Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ В СВОДЕ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)'

ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ В СВОДЕ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ЭВОЛЮЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ / LAW / EVOLUTION / STATE POWER / CODE OF BASIC STATE LAWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимирова Галина Евгеньевна

Первая четверть XIX века ознаменовалась концептуальным обоснованием со стороны М.М. Сперанского в нескольких его политико-правовых сочинениях и записках необходимости и значимости создания Основных государственных законов. По мнению русского общественного и государственного деятеля, реформатора и законотворца такая работа являлась крайне важной для политико-правовой системы Российской империи, что было обеспечено основательной теоретической разработкой вопросов, касающихся создания Основного закона для Российской империи и предложений в сфере создания Уложения государственных законов. Центральный труд М.М. Сперанского - это проработка проблемы формирования коренных законов с полным изложением взглядов на их основы с точки зрения кардинального переустройства политической и юридической деятельности, осуществляемой Российским государством в целом. Формат такого государства был охарактеризован в качестве единой и централизованной империи, имеющей монархическое правление с сосредоточиванием неделимого верховенства власти государства с учётом коренных законов. Данный труд был получен Николаем I. В записках содержалась полная систематизация узаконений и предложения по созданию собрания и свода законов с их полной кодификацией. В статье рассмотрена эволюция законодательного оформления организации государственной власти в России в Своде Основных государственных законов Российской империи (XIX - начало XX вв.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF LEGISLATION FOR PUBLIC AUTHORITIES IN RUSSIA THE CODE OF THE FUNDAMENTAL STATE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE (XIX - EARLY XX CENTURIES)

The first quarter of the XIX century was marked by the conceptual justification by M.M. Speransky in several of his political and legal writings and notes of the necessity and importance of creating Basic state laws. According to the Russian public and statesman, reformer and lawmaker, such work was extremely important for the political and legal system of the Russian Empire, which was provided by a thorough theoretical development of issues related to the creation of the Basic law for the Russian Empire and proposals for the creation of State laws. The Central work of M.M. Speransky is a study of the problem of the formation of indigenous laws with a complete statement of views on their foundations from The point of view of the cardinal reorganization of political and legal activities carried out by the Russian state as a whole. The format of such a state was described as a single and centralized Empire with monarchical rule with the concentration of the indivisible supremacy of state power, taking into account the fundamental laws. This work was received by Nicholas I. The notes contained a complete systematization of the laws and proposals for creating a collection and code of laws with their full codification. The article considers the evolution of the legislative formalization of the organization of state power in Russia in The code of Basic state laws of the Russian Empire (XIX - early XX centuries).

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ В СВОДЕ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

Эволюция законодательного оформления организации государственной власти в России в своде основных государственных законов Российской империи (XIX - начало XX вв.)

Владимирова Галина Евгеньевна,

к.ю.н., доцент кафедры кафедра теории и истории государства и права, Сургутский государственный университет

E-mail: dosiaVG@rambler.ru

Первая четверть XIX века ознаменовалась концептуальным обоснованием со стороны М.М. Сперанского в нескольких его политико-правовых сочинениях и записках необходимости и значимости создания Основных государственных законов. По мнению русского общественного и государственного деятеля, реформатора и законотворца такая работа являлась крайне важной для политико-правовой системы Российской империи, что было обеспечено основательной теоретической разработкой вопросов, касающихся создания Основного закона для Российской империи и предложений в сфере создания Уложения государственных законов. Центральный труд М.М. Сперанского - это проработка проблемы формирования коренных законов с полным изложением взглядов на их основы с точки зрения кардинального переустройства политической и юридической деятельности, осуществляемой Российским государством в целом. Формат такого государства был охарактеризован в качестве единой и централизованной империи, имеющей монархическое правление с сосредоточиванием неделимого верховенства власти государства с учётом коренных законов. Данный труд был получен Николаем I. В записках содержалась полная систематизация узаконений и предложения по созданию собрания и свода законов с их полной кодификацией. В статье рассмотрена эволюция законодательного оформления организации государственной власти в России в Своде Основных государственных законов Российской империи (XIX - начало XX вв.).

Ключевые слова: право, эволюция, государственная власть, Свод основных государственных законов.

Безусловно, активная подготовка к изданию нового полного Свода была начата уже в 1840 году. Изначально было предложено разместить в этих пятнадцати томах порядка двадцати тысяч новых статей, но в соответствии с предложением президента Академии наук, председателя Госсовета и писателя Дмитрия Николаевича Блудова, для уставов и положений была продумана собственная нумерация для опубликования без тематического расчленения, в полном объёме[3].

Таким образом, в Своде законов 1842 года, который был издан восьмитысячным тиражом, появилось чуть менее шестидесяти тысяч статей. При их составлении учитывалось наличие специальных реестров, а также алфавитного указателя и списка всех должностей, существующих в империи. Кроме всего прочего, были обозначены классы, разряды мундиров и в пенсионном обеспече-нии[2].

За период 1843-1855 гг. издатели потрудились сразу над девятнадцатью Продолжениями, а предпочтение отдавалось очередным изданиям. Они имели особые сводные указатели статей тома или устава, которые подверглись преобразованиям, внесению дополнений или отмены с точки зрения самого последнего издания. Обязательно присутствовали ссылки на номер Продолжения с напечатанным текстом.

Интересным является тот факт, что пенсионное обеспечение чиновников Российской империи вплоть до 1917 года было регламентировано таким документом, как «Общий устав о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам», а стандартный срок выслуги лет, или «беспорочной службы» для получения такой государственной пенсии составлял тридцать пять лет[7].

В середине девятнадцатого века были начаты очень масштабные работы, направленные на подготовку нового издания, которыми руководил именно Дмитрий Николаевич Блудов. При этом, отсутствие корректив в нумерацию томов было обеспечено их делением на несколько отдельных книг. По результатам работы в третье издание вошло порядка 90000 статей. Тем не менее, данный Свод, увидевший свет в 1857 году, послужил своеобразным памятником прекратившей своё существование эпохи Николая I - Императора Всероссийского с 26.12.1825 года, царя Польского и великого князя Финляндского.

После этого периода настало время Александра II - российского императора, продолжателя

5 -о

сз

<

см о см

династии Романовых, великого царя-реформатора, удостоившегося эпитета «Освободитель».

Основной практической значимостью обладали в данный период разработанные Продолжения к рассматриваемому Своду, издание которых осуществлялось вплоть до 1960 года каждые 3 месяца в формате специальных тетрадей[1].

Ежегодные издания объединялись в единую книгу. В 62-е годы статс-секретарём Госсовета, директором Императорской публичной библиотеки, председателем Бутурлинского комитета, главным управляющим Второго отделения, камергером, а также действительным тайным советником Корфом Модестом Андреевичем было внесено интересное предложение по ограничению публикаций законов в рамках нового периодического издания, именуемого Собранием законов и постановлений.

В данном документе предполагалось указание статей Свода, которые подверглись коррективам. Тем не менее, данное предложение не было поддержано, потому что практические деятели посчитали процедуру самостоятельного сравнения законов просто огромной сложностью. Действующим военным министром данная ситуация была описана следующим образом: «Никто не будет знать, какие законы применять к делу».

В 70-м году отмечалась внутриобщественная конфликтная ситуация, спровоцированная тайной корректировкой реформ, очень быстро получившая явный и выраженный характер[6].

В этом плане особое внимание привлекли работы, систематизирующие законодательство сразу несколькими форматами, включая издание очередных и сводных Продолжений, выпуск отдельных положений и уставов, появление отдельных объединённых томов. Отличием послужила нерегулярность таких изданий с отсутствием присваивания порядковых номеров и датированием годом, в который происходила подготовка к изданию, а также выборочное включение материала.

В течение двух десятилетий представителями кодификационного отдела многократно предпринималась попытка издания нового Свода. Постоянное обновление в сфере законодательства обеспечило частичное обновление и действие в рамках разновременных изданий. Преобразования в технике изданий обуславливалось преимущественно замедленным процессом, в соответствии с которым законы отделялись от административных распоряжений. Данное правило относилось к законодательной практике, общепринятой в Российской империи[5].

Немаловажное значение в это время имело такое понятие, как высочайше утверждённое мнение Государственного совета. Наибольшей критике со стороны специалистов, которые работали с законодательными основами данного Свода, подверглись именно принципы, непосредственно касающиеся классификации законов.

В первом издании наблюдалось разделение на гражданские и государственные законы, пред-

ставленные законами определительными и охранительными с собственными подвидами внутри каждого разряда. К законам охранительного типа относились уставы благочиния и уголовное уложение, а в гражданское определительное законодательство включалось семейное, имущественное, межевое, кредитное, торговое, а также фабричное законодательство^].

Мнение современников, касающееся эволюции законодательного оформления организации государственной власти в России согласно Своду Основных государственных законов Российской империи (в XIX и начале XX вв.) являлось достаточно критичным в отношении таких очень важных позиций, как редакторская правка, оформление статей и справочный аппарат. При этом, неофициальными изданиями начала XX века были предприняты попытки преодоления всех сложностей, сопряжённых с применением официальных изданий разновременного типа.

В результате планомерной работы к 1832 году Основные государственные законы Российской империи представляли собой консолидированный материал, в котором без изменения их нормативного содержания был изложен систематизированный комплекс законоположений, определяющих основы организации и функционирования верховной государственной власти в России. В них регламентировались полномочия императора, как главы государства, его законотворческие и управленческие правомочия, подробно были освещены особенности правового положения членов императорского дома и порядка наследования престола. В целом, коренные законы, устанавливали общие черты формы правления, ее территориальную организацию, определяли порядок деятельности императора в основных сферах реализации верховной власти. Что можно считать предпосылками формирования конституционных основ страны, в этой связи Основные государственные законы российской империи 1832 года являются логическим завершением многолетней работы, по систематизации законодательства, имеющее важное политическое и идеологическое значение в укреплении легальных основ организации государственной власти в России, легитимации ее в обществе.

Литература

1. Бородин А.П. Государственный Совет России (1906-1917). Киров, 1999. С. 4.

2. Вологдин А.А. История отечественного государства и права. 2-е изд. М., 2015. С. 415.

3. Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие. М., 2002. С. 172.

4. История государства и права России: учебник для бакалавров вузов по юридическим направлениям и специальностям / под общ. ред.

B.Е. Рубаника. М., 2012. С. 530.

5. История отечественного государства и права: в 2 ч. / под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1. М., 2010.

C. 408.

6. Смыкалин А.С. Историко-сравнительный анализ проекта Конституции Российской демократической федеративной республики 1917 г. и ныне действующей Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2014. № 1. С. 100-114.

7. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: учебник. М., 2008. С. 170171.

THE EVOLUTION OF LEGISLATION FOR PUBLIC AUTHORITIES IN RUSSIA THE CODE OF THE FUNDAMENTAL STATE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE (XIX - EARLY XX CENTURIES)

Vladimirova G.E.

Surgut State University

The first quarter of the XIX century was marked by the conceptual justification by M.M. Speransky in several of his political and legal writings and notes of the necessity and importance of creating Basic state laws. According to the Russian public and statesman, reformer and lawmaker, such work was extremely important for the political and legal system of the Russian Empire, which was provided by a thorough theoretical development of issues related to the creation of the Basic law for the Russian Empire and proposals for the creation of State laws. The Central work of M.M. Speransky is a study of the problem of the formation of indigenous laws with a complete statement of views on their foundations from The point of view of the cardinal reorganization of political and legal activities carried out

by the Russian state as a whole. The format of such a state was described as a single and centralized Empire with monarchical rule with the concentration of the indivisible supremacy of state power, taking into account the fundamental laws. This work was received by Nicholas I. The notes contained a complete systematization of the laws and proposals for creating a collection and code of laws with their full codification. The article considers the evolution of the legislative formalization of the organization of state power in Russia in The code of Basic state laws of the Russian Empire (XIX - early XX centuries).

Keywords: law, evolution, state power, Code of basic state laws. References

1. Borodin A.P. State Council Of Russia (1906-1917). Kirov, 1999. p. 4.

2. Vologdin A.A. History of the national state and law. 2nd ed. Moscow, 2015. p. 415.

3. Isaev I.A. History of the state and law of Russia: textbook. M., 2002. P. 172.

4. History of the state and law of Russia: textbook for bachelors of higher education institutions in legal areas and specialties / under the General ed. of V.E. Rubanik. M., 2012. p. 530.

5. History of the Russian state and law: in 2 parts / ed. by O.I. Chist-yakov. Part 1. M., 2010. P. 408.

6. Smykalin A.S. Historical and comparative analysis of the draft Constitution of the Russian democratic Federal Republic of 1917 and the current Constitution of the Russian Federation of 1993 // State and law. 2014. No. 1. Pp. 100-114.

7. Shatkovskaya T.V. History of the national state and law: textbook. Moscow, 2008. Pp. 170-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.