Научная статья на тему 'ЕврАзЭС как прообраз евразийской цивилизации и эволюция евразийской культурно-исторической интеграции'

ЕврАзЭС как прообраз евразийской цивилизации и эволюция евразийской культурно-исторической интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
323
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕврАзЭС как прообраз евразийской цивилизации и эволюция евразийской культурно-исторической интеграции»

Н. А. Лобанов

ЕврАзЭС как прообраз евразийской цивилизации и эволюция евразийской культурно-исторической интеграции

В истории мировой цивилизации было несколько попыток с помощью военной силы создать гигантские евразийские государственные империи, которые с позиций современной историографии можно рассматривать как евразийские империи. Первая такая попытка была предпринята в III в. до н. э. греческим императором Александром Македонским (356-232 гг. до н.э.), покорившим страны Малой и Средней Азии, Сирии, Персии и Индии (см. рис. 1). Гигантская территория этих стран несомненно испытал на себе не только военное насилие, но и влияние греческой цивилизации, которая впоследствии дала начало европейской цивилизации. Но уже через год после смерти Александра III Великого его евроазиатская империя фактически перестала существовать, однако след в мировой истории и генетической памяти будущих азиатских правителей, по-видимому, сохранился. Первая попытка создать евро-азиатское государство исходила со стороны Европы. Последующие две - со стороны Азии.

Рис. 1. Территория империи Александра Македонского

Вторя попытка создать евразийское государство исходила со стороны Азии и относится к XI в. нашей эры. Принадлежит она одному из величайших государственных правителей в мировой истории - Чингисхану (1155 или 1162-1227 гг.), монголу по

72

происхождению. Его империя включала Среднюю Азию, Северный Кавказ, Северный Китай, Восточную часть Европы (см. рис. 2). Участь его империи, основанная на военном насилии, в конечном счете была та же, что и империи Александра Македонского, но оставила глубокий след в истории этих государств, а в генетической памяти будущих правителей представление о возможности нового опыта.

Рис. 2. Империя Чингисхана

И такую попытку, также исходившую со стороны Азии, предпринял другой великий азиатский государственный деятель Тамерлан (1336-1405), родившийся на территории нынешнего Узбекистана. Империя амира Тимура включала территорию Кавказа, Сирии, Индии, Персии и Китая (см. рис. 3).

Это была еще одна попытка создать не только гигантскую империю, но и новую цивилизацию, но она разделила участь предыдущих. Несомненно, каждый из правителей, о которых мы говорили, стремился не только покорить другие государства и народы, но и дать им свою культуру и законодательство, что при благоприятных условиях и длительности культурного взаимопроникновения могло бы создать новый тип цивилизации, но, увы, этого не произошло. И тем не менее на всей территории Евразии и после рассмотренных нами исторический событий развивались процессы взаимопроникновения культур, но наиболее активно и широко они развивались на территории бывшего СССР.

73

Рис. 3. Держава Тимура

Современные геополитические и геоэкономические процессы, происходящие на постсоветском пространстве, можно рассматривать как новый локальный виток «спирали истории» в Евразии. Даст ли это надгосударственное образование, получившее название ЕврАзЭС, начало процессу формирования новой евразийской цивилизации или оно сохранится на определенный период как необходимая геополитическая структура - покажет время. Но явление это не случайное, а его историческая и теоретическая сущность уже давно стали предметом изучения и дискуссий.

Здесь я должен сделать некоторое отступление, чтобы пояснить, что я пониманию под терминами «евразийская цивилизация», «евразийская интеграция» и «Евразия».

Начну с последнего. Термин «Евразия» ввёл в научный оборот в 1883 г. известный австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831-1914) в опубликованной трёхтомной монографии «Лик земли» (1883-1888)1. Будучи геологом, Эдуард Зюсс под этим понятием понимал географическое и геологическое пространство общего континента Европы и Азии1 2 (см. рис. 4). Однако впоследствии понятие «Евразия», сохраняя своё первоначальный смысл, получило более широкое содержание, став предметом изучения общественных наук, и слово «Евразия» стало использоваться в культурологическом, экономикогеографическом, общественно-политическом и, наконец, в геополитическом смыслах. Однако экономико-географическое и общественно-политическое понимание Евразии соотносится не со всей территорией континента, а с определенной её частью. Именно в этом, узком или локальном, значении мы и используем в настоящем докладе слово и понятие «Евразия», ограничивая пространство его смысла рамками стран, входящих в настоящее время в ЕврАзЭС -Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республики, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Соответственно и понятие «евразийская интеграция» мы понимаем в узком или локальном его значении, сводя широкий спектр интеграционных процессов к отношениям не только между странами ЕврАзЭС, но и странами хотя и не входящими в это межгосударственное содружество, но граничащими и/или исторически связанными с ними в культурном, экономическом и общественно-

1 Несколько раньше, в 1858 г., Карл Густав Ройшле (1812-1875) в книге «Справочник по географии» ввёл понятие «Двойной континент Азия-Европа».

2 Площадь Евразии 53893 тыс. км2. Это самый большой по территории континент на земном шаре, занимающий более 1/3 площади суши. Он самый большой по населению континент, на котором в 2010 г. проживало 4,8 млрд людей или 3/4 жителей планеты.

75

политическом отношениях. За пределами нашего представления о евразийской интеграции остаются такие страны и населяющие их народы, как Китай, Индия, Пакистан и другие, с которыми у стран ЕврАзЭС сложились дипломатические, экономические, культурные и иные отношения и связи, но связи эти не имеют той степени давности и исторической устойчивости, при которых возникает потребность и необходимость в межгосударственной интеграции. Вместе с тем экономические, социальные, культурные процессы интеграции последних десятилетий, демонстрируя совершенно новые формы отношений государств - стран ЕврАзЭС, которые не противоречат исторически сложившимся отношениям между ними, а скорее выводят их на новый уровень межгосударственного развития. Анализ этих отношений позволяет нам выделить два типа евразийской интеграции:

Рис. 4. Евразия. Географическое положение континента

76

(а) исторически сложившийся и естественно развивающийся

тип интеграции, который можно назвать эволюционным, когда взаимопроникновение культур, обогащая народы этих стран, сближает их исторические судьбы на пути евразийской интеграции1. Процессы последнего столетия евразийской интеграции и в узком и в широком смысле этого понятия означают утрату Европой (ряд авторов использует термин «Запад») своего космополитического превосходства, а также признания не только древности, но и

интеллектуальности культуры Азии (ряд авторов использует термин «Восток») и её несомненных научных и технических достижений последних пятидесяти-шестидесяти лет. О наступлении этой эры с позиций философско-культурологического подхода писал

Н. А. Бердяев в первой четверти прошлого столетия в статье «Евразийцы» (1925): «Ныне кончаются времена замкнутых национальных существований. Все национальные организмы ввергнуты в мировой круговорот и мировую ширь. Происходит взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада. Прекращается автаркия Запада, как прекращается и автаркия Востока»1 2. В этой же статье он более категорично говорит: «... они <евразийцы - Н. Л.> верно чувствуют, что Европа перестает быть монополистом культуры, что культуры не будет уже исключительно европейской, что народы Азии вновь войдут в поток мировой истории»3. Евразийская интеграция, в том узком понимании, которое мы развиваем в этой работе, достаточно цельно проявляется в расширяющейся интеграции ЕврАзЭС;

(б) институциональный тип интеграции, основанный на нормах международного права и отражающий интересы народов и государств ЕврАзЭС. Ускорение или замедление процессов интеграции между этими странами, связанное со становлением Евроазиатского экономического сообщества целиком зависит от парламентов и правительств этих государств. Несомненно, это новая форма международных отношений на евразийском континенте, десятилетие которой в 2010 г. было положительно оценено международным сообществом, что было отмечено Председателем Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Председате-

1 См.: Иманалиев К. К. Об истоках евразийства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2009. № 6. С. 100-102.

2 Бердяев Н Евразийцы // Путь. Орган русской религиозной мысли. 1925. № 1. сент. / под ред. Н. А. Бердяева, при участии Б. П. Вышеславцева и Г.Г. Кульмана. Париж: Изд. религиозно-философской академии, 1925. [Репринтное переиздание. М.: Информ-Прогресс, 1992]. С. 102.

3 Там же. С. 101.

77

лем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Б. В. Батурой: «За прошедшее десятилетие ЕврАзЭС получило и авторитетное международное признание. Одним из первых шагов, принятых Сообществом на международной арене, стали регистрация его учредительных документов в ООН и оформление полученного ЕврАзЭС в 2003 г. статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций»1.

Оба эти процесса - эволюционный и институциональный - существуют и развиваются не изолированно, а органически взаимосвязанно, расширяя и углубляя межгосударственные интеграционные процессы стран ЕврАзЭС.

Изложенные выше исторические и общетеоретические соображения о сути процессов евразийской интеграции и возросшее в последние годы значение Евразийского экономического сообщества в строительстве нового архитектурного облика не только Европы и Азии, дают нам достаточные основания высказать научное предположение о том, что формируется новый тип цивилизации - евразийская цивилизация.

Так что же такое евразийская цивилизация? За более чем 250летний период применения термина «цивилизация»1 2 сложилась обширная литература, отражающая эволюцию научного знания об этом предмете: от понимания цивилизации как формы противопоставления эпохи «пещерного человека» последующим эпохам развития человечества до представления о множестве цивилизаций как относительно обособленных формах организации человеческого сообщества3. Не погружаясь в полемику, которая далека от завершения, укажем, что наше понимание евразийской цивилизации основано на двух положениях:

первое связано с представлением, что не существует евразийской цивилизации как некой культурной, социально-политической целостности, распространяемой на весь евразийский континент. Мы придерживаемся мнения, что имеется несколько локальных евразийских цивилизаций и, в частности, формирующаяся евразийская

1

1 Батура Б. В. На пороге качественно нового этапа экономической интеграции // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. Междунар. науч.-аналит. журнал. 2010. № 7. С. 14.

2 Большинство исследователей склоняется, что термин «цивилизация» ввёл в научный оборот в 1757 г. в знаменитом трактате «Друг народа» французский экономист-физиократ Виктор Рикети маркиз Мирабо (1715-1789).

3 См.: Ерасов Б С. Введение. Цивилизация: слово - термин - теория // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 8-35.

78

цивилизация, охватывающая страны ЕврАзЭС и ряд других стран и народов, которые в силу своего культурного, экономического и государственно-политического многовекового развития тяготеют если не к совместной государственности, то, несомненно, к такой форе содружества, которая исключает абсолютное большинство правовых, экономических и социальных барьеров, имеющихся в настоящее время;

второе обусловлено исторически сложившимися географическим положением этих стран, распределением природных ресурсов между ними, особенностями развития, повлиявшими на разделение труда и взаимопроникновение культур.

Под евразийской цивилизацией в её узком или локальном смысле мы понимаем определённый тип межгосударственных отношений и межгосударственного устройства группы стран Европы и Азии, сложившийся в настоящее время как результат двух взаимосвязанных типов интеграционных процессов: естественно развивающегося тысячелетнего процесса интеграции (эволюционный процесс интеграции) и институционального процесса интеграции; при этом каждое из этих государств обеспечивает своим гражданам и гражданам государств содружества основные права и свободы, в том числе право собственности, свободу совести, вероисповедания, внутри- и межгосударственного перемещения и др.

Формирование евразийской цивилизации в том её понимании, которое мы изложили выше, можно наблюдать на примере деятельности ЕврАзЭС. Разумеется, складывание этой новой формы государственной организации - процесс длительный, и Евразийское экономическое сообщество стоит ещё в самом начале своего пути, но достигнутые результаты свидетельствуют, что это плодотворный путь строительства новой мировой архитектуры.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.