Научная статья на тему 'Эволюция теорий о предпринимательском поведении и предпринимательских функциях'

Эволюция теорий о предпринимательском поведении и предпринимательских функциях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Л. А.

Рассматриваются и анализируются существующие теории о предпринимательской деятельности с позиции формирования представлений о предпринимательском поведении и предпринимательских функциях. Предлагаются различные модели, отражающие инновационную и ценностную сущность предпринимательства.The author describes and analyses existing theories of business activity. Different models reflecting innovative and value essence of enterprises are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция теорий о предпринимательском поведении и предпринимательских функциях»

УДК 334

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПОВЕДЕНИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЯХ

Л.Л. Попова (КамчатГТУ)

Рассматриваются и анализируются существующие теории о предпринимательской деятельности с позиции формирования представлений о предпринимательском поведении и предпринимательских функциях. Предлагаются различные модели, отражающие инновационную и ценностную сущность предпринимательства.

The author describes and analyses existing theories of business activity. Different models reflecting innovative and value essence of enterprises are presented.

Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения интерпретируется в науке различным образом. Тем не менее в настоящее время сложилась устойчивая традиция понимать предпринимательскую активность как инновационное поведение, реализуемое в экономическом секторе социальной жизни. Нам представляется, что различные ипостаси и характеристики предпринимательского поведения наиболее глубоко изложены в дополняющих друг друга

концепциях Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, Ф. Найта, а также представителей современной австрийской экономической школы Л. Мизеса, Ф. Хайека и И. Кирцнера.

Свою точку зрения по поводу явления предпринимательства и его влияния на процесс экономического развития Й. Шумпетер изложил в книге «Теория экономического развития», впервые изданной в 1912 г. [13, с. 159-183]. По его мнению, быть предпринимателем - значит делать не то, что другие, и не так, как другие. Кроме того, шумпетеровский предприниматель не является собственником каких-либо предприятий и вообще не имеет длительных связей с ними, а использует их лишь для создания новых комбинаций экономических факторов.

Из такого понимания предпринимательства Й. Шумпетер вывел понятие предпринимательской функции как присущей активным экономическим агентам способности нарушать стационарное рыночное равновесие путем создания так называемых инновационных прорывов в различных секторах экономики. Другими словами, предприниматель является активным творцом процесса «созидательного разрушения», который революционизирует и динамизирует экономику, активизирует оборот экономических ресурсов, постоянно внедряя инновационные продукты, технологии, методы индустриальной организации и т. п. Следовательно, считает Й. Шумпетер, динамика развития капиталистической системы, которая по своей сути есть форма и метод экономических изменений, не может быть понята в отрыве от условий, создающих почву для предпринимательства.

Н.Д. Кондратьев, анализируя концепцию Й. Шумпетера, отмечал, что в соответствии с ней фактически выделяются два типа экономических субъектов, действующих в рыночной системе [7, с. 290-296]. Первый тип - пассивный агент рынка, который имеет минимальный доход или в крайнем случае лишь покрывает свои издержки. Второй тип - активный агент рынка, создающий новые хозяйственные комбинации, т. е. собственно предприниматель. Но противопоставление этих типов, с точки зрения Кондратьева, не совсем корректно. Не все зависит от субъекта, действующего в системе рыночной экономики, какими бы выдающимися способностями он ни обладал. Объективная реальность рынка такова, что в нем происходят постоянные изменения потребностей, запасов капитала, цен и т. д. Кроме того, наблюдается рост населения. По Й. Шумпетеру, в этих условиях хозяин или руководитель предприятия независимо от его индивидуально-психологического склада должен по необходимости, чтобы не разориться, вести себя как подлинный предприниматель. Таким образом, согласно концепции Кондратьева, рынок - это объективный, не зависимый от воли отдельных лиц набор постоянно возобновляющихся и изменяющихся условий, в системе которых возможно возникновение множества разнообразных моделей предпринимательского поведения.

Другой ученый, представитель австрийской школы И. Кирцнер, реконструируя концепцию Р. Кантильона, считал, что сущностной характеристикой предпринимателя является его способность использовать нестабильные ситуации, выгодные комбинации и условия, уже имеющиеся в рыночной среде. Следовательно, поиск потенциальных источников выгоды, которых огромное множество, является важнейшей функцией предпринимательской деятельности. В частности, считает И. Кирцнер, в реальном времени и пространстве всегда существует определенное расхождение между спросом и предложением, поэтому всегда есть шанс найти нереализованные возможности для извлечения прибыли. Это пробуждает предпринимателя создавать и искать такие возможности в процессе достижения им экономического успеха.

Таким образом, у Й. Шумпетера предприниматель создает новые комбинации экономических факторов, тем самым нарушая рыночное равновесие; у И. Кирцнера - ищет и использует всегда имеющиеся на рынке неравновесные ситуации, способствуя восстановлению равновесия; у Н. Кондратьева - адаптируется к постоянно меняющейся рыночной среде.

Исключительное значение в теориях предпринимательства имеет понятие предпринимательской прибыли, которое было введено в научный оборот Й. Шумпетером. Чистой прибылью предпринимателя, по Шумпетеру, является разница между стоимостью продукта, полученного в результате применения инновации, и стоимостью этого же продукта, произведенного стандартным способом. Предпринимательская прибыль существует до тех пор, пока существует преимущество новатора перед конкурентами, ведь инновация рано или поздно становится всеобщим достоянием. Отсюда следует вывод, что предпринимателем нельзя оставаться долго, поэтому Й. Шумпетер называет предпринимателей «нереальным» классом людей.

Предпринимательская прибыль является стимулом действий предпринимателя. В некоторых случаях она бывает так велика и настолько превышает обычный уровень, что это привлекает

новые инвестиции. «Эти приманки завлекают капитал на неведомые дороги. Их наличие частично объясняет, почему такая большая часть капиталистов работает по существу бесплатно» [12, с. 133]. Огромные премии, несоизмеримые с затратой сил, достаются незначительному меньшинству, что стимулирует активность подавляющего большинства бизнесменов. Последние получают либо весьма скромное вознаграждение, либо вовсе ничего не получают, либо терпят убытки, но, несмотря на это, прилагают максимум усилий, так как большие призы у них перед глазами, а шансы получить их они переоценивают.

Несколько иначе сущность предпринимательской прибыли (дохода) рассматривал Ф. Хайек. Он считал, что предпринимательский доход (в производстве, коммерции, финансовом деле и т. п.) зависит от двух факторов: конфиденциального и специализированного личностного знания [10, с. 14].

С точки зрения Ф. Хайека, любой агент рыночного процесса, планирующий получить прибыль, стремится найти необходимую информацию, на основании которой он принимает решения. Эта информация тщательно оберегается им от конкурентов, преследующих аналогичные цели. Именно эта конфиденциальная информация и позволяет экономическим субъектам судить о своих шансах и своих конкурентных преимуществах по отношению к другим субъектам.

Еще один важнейший фактор, обеспечивающий предпринимательский доход, - специализированное личностное знание, или предчувствие предпринимателя. Ф. Хайек считал (впрочем, как и Й. Шумпетер, Ф. Найт, Л. Мизес), что оно практически не поддается вербализации и рациональной реконструкции. Это уникальное качество, свойство личности предпринимателя является его собственным достоянием (ресурсом), которое он использует как фактор достижения предпринимательского успеха. Если конфиденциальное знание можно приобрести или утерять, то личностное знание не может быть передано кому-либо другому даже в случае большого желания его обладателя. «Если бы было иначе, каждый мог бы быть предпринимателем с перспективой на успех» [8, с. 75].

По Ф. Хайеку, важным объективным фактором, определяющим конечную эффективность предпринимательского поведения, является конкуренция между многими агентами рынка, которые стремятся к достижению одной цели - предпринимательской прибыли.

Конкуренция в условиях современного рынка важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, могущих в случае успеха стать достоянием всех остальных людей. Конкуренция не только показывает, как можно эффективнее производить вещи, но также ставит тех, чьи доходы зависят от рынка, перед выбором: либо подражать тем, кто добился большего успеха, либо частично или полностью лишиться своего дохода.

Оригинальную концепцию предпринимательства, включающую в себя как обоснование сущности предпринимательской функции и специфики предпринимательского дохода, так и раскрытие причин иррациональности предпринимательского дара, создал Ф. Найт. Об этой концепции мы уже упоминали, когда рассматривали экономический риск, тем не менее повторим, что она базируется на разведении и анализе понятий риска и неопределенности. Практическая разница между ними состоит в том, что в первом случае путем вычислений или изучения статистики предшествующего опыта можно получить определенные вероятности появления того или иного события, а во втором случае этого сделать нельзя. Поведение предпринимателя, по Найту, описывает именно категория «неопределенность», поскольку предприниматель действует в уникальных, подчас единичных ситуациях, исход которых нельзя математически рассчитать, предсказать или предвидеть. Именно истинная неопределенность придает экономической организации характерную форму «предприятия» и объясняет существование специфического дохода предпринимателей [9, с. 26].

Действуя в условиях неопределенности, предприниматель может опираться только на свою интуицию и субъективную уверенность в достижении успеха, поэтому его действия не могут быть полностью застрахованы. Единственным гарантом его состоятельности может быть только успех. Ф. Найт считал, что решения ответственных менеджеров и предпринимателей в сфере бизнеса имеют по большей части мало общего с научными выводами, сделанными путем всестороннего анализа и точного измерения. Поэтому способность интуитивно выносить правильные суждения в некоторой сфере деятельности есть главное дарование предпринимателя. Логика же и психология предвидения будущих событий, с точки зрения Ф. Найта, неясна и составляет часть недоступной науке тайны человеческого разума. О неопределенности как ключевом условии предпринимательской деятельности писал и лидер австрийской экономической школы

Л. Мизес. При этом так же, как Й. Шумпетер и Н. Кондратьев, он считал, что, говоря о предпринимательстве, следует иметь в виду не людей, а определенную экономическую функцию. Согласно теории Л. Мизеса понятие предприниматель «означает активно действующего человека в условиях неопределенности, присущей всякому действию» [8]. Следовательно, предпринимательская функция осуществляется не только всеми участниками рынка, но и вообще любым действующим лицом, поскольку любое действие развернуто во времени и в той или иной мере включает в себя спекулятивный, умозрительный аспект.

О влиянии неопределенности на предпринимательскую деятельность писали и пишут многие ученые, в том числе уже упомянутые нами. Несмотря на то что единой теории предпринимательства не существует, практически все они солидарны в одном: принятие предпринимательских решений в условиях неопределенности есть прежде всего результат оптимизма и веры субъектов в себя, а не строгого расчета. Приведем цитату, которая, на наш взгляд, наиболее ярко иллюстрирует это положение: «Лишь в немного большей степени, чем экспедиция на Южный полюс, предпринимательство основывается на точных расчетах ожидаемого дохода. Поэтому, когда жизнерадостность затухает, оптимизм поколеблен и нам не остается ничего другого, как полагаться на один только математический расчет, предпринимательство хиреет и испускает дух, даже если опасения потерпеть убытки столь же неосновательны, какими прежде были надежды на прибыль» [6, с. 262]. Й. Шумпетер же вообще считал, что поскольку предпринимательский дар иррационален, то способность к логическому анализу может оказаться не только бесполезной, но даже вредной.

Интересно, что именно в контексте понятия неопределенности некоторые ученые рассматривали исторические перспективы предпринимательства. Тот же Й. Шумпетер, теория предпринимательства которого является одной из наиболее разработанных, считал, что поскольку степень рациональности экономики постоянно возрастает, то роль предпринимательства в хозяйстве любой страны будет падать. Причем одним из факторов этой рационализации является сам предприниматель, создающий наиболее оптимальные комбинации факторов производства. «Чем глубже мы познаем природу и общество... чем шире с течением времени и по мере углубления рационализации становится та область, в которой практически все можно высчитать заранее, причем вычислить быстро и надежно, тем меньше становится значение “чутья”, а значит, и роль типа “предприниматель” аналогично тому, как существенно уменьшилась роль типа “полководец”», - пишет Й. Шумпетер [12, с. 181]. Сходные точки зрения на перспективу предпринимательства выражали и некоторые другие ученые, например П. Бергер [1], однако мы полагаем, что они не имеют под собой достаточно серьезных оснований.

Завершая краткий обзор теорий предпринимательства, попытаемся сделать ряд обобщений и развить рассмотренные положения, прежде всего в поведенческом ключе.

Сущность предпринимательского поведения определяется прежде всего инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечили бы предпринимательский доход. Таким образом, мы имеем дело со специфическим видом экономического поведения, ориентированным на определенную (большую или меньшую) вероятность достижения предельной нормы прибыли, извлекаемой в системе рыночной неопределенности. Причем чем больше предполагаемая и ожидаемая прибыль (вознаграждение), тем меньше вероятность достижения успеха, и наоборот. Это заставляет субъекта предпринимательского поведения постоянно искать, создавать и поддерживать такие ситуации, которые позволяют ему, во-первых, получать остаточный доход за счет поиска и использования редких ресурсов; во-вторых, сохранять, постоянно маневрируя, как можно дольше благоприятную экономическую конъюнктуру за счет минимизации конкурентных и других неблагоприятных воздействий.

Короче говоря, предприниматель, добивающийся успеха, стремится совершать действия нестандартного характера, которые не имеют аналога и обеспечивают ему в нужное время и в нужном месте необходимое превышение спроса на его продукт над предложением, а также соответствующие этому ценовые преимущества [2, с. 428]. Таким образом, предпринимательство - это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса. В более широком смысле предпринимательское поведение следует понимать как одну из инновационных форм социального поведения.

Известно, что все исходные компоненты рыночного процесса, включенные в экономический оборот, весьма неустойчивы и динамичны. Эти же признаки можно отнести к многочисленным их комбинациям, которые возникают и исчезают в процессе решения множества стохастически переплетающихся и нестандартных задач, связанных с получением выгоды (вознаграждения) от оборота экономических ресурсов.

Очевидно, что далеко не все субъекты экономического поведения (предприятия, фирмы, акционерные общества, фермерские хозяйства и т. п.) могут перманентно использовать или создавать необходимые комбинации и пропорции рыночных элементов, преследуя и добиваясь максимальной планируемой и ожидаемой выгоды. В практике бывает множество случаев, когда экономические субъекты примерно с одинаковыми стартовыми возможностями приходят к прямо противоположным результатам. Прежде всего это связано с тем, что любая калькуляция будущего не может абсолютно игнорировать или полностью преодолеть эффект рыночной неопределенности и, следовательно, дает не полный шанс выигрыша, а только определенную (большую или меньшую) вероятность успеха. «Шкала» этой вероятности может «сжиматься» или «расширяться» в зависимости от времени, места действия, информированности, компетентности, наличия или отсутствия других редких ресурсов или катализаторов успеха. Последние в одном случае создаются самими субъектами, принимающими и реализующими самостоятельные решения, в другом - используются ими как комбинация благоприятных ситуаций и условий, неожиданно возникающих и исчезающих в системе рыночной конъюнктуры.

Содержательная интерпретация «фактора успеха», который приводит того или иного субъекта предпринимательского поведения к максимально положительному результату (даже при неблагоприятных обстоятельствах), может быть весьма различной, а именно:

1. Причиной успеха может быть просто везение. Вероятность последнего очень мала для большинства, но достаточно реальна для тех, кто случайно оказался в нужное время и в нужном месте - в точке пересечения множества уникальных обстоятельств, дающих всего один шанс из миллиона возможных. Успех в этом случае может достигаться даже при относительно пассивном поведении.

2. Вероятность успеха может повышаться в процессе активного поиска комбинаций благоприятных факторов, в том числе методом проб и ошибок. В данном случае интенсивный перебор вариантов достижения успеха является привходящим условием (предпосылкой), которое при определенных обстоятельствах повышает вероятность выигрыша по отношению к другим агентам рыночного процесса.

3. В процессе движения к цели успех может достигаться за счет компетентного расчета возможных действий и выбора наиболее оптимальных альтернатив. Повышение адекватности выбора связано с преодолением рыночной неопределенности, а следовательно, и с дополнительными затратами на поиск конфиденциальной конъюнктурной информации, которая обеспечивает преимущества в подготовке, принятии и проведении экономических решений и таким образом повышает шанс выигрыша одних по отношению к другим.

4. Важнейшим компонентом успеха может являться наличие уникальных способностей, опыта, компетентности и умения находить в огромном поле возможных альтернатив, комбинаций и сопутствующих им действий единственно верное решение - средство достижения поставленной цели.

5. Важнейшим компонентом успеха является также поиск и включение в процесс его достижения недостающего элемента, т. е. того единственного редкого ресурса (идеи, технологии, организационной схемы, коммерческой комбинации, коммуникативного звена, уникальных навыков и способностей), которые могут катализировать успех.

В целом перебор и поиск вариантов предпринимательского успеха бесконечны. Как мы уже выяснили, в большинстве случаев сам процесс достижения успеха невозможно вербализовать и технологически алгоритмизировать, с тем чтобы снова повторить весь путь с таким же результатом. На высших уровнях предпринимательского мастерства он граничит с искусством комбинирования различными факторами успеха, которое, по определению, не рационализируется.

Следует отметить, что в большинстве исследований анализ предпринимательского поведения фокусируется по преимуществу на феномене успеха, достигаемом тем или иным экономическим субъектом, который вопреки всем обстоятельствам преодолевает многочисленные препятствия, получая в конечном итоге искомое вознаграждение материального, морального и социального характера. Так, очень часто в популярных изданиях по предпринимательству при-

водится масса биографий преуспевших в различных отраслях бизнесменов [11]. В меньшей степени предметом внимания является та иррациональная ситуация, когда гораздо большее число экономических субъектов, включаясь в процесс получения предпринимательского дохода, не достигает ожидаемого результата и оказывается банкротами. По некоторым данным, 70% из 2 млн предприятий, ежегодно возникающих в США, разоряются.

Нам кажется, что, анализируя такой сложный и противоречивый феномен, как предпринимательство, нельзя только акцентировать внимание на удаче одних субъектов рыночного поведения и игнорировать неудачи других. Ведь фактически истоки и результаты предпринимательских достижений ограниченного круга экономических субъектов находятся в прямой связи с убытками и поражениями массы рыночных агентов, которые не достигли успеха. По этому поводу отметим следующее. Во-первых, сами факты и частота предпринимательского успеха в значительной степени зависят от числа активных экономических субъектов, вовлеченных в предпринимательский оборот. Во-вторых, массовый предпринимательский импульс в развитых рыночных условиях определяется соответствующей социокультурной обстановкой, которая задает этос типичного экономического поведения вне зависимости от достигнутых результатов.

Множество субъектов экономического поведения, включенных в предпринимательский оборот (независимо от того, достигают они успеха или нет), создают прямо или косвенно некое дискретное множество потенциально инновационных ситуаций, из которых только наиболее удачливые, способные и настойчивые субъекты структурируют необходимые и достаточные комбинации факторов для достижения реального успеха. Таким образом, всякая актуализация экономических ресурсов в массовом масштабе есть предпосылка формирования своеобразной инфраструктуры незавершенных возможностей и альтернатив. Последними могут воспользоваться сами продуценты инновационных изменений или те, кто в силу различных причин реализует благоприятные условия и шансы, упущенные другими.

Тот факт, что большинство возможностей рано или поздно реализуется, связан прежде всего с тем, что в условиях рыночной конкуренции конфиденциальное знание о комбинировании факторов успеха не может бесконечно долго быть достоянием отдельных лиц и в конечном итоге становится известным многим. На это указывают многочисленные факты борьбы за конфиденциальную информацию, которая происходит между различными агентами рыночного процесса, а также за контроль и право приоритетного пользования экономическими ресурсами. Эта борьба в цивилизованных рыночных условиях регулируется, например патентным или контрактным правом.

Процесс реализации предпринимательских нововведений (независимо от их масштаба) можно рассматривать под различным углом зрения. С одной стороны, это, как мы уже отмечали, результирующий момент конфиденциального и личностного знания, которое является собственностью отдельных лиц, принимающих и реализующих венчурные решения в системе рыночной неопределенности. С другой стороны, это стохастическая рыночная реальность, состоящая из множества ситуаций и обстоятельств, которые являются предпосылкой появления некоего универсального инктрального элемента, воплощаемого в предпринимательской функции. Последняя не обязательно связана с определенным физическим лицом или четко очерченной группой лиц, но может быть распределена по многим «анонимным адресам». Предприниматель как продуцент инновационных изменений «может быть капиталистом или даже менеджером корпорации, но объединяются ли все эти различные функции в одном или более лицах, зависит от природы рынков и форм индустриальной организации... Реальная популяция предпринимателей... постоянно варьирует, так как предпринимательская функция, как правило, переплетается с другими видами деятельности» [12, с. 428].

Следует еще раз подчеркнуть, что в предпринимательский оборот включено множество самых разнообразных элементов (субъективных и объективных), дискретно рассеянных по всему рыночному пространству. Оптимальная комбинация этих элементов, являющаяся потенциальным средством и условием достижения успеха, подчас есть предмет контракта их владельцев или пользователей. Таким образом, предпринимательский инновационный эффект может лежать в плоскости договорных соглашений тех собственников редких ресурсов, которые объединяются не по воле отдельного лица, а вследствие взаимовыгодных экономических интересов. Например, можно говорить о временном или постоянном симбиозе интересов продуцента ноу-хау, инвестора, обладающего капиталом, владельца редкой конъюнктурной информации, обеспечивающего каналы сбыта инновационного продукта, и менеджера, организующего этот процесс. Подобных комбинаций может быть великое множество.

Очевидно, что личность предпринимателя и предпринимательская функция - это не одно и то же. В первом случае мы имеем в виду конкретное лицо, которое принимает и реализует на свой страх и риск венчурное решение; во втором - объективный, независимый от воли отдельных лиц набор постоянно возобновляющихся и изменяющихся ситуаций, в системе которых возможно перманентное возникновение множества разнообразных моделей предпринимательского поведения индивидуального, контрактно-группового и контрактно-организационного типа.

На наш взгляд, инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих:

- уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов;

- рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, которые являются многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

- предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения, которые инициируют венчурный модус экономических действий различных рыночных агентов. Данный тип культуры воспроизводит массовые модели экономического поведения множества субъектов вне зависимости от того, какой результат достигается ими в финале. В свою очередь, результат может корре-лироваться в своем положительном значении огромным числом факторов - от наличия уникальных способностей до непредсказуемого случайного везения.

Наличие этих трех составляющих создает необходимые предпосылки для того, чтобы социально-экономическая матрица массовых человеческих действий, ориентированных на предпринимательский успех, в различных комбинациях и сочетаниях постоянно возобновлялась. Причем постоянный риск неудачи, которая является уделом значительного большинства, компенсируется перманентно появляющимися примерами уникальных результатов и достижений. Последние, в свою очередь, стимулируют экономическую активность все новых и новых поколений, а также инициативу тех, кто не потерял надежду, неудачников и банкротов. Очевидно, так называемая предпринимательская функция объективируется только в случае соединения конкретных субъектов с теми возможностями и ресурсами, которые они находят, интегрируют и запускают в оборот в определенной, ограниченной рамками конкретного времени и пространства конъюнктурной ситуации. При этом неважно, какие причины способствуют интеграции редких ресурсов, находящихся под контролем многих пользователей: личные качества отдельного лица, ориентированного на экономический успех, или различные, в том числе случайные, обстоятельства.

Следует отметить, что предпринимательская функция - неоднородное явление. В процессе реализации она дифференцируется на ряд подфункций, которые в разнообразных вариациях и сочетаниях включаются в целостный акт предпринимательского поведения. Причем некоторые из подфункций являются специализированным, базовым ядром предпринимательского поведения. Эти подфункции в процессе организации предпринимательской деятельности могут быть распределены между многими индивидами различной специализации или интегрированы в одном лице. Как мы уже говорили, здесь имеет место множество вариантов и комбинаций. Все зависит от следующих обстоятельств: специфики ресурса или группы ресурсов, запускаемых в оборот; их количества, меры контроля над ними и выгоды от их оборота; конкретной рыночной ситуации, в которой они функционируют; субъектов, которые имеют к ним доступ; форм технической и экономической организации, в системе которой эти ресурсы интегрированы, и др.

Анализ различных источников позволяет выделить в структуре предпринимательского поведения целый ряд относительно самостоятельных подфункций, которые определяют его специализацию или являются необходимым вспомогательным элементом его реализации. К ним относятся:

- перманентный поиск редких экономических ресурсов;

- изобретение новых экономических ресурсов;

- накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

- формирование благоприятной рыночной конъюнктуры на основе создания оптимальных комбинаций имеющихся ресурсов;

- оперативный поиск конъюнктурной информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства, внедрения и сбыта инновационного продукта;

- защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

- минимизация конкурентных воздействий всех прочих агентов рыночного процесса, преследующих аналогичные цели;

- защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательского успеха;

- обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур, особенно в различных экстремальных условиях и ситуациях;

- консервация, трансляция в будущее, передача новым поколениям предпринимательской культуры, опыта и традиций.

Существует множество секторов экономики, где предпринимательское поведение наполняется конкретным содержанием, т. е. специализируется (например, предпринимательство в сфере производства, услуг, коммерции, финансов, биржевой игры, маркетинга). Таким образом, в системе предпринимательской деятельности имеет место широкий спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения. Они подчас бывают настолько специализированы, что кардинальным образом отличаются друг от друга и требуют уникальных навыков и способностей. В связи с этим можно выделить некоторые наиболее типичные профили и соответствующие им модели предпринимательского поведения.

Инвестиционная модель базируется на организации и внедрении венчурных инвестиционных проектов, которые реализуются собственниками свободных или пользователями заемных капиталов на свой страх и риск.

Инвентарная модель характеризует поведение продуцента и собственника инновационных продуктов и процессов, самостоятельно продвигающего эти товары на рынок и передающего на контрактной или иной основе свое ноу-хау другим агентам рыночного процесса.

Организационная модель характеризует действия рыночных субъектов, реализующих инновационные методы интегрирования человеческих ресурсов и комбинирования ими с целью максимизации эффекта решения нестандартных управленческих задач.

Посредническая модель обеспечивает интеграцию экономических интересов различных агентов рыночного процесса и получение на этой основе дополнительной выгоды, возникающей как следствие нестандартных арбитражных сделок.

Аквизиционная модель характеризует действия рыночных субъектов, различным образом устанавливающих контроль над экономическими ресурсами других собственников с целью их концентрации в своих руках и последующего запуска в предпринимательский оборот.

Коммерческая модель направлена на создание новых нестандартных каналов обмена (купли-продажи) различных благ, услуг, информации, дающих возможность резко повысить норму прибыли от их оборота.

Конъюнктурно-игровая модель основана на венчурных методах комбинирования ценовой и другой конфиденциальной информации с целью получения различных преимуществ, в том числе чисто экономических, по отношению к другим агентам рыночного процесса.

Консалтинговая модель обеспечивает профессиональную поддержку различных субъектов предпринимательского поведения по широкому кругу вопросов экономической деятельности.

Важной особенностью предпринимательства является экстремальность условий и ситуаций, в которых приходится действовать, поскольку эта инновационная модель, как никакая другая модель экономического поведения, реализуется в системе рыночной неопределенности и риска. Если оценке и калькуляции самих предпринимательских рисков посвящено достаточно много исследований, то экзистенциальный аспект этой проблемы еще не стал объектом пристального внимания, особенно в отечественной науке. Очевидно, что за любыми сложными схемами рациональной реконструкции этого феномена не может скрыться тот факт, что предприниматель -конкретный человек. Он стремится на свой страх и риск преодолеть рыночную неопределенность и несет в связи с этим полную ответственность за свои поступки и действия, в том числе капиталом, имуществом, репутацией, здоровьем и даже жизнью.

Неопределенность будущего и связанные с нею экзистенциальные состояния постоянно сопровождают реально действующего предпринимателя. Иррациональность поступков и действий в их ситуациях очевидна. Поэтому процессу достижения предпринимательского результата всегда сопутствуют обстоятельства, порождающие тревогу и страх за успех дела, с которыми действующий предприниматель должен считаться и которым он должен противостоять. Кроме того, он перманентно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, постоянно противодействуя тем, кто претендует на его успех.

Таким образом, существенной особенностью поведения предпринимателя является то, что он функционирует в условиях ситуационных лимитов (времени и других ресурсов), которые ограничивают жизненное пространство его действий и часто сводят на нет рациональные калькуляции будущего успеха. На эту особенность обратил внимание Г. Одиорне, раскрыв так называемый экзистенциальный модус предпринимательского поведения. Предприниматель (по Г. Одиорне, экзистенциальный менеджер) действует в стохастически изменяющейся рыночной обстановке, в системе перманентно возникающих и исчезающих новых проблем и парадоксальных ситуаций. С точки зрения Г. Одиорне, важное место в поведении предпринимателя занимает поиск удачи и нейтрализация неудач, которые нельзя абсолютно точно предвидеть. Постоянная ситуация игры и риска сопровождает его действия, каким бы объемом достоверной информации он ни обладал и какие бы точные расчеты на будущее ни делал.

Предприниматель действует в ситуации постоянной борьбы, основу которой составляет универсальное противоречие между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями людей. Сам факт неравенства в распределении преимуществ в конкурентной борьбе порождает стремление к выравниванию ресурсов или минимизации преимуществ других, что является важнейшим мотивом предпринимательского поведения.

Очевидно, что широкая гамма экзистенциально-эмоциональных состояний, которая сопровождает действия предпринимателя и является синхронной по отношению к различным ситуациям и событиям конструктивного и деструктивного характера, предполагает наличие у него специфических психических качеств и способностей. Последние позволяют ему, с одной стороны, выдерживать экстремальные нагрузки, с другой - в условиях дефицита времени и других ресурсов устойчиво структурировать и оптимизировать процесс достижения поставленной цели (т. е. оставаться существом по преимуществу рациональным).

Многочисленные исследования, посвященные процессам мотивационной детерминации поведения, позволили выделить некоторые специфические личностные свойства и качества, которые способствуют результативности его инновационных форм, в том числе и предпринимательской. В их числе можно выделить «мотивацию достижения» (Д. Маккелланд), склонность к риску в ситуациях возрастания ценности результатов (Дж. Аткинсон), склонность к усложнению поведенческих задач в ситуациях риска (Б. Вайнер), интернальность поведенческих реакций (Дж. Роттер), способность к нестандартному решению эвристических задач в условиях дефицита времени (Дж. Ронен), способность к оперативной альтернации рисковых ситуаций (А. Мак-криммон), стрессоустойчивость (Кетс де Фриз) [5, с. 135-140]. Существенной особенностью личности предпринимателя является также креативность, так как данный вид экономического поведения, особенно на высших уровнях мастерства, насыщен творческими элементами, которые требуют применения так называемого дивергентного мышления [3, с. 442-443]. Немаловажное значение в активизации инновационной деятельности играют энергетические ресурсы и волевые черты личности предпринимателя, от силы и концентрации которых зависят интенсивность и результативность ее воздействия на рыночную среду.

Очевидно, что эмпирические модели, которые мы упомянули, в силу их естественной узости дают довольно ограниченную и одностороннюю трактовку феномена предпринимательского поведения. Более широкое сущностное его объяснение можно найти в работах Л. Гумилева, который сформулировал и обосновал так называемый эффект «пассионарности» [4]. По Гумилеву, пассионарии - это активная часть человеческой популяции, в действиях которой импульс потребности превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Пассионарии часто действуют ради вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности и прочих страстей, в ряде случаев принося свою жизнь в жертву идеалу - далекому и нередко иллюзорному прогнозу. В зоне пассионарности, по Гумилеву, действуют конкистадоры, землепроходцы, поэты, ересиархи и другие инициативные фигуры.

Примечательно, что никак не связанные друг с другом концепция пассионарности Л. Гумилева и многочисленные западные модели указывают в различном ключе и разными средствами на одни и те же особенности субъектов инновационного поведения - их имманентную склонность к риску и ориентацию на сверхценные идеи.

Не менее интересна и гипотеза Ю. Козелецкого, который выдвинул и обосновал феномен трансгрессии - универсального свойства человеческого поведения, связанного с экспансией и эмансипацией, т. е. имманентными характеристиками homo sapiens расширять ареал своего существования, а также преодолевать различные ограничения и лимиты поведения за счет уве-

личения диапазонов свободы. Трансгрессия вне зависимости от простоты или сложности мотивации создает возможности для возникновения новых форм, раздвигает границы человеческого существования, познания, хотя и обладает положительным (конструктивная трансгрессия) и отрицательным (деструктивная трансгрессия) знаками полярности.

Естественно, что «венчурный импульс» инновационного поведения (в том числе предпринимательского) не реализуется абсолютно спонтанно - он культурно обусловлен (детерминирован), т. е. в значительной степени определяется доминирующими в обществе культурными эталонами, которые положены в основу действий экономических субъектов (индивидов, групп, организаций). Очевидно, что сознание предпринимателя, методы и средства достижения им социально значимых целей базируются на системе специфических ценностей, социальных стандартов и образцов поведения, определяющих рисковый способ его действий. Раскрывая специфику этих ценностей, следует сказать, что они дифференцируются на два относительно самостоятельных класса:

1. Терминальные ценности - это цели, которые являются объектом достижения, например получение прибыли, создание нового инновационного продукта или процесса.

2. Инструментальные ценности - это методы и средства достижения поставленных целей. Инструментальными ценностями могут быть способности и другие свойства личности, которые приобретаются ею в процессе профессиональной подготовки или являются результатом жизненного опыта, а также технические и технологические средства, с помощью которых решаются профессионально значимые задачи, и т. п.

Разумеется, эта дифференциация ценностей предпринимательской культуры относительна, поскольку, например, свобода и независимость предпринимательского поведения являются, с одной стороны, условиями деятельности, с другой - целями, к которым стремится индивид. Более строгое выделение ценностей и соответствующих им образцов и норм предпринимательского поведения позволяет построить их классификацию, которая может быть структурирована следующим образом.

Предпринимательский доход (прибыль). Он является, на наш взгляд, основной целью, ради которой активизируются все ресурсы и возможности человека, занятого в сфере венчурного бизнеса. Естественно, что агенты рыночного процесса достигают этой цели (как правило, меньшинство). Однако в стартовой ситуации все без исключения надеются на успех. Было бы бессмысленно предпринимать что-либо, если бы заранее был известен отрицательный результат.

Накопление экономических ресурсов (богатства). Это может быть капитал в различных его формах, конфиденциальная, ценовая и другая информация, позволяющая предпринимателю достигать экономических преимуществ над конкурентами, находящиеся в собственности предпринимателя ноу-хау, инновационные продукты и процессы.

Власть. Она основана на количестве и «мощности» капитала (богатства), которым обладает предприниматель и который позволяет ему различным образом воздействовать в своих собственных интересах на поведение других людей или социальных групп.

Социальный статус - это престиж, к которому стремится предприниматель. Он (статус) является реальным и идеальным пределом социальных достижений, активизирующим предпринимательскую активность в различных секторах экономики.

Свобода выбора и риска. Это важный компонент предпринимательского поведения, без которого было бы невозможно достижение предпринимательского дохода. Полярной ценностью в данном случае является ответственность за риск и свободу выбора, что побуждает предпринимателя минимизировать возможные неудачи путем рационального расчета будущих действий.

«Идеальные» ценности. В данном случае под ними следует понимать как минимум творче-ско-познавательные, альтруистические и патриотические ценности предпринимательства. Они являются мощнейшей силой, движущей учеными-первопроходцами, путешественниками, миссионерами, меценатами, людьми высокого гражданского долга.

Образ и стиль жизни - это результирующая ценность предпринимательского поведения, отличающая и выделяющая представителей венчурного бизнеса от других социальных групп. Те референтные группы, которые достигли выдающегося предпринимательского успеха, являются носителями предпринимательских способностей, традиций, навыков, ценностей и стимулируют экономическую активность новых поколений.

Естественно, что в основе различных моделей предпринимательского поведения лежат многообразные комбинации вышеназванных ценностей, позволяющих отличать специфику жизни

одних предпринимателей от других. Можно сказать, что тем или иным субъектам предпринимательского поведения свойственны разные пределы социальных достижений, различные социокультурные образцы и средства реализации целей. В связи с этим можно выделить несколько моделей предпринимательского поведения, в основу мотивации которых могут быть одновременно заложены различные ценности и приоритеты.

Модель личностной самореализации. Она базируется на форсировании личностных ресурсов и ориентирована на достижение успеха, причем в качестве предмета такового не обязательно выступает максимальная прибыль или богатство. Результирующей ценностью может быть, например, имидж победителя, обыгравшего конкурента в рыночной борьбе, успех маргинала, преодолевшего вопреки всем обстоятельствам множество препятствий, выполнение своей миссии и т. п.

Стратификационная модель. В данном случае базовой ценностью предпринимательского поведения является процесс перемещения по социальной лестнице и достижение престижного статуса. Эта модель поведения наиболее типична для индивидов, находящихся на нижних этажах социальной структуры, - аутсайдереров и маргиналов (этнических и социальных), которые, обладая «пассионарным импульсом», предпринимают отчаянные попытки изменить свое социальное и экономическое положение. Очевидно, что они стремятся реализовать себя в различных областях деятельности, в том числе в сфере предпринимательства.

Традиционная модель. Поведение предпринимателя в данном случае характеризуется следующими особенностями. В своих действиях он ориентируется на традиции, стандарты и ценности определенной предпринимательской культуры, которая сформировалась в результате жизни нескольких поколений. В процессе трансмиссии - передачи этих ценностей возникают целые династии предпринимателей, накапливающих специфические навыки, технологические рецепты и методы достижения профессиональных целей, передающихся по наследству.

Транзитная модель. Здесь целью предпринимательских действий является создание устойчивой социальной «экониши» существования (для себя и собственного потомства). В случае достижения успеха предпринимательская активность угасает, и субъект, накопив определенный капитал, переходит в категорию рантье или передает свое дело в руки более предприимчивого менеджера, деятельность которого он контролирует.

Авантюрно-игровая модель. Она характеризует действия отдельных экономических субъектов, отдающихся азарту конъюнктурной рыночной игры, максимальный приз и выигрыш в котором заслоняют неизбежные в этих случаях негативные результаты и последствия.

Нормативно-рациональная модель. Она типична прежде всего для продуцентов и собственников инновационных продуктов и процессов. Предприниматели этой категории максимально рациональным образом стремятся достичь успеха в своей деятельности, изменяя и совершенствуя технологическую структуру производства, повышая его рентабельность и эффективность. К предпринимателям этого рода относятся, как правило, представители инженерного корпуса и ученые, внедряющие свои идеи и изобретения.

Деструктивная модель. Система ценностей и установок предпринимателей этого типа, как правило, выходит за рамки легального бизнеса. Представители данной социальной группы ориентированы на получение остаточного (предпринимательского) дохода путем использования запрещенных методов, форм и средств. Таковыми могут быть, например, производство запрещенных законом благ и услуг с отрицательным эффектом, сбыт некачественной продукции, создание фиктивных коммерческих структур (акционерных обществ, банков) и т. п. Это сфера полулегального и нелегального бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, выделенные нами модели предпринимательского поведения не исчерпывают всего его многообразия и являются лишь первым приближением к изучению этой сложнейшей и очень важной социально-экономической проблемы.

Литература

1. Бергер П. Капиталистическая революция. - М.: Экономика, 1994.

2. БлаугМ. Экономическая жизнь в ретроспективе. - М.: Высш. шк., 1994.

3. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сб. науч. ст. - М.: Экономика, 1965.

4. Гумилев Л.Н. География этноса в историческом периоде. - Л.: Наука, 1990.

5. Задорожнюк И. Инновационное предпринимательство // СОЦИС. - 1991. -№ 3. -С.135-140.

6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Т. 2. - М.: Экономика, 1991. - С. 262.

7. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. - М.: Экономика, 1995. - С. 290-296.

8. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. - СПб.: Питер, 1999. - С. 75.

9. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. - 1994. - Вып. 5. - С. 26.

10. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. - 1989. - № 2. - С. 14.

11. Хезрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1-5. - М.: Экономика, 1992.

12. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 133.

13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Наука, 1982. - С. 159-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.