Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на гендерность костюма'

Эволюция взглядов на гендерность костюма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1221
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КОСТЮМА / ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Музалевская Ю. Е.

История костюма отражает эволюцию мужского и женского облика в контексте постоянно меняющихся идеологических, религиозных, культурных и философских взглядов общества. Начиная от самых ранних этапов развития, на протяжении веков происходили то сближения, то жесткие разграничения особенностей костюма, нормы и правила диктовали различные установки и критерии гендерных отличий. В современном обществе произошли значительные изменения в этой области. Несмотря на то, что сохранилась дифференциация одежды для разных полов, возникли новые коды, смысловые посылы и значительно изменилась трактовка прочтения образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на гендерность костюма»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 7.067

Ю.Е. Музалевская

К.иск., доцент Институт текстиля и моды Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ГЕНДЕРНОСТЬ КОСТЮМА

Аннотация

История костюма отражает эволюцию мужского и женского облика в контексте постоянно меняющихся идеологических, религиозных, культурных и философских взглядов общества. Начиная от самых ранних этапов развития, на протяжении веков происходили то сближения, то жесткие разграничения особенностей костюма, нормы и правила диктовали различные установки и критерии гендерных отличий. В современном обществе произошли значительные изменения в этой области. Несмотря на то, что сохранилась дифференциация одежды для разных полов, возникли новые коды, смысловые посылы и значительно изменилась трактовка прочтения образа.

Ключевые слова

История костюма, гендер, маскулинность, фемининность.

История костюма, исследующая обширный исторический материал, содержит описания костюмов разных эпох и наций, но базовой в ней остается классификация одежды по параметрам пола. На протяжении многих веков общество неизменно требовало разграничений в одежде противоположных полов и в результате выработало устойчивые традиционные формы, свидетельствующие о половой детерминированности костюма.

Однако, целостность бытия, как подчеркивает восточная мудрость, в единстве Инь и Ян, т.е. женского и мужского начал. Но, как справедливо заметил Ж. Бодрийяр, нам внушена двуполая модель -Мужское/ Женское, в которой пол представлен как два элемента структурной оппозиции. В какой степени оппозиционности они состоят, зависит и от уровня развития общества и от характера его мировосприятия.

Насколько различно восприятие обществом мужского и женского начал в прошлых столетиях и в ХХ веке, можно представить, обратившись к воззрениям великих западных философов. Так, Аристотель видел в женщине существо низшего порядка, философы средневековья - Фома Аквинский, Святой Августин олицетворяли женское с грязной телесностью, а мужское - с рациональным и божественным. В представлении И. Канта женщина - низшее, неполноценное существо. Выступая сторонником мужского господства в обществе, А.Шопенгауэр отводил женщинам лишь роль матери и супруги, к этому же склонялись Ф. Ницше и З. Фрейд. Отдельные мыслители, как например, Г. Зиммель относили женскую природу к высшему типу. Славянофилы разделенность полов объясняли предопределенностью волей Бога. Но русская философия воспринимала маскулинность и фемининность иначе, чем западная и соотносила божественное, духовное не с мужским началом, а с женским через категорию любви. Но парадоксальным образом между ними никогда не было равенства, главенствующая, самостоятельная маскулинность лишь дополнялась фемининным. Это объясняется глубокой патриархальностью русского общества и такой же основой русской философии.

Историческая ретроспектива позволяет проследить степень отражения гендерных различий в костюме. Все известные древние источники, начиная с пещерных рисунков, указывают на то, что женщина скрывала форму своего тела. Античные моралисты тоже призывали к сокрытию тела, но у древних греков торжествовало восхищение естественной красотой гармонично развитого тела, и костюмы, в основе которых лежала драпировка, подчеркивали это. Принадлежность к определенному полу в одежде не акцентировалась, но обозначалась в значительной степени через прически. Но уже в Древнем Риме существовало четкое разделение в одежде полов. На протяжении многовекового периода власть в лице

198

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

государства или церкви определяла те или иные ограничения в одежде. Наиболее значимыми были религиозные требования. Христианская вера, заботясь о чистоте души, не допускала возможности выделяться с помощью одежды. Проповедовалось смирение и аскетизм, а внешний вид человека должен был следовать предписаниям Библии: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье. Ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий делающий сие». Особенно категоричные запреты ношения одежды другого пола, приравнивающие это к тяжкому греху, выдвигала церковь в средние века. Достаточно вспомнить одно из обвинений, предъявленных Жанне д’Арк, касающееся ее мужской одежды. Во все времена церковь не допускала сближения образов мужчин и женщин, особенность периода средневековья в том, что сформировалась мораль, диктующая сокрытие тела. Как следствие появился костюм, представляющий собой подобие мешка с рукавами и вырезом для головы, отлично нивелирующий различия полов. Лишь к середине ХП века женщины в некоторой степени выходят из изоляции, в одежде изобретается крой, позволяющий подчеркивать особенности фигуры, а самое главное появляется возможность вариативности.

В ХШ веке произошел прорыв в эстетических воззрениях на человеческую природу, в соответствии с которыми у женской одежды появляется облегание фигуры, подчеркивается талия, а маскулинность демонстрируется плотным прилеганием коротких туник, открывающих нижнюю часть тела. В последующие столетия в соответствии с теми или иными представлениями об идеале, костюм подвергал телесной модификации фигуры обоих полов. Мужской костюм формировал и подчеркивал анатомические особенности маскулинности, пренебрегая конкретной фигурой владельца. На протяжении нескольких веков в костюме преобладал обтягивающий силуэт мужского торса, демонстрирующий широкие плечи и грудь и выгодно контрастирующий с талией. Характерная для мужского телосложения разница между внушительным верхом и небольшого объема низом оставалась основной чертой костюма в течение длительного исторического периода, несмотря на различие идеалов красоты в ту или иную эпоху. Прототипом такого облика стала военная форма как символ мужественности. На раннем этапе истории она была представлена рыцарскими доспехами, а в XVIII - XIX веках - мундиром, завоевавшим симпатии общества особенно после завоеваний Наполеона. Прямая осанка, подтянутость формировались с помощью корсета, однако этот предмет никогда не рассматривался как заимствование из женского гардероба, напротив, он стал символом военной выправки.

Европейский женский идеал основывался на эстетических канонах, представлявших женщину хрупкой, изящной, с тонкой талией и высоким бюстом. И так же, как и у мужчин, такую фигуру формировали корсетами.

Огромную роль в выражении принадлежности костюма к тому или иному полу играет цвет. Мужская одежда преимущественно черного цвета, а женская - белого или другого цвета светлых оттенков. То есть здесь налицо оппозиция - «черное - белое». В связи с тем, что мужчины занимали господствующее положение в обществе, черный цвет стал ассоциироваться не только с деловитостью, но превратился в знак власти, и власти над женщиной в первую очередь. Но к концу Х1Х столетия женщины отстояли свое право на существование черного цвета в своем гардеробе. Черный цвет из олицетворения маскулинности превратился в символ отрицания гендерных различий. Процесс сближения костюмов двух полов был продолжительным и состоял из длинной череды реформирования, основывающейся в первую очередь на рациональности и требованиях гигиены. Но по-настоящему революционные преобразования женской одежды произошли под влиянием эмансипации, приведшей к обретению женщинами права работать. Тогда-то впервые происходят серьезные обращения к мужскому костюму как наиболее функциональному в рабочей обстановке. Далее Первая, а затем Вторая мировые войны, изменившие соотношение сил в производстве, окончательно утвердили равноправие женщин. Мужской костюм - олицетворение деловитости и удобства - представлялся женщинам наиболее подходящим для ощущения себя полноправным членом общества. Так происходит «рождение» женского делового костюма, состоящего из жакета и длинной черной юбки, брюки женщины осмелились надеть значительно позднее. Свой вклад в разрушение традиций внесли и художники, прежде всего Г. Шанель, остро чувствующая необходимость реализации эгалитарных требований эпохи. С ее подачи женские костюмы становятся рациональными, ими

199

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

заимствуются из мужского гардероба брюки - галифе, брючные костюмы - пижамы, смокинги, мужские рубашки, шляпы, галстуки. Окончательная отмена корсета, изобретение купальника, в котором, наконец, можно купаться, укорочение длины женской одежды - все эти новации дерзки для своего времени и наряду с другими факторами стали предвестниками грядущей дальнейшей эмансипации женщин, обретения ею настоящей свободы. Эмансипация изменила структуру гендерных ролей, а вслед за этим и стереотипы маскулинности и фемининности. В 60-е годы ХХ века в мире постепенно исчезает преобладающее господство мужчин, женщины становятся равноправной силой развития общества. Эти годы ознаменованы сексуальной революцией, молодежными субкультурами, развитием технического прогресса. Все эти факторы привели к изменению идеалов телесности как маскулинности, так и женственности. Субкультурное движение хиппи, отличающееся пацифистскими взглядами, заставило задуматься об изменении традиционно понимаемой маскулинности. Их образы «андрогинного» юноши или «бисексуальной» личности стали популярными у молодежи. А облик хиппи - потрепанные джинсы, свободные рубашки, распущенные волосы, как у мужчин, так и у женщин, послужил прототипом внешности в стиле унисекс. Появлению этого стиля способствовало усиление гендерного равноправия, размывшее границы между миром мужским и женским. Унисекс связан, прежде всего, с раскрепощением личности, пересмотром общественно допустимых норм.

На стирании граней между маскулинностью и женственностью строит свое творчество известный британский дизайнер, мастер эксцентрики В. Вествуд. Она выводит на сцену фетишистский и мазохистский стили, балансирует на грани допустимого и недозволенного. Пути преодоления различий в мужской и женской одежде ищет французский модельер Ж.П. Готье. Некоторые направления музыкального мира, например, Глэм, Нирвана манипулируют стиранием половых различий во внешнем облике. В 1980-х - 90-х годах представители субкультуры гранж смешивали вещи из мужского и женского гардеробов. Нарочито небрежная, поношенная, растянутая одежда с принтами в духе «граффити» не оставляла надежды на традиционно ориентированную гендерность. Но, устав от унисекса, от крайнего эпатажа, маятник моды в одежде в конце ХХ века качнулся в сторону женственности, появилось так называемое направление «гламур», опровергнув, таким образом, мнение об утвердившемся господстве унисекса. Различия наиболее стерты в подростковой среде, где популярен андрогинный образ.

Демократия, проникая в сферу моды, стирает классовые различия, но не гендерные. Сближение костюмов разных полов не означает изменение женского архетипа - антропологические различия полов, заложенные природой, устранить невозможно. Идея равенства здесь неуместна. И, следовательно, дифференциация остается, лишь коды идентификации трансформируются, усложняются.

Список использованной литературы:

1. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры. М.: ООО АСТ, СПб.: ООО Полигон, 2001.

2. Петров Г.Г. Г ендерология и феминология: учеб. пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

3. Коськов М.А. Музалевская Ю.Е. Костюм. Основы теории. - СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2011.

© Ю.Е. Музалевская

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.