Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на предпринимательство в западных экономических концепциях'

Эволюция взглядов на предпринимательство в западных экономических концепциях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3625
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на предпринимательство в западных экономических концепциях»

11 (143) - 2006

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЗАПАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

Г.Н. НАКИПОВА,

кандидат экономических наук

Казахстан

Впервые термин «предприниматель» (entrepreneur) был введен в экономическую теорию торговым банкиром и экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном в XVIII в. Кантильон обнаружил, что расхождения между рыночным спросом и предложением создают возможности покупать дешево и продавать дорого, и именно этот тип арбитражных сделок приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Он назвал людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли, «предпринимателями», т. е. индивидами, желающими купить «чужие товары по известной цене и продать по цене более высокой, но пока неизвестной» [1]. Более того, он отмечал, что действия такого рода не обязательно требуют производственной деятельности и не поглощают личные средства предпринимателя, хотя часто это необходимо. Следовательно, Кантильон различал функции предпринимателя и капиталиста-собственника в сфере производства.

Основной чертой предпринимателя Р. Кантильон считал готовность к риску: «предприниматели пытаются использовать любую возможность в своем деле и выжимают из клиентов все, что можно» [2]. Он определял предпринимателя как субъекта рыночных отношений и разделял «всех жителей государства» на два класса «предпринимателей и работающих по найму». Кантильон в своей работе проводит типологию предпринимателей и выделяет следующие их виды:

1) оптовый продавец шерсти и зерна;

2) купец, покупающий сельскую продукцию;

3) пекарь, мясник и разного рода производители, покупающие сельскую продукцию и материалы, чтобы переработать их и перепродать;

4) торговец мануфактурными товарами;

5) лавочники и разного рода розничные торговцы.

Кроме того, всех предпринимателей Канти-льон делит на предпринимателей, которые могут

начать свое дело, вкладывая капитал, и предпринимателей, не нуждающихся в капитале для своей деятельности, т. е. предприниматели своего собственного труда.

Таким образом, согласно Р. Кантильону предпринимателем считается любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям [3].

Физиократическая теория получила развитие в работах французского экономиста А. Тюрго (17211781). В отличие от предшественников он впервые создал более совершенную модель классовой структуры общества, разделив производительный и бесплодный классы на два раздела. Производительный класс распадался на «предпринимателей или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Бесплодный класс состоял из предпринимателей-мануфактуристов, хозяев-фабрикантов и простых ремесленников [4]. А. Тюрго обратил внимание на то, что реализация предпринимательской функции требует не только капиталовложений, но и определенных управленческих способностей.

На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности впервые указал Жан-Батист Сэй (1767 — 1832). В «Трактате по политической экономии» он охарактеризовал предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и на свой риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт» [5]. По мнению ученого, прибыль предпринимателя состоит из двух частей — «из прибыли от собственно промышленности и из прибыли с капитала» и является вознаграждением за его «промышленные способности, его таланты, деятельность, дух порядка и руководства». Для выполнения предпринимательской функции необходимы: здравый ум, постоянство, знание

людей и понимание окружающих обстоятельств, умение объединить и привести в действие три фактора производства (природу, труд и капитал), верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен будет удовлетворить и т. д., т. е. «обладать талантом управления». Если предприниматель обладает всеми этими качествами, то его предприятие будет иметь успех. Таким образом, Сэй в своей работе попытался отразить активную роль предпринимателей в создании продукта, талант английских предпринимателей как фактор экономического успеха промышленности Англии, риск и цель — извлечение прибыли и рыночное пространство как социально-экономическая среда.

Представители немецкой классической школы XVIII в. И. Тюнен и Г. Мангольдт развили идею о несении бремени риска как основной функции предпринимателя. Тюнен во 2-ом томе «Изолированного продукта» (1850) определил прибыль предпринимателя как доход, остающийся после уплаты «процента на инвестированный капитал, платы за управление и страховой премии по исчислимым рискам потерь» [1]. Автор отмечает, что вознаграждение предпринимателя является доходом за принятие на себя рисков, которые из-за неопределенности не покроет ни одна страховая компания. Тюнен рассматривал предпринимательство, с одной стороны, как один из источников дохода, с другой — как результат от использования инноваций в производстве. Он называл предпринимателя «изобретателем и исследователем в своей области». Бесспорной заслугой И. Тюнена следует считать стремление вскрыть специфику предпринимательской деятельности и обнаружить адекватную ей форму дохода.

На рубеже XIX — XX вв. в работах экономистов после длительного безразличия к фигуре предпринимателя начинается осознание значения и роли предпринимательства. В 1890 г. в Англии вышла книга А. Маршалла «Принципы экономической науки», в которой исследовались предпринимательские способности в условиях экономического равновесия. Автор отмечает, что если предприниматель не проявит «деловых способностей... в том виде производства, где он начал свою деятельность, он возможно потеряет весь ранее накопленный капитал». (Longenecker Justin. Small business management: an entrepreneurial — Cincinnati, 1994. 330 p., p. 19).

В случае если способности предпринимателя будут выше среднего уровня способностей, то он сможет получить хорошие результаты, не достигаемые основной массой его соперников. В результате дополнительные способности предпринимателя в области организации позволят ему увеличить свой

капитал, «он приобретет широкие связи и знакомства в деловых кругах, расширится возможность для смелых и прибыльных начинаний». Маршалл рассматривал доходы успешного предпринимателя как сумму доходов «во-первых, от его способностей, во-вторых, от его производственного предприятия и другого материального капитала, в-третьих, от репутации его фирмы и клиентуры, или коммерческой организации и связей». Он подчеркивал активную роль предпринимателя во внедрении машин и новых технологических процессов «для применения в собственном производстве». При этом Маршалл обращал внимание на то, что «всякое нововведение представляет собой эксперимент», и предприниматель должен «учесть необходимость тщательной проверки нововведения в испытаниях, значительный риск и затраты» [6].

Другой методологический подход к выяснению экономической сущности предпринимательской деятельности предложил австрийский экономист Джозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.). В своих работах он рассматривал предпринимателя в качестве центральной фигуры в развитии капиталистической экономики. Определяющей чертой предпринимателя Шумпетер считал его способность к новаторству. Именно предприниматель является источником всех динамических изменений в экономике. По гипотезе Шумпетера, двигателем экономического развития, который он мыслил как циклический процесс рождающихся внутри экономики структурных изменений, является инновационная деятельность предпринимателя [7].

Франк Найт (1921) в книге «Риск, неопределенность и прибыль» вновь обращает внимание на то, что для предпринимательской деятельности наиболее характерной чертой является работа в условиях неопределенности. Существование неопределенности вынуждает людей предугадывать будущие потребности, в результате чего появляется «особый класс людей, управляющих деятельностью других». Предприниматель, по Найту, это «новый функционер экономики», который должен постоянно отстаивать свои позиции и мужественно преодолевать всевозможные преграды. Он в общих чертах описывает функции предпринимателя, акцентируя внимание на то, что в нем концентрируется «значительная часть технологического управления и контроля». Найт отождествляет предпринимательство с управлением и ответственностью. Вместе с тем предприниматель гораздо больше, чем менеджер, он должен быть и собственником предприятия, т. е. владеть капиталом. Суть предпринимателя должна заключаться не в выполнении определенных им функций, а в его способности работать в условиях

неопределенности, принимать на себя риск или страховать «сомневающихся и робких», быстро реагировать на изменения во внешней среде. Предприниматель должен гарантировать определенный доход в обмен на «действительный результат труда». Ф. Найт определяет предпринимательский доход как разницу между ожидаемой и реальной суммой денежной выручки фирмы [8].

В 1937 г. была опубликована небольшая статья американца Рональда Коуза «Природа фирмы», которой суждено было сыграть важную роль в разработке теории фирм. Автор существенно изменил господствующие представления о ней, назвав фирмой «организацию, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт», и провел четкую границу между рынком и фирмой, определив при этом в создании рынков ведущую роль предпринимателей «создание рынков есть дело предпринимателей, и оно имеет долгую историю». Р. Коуз признавал координирующую функцию предпринимателя и соглашался с тем, что «предприниматель поглощен разделением труда внутри каждой фирмы», он «планирует и организует все сознательно». Он подчеркивал важность правовых отношений между предпринимателем и фактором производства, указывая на то, что «существо контракта в том, что им устанавливаются пределы власти предпринимателя». Коуз обозначил предпринимателя как «лицо или группу лиц, которые в конкурентной системе направляют производство, выполняя тем самым роль механизма цен» [9].

Начиная со второй половины XX в., современная австрийская школа ведущая свое начало от Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайека, делает попытки интегрированного рассмотрения предпринимательства как полифункциональной деятельности во взаимосвязи с ее макросредой.

Вместе с тем теория предпринимательства новой австрийской школы, сводит его к процессу перехода от одного равновесного состояния «арбитражных сделок» к другому и тем самым устраняет большинство коренных вопросов, которые традиционно ставились по поводу предпринимательства. Популярный стереотип предпринимателя как акулы бизнеса может сузить взгляд на предпринимательство. Вместе с тем представления австрийской школы о предпринимателе как об индивиде, приобретающем дешево и продающем дорого, чрезмерно общие [1].

Обобщая рассмотренные зарубежные наиболее представительные трактовки теории предпринимательства, следует отметить, что есть все основания для формулирования понимания сущностных характеристик предпринимателя. На взгляд автора статьи, необходимо выделить базовые и производные (вторичные) свойства предпринимателя.

К базовым характеристикам предпринимательства необходимо отнести наличие организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы. Новаторская или инновационная составляющая предпринимательства должна заключаться в новом комбинировании факторов производства, т. е. создание или изменение организационных структур в целях открытия или роста производства товаров и услуг. Такое изменение может принимать различные формы: создание нового предприятия или его реорганизация; использование новой технологии или ее модификация; открытие новых рынков сбыта и источников сырья или ликвидация существующих связей и т. д.

Производными характеристиками предпринимательства следует считать: риск или работа в условиях неопределенности, принятие решений, владение ресурсами, лидерские качества и др. Они являются следствием действия базовых характеристик предпринимательства.

Проведенный анализ сущности предпринимательства в историко-эволюционном аспекте позволяет провести классификацию теорий предпринимательства с позиций базовых и производных характеристик (см. таблицу).

Таким образом, первый этап в развитии теории предпринимательства связан со становлением экономической теории равновесия и ее линейной познавательной парадигмы и охватывает экономические мысли по предпринимательству, связанные с работами зарубежных ученых-экономистов. Его основные особенности заключаются в выявлении сущностных характеристик теории предпринимательства, выраженных в следующих направлениях: 1) рассмотрение предпринимательства через призму риска, который нельзя спрогнозировать или вычислить; 2) выделение основной функции предпринимательства, заключающейся в осуществлении рациональной комбинации факторов производства в целях получения предпринимательского дохода; 3) определение предпринимательства в качестве источника осуществления новых комбинаций в процессе воспроизводства; 4) разделение предметно-материального и организационно-творческого начал в предпринимательской деятельности и организаций. Краткий обзор истории экономической мысли в разработке основных направлений теории предпринимательства позволяет сделать вывод о формировании основ теоретического задела, позволяющего раскрыть экономическую сущность и содержание предпринимательства.

Теория является научным обобщением передовой практики и выражает объективные тенденции и закономерности развития экономических процессов. Второй этап в развитии теории пред-

Классификация теорий предпринимательства

Базовая характеристика Производная характеристика

Предпринимательский труд как основной фактор производства: Ж.-Б. Сэй (1810 г.) Принятие риска, работа в условиях неопределенности: Р. Кантильон (1725 г.), И. Тюнен (1850 г.), Ф. Найт (1921 г.)

Предприниматель как социально-экономический новатор, предпринимательская деятельность заключается в новой организации производства, в поиске новых рынков сбыта, в использовании новой технологии и т. д.: Дж. Шумпетер (1911 г.) Принятие решений или управленческая деятельность: А. Тюрго (1745 г.), Ф. Найт (1921 г.)

Правовые аспекты предпринимательской деятельности, наличие прав, гарантирующих экономическую свободу: Р. Коуз (1937 г.) Деловые качества предпринимателя, реализация им функций планирования и организация выполнения планов: А. Маршалл (1890 г.)

Австрийская теория уравновешивающей функции предпринимателя: И. Кирцнер (1973 г.)

Примечание: авторская трактовка на основе обобщения трудов зарубежных исследователей.

принимательства следует связывать с работами современных зарубежных авторов, в которых определены многие параметры предпринимателя. В них основной акцент сделан на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя. Его современная функция заключается в способности особым способом соединить, организовать факторы производства.

Алан Хоскинг в своей работе «Курс предпринимательства» (1993 г.) проводит параллель между понятиями предпринимательство и бизнес. Он рассматривает предпринимательство как вид экономической деятельности и дает следующее определение: «это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [10]. Центральное место Хоскинг отводит предпринимательским функциям, под которыми он понимает «осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды» [10, с. 24]. К основным функциям предпринимательской деятельности относятся: ведение финансов и учета, кадровая, материально-техническое обеспечение, производственная и маркетинг. Достоинством данной работы является рассмотрение механизмов предпринимательства, анализ предпринимательской среды, изучение и решение проблем в рамках отношений «правительство-общество-предпринимательство». Отличительной особенностью подхода А. Хоскинга в развитии теории предпринимательства является рассмотрение предпринимательской деятельности как способа удовлетворения потребностей. Предпринимательский менеджмент по Хоскингу строится на маркетинге, определяющем задачи, функции и роль предпринимательства в условиях рынка.

Николас К. Сирополис подразумевает под предпринимателем «сильный дух, энтузиазм, идеи» [11]. В работе он полемизирует и проводит различие между понятиями «предприниматель», «предпринимательство» и «менеджер». Предприниматель — это лицо, которое создает новое предприятие, а предпринимательство представляет собой «способность к нововведениям, инвестициям и расширению в отношении новых рынков, товаров и методов» [11, с. 53]. Предпринимательство не то же самое, что управление. Первая задача предпринимателя заключается в целенаправленном внесении перемен. Из сказанного следует, что ключевым моментом теории предпринимательства, по мнению автора, является инновационное поведение как непрерывный процесс управления инновационными изменениями.

Американский экономист Дж. Лонженекер в своей работе «Small business management: an entrepreneurial» отмечает рисковый характер предпринимательской деятельности и делает акцент на необходимость использования в деятельности предпринимательских структур принципов планирования и маркетинга. По мнению Лонженекера, несмотря на масштаб своей деятельности, «каждый предприниматель должен принимать риски». Он в своей работе пытается сформировать обычный стереотип предпринимателя, наделив его такими характеристиками, как амбициозность, готовность принять риски, самоуверенность. Амбициозный человек любит конкурировать с другими и предпочитает нести собственную ответственность за дело. Американский психолог Д. Макклеланд обнаружил позитивное соотношение между амбициозностью и предпринимательской деятельностью. Он пришел к выводу, что предпринимателями становятся более амбициозные люди. На протяжении всей своей деятельности предприниматель сталкивается с различными рисками. Они могут быть разными: финансовый риск, производственный риск, психологический риск и т. д. Готовность принимать риски, по мнению автора, означает, что предпри-

ниматели предпочитают рискованные ситуации, в которых они могли бы оказывать контроль над ее окончательным разрешением. Предприниматель должен руководствоваться умеренным риском. Самоуверенность, как личное качество предпринимателя, позволяет ему быть уверенным в том, что он сможет отразить любой вызов, с которым столкнется. Исследования предпринимательства в США показывают, что успешные предприниматели надеются только на себя и верят в свою собственную способность преодолеть все трудности [12]. Таким образом, исходя из анализа современных научных взглядов зарубежных экономистов по вопросам теории предпринимательства, можно выделить следующие основные положения.

1. Для понимания сущности предпринимательства необходимо рассматривать его в качестве способа, удовлетворяющего потребности рыночных субъектов. Поскольку в процессе организации и управления современного производства наибольший эффект достижим через удовлетворение человеческих потребностей.

2. Анализ обширного набора личностных качеств предпринимателя может быть полезен при поиске ответов на вопрос: какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы добиться успеха, чтобы стать движущей, преобразующей силой, особым специфическим ресурсом процесса производства?

Таким образом, экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство, добровольный характер действий, коммуникабельность и т. д. Все эти черты, присущие

предпринимательству, позволяют дать авторскую трактовку: предпринимательство - это тип хозяйственного поведения физического или юридического лица, ориентация усилий на положительную максимизацию результатов его труда.

Литература

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.

- М., 1994. - С. 426.

2. Cantillion R. Essay sue la nature du commerce en general (1755). Пер. с франц. Ю. А. Школенко. Социум, 2003. С. 17.

3. ДынкинА. А., СтерлинА. Р. Предпринимательство в конце 20 века. - М., 1992. - С. 20.

4. Тюрго А. Избранные экономические произведения. - М., 1961. - С. 131.

5. СэйЖ.-Б. Трактат политической экономии. - М., 1986. - С. 17.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки, т. III. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - 22 п. л.

7. Шумпетер Дж. Теория экономического развития.

- М., 1982. - С. 161.

8. Половинкин П. Предпринимательские риски и управление ими // Российский экономический журнал. - 1997. - № 9. - С. 70.

9. Коуз Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. Б. Пинскера. - М.: «Дело» при участии «Catallaxy», 1993. - С. 192.

10. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 352 с.

11. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 672 с.

12. Longenecker Justin. Small business management: an entrepreneurial - Cincinnati, 1994. 330 p.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ФНС РОССИИ ПО г. МОСКВЕ СООБЩАЕТ:

для приема и учета сообщений о возможных противоправныхдействиях сотрудников налоговых органов г. Москвы и своевременного принятия мер по устранению этих нарушений вУправлении ФНС России по г. Москвеустановлены телефон доверия и специальный адрес электронной почты.

Номер телефона доверия: (495) 957-61-76 Адрес электронной почты: doverie@mosnalog.ru

Для получения ответа по существу предоставленной информации заявитель должен сообщить номер контактного телефона либо почтовый адрес. Использованиетелефонадовериядля получения справочной информации не предусмотрено.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.