Научная статья на тему 'Эволюция ценностей и стимулов хозяйствования в России (XIX-XXI вв. ): содержание, основные этапы. Факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России'

Эволюция ценностей и стимулов хозяйствования в России (XIX-XXI вв. ): содержание, основные этапы. Факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ЦЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДОВЕРИЕ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENTREPRENEURSHIP / INSTITUTIONAL ECONOMICS / INSTITUTIONAL PRECONDITIONS OF ECONOMIC MANAGEMENT / INSTITUTIONS / INSTITUTIONAL INCENTIVES FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INSTITUTIONAL BARRIERS / THE VALUE OF ENTREPRENEURSHIP / TRUST / TRANSACTION COSTS / FACTORS AFFECTING THE DYNAMICS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазанова Светлана Леонидовна

В статье исследована эволюция ценностей российского предпринимательства, их взаимосвязь со стимулами хозяйствования; выявлены основные этапы развития, а также институциональные, экономические и другие факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сазанова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE VALUES AND ECONOMIC STIMULUS IN RUSSIA (XIX-XXI cc.): TABLE OF CONTENTS, KEY STAGES. FACTORS OF DYNAMICS OF ENTREPRENEURSHIP AND BUSINESS IN RUSSIAN FEDERATION

The article studies the evolution of the value of Russian entrepreneurship and their interrelation with the incentives of economic management; identified the main stages of development, as well as the institutional, economic and other factors affecting the dynamics of business and entrepreneurial activity in Russia XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Эволюция ценностей и стимулов хозяйствования в России (XIX-XXI вв. ): содержание, основные этапы. Факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России»

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ И СТИМУЛОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РОССИИ (XIX-XXI ВВ.): СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ. ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ1

Аннотация. В статье исследована эволюция ценностей российского предпринимательства, их взаимосвязь со стимулами хозяйствования; выявлены основные этапы развития, а также институциональные, экономические и другие факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России XIX-XX вв.

Ключевые слова: предпринимательство, институциональная экономика, институциональные предпосылки хозяйствования, институты, институциональные стимулы предпринимательской деятельности, институциональные барьеры, ценности предпринимательства, доверие, трансакцион-ные издержки, факторы динамики предпринимательской деятельности.

Svetíana Sazanova EVOLUTION OF THE VALUES AND ECONOMIC

STIMULUS IN RUSSIA (XIX-XXI CC.): TABLE OF CONTENTS, KEY STAGES. FACTORS OF DYNAMICS OF ENTREPRENEURSHIP AND BUSINESS IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article studies the evolution of the value of Russian entrepreneur-ship and their interrelation with the incentives of economic management; identified the main stages of development, as well as the institutional, economic and other factors affecting the dynamics of business and entrepreneurial activity in Russia XIX-XX centuries.

Keywords: entrepreneurship, institutional economics, institutional preconditions of economic management, institutions, institutional incentives for entrepreneurial activity, institutional barriers, the value of entrepreneurship, trust, transaction costs, factors affecting the dynamics of entrepreneurial activity.

Развитие России невозможно без развития хозяйственной инициативы, инновационной деятельности во всех сферах социально-экономической системы страны. Предпринимательская деятельность неразрывно связана с инновациями, поскольку только новые комбинации экономических ресурсов для создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребностям людей, могут улучшить благосостояние самого предпринимателя. Предпринимательство как социальная группа, сообщество предпринимателей, является носителем не только предпринимательских практик, но и ценностей хозяйственной этики, которые, в свою очередь, являются критериями выбора мотивов и стимулов предпринимательской деятельности [15] и служат основанием экономической системы в целом [18]. Исследование ценностей и стимулов хозяйствования в России, их эволюции в широком историко-экономическом контексте, на наш взгляд, пока еще недостаточно изучено как отечественными, так и зарубежными учеными. Выявление основных этапов вышеназванной эволюции позволило бы по-новому взглянуть на эволюцию предпринимательства и предпринимательской деятельности, выявить

© Сазанова С.Л., 2016

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-50141.

УДК 330 С.Л. Сазанова

внешние и внутренние факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России. Методологический и теоретический инструментарий институционализма, на наш взгляд, является наиболее релевантным для решения данной задачи, поскольку позволяет исследовать как собственно экономические, так и неэкономические факторы хозяйственной деятельности [13; 16; 19]. Дополнение институциональной методологии элементами эволюционной [3; 5; 6] и системной [4; 9] позволит полнее изучить эволюцию предмета и объекта исследования.

Проведенное ранее в рамках гранта РГНФ (проект № 16-02-50141) исследование позволило выявить основные этапы становления и развития предпринимательства и предпринимательской деятельности в России в ХУ11-ХХ1 вв. в контексте эволюции ценностей хозяйственной деятельности [17], выделить ряд политических и геополитических факторов (предпосылок развития предпринимательской деятельности), институциональных факторов, способствовавших/препятствовавших/носивших двойственный противоречивый характер с точки зрения формирования положительных/отрицательных стимулов развития предпринимательства, сделать выводы относительно ценностных ориентаций российского предпринимательства в данный период и изменений в них, выявить основные этапы эволюции ценностей и стимулов хозяйствования в России [14]. В настоящей статье предметом исследования является эволюция ценностей и стимулов хозяйствования в России в Х1Х-ХХ1 вв., ее содержание и основные этапы. Это позволит, с учетом ранее сделанных выводов, выявить и обобщить факторы динамики предпринимательства и предпринимательской деятельности в России [14; 17]. Объектом исследования является предпринимательство и предпринимательская деятельность Х1Х-ХХ1 вв. Теоретическую базу исследования составили работы А. Аксенова, А. Бес-солицина, М. Вебера, Е. Гимпельсона, В. Дементьев, Т. Долгопятова, Н. Егоровой, В. Катасонова, Г. Клейнера, С. Кирдиной, Н. Козловой, А. Кузьмичёва, М. Кулишера, М. Марковой, Е. Мирошниченко, В. Маевского, В. Полтеровича, Д. Раскова, С. Струмилина, О. Сухарева, В. Тамбовцева, Ю. Таранухи, А. Тимофеевой, В. Тореева, Н. Харсеевой, Е. Хлыстова, А. Чепуренко, А. Шулимовой, А. Яковлева и др. Эмпирическую базу составили интервью автора с современными российскими предпринимателями, в том числе полученные на конференциях и форумах.

Исследование взаимосвязи и взаимозависимости ценностей, мотивов и стимулов предпринимательской деятельности опирается на ранее сделанное заключение, что ценности определяют внутренние мотивы деятельности человека, а стимулы всегда носят внешний характер (задаются общественными институтами, т.е. другими людьми) и могут стать побуждением или препятствием к предпринимательской деятельности [15]. Исследование развития предпринимательской деятельности ранее позволили выделить ряд ключевых этапов, в том числе в Х1Х-ХХ1 вв.: 1) предпринимательство «в условиях масштабных институциональных изменений» Х1Х - начала ХХ в.; 2) «квазипредпринимательство» 1917-1990 гг.; 3) предпринимательство в условиях институциональной трансформации 1990-2016 гг. [17].

В качестве промежуточного вывода была сформулирована гипотеза: каждому из этих этапов характерно особое состояние ценностной среды (авторский термин: система ценностей, не имеющая пространственных и временных ограничений). На первом этапе традиционные ценности российского предпринимательства, основанные на православной хозяйственной этике, сосуществовали с импортированными либеральными предпринимательскими ценностями, основанными на протестантской этике, на втором - в ценностное пространство предпринимательства внедрялись ценности криминального предпринимательства, на третьем, современном, этапе ценностное пространство предпринимательской деятельности включает как медленно возрождающиеся традиционные предпринимательские ценности российского предпринимательства, так и уже достаточно укоренившиеся ценности либерального и криминального предпринимательства. Исследуем содержание и основные этапы эволюции ценностей и стимулов хозяйствования в России в Х1Х - начале ХХ1 вв. по следующей схеме:

политические/геополитические факторы как предпосылки развития предпринимательства и предпринимательской деятельности;

- институциональные факторы, способствовавшие/препятствовавшие развитию развития предпринимательства и предпринимательской деятельности или носившие противоречивый характер;

- ценности предпринимательства и предпринимательской деятельности их носители;

- мотивы предпринимательства и предпринимательской деятельности;

- стимулы предпринимательства и предпринимательской деятельности.

На первом из вышеобозначенных этапов, т.е. в Х1Х - начале ХХ вв. (до 1917 г.) политическими и геополитическими факторами развития предпринимательства и предпринимательской деятельности явились: внешние - участие во внешнеполитических союзах, войны (Русско-Иранская, Русско-Турецкая 1828-29, Русско-Шведская, Отечественная, Кавказская, Крымская, Русско-Турецкая 18771878 ); внутренние - смена группировок в окружении царя, лоббировавших интересы то Франции, то Англии, конфликт интересов дворян, крестьян и купечества и их борьба за государственную поддержку, освоение Сибири и Дальнего Востока. В этот же период достаточно противоречивое влияние на развитие предпринимательства оказывали институциональные факторы: снятие ограничений для занятий предпринимательской деятельностью по сословному (для крестьян) и национальному (для евреев) признакам, неразрешенность «крестьянского вопроса» до 1861 г., противоречивая экономическая политика (от фритредерства к протекционизму, снова к фритредерству, и снова возврат к протекционизму), более благоприятные условия для иностранных, а не отечественных предпринимателей в сфере налогообложения, противоречивая политика в отношении старообрядцев, составлявших значительную часть предпринимательства [10; 11; 12]. В целом влияние политических, геополитических и институциональных факторов на динамику предпринимательства и предпринимательской деятельности в России в этот период было положительным: расширялся слой предпринимателей и масштабы предпринимательской деятельности, росло влияние предпринимательского сообщества в российском обществе. Однако все вышеперечисленные политические, геополитические и институциональные факторы действовали в медленно изменяющейся ценностной среде, в которой традиционные ценности российского предпринимательства еще доминировали [2], но уже соседствовали с ценностями иностранного предпринимательства (подробнее о ценностях российского и иностранного предпринимательства см. [14; 17; 20; 21; 22; 23]).

Под влиянием изменений в ценностной среде менялась и предпринимательская деятельность, которая стала носить двойственно-противоречивый характер: мотив служения обществу и государству вытеснялся мотивом личной наживы. Это, в свою очередь, оказывало влияние на действенность стимулов: предпринимательство (предпринимательское сообщество) все более чутко реагировало на стимулы к деятельности, ведущей к личному обогащению (неявный отказ от осуждения мшелоимст-ва) и росту личного потребления (что в среде предпринимателей-старообрядцев продолжало оставаться неприемлемым). Размывание традиционных ценностей в противоречивой ценностной среде обусловило созревание предпосылок к проникновению принципиально иных, криминальных ценностей, что и произошло в дальнейшем. Революция 1917 г. и последовавшая вслед за ней институциональная трансформация разрушительным образом повлияли на ценности, мотивы и стимулы предпринимательской деятельности в России. Политические и институциональные факторы в 1917-1929 гг. носили противоречивый характер, о чем свидетельствуют политика военного коммунизма (продналог, продразверстка) и последующая непродолжительная новая экономическая политика (НЭП). Но затем осознанный переход к политике ускоренной индустриализации обусловил осуждение частной собственности и прямой запрет на частнопредпринимательскую деятельность.

Таким образом, институциональный запрет на частнопредпринимательскую деятельность привел к исчезновению предпринимательства как социальной группы и, как следствие, разрушению

механизма трансляции ценностей российского предпринимательства от поколения к поколению. Тем не менее, в период 1917-1990 гг. существовало «квази-предпринимательство» как в легальной форме (потребительские и крестьянские кооперативы, мелкая частная торговля) содержали отдельные элементы предпринимательской деятельности), так и в форме нелегальной (спекуляция, подпольное производство, подпольный игорный бизнес и др.). Запрет на легальную частнопредпринимательскую деятельность в любых видах, с одной стороны, обуславливал применение норм уголовной ответственности, а с другой порождал потребность в защите прав и доходов, которую нелегальный предприниматель мог получить только в криминальной среде. Все это создавало благоприятные условия для замещения традиционных ценностей российского предпринимательства ценностями криминального предпринимательства, фактически, анти-ценностями. Криминальный бизнес для его владельца всегда является высокорисковым и краткосрочным, поэтому быстрая нажива становится главной ценностью, а мотив к быстрому обогащению (независимо от методов и средств) - главным мотивом, главным стимулом - возможность быстро увеличить личное потребление.

Следует признать, что в период 1917-1990 гг. политические и институциональные факторы носили запретительный по отношению к частному предпринимательству характер, способствовали его вытеснению в нелегальную/криминальную сферу и препятствовали трансляции традиционных ценностей российского предпринимательства. Динамика легального предпринимательства была в этот период сначала отрицательной, затем краткосрочно положительной (НЭП), а затем - нулевой. В тоже время динамика нелегального/криминального предпринимательства являлась слабоположительной. Предпринимательство как сообщество/социальная группа де-юре не существовало.

На третьем из изучаемых этапов (конец XX - начало XXI вв.) мы наблюдаем воздействие на предпринимательство и предпринимательскую деятельность разнообразных политических, экономических, институциональных факторов, частично обусловленных предыдущими периодами, частично - переходом от плановой экономики к рыночной, беспрецедентной институциональной трансформацией. Сжатые во времени институциональные и социально-экономические преобразования рубежа XX - XXI вв. привели к быстрому формированию частного предпринимательства, интересы которого не могли в полном объеме защитить формальные правовые институты и органы правопорядка. Российское законодательство в части защиты интересов и регулирования предпринимательской деятельности совершенствовалось медленнее, чем росло предпринимательское сообщество и расширялись масштабы предпринимательской деятельности. Новое российское предпринимательство быстро формировалось из бывших партийных и хозяйственных деятелей (крупный и средний бизнес), обычных граждан, часто не имевших опыта ведения предпринимательской деятельности, а также выходцев из криминального мира, стремившихся легализовать свои капиталы. Неспособность государства предоставить предпринимателям одно из основных общественных благ - защиту права собственности -было воспринято де-факто как оппортунизм государства. Предпринимательское сообщество для защиты своих прав вынуждено было обратиться к криминальному миру и одновременно прекратить выполнение перед государством своих обязательств по уплате налогов, поскольку высокие налоги и такое «двойное налогообложение» приводили к свертыванию бизнеса.

Стабилизация экономической ситуации в стране, благоприятная внешняя (рост цен на энергоносители) и внутренняя экономическая конъюнктура (рост внутреннего спроса, снижение инфляции), а также благоприятные институциональные изменения (в сфере налогообложения, поддержка малого и среднего бизнеса, формирование ипотечного законодательства и др.) - все это в период до 2008 г. способствовало развитию отечественного предпринимательства, но по-прежнему противоречивой оставалась ценностная среда. Возрождение традиционных ценностей предпринимательство происходило медленно, важную роль в этом процессе сыграла Российская православная церковь, которая на протяжении всего предшествующего периода 1917-1990 гг. оставалась единственным хранителем

этих ценностей. В то же время достаточно сильным остается влияние ценностей криминального «ква-зи-предпринимательства», что отражается в сокрытии доходов, коррупции и др. [22].

Неблагоприятные внешнеэкономические (мировой кризис 2008-2013 гг.) и внешнеполитические (санкции 2016-2016 гг.) факторы обусловили рост интереса к истокам российского предпринимательства и активизации процесса формирования новой ценностной среды предпринимательства и предпринимательской деятельности на основе возрождения традиционных ценностей российского предпринимательства в современных условиях и синтеза их с комплиментарными общемировыми предпринимательскими ценностями на основе развития относительно новых предпринимательских практик. Примером такого синтеза и развития можно считать распространение этических кодексов, становление и развитие социального предпринимательства, которое, ценности и мотивы деятельности которого наиболее близки, на наш взгляд, к ценностям и мотивам традиционного российского предпринимательства [8]. Таким образом, на современном этапе под влиянием как экономических и политических, так и институциональных факторов формируются достаточно благоприятные условия для развития ценностной среды отечественного предпринимательства и предпринимательской деятельности в целом.

Исследование эволюции ценностей и стимулов хозяйствования в России в XIX-XXI вв. показало, что ценностная среда российского предпринимательства остается неоднородной и изменчивой. Экономические, политические и институциональные факторы на каждом из выявленных этапов носили достаточно противоречивый характер, что отразилось на динамике предпринимательства и предпринимательской деятельности. Предпринимательство как социальная группа (популяция) сокращалась/расширялась вместе с сокращением/расширением предпринимательской деятельности под влиянием сдерживающих или, напротив, содействующих развитию факторов. Установлено, что взаимосвязь между ценностями, мотивами, стимулами предпринимательской деятельности, институциональными и экономическими факторами, предпринимательством и предпринимательской деятельностью является кумулятивной обратной причинно-следственной. Эта взаимосвязь может быть разбита на парные связи, которые также носят кумулятивный обратный причинно-следственный характер. Изучение всех этих взаимосвязей будет предметом дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Авдошкина, В. А. Крупная буржуазия и купечество на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX века /В. А. Авдошкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2007. - № 3(66). - Серия: Гуманитарные науки. - С. 35-39.

2. Катасонов, В. Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова / В. Катасонов. - М. : Кислород, 2016. - 351 с. - ISBN 978-5-901635-56-8.

3. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. Введение в X-Y-теорию / С. Г. Кирди-на. - М., СПб. : Нестор-История, 2014. - 468 с. - ISBN 978-5-4469-0000-0.

4. Клейнер, Г. Б. Институциональные изменения: проектирование, селекция или протезирование? [Электронный ресурс] / Г. Б. Клейнер. - Режим доступа : http://kleiner.ru/wp-content/uploads/2014/12/ institutizmenen.pdf (дата обращения : 25.11.2016).

5. Клейнер, Г. Б. Междисциплинарность, системность, гармония - ориентиры развития социально-экономических исследований / Г. Б. Клейнер // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований. Доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. Г. Б. Клейнер. - Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2015. - С. 12-32. - ISBN 978-5-9275-1792-3.

6. Маевский, В. И. О взаимоотношении эволюционной теории и ортодоксии (концептуальный анализ) / В. И. Маевский // Вопросы экономики. - 2003. - № 11. - С. 4-14.

7. Маркова, М. В. Бизнес-образование, институт предпринимательства и предпринимательская деятельность в современной России / М. В. Маркова, С. Л. Сазанова // Управление. - 2016. - Т. 4. - № 1. - C. 79-83.

8. Маркова, М. В. Социальное предпринимательство: цели и ценности / М. В. Маркова, С. Л. Сазанова // Экономика и управление в машиностроении. - 2014. - № 4(34). - С. 61-62.

9. Полтерович, В. М. Эволюция институтов конкуренции, власти и сотрудничества: междисциплинарный анализ / В. М. Полтерович // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований. Доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. Г. Б. Клейнер. - Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2015. - С. 33-55. -ISBN 978-5-9275-1792-3.

10. Расков, Д. Е. «Избирательное сродство» экономики и религии: трактовка М. Вебера / Д. Е. Расков // Христианское чтение. - 2014. - № 1. - С. 115-133.

11. Расков, Д. Е. Социальные нормы и институциональные изменения, или Как понять динамику экономической активности старообрядцев? / Д. Е. Расков // Журнал институциональных исследований. - 2012. -Т. 4. - № 3. - С. 34-42.

12. Расков, Д. Е. Экономические институты старообрядчества / Д. Е. Расков. - СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2012. - 343 с. - ISBN 978-5-288-05257-6.

13. Сазанова, С. Л. Институциональная теория: предпосылки становления и развития / С. Л. Сазанова // Симбирский научный вестник. - 2012. - № 2(8). - С. 125-129.

14. Сазанова, С. Л. Исследование содержания и основных этапов эволюции ценностей и стимулов хозяйствования в России в 17-18 вв. / С. Л. Сазанова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 9. - С. 50-57.

15. Сазанова, С. Л. Социально-экономические системы: ценности имеют значение / С. Л. Сазанова // Системный анализ в экономике - 2014. - Т. 1 / Материалы III Международной научно-практической конференции «Системный анализ в экономике - 2014». Москва, 13-14 ноября 2014 г. / Под общ. ред. Г. Б. Клейне-ра. - М. : ЦЭМИ РАН, 2015. - С. 112-116. - ISBN 978-5-8211-0695-7.

16. Сазанова, С. Л. Сравнительный анализ методологии традиционного институционализма и неоинститу-ционализма: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / С. Л. Сазанова. - СПб., 2002. - 186 с.

17. Сазанова, С. Л. Становление и развитие предпринимательства и предпринимательской деятельности в России в XVII - XXI вв. / С. Л. Сазанова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 6. - С. 40-46.

18. Сазанова, С. Л. Ценности хозяйственной деятельности как основание социально-экономических систем / С. Л. Сазанова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 1. -С. 257-262.

19. Сухарев, О. С. Институциональная экономика : учебник и практикум / О. С. Сухарев. - М. : Юрайт, 2016. - 501 с. - ISBN 978-5-9916-6015-0.

20. Харсеева, Н. В. Духовность как основа российской хозяйственной культуры / Н. В. Харсеева // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 1(31). - С. 199-202.

21. Хлыстов, Е. А. Эволюция предпринимательства как экономического института: теоретико-методологический аспект / Е. А. Хлыстов // Вестник Всточно-Сибирского государственного университета. - 2012. - № 3(38). - С. 107-114.

22. Шашкин, П. А. Экономическая доктрина Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / П. А. Шашкин. - Режим доступа : http://www.inspp.ru/index.php?Itemid=12&id=232&option= com_content&task=view (дата обращения : 1.12.2016).

23. Шулимова, А. А. Эволюция российского торгового предпринимательства: социально-институциональный и организационный аспекты / А. А. Шулимова // Психология. Экономика. Право. - 2015. - № 1. - С. 6268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.