции), и опорой мигрантов на уже сложившееся в принимающей стране сообщество мигрантов-земляков (теория кумулятивной причинности) или на различные формальные и неформальные посреднические организации (теория общественного капитала) и т.д.

В теории миграционных систем находят отражение многие из существующих концепций; она объединяет макро- и микроподхо-

ды в объяснении механизма международной миграции и предлагает конкретный иллюстративный материал для объяснения направлений многообразных миграционных потоков.

С тех пор как теория миграционных систем приобрела относительно завершенный характер, прошло более десяти лет6. За это время миграционная картина мира менялась, изменилась структура миграционных потоков, в потоки международной миграции включились государства бывшего СССР. Фактически на территории постсоветского пространства сформировалась новая — самая «молодая» в мире — миграционная система, которую следует рассматривать наряду с другими крупнейшими мировыми миграционными системами, например Североамериканской, Европейской, Азиатско-Тихоокеанской, Ближневосточной, Южноамериканской.

Удивительно и неоправданно, когда учебные курсы по миграции в ведущих мировых университетах, представляя миграционную картину современного мира посредством теории миграционных систем, ограничиваются анализом вышеназванных систем7 и «не замечают» огромное постсоветское пространство (огромное как по территории, так и по масштабу миграционного взаимодействия), где уже сформировались закономерности Евразийской миграционной системы, центром которой является Россия.

Современные миграционные системы

Не повторяя детального описания крупнейших современных миграционных систем, которое можно найти в других работах8, мы ограничимся здесь кратким анализом наиболее характерных черт некоторых из них, собственно и позволяющих идентифицировать группы стран как миграционные системы. Это даст нам необходимую методологическую основу, для того чтобы в следующем разделе охарактеризовать государства постсоветского пространства как единую Евразийскую миграционную систему.

Для крупнейших миграционных систем характерно сочетание различных видов и форм миграции — постоянной и временной,

6 Наиболее полно теория миграционных систем отражена в работе: International Migration Systems: А Global Approach / Ed. by M. Kritz, L. Lean Lim, H. Zlotnik. Oxford, 1992.

7 См., например: Simmons A., Piche V. Teaching Migration and Globalization // GENUS. Vol. LVIII. N 3-4. P. 109-134.

8 См., например: Ивахнюк КВ. Международная трудовая миграция. М., 2005; International Migration Systems: A Global Approach; Zlotnik H. Policies and migration trends in the North American System I I International migration, refugee flows and human rights in North America: the impact of trade and restructuring / Ed. by A. Simmons. Staten Island, 1996. P. 81-103.

беженцев и трудовых мигрантов, организованной и нелегальной, учебной и т.д. Однако на деле для одних миграционных систем могут быть более типичны одни виды миграции, для других — другие. Это может объясняться историческими факторами, конкретной политической обстановкой, степенью тесноты традиционных связей между странами назначения и странами происхождения мигрантов. Кроме того, особенности миграционной политики основных принимающих стран в отдельных системах предопределяют доминирование тех или иных видов миграции. Например, в США и Канаде, являющихся центрами притяжения в Североамериканской миграционной системе, широкомасштабная иммиграция (строго контролируемая государством) традиционно считается важнейшим условием формирования населения этих стран. В противоположность этому в нефтедобывающих государствах Персидского залива, которые выступают центрами притяжения мигрантов в Ближневосточной миграционной системе, миграционная политика жестко сориентирована на привлечение временных трудовых мигрантов, и получить гражданство в этих странах очень непросто.

В миграционных системах потоки людей обычно фокусируются на одной или нескольких странах назначения, при том что миграционная система остается открытой, т.е. имеет миграционные связи со странами, не входящими в эту систему, а также с другими миграционными системами. Так, например, Европейская миграционная система отличается наличием устойчивых «внутренних» миграционных потоков, что предопределено не только существованием тесных экономических, культурных, исторических, политических, географических связей между европейскими странами, но также открытыми границами внутри Европейского союза, гарантирующего единые права для граждан ЕС в области поселения и трудоустройства. В то же время Европа принимает мигрантов из других стран мира, поскольку и экономически, и демографически она зависит от притока все новых мигрантов. Одновременно Европейская миграционная система выступает «поставщиком» высококвалифицированных мигрантов, для США например.

Устойчивость миграционных систем поддерживается существованием миграционных сетей, которые надежно связывают страны выезда и страны въезда. Так, быстро растущая доля населения латиноамериканского происхождения в США, ставшего второй по численности этнической группой в стране, создает дополнительные условия для поддержания потока мигрантов, опирающихся на сложившиеся социальные сети9. Многочисленные диаспоры турок

9 Механизм действия миграционных сетей в США описан, например: Флорес Н. Городские нелегальные миграционные сети мексиканцев в США // Тенденции международной миграции (Науч. серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир»). Вып. 16). М., 2006.

в Германии, алжирцев и марокканцев во Франции, индийцев и пакистанцев в Великобритании являются, образно говоря, надежной опорой миграционного моста, который связывает страны происхождения мигрантов с Европой.

В отличие от институтов официальной миграционной инфраструктуры10 неофициальные мигрантские социальные сети чаще всего способствуют незаконной миграции. Во многом именно благодаря им незаконная/нелегальная миграция является чертой практически всех миграционных систем, несмотря на все предпринимаемые странами назначения мигрантов попытки противодействовать ей.

Общность или схожесть миграционной политики стран, являющихся центрами миграционных систем (если таких стран несколько), считается одним из признаков системы. Это мы наблюдаем в отношении США и Канады, стран Европейского союза, государств Персидского залива, в меньшей степени — принимающих стран Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Миграционная политика касается условий допуска мигрантов в страну, их пребывания, социального статуса, обеспечения их юридических прав и, что, быть может, наиболее важно, принципов интеграции мигрантов в принимающем обществе. Эти принципы разнятся от ассимиляции (Франция) до мультикультурализ-ма (Великобритания, Швеция, Нидерланды, Канада). Террористические атаки в США 11 сентября 2001 г. изменили отношение к мигрантам в мире, но не остановили миграционные потоки. Политики и эксперты по-прежнему ищут наиболее оптимальные формы сосуществования людей в мультикультурных обществах, поскольку монокультурных обществ в мире практически не осталось, — таков результат международной миграции11.

Региональные интеграционные группировки, такие, как ЕС в Европе, МЕРКОСУР в Южной Америке, НАФТА в Северной Америке12, активно используются для обеспечения наиболее при-

10 Под официальной миграционной инфраструктурой понимается комплекс государственных и частных институтов, работающих на официальной основе и обеспечивающих легитимность, информированность, безопасность миграции, — государственные и частные агентства по трудоустройству, информационно-консультационные центры, специализированные юридические службы, а также службы доверия, горячие линии и т.д.

11 Rex J. Multiculturalism and Political Integration in Modern Nation States // Migration in the New Europe: East-West Revisited / Ed. by A. Gorny, P. Ruspini. N.Y., 1991. P. 94.

12 МЕРКОСУР (MERCOSUR) - Общий рынок стран Южной Америки (Мег-cado Comun del Corn Sur) существует с 1991 г., объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. НАФТА (NAFTA) — Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement) существует с 1994 г., объединяет США, Канаду и Мексику.

емлемых форм легального движения рабочей силы между странами-участницами, что дает им дополнительные экономические преимущества. Зачастую свобода миграционных передвижений внутри региональных союзов обусловливает двойственный характер миграционной политики основных стран притяжения. Так, существование Европейского союза с открытыми внутренними границами формирует двойственность миграционной политики в Европейской миграционной системе: свобода передвижений внутри ЕС существует на фоне крайне жесткого миграционного контроля на внешних границах ЕС в отношении граждан третьих стран.

Миграционные системы гибки и подвижны, они динамично развиваются, следуя за изменениями экономической и политической ситуаций в отдельных странах и регионах и в соответствии с тенденциями глобализации. Появляются новые страны притяжения мигрантов, к миграционным процессам подключаются все новые «страны—поставщики» мигрантов, меняется направление миграционных потоков, подчас они становятся встречными, но отличающимися по структуре мигрантов. Так, в Азиатско-Тихоокеанской системе центрами притяжения мигрантов стали так называемые «новые развитые страны» — Малайзия, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, которые одновременно остаются «поставщиками» квалифицированных мигрантов как в другие страны региона (вслед за движением капиталов), так и в развитые страны мира (преимущественно учебная и трудовая миграция).

Помимо упомянутых крупнейших миграционных систем существуют менее масштабные миграционные системы практически во всех регионах мира — в Африке, Азии, странах Карибского бассейна, Латинской Америки. Они могут отличаться даже большей масштабностью миграционного движения, как это имеет место например в Африке, где, видимо, наблюдается наибольшее в мире число международных мигрантов, которое, впрочем, слабо отражено в официальной статистике. Однако большая часть международных миграций на Африканском континенте происходит между соседними странами и носит вынужденный характер, что вызвано многочисленными стихийными бедствиями и этническими конфликтами. Поэтому точнее будет говорить о субрегиональных миграционных системах, например в Западной Африке, Южной Африке и т.д.

Факторы формирования и функционирования Евразийской миграционной системы

Евразийская миграционная система — это группа стран постсо-' ветского пространства, связанных между собой прочными и многочисленными миграционными потоками, которые обуслов-

лены взаимодействием ряда факторов: исторических, экономических, политических, демографических, социально-этнических, географических. Основными принимающими государствами системы являются Россия и Казахстан (в последние годы). Распад Советского Союза на отдельные самостоятельные государства, сопровождавшийся острым политическим и экономическим кризисом, одномоментно превратил прежние внутригосударственные, межреспубликанские миграционные потоки в международные. Именно с начала 1990-х гг. мы можем говорить о возникновении Евразийской миграционной системы.

Помимо внутрирегиональных миграционных потоков государства Евразийского региона соединены миграционными связями со многими другими странами мира, другими словами — Евразийская миграционная система носит открытый характер. Именно это позволяет характеризовать ее не просто как региональную, а как одну из крупнейших мировых миграционных систем. Так, относительно многочисленные группы мигрантов из России живут и работают в почти 80 странах мира, в то время как в России пребывают сотни тысяч мигрантов из европейских государств, США, Китая, Турции, Афганистана и др. Другой пример: Россия является основной страной назначения для мигрантов из Молдавии и Украины, при том что одновременно молдавские и украинские мигранты сформировали значительные миграционные сети в странах Южной и Западной Европы.

Рассмотрим подробнее факторы формирования и функционирования Евразийской миграционной системы.

1. Исторические факторы связаны с тем, что нынешние тенденции миграционных потоков между странами постсоветского пространства во многом уходят своими корнями в общее историческое прошлое. В отличие от большинства крупных миграционных систем, которые формировались как результат экономического, политического, культурного и, наконец, миграционного взаимодействия между странами, условия становления нынешней Евразийской миграционной системы складывались преимущественно в рамках одной страны — Российской империи, а позже Советского Союза. Именно в прежних внутригосударственных по сути и межреспубликанских по форме миграциях кроется тот миграционный потенциал, который вылился во всплеск межгосударственных миграций после распада Советского Союза.

В течение столетий миграционные процессы в Российской империи формировались в соответствии с центробежными, колонизационными тенденциями. Переселение жителей из центра империи на окраины было нацелено на укрепление Российского государства, на развитие входивших в империю территорий Средней

Азии, Закавказья и других окраинных земель13. В советский период центробежные тенденции продолжали превалировать, что было следствием прежде всего целенаправленной государственной политики, ставящей целью перераспределение населения между трудоизбыточными и трудонедостаточными районами Советского Союза. В отдельные годы миграционный обмен между республиками СССР достигал 2 млн человек. В результате произошло «смешение народов»: определенная часть коренного населения республик, входивших в СССР, проживала на территории других республик. В большей степени это касалось русских, которые в течение нескольких десятилетий в ^добровольно-принудительном порядке» направлялись на работу в другие союзные республики, где они восполняли нехватку местных квалифицированных кадров.

К историческим факторам можно отнести распространенность русского языка, бывшего общенациональным языком в СССР. Владение русским языком среди граждан стран СНГ играет большую роль в формировании российского вектора миграции.

2. Экономические факторы. Еще в 1970—1980-х гг. сохранение различий в уровнях экономического развития между союзными республиками и нараставшие в республиках Средней Азии, Закавказья и Молдавии противоречия между быстрым ростом населения и ограниченными экономическими возможностями, в частности исчерпанием потенциала сельского хозяйства и структурной деформацией экономики, вели к снижению жизненного уровня населения и формированию экономически мотивированных потоков миграции в более развитые районы России (табл. 1).

В современной Евразийской миграционной системе экономические факторы миграции являются доминирующими. Переход экономик новых суверенных государств к рыночным формам происходит везде непросто, но существовавшие и ранее различия в экономических возможностях для населения отдельных стран и ситуациях на рынках труда в кризисные годы проявляются особенно очевидно. Именно они запустили механизм экономической миграции между государствами СНГ (табл. 2). В Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, Молдавии, Азербайджане, Армении, Грузии заработки в других странах, прежде всего в России, стали важной чертой стратегии выживания миллионов домохозяйств. Обследования свидетельствуют, что ежемесячная заработная плата в России в 200—250 долл., на которую редко кто соглашается из россиян, дает возможность прожить семье, скажем, таджикского

13 Подробнее см.: Ионцев В.А., Магомедова А.Г. «Внешняя» миграция между Россией и странами ближнего зарубежья (исторический обзор) // Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 2. М., 1999. С. 6—25.

Таблица 1

Различия в уровнях жизни между странами СНГ

Страны СНГ ВВП на душу, долл. Процент населения, живущего менее чем на 2 долл. в день

Армения 1234,0 49

Азербайджан 2585,9 9

Белоруссия 3316,2 2

Грузия 1765,8 16

Казахстан 4386,1 25

Киргизия 507,7 25

Молдавия 917,4 64

Россия 6330,8 8

Таджикистан 411,5 43

Туркменистан 3888,6 44

Украина 2020,6 46

Узбекистан 498,6 72

Источники: IMF. World Economic Outlook Database. April 2006; UN. Population Reference Bureau. World Population Data Sheet. 2005.

мигранта, оставшейся в Таджикистане, в течение 3—4 месяцев, а то и больше14.

Таблица 2

СНГ: оценки численности трудовых мигрантов за рубежом, начало 2000-х гг., тыс. чел.*

Страны СНГ Число трудовых мигрантов за рубежом Число трудовых мигрантов в России

Армения 800-900 650

Азербайджан 600-700 550-650

Грузия 250-300 200

Киргизия 400-450 350-400

Молдавия 500 250

Таджикистан 600-700 600-700

Украина 2000-2500 1000-1500

Узбекистан 600-700 550-600

Россия 2000-3000 -

Источник: Обзор миграционных систем стран СНГ. Международный институт развития миграционной политики 1СМРО. Вена, 2006.

Основано на национальных оценках стран происхождения мигрантов.

14 См.: Садовская Е.Ю. Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в мигрантских домохозяйствах в республиках Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 2; Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и Пакистане: Аналит. обзор. Алматы, 2005.

В 1990-е гг. международная трудовая миграция выступила важным фактором сохранения социальной стабильности в регионе; к середине 2000-х гг. она превратилась в стабильный фактор экономического развития как отдельных государств, так и региона в целом. В России и Казахстане — основных принимающих странах — целый ряд отраслей (строительство, сельское хозяйство, сфера услуг) предъявляют устойчивый спрос на иностранных рабочих. Произошла сегментация рынка труда, типичная для всех основных принимающих мигрантов стран, которые уже не могут обходиться без привлечения иностранной рабочей силы15.

С другой стороны, для «малых» стран региона участие определенной части их рабочей силы в трудовой миграции и получение денежных переводов от этих мигрантов стало важным и устойчивым источником пополнения национального бюджета16. Недаром усиление взаимодействия в области развития легальных форм трудовой миграции и является одним из приоритетных направлений сотрудничества как между странами СНГ, так и в рамках Евразийского экономического сообщества17.

Формирование единого рынка труда в рамках СНГ отвечает экономическим интересам всех стран-участниц. Этот вопрос ставится Исполнительным советом СНГ и находит свое выполнение через растущую скоординированность национальных законодательств в области миграции и социального обеспечения. Сами же мигранты фактически «голосуют ногами» за формирование единого миграционного пространства и единого рынка труда на территории СНГ.

3. Политические факторы играют очень важную, хотя подчас неоднозначную роль в формировании Евразийской миграционной

15 Подробнее см.: Ивахнюк И.В. Указ. соч. С. 224—243.

16 Согласно данным Центрального банка России, объем денежных переводов мигрантов из России в другие страны СНГ возрос в 7 раз за период 1999—2004 гг. с 0,5 до 3,5 млрд долл. По данным Национального банка Казахстана, после 2000 г. переводы резидентов и нерезидентов из Казахстана по официальным каналам возрастали в полтора-два раза ежегодно и к 2005 г. превысили 1 млрд долл. Следует учитывать, что подавляющая часть денег пересылается мигрантами на родину, минуя официальные каналы, через друзей, родственников, земляков или перевозится лично. По оценке Федеральной миграционной службы России, в общей сложности мигрантами вывозится ежегодно 7—8 млрд долл.

17 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) учреждено в октябре 2000 г. Страны-участницы: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан. В рамках Сообщества действует Совет руководителей национальных банков, который, в частности, предпринимает усилия, направленные на совершенствование правовой базы, регулирующей перевод денежных средств физическими лицами в рамках ЕврАзЭС, разрабатывает меры по оказанию информационной поддержки в реализации просветительских программ для трудовых мигрантов при осуществления денежных переводов.

системы. С одной стороны, существование региональных союзов на территории постсоветского пространства, прежде всего таких, как СНГ и ЕврАзЭС, не только структурирует политические и экономические взаимоотношения между странами-участницами, но также является ареной выработки единых подходов к пониманию плюсов и минусов современных миграционных потоков, объединяющих эти страны, и к формированию взаимоприемлемых механизмов управления ими. Так, способы противодействия нелегальной миграции и развития легальных ее форм не просто включены в повестку дня СНГ, но зафиксированы в Концепции сотрудничества государств—участников СНГ в противодействии незаконной миграции18 и находят конкретное воплощение в Программе сотрудничества государств—участников СНГ в противодействии незаконной миграции19. Работа по созданию механизмов взаимодействия в миграционной области между соответствующими ведомствами государств СНГ ведется на постоянной основе.

При существующих противоречиях в области экономических интересов сохранение безвизового режима перемещения населения и курс на создание единого рынка труда является в настоящее время, быть может, самым крепким звеном, цементирующим отношения между странами СНГ. Недаром Президент РФ В.В. Путин на специальном заседании Совета безопасности России 17 марта 2005 г. отметил, что «миграционная политика — это еще и мощный рычаг консолидации между странами Содружества Независимых Государств»20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, возникшая в первые годы после распада СССР отчужденность «новых независимых государств», правящие режимы которых наращивали свой политический капитал во многом на националистических лозунгах, спровоцировала многочисленные потоки вынужденной миграции между бывшими советскими республиками. Со временем ситуация стабилизировалась и смягчилась, но и сейчас изменение политической конъюнктуры может повлиять на степень и формы миграционного взаимодействия. Достаточно напомнить о введении виз для пересечения границы с Грузией в результате охлаждения российско-грузинских политических отношений.

4. Демографические факторы формирования Евразийской миграционной системы предопределяются прежде всего существующим демографическим дисбалансом между странами бывшего

18 Концепция принята на саммите глав государств—участников СНГ 16 сентября 2004 г.

19 Принята Советом глав государств СНГ в 2005 г. в Казани.

20 http://ww.kremlin.ru/text/appears/2005/03/85300/shtml

4 ВМУ, экономика, № 3

49

СССР: стремительной убылью и старением населения в России и Украине, что уже сейчас проявляется в нехватке трудовых ресурсов во многих областях производства на фоне растущей численности населения и преобладания молодых возрастов в республиках Центральной Азии. Такая демографическая взаимодополняемость является естественным благоприятным фоном для формирования устойчивых миграционных потоков, прежде всего трудовых мигрантов. Таблица 3 дает представление о существующих различиях в демографических характеристиках населения России и государств Центральной Азии. Из этих данных ясно, что в перспективе демографический дисбаланс между странами региона будет сохраняться и нарастать. Исключение составляет Казахстан, занимающий уже сейчас промежуточное положение и имеющий тенденцию приближения к российской демографической модели.

Таблица 3

Сопоставление некоторых демографических показателей России и государств Центральной Азии

Население 2005 г., млн человек (по данным текущей национальной статистики) Суммарный коэффициент рождаемости (ООН, 2004) Общий коэффициент рождаемости, (ООН, 2004) Общий коэффициент смертности, (ООН, 2004)

Россия 144000 1,32 10,10 15,30

Казахстан 15100 1,88 16,10 9,00

Киргизия 5200 2,50 22,60 7,00

Таджикистан 6200 3,06 29,50 6,00

Туркменистан 6300 2,60 22,90 6,00

Узбекистан 26000 2,50 23,70 6,00

Источники: UN. Population Reference Bureau. World Population Data Sheet.

2005.

5. Психологические факторы. Относительная «прозрачность» границ между государствами постсоветского пространства и существование множественных родственных, эмоциональных, профессиональных и прочих связей создают особые психологические факторы, облегчающие миграционное движение внутри Евразийской миграционной системы. Жизнь, прожитая в единой стране, сформировала особое отношение к общей территории СССР как пространству своей страны, даже после того как страна распалась. Соответственно сложились и миграционные установки, согласно которым легче решиться на переезд в соседнюю и «знакомую» Россию, чем в любую страну вне территории бывшего СССР. Несмотря на то что у основных стран происхождения мигрантов

внутри Евразийской миграционной системы появляются новые векторы миграции вовне (например, Узбекистан заключил соглашение о трудовой миграции узбекских граждан в Южную Корею, а таджикские трудовые мигранты протаптывают дорожки на рынок труда Пакистана), тем не менее Россия и в меньшей степени Казахстан остаются основными странами назначения для мигрантов и из этих государств.

6. Социально-этнические факторы связаны прежде всего с общим историческим прошлым государств постсоветского пространства. Активный миграционный обмен между союзными республиками привел к тому, что крупные группы населения титульных национальностей одних республик проживали на территории других. Несмотря на то что этнические потоки на рубеже 1980-х и 1990-х гг., когда представители титульных национальностей союзных республик, привлеченные националистическими лозунгами правящих элит новых независимых государств, предпочли вернуться в «свои» республики, были многочисленными, в России сформировались национальные диаспоры представителей союзных республик, которые впоследствии стали важным социально-этническим фактором функционирования Евразийской миграционной системы. На начало 2000-х гг. численность постоянно проживающей в России казахской диаспоры оценивалась в 800 тыс. человек, узбекской — в 150 тыс. человек, таджикской — в 160 тыс. человек, киргизской — в 80 тыс. человек21. Диаспоры часто выступают посредниками, стимулирующими приток новых волн соотечественников, помогающими получить работу (легальную или нелегальную), адаптироваться к жизни в России, т.е., с одной стороны, они облегчают принятие решения о миграции, а с другой — создают для себя относительно комфортную социально-этническую среду обитания.

Те, кто уже получил опыт пребывания в России, сумел заработать и обеспечить на какое-то время свою семью, опять вернутся в Россию, скажем, еще на один строительный сезон, используя уже сложившиеся неформальные связи. Они привезут с собой «новичков» — соседей, родственников, знакомых, которые уже смогут опереться на опыт своих предшественников. Так складываются миграционные сети, являющиеся мощным фактором устойчивости миграционных систем во всем мире.

7. Географические факторы играют значительную роль в Евразийской миграционной системе. Географическая близость госу-

21 Оценки сделаны экспертами на основании данных переписи 2002 г. и самооценок диаспор, располагающих своими средствами массовой информации, сайтами в Интернете и т.д.

дарств постсоветского пространства, дополненная относительной «прозрачностью» государственных границ и существованием единой транспортной инфраструктуры, существенно облегчает передвижения людей между странами.

Географический фактор имеет и иное значение для Евразийской миграционной системы, обусловливающее ее своеобразие, в том числе во взаимодействии с Европейской миграционной системой. Геополитическое положение стран постсоветского пространства превратило их в транзитный «коридор» и «промежуточную станцию» для транзитных (в большинстве своем нелегальных) мигрантов из стран Азии и Африки в Европу. В сочетании с упомянутыми «полупрозрачными» границами между государствами, а также с соглашениями о безвизовом въезде, заключенными рядом государств СНГ с третьими странами22, это обеспечивает довольно удобный и относительно дешевый сухопутный маршрут для транзитных мигрантов из Азии в Россию и далее на Запад. Согласно данным МВД России, в настоящее время в стране «застряли» более 300 тыс. транзитных мигрантов из Афганистана, Китая, Анголы, Пакистана, Индии, Шри-Ланки, Турции, Эфиопии и других стран.

Возвращаясь к анализу теории миграционных систем, можно сказать, что Евразийская миграционная система дает «классический» пример формирования и функционирования крупной миграционной системы, дополняя его историческим своеобразием и богатым иллюстративным материалом. Нынешняя основная черта Евразийской миграционной системы — превалирование нелегальных миграционных потоков — также, с одной стороны, отражает типичную для современного мира ситуацию, а с другой — отличается своеобразием с точки зрения причин и факторов выхода миграции из-под контроля государства.

Превалирование нелегальной миграции — основная черта Евразийской миграционной системы

Статистика отмечает сокращение объема миграций между государствами СНГ, что позволяет некоторым исследователям гово-

22 Например, соглашения о безвизовом въезде между Китаем и Киргизией, между Киргизией и Казахстаном и между Казахстаном и Россией обеспечивают существование предпочитаемого многими сухопутного маршрута для транзитных мигрантов, направляющихся из Китая в Россию и далее — на Запад (Садовская Е.Ю. Предупреждение незаконной миграции в Республике Казахстан // Нелегальная иммиграция. (Международная миграция населения: Россия и современный мир). Вып. 9. М., 2002. С. 51.

рить о том, что миграции на постсоветском пространстве «замирают», а Россия теряет свою миграционную привлекательность23. На самом деле изменяется структура миграционных потоков. Действительно, произошло сокращение объема миграций, связанных с переселением на постоянное место жительства. Но одновременно возрос масштаб временной трудовой миграции. Трудовая миграция является в настоящее время самым массовым потоком на постсоветском пространстве, а система организации миграции и регистрации мигрантов остается крайне несовершенной.

Если включить в анализ фиксируемые пограничной службой данные о въездах на территорию России и выездах из нее с разными целями (переселение на постоянное место жительства, временная трудовая миграция, туристические, транзитные, челночные, частные, деловые поездки, которые тоже часто на деле оказываются сопряжены с трудовой миграцией), то выявляется устойчиво высокий масштаб миграционного обмена между Россией и странами СНГ, достигающий 40 млн человек (!) ежегодно.

Трудовая миграция происходит в большей своей части в незаконной форме и, естественно, выпадает из поля зрения официальной статистики занятости. Легальная занятость иностранных работников в России в 2006 г. достигла 1 млн человек. В то же время число незарегистрированных трудовых мигрантов эксперты оценивают в 3—4 млн человек (во время сезонных работ) и выше24. Руководители МВД России склоняются к еще более значительным цифрам: до 10 млн человек25.

Доминирование нелегальных форм занятости мигрантов является результатом своеобразия сложившейся в России экономической системы с ее значительным сегментом теневой экономики и неформальным рынком труда. Производство в теневом секторе экономики России оценивается Госкомстатом в четверть ВВП, а занятость в нем — в 15—30% от общего числа работников26. Мигранты, которые прибывают в Россию в поисках работы, гораздо легче находят рабочие места в теневом секторе занятости; там их не спрашивают о регистрации и прочих документах.

23 См., например: Население России 2001: Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. М., 2002. С. 169.

24 Население России 2002: Десятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. М„ 2003. С. 169.

25 Из интервью с заместителем министра внутренних дел России А. Чекалиным (http://www.vremya.ru/news/1012366.shtml).

Радаев В. Теневая экономика России: изменение контуров // Pro et Contra. 1999. С. 10.

На деле получается, что сама экономическая система и непродуманная миграционная политика в России спровоцировали рост незаконной миграции, которая ведет в конечном счете к колоссальным финансовым потерям и растрате человеческого капитала.

В самое последнее время власти России кардинально пересмотрели принципы миграционной политики в отношении трудовых мигрантов из государств СНГ, с которыми установлен безвизовый режим въезда. Вступившие в силу 15 января 2007 г. законы27 свидетельствуют о понимании российскими властями того, что прежние просчеты миграционного законодательства, акцент на силовых методах регулирования миграционных потоков, неоправданно усложненные процедуры получения регистрации и разрешений на фоне коррупции чиновников и отсутствия условий для адекватного контроля над миграцией способствовали на деле переходу мигрантов «в подполье». Новыми принципами миграционной политики России стали селективность и легализация, т.е. создание преференций в получении правового статуса пребывания и трудоустройства для граждан стран СНГ. Основная цель правовых нововведений — сокращение масштабов незаконной трудовой миграции путем расширения легальных каналов временного трудоустройства граждан СНГ.

Заключение

Итак, можно выделить следующие признаки международных миграций, происходящих между бывшими республиками СССР, которые позволяют охарактеризовать это пространство как единую миграционную систему.

— Наличие устойчивых миграционных потоков между бывшими союзными республиками. Структура этих миграционных потоков подвижна, меняется со временем, они лишь частично отражаются статистикой, но их массовость не подлежит сомнению. В значительной своей части миграция происходит в незаконной форме и связана с нелегальным трудоустройством.

— Между странами, входящими в Евразийскую миграционную систему, существуют прочные экономические, культурные, политические связи, что обусловлено общим историческим прошлым и длительным существованием в рамках единой страны. Нынешнее существование региональных интеграционных группировок, таких, как ЕврАзЭСи СНГ, укрепляет отношения между странами. В частности, вдет поиск механизмов формирования единого рынка труда стран-участниц.

27 Федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"».

— Миграционные потоки сфокусированы главным образом на России, которая выступает центром новой миграционной системы. Этому способствует как сравнительно более прочное экономическое положение России, так и существование в стране многочисленных диаспор представителей бывших союзных республик, являющихся опорой современных миграционных сетей.

— Для постсоветских государств Центральной Азии новым центром притяжения мигрантов становится Казахстан, что позволяет говорить о складывающейся субрегиональной миграционной системе в рамках более крупной Евразийской системы.

— Существование общего языка для постсоветского пространства существенно расширяет возможности трудовой миграции в регионе.

— Очевидна взаимная заинтересованность в миграции России и Казахстана, с одной стороны, и стран, поставляющих мигрантов, — с другой. Эта заинтересованность основана на сложившихся демографических и экономических тенденциях и обеспечивает сохранение режима безвизового въезда между большинством стран региона.

Понимание миграционных процессов, существующих на постсоветском пространстве, в контексте Евразийской миграционной системы важно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Признание факта существования Евразийской миграционной системы вносит вклад в миграционную теорию, подтверждает и развивает теорию миграционных систем, восполняет очевидный пробел в списке крупнейших миграционных систем мира. Рассматривая систему в целом, можно с большей научной достоверностью прогнозировать динамику миграционных процессов в этом регионе.

Практический смысл понимания межгосударственной миграции на постсоветском пространстве в рамках единой Евразийской миграционной системы заключается в новых возможностях формирования миграционной политики, увязанной с реальностью миграционных потоков и перспектив их развития. Понимание единства миграционного пространства важно также для выстраивания системы взаимодействия с другими миграционными системами, например с Европейской. Именно в этом контексте автором был впервые в 2003 г. введен в оборот термин Евразийская миграционная система28. Существование Европейского союза дает нам

28 Ивахнюк И.В. Восточная Европа: настоящие и будущие миграционные тенденции: Доклад, подготовленный для IV региональной конференции Совета Европы «Миграционная политика накануне расширения ЕС: вызовы будущему сотрудничеству в Восточно-Европейском регионе». 9—10 октября. 2003. Киев; Страсбург, 2003. Под названием «Две миграционные системы в Европе: тенденции развития и перспективы взаимодействия» текст этого доклада размещен на сайте www.arhipelag.ru.

четкое осознание того, что по другую сторону бывшей западной границы бывшего СССР находятся не просто отдельные страны-соседи, а сообщество государств с едиными принципами миграционной политики. Аналогично соседями ЕС с востока являются не только Россия, Украина или Белоруссия с присущими им особенностями их миграционной ситуации, но также вся Евразийская миграционная система, в рамках которой можно говорить об общих тенденциях и перспективах. Соответственно поиск взаимоприемлемых соглашений, регулирующих миграционные потоки между системами и пресечение нелегальной миграции, может быть более эффективным в том случае, если принимается в расчет миграционное и правовое взаимодействие стран внутри каждой миграционной системы. Государства СНГ еще далеки от того, чтобы осуществлять единую скоординированную миграционную политику как в отношении межгосударственных потоков людей на постсоветском пространстве, так и в отношении третьих стран. Но растущее понимание преимуществ «цивилизованного» регулируемого миграционного взаимодействия, как и предпринимаемые реальные шаги в этом направлении29, говорят о том, что развитие Евразийской миграционной системы вдет именно в этом направлении.

29 Многочисленные многосторонние и двусторонние соглашения между государствами СНГ в миграционной области, ведущаяся работа над Конвенцией СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов, разработка Соглашения ЕврАзЭС о временной занятости граждан стран-участниц на территории других стран-участниц, создание общего экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины, целью которого является обеспечение свободного перемещения капиталов, товаров и рабочей силы, а также активное участие неправительственных организаций в формировании регулируемых миграционных потоков между странами СНГ (установление «миграционных мостов», создание информационно-консульта-ционных центров и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.