Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / религиозное мировоззрение / философия / религиозное мышление / философская рефлексия. / religion / religious worldview / philosophy / religious thinking / philosophical reflection

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дадашев, Агабаба Айдын Oглы, Гезалов, Ариз Авяз Oглы

В статье авторы осуществляют философско-культурологический анализ зарождения, становления и развития таких типов мировоззрения как религия и философия в контексте исторической ретроспективы. В статье констатируется, что противоречивость дискурсивного осмысления духовных оснований бытия, в том числе социального, без поиска критериев социокультурных факторов религиозно-философской рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE INTERDEPENDENCE OF RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL REFLECTION

In the article, the authors carry out a philosophical and cultural analysis of the origin, formation and development of such types of worldview as religion and philosophy in the context of historical retrospect. The article states that the inconsistency of discursive understanding of the spiritual foundations of being, including social, without searching for criteria of socio-cultural factors of religious and philosophical reflection.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ»

УДК 140.8

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-7-14

Дадашев Агабаба Айдын Оглы

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета

(Нальчик, Россия^

Гезалов Ариз Авяз Оглы

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ФНИСЦ РАН), руководитель исследовательской группы "Диалог культур: философско-мировоззренческие проблемы" РФО

Российской академии наук (Баку-Москва, Азербайджан-Россия)

АННОТАЦИЯ

В статье авторы осуществляют философско-кулътурологический анализ зарождения, становления и развития таких типов мировоззрения как религия и философия в контексте исторической ретроспективы. В статье констатируется, что противоречивость дискурсивного осмысления духовных оснований бытия, в том числе социального, без поиска критериев социокультурных факторов религиозно-философской рефлексии.

Ключевые слова: религия, религиозное мировоззрение, философия, религиозное мышление, философская рефлексия.

THE EVOLUTION OF THE INTERDEPENDENCE OF RELIGIOUS AND

PHILOSOPHICAL REFLECTION

Dadashev Ali Aydinovich

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History of Philosophy of Kabardino-Balkarian State Agrarian University (Nalchik, Russia) Gezalov Ariz Avaz oglu Ph.D, leading researcher of the Federal center of theoretical and applied sociology of the Russian Academy of Sciences (FCTAS RAS), head of the research group

7

«Dialogue of cultures: philosophical and worldview problems» of the Russian

philosophical society RAS (Baku-Moscow, Azerbaijan-Russia)

ABSTRACT

In the article, the authors carry out a philosophical and cultural analysis of the origin, formation and development of such types of worldview as religion and philosophy in the context of historical retrospect. The article states that the inconsistency of discursive understanding of the spiritual foundations of being, including social, without searching for criteria of socio-cultural factors of religious and philosophical reflection.

Keywords: religion, religious worldview, philosophy, religious thinking, philosophical reflection.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы противостояние между религией и философской рефлексией все более возрастает, но, к сожалению, в наше время это, разногласие для одних является средством наживы, а для других - данью моде.

В XX-XXI веках проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под разным углом зрения - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д.

Проблема взаимоотношения религии и философии, религиозной веры и знания относится к числу вечных традиционных проблем, воспроизводившихся на всем протяжении исторического развития философии.

Религия, как и философия, является мировоззрением, но специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «Всякая религия, - отмечал Ф. Энгельс, - является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». [13]

Философия - сложно организованная система знания, обобщения, синтез каждого знания и фактов. Следовательно, она вступает в сложные взаимодействия со всякими формами духовной деятельности человека. Самым сложным является взаимодействие философии и религии. Религия -мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяющиеся верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определённые нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему.

Религиозное мышление стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40-50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т.п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на

судьбу, которая предопределяла, в конечном счете, их участь. Могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он обращается за советом к судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Судьба Гектора, любимца Зевса, предрешена, так его жребий смерти опускается вниз, и Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла.

Боги и герои греческого мифотворчества являлись персонажами, активно общавшимися с обыкновенными смертными, с которыми они вступали в любовные союзы, помогая своим любимцам и избранникам. Древнегреческие боги, наделенные человеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, не только символизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость - через эти образы древние греки могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы.

В первобытных обществах и, в частности, в ранних классовых государствах религия по своему характеру являлась родоплеменной, а в дальнейшем становится национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI-V вв. до н. э.), второй - христианство (I в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

Еще раз напомним, что мифологическое, религиозное как формы сознания были первыми из известных мироощущений человека окружающего его мира. Они выступали не столько способом понимания явлений, предметов, вещей, сколько своеобразной поддержкой человеку хоть в какой-то ориентации и объяснении происходящего.

О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.

Прежде всего, нам кажется необходимо дать трактовку религия, так как, в литературе существует разночтение в дефиниции данного социального явления. Проблема определения религии состоит в рассмотрении ее с разных

точек зрения и подходов исследователей во всех сферах деятельности. На протяжении всей истории теме религии всегда придавалось большое значение философами всех поколений, а также академическими кругами, вплоть до ее обсуждения на международных политических конференциях. Обратимся к некоторым определениям. Гегель считал, что религия вообще является последней и высшей сферой человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание? это абсолютный результат, область, в которую входит человек, как область абсолютной истины. В толковом словаре Ожегова религия определяется как одна из форм общественного сознания -совокупность духовных представлений, основанная на вере в сверхъестественные силы и существа (боги, духи), являющиеся предметом поклонения. Таким образом, одни определяют религию как веру в Бога, другие - как трансцендентный феномен, третьи - как форму общественного сознания, третьи - как набор взглядов и идей и т. д. Кроме того, некоторые считают, что религия - пережиток прошлого, и необходимо переходить к новому -модернизации общества. Таким образом, следует сделать вывод, что общепринятого определения религии не существует и не может быть связано с разным пониманием и толкованием этого термина. Тем не менее, мы можем ввести собственное определение религии, согласно которому она представлена как система взглядов, ценностей и норм, основанная на вере и способствующая объединению людей для достижения истины.

Но, ещё одной исторической формой постижении истины является философское мировоззрение. Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Это положение в полной мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления философов милетской школы (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что само по себе неудивительно, так как философское осмысление - это более высокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее по времени появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению философии, но и философия, как в античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению религии. Уточним, что эти явления сосуществовали и взаимообогащали друг друга в истории человечества.

Попытаемся на конкретном историческом примере Античности рассмотреть проблему возникновения и развития религиозного мировоззрения.

Как уже говорилось, в античной Греции существовало многобожие. Первый, кто выдвинул и в известной степени обосновал идею о монотеизме (единобожии) был Ксенофан, древнегреческий философ и поэт. Он подверг жесткой критике Гомера и Гесиода, известных древнегреческих поэтов, за очеловечивание богов и их политеизм. Ксенофан считал, что богов нельзя мыслить антропоморфически, и политеизму он противопоставил монотеистическую концепцию, в соответствии с которой, бог должен быть единым, так как в противном случае он не мог бы быть выше и лучше других. В последующем в этом же направлении развивались философские идеи Эмпедоклом, Гераклитом и Анаксагором. Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.

Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. Первые из дошедших до нас литературных памятников, например, древнеиндийские «Веды» представляли собой примеры религиозно-философского видения мира. Этот процесс симбиоза религии и философии продолжался если не тысячелетиями, то по крайней мере столетиями. И в этом нет ничего удивительного, так как и религия и философия были недостаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснять происходящие в мире события. Со временем религия и философия начинают отделяться друг от друга и приблизительно в одно и то же время формируются как независимые, правда, все еще относительно, друг от друга формы общественного сознания. Первыми известными проявлениями этого являются становление буддизма в Индии и философии в Древней Греции, что произошло приблизительно в одно и то же время, а если конкретно, то в УИ^ вв. до н. э.

Многие исследователи отмечают, что религия не может оставаться в первозданном виде, так как на нее большое влияние оказывают исторические события и различные социальные процессы. Религия является заложницей исторических, макросоциальных процессов, однако остаются только те базовые

установки, которые выдержали испытание временем и были заложены в общественном сознании. Любая религия в процессе своего созревания приобретает вид, отвечающий потребностям цивилизации, избравшей ее в качестве основы своей духовной структуры.

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания.

Также стоит отметить, что и философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? Что есть зло? Где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Что есть всё? Откуда и как появилось всё в этом мире? Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры.

Но между ними есть и различия. Прежде всего, религия - это сознание массовое. Философия - это сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Также, философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

«Проблема соотношения религии и философии - вечная традиционная проблема. Эта проблема исторически меняла их содержание». [4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, связь философии с религии достаточно заметна: процессы в религиозной жизни напрямую отражаются на формировании философских мнений, обратное влияние философии на религию менее значимо, но оно же есть. Те вопросы и темы, которые ими рассматриваются, очень схожи: первоначало всего, смысл жизни, место человека в мире, сущность мира в целом, соотношение духа и тела в человеке, духовного и вещественного вообще. Однако, различия у философии и религии тоже весьма существенны, первую очередь различие заключается в том, что рассматриваемые вопросы (которые, по сути, одни и те же) ставятся и рассматриваются по-разному. Если

в религии насущные проблемы ставятся и решаются на жизненно-практическом уровне, то в философии они рассматриваются на уровне интеллектуальном.

REFERENCES

1. Франк С. Философия и религия «Проблемы духовной культуры и религиозной философии». - М.: 1999.

2. Булгаков С.Н. «Свет невечерний: Созерцания и умозрения». - М.: 1994. -415 с. - (Мыслители XX века).

3. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс. В 2 ч. Ч. 1. / Э.Г. Винограй. - Кемерово: КемТИПП, 2003. - 179 с.

4. Ашнокова Л.М., Дадашев А.А. Философия. Курс лекций. Нальчик: 2021, -117 с.

5. Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии», курс лекций. - М.: 2000. - 240 с.

6. Гегель Г. «Сочинения» Том IX. - СПб.: 1998.

7. Н.А. Моисеев, В.И. Сороковенков «Философия, краткий курс». - СПб.: 2009. - 352 с.

8. Интернет-ресурс «Википедия» - wikipedia.or.

9. Кармин А.С. «Культурология» - СПб.: 2004. - 928 с.

10. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов / В.В.Миронов. - М.: Норма, 2005.

11. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицановой. - Минск: Современный литератор, 2007.

12. Панкин С. Ф. История мировых религий. Конспект лекций / С.Ф. Панкин. -М.: Эксмо,2008. - 160 с.

13. Энгельс Ф., Анти-Дюринг. Соч. Т. XIV.1931. - С.147.

14. Saifnazarov, I., Muhtarov, A., Sultonov, T., Tolibov, A. (2020) Religious tolerance, unity of knowledge and faith issues highlighting in Imam Bukhari Hadiths. International Journal of Advanced Science and Technology 29 (5), pp. 1846-1853.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.