Научная статья на тему 'Эволюция цели и содержания семейного воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями в отечественной педагогике ХХ века и характеристика семей, воспитывающих детей с нарушениями развития'

Эволюция цели и содержания семейного воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями в отечественной педагогике ХХ века и характеристика семей, воспитывающих детей с нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1399
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция цели и содержания семейного воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями в отечественной педагогике ХХ века и характеристика семей, воспитывающих детей с нарушениями развития»

Раздел 3

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 364, 364-787.24, 364.652:314.6, 376, 37.013.42

Тверская О.Н. ПГПУ, г. Пермь

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ХХ ВЕКА И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Одним из самых мощных средств социализации ребенка и эффективных социальных сил, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для самореализации, является семья, которая, по свидетельству

М. Гурова (1997), обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия и уникальностью методов воспитательного и психологического влияния.

В отношении детей с особыми образовательными потребностями (ООП) семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически

единственным ресурсом развития личности ребенка. Но, к сожалению, по мнению ряда исследователей

(О.Е. Буланова, В.В. Коркунов и др.), данный аспект проблемы еще не получил достаточного освещения и разработки в педагогической теории и практике. Поэтому социокультурное развитие ребенка с ООП, процессы его личностного формирования, практически всегда отягощенные одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального,

психологического и педагогического характера, недостаточно изучены, и особенно в плане влияния на них первичного естественного микросоциума - семьи (О.Е. Буланова, С.Ю. Татаренко и др.).

В данной статье рассмотрим эволюцию целей и содержания семейного воспитания ребенка с ООП в отечественной педагогике ХХ века и характеристику семьи такого ребенка.

Изучив изменение содержания семейного воспитания и взаимоотношений между родителями и детьми в различные культурно-исторические периоды, изменение соотношения общественного и семейного воспитания, отражающего социально-педагоги-ческие приоритеты отечественной педагогики ХХ века, эволюцию отношений российского государства и общества к лицам с отклонениями в развитии, мы можем сформулировать следующие выводы.

1. Цели и содержание семейного воспитания детей с ООП, социально приемлемые формы их воспитания детерминированы этническими, культурными, религиозными и социально-экономическими особенностями общества в целом и, в частности, его отношением к Детству, государственной семейной политикой, от которой, в конечном итоге, зависят социально-педагогические приоритеты отношений между общественным и семейным воспитанием, а также экономической и социальной политикой государства и общества в отношении инвалидов и их семей, обусловливающей развитие системы специального образования (ССО).

2. В настоящий период развития общества сложилась объективная ситуация содержательного единообразия взглядов на роль родителей и семьи в развитии ребенка независимо от его психофизического состояния на уровне ценностного отношения к Детству в культурно-историческом аспекте (оформление «помогающего» стиля отношений между родителями и детьми), признания права и ответственности семьи в воспитании детей, паритетности отношений

общественного и семейного воспитания на уровне социально- педагогических приоритетов российского общества, а также на уровне эволюции отношений российского государства и общества к лицам с отклонениями в развитии, поддерживающих в настоящий момент идею интеграции в социум детей с ООП и признающих право семьи на развитие ребенка с ООП.

3. Цели и содержание семейного воспитания детей с ООП также зависят от существующей в обществе системы специального образования и системы оказания медицинской и социально-педагогической помощи ребенку с особыми потребностями и его семье (см. табл.).

4. На современном этапе развития отечественной системы специального образования и социально-педагогической помощи детям с ООП и их семьям, в целом социальной работы, имеются объективные и субъективные условия, создающие возможность эффективного воспитания детей с ООП в семье. К объективным условиям относятся: совершенствование нормативно-правовой базы ССО и социальной работы, становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи, создание вариативных образовательных учреждений для детей с ООП и принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи им и их семьям, организация служб ранней диагностики и ранней помощи, появление опытных моделей интегрированного обучения и др. К субъективным - рост самосознания и активности родителей детей с ООП, изменение взглядов специалистов на значение и роль семьи в реабилитационном процессе и др.

5. Наличие объективных и субъективных условий, создающих возможности эффективного воспитания в семье детей с ООП, а также сама специфика семейного воспитания позволяют утверждать, что семья может выступить персональной микросредой эффективного развития ребенка с особыми образовательными потребностями и что именно в ней может быть осуществлено развитие его готовности к самореализации.

Ведущая роль семьи в процессе реабилитации (медицинской,

психологической, педагогической,

социальной и др.) детей-инвали-дов

отмечается в работах многих авторов, таких как Л.И. Аксенова, О.Е. Буланова, Е.Л. Гончарова, Н.Д. Дименштейн, В.В. Коркунов, И.А. Коробейников, Т.В. Лобанова, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, В.В. Сабуров, О.В. Тимуца, В.В. Ткачева, Л.М. Шипицына и др. При этом исследователи подчеркивают тот факт, что дети-инвалиды «испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых», что их «дальнейшая судьба в значительной степени зависит от позиции семьи» (открытая активная, пассивная неустойчивая, пассивная иждивенческая, агрессивная).

Однако в отношении детей-инвалидов родители, семья долгое время не рассматривались как потенциальные партнеры, а иногда даже игнорировались и исключались из процесса реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы. Это в значительной степени было обусловлено традиционным пониманием роли семьи ребенка-инвалида в реабилитационном процессе как исполнителя предписаний специалистов и недооценкой ее реабилитационного, социализирующего и развивающего потенциала.

Учитывая исключительное значение семьи в жизни ребенка-инвалида, остановимся на ее характеристике. В качестве важнейших характерологических параметров семьи выделим функции, структуру, динамику семейных отношений, придерживаясь точки зрения Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Анализ психолого-педагогической и

социологической литературы позволил сделать вывод о том, что семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, обладает специфическими особенностями на функциональном, структурном, динамическом уровнях.

Так, например, на функциональном уровне происходит «обогащение» функционала семьи. Представляя собой малую социально-психологическую группу, семья является открытой динамической и сложной системой, реализующей в процессе своей жизнедеятельности ряд взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодополняющих друг друга функций. По мнению А.Г. Харчева,

Таблица

Эволюция цели и содержания семейного воспитания детей с нарушениями в развитии в контексте цивилизационного подхода, направлений развития отношений между общественным и семейным воспитанием, эволюции отношений государства и общества к лицам с отклонениями и этапов развития системы специального образования (Россия, Х1Х-ХХ вв.)

Стили отношения к Детству Названи е Социализирующий стиль Помогающий стиль Приглашающий стиль

Хроноло гия XIX - середина ХХ вв. Середина XX в. - конец XX в. Конец XX в. - начало XXI в.

Соотношен ие общественн ого и семейного воспитания Названи е Приорите т семейного воспитания Приоритет общественного воспитания Единство общественного и семейного воспитания при приоритете общественного Единство семейного и общественного воспитания при приоритете семейного

Хроноло гия До 1917 г. 1917 г. - конец 50-х г. Начало 60-х - начало 90-х гг. Начало 90-х г.

Эволюция отношения государства и общества к людям с отклонения ми в развитии Названи е От осознания возможности обучения к осознанию необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых От права на образование 3 категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех От изоляции к интеграции

Хроноло гия 1801 - 1930 гг. 1930 - 1991 гг. 1991 г. - по наст. время

Этапы развития отечественн ой системы ССО Названи е Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии Диф ференциация ССО, ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали Перестройка организационных основ ССО (интеграция, индивидуализация, ранняя помощь, включение родителей)

Хроноло гия 1801 - 1930 гг. 1930 - 1991 гг. 1991 г. - по наст. время

Социально-приемлемы е институты воспитания детей с ООП Названи е Воспитание в семье или в специальных учреждениях закрытого типа негосударственного сектора Государственные учреждения закрытого типа разноведомственного подчинения Воспитание в семье при поддержке социально-педагогических учреждений государственного и негосударственного сектора

Хроноло гия 1801 - 1930 гг. 1930 - 1991 гг. 1991 г. - по наст. время

Цель и содержание семейного воспитания детей с ООП Названи е Цель Содержание Цель - социальная и трудовая адаптация детей с ООП. Содержание -содействие государственным учреждениям в подготовке детей с ООП к общественно полезной деятельности Цель - достижение ребенком с ООП максимально возможной самостоятельной и независимой жизни. Содержание -максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка с ООП в адаптированной к нему модели семейного воспитания с целью предупреждения и преодоления его несостоятельности на разных возрастных этапах в различных сферах жизнедеятельности

Хроноло гия 1801 - 1930 гг. 1930 - 1991 гг. 1991 г. - по наст. время

.И. Антонова, функции семьи можно разделить на специфические, вытекающие из сущности семьи и сохраняющиеся при всех изменениях общества, и неспецифические, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Данная классификация, на наш взгляд, позволяет понять факт появления новых функций, реализуемых в семье, по отношению к ребенку-инвалиду. Так, например, Д.В. Зайцев считает необходимым дополнительно выделить ряд функций, реализуемых семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии: 1) абилитационно-реабилитационную, сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей; 2) корригирующую, которая будет направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями; 3) компенсирующую, направленную на замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами

[3].

На структурном уровне, который «включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами», отмечаются качественные изменения (психологические, соматические, социальные), обусловленные объективными и субъективными трудностями и проблемами, большинство из которых несвойственно и нетипично для семей с нормально развивающимися детьми. Это, по мнению Л.И. Аксеновой, плохое материальное положение, недоступность обучения и реабилитации ребенка средствами образования, сложность получения полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания, отсутствие психологической поддержки, слабая информированность, недостаточная правовая самостоятельность [1, с. 153 - 155]. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребенку (Л.И. Аксенова, О.Е. Буланова, Е.И. Игнатьева, З. Матейчик, Р.В. Овчарова и др.). Ряд исследователей считают, что при наличии в семье ребенка с проблемами всегда имеет место «искаженный брак» (Дж. Фрамо), такая семья является мультипроблемной (Л. Онис), в ней существует специфическая опасность, которая «может ослабить ее внутреннюю сплоченность» (З. Матейчик), в таких семьях отмечается изменение структуры и взаимоотношений между ее членами. В исследованиях Т.Г. Богдановой, А. Гарбузова, Т.В. Добровольской, Е.И. Игнатьевой, Е.И. Исениной, А.И. Захарова, Р.Ф. Майрамян, Н.В. Мазуровой, Г.А. Мишиной, М.М. Семаго, В. Сорокина, В.В. Ткачевой, Л.М. Шипицыной, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др., посвященных изучению особенностей функционирования семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, описаны уровни проявления качественных изменений, происходящих в таких семьях. Так, например,

в работах В.В. Ткачевой выделяются психологический, соматический, социальный уровни и дается их подробная характеристика [14, с. 4].

Психологический уровень, отражающий степень осознания и принятия факта рождения ребенка с отклонениями в развитии, описан в многочисленных исследованиях, большинство которых принадлежит зарубежным авторам. Все исследователи говорят о многообразии форм кризисов, которые переживают родители, выделяя различное количество фаз или стадий кризиса, а также описывают особенности их протекания. В отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме известна схема четырех фаз (растерянность, отрицание дефекта, «хроническая печаль», зрелая адаптация), которую проходят родители аномально развивающихся детей в процессе своей жизни.

Изменения, происходящие в семьях на соматическом уровне, описаны в исследованиях В.А. Вишневского, Б.А. Воскресенского, Р.Ф. Майрамян, Р.Ж. Мухамедрахимова, Л.С. Печниковой, В.В. Ткачевой, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др. Так, в работах В.В. Ткачевой отмечается, что «переживания, выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах» [14, с. 4]. В своем исследовании Р.Ф. Майрамян показывает, насколько велик диапазон невротических и психопатологических расстройств у родителей умственно отсталых детей: аффективные, истерические, депрессивные расстройства, в том числе депрессии с суицидальными попытками, идеями самообвинения, самоуничижения; тревожные расстройства [6]. В работах В.А. Вишневского освещается проявление депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности) у матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП.

Социальный уровень отражает особенности отношения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с внешним миром. В работах исследователей, занимавшихся данным вопросом, указывается, что, как правило, семья становится избирательной в контактах, а то и вообще отказывается от каких бы то ни было отношений с окружающими, родственниками, снижается ее социальная активность [1], [6], [10], [14].

К настоящему времени в отечественных педагогических и психологических исследованиях недостаточно изучены вопросы о влиянии особенностей развития ребенка, тяжести его дефекта на структурные изменения в семье (число, состав), хотя в некоторых исследованиях отмечается, что в случае появления в семье ребенка-инвалида нередко под вопросом находится брак родителей, как правило, мужчины, не выдерживая такого стресса, уходят из семьи.

Гораздо полнее описаны нарушения взаимоотношений в таких семьях (отношений «мать — отец»; отношений «мать — ребенок-инвалид»; отношений «мать — другие дети»; отношений «отец — ребенок-инвалид»; отношений «отец — другие дети в семье»; «ребенок-инвалид — другие дети в семье»), структурные изменения, факторы, которые влияют на этот процесс. Так, в исследованиях Кеннет Теркельсен описана типичная ситуация, которая складывается в семьях с психически больными [18, с. 38]. Автором исследования разработана концепция «трех уровней вовлечения», в соответствии с этой концепцией появление психически больного в семье приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений между ее членами. Семья разделяется на три слоя, которые концентрируются вокруг больного и различаются степенью и характером вовлеченности в опеку: внутренний (обычно один человек, это тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания); второй слой вокруг больного — это члены семьи, которые непосредственно не участвуют в повседневной опеке (у членов семьи, относящихся к данному слою, могут появиться «сверхважные» профессиональные и другие внесемейные обязанности, истинная функция которых защитить их от больного и связанных с ним чрезвычайных происшествий, а также появляется чувство вины перед главным опекуном и отчуждение между главным опекуном и другими членами семьи); третий слой -наружный (его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако практически не имеют с ними повседневного контакта, но очень часто их мнения и поступки осложняют положение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности). Данная модель отношений прослеживается и в семьях с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Отношения между родителями и детьми также включены в структурную характеристику семьи. Под родительским отношением понимается «система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания

характера и личности ребенка и его поступков», которые детерминированы особенностями личности родителей; личностными и клинико-психо-логическими особенностями ребенка, семейными традициями, особенностями семейного общения и др. Детско-родительские отношения в семьях с нетипичным ребенком активно рассматриваются в исследованиях Т.Г. Горячевой, Е.А. Игнатьевой, М.В. Ипполитовой, Е.И. Исениной, З.В. Луковцевой, Н.В. Мазуровой, Л.С. Печниковой, Л.И. Солнцевой, А.Н. Смирновой, Б. Споком, С.М. Хо-рош, Чавес Вега и др. В них отмечается тот факт, что «заболевание ребенка формирует родительскую установку в большей степени, чем что-либо другое». Например, в психолого-педагогической литературе описаны: «синдром растерянности» в отношении матерей к детям с РДА (Л.С. Печникова); феномен включения болезни и операции по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте ребенка во всю структуру родительского отношения (Т.Г. Горячева); проекция «детских качеств», формирующих у ребенка инфантилизм, зависимость, инактивность; фобия утраты характерна в семье по отношению к детям с ДЦП. Анализируя виды отношений родителей к детям с проблемами в развитии, стилей семейного воспитания, Л.В. Шипицына пришла к правомерному выводу о том, что, в общем, они являются своеобразным проявлением нарушенных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители -нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация [16].

Еще один уровень, на котором семья ребенка с ООП обладает качественным своеобразием, -динамический. Семья в процессе своей жизнедеятельности (жизненный цикл) развивается и проходит определенные этапы (Ч.С. Гризицкас, С. Кратохвил, Н.В. Малярова, Р. Нойберт, В. Сатир, Ю. Хамяляйнен и др.). По мнению исследователей, на всех этапах развития семьи на нее действуют нормативные стрессоры (т.е. трудности, которые испытывает большинство семей), что приводит к семейным кризисам. По мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса нервно-психические расстройства, умственная отсталость, психозы у членов семьи (в том числе и детей) травмируют семейно-необходимые качества («совокупность психологических качеств, необходимых члену семьи для того, чтобы успешно справляться с проблемами, возникающими в ходе семейной жизни», которые по мере развития заболевания у индивида, как правило, постепенно исчезают, и это не позволяет успешно функционировать семье, ее структура и отношения в ней становятся весьма неустойчивыми. В результате такая семья испытывает очень сильные побуждения измениться. В каком направлении, «конструктивном» или «деструктивном», пойдет развитие семьи, будет зависеть от ряда факторов, которые достаточно подробно описаны в психологической и психотерапевтической литературе. Так, в исследованиях З. Матейчика отмечается ряд факторов, от взаимодействия которых, по его мнению, зависит «индивидуальность развития каждого отдельно взятого семейного коллектива», в котором воспитывается ребенок с проблемами. Автор считает, что развитие семейного коллектива будет зависеть от социально-экономического положения семьи, обусловленного уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем и т.п.; от состава семьи, количества детей в семье, от того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки и каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали; от возраста и уровня развития ребенка в тот момент, когда был обнаружен дефект; от степени поражения той или иной функции; от прогноза заболевания; социальных ограничений; от индивидуальных характеристик ребенка (темперамент, особенности нервной системы) [9]. По мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, направления развития семьи будут зависеть от поведения больного, длительности его болезни, степени нарушения обыденной жизни семьи.

Фарбер (1959 г.), изучая семью, имеющую ребенка с тяжелым недостатком в развитии, определил характер ее кризиса как остановку жизненного цикла, т.к. развитие цикла замедляется, родители не могут планировать целый ряд событий, ожидаемых в норме, потому что их ребенок - особенный и развивается по-своему, смены семейных ролей не происходит, жизненный цикл семьи теряет свою синхронность, при этом чем больше его асинхронность, тем больше степень семейного кризиса. По мнению исследователя, ситуация в семье, имеющей ребенка с тяжелой недостаточностью, становится более стрессогенной по мере развития семейного цикла, т.е. на его поздних стадиях, потому что согласно концепции остановки семейного цикла независимо от порядка рождения и социальной роли проблемного ребенка этот ребенок постепенно перемещается в сторону младшего ребенка, т. е. не взрослеет, что оказывает влияние на адаптацию здоровых братьев и сестер.

Рассмотрев эволюцию цели и содержания семейного воспитания в отечественной педагогике ХХ века, особенности семей детей с ООП, мы считаем, что оценка возможностей семьи реализовывать свои функции по отношению к детям с ООП, диагностика направлений развития такой семьи, ее структурных и динамических изменений представляет собой важный момент в оказании ей адресной медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи с целью содействия развитию личности ребенка с ООП, достижению им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: ACADEMA, 2001. - 191 с.

2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

3. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России // Дефектология. - 2001. - № 6. -С. 3 - 10.

4. Игнатьева Е.А. Оптимизация детско-роди-тельских отношений в семьях с умственно отсталым ребенком: Дисс... канд. пед. наук. - М., 2003. - 165 с.

5. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухих школьников: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1997. - 139 с.

6. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1976.

7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.

8. МастюковаЕ.М. Лечебная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 303.

9. МатейчикЗ. Родители и дети. - М.: Просв., 1992. - 318 с.

10. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дис... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 416 с.

11. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей. - М., 1997.

12. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: ACADEMA, 2000. - 395 с.

13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. - М.: «Апрель Пресс», «ЭКСМО - Пресс», 1999. - 462 с.

14. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1998. - № 4. - С. 4.

15. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Политиздат, 1997.

16. Шипицына Л.М. «Необучаемый» в семье и обществе. - СПб.: «Дидактика Плюс»; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 495 с.

17. Эйдемиллер Э.Г., АлександроваН.В., Юстиц-кисВ.В. Семейная хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Ленинград: «Медицина», Ленинградское отделение, 1990. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.