Научная статья на тему 'Эволюция теории медиаобразования: от протекционизма к реализации гражданских прав'

Эволюция теории медиаобразования: от протекционизма к реализации гражданских прав Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / МАНИПУЛЯЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / КРИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / MEDIA EDUCATION / PROTECTIONISM / MASS-MEDIA MANIPULATION / CIVIL RIGHTS / CRITICAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шергова О. Б.

В статье рассматривается вопрос эволюции проблемной области медиаобразования, анализируются основные подходы к данному предмету, демонстрируется концепция нового вектора подхода к медиаобразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the theory media education: from protectionism to the realization of civil rights

The article is focused on the evolution of the media education problem domain, on the analysis of the main approaches to the subject and on the demonstration of the new vector of development in media education.

Текст научной работы на тему «Эволюция теории медиаобразования: от протекционизма к реализации гражданских прав»

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

О. Б. Шергова

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОТЕКЦИОНИЗМА К РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Аннотация: В статье рассматривается вопрос эволюции проблемной области медиаобразования, анализируются основные подходы к данному предмету, демонстрируется концепция нового вектора подхода к медиаобразованию.

Ключевые слова: медиаобразование, протекционизм, манипуляции в средствах массовой информации, гражданские права, критическое восприятие.

Annotation: The article is focused on the evolution of the media education problem domain, on the analysis of the main approaches to the subject and on the demonstration of the new vector of development in media education.

Key words: media education, protectionism, mass-media manipulation, civil rights, critical awareness.

Понятие «медиаобразование» возникло в середине 60-х, но с тех пор проблемная область, стоящая за данным понятием, заметно изменилась. Если вначале эксперты говорили о возможном использовании средств массовой коммуникации как дополнительного инструмента в образовательном процессе, то к семидесятым появилось новое определение «медиаобразования» - направление в педагогике, ориентированное на изучение средств массовой коммуникации, современных технологий, возможности самовыражения -как части базовых «фоновых» знаний человека.

Определение термина «медиаобразование» также существует с различными акцентами на цели и задачи этого направления. Так,

например, в Российской педагогической энциклопедии этот термин определяется следующим образом: «Медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств»1. Один из крупнейших деятелей по вопросам медиаобразования в России А.В. Федоров определяет медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники»2.

Если центром определения, предложенного А.В. Федоровым, является понятие «критического восприятия», то согласно рекомендациям ЮНЕСКО от 2002 г. медиаобразование рассматривается как «часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, оно способствует поддержке демократии». Эту же мысль развивает глава отдела коммуникации и информации ЮНЕСКО Абдул Ваид Хан: «Медиа-образование предоставляет критические знания и аналитические навыки, которые дают возможность медиапотребителю выступать в качестве автономного и рационального гражданина, провоцируя его на критический подход в использовании медиапродуктов. Ме-диаобразование помогает людям быть более информированными и ответственными гражданами, которые в состоянии абстрагироваться от сиюминутного удовольствия, доставляемого средствами массовой коммуникации»3. В данном определении присутствует понятие «потребление», восходящее к концепции «общества потребления» Жана Бодрийяра: «Содержания посланий, смыслы знаков глубоко индифферентны. Мы не включены туда, и средства информации не направляют нас к миру, они дают нам потреблять знаки в качестве знаков, удостоверенных между тем образом действительности.

Именно здесь можно определить практис потребления. Отношение потребителя к действительному миру, политике, истории, культуре не является отношением интереса, участия, принятой ответственности - но оно не является и тотальным безразличием: это отношение любопытства»4. Теория Бодрийяра о репрезентации мира в текстах СМИ легла в основу одного из подходов к медиаобразо-ванию, речь о которых пойдет чуть позже.

Столь различные определения как самого предмета медиаоб-разования, так и его целей и задач в первую очередь связаны с эволюцией понимания самого термина и дисциплины, являющейся, с исторической точки зрения, совершенно новым направлением исследований.

История предмета

Изначально медиаобразование виделось как способ защиты детей от негативного влияния средств массовой информации и от той опасности, которую, по мнению многих, представляют СМИ. Тем не менее в 1982 г. в Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО официально признает, что с точки зрения существующих как политических, так и образовательных систем необходимо развитие медиа-образования в целях воспитания в гражданах адекватного понимания СМИ: «Вместо того чтобы осуждать или одобрять несомненную силу средств информации, мы должны признать их существенное влияние и проникновение во все сферы жизни как установленный факт, а также учитывать их важность как неотъемлемого элемента современной культуры. Мы не должны недооценивать ни роль коммуникации и средств информации в процессе развития, ни их функцию как инструмента активного участия граждан в жизни общества. Политическим и образовательным системам необходимо признать, что их обязанностью является содействие критическому пониманию гражданами феномена коммуникации»5.

Несмотря на поддержку ЮНЕСКО и то, что многие государства одобрили этот проект и поддерживали исследования в этой области, стоит отметить, что программа «медиаобразование» только недавно стала находить применение в некоторых странах. Причиной подобного торможения процесса может быть, например, утверждение многих специалистов, работающих в области формиро-

вания образовательной программы: школьная программа «перенасыщена» и медиаобразование не является столь же важным курсом, как, например, обществознание и знакомство с информационными технологиями. Адвокаты медиаобразования утверждают, что эти направления напрямую связаны с данным предметом и что медиа-образование ориентировано на основную часть существующей школьной программы.

Подходы к медиаобразованию также претерпели определенную эволюцию, впрочем, остановившись в некоторых странах на определенном этапе. Так, например, в Соединенных Штатах Америки большинство программ по медиаобразованию так и остались «протекционистскими», то есть основанными на идее защиты детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации.

Эволюция медиаобразовательных моделей Протекционистская модель

Важнейшим элементом «протекционистской» программы считается развитие способности распознавать «неправильную» информацию и не поддаваться пропаганде некоторых сомнительных ценностей и стереотипов, предлагаемых СМИ. Так, автор книги «Анализ массовых манипуляций в России» пишет о телевидении как о некоем зле, перед которым не может устоять неподготовленный зритель: «Об ужасающем влиянии телевидения на подсознание (и уже так или иначе на сознание, потому как известно, что все находится в нашем подсознании, что через определенное время поступает в сознание), к сожалению, становится известно зачастую только людям, интересующимся данной проблемой. Что нельзя сказать об основной части общества, занятой разрешением совсем других целей и задач. Сказывается тут, главным образом, недостаток образования, ибо сейчас уже стало так выходить, что даже высшее образование не гарантирует того, что индивид получит - сможет получить - мозги, подходящие хотя бы для правильного анализа окружающей жизни, книг и проч.»6.

Под пропагандой сомнительных ценностей и стереотипов обычно имеется в виду ряд проблем. В первую очередь речь идет о темах насилия и наркотиков на экране, примером же самого распространенного «неправильного» стереотипа является образ жен-

ского тела в средствах массовой коммуникации. Под псевдоценностями понимаются некоторые ролевые модели, возникающие, в частности, благодаря кинематографу и компьютерным играм.

Теме насилия на экране посвящено множество исследований ученых разных стран. О том, какой непоправимый вред подобные образы наносят психике, говорят даже журналисты: «Телевизор приносит домой насилие в невероятных количествах. Для того чтобы нанести психическую травму даже взрослому, достаточно двух секунд чудовищных кадров, которые идут у нас днем в качестве анонсов»7. Эта тема в первую очередь является основой мотивации для развития медиаграмотности в Америке. Так, например, Чарльз Джонстон, врач-психиатр и глава Института творческого развития, сравнивает привычку к потреблению сцен насилия на экране с наркотической зависимостью и предлагает следующее «лечение»: «Лечение нашего пристрастия к насилию на экране заложено в двух связанных задачах. Мы должны, во-первых, учить людей медиаграмотности, чтобы они могли отличить искреннее чувство восторга, возникающее благодаря настоящим свершениям, от соблазнительного псевдовосторга, появившегося в результате потребительского возбуждения. Успешная практика обучения медиагра-мотности противостоит человеческой восприимчивости к манипуляциям гипнотическими эффектами насилия. <...> Вторая часть решения заключается в основной проблеме наших дней - общей работе над столь необходимой следующей главой нашей истории культуры. Как и наркоэпидемия, большинство кризисов наших дней в действительности являются кризисами цели, требующими не просто пересмотра законов и правил, но нового определения метафор, новых подходов к разговору о том, что важно. Подобные кризисы требуют от нас единой инициативы на всех уровнях: в школе, на общественных собраниях, на правительственном уровне, в зале заседаний совета директоров, в разговорах с друзьями и родственниками. В конечном счете те, кто находится в группе риска, смогут сказать "нет" соблазну псевдовосторга и псевдозначимости насилия только в том случае, если они сами испытывают настоящий восторг и осознают настоящие жизненные ценности»8.

Проблема наркомании, упомянутая в статье Джонстона, также является одним из ключевых «зол» послания средств массовой коммуникации. Ссылаясь на исследования Пристанской, Г.В. Куз-

нецов пишет, что почти каждый второй подросток получает информацию о наркотиках из телевизионных передач9. В статье «Тема наркотиков на телеэкране: границы опасности» автор говорит о некоторой несостоятельности попыток телевизионных журналистов в демонстрации вреда наркомании. Он также рекомендует использовать знания из области психологии для создания посланий, которые смогут достичь своей цели.

Тема борьбы с наркоманией через ее «деконструкцию» также присутствует в ряде медиаобразовательных программ. Основным подходом, как и в случае с темой насилия, является разбор и анализ составляющих этого образа на экране. То есть анализируется мотивация героя, использующего наркотики или агрессивно ведущего себя по отношению к другим персонажам. Также необходимо выявить «хороших» и «плохих» парней, понять, что реальные модели не являются столь же линейными. Осознание ролевых моделей, которые используются в кино, и их соотношение с реальностью необходимо, по мнению Барбары Осборн, для того чтобы «зло» не становилось привлекательным в глазах школьников10.

Если образы отрицательных персонажей вызывают у школьников практически восторг11, что ведет в некоторых случаях, мягко говоря, к неадекватному поведению, то образ женского тела и эталоны женской красоты, пропагандируемые в СМК, стали, по мнению многих исследователей, настоящей трагедией для девочек подросткового возраста. Так, например, Мариа Долорес Соуза и Клаудиа Аларкон, психологи, работающие в области воздействия СМИ при Национальном Совете телевидения Чили, провели очередное исследование восприятия женского образа на экране девочками в возрасте от 8 до 10 лет. Результаты оказались довольно предсказуемы: «Хотя факт влияния телевидения на детей уже неоднократно был доказан, благодаря данному исследованию мы смогли не только подтвердить факт влияния, но и продемонстрировать, как это проявляется с гендерной точки зрения. Образ, который воспринимается девочками с экрана, в какой-то степени определит то, какие социальные модели поведения они выберут в будущем. Интересно, что понимание ими женского статуса и его оценки возникают именно из телевизионного образа, и образ идеальной женщины, которому надо следовать, возникает оттуда же»12. При проведении схожего эксперимента только с более взрослой группой россий-

ский исследователь С. Е. Мартынов пришел к выводам, которые как будто демонстрируют будущее тех девочек, о которых писали чилийские исследователи: «У девушек, смотрящих телевизор ежедневно более двух часов в день, выявлена неудовлетворенность собственным телом, а также низкая оценка своего характера, здоровья и счастья. Неудовлетворенность собственным телом и выбор "телесно ориентированных" и "гедонистических" ценностей может объясняться их подверженностью воздействию медиаобразов, а также зависимостью от мировоззрения, навязываемого СМИ»13. Следствием «неудовлетворенности собственным телом» может оказаться и анорексия. Несмотря на то что существуют исследования, согласно которым появление этой болезни необязательно связано с западной медиакультурой и пропагандой образа худой жен-щины14, преимущественно считается, что именно образы в СМИ, помимо других генетических и нейробиологических факторов, влияют на формирование данного невроза.

К протекционистскому подходу можно отнести и намерение бороться с откровенной антинаучной информацией, имеющейся в посланиях СМИ. Так, например, А.А. Журин, заведующий лабораторией технических средств обучения и медиаобразования ИОСО РАО, говоря о бесконечных «ляпах» в рекламе и сообщениях СМИ, пишет: «В мае 1999 г. сотрудники лаборатории ТСО и медиаобра-зования ИОСО РАО провели исследование в школах Южного административного округа г. Москвы. Учащимся 11-х классов было предложено ответить на вопросы, ответы на которые они получали в течение длительного времени из телевизионных передач. Ни один из более чем тысячи опрошенных не узнал в карбамиде мочевину и не указал, что это вещество - минеральное удобрение. Все почти уже выпускники считают карбамид самым эффективным средством борьбы с кариесом. Более 80% респондентов убеждены в том, что озоновые дыры появляются из-за использования человеком холодильников и аэрозольных баллончиков, а около 6% уверены в том, что озоновые дыры возникают в результате запуска космических кораблей, которые "пробивают отверстия в озоновом слое Земли". Постулат Евклида о том, что параллельные прямые не пересекаются, благодаря рекламе бытовой техники "Zanussi" перешел в разряд теорем ("Параллельные прямые не пересекаются. Доказано Евклидом"). Почти 20% школьников уверены, что "в конце XIX в. появ-

ляются первые телевизоры. В наше время они очень усовершенствованы"» . Завершая свое исследование, А. Журин предлагает приложить максимальные усилия для борьбы с подобными неправильными посланиями СМИ.

Вышеперечисленные аспекты являются лишь общим представлением тех «зол», с которыми может бороться медиаобразова-ние при протекционистском подходе. Основным принципом такого подхода является методичное «развенчание» мифов и различных псевдоценностей и стереотипов, пропагандируемых в СМИ. Кроме того, особую роль в протекционистской модели медиаобразования играет формирование навыка сопротивления рекламе. Не отрицая некоторых аспектов негативного воздействия СМИ, исследователями этой области был предложен новый подход: подход, построенный не на защите, а на формировании критического восприятия.

Критическое восприятие

Подобный подход лишь в определенной степени основан на деконструкции псевдоценностей. Основной идеей формирования критического отношения к посланиям СМИ является стремление к демонстрации других способов интерпретации действительности. В первую очередь это относится не к рекламным или кинематографическим сообщениям, а к посланиям информационного порядка. Иными словами, формирование критического восприятия связано с анализом явления одностороннего освещения событий. В качестве примера такого одностороннего сообщения можно привести авторскую программу «Однако» М. Леонтьева16. В данной программе Леонтьев использует различные способы воздействия и деформации фактов ради достижения идеологических целей каждого выпуска:

Президент Казахстана предложил обсудить эту идею17, например, на «двадцатке», хотя сам признал, что она может казаться слишком смелой. Дело здесь не в смелости даже, а в том, что нету международного института, ко всем лояльного, которому можно доверить эмиссию единой валюты. И уж точно это не ООН нынешняя.

Собственно, незачем выдумывать велосипед. Достаточно вернуться к хорошо известному золотому стандарту, то есть гарантированному обеспечению валюты золотом. К реальным

деньгам. Кстати, это не гарантирует выход из кризиса, но прекращает нынешнюю алхимическую паранойю, при которой вообще никакого выхода быть не может18.

В потоке устного сообщения можно и не заметить абсурдности высказывания, что золото, как обеспечение валюты, является «реальными деньгами». Но навыки критического восприятия позволяют выявлять, в частности, и такие пропагандистские методы.

Феномен критического мышления понимается в некоторых случаях гораздо шире. Так, например, драматург Е. Нарши в интервью газете «Версия» утверждает, что отсутствие критического отношения к реальности напрямую связано с отсутствием критического понимания того, что зритель видит на экране:

«Фальшивка, существующая в пределах сюжета, сделанная наспех, она же очевидна любому, у кого есть доля критического отношения к реальности. Значит, у огромного количества наших соотечественников некритическое отношение к реальности. Это значит, что они не отличают фашиста от человека, который говорит об укреплении законности, или реальных социальных гарантий от блефа. Они не могут получить профессиональные навыки и употребить их в жизни. Зрители "Окон" - это многомиллионная армия лохов, их так обманывают на телевизионном экране, точно так же обманывают и в жизни: их обвешивают, им не дают отпускных, качественных услуг, в результате у них накапливается отчаяние, и они начинают решать свои проблемы криминальным способом или раз в семьдесят лет делают кровавую революцию. Или идут по пути аутоагрессии: спиваются или бьют жену. Для меня такие программы - это мониторинг того, сколь неблагополучно сознание нашего общества. Это самое грустное последствие этой программы»19.

С концепцией критического восприятия связаны такие понятия, как «информационная безопасность» и «разорванная коммуникация». Так, Е.Л. Вартанова и Я.Н. Засурский считают, что именно медиаобразование может стать основой информационной и психологической безопасности молодежи20. «СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить

СМИ, противоречивые чувства - от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ», - именно так обрисовывают авторы статьи сегодняшнюю ситуацию и приходят к выводу о необходимости появления медиаобразования не только для школьников, но и для самой широкой аудитории.

Феномен «разорванной коммуникации» связан с деформациями привычных образов и ценностей производителями СМИ: «СМИ, с одной стороны, превратились в успешный сектор экономики, с другой - стали информационным пространством для политической коммуникации, а члены общества в свою очередь превратились в аудиторию, потенциальных потребителей продуктов коммерческой рекламы, в группы электората, в жертв информационных манипуляций. Манипуляция сознанием, скрытое управление человеком, влияние на человека, моделирующее послание - все это краткий перечень названий книг, посвященных массовой коммуникации, свидетельствующих о том, что феномен "разорванной коммуникации" имеет место в пространстве СМИ, которые стали реальным партнером по общению в человеческом сообществе»21. Иными словами, речь идет о критическом, но не негативном отношении к СМИ с точки зрения манипуляции информацией, использования пропагандистских практик и преодоления эффекта «разорванной коммуникации».

При критическом подходе понятие манипуляции в СМИ связано не только с идеей заведомого обмана потребителя или мотивированного воздействия на его сознание и решения. Субъективность СМИ заложена в их природе, так как средства массовой информации, не являясь объективным отражением действительности, подчиняются определенным законам жанра и драматургии, так же как кинематограф и реклама. Об этом же, в более категоричной форме, пишет Бодрийяр: «Он <образ> передает их <события> все переинтерпретированными безразлично в соответствии с одним и тем же кодом, который представляет собой одновременно идеологическую и техническую структуры, то есть в случае ТВ существует идеологический код массовой культуры (система моральных, социальных и политических ценностей) и способ разбивки, артикуляции, диктуемой медиумом, что навязывает некоторый тип дис-курсивности, нейтрализует многообразное и подвижное содержание

посланий и заменяет их собственными медийными повелительными принуждениями к смыслу. Эта глубинная дискурсивность медиума,

в противовес явному дискурсу образов, бессознательно декодиру-

22

ется зрителем» .

Понимание субъективности в представлении действительности в СМИ является для многих разработчиков программ ключевым механизмом медиаобразования. Поэтому изучению «законов» отражения действительности в СМИ уделяется значительная часть различных теоретических разработок медиаобразовательных методик.

Разница между протекционистским подходом и подходом, основанным на формировании критического восприятия, заключается в том, что во втором случае одним из основных методов изучения является практическая составляющая - развитие навыка самовыражения на примере создания собственных текстов СМИ.

Медиапроизводство как развитие навыка самовыражения

Акцент на собственное производство медиатекстов связан именно с эволюцией понятия медиаобразования: от защиты к подготовке и к участию: «Медиаобразование понимается не как форма защиты, а как форма подготовки. Оно не ставит своей задачей оградить молодежь от влияния СМИ и тем самым привести ее к "чему-то лучшему". Наоборот, медиаобразование ищет способа дать им возможность самим принимать решения, основанные на их информированности. Оно стремится развить в молодежи понимание и участие в медиакультуре, которая их окружает»23. Далее Д. Букингэм, один из разработчиков программы по медиаобразова-нию для ЮНЕСКО, говорит о том, что при подобном подходе «возникают вопросы культурологического, морального и политического характера, но это должно происходить таким образом, чтобы ученики становились активными и понимающими участниками процесса, а не занимали пассивную позицию подчинения чьей-то воле и чьему-то мнению»24. Медиаобразование, основанное на воспитании критического восприятия и формировании навыка самовыражения, - новое направление в педагогике. Эффективность предмета зависит от активности ученика. Учитель не навязывает свои взгляды, а заставляет школьника в ходе теоретических и, особенно, практических занятий, самостоятельно прийти к пониманию

медиамира и его особенностей, к способности принимать взвешенное решение в отношении посланий СМИ.

За протекционистским подходом стоит, как это ни парадоксально, стремление ограничить потребление СМК как преимущественно несоответствующей идеалам искусства продукции. Формирование критического восприятия и способности самовыражения построено, напротив, на идее получения удовольствия от средств массовой информации. Предполагается, что «поиск истины», дополнительной информации, необходимой для принятия решения, и прочие интересные способы общения со СМИ, равно как и представление, основанное на практике, о механизмах создания медиа-сообщения превратит школьника из пассивного потребителя в опытного пользователя. Последнее, в свою очередь, крайне важно и с точки зрения трансформаций, которые происходят со средствами массовой информации. Конвергенция и прочие процессы, меняющие привычный для ХХ в. образ СМИ, предполагают, что потребитель новых медиа также будет участвовать в их создании и практический навык станет уже необходимостью для медиапотребления.

Формирование критического восприятия по отношению к средствам массовой информации представляется на сегодняшний день особенно ценным. Как это ни парадоксально, в частности в целях приостановки бесконечных рассуждений о «вреде СМИ» и официальных просьб о закрытии той или иной программы, как, например, это регулярно происходит с программой «Дом-2». Примером самого удивительного обращения к президенту РФ Д. Медведеву выглядит выступление режиссера Е. Герасимова на съезде Союза кинематографистов 31 марта 2009 года:

«Мы убеждены в том, что атмосфера вещания основных программ должна быть на высоком художественном уровне, а герои нашего времени - прежде всего образцами для подрастающего поколения. <...> В рамках либеральной модели СМИ, доминирующей там, ныне превалирует одуряющая зрителя продукция, низкопробные сериалы и реалити-шоу на грани порнографии. <. > Сегодня на телевидении торжествует корпоративный интерес, и по-прежнему правят бал "Дом-2" и телесериалы из жизни воров и проституток» . Представляется совершенно логичной оценка данного заявления Андреем Архангельским как абсурдного: «Одуряющая зрителя продукция» и «низкопробные сериалы» созданы именно

руками участников этого съезда26. Иными словами, протекционистский подход к изучению СМИ и постоянные обвинения в негативном влиянии представляются крайне непродуктивным способом анализа существующего положения вещей. На наш взгляд, формирование критического восприятия с учетом свойств СМИ, как культурологических, так и экономических, приведет к более рациональному потреблению, а следовательно, позволит приостановить

в некоторых случаях крайне эмоциональные рассуждения о вреде средств массовой коммуникации.

Медиаобразование как основа реализации гражданских прав

Размышления о цели изучения средств массовой информации через формирование критического восприятия и способности самовыражения привели к появлению гражданско-социальной платформы медиаобразования. Речь идет о том, что формирование критического восприятия апеллирует к демократическому праву человека на свободный доступ к информации, а навык самовыражения -к праву на свободу мысли и слова. Именно этот подход лег в основу программы EuroMeduc, предложенной Советом Европы. Стоит отметить, что программа по развитию медиаграмотности и осознанному пользованию СМИ входит в образовательный комплекс программ Совета Европы по демократическому воспитанию и правам человека: «Доступ к достоверной и полной информации - одно из основных условий демократической жизни, поскольку информация необходима для формирования критического мышления у граждан. Поэтому медиаобразование является частью более широкой концепции демократического образования граждан»28.

Необходимо подчеркнуть, что «гражданский» подход к ме-диаобразованию не предполагает, что занятия посвящены изучению демократических основ на примере средств массовой информации. Скорее ожидается, что осознание права на свободу слова и на свободный доступ к информации возникает опосредованно, в результате комбинации теоретических и практических занятий. Центральной идеей теоретических курсов, связанных с формированием критического восприятия, является не только понимание манипулятивных методов и свойств репрезентации действительности в СМИ, но и

стремление к поиску максимально полной и разносторонней информации. Предполагается, что регулярные занятия, связанные с вырабатыванием навыка поиска разнообразного освещения событий, приведут к формированию активной гражданской позиции.

Использование теоретических знаний в рамках практических занятий также позволит не только понять природу и механизмы создания медиапродукта, но и научиться творчески выражать свое собственное мнение.

Примечания

1 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1999. - Т. 2. - С. 555.

2 Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. -М., 2000. - № 2. - С. 33-38.

3 Khan A.W. Media education, a crucial issue in the building of an inclusive knowledge society // Empowerment trough media education. - Goteborg, 2008. - P. 15.

4 Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры. - М., 2006. - С. 16.

5 Грюнвальдская декларация по медиаобразованию, 1982 год. - Цит. по: http:// www.unesco.ru.

6 Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. - СПб., 2008. - С. 149.

7 Минкин А. Особое мнение р/с «Эхо Москвы» (эфир от 01 апреля 2009 года 17:08). - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/582206-echo/

8 Johnston Ch. Addicted to violence: Has the American dream become a nightmare? -Режим доступа: http://www.medialit.org.

9 Кузнецов Г.В. Тема наркотиков на экране: границы опасности // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. - М., 2008. - Т. 2: Феномен «разорванной коммуникации».

10 Подробнее об этом Osborn B. Violence formula: Analyzing TV, videos and Movies на сайте: http://www.medialit.org.

11 Подробнее о негативном влиянии на подростков темы насилия на экране, антисоциальных моделей поведения и пр. см. Пристанская О. В. Правовое регулирование информационной безопасности детей в России // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. - М., 2002. - Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации.

12 Souza M.D., Alarcon Cl. Perception of female image on TV: 8-10 years old girls. -Chile, 2008.

13 Мартынов С.Е. Влияние СМИ на отношение человека к собственному телу // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. - М., 2008. -Т. 2: Феномен «разорванной коммуникации».

14 Подробнее об этом см.: Simpson K.J. Anorexia nervosa and culture // J. psychiatr ment health nurs. - Edinburgh, 2002. - P. 9 (1), 65-71.

15 Журин А.А. Мир в средствах массовой информации и представлениях школьника // Педагогика. - М., 2001. - № 4. - С. 48-55.

16 Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/leontiev/

17 Речь идет о предложении президента Казахстана от 11 марта 2009 года ввести новую единую валюту евраз в целях борьбы с экономическим кризисом.

18 Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/leontiev/

19 Алексеенко Л. Рабы эфира // Версия. - М., 2003. - 20-26 октября. - С. 22-23. -(Интервью с Е. Нарши).

20 Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. - М., 2002. - Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации.

21 Засурский Я.Н., Матвеева Л.В. Культурологические и психологические предпосылки феномена «разорванной коммуникации» в СМИ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. - М., 2008. - Т. 2: Феномен «разорванной коммуникации».

22 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М., 2006. -С. 162.

23 Buckingham D. Policy paper // Youth media education / UNESCO communication development division, CD-ROM. - Paris, 2004.

24 Там же.

25 Цит. по: http://www.interfax.ru

26 Режим доступа: http://www.vz.ru

27 Режим доступа: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/AspectsCitizenship/Media

Awareness_en.asp#TopOfPage

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.