Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА НА ПРИМЕРЕ ДРАМ "ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА" И "ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА"'

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА НА ПРИМЕРЕ ДРАМ "ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА" И "ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРХАРТ ГАУПТМАН / ДРАМАТУРГИЯ / НЕМЕЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / НАТУРАЛИЗМ / РЕАЛИЗМ / НЕОРОМАНТИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хазиева М.Ф.

В статье представлен сравнительный анализ пьес Герхарта Гауптмана «Перед восходом солнца» и «Перед заходом солнца». На основе анализа каждой из пьес и последующего выявления сходных и отличных друг от друга черт сделаны выводы об изменениях, произошедших в творчестве Герхарта Гауптмана в период между 1889 и 1932 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА НА ПРИМЕРЕ ДРАМ "ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА" И "ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА"»

УДК 821.112.2

Хазиева М.Ф., студент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА НА ПРИМЕРЕ ДРАМ «ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА» И «ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА»

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ пьес Герхарта Гауптмана «Перед восходом солнца» и «Перед заходом солнца». На основе анализа каждой из пьес и последующего выявления сходных и отличных друг от друга черт сделаны выводы об изменениях, произошедших в творчестве Герхарта Гауптмана в период между 1889 и 1932 гг.

Ключевые слова. Герхарт Гауптман; драматургия; немецкая драматургия; натурализм; реализм; неоромантизм.

Герхарт Гауптман (1862-1946), немецкий драматург, родившийся в Нижней Силезии. За годы творчества Гауптману удалось написать великие произведения в нескольких литературных направлениях, в том числе в области натурализма, реализма и неоромантизма.

Творчество Гауптмана было исследовано в работах А.В.Луначарского, Б.И.Зингермана, А.П.Склизковой,

Т.А.Шарыпиной, Н.Е.Разумовой, А.Ю.Карповой. Но, несмотря на наличие работ, анализирующих жизнь и творчество Герхарта Гауптмана, а также отдельные его произведения, подробного сравнения разных периодов творчества драматурга на примере пьес «Перед восходом солнца» и «Перед заходом солнца» до сих пор не было. Однако подобный сравнительный анализ пьес, написанных Гауптманом в начальный и в завершающий период его творческой активности, позволит наглядно проследить изменения, происходившие в творчестве драматурга.

В ходе проведения анализа в качестве объекта исследования было выбрано творчество Герхарта Гауптмана, а в качестве предмета исследования - изменения, произошедшие в период между написанием Гауптманом драм «Перед восходом солнца» и

«Перед заходом солнца». Автор статьи ставит перед собой целью проанализировать изменения в творчестве Герхарта Гауптмана на примере пьес «Перед восходом солнца» и «Перед заходом солнца».

Драму «Перед восходом солнца» (1889) называют одной из главных натуралистических пьес Герхарта Гауптмана. По содержанию пьесы главный герой Альфред Лот приезжает в Вицдорф, чтобы подробнее разобраться в том, чем живут местные углекопы. Из завязки пьесы читатель понимает, что Лот придерживается натуралистических взглядов. Он интересуется жизнью простых углекопов и хочет найти способ сделать их счастливее. С движением сюжета выясняется, что причины несчастья народа имеют внутренний и внешний характер. Внутренней причиной является алкоголизм, охвативший большую часть жителей Вицдорфа, а внешней - действия местных богачей, Краузе и Гофмана, из-за которых уголь и деньги от его добычи доставались не всему народу, а только владельцам шахт. Подобные прозаичные проблемы, проистекающие изнутри и извне -типичная особенность натуралистического описания ситуации.

В драме «Перед восходом солнца» раскрывается одна из ведущих в натурализме тем - проблема наследственности. В контексте пьесы данная проблема описана в негативном ключе, поскольку в центре повествования лежит наследственный алкоголизм. С развитием пьесы выясняется, что этот недуг охватил почти всю деревню. В пятом действии доктор Шиммельпфенниг описывает состояние людей в Вицдорфе: «Durchgängig ... Suff! Völlerei, Inzucht, und infolge davon - Degenerationen auf der ganzen Linie» [8] («Повсюду... Пьянство! Чревоугодие, кровосмешение, а вследствие этого - вырождение в каждой семье»). Первый ребёнок Гофмана и его жены Марты умер в три года от алкоголизма, передавшегося ему по наследству от матери. На момент действия пьесы Марта беременна во второй раз, но она не прекращает пить, что приводит к тому, что второй ребёнок Марты рождается мёртвым, и причиной его смерти вновь становится алкоголизм.

С натуралистической точностью Гауптман использует диалектизмы, прописывает реплики простого народа, говорящего на силезском диалекте. Например, обсуждая нелёгкую судьбу

жены возчика, ворующей у своих господ молоко, служанка Лиза говорит: «Acht kleene Bälge! - die wulln laba» [8] («Acht kleine Kinder! - die wollen essen» - «Восемь ребятишек! - которые хотят есть»). Писатели-натуралисты часто использовали местные диалекты, не адаптируя текст для людей, данного диалекта не знающих.

Натуралистической детализации способствует и подробное описание внешнего вида действующих лиц и окружающей обстановки, предшествующее каждому отдельному акту.

Таким образом, в драме «Перед восходом солнца» наиболее ярко выражены следующие натуралистические черты: открытое описание проблем алкоголизма, насилия, наследственных болезней, дегуманизации личности как в высших, так и в низших слоях общества; раскрытие несчастья человека через выявление внутренних и внешних причин; введение в речь диалектизмов.

Обращаясь к пьесе «Перед заходом солнца» (1932), можно назвать ее реалистическим произведением с элементами романтизма. В послесловии к собранию драм Герхарта Гауптмана 1998 г. А.А.Гугнин писал, что пьеса «Перед заходом солнца» отражает общее настроение периода, предшествующего приходу к власти Гитлера. Буржуазное общество, некогда являвшееся оплотом гуманизма, постепенно становится обществом дельцов, ценящих деньги превыше всего. Посредством образа Маттиаса Клаузена Гауптман обобщенно показывает оставшихся гуманистов [6]. Читателю приятен Клаузен, он добрый и честный человек, но столь же очевидна и его слабость перед грядущей нравственной деградацией. Подобное олицетворение современной автору эпохи позволяет говорить о жизненном правдоподобии пьесы.

Большую часть персонажей можно описать одним словом, что и делает автор в перечислении действующих лиц: Беттина -набожная, Вольфганг - учёный, Оттилия - «ничем не выделяющаяся» («ohne Eigenart»), что позволяет считать их реалистическими типическими характерами. Но Инкен Петерс, центральный персонаж пьесы, истинно романтическая героиня, волей драматурга помещённая в чрезмерно для нее реалистический сюжет. Могла ли Инкен, постепенно влюбляясь в Маттиаса Клаузена, подозревать, что ей предстоит столкнуться с

предательством, страхом быть оклеветанной и сумасшествием? Вряд ли на тот момент она думала об этом. Тем не менее, именно Инкен преодолевает все удары судьбы и пытается спасти Клаузена. Она молодая, сильная девушка, не испугавшаяся препятствий, встающих на пути к обретению счастья. Сам Маттиас Клаузен говорит Инкен во втором действии: «Die Romantik ist aus der Welt: um Sie herum, Inken» [7; 439] («Романтика всего мира окружает Вас, Инкен»). Романтический герой воплощён Гауптманом в сильной героине, что свойственно и многим другим его произведениям.

Кламрот, зять Клаузена, прирождённый делец, говорит в начале пьесы: «Sie drehen den Zeiger der Uhr nicht zurück!» [7; 400] («Стрелки часов не повернуть назад!»). Впоследствии эта фраза будет повторена несколько раз. Её можно считать своеобразным обращением Гауптмана к обществу и отсылкой к реальным событиям: время Маттиаса Клаузена и подобных ему гуманистов вышло. На смену им приходят реалистично мыслящие дельцы, не допускающие романтики.

В некоторых репликах персонажей можно встретить прямое противостояние реализма и романтизма. В третьем акте во время выяснения отношений между Маттиасом Клаузеном и его детьми Беттина произносит: «Vielleicht sagt er [Matthias Clausen] uns, wie er sich die Zukunft denkt - alles natürlich in Güte und Liebe» [7; 465] («Возможно, он расскажет нам, как он представляет себе будущее - конечно, в обстановке спокойствия и любви»). На что Кламрот говорит ей: «In geschäftlichen Dingen, Bettine, herrscht Sachlichkeit. Man kann da mit Güte und Liebe nichts ausrichten» [Ibid.] («В рабочих делах, Беттина, правит деловитость. В обстановке спокойствия и любви тут ничего не добьёшься»). Кламрот открыто говорит о том, что в современную эпоху дела решают не согласие и любовь, а деловитость и реализм.

В суицидальных настроениях Маттиаса Клаузена также сплелись романтический и реалистический подтекст. Видение героем смерти как выхода, а людей вокруг - как врагов, можно рассмотреть как с точки зрения возвышенности романтического героя над бренным миром, так и с позиции выявления типического реалистического героя, раскусившего пороки общества.

Исходя из вышесказанного, можно перечислить черты пьесы, свойственные реалистическому направлению: введение ряда типических характеров; действие этих характеров в конкретной бытовой и исторической обстановке (период между 1918 и 1933 гг.); правдоподобие и детальность пьесы. Однако в драме «Перед заходом солнца» можно найти и романтические элементы: романтические герои (Маттиас Клаузен и Инкен Петерс) и их противостояние обществу, новому времени; символические средства для описания смерти (открывающаяся дверь) и своих врагов (сравнение их с шахматами), используемые Маттиасом Клаузеном.

Сравнивая драмы «Перед восходом солнца» и «Перед заходом солнца» можно проследить изменения, происходившие в творчестве Герхарта Гауптмана в период между 1889 и 1932 гг. Рассматриваемые драмы относятся к разным литературным направлениям. «Перед восходом солнца» традиционно относят к натурализму. С пьесой «Перед заходом солнца» дела обстоят сложнее: в ней наблюдаются как реалистические, так и романтические и символические черты. Направления пьес влияют на выходящие на передний план конфликты: в «Перед восходом солнца» — конфликт человека с собственной физиологией и с влияющим на неё обществом; в «Перед заходом солнца» -конфликт человека, сохранившего прежние идеалы, с обществом новой эпохи.

Пьесы были написаны в различные исторические эпохи: «Перед восходом солнца» была написана драматургом в период правления Бисмарка, когда социально-демократические взгляды были под запретом, а пьеса «Перед заходом солнца» была написана перед приходом к власти Гитлера и в годы предчувствия сильных изменений в обществе. Однако пьесы объединяет то, что они через бытовые сюжеты, разворачивающиеся в узком кругу героев, показывают читателю общее настроение времени их написания [2].

Главные герои пьес - Альфред Лот и Маттиас Клаузен -сильно отличаются друг от друга. Лот - идейный человек, ставящий свои принципы превыше всего, видящий главную цель своего существования в том, чтобы помочь бедным людям обрести

счастье. Клаузен - взрослый, справедливый мужчина, сумевший честным трудом заработать состояние на своём предприятии. Клаузен не тешит себя намерениями помочь всем. Он видит своё единственное счастье в Инкен и считает, что он сделал уже достаточно, чтобы уйти на покой. Лот полон энергии, но не находит ей верное применение, а Маттиас свою энергию уже растратил. Их объединяет бессилие, хоть и не высказанное открыто в тексте пьес.

Параметр, который, несомненно, объединяет пьесы -наличие сильных женских образов. И Елена, и Инкен готовы бросить всё ради своих возлюбленных. Но Елене нечего оставлять позади - побег от пьющих родственников и мрачных углекопов не становится для неё трудным выбором. Инкен есть что терять, её жизнь с матерью и дядей была спокойной и счастливой ещё до влюблённости в Клаузена. В финалах пьес героинь объединяет общее горе от потери возлюбленных.

В своем творчестве Гауптман всегда выбирал героев-современников. Ужесточается политика, направленная на подчинение себе народа - автор вводит героя, выступающего за равноправие. Остатки гуманизма в народе постепенно утрачиваются, и грядёт ещё более тоталитарный режим - Гауптман обращается к герою-гуманисту, который остаётся верен себе, но никак не может исправить ситуацию просто потому, что врагов слишком много и на их фоне он слаб и никчёмен. Обе пьесы были написаны в тяжёлые для Германии времена и выступали отражением общественных изменений и предвестниками политического ужесточения.

Таким образом, можно сделать вывод, что с течением времени в творчестве Герхарта Гауптмана менялись сюжеты, герои, место и время действия, конфликты, литературные направления, рассматриваемые проблемы, но произведения драматурга всегда были современны и своевременны, что делало их воздействие на зрителя и читателя ярким и сильным вне зависимости от отдельных особенностей произведений. Проблемы, поднимаемые Гауптманом, актуальны и сегодня, поэтому его произведения не устаревают и продолжают находить своего зрителя и читателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй [Текст]: монография / Б.И. Зингерман. -М.: Наука, 1979. - 392 с.

2. Луначарский, А.В. Последние пьесы Г. Гауптмана / А.В. Луначарский // Современник. - 1922. - № 1. - С. 137-147.

3. Луначарский, А.В. Статьи о литературе [Текст]: монография / А.В. Луначарский. - М.: Гослитиздат, 1957. - 732 с.

4. Разумова, Н.Е., Карпова, А.Ю. А.П. Чехов и Г. Гауптман: две версии комедийности / Н.Е. Разумова, А.Ю. Карпова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 185-190.

5. Склизкова, А.П. Мистический натурализм. Драма Г. Гауптмана «Перед восходом солнца» / А.П. Склизкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013. - № 1. - С. 93-102.

6. Шарыпина, Т.А. Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу XX века / Т.А. Шарыпина // Электронный журнал «Новые Российские гуманитарные исследования». - 2010. - № 5. - С. 8.

7. Hauptmann, G. Dramen / G. Hauptmann. - AufbauVerlag Berlin und Weimar, 1966. - 536 S.

8. Hauptmann, G. Vor Sonnenaufgang [Электронный ресурс] / G. Hauptman // Vor Sonnenaufgang. - Режим доступа: https://gutenberg.spiegel.de/buch/vor-sonnenaufgang-9216/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.