Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на экономические теории конкуренции и их применение в страховой отрасли'

Эволюция взглядов на экономические теории конкуренции и их применение в страховой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашина Ю.В.

В данной статье детально рассмотрена эволюция взглядов на экономические теории конкуренции с целью исследования конкуренции в страховой отрасли и выявления наиболее эффективной модели взаимодействия конкурирующих субъектов рынка. В статье выделены характерные особенности теоретических взглядов ведущих ученых-экономистов второй половины ХIХ первой половины ХХ в., а также определена концепция современных тенденций и подходов к развитию теории конкуренции. Модель конкурентного сотрудничества участников страхового рынка, базирующаяся на принципах максимизации прибыли и роста всей отрасли, рассмотрена как наиболее эффективная модель в сложившихся рыночных условиях. В новом подходе к конкурентному сотрудничеству субъектов страхового рынка обозначен важный аспект отсутствия конфликтов на данном рынке, призванном гарантировать покрытие убытков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на экономические теории конкуренции и их применение в страховой отрасли»

Эволюция взглядов на экономические теории конкуренции и их применение в страховой отрасли

см £

Б

а

2 ©

Кашина Юлия Владимировна

аспирант, кафедра управления рисками и страхования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, казЫпа-work@yandex.ru

В данной статье детально рассмотрена эволюция взглядов на экономические теории конкуренции с целью исследования конкуренции в страховой отрасли и выявления наиболее эффективной модели взаимодействия конкурирующих субъектов рынка. В статье выделены характерные особенности теоретических взглядов ведущих ученых-экономистов второй половины XIX - первой половины ХХ в., а также определена концепция современных тенденций и подходов к развитию теории конкуренции. Модель конкурентного сотрудничества участников страхового рынка, базирующаяся на принципах максимизации прибыли и роста всей отрасли, рассмотрена как наиболее эффективная модель в сложившихся рыночных условиях. В новом подходе к конкурентному сотрудничеству субъектов страхового рынка обозначен важный аспект отсутствия конфликтов на данном рынке, призванном гарантировать покрытие убытков. Ключевые слова. Конкуренция, страхование, страховой рынок, теория конкуренции, конкурентное сотрудничество.

Необходимость существования на рынке страховых услуг конкурентных отношений, порождающих стремление предпринимательских структур к повышению эффективности их деятельности, в настоящее время признана в экономической науке.

Детальное и поэтапное рассмотрение эволюции теоретических взглядов на экономические теории конкуренции является необходимым инструментом для исследования конкуренции на страховом рынке, а также для выявления роли конкуренции в развитии страхования в России. При проведении данного анализа был выявлен ряд особенностей различных подходов к практическому использованию конкурентного процесса в целях повышения роли страховой отрасли в экономике страны в целом.

Одной из первых попыток формирования логически последовательной и методичной системы, формализующей знания и опыт, касающиеся конкуренции стало создание теории совершенной конкуренции, которая появилась во второй половине XIX века. У истоков формирования названной теории стояли маржиналисты-математи-ки второй половины XIX - первой половины XX веков - А.Курно, У.Джевонс, Ф.Эджу-орт, Л.Вальрас, Ф.Найт.1 В проведенных ими исследованиях были обозначены такие общепринятые сейчас термины, как «рыночная структура», «абсолютно свободная конкуренция», «область конкуренции», «условия совершенной конкуренции», и другие термины, подвергающиеся анализу и в современных трудах экономистов-теоретиков.

Необходимо также упомянуть приверженцев неоклассической экономической школы, которые представляли суть конкуренции через поведенческий аспект, а в основе конкуренции представляли борьбу за дефицитные экономические блага и ресурсы потребителя. А.Маршалл2 более логично и последовательно описал механизм установления равновесия на рынке, которое осуществляется автоматически, посредством совершенной конкуренции и на основе действия двух законов: предельной полезности и предельной производительности. На основе развития основных положений классиков и маржиналистов, А.Маршал, смог настолько продвинуться в своих исследованиях, что стал первым, кто смог подвергнуть критике сами условности модели совершенной конкуренции.

Характерной индивидуальностью взглядов А.Маршалла как ученого теоретика было то, что от представлял конкуренцию, как динамический процесс, из чего вытекала возможность эволюции самой конкуренции. Вместе с тем, именно А.Маршалл был одним из создателей модели совершенной конкуренции, которая представляла собой абстрактную статичную форму, на которую действует целый ряд жестких ограничений, связанных с теоретическими предпосылками. Сочетание динамизма и статичности, впервые представленное А.Маршаллом оказало значительное влияние на современных ученых экономистов, освещающих проблемы, связанные с обоснованием методологии, в области анализа конкуренции. На основе статичной рыночной модели были открыты основные законы спроса и предложения, которые, в основе своей, действуют и сейчас, при этом, и одновременно с этим, рынок получил признаки динамического развития.

Исторические события, происходящие на рубеже Ж^ веков внесли значительные изменения в научные взгляды ведущих ученых теоретиков, занимающихся экономикой. Высокие уровни централизации капитала и концентрации производства, достигнутые в самом начале XX века, возникновение таких специфических рыночных структур как монополии и олигополии послужили толчком к разрушению англо-америкон-ской школы Д.Б. Кларка и А.Маршалла, и подвергли сомнению основы теории фирмы, разработанных этими великими учеными-экономистами. Наибольшей критике подверглись положения, связанные с автоматическим воздействием цен как на сам механизм конкуренции, так и на совершенную конкуренцию, как процесс. Развитие теории конкуренции, происходящее в дальнейшем, имело своей основой отказ от ограничений, предусмотренных совершенной конкуренцией.

Основное влияние на формирование теории конкуренции, в период начала и середины прошлого столетия оказали такие факторы, как укрупнение компаний, рост монополий, и главенство либеральных идей. При этом, следует подчеркнуть, тот факт, что государственное регулирование экономики, также оказало значительное влияние на теоретические предпосылки, касающиеся теории конкуренции. В конце Ш-начале XX веков кардинальные изменения произошли во взглядах теоретиков на саму роль конкуренции в развитии общества, что нашло свое отражение в векторах дальнейшего развития экономической науки.

Определенный итог в дискуссии, касающейся характера ценообразования на рынках с присутствием монополий и крупных компаний был подведен в теории монополистической конкуренции Э.Чемберлина3 и теории несовершенной конкуренции Дж.Робинсон4. В этих же трудах впервые было обосновано появление неценовых форм конкуренции. По мнению Э.Чемберлина, производители дифференцированных продуктов, являются своего рода монополистами, обладающих определенной рыночной властью над частью потребителей. Теоретических постулат Э.Чемберлина, заключающийся в концепции «Дифференциация продукта» является основой огромного количества различных концепций маркетинговых стратегий, применяемых и в наши дни. Прорывная концепция «Ценовой дискриминации» Дж.Робинсона позволила достичь глубокого понимания процесса ценообразования, в случае действия на рынке крупных компаний, имеющих возможность таким образом изменять цены в зависимости от эластичности спроса, чтобы получать не только высокие прибыли, но и сверх прибыли5.

Функциональная трактовка конкуренции является основой иного подхода к изучению теории конкуренции, который отражает роль конкуренции динамично меняющейся экономике. В этой связи нужно отметить работы таких выдающихся деятелей, как Дж.М.Кларк, Й.Шумпе-тер6, Ф.Хайек. Влиянием новых открытий, на сущность конкуренции и ее эволюцию, а также влиянием на этот процесс внедрения инноваций в различных областях человеческой деятельности занимался Й.Шумпетер. В своих исследованиях он говорит о том, что эти нововведения и инновации, а также открытия в любых областях жизнедеятельности человека нарушают статику рынка посредством действия эффективной конкурен-

ции. И.Шумпетер назвал это процессом «созидательного разрушения», то есть ситуацией, при которой сам конкурентный рыночный механизм вытесняет с рынка те предприятия, которые используют устаревшие технологии, а предприятиям инноваторам предоставляет значительные рыночные преимущества.

Еще одним исследователем, рассматривающим действие конкуренции с другой стороны был Дж.М.Кларк7. Он полагал, что сущность конкуренции состоит в соревновательном процессе участников рынка по поводу продажи товаров. Основу своих теорий работающей и эффективной конкуренции он видел в первичной роли конкуренции и прогресса в развитии экономики, как таковой.

Другой ученый, Ф.Хайек8, дополнил теорию конкуренции, путем представления сути процесса конкуренции в «формировании мнения» рыночных игроков о потребительских свойствах наилучшей продукции или услугах. Именно Ф.Хайек впервые обосновал разницу таких понятий, как «упорядоченная конкуренция» и «конкурентный порядок», которая заключалась, по его мнению, в том, что упорядоченная конкуренция направлена на ограничение движения общества, а конкурентный порядок характерен для активного развития конкурентной борьбы в условиях защиты со стороны законодательства. Помимо этого, в своих работах ученый определил значение конкуренции, понимая под ней «процедуру открытия» факторов, не использовавшихся при анализе ранее. Важность этого определения актуальна, прежде всего для стран с рынками, находящимися на стадии развития.

Джеймс Майнрод Кейнс9 и Питер Самуэльсон,10 являясь сторонниками объективной необходимости государственного регулирования экономики, внесли неоспоримый вклад в развитие теории конкуренции периода начала и середины прошлого века. Оба этих теоретика экономики, считали абсолютно верным практическое применение определенного соотношения механизмов рыночной конкуренции, власти крупных частных коммерческих структур и государственной коррекции экономики, полностью отвергая при этом, постулат неоклассической экономической школы, заключающийся в тотальном саморегулировании рынка. При этом, необходимость вмешательства в экономику со стороны государства они объясняли отсутствием стабильности рыночной экономики, как системы, а также, ростом роли монопо-

лий в механизмах регулирования рынка.

Дж.Гэлбрейт,11 являющийся лидером институцианолистов, в своих работах доказывал возможность развития конкуренции между крупными игроками рынка. По мнению теоретиков институциональной школы, новый этап конкуренции заключался в ее развитии на территориальных рынках, игроками которых являются транснациональные корпорации. До них считалось, что конкуренция присутствует только на товарных рынках, игроками которых являются производители отдельных товаров и услуг, пусть даже дифференцированных. Вклад неолиберальной школы в эволюцию методологии исследования роли рыночной конкуренции заключался в отвержении не только необходимости, но и любой возможности вмешательства со стороны государства в рыночную конкуренцию. Представители этого направления экономической теоретической мысли утверждали, исключительные возможности рыночной конкуренции в области экономического прогресса общества12.

В середине прошлого столетия ученый В.Ойкен, будучи одним из выразителей идей неолиберализма, предложил возможности для обеспечения конкурентного порядка в экономике на основе нескольких принципов, в частности развития конкуренции, которому он отвел главное место, не отвергая при этом возможности регулирования монополий со стороны государства. Вместе с тем, антимонопольное воздействие со стороны государственных властных структур, по мнению названного ученого должно сводится к минимуму.

Исходя из вышесказанного можно говорить о том, что к середине XX века уже произошло формирование общих представлений о сути конкуренции, об основных силах, лежащих ее основе, и ее роли в развитии рыночной экономики.

Принципиально новые идеи возникли в теории конкуренции только во второй половине ХХ века, когда произошел глобальный переворот как в экономической, так и в политической жизни многих странах и даже целых регионов, приведший к значительной трансформации общества в целом. Следует подчеркнуть тот факт, что глобализация мировой экономики оказала огромное влияние на развитие как форм, так и методов конкуренции.

Говоря о современных теориях конкуренции, нужно отметить, что они исследуют новые подходы к значению и роли конкуренции, необходимые как для

О £

Я

3

Г

2 а

8

см £

Б

а

2 о

применения в практике отдельных компаний, так и подходящие для использования в пределах национальных рынков. Наибольшего внимания из современных исследователей теории конкуренции заслуживают работы выдающегося американского ученого-экономиста М.Порте-ра.13 В процессе глубокого изучения различных отличительных черт экономик стран и отдельных организаций он выявил и определил способы достижения их лидирующих позиций. Портер считал, что для успешного поведения в конкурентной борьбе любому субъекту рынка необходимо разработать собственную конкурентную стратегию, направленную на обеспечение превосходства над конкурентами посредством выявления собственных конкурентных преимуществ, а также, их развития и укрепления в долгосрочной перспективе. При этом, он считал, что достижение конкурентных преимуществ одного игрока рынка, над другим, должны быть непосредственно связаны с внедрением инноваций, во всех областях деятельности хозяйствующего субъекта, включая маркетинг и менеджмент, и применением новых технологий. Масштаб конкуренции имеет существенное значение в условиях, когда конкурентами являются не столько экономики отдельных стран, сколько компании, работающие в разных социальных и экономических условиях.

Необходимо также упомянуть о концепции Г. Хамелома14 и К.К. Прахалада, которая является одной из первых современных теоретических концепций направленной на выявление закономерностей, связанных с достижением лидирующих позиций различных компаний, действующих на перспективных рынках. В трудах этих ученых нашли свое отражение как теоретические, так и практические особенности конкурентного поведения фирм, не только стремящихся к сохранению свои лидирующих позиций, но и стремятся к проникновению на рынки будущего. Для достижения этих целей необходимо формирование в компаниях так называемых «ключевых компетенций», способных обеспечить неоспоримое конкурентное преимущество, тем фирмам, в которых они сформированы.

При этом, именно проникновение на внутренние рынки других стран имеет ключевое значение в достижении лидирующих позиций на современном рынке, характеризующимся высоким уровнем глобализации

Современные взгляды на изучение роли и сущности конкуренции отража-

Угроза

вторжения

новых

конкурентов

Экономический Соперничество Экономический

потенциал среди потенциал

поставщиков существующих покупателе и

конкурентов

Угроза

появления

продуктов -

заменителей

Рис. 1. Конкурентные силы по Портеру.

ются в современных концепциях стратегического менеджмента, направленные на выработку различных способов и методов достижения лидирующих позиций компании на рынке. Из современных подходов можно выделить концепции выявления преимуществ сотрудничества над конкуренцией и взаимовыгодного сочетания конкуренции и сотрудничества. Стратегии компаний, основанные на этих концепциях, находят успешное воплощение на практике с помощью постулатов теории игр. Названные выше теоретические аспекты, связанные с конкуренцией, могут представлять определенный интерес и для отечественных компаний, выходящих на мировой или региональные рынки. Основная заслуга современных исследований теории конкуренции заключается во внесении значительного вклада в ее адаптацию к современным условиям, характерным для глобальной экономики и постиндустриального общества.

Особенность самого процесса конкуренции на современном этапе развития общества заключается с том, что конкурентная борьба происходит не между различными продавцами за платежеспособный потребительский спрос, а между продавцами и покупателями за возможность диктовать цены. При этом, уровень цены должен быть таковым, который позволит обеспечить сбыт всех производимых товаров. Следует особо подчеркнуть тот факт, что с точки зрения теории экономики такое положение вещей не предполагает наличие запланированной продавцом прибыли.

Как уже было отмечено выше, именно работы М.Портера оказали значитель-

ное влияние на теоретические и практические аспекты конкуренции. Целью конкурентной борьбы Портер считал максимизацию прибыли, что в свою очередь может быть достигнуто посредством снижения издержек на противодействие конкурентным силам. При этом конкурентные силы он описывает как борьба производителей или продавцов внутри отрасли, давление покупателей, осуществляемое посредством их умения добиваться приемлемой (более низкой) цены, давление со стороны поставщиков, посредством их умения добиваться приемлемой (более высокой) цены. Таким образом, увеличение конкуренции, при прочих равных условиях, всегда ведет к увеличению издержек фирмы. А возможности появления новых предприятий-конкурентов внутри отрасли, приводят к усилению внутриотраслевой конкурентной борьбы.

Портер полагал, что конечной цель конкуренции является борьба за прибыльность бизнеса, и предложил схему диагностики отрасли, представляющую собой пять конкурентных сил, определяющих долгосрочный средний уровень прибыльности в отрасли (Рис.1).

Любое конкурентное преимущество создает привлекательную конкурентную позицию, в рамках определённых возможностей, включающих, к примеру, разработку новых продуктов, выбор обслуживаемых потребительских сегментов, степень вертикальной интеграции компании и т.д. Соответственно выбор возможности может оказать влияние на структуру отрасли, а в процессе движения к монопольному положению, все больше усилий фирма направляет на снижение влияния на нее конкурентных сил.

Если фирма испытывает все меньшее давление на себя конкурентных сил, то ее положение ближе к монополистическому, то есть, когда уровень прибыли ограничивается только эластичностью спроса. Компания, которая идет по пути монополизации рынка, получает прогрессирующий уровень преимуществ в борьбе с конкуренцией, и это позволяет:

а) выставлять различные барьеры на для входа на рынок новых игроков;

б) устанавливать для поставщиков монопольно низкие цены;

в) устанавливать для покупателей монопольно высокие цены;

г) устанавливать барьеры для входа на рынок субститутов;

д) снижать собственные издержки путем снижения качественных характеристик поставляемых на рынок товаров и услуг.15

Исходя их этого, можно сделать выводы о том, что интенсивность конкуренции прямо пропорциональна издержкам на борьбу с конкурентными силами, и обратно пропорционально прибыльности отрасли. Так как прибыль, по мнению М.Портера, является основной целью любого бизнеса, усилия, направленные на наилучшее удовлетворение потребителей, уже теряют свой экономический смысл. Основная идея Портера состоит в необходимости стратегического подхода к конкурентным отношениям между разными субъектами хозяйственной деятельности. Единственная его мысль, с которой можно сегодня безоговорочно согласиться, это мысль о том, «что главное, что следует понять относительно наиболее общих стратегий, это то. Что каждая из этих стратегий по сути своей ориентирована на получение определенных конкурентных преиму-ществ».16 При этом, конкурентное преимущество компании должно лежать в основе ее успешной деятельности на рынке17.

В случае, когда монополист испытывает на себе все меньшее влияние конкурентных сил, она имеет много возможностей для препятствования появлению конкурентных сил вообще. Это так называемый «рекурсивный процесс», когда появление практически любого конкурентного преимущества позволяет снизить степень давления конкурентных сил, а снижение давления конкурентных сил на игрока рынка, приводит к увеличению возможностей достижения монопольных позиций.

В своих работах Портер обозначил ключевой тезис: «money is all the matters»

- «только деньги имеют значение». Поэтому в его трудах приводятся выводы о том, как направить конкурентные инструменты на максимизацию прибыли отдельного игрока рынка, а не развитие реальной экономики. В отношение доктрины «пять конкурентных сил» Портера вполне определенно выразился современный английский исследователь Ян Гордон: «Подход М.Портера великолепно отвечал эпохе маркетинга, представляющего собой игру с нулевой суммой, однако в наши дни маркетинг сосредоточен на задаче создания новых, специфических для клиента ценностей, а не на изменении доли рынка в пользу той или иной компании.»

В этой связи возникает вопрос о том, существует ли альтернатива конкуренции, при которой сохраняются все ее позитивные элементы, но снижаются не производительные издержки на конкуренцию. По сути в качестве альтернативы конкуренции можно рассматривать сотрудничество. При сотрудничестве экономическая среда меняется полностью, и делается акцент на стратегическую взаимозависимость фирм, извлекающих взаимные прибыли. И сотрудничать могут фирмы самых разных масштабах в силу конструктивного характера отношений. Но в данном случае при сотрудничестве учитываются не индивидуальные интересы, а окружающая социальная структура. И, следовательно, создавая эти сети сотрудничества, фирмы образуют некий экономический организм, выступающий перед потребителями как единый производитель. В этом смысле такой организм не имеет конкурентов, та как все фирмы включены в единую сеть и действуют заодно. Очевидно, что в этом случае интересы всех субъектов отношений сотрудничества становятся важнее максимизации прибыли одного субъекта.

Субъекты, вовлеченные в отношения конкурентного сотрудничества, способствуют созданию совокупной стоимости и удовлетворяются меньшей долей дохода для поддержания такого рода отношений. Взамен они получают стабильность, снижение риском конкуренции, гарантию поступательного развития.

Еще одна модель стратегии конкурентного сотрудничества была предложена А.М. Бранденбургером и Б.Дж.Ней-лбаффом. Она носит название «Ценностная сеть» и является альтернативой модели «пяти сил Портера»18. Данная модель показывает, что и сотрудничество и конкуренция являются необходимыми и желательными аспектами предпринима-

тельства. Модель «Ценностная сеть» представлена в виде схематической карты, которая представляет всех участников некоторой доли рынка и взаимозависимости между ними. По вертикали находятся клиенты и поставщики компании, по горизонтали - агенты, с которыми компания взаимодействует, но не заключает сделки. Эта модель подтверждает возможность преуспевания путем успеха других и позволяет рассматривать взаимное влияние комплексных рынков, включая интегрированных и неинтегри-рованных агентов. Авторы данной теории сотрудничеств конкурентов нашли определенный компромисс и позволили взглянуть по -другому на смысл конкуренции и сотрудничества, имеющих места во взаимоотношении участников «Ценностных сетей» (игроков):

Сотрудничество - это то, как мы создаем материальные ценности (как мы печем пирог).

Конкуренция- это то, как мы получаем материальные ценности (как мы отрезаем свой кусок пирога)19.

Нейлбафф и Бранденбургер рассматривали бизнес как игру, где для создания материальных ценностей компании нужно взаимодействовать с другими игроками. К обычным категориям потребителей, поставщиков и конкурентов они относят «комплементоров», то есть незамеченных ранее участников процесса, которые дополняют конкурентов. Данная концепция конкурентного сотрудничества основана на продуктивном сотрудничестве фирм в условиях конкуренции, отсутствии негатива между всеми участниками производства и потребления и внутри фирмы, и во внешней рыночной среде. Использование инструмента сотрудничества в значительной степени снижает риски участников, обеспечивает стабильность развития экономики отрасли. Можно говорить о том, что в этом случае происходит снижение рисков социальных потрясений и обеспечивается комфортное существование для всех субъектов экономики отрасли, а также снижаются затраты на конкуренцию и иные непроизводственные издержки.

Для страховой отрасли в случае использования и построения данной модели особенно важен аспект отсутствия конфликтов на данном рынке, призванном гарантировать покрытие убытков потерпевших. Страхователи должны испытывать абсолютную лояльность, и именно на этих принципах сотрудничества должны строиться стратегии страховых организаций, привлекающих к уча-

© 3

В

3

Г

2 а

8

сч £

Б

ей

2 ©

стию в предлагаемых ими услугах своих партнеров - перестраховщиков, оценщиков, брокеров, агентов, актуариев, а также предприятия всех отраслей экономики. Кроме того, конкурентное сотрудничество участников страхового рынка, базирующее на принципах максимизации прибыли и роста всей отрасли, позволит эффективно и своевременно взаимодействовать между собой с целью предотвращения и снижения уровня убыточности и сбалансированного распределения портфеля страховщиков.

Литература

I.Курно А. Исследование математических принципов теории богатства. -Париж - 1838г.; 2.У.Джевонс.Теории политической экономии (1871г.);

З.Эджуорт Ф. Математическая психология (1881г.);

4.Вальрас Л. Начало чистой политической экономии или теория общественного богатства. (1877г.);

5.Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль.(1921г.) - М:Дело.2003.

6.Маршалл А.Принципы экономической науки.- М:Издательская группа «Прогресс», В 3 т., 1993г.

7.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости.- М: Изд. Иностр. Лит.,1959г.- 572 с.

8. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции./Пер. с англ.- М: Прогресс., 1986. -469 с.

9.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия.- М: Экономика.-1995. -540 с.

10.Кларк Дж.М. Конкуренция как динамический процесс/Всемирная история экономической мысли. -М: Под ред.В.Н.-Черковец и др.- М:Мысль, 1994. -558 с.

II.Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода.- СПб.:Пневма,1999. -288 с.

12.Кейнс Дж.М. Избранные произведения -М:Экономика,1993г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Самуэльсон П.Основы экономического анализа- Спб: Издательство «Экономическая школа», 2002. -541 с.

14. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. -М: Прогресс,1976. - 479 с. 11 Портер М. Конкуренция.- М: Издательский дом «Ви-льямс», 2005.- 608 с.

15. Хамел Г. и Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. -М:ЗАО «ОлимпБиз-нес»,2002. -288 с.

16.Портер М.Конкурентное преимущество.- Пер. с англ.М: Альпина Бизнес Букс. 2008.- с.39 14 Там же, с.21.

17. Branderburger, Adam J. and Nalebuff, Barry J.: "Co-opetition".Bantam Doubleday Dell Publishing Group, Inc.,1996.

18. Роберт Уотерман. Теория сотрудничества конкурентов, - 280 с.

Ссылки:

1 Курно А. Исследование математических принципов теории богатства. -Париж - 1838г.; У.Джевонс. Теории политической экономии (1871г.); Эджуорт Ф. Математическая психология (1881г.); Валь-рас Л. Начало чистой политической экономии или теория общественного богатства. (1877г.); Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль.(1921г.) - М:Дело.2003.

2 Маршалл А.Принципы экономической науки.- М:Издательская группа «Прогресс», В 3 т., 1993г.

3 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости.- М: Изд. Иностр. Лит.,1959г.- 572 с.

4 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции./Пер. с англ.- М: Прогресс., 1986. -469 с.

5 Жук И.Н.Тенденции в теоретических взглядах на конкуренцию.- Страховое дело -№10 -2011.

6 Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия.- М: Экономика.-1995. -540 с.

7 Кларк Дж.М. Конкуренция как динамический процесс/Всемирная история экономической мысли. -М: Под ред.В.Н.-Черковец и др.- М:Мысль, 1994. -558 с.

8 Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода.- СПб.:Пневма,1999. -288 с.

9 Кейнс Дж.М. Избранные произведения -М:Экономика,1993г.

10 Самуэльсон П.Основы экономического анализа- Спб: Издательство «Экономическая школа», 2002. -541 с.

11 Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. -М: Прогресс,1976. - 479 с.

12 Жук И.Н.Тенденции в теоретических взглядах на конкуренцию.- Страховое дело -№10 -2011.

13 Портер М. Конкуренция.- М: Издательский дом «Вильямс», 2005.- 608 с.

14 Хамел Г. и Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. -М:ЗАО «Олимп-Биз-нес»,2002. -288 с.

15 Жук И.Н.Тенденции в теоретических взглядах на конкуренцию.- Страховое дело -№10 -2011.

16 Портер М.Конкурентное преимущество.- Пер. с англ.М: Альпина Бизнес Букс. 2008.- с.39

17 Там же, с.21.

18 Branderburger, Adam J. and Nalebuff, Barry J.: "Co-opetition".Bantam Doubleday Dell Publishing Group, Inc.,1996.

19 Роберт Уотерман. Теория сотрудничества конкурентов, - 280 с.

The evolution of views on the economic competition theory and their application in the insurance industry

Kashina Yu.V.

Lomonosov Moscow State University

In this article, the evolution of views on the economic theory of competition in order to study competition in the insurance industry and to identify the most effective model for the interaction of competing market players is examined in detail and step by step. The article highlights the characteristic features of the theoretical views of leading economists of the second half of the 19th century and the first half of the 20th century, and also defines the concept of modern trends and approaches to the development of the theory of competition. The model of competitive cooperation of participants in the insurance market, based on the principles of maximizing profits and growth of the entire industry, was considered as the most effective model in the current market conditions. The new approach to competitive cooperation of insurance market entities indicates an important aspect of the absence of conflicts in this market, designed to guarantee coverage of losses.

Keywords.Competition, insurance, insurance market, competition theory, competitive cooperation.

References

I.Kurno A. Research of mathematical principles of the theory of wealth. - Paris - 1838; 2.U.Dzhevons. Theories of political economy (1871).

3. Edgeworth F. Mathematical Psychology (1881);

4. Valras L. The beginning of pure political economy

or the theory of social wealth. (1877);

5. Nayt F. Risk, uncertainty and profit. (1921) - M:

Case.

6. Marshall A.Printsipy ekonomicheskoy nauki.- M:

Publishing group «Progress», V 3 t., 1993.

7. E.Chamberlin. Theory of monopolistic competition. Reorientation of the theory of value. - M: Izd. Inostr. Lit., 1959 - 572 p.

8. Robinson J. Economic theory of imperfect

competition. / Per. with the English .- M: Progress., 1986. -469 p.

9. Schumpeter J. Capitalism, Socialism and

Democracy .- M: Economics .- 1995. -540 p.

10. Clark J.M. Competition as a dynamic process / World History of Economic Thought. -М: Под red.VNN.Cherkovets and dr.- M: Thought, 1994. -558 p.

II. Hayek F. Cognition, competition and freedom.-St. Petersburg: Pnevma, 1999. -288 sec.

12. Keyns JM Selected works-M: Economics, 1993.

13. Samuelson P. Foundations of economic analysis

- St. Petersburg: Publishing house «Economic School», 2002. -541 p.

14. Galbraith JK Economic theories and the goals of society. Trans. with English. - M: Progress, 1976. - 479 p. 11 Porter M. Competition .M: Williams Publishing House, 2005.- 608 p.

15. Hamel G. and Prahalad K.K. Competing for the future. Creating markets for tomorrow. -M: ZAO OlimpBiznes, 2002. -288 sec.

16. Porter M. Competitive advantage .- Trans. with angl.M: Alpina Business Books. 2008.- p.39 14 Ibid., P.21.

17. Branderburger, Adam J. and Nalebuff, Barry J. .: «Co-opetition». Bantam Doubleday, Dell Publishing Group, Inc., 1996.

18. Robert Waterman. The theory of cooperation of competitors, 280 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.