Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ КИТАЯ (1949 Г. НАЧАЛО XXI В.)'

ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ КИТАЯ (1949 Г. НАЧАЛО XXI В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / внешняя политика / эволюция / Мао Цзэдун / Дэн Сяопин / «теория трёх миров» / China / foreign policy / evolution / Mao Zedong / Deng Xiaoping / "theory of three worlds"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Стефанович Иващенко

Китай — это первая экономика в мире по паритету покупательной способности ВВП, второе по численности населения государство на земном шаре, четвёртая по территории страна среди членов мирового сообщества. Достаточно данных параметров, чтобы даже для простого обывателя стало ясно, насколько велика роль КНР в мировом сообществе. И действительно, Китай в настоящее время по своему экономическому, политическому и военному потенциалу, без всяких оговорок, — государство «номер два» в мире после США. Сам по себе напрашивается вопрос: что за метаморфозы и почему произошли с бывшей беднейшей полуколонией в мире за период с 1945 г. по начало XXI в.? Ответ на этот вопрос кроется не только в изучении социально-экономического и внутриполитического развития Китая второй половины XX — начала XXI вв., но и в исследовании внешнеполитической стратегии страны, оптимизация которой стала составной частью экономического успеха. Целью статьи является выявление эволюции внешнеполитического курса КНР с момента её появления до начала XXI в. При работе над исследованием были использованы следующие методы: проблемно-хронологический, метод периодизации, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, историко-генетический и др. Поиск Китаем эффективной внешнеполитической стратегии, которая в первую очередь содействовала бы его экономическому развитию, а на основе этого развития укрепляла бы военно-политическую мощь страны, был довольно продолжительным, изобиловал значительным количеством ошибок, часто являлся неконструктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CHINA'S FOREIGN POLICY CONCEPTS (1949 THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

China is the largest economy in the world in terms of purchasing power parity of GDP, the second most populous state on the globe and the fourth largest country among the members of the world community. These parameters alone are sufficient enough to let even a simple layperson realize the role of the PRC in the world community. In fact, China currently ranks second in the world after the United States in terms of its economic, political, and military potential, without any reservations. It begs the question: what transformations happened to the former poorest semi-colony in the world during the period from 1945 to the beginning of the XXI century and why? The answer to this question lies not only in the study of China's socio-economic and domestic political development in the second half of the XX — early XXI centuries, but also in the examination of the country's foreign policy strategy, the optimization of which has become an integral part of its economic success. The purpose of the article is to identify the evolution of foreign policy.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ КИТАЯ (1949 Г. НАЧАЛО XXI В.)»

ИСТОРИЯ

HISTORY

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 94(510).093<<1949/2023>> +323(510)

ББК63.3(5Кит)64+66.3(5Кит),0

И24

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-3-324-15-22

ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ КИТАЯ (1949 Г. - НАЧАЛО XXI В.)

(Рецензирована)

Александр Стефанович ИВАЩЕНКО

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

¡vashchienko-5757@mail. ги

Аннотация. Китай — это первая экономика в мире по паритету покупательной способности ВВП, второе по численности населения государство на земном шаре, четвёртая по территории страна среди членов мирового сообщества. Достаточно данных параметров, чтобы даже для простого обывателя стало ясно, насколько велика роль КНР в мировом сообществе. И действительно, Китай в настоящее время по своему экономическому, политическому и военному потенциалу, без всяких оговорок, — государство «номер два» в мире после США. Сам по себе напрашивается вопрос: что за метаморфозы и почему произошли с бывшей беднейшей полуколонией в мире за период с 1945 г. по начало XXI в.? Ответ на этот вопрос кроется не только в изучении социально-экономического и внутриполитического развития Китая второй половины XX — начала XXI вв., но и в исследовании внешнеполитической стратегии страны, оптимизация которой стала составной частью экономического успеха. Целью статьи является выявление эволюции внешнеполитического курса КНР с момента её появления до начала XXI в. При работе над исследованием были использованы следующие методы: проблемно-хронологический, метод периодизации, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, историко-генетический и др. Поиск Китаем эффективной внешнеполитической стратегии, которая в первую очередь содействовала бы его экономическому развитию, а на основе этого развития укрепляла бы военно-политическую мощь страны, был довольно продолжительным, изобиловал значительным количеством ошибок, часто являлся неконструктивным.

Ключевые слова: Китай, внешняя политика, эволюция, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, «теория трёх миров».

Для цитирования: Иващенко A.C. Эволюция внешнеполитических концепций Китая (1949 г. — начало XXI в.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2023. Вып. 3 (324). С. 15-22. DOI: 10.53598/2410-3691-2023-3-324-15-22.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

EVOLUTION OF CHINA'S FOREIGN POLICY CONCEPTS (1949 - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

Alexander S. IVASHCHENKO

Adyghe State University, Maykop, Russia

ivashchienko-5757@mail. ru

Abstract. China is the largest economy in the world in terms of purchasing power parity of GDP, the second most populous state on the globe and the fourth largest country among the members

of the world community. These parameters alone are sufficient enough to let even a simple layperson realize the role of the PRC in the world community. In fact, China currently ranks second in the world after the United States in terms of its economic, political, and military potential, without any reservations. It begs the question: what transformations happened to the former poorest semi-colony in the world during the period from 1945 to the beginning of the XXI century and why? The answer to this question lies not only in the study of China's socio-economic and domestic political development in the second half of the XX — early XXI centuries, but also in the examination of the country's foreign policy strategy, the optimization of which has become an integral part of its economic success. The purpose of the article is to identify the evolution of foreign policy.

Keywords: China, foreign policy, evolution, Mao Zedong, Deng Xiaoping, ''theory of three worlds".

For citation: Ivashchenko A.S. Evolution of china's foreign policy concepts (1949 — the beginning of the XXI century) // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2023. Iss. 3 (324). pp. 15-22. DOI: 10.53598/2410-3691-2023-3-324-15-22.

Введение. После завершения японо-китайской войны 1937-1945 гг. и достижения победы китайскими коммунистами в борьбе против гоминьдановского режима за власть в Китае, 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Перед китайской коммунистической партией (КПК) сразу же остро встала проблема ликвидации крайней бедности населения своей страны. На решение этого актуального вопроса была направлена не только внутренняя, но и внешняя политика Китая. Более того, китайское руководство в условиях сложного внутриполитического и внешнеполитического положения конца 1940-х — 1950-х гг. взяло курс на строительство социализма в Китае. В поисках ресурсов для своего развития китайские лидеры обратились к Советскому Союзу. Китайская Народная Республика, будучи одним из крупнейших по территории и населению государством, древнейшей цивилизацией, не могла удовлетвориться ролью «младшего брата» во взаимоотношениях с СССР, как и в отношениях с любым другим крупным государством. Лидеры коммунистического Китая с момента прихода к власти видели будущее своей страны как великой державы. И в этом контексте изучение изменения внешнеполитических концепций Китая с 1949 г. по начало XXI в., которое проходило в результате острой внутриполитической и внешнеполитической борьбы, является не только чисто научной, но и важной политической задачей.

Целью статьи является анализ развития внешнеполитических установок Китая с 1949 г. по начало XXI в.

Методы. Методологическую основу настоящей статьи составили следующие методы исследования: проблемно-хронологический, метод периодизации, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, историко-генетический.

Результаты и обсуждение.

Отечественные учёные-синологи — специалисты по внешней политике Китая, как советского, так и постсоветского периодов, обоснованно склоняются к рассмотрению изменения основных внешнеполитических концепций КНР со времени её образования и до начала XXI в. по десятилетиям [1; 592-612]. И это связано не с практическими удобствами анализа насыщенной внешней политики Китая, а с качественными изменениями, которые происходили на протяжении того или иного десятилетия. Это не значит, что с началом каждого десятилетия во внешней политике Китая сразу же появлялись новые черты, они могли зарождаться и в конце предыдущего десятилетия.

Начальным этапом реализации внешнеполитического курса КНР как суверенного государства был период со дня провозглашения независимости Китая и вплоть до конца 1950-х гг. Выработка Пекином своей независимой внешнеполитической стратегии в этот период протекала для него в условиях, по сути, дипломатической

блокады со стороны ведущих стран Запада. Учитывая, что основной задачей внутренней политики Китая в первое десятилетие своего независимого существования было восстановление экономики страны после окончания японо-китайской и гражданской 1945-1949 гг. войн в Китае, Пекину, при его скромных экономических возможностях, нужна была внешняя опора. И такую опору Китаю мог представить только Советский Союз и социалистические страны Восточной Европы. Экономический фактор, а также необходимость обеспечить свою безопасность в условиях вспыхнувшей корейской войны 1950-1953 гг. у китайских границ с вмешательством внешних сил, войны Франции и США против Вьетнама 1946-1954 гг. и напряжённых отношений с Тайванем в 1954-1955 гг., за которым стояли Соединённые Штаты, побудили Китай к значительному сближению с СССР и социалистическими странами. И это выразилось не только в заключении между КНР и Советским Союзом союзнического договора 1950 г., но и в концептуальном оформлении Пекином своей внешней политики на первое десятилетие своего существования, суть которой была заключена в тезисе — «склоняться в одну сторону», т.е. всецело опираться на социалистические страны. Эта ориентация Китая на СССР и блок социалистических государств была закреплена в конституции КНР 1954 г. и в резолюции VIII съезда КПК 1956 г.

Качественные изменения во внешней политике Китая стали подспудно проявляться уже с конца 1950-х гг. Одной из причин этого процесса стало изменение расстановки политических сил в руководстве КПК. Политический курс Китая всё в большей степени стали определять левацки настроенные коммунисты. Именно они в 1958 г. инициировали авантюристическую политику «большого скачка», а несколько позже, с 1966 г., разрушительную по своим последствиям «культурную революцию». Охота на «идущих по капиталистическому пути», которую объявили непосредственно в компартии Китая левые коммунисты, закономерно привела и к смене внешнеполитического курса Китая.

Ещё в 1950-е гг. руководство Китая перенесло тезис об обострении классовой борьбы внутри страны на внешнюю политику. По этой причине во внешнеполитическом курсе Китая возобладала антиимпериалистическая направленность.

С конца 1950-х гг. Китай перестала устраивать роль «младшего брата» по отношению к СССР в мировом коммунистическом движении. КПК стала не просто добиваться независимости по отношению к КПСС, а видела себя в качестве лидера мирового революционного процесса. Исходя из этой посылки, с 1964 г. в Китае стала муссироваться концепция революционных войн. Председатель ЦК КПК Мао Цзэдун считал, что СССР и США вступили в сговор в борьбе за мировое господство. Но помимо Советского Союза и Соединённых Штатов в мире существуют две «промежуточные зоны». Первая — представлена развивающимися странами, а вторая — развитыми капиталистическими государствами. Мао Цзэдун, исходя из этого, утверждал, что человечество вступило в эпоху крестьянских революций в «третьем мире». «Мировая деревня» в лице Азии, Африки и Южной Америки, на взгляд Мао Цзэдуна, окружит «мировой город», представленный Северной Америкой и Европой, включая СССР, победит его и введёт новый порядок на земном шаре [2; 69].

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. Китай выступил также против принципа мирного сосуществования между социалистическими и капиталистическими государствами. Пекин был убеждён, что глобальный конфликт неотвратим. Основным противоречием эпохи Китай считал противоречие между национально-освободительным движением и империализмом. Исходя из этой посылки, борьба за предотвращение войны являлась помехой революционному движению. Пропаганди-

ровался тезис о том, что мировая война неизбежна до тех пор, пока существует империализм.

С конца 1950-х гг. Китай стал бороться против улучшения советско-американских отношений. Пекин считал, что напряжённость между социалистическими и капиталистическими странами выгодна первым и невыгодна — вторым. Как результат

— народы социалистических стран надо готовить к войне.

В итоге Китай в 1960-е гг. во внешней политике стал исходить из тезиса Мао Цзэдуна — «наносить удары обеими руками». Теперь лидеры КПК начали вести борьбу на два фронта, с одной стороны, главным образом, против США, а с другой

— против «современного ревизионизма», который олицетворялся международными социалистическими силами во главе с СССР. Этот деструктивный курс окончательно оформился в первой половине 1960-х гг. и был закреплён на IX съезде КПК в 1969 г. Изменение внешнеполитического курса Китаем в 1960-е гг. привело к идеологическому конфликту Пекина с большинством социалистических стран и компартий мира. Идеологический конфликт быстро перерос во враждебные межгосударственные отношения Китая, как с большей частью социалистических стран, так и с немалым числом государств «третьего мира», в частности с Индией.

Изменение внешнеполитической концепции Китая с начала 1970-х гг. было заложено ещё в конце 1960-х гг. Для Пекина, который пошёл на разрыв отношений с Москвой в 1960-е гг., необходимо было решить вопрос источника ресурсов для своего экономического развития. И такой источник ресурсов для развития КНР стала искать, повернувшись лицом к странам Запада. Именно с конца 1960-х гг. Китай стал посылать, в частности, Вашингтону сигналы о желании наладить деловые контакты с США. Примечательно, что эти сигналы по-прежнему сопровождались антиимпериалистической риторикой. Тем не менее уже с конца 1960-х гг. Пекин постепенно переходит от стратегии борьбы на два фронта к противостоянию на одном фронте — антисоветском. Для более интенсивного сближения с Соединёнными Штатами и странами Запада КНР в начале 1970-х гг. выступила с примирительными жестами в отношении Советского Союза и социалистических стран. Но всё это было сделано лишь для того, чтобы побудить Вашингтон и западноевропейских лидеров побыстрее предпринимать шаги по сближению с Китаем. В США и странах Запада эти сигналы были услышаны. Западные же государства стали оказывать экономическую помощь Пекину потому, что были заинтересованы в углублении противоречий между КНР и СССР.

Руководство КПК на X съезде партии в 1973 г. подвело под сближение со странами Запада и идеологическое обоснование. На этом съезде было, в частности, заявлено о возможности «необходимых компромиссов революционных стран с империалистическими государствами». Обоснование концептуальной базы под сближение Пекина со странами Запада было продолжено в 1977 г. на XI съезде КПК. На съезде было продекларировано, что «советский социал-империализм представляет собой большую опасность», он «наступает, а американский империализм обороняется» [3; 619]. Побудительным мотивом сближения Китая с Соединёнными Штатами было не только желание получить от Вашингтона кредиты на развитие и технологии, но и стремление решить тайваньский вопрос в свою пользу.

В 1974 г. китайским руководством озвучивается и «теория трёх миров», автором которой был Мао Цзэдун. Основные положения этой теории были оглашены членом политбюро ЦК КПК Дэн Сяопином на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с теорией к «первому миру» были отнесены Советский Союз и США. Они, по мнению Мао Цзэдуна, противостоят «второму миру», представленному развитыми странами, и «третьему миру», в который входят развивающиеся

государства. Китай Мао Цзэдун относил к «третьему миру». Он также призывал к совместной борьбе «второго» и «третьего» миров против «первого» мира. Наиболее революционной силой Мао Цзэдун считал «третий мир».

Ужесточение политики КНР по отношению к СССР в конце 1960-х — 1970-е гг. объяснялось опасениями Пекина за свою безопасность. Для этого у Китая были определённые основания. Так, Советский Союз в конце 1960-х гг. увеличил свою воинскую группировку на Дальнем Востоке, в 1966 г. разместил контингент войск в Монголии, активизировал сотрудничество с Вьетнамом, в 1979 г. ввёл войска в Афганистан [4; 55]. В силу вышеназванных причин китайское руководство в конце 1960-х гг. выдвинуло концепцию «угрозы с севера», т.е. со стороны СССР. Обеспокоила лидеров КПК в 1968 г. и акция ряда стран Варшавского договора во главе с Советским Союзом по вводу войск в Чехословакию. Китай воспринимал эти действия Москвы как создание «кольца окружения Китая». Парадоксально, что СССР, предпринимая вышеназванные действия, за исключением ввода войск в Чехословакию и в Афганистан, руководствовался ростом китайской угрозы у своих границ.

Таким образом, КНР в условиях слабости в противостоянии Советскому Союзу искала помощи у стран Запада, прежде всего у США. Кроме того, Пекин был недоволен набирающей обороты разрядкой международной напряжённости между Востоком и Западом. Китай считал, что разрядка международной напряжённости усилила СССР и что Москва, используя, в том числе, проблемы Вашингтона во Вьетнаме, перешла в стратегическое наступление. Исходя из этого, китайские лидеры были убеждены, что КНР надо блокироваться с Соединёнными Штатами для сдерживания активизации Советского Союза. Пекин считал, что в силу сложившихся условий в международных отношениях конца 1960-х — 1970-х гг. США пойдут на диалог с Китаем, в том числе и для того, чтобы, «сохранив лицо», «выйти» из индокитайского конфликта.

На протяжении 1970-х гг. КНР, в руководстве которой продолжалось доминирование левацки настроенных коммунистов, стояла в авангарде борьбы против СССР и его союзников и последовательно сближалась со странами Запада. Кроме того, Пекин призывал страны Запада проводить в отношении ряда государств социалистического блока «дифференцированную политику» с целью размывания единства стран социализма. Однако к концу 1970-х гг. левацки настроенное крыло китайских коммунистов стало постепенно терять своё влияние, как в руководстве КПК, так и в государственном аппарате Китая. Эти постепенные процессы готовили основу для изменения внешнеполитической концепции Пекином.

Начало пересмотру внешней политики КНР, проводившейся на протяжении 1970-х гг., было положено на третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва в 1978 г. Китайское руководство вернулось к пониманию того, что главным для Китая является развитие производительных сил, т.е. экономики. Через призму обеспечения благоприятных условий для развития китайской экономики постепенно стала выстраиваться и новая внешняя политика КНР с начала 1980-х гг. Концептуальные основы этой новой внешней политики были заложены на XII съезде КПК, состоявшемся в 1982 г. Сущность новой внешней политики — возрождение конструктивизма в отношении внешнего мира в целом и принципа открытости. На XII съезде КПК также отмечалось, что Китай не зависит ни от какой крупной державы либо группы государств, не вступает с ними в союзы, так как союзничество будет препятствовать контактам с другими странами. Кроме того, союзник может использовать Китай в своих интересах. КНР, подчёркивая свою принадлежность к странам «третьего мира», тем не менее предприняла усилия по ликвидации отчуждения от государств социалистического блока и международного коммунистического движения.

Пекин отказался от тезиса о том, что СССР является «главным источником новой мировой войны». Однако руководство Китая осталось приверженным идее, что основным источником мировой войны являются обе сверхдержавы. КНР перестала муссировать тезис о создании «единого международного фронта» по противодействию «советскому гегемонизму», но оставила установку борьбы против «гегемонизма обеих сверхдержав». Пекин также заявил о стремлении разрешать спорные вопросы с Советским Союзом путём переговоров. Китай провозгласил, после большого перерыва, что готов развивать контакты со странами Восточной Европы, а также с зарубежными компартиями. Если на XI съезде КПК в 1977 г. отмечалось, что «разрядка — явление временное и поверхностное», то на XII съезде уже утверждалось, что КНР не только против мировой, но и локальных войн. Миролюбивый курс Пекина был закреплён и в тексте новой конституции Китая, принятой в 1982 г. Китайское руководство также отказалось от экспорта революции.

В конце 1980-х гг., после XIII съезда КПК, состоявшегося в 1987 г., КНР выдвинула концепцию многополярности существующей системы международных отношений. Китайское руководство заявило, что с конца 1980-х гг. идеологический фактор перестаёт быть определяющим при группировке тех или иных стран в коалиции. И вообще, деидеологизация в политике Пекина по отношению к другим государствам стала основной чертой его внешнеполитической стратегии с 1980-х гг.

С начала 1990-х гг. в китайской внешней политике устоялся подход о формальном равенстве всех стран как объектов его политики. Однако Китай, как и ранее, никогда не скрывал, что в его внешней политике приоритетное место отводится развивающимся странам. Дезинтеграция Советского Союза резко повысила роль КНР в формировании глобального международно-политического климата. Пекин извлёк определённые дивиденды из факта распада СССР. Один из них заключался в том, что Китаю теперь не надо было стоять перед трудной дилеммой выбора между Советским Союзом и США.

Во второй половине 1990-х гг. внешняя политика КНР вступила в новый этап, который характеризовался многоплановостью и высоким динамизмом по всем направлениям. В 1990-е гг. Пекин придерживался независимости и самостоятельности при выработке политики по всем международным проблемам, выступал против использования политики силы, ратовал за создание дружественных отношений со странами-соседями. Для китайской внешней политики в этот период была характерна осторожность, прагматизм, уклонение от конфронтации, концентрация на экономической выгоде [5; 74]. Приверженность Китая вышеназванным принципам была подтверждена в 1997 г. на XV съезде КПК.

В начале XXI в. внешнеполитические конструкции в КНР получили своё дальнейшее развитие. На протяжении 2002-2008 гг. в Китае была выработана и продекларирована концепция «мирного возвышения» страны. Затем эту концепцию сменили лозунг «мирного развития» КНР и доктрина «гармоничного мира», выдвинутая генеральным секретарём ЦК КПК Ху Цзиньтао в 2005 г. во время выступления в ООН.

У концепции «мирного возвышения» Китая нет одного автора. По-видимому, она, что называется, «витала в воздухе» и была плодом мысли нескольких китайских интеллектуалов. Одним из первых, кто озвучил эту идею в 1998 г., был сотрудник из университета Цинхуа Янь Сюэтун. В 2002 г. сходные идеи были высказаны известным шанхайским политологом Хуаном Жэньвэем в его монографии «Время и пространство возвышения Китая». Общепризнанным же автором концепции «мирного возвышения» КНР считается бывший директор Партийной школы при ЦК КПК Чжэн Бицзянь. Эта концепция была обнародована в 2003 г. в городе Боао,

расположенном на острове Хайнань, на публичном форуме. Однако против широкого употребления термина «мирное возвышение» выступил МИД КНР. Мотивация китайского МИДа: этот термин противоречит завету Дэн Сяопина — «держаться в тени и стараться ничем не проявлять себя». В 2004-2005 гг. концепция «мирного возвышения» была заменена на концепцию «мирного развития» Китая. Такая рокировка не означала отказа китайского руководства от концепции «мирного возвышения» КНР. В 2007 г. на XVII съезде КПК была даже проведена дискуссия о предпочтительности слов «развития» или «возвышения». В результате, чтобы не раздражать и не пугать мировое сообщество, термин «возвышение» остался для внутреннего пользования, а «развитие» — для внешнего употребления. Концепция «мирного возвышения» стала для Китая новой философией внутренней и внешней политики.

Определённые изменения во внешней политике КНР последовали после проведения Олимпийских игр в Пекине в 2008 г. и мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. К этому времени Китай окончательно приобретает статус глобального игрока в системе международных отношений. Для внешней политики КНР с этого времени характерен рост напористости и жёсткости, особенно когда речь касалась отстаивания основных национальных интересов. Пекин с этого времени пытался нарастить свою «мягкую силу» посредством широкого выхода вовне китайской культуры, по подобию выхода на международную арену китайского бизнеса. В эти годы Китай заявил о своей самоидентификации как ответственной державы. Другой идеей, которая стала муссироваться в КНР, было перемещение опоры внешней политики Пекина с развивающихся стран в целом на «новые поднимающиеся государства». Под этим термином подразумевались страны — члены БРИКС. Заметное увеличение экономической мощи Китая, особенно проявившееся после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., дало основания Пекину почувствовать «уверенность в себе, присущую великой державе».

Рост экономической мощи КНР, ставший явственно заметным в посткризисный период 2008-2009 гг., способствовал ощутимому подъёму китайского национализма. С одной стороны, это выразилось в распространении среди китайцев чувства гордости за свои достижения, с другой — в призывах перейти к самым решительным действиям по защите своих интересов во всём мире. И это всё несмотря на заветы Дэн Сяопина — «скрывать свои возможности».

В целом, во втором десятилетии XXI в. Китай во внешней политике стремился «умело совмещать твёрдость и мягкость, решительность и разумность» [6; 139].

Заключение. Таким образом, внешнеполитический курс Китая после достижения страной независимости вырабатывался в ходе ожесточённой борьбы между леворадикальной частью китайской компартии и коммунистами-«прагматиками». Именно по этой причине для внешней политики КНР, особенно второй половины XX в., были характерны крайняя нестабильность и крутые повороты. И только к концу XX — началу XXI вв., когда в китайской политической элите стали доминировать коммунисты-«прагматики», для внешней политики Китая стали характерны такие черты, как стабильность, последовательность, предсказуемость. От стабилизации внешней политики КНР выиграл не только китайский народ, но и мировое сообщество в целом. Одним из базовых принципов внешней политики Китая с 1980-х гг. стал принцип деидеологизации в отношениях с членами международного сообщества. Именно по этой причине, на наш взгляд, китайскому капиталу удалось проникнуть практически во все страны мира и стать второй экономикой по номинальному ВВП, после США, среди членов мирового сообщества.

Примечания:

1. Яковлев А. Г. Международное положение и внешняя политика Китая // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М. : Вост. лит., 1999. С. 592-612.

2. Бажанов Е. П. Китай и внешний мир. М. : Междунар. отношения, 1990. 352 с.

3. Кулик Б. Т. Внутренние факторы формирования внешней политики КНР // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М. : Вост. лит., 1999. С. 613-627.

4. Цвык А. В. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (1950-1990-е гг.) // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2015. № 1. С. 53-58.

5. Виноградов И. С. История развития внешней политики КНР // Общество: философия, история, культура. 2018. № 6. С. 72-77.

6. Портяков В. Я. Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI столетии. М. : ИДВ РАН, 2015. 280 с.

References:

1. Yakovlev A.G. The international situation and foreign policy of China 11 China on the path of modernization and reforms. 1949-1999. M.: Vost. lit., 1999. P. 592-612.

2. Bazhanov E.P. China and the outside world. M.: International Relations, 1990. 352 pp.

3. Kulik B.T. Internal factors of the formation of China's foreign policy // China on the path of modernization and reforms. 1949-1999. M.: Vost. lit., 1999. P. 613-627.

4. Tsvyk A.V. Evolution of the conceptual basis of the foreign policy of the PRC (1950-1990-ies.) // Bulletin of RUDN. Series: International Relations. 2015. No. 1. P. 53-58.

5. Vinogradov I.S. Background to the PRC's foreign policy // Society: Philosophy, History, Culture. 2018. No. 6. P. 72-77.

6. Portyakov V.Ya. Foreign policy of the People's Republic of China in the XXI century. Moscow: IDV RAS, 2015. 280 pp.

Статья поступила в редакцию 31.07.2023; одобрена после рецензирования 20.08.2023; принята к публикации 21.08.2023. The paper was submitted 31.07.2023; approved after reviewing 20.08.2023; accepted for publication 21.08.2023.

© A.C. Иващенко, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.