Пласт при этом должен быть неограниченной толщины, а забой иметь полусферическую форму.
Приближение к данному виду потока тем лучше, чем глубина вскрытия меньше толщины пласта.
Описанный одномерный поток играет большую роль при решении многих задач нефтегазопромысловой практики. Он лежит в основе ряда исследований закономерностей течения жидкости в пласте в зависимости от принятой системы разработки или от конструктивных особенностей скважин.
Естественно, моделируя одномерный поток, мы прибегаем к некоторой схематизации реальных пластов и течений жидкости. Тем не менее, рассмотренная схема не только воспроизводит, хотя и приближенно, простейшие случаи течения жидкости в реальном пласте, но и помогает изучать более сложные виды потоков пластовой жидкости в тех случаях, в которых сложный фильтрационный поток удобно представить себе состоящим из простейших видов потока.
К числу сложных потоков можно отнести: плоский фильтрационный поток в случае, когда число скважин не менее двух; многофазные течения и т.д.
Задача исследования установившегося фильтрационного потока заключается в определении дебита (расхода), давления, градиента давления и скорости фильтрации в любой точке потока, а также в установлении закона движения частиц жидкости (или газа) вдоль их траекторий и в определении средневзвешенного по объёму порового пространства пластового давления.
При условии вытеснения флюида из пласта или его нагнетания в пласт через галерею или скважину условимся принимать за координату произвольной точки пласта расстояние г до этой точки от:
- галереи (для прямолинейно- параллельного потока);
- центра контура скважины в основной плоскости (плоскости подошвы пласта) фильтрации (для плоско-радиального потока);
- центра полусферического забоя скважины (для сферически-радиального потока).
Для расчета перечисленных характеристик одномерных фильтрационных потоков жидкости
используется вывод дифференциальных уравнений и их решение отдельно для прямолинейно-
параллельного, плоскорадиального и радиально-сферического потоков жидкости и газа.
Список использованной литературы: 1. С.Ю. Борхович, И.В. Пчельников, С.Б. Колесова, Подземная гидромеханика: Учебно-методическое пособие / сост. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. - 176 с.
© Сапарова Т., Оразов М., Гурдова Г., 2023
УДК 629
Тыллануров Ы.
Декан инженерно-механический факультета Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
г. Ашхабад, Туркменистан
ЭВОЛЮЦИЯ ТОРМОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Аннотация
Рассмотрена эволюция тормозного управления автомобиля. Показано, что основной причиной, определяющей совершенствование тормозного управления, являются повышающиеся требования к тормозной динамике автомобиля.
Ключевые слова
тормозное управление, тормозной привод, тормозные механизмы, контуры привода, антиблокировочная система, система курсовой устойчивости.
Tyllanurov Y.
Faculty of Mechanical Engineering Turkmen State Architecture and Construction Institute
Ashgabat, Turkmenistan
THE EVOLUTION OF VEHICLE BRAKING CONTROL Annotation
The evolution of the brake control of the car is excluded. It is shown that the main violation is the increased requirements for the braking dynamics of the car.
Keywords
brake control, brake drive, brake mechanisms, drive circuits, anti-lock braking system, course stability system.
Важную роль в обеспечении активной безопасности колесных машин, и автомобилей в частности, играет тормозное управление. Основной функцией тормозного управления, при появлении движущейся колесной машины, являлась ее остановка, снижение скорости и удержание на месте при остановке.
Целью данной работы является анализ развития конструкции тормозного управления и объяснение причин, определяющих их совершенствование.
Развитие конструкции тормозного управления автомобиля
Как известно, автомобиль как таковой появился в 1886 г. и, естественно, первые конструкции тормозного управления, применявшиеся на заре автостроения, были взяты от конных экипажей. В тоже время, ещё у самокатной тележки И. Кулибина (1791 г.) была предусмотрена конструкция тормоза, отдалённо напоминающая ленточный тормоз. В период 1886 - 1900 гг. на автомобиле применялись различные типы тормозных устройств, например рифленые башмаки, подводимые под колеса, якорные механизмы, погружающиеся в опорную поверхность и др. Все эти устройства из-за их неэффективности и разрушения опорной поверхности не получили распространения.
Долгое время (1908 - 1912 гг.) тормозной привод состоял из механической системы, (тяг, рычагов, валиков и тросов), а тормозной механизм представлял конструкцию, напоминающую ленточный тормозной механизм.
Невысокие скорости движения первых автомобилей (3 - 10 км/ч) делали допустимым применение тормозных механизмов простой конструкции, которые располагались в трансмиссии или только на задних колёсах, что обеспечивало требуемую безопасность движения. Последующий рост скоростей движения автомобилей (в 1900 г. скорость движения превысила 100 км/ч) показал, что тормоза, установленные только на задних колесах, неэффективны. Поэтому, начиная с 1900 г. изобретатели разрабатывали другие конструкции тормозных механизмов и рассматривали возможность установки их и на передние колёса автомобиля.
Появившиеся в 1899 г. первые барабанные тормозные механизмы несколько упростили проблему и в 1903 г. они уже устанавливались на автомобилях Mercedes и Renault. В 1909 г. английский завод «Аррол-Джонстон» впервые стал устанавливать на серийных моделях автомобилей тормозные механизмы на четырёх колёсах. Следует отметить, что появившаяся в 1902 году конструкция дискового тормозного механизма открытого типа не получила распространения из-за отсутствия фрикционных
материалов, способных работать при высоких удельных давлениях и температурах, сложности и нетехнологичности привода. Установка тормозных механизмов на всех колёсах автомобилей привела к тому, что механический привод, из-за существенных недостатков, исчерпал свои возможности.
Конструкторы обратили внимание на тормозные устройства, применяемые на паровозах. Это привело к тому, что в 1904 г. на предприятиях «Стартевент» и «Фишер» (США) приступили к выпуску автомобилей с пневматическим приводом тормозов. Список использованной литературы:
1. Бухарин Н.А. Тормозные системы автомобилей. - Л.-М..: Гос. научнтехн. изд-во машиностролит-ры, 1950. - 290 с.
2. Samochody od A do Z. - Warzawa: WKL, 1978. -1208 р.
3. Newcomb T.P. Stopping Revolutions: Developments in the Braking of Cars the Earliest Days. -Proceeding Institution Mechanical Engineerings. - 1961. - V. 195- № 6. - P. 139 - 150.
© Тыллануров Ы., 2023
УДК 004.7
Черемисин Д.Г., бакалавр МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи Мкртчян В.Р., бакалавр МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи
НЕЙРОСЕТИ: ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ
Аннотация
Нейросети, или искусственные нейронные сети, представляют собой математические модели, созданные для имитации работы человеческого мозга. Они состоят из множества взаимосвязанных нейронов, способных обрабатывать информацию и извлекать сложные закономерности из больших объемов данных. В последние годы нейросети стали широко применяться в различных отраслях, их возможности постоянно развиваются и открывают новые горизонты для исследований и инноваций.
Ключевые слова
Нейросети, развитие, медицина, фармацевтика, финансы, производство, образование, обработка языка, компьютерное зрение.
Одной из областей, где нейросети нашли широкое применение, является медицина. Они могут помочь в диагностике различных заболеваний, предсказывать эффективность лекарственных препаратов, анализировать медицинские изображения и помогать в проведении хирургических операций. Нейросети также активно используются в фармацевтической отрасли для разработки новых лекарств и поиска потенциальных противоопухолевых средств.
В области финансов нейросети успешно применяются для прогнозирования финансовых рынков, анализа рисков и определения оптимальных стратегий инвестирования. Они способны обрабатывать огромные объемы данных, учитывать различные факторы и делать прогнозы с высокой точностью. Некоторые банки используют нейросети для обнаружения мошеннических операций и защиты