DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-28 УДК 141
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ЕЕ АБСУРДНОСТИ
В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Рахими Кахмини Мохаммадхасан Нуроллах
В статье рассматривается один из основных вопросов философии - поиск и понимание смысла жизни, на основе эволюции теорий о смысле жизни и её абсурдности в экзистенциализме. По мнению автора, изучение смысла жизни в свете философии искусства и эстетических теорий путем анализа значения прекрасного и безобразного позволяет выявить теоретические и практические пути очищения нравов и утончения вкусов членов общества.
Ключевые слова: теория; экзистенциализм; смысл; жизнь; абсурдность; понимание; эволюция.
EVOLUTION OF THEORIES ABOUT MEANING OF LIFE AND ITS ABSURDITY IN EXISTENTIALISM
Rakhimi Kakhmini Mokhammadkhasan Nurollakh
In article one of the main questions ofphilosophy - search and understanding of meaning of life, on the basis of evolution of theories about meaning of life and its absurdity in existentialism is considered. According to the author, studying of meaning of life in the light of philosophy of art and esthetic theories by the analysis of value fine and ugly allows to reveal theoretical and practical ways of clarification of customs and thinning of tastes of members of society.
Keywords: theory; existentialism; sense; life; absurdity; understanding; evolution.
В современном мире, находящемся под тенью бессмысленности, страха, неопределенности, пронизывающих практически всю духовную жизнь человечества, проблема смысла жизни выдвинулась в число одной из основных философских, религиозных и психологических проблем. Она приобрела небывалое культурное значение и рассматривается в рамках различных
онтологических и гносеологических теорий. В истории философии дискуссия о смысле жизни начинается одновременно с возникновением самой науки наук, т.е. философии.
В целом все многочисленные определения смысла жизни, принадлежащие различным древним, средневековым и современным философским школам Востока и Запада, можно разделить на две большие группы: идеалистические и материалистические концепции смысла жизни. В идеалистических концепциях, опирающихся на религиозные убеждения, жизнь осмысливается как нечто, имеющее метафизическое, трансцендентное начало. В материалистической же философии, в том числе в древней и средневековой натурфилософии, смысл жизни человека рассматривается через опору на логическое мышление и научно-практический опыт.
Экзистенциализм (от лат. existential - существование) представляет собой философско-ли-тературное движение, основанное на индивидуальной свободе, убеждении в том, что каждый человек сам ответственен за свою собственную судьбу. В свою очередь экзистенциализм бывает атеистическим и христианским, между которыми имеются существенные различия и противоречия. Самыми известными христианскими экзистенциалистами были Сёрен Кьеркегор, Габриэль Марсель и Карл Ясперс. После Второй мировой войны экзистенциализм получил как бы второе дыхание - появился литературный экзистенциализм. Его самые известные представители Симона де Бовуар, Жан Поль Сартри Альбер Камю. Экзистенциалисты утверждают, что все сферы жизни человека, включая и его духовную, внутреннюю жизнь, не лишены смысла. При этом религиозные экзистенциалисты пытаются доказать, что все сферы материальной жизни человека тесно связаны со смыслом его духовной жизни и без него теряют свое значение. Дискуссия вокруг смысла жизни во многом способствовала появлению идей нигилизма. Можно даже утверждать, что религиозный экзистенциализм и трансцендентализм являлись источниками происхождения нигилистических идей. Это ответвление экзистенциализма «сомневается» во всех ценностях, которые, по сути, составляют смысл светской, материальной жизни индивида и общества. Так, Раймонд Мартин считает жизнь человека бессмысленной, абсурдной, если она не удовлетворяет наши внутренние, духовные запросы [8-12].
Согласно другому известному немецкому философу А. Шопенгауэру (1788-1869), внешняя жизнь и внешний мир основана вовсе не на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля - это «порыв», существующий в природе и в обществе. В животном мире она - стремление к сохранению жизни. Так в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов, отдельных людей, воля разлита в природе и обществе. Воля пробуждает в мире все явления и процессы, но сама она не имеет основы и причины. Она слепа и не имеет разумной цели. Воля являет
собой бесцельную потребность выжить. В человеческом измерении воля существует в виде страстей и аффектов: властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира - «воля» -неразумна, то и мир неразумен, лишена смысла история, в которой нет разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир законами разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники - они становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это - иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей [8, с. 59-69].
В целом, жизнь людей, согласно А. Шопенгауэру, - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир есть скорбь. Человек может прожить жизнь достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни». А. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, к нирване. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни, и его попытках познать законы природы и общества. При этом интересно то, что А. Шопенгауэр, считая существование и жизнь человека в этом мире бессмысленным, уверен в существовании других миров, где существует жизнь, удовлетворяющая духовные потребности человека. И, если человек верит в существование такого мира, то его жизнь приобретает смысл [8, с. 69].
Наличие значения в абсурде попытался доказать Вольтер Стейц в своей статье под названием «Абсурд имеет смысл» [2, с. 109]. Этот мыслитель считает страдание человека и его бедствия в этом мире результатом безбожности и опровержения религии. В подтверждение истинности своего мнения он приводит два доказательства. Во-первых, жизнь без религии, без Бога в этом мире не имеет значения. Поэтому искать смысл в этой бессмысленной жизни бесполезно. Во-вторых, жизнь кажется бессмысленной лишь внешне. В подтверждение опасений христианского духовенства о падении религиозной морали, отчуждении людей от религии можно привести следующие слова Жана Пола Сартра: «Человечество, если оно верует в Бога, может иметь хорошую жизнь. Бог хочет морального благополучия мира и осуждает социальное зло. Ибо только добро может возвратиться к Нему. Однако после исчезновения Бога на небесах (имеет ввиду христианское убеждение о воскресении Иисуса Христа и его возвращении) мир опять попал под господством темной власти. Поэтому теперь мы вынуждены искать свои мечты внутри самих себя» [2, с. 197-198].
Некоторые люди в определенный период своей жизни обнаруживают в ней некую пустоту и бессмысленность. Находятся и такие, которые обнаруживают такую пустоту в философии [5, с. 92-107]. Им кажется, что жизнь бессмысленна с самого ее происхождения. И здесь следует отметить, что для понимания смысла абсурда нужно сначала понять значение смысла.
Жизнь, имеющая смысл, зиждется на мечтах и целях. Осмысленность является атрибутом разумной и духовно богатой жизни. Эволюция и переход человеческого общества от средневековья к Новому времени характеризуются тем, что в промежуточный период, т.е. в XVII в. немецкие мыслители приступили к поиску философски достоверной и обоснованной абсолютной причины. Под такой причиной подразумевалась космическая (божественная) цель, которая должна была осуществиться на Земле.
Для каждого существа, в зависимости от его реального положения, определялось соответствующее место в единой космической системе [5, с. 200]. Вопреки тому, что величайшие умы, начиная с Платона и Аристотеля, во все времена говорили о наличии смысла и единой гармонии жизни, основоположники современной науки, хотя многие из них и были верующими, опровергали наличие смысла и гармонии в мировой жизни. Они считали, что эта идея препятствует развитию наук. В действительности же, религия согласна со всяким научным открытием всякого мира, кроме мира абсурда. Современное искусство и литература находятся под влиянием данного нового видения мира, которое основывается на неверии человека и освобождение его от религиозных норм поведения. Между тем мнение о том, что научное мировоззрение приводит к разрушению религиозных представлений и нормативных установок, не верно.
Таким образом, в ХХ в. экзистенциализм появился на основе пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшиеся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала временем расцвета экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм - это нонконформизм, зовущий личность сделать выбор в сторону истинных человеческих ценностей. Однако даже на дне человек все же смутно чувствует свою причастность к высшему. Выход из мира неподлинного абсурдного существования один из известнейших представителей экзестенциализма М. Хайдеггер видел в высвобождении человека от власти субъективизма и антропологизма западноевропейского мышления, в выявлении его исконного единства с бытийной основной. Смысл бытия открывается с помощью раскрытия смысла человеческого существования и, в свою очередь, подлинный смысл человеческое существование обретает лишь вблизи бытия.
Список литературы
1. Беклер Дж., Герман Дж. Введение в философию (Даромаде ба фалсафа): пер. с англ. на персид. Джалалиддина Алам. - Тегеран: «Харезми», 1389. 141 с.
2. Вольтер Стейц. Абсурд имеет смысл: пер. Азам Пуё // Накдваназар. № 82. 191 с.
3. Ник Томас. Пустота: пер. Хамида Шахрияри // Накдваназар. 1382. № 29/30. 107 с.
4. Сарер Ж.П. Экзестенциалистическая мораль (Ахлоки экзистинсиалисти): пер. с франц. на фарси Хусейна Наурузи. - Тегеран, 1391. С. 31.
5. Альбер Камю. Чужое время: пер. Ахмад Джалал Хубразаде. - Тегеран, 1381. 101 с.
6. Томас Ник. Пустота: пер. Хамида Шахрияри // Накдваназар. 1382. № 29/30. 107 с.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории (Огоз ва анчоми таърих): пер. с нем. на фарси Му-хаммадхасана Лутфи. - Тегеран, 1391. 201 с.
8. Ясперс К. Философия экзистенции (фалсафа экзистон): пер. с нем. Лейла Ростам, Бехзад Солики. - Тегеран: «Парсе», 1392. 257 с.
9. Elizbarashvili E. The Attempt to Overcome Time Dynamic Theory in the Concept Of Eternal Return // European Researcher. 2014. Vol. 74. № 5-1. Рр. 837-841.
10. Budz H.I. Truth Obviousness in Ancient Greek Philosophy // European Researcher. 2013. Vol. 57. № 8-2. Рр. 2144-2151.
11. Elizbarashvili E. The Attempt to Overcome the Time Dynamic Theory in Martin Heideggers Philosophy // European Journal of Philosophical Research. 2014. Vol. 2. № 2. Рр. 98-101.
12. Shioshvili I.G. Existentialism in Japanese Philosophy // European Journal of Philosophical Research. 2014. Vol. 1. № 1. Рр. 73-76.
13. Teslya S.N., Teslya E.T. The Philosophical Reasoning of Essence Opposition the Risk/Safety as Phenomenas of Subjectivity // Вопросы философии и психологии. 2014. Vol. 1. № 1. Рр. 35-44.
References
1. Bekler Dzh., German Dzh. Vvedenie v filosofiyu (Daromade ba falsafa): per. s angl. na persid. Dzhalaliddina Alam. - Tegeran: «Kharezmi», 1389. 141 р.
2. Vol'ter Steyts. Absurd imeet smysl: per. Azam Pue // Nakdvanazar. № 82. 191 р.
3. Nik Tomas. Pustota: per. Khamida Shakhriyari // Nakdvanazar. 1382. № 29/30. 107 р.
4. Sarer Zh.P. Ekzestentsialisticheskaya moral' (Akhloki ekzistinsialisti): per. s frants. na farsi Khuseyna Nauruzi. - Tegeran, 1391. Р. 31.
5. Al'ber Kamyu. Chuzhoe vremya: per. Akhmad Dzhalal Khubrazade. - Tegeran, 1381. 101 р.
6. Tomas Nik. Pustota: per. Khamida Shakhriyari // Nakdvanazar. 1382. № 29/30. 107 р.
7. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii (Ogoz va anchomi ta»rikh): per. s nem. na farsi Mukham-madkhasana Lutfi. - Tegeran, 1391. 201 р.
8. Yaspers K. Filosofiya ekzistentsii (falsafa ekziston): per. s nem. Leyla Rostam, Bekhzad Soliki. -Tegeran: «Parse», 1392. 257 р.
9. Elizbarashvili E. The Attempt to Overcome Time Dynamic Theory in the Con-cept Of Eternal Return // European Researcher. 2014. Vol. 74. № 5-1. Рр. 837-841.
10. Budz H.I. Truth Obviousness in Ancient Greek Philosophy // European Researcher. 2013. Vol. 57. № 8-2. Рр. 2144-2151.
11. Elizbarashvili E. The Attempt to Overcome the Time Dynamic Theory in Martin Heideggers Philosophy // European Journal of Philosophical Research. 2014. Vol. 2. № 2. Рр. 98-101.
12. Shioshvili I.G. Existentialism in Japanese Philosophy // European Journal of Philosophical Research. 2014. Vol. 1. № 1. Рр. 73-76.
13. Teslya S.N., Teslya E.T. The Philosophical Reasoning of Essence Opposition the Risk/Safety as Phenomenas of Subjectivity // Voprosy filosofii i psikhologii. 2014. Vol. 1. № 1. Рр. 35-44.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Рахими Кахмини Мохаммадхасан Нуроллах
Институт философии, политологии и права им. А.М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
пр. Рудаки, 33, г. Душанбе, 734025, Республика Таджикистан [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Rakhimi Kakhmini Mokhammadkhasan Nurollakh
Institute of philosophy, political science and law named after A.M. Bagaudinov of Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
33, Rudaki ave., Dushanbe, 734025, Republic of Tajikistan [email protected]