Эволюция взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви в постсоветской России...
УДК 94(470);21
Еремин Александр Владимирович
кандидат исторических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
a.eremin@yspu.org
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ «ВЫЗОВ-ОТВЕТ»*
В статье анализируется механизм влияния бинарной оппозиции «вызов-ответ» на специфику трансформации государственно-церковного взаимодействия в постсоветской России.
Ключевые слова: Церковь, государство, бинарная оппозиция, цивилизация, идентичность, христианство.
А. Тойнби в своем фундаментальном труде «Постижение истории» [8] предложил концепцию появления и развития цивилизации. Как полагал историк, цивилизации встречаются с вызовом и вынуждены на него отвечать, что является стимулом для их развития. Он выделил три разновидности «вызовов»: природные условия, агрессии и нападения иноплеменников, кризис и разложение умирающих цивилизаций, развал которых является стимулом для борьбы с ними и появления новых цивилизаций. На наш взгляд, указанный механизм можно распространить и на культурные аспекты. Вызовы внешних глобалитетов, «инако-вых» культур приводят к культурной интеграции и мобилизации цивилизации, вследствие чего она вырабатывает систему противодействия «чужой» социокультурной реальности. Эта ситуация стимулирует осознание идентификационных императивов, использование традиционных для цивилизации символов, ритуалов, механизмов организации жизни, которые усиливают интеграцию общества. Начинается процесс столкновения цивилизаций, о котором говорил С.Ф. Хантингтон [9]. В этом противостоянии преимущество имеет наиболее сильная и перспективная культура. Однако, если интеграционные основы и система ценностей цивилизации, столкнувшейся с вызовом сильны, она устоит и возможно начнется новый виток ее развития.
В процессе своего культурно-исторического развития Русь / Россия сталкивалась с различными угрозами, которые способствовали развитию русской цивилизации: экспансия католичества, нашествие кочевников, монголо-татарское иго, влияние протестантских учений, имперские агрессии западных держав и другие проявления вызовов других цивилизаций. Важно отметить, что все столкновения воспринимались как перспектива потери своей идентичности, что приводило к трансформации национально-идеологических и социальных механизмов бытия. Появлялись заимствованные формы организации жизни, например механизмы имперскости, протестантская модель религиозной политики, но цивилизация сохраняла своё единство. На рубеже 80-90-ых годов ХХ века Россия
столкнулась с новым «вызовом» - парадигмой глобализации.
Механизм культурного «вызова - ответа» воспроизводил режим мобилизационной активности, который, прежде всего, обнаруживается в культуре, что в свою очередь определяет трансформацию политической и социальной сферы, в частности основ государственно-церковных отношений. Эта особенность существования цивилизации является главным фактором актуализации паттернов, о которых пойдет речь ниже. Важно определить не только значимость этого механизма, но и специфику влияния актуализировавшихся паттернов на процесс трансформации взаимодействия государства и Церкви, а также на особенности социокультурной деятельности РПЦ.
С начала 1997 года начинается этап, который можно назвать временем дальнейшего усиления кооперационной модели взаимодействия государства и Церкви. С правовой точки зрения, приоритет Русской Православной Церкви в сравнении с другими конфессиями не был закреплен. Однако де-факто социокультурная доминанта значимости РПЦ для стабильности не только социальной, но и политической определяла её особый статус, что отражало в целом стремление общества к осознанию своей коллективной идентичности.
К концу 1990-х годов число нормативных документов, затрагивающих религиозную сферу, составило более ста законов и подзаконных актов. Было подписано множество соглашений о сотрудничестве между властью и Церковью как на региональном (главами епархий и субъектов Российской Федерации), так и на федеральном уровне (чиновниками высшего ранга и Патриархией).
Сформировавшаяся система устраивала Церковь, более того, в усилении правового сближения РПЦ не видела необходимости, так как её социокультурная детальность расширяла свои масштабы, создавались новые отделы и ведомства Патриархии, увеличивалось количество епархий (в 1991 году - 93, в 2011 - 204 (164 - на территории России)), рос в численном плане функциональный аппарат Церкви (1991 год - 10 тыс. священников, в
* Статья подготовлена в рамках выполнения НИР по государственному заданию Министерства образования и науки России (№ 2014/409), при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 12-03-00137).
© Еремин А.В., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014
59
2011 - 29324) [3, с. 11], что свидетельствовало о её институциональном укреплении. Все эти обстоятельства позволили Патриарху Алексию II сказать в начале XXI века о том, что «государственно-церковные отношения близки к идеальным».
Однако к началу XXI века осознание необходимости появления нового законодательства, которое бы регламентировало взаимоотношения государства с традиционными конфессиями, становится актуальной интенцией, поддерживаемой и представителями власти, и церковнослужителями. Начинается процесс выработки новой концепции государственно-церковных отношений, которая бы вводила в юридическое поле новый термин «традиционная религия», прописала бы сферы сотрудничества и определяла границы взаимодействия Церкви и государства. Такие тенденции свидетельствовали о поиске интеграционных императивов властью, которой требовалась цивилизационная составляющая единства общества в силу усиливающихся национально-державных императивов. Нужно отметить, что властные инициативы выражались на уровне озвучивания перспектив и возможности такой концепции. В общество вбрасывался посыл о необходимости осознания таких перемен, и подобные идеи были подхвачены общественностью, что выразилось в контекстных предложениях и в разработанных концепциях, которые уже в начале XXI века были подготовлены для дальнейшего их законодательного оформления.
В 2001 году кафедра религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ подготовила проект новой вероисповедной концепции [3], также свою концепцию представил для обсуждения и Институт государственно-конфессиональных отношений и права, подготовивший документ в сотрудничестве с Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве.
Оба проекта подчеркивали ориентацию на международные нормы права, провозглашали принцип светскости государства. Новшеством было усиленное внимание к противодействию сектам, введение понятия «традиционные религиозные организации», которые должны иметь приоритетное сотрудничество с государством. Более того, РАГС предлагал создание единого государственного органа, координирующего религиозную сферу, что отчетливо демонстрировало государственную инициативу в этом вопросе.
Историко-правовая комиссия РПЦ во главе с митрополитом Воронежским и Липецким Мефо-дием поддержала концепцию Института государственно-конфессиональных отношений и права: «В представленном проекте Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ содержатся положения, способствующие позитивному развитию государ-
ственно-конфессиональных отношений в России и отвечающие интересам Русской Православной Церкви» [2].
Проекты о традиционных религиях вносились на рассмотрение в Государственную Думу депутатами в частном порядке (2002 год - А.В. Чуев). Широкое обсуждение получила Концепция вероисповедной политики России И. Куницына [8]. Тенденция к появлению нового законодательства развивалась вплоть до 2014 года. Показательно обсуждение возможности внесения поправок в Конституцию о признании православия ведущей религии на федеральных каналах. Сформировался дискурс обсуждения данной возможности в обществе. Стоит заметить, что большинство участников ток-шоу (более 60%) высказывалось за включение в Конституцию статьи о ведущей роли РПЦ (см., например, выпуск программы «Поединок» с Владимиром Соловьевым от 28.11.2013).
В связи с этим заслуживает внимание факт предложения главы комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной (21 ноября 2013 года): внести в преамбулу Конституции положение об особой роли православия - как основы российской цивилизации. Елена Мизулина подчеркивала тот факт, что это предложение - результат всероссийской инициативы, под которой подписались более 900 тыс. россиян. Примечательно, что эту инициативу поддержала межфракционная группа депутатов. Предложение не касалось введения государственной религии. Изменение Конституции объяснялось тем, что внесение поправки подчеркнет особую роль православия в цивилизационном развитии России, что будет способствовать формированию коллективной идентичности российского общества. Более того, в регионах, где были сильны традиции других религий, предлагалось подчеркнуть их особую роль на законодательном уровне. Данная поправка не нарушала принцип светскости государства и не давала правовых преимуществ Русской Православной Церкви.
Итоговым мероприятием, способствовавшим оформлению данного предложения, стала масштабная конференция (участвовала и Елена Мизулина) «Триумф и крушение империи: уроки истории», прошедшая 10 ноября 2013 года. На конференции выступили с докладами Министр культуры РФ В.Р. Мединский, Председатель Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкин, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), Президент Российского Фонда культуры Н.С. Михалков, депутаты Государственной Думы, известные историки и политологи. Конференция подготовило обращение в адрес президента Владимира Путина, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Сергея Нарышкина, членов
Эволюция взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви в постсоветской России..
обеих палат федерального парламента, депутатов законодательных собраний субъектов РФ. Под документом подписались известные ученые и общественные деятели: председатель межрегиональной общественной организации «Романовский юбилей» Константин Малофеев, директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников, профессор кафедры конституционного права МГИМО Максим Исаев, заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин [5]. В обращении указывалось на существование особого статуса традиционных религий во многих государствах, включая страны Европы, а также отмечалось, что «конституционное закрепление духовного суверенитета позволит нашей стране сохранить национальную идентичность, государственную независимость и убережет от новых потрясений. Без этого шага никакие экономические успехи не гарантируют нашей Родине спокойствия и процветания. Пример крушения Российской Империи в 1917 году с беспощадной ясностью демонстрирует, что при духовном кризисе инвестиционный климат не поможет» [5].
На сайте «Православная инициатива» был организован сбор подписей. На 30.01.2014 года число поддерживающих эту инициативу составляло 942721 человек [5], что составляло более 90% проголосовавших. Нужно отметить, что актуализировало эту тенденцию празднование 1025-летия принятие христианства, а также посыл президента России Владимира Путина о роли православия и необходимости укрепления цивилизационных основ России, без осознания которых невозможно дальнейшее развитие. Речь Путина на заседании Валдайского клуба 19 сентября 2013 года [1] имела важное значение для осознания и конкретизации обществом своих цивилизационных императивов. Она актуализировала общественное движение в сторону принятия корректных шагов к официальному закреплению осознаваемых социумом паттернов, требующих дальнейшего укрепления. На это обращают внимание и составители обращения: «Президент В.В. Путин, выступая недавно на заседании Валдайского клуба, отметил: ".. .Стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому. суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера". Православие - это национальная идея России, ее особый цивилизаци-онный код, сущность ее духовного суверенитета. Православие - это основа русской идентичности. Россия не состоялась бы как тысячелетняя цивилизация без Крещения святым князем Владимиром русского народа 1025 лет назад» [1].
Очевидным становится усиление процесса ци-вилизационной идентичности россиян, которые связывают интегральные императивы общества с православием. Инициативу поддержали Илья
Глазунов - народный художник СССР, Наталия Нарочницкая - директор фонда исторических перспектив, Борис Межуев - философ и политолог, Алексей Баталов - народный артист СССР, Алексей Гришин - член общественной палаты, тележурналист Михаил Леонтьев и другие известные общественные и государственные деятели.
Итак, социокультурный и политический дискурс государственно-церковных отношений развивался в сторону осознания важности православия в культурно-историческом процессе, что отразилось не только на властных инициативах сближения с Церковью, в тенденции разработки нового законодательства, но и в стремлении значительной части общества к выработке интегральной системы ценностей, в основе которой находилось православная традиция.
Важным событием для понимания специфики трансформации государственно-церковных отношений в контексте цивилизационных основ является принятие социальной концепции Русской Православной Церкви. Она значима не только как документ, представляющий концептуальные основы социальной деятельности РПЦ, но и как источник, позволяющий провести научный анализ для понимания цивилизационных паттернов, которые лежат в основе сформулированных принципов. Статьи концепции - это результат осмысления всей истории государственно-церковных отношений, в котором связано прошлое настоящее и будущее Церкви. Официальный документ РПЦ позволяет в исторической ретроспективе через призму оценки современности выделить и проанализировать значимость социокультурных механизмов, определяющих специфику государственно-церковного взаимодействия в истории России.
Организация процесса подготовки социальной концепции была поручена отделу внешних церковных сношений (с 2000 года - отдел внешних церковных связей) и конкретно митрополиту Кириллу (с 2009 года - патриарх). Процесс разработки концепции начался в 1994 году, была создана рабочая группа, которая вела постоянную работу над статьями документа.
В 2000 г. Архиерейский Собор принял документ - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, отметил: «.Мы поняли: в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014
61
не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно православным, как это было на протяжении долгих веков - большей части второго тысячелетия» [6, с. 5]. Появление концепции стало своеобразным ответом вызовам времени, главным из которых стал секуляризм, порожденный глобализационной парадигмой.
В «Основах социальной концепции» Церковь определяла главный принцип общения с государством, который был принят предшествующими Соборами - независимость от политических властных структур, государственного строя и какой-либо идеологии. Идеальной формой взаимодействия провозглашалась византийская «симфония», при которой государство и Церковь не вмешиваются в дела друг друга, однако являются партнерами в деле духовно-нравственного совершенствования и спасения людей. Принцип «кесарю - кесарево, а Божие - Богу» становится главным принципом, согласно которому государство является властью светской, которая заботится о материальном благополучии общества и помогает Церкви в социокультурной деятельности властными и мирскими средствами, а Церковь - власть духовная в силу своей Божественной природы. «Государство как необходимый элемент жизни в испорченном греховном мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом... Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства» [7, с. 48]. А потому «Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» [7, с. 48].
Какое же значение имеют «Основы» для понимания трансформации цивилизационных основ государственно-церковных отношений? Отвечая на этот вопрос, необходимо, прежде всего, отметить, что этот важный для Церкви документ появился в период, когда вероисповедная политика государства обрела свои очертания. Можно отметить тот факт, что ее формирование шло одновременно со становлением социальной концепции Церкви, что указывает на взаимосвязь этих двух процессов и общие факторы, определившие специфику их появления. В логике развития государственно-церковных отношений и вероисповедной политики мы обнаруживаем цивилизационные императивы, характерные для историко-культурного процесса России. В начале 90-х годов XX века, несмотря на принцип отделения Церкви от государства, эти два института действовали в тесном сотрудничестве. Церковь влияла на становление вероисповедной
политики, поддерживала и корректировала курс на новое законодательство, актуализировала свою значимость в обществе, использовала механизм социальной легитимизации в условиях усиления коллективной идентичности. Понимая свой статус и роль в обществе, осознавая процесс сближения с властью, РПЦ формулировала и обосновывала концептуальные принципы отношения к государству, которые конкретизировались в социальной концепции. Базовые постулаты «Основ» - это выверенный документ, который учитывал все изменения в обществе, политическую конъюнктуру, готовность государства к сотрудничеству, степень зависимости власти от церковной поддержки и, конечно же, угрозы внешних глобалитетов, в качестве которых выступала глобализационая парадигма.
Глобализационные процессы стали определяющим фактором, актуализировавшим бинарную оппозицию «вызов-ответ», который привел к актуализации цивилизационных императивов. Массовое распространение новых религиозных движений, ценностный вакуум, культурный релятивизм, массовая вестернизация, пропагандистская компания либеральной элиты и СМИ вызывали в обществе стремление к противостоянию чужой культуре через осознание своих цивилизационных основ. На политическом уровне это выразилось в стремлении власти и национально-ориентированной элиты к поиску духовных основ проводимой политики, что особенно проявилось к началу XXI века. Можно отметить, что данная тенденция стала осознаваемой и озвучивалась как представителями интеллектуальной части общества, так и представителями власти.
В такой ситуации Церковь объявляет о своих приоритетных основах в сфере взаимодействия с государством, которые находят подтверждения в логике развития властных инициатив в религиозной сфере. Таким образом, формирование вероисповедной политики и процесс формирования Церковью свой социальной концепции - это два взаимосвязанных явления. Церковь участвует в процессе становления вероисповедной политики через лигитимизацию власти и продвижение нужных законов, а государственные инициативы оказывают влияние на процесс конкретизации и обоснования постулатов основ. Церковь и государство неформально действуют как два взаимозависимых института, что само по себе является свидетельством проявления цивилизационных начал, так как РПЦ и власть никогда не были изолированы друг от друга даже в условиях атеистического периода. В историко-культурном процессе России происходила трансформация моделей взаимодействия от равноправного партнерства («симфония») до крайних форм византизма и цезаропапизма. Но Церковь всегда была связана с государством. Эти цивилизационные особенности проявились в про-
Трансформация свадебных традиций и обычаев в Туркменистане
цессе трансформирующейся модели государственно-церковных отношений постсоветской России.
Библиографический список
1. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/19/ stenogramma-site.html.
2. Историко-правовая Комиссия Русской православной церкви поддерживает проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.state-religion.ru.
3. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации (проект) / разработан кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.state-religion.ru.
4. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся 2-го февраля в Москве // Журнал Московской патриархии. - 2011. - № 3.
5. Обращение к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Мат-
виенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80aaaaaibc6caab5a4acjosw4a5f6j.xn--p1ai/
6. Об основах социальной концепции Русской православной церкви: доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата // Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. -158 с.
7. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, - 2000. - 158 с.
8. Проект Концепции вероисповедной политики России / автор - к.ю.н. И. Куницын, вариант от февраля 2004 г. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.state-religion.ru.
9. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.
10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.
УДК 94(5) "1918/."
Белова Наталья Андреевна
кандидат исторических наук Институт этнологии и антропологии РАН (г. Москва) belovanatalia2009@yandex.ru
ТРАНСФОРМАЦИЯ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ТУРКМЕНИСТАНЕ1
Статья посвящена свадебным традициям и обычаям сегодняшнего Туркменистана. Свадьба отмечается в течение трех дней. Первый день носит название «yalan chelpek». В этот день происходит помолвка и назначается день свадьбы. Второй день называется «chin chelpek», нечто вроде девичника: родственники невесты отмечают свадьбу. В последний день, «gelen alji toy», родственники жениха отмечают свадьбу и, наконец, невеста переходит в дом жениха.
Ключевые слова: свадебные традиции, обычаи, помолвка, трехдневный праздник: yalan-chelpek, chin-chelpek, gelen-alji-toy.
В сентябре 2012 г., в рамках Соглашения о сотрудничестве между Институтом этнологии и антропологии РАН и Министерством культуры Туркменистана, автор участвовала в работе Маргианской археологической экспедиции. Основное внимание Л.Т. Соловьевой и Н.А. Беловой во время полевого выезда в Туркменистан было уделено исследованию декоративно-прикладного искусства в современном туркменском обществе, его сопоставлению с прекрасными образцами такового, обнаруженных в результате археологических раскопок экспедиции под руководством В.И. Сарианиди на памятниках в древней дельте р. Мургаб [16; 9 и др.]. Параллельно с этой основной работой представилась возможность собрать интересный материал, характеризующий современную систему питания семьи и семейную обрядность (детская, свадебная, похоронно-поми-нальная), традиции имя наречения. Работа прохо-
дила как среди сельского населения, так и среди горожан - выходцев из этих сел в Марыйском ве-лаяте (городах Байрамали, Шатлык, Мары, поселке Яхтыйол Каракумского этрапа, пос. Сакар-Чага, колхозе Свердлов, колхозе Калинин Байрамалий-ского этрапа). Основной метод работы - беседы с местным населением, как правило, с помощью переводчика. Беседы проводились с мужчинами и женщинами разного возраста и разного социального статуса. При интервьюировании был использован авторский вопросник, составленный в сентябре 2012 г.
Изучение туркменской семьи можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный (после распада Советского Союза Туркменистан приобрел независимость, что дает нам право выделить этот период как самостоятельный). В Российской империи туркменская семья, в том числе вопросы брака, специально не
© Белова Н.А., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 2, 2014
63