Научная статья на тему 'Эволюция судебной системы СССР: этапы становления и особенности '

Эволюция судебной системы СССР: этапы становления и особенности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
судебная власть / советское право / судебная система / суд / судебная политика / судебные реформы / judicial power / Soviet law / judicial system / court / judicial policy / judicial reforms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махач Абдулафисович Шамхалов, Магомедали Магомедзапирович Магомедов

Авторами исследуются этапы становления судебной системы СССР. Формулируется вывод о том, что судебная власть в каждом из анализируемых периодов соответствовала текущим политическим и правовым реалиям и уровню правосознания и правовой культуры граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the judicial system of the USSR: stages of formation and features

The authors study the stages of the formation of the judicial system of the USSR. The author concludes that the judiciary in each of the analyzed periods corresponded to the current political and legal realities and the level of legal awareness and legal culture of citizens.

Текст научной работы на тему «Эволюция судебной системы СССР: этапы становления и особенности »

Закон и право. 2024. № 3. С. 42-45. Law and legislation. 2024;(3):42-45.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-42-45 NIION: 1997-0063-3/24-129

EDN: https://elibrary.ru/UJRBEW MOSURED: 77/27-001-2024-3-329

Эволюция судебной системы СССР: этапы становления и особенности

Махач Абдулафисович Шамхалов1, Магомедали Магомедзапирович Магомедов2

1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия

1 dgamalova@mail.ru

2 kafigp@mail.ru

Аннотация. Авторами исследуются этапы становления судебной системы СССР. Формулируется вывод о том, что судебная власть в каждом из анализируемых периодов соответствовала текущим политическим и правовым реалиям и уровню правосознания и правовой культуры граждан.

Ключевые слова: судебная власть, советское право, судебная система, суд, судебная политика, судебные реформы.

Для цитирования: Шамхалов М.А., Магомедов М.М. Эволюция судебной системы СССР: этапы становления и особенности // Закон и право. 2024. № 3. С. 42—45. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-42-45 ББЫ: https://elibrary.ru/UJRBEW

Original article

The evolution of the judicial system of the USSR: stages of formation and features

Makhach A. Shamkhalov1, Magomedali M. Magomedov2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 dgamalova@mail.ru

2 kafigp@mail.ru

Abstract. The authors study the stages of the formation of the judicial system of the USSR. The author concludes that the judiciary in each of the analyzed periods corresponded to the current political and legal realities and the level of legal awareness and legal culture of citizens.

Keywords: judicial power, Soviet law, judicial system, court, judicial policy, judicial reforms.

For citation: Shamkhalov M.A., Magomedov M.M. The evolution of the judicial system of the USSR: stages of formation and features // Law and legislation. 2024;(3):42—45. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-42-45 EDN: https://elibrary.ru/UJRBEW

Октябрьские революционные события 1917 г. кардинально повлияли на деятельность судебной власти России. До законодательного закрепления судебной системы РСФСР в стране функционировали революционные суды под разными названиями: «суд общественной совести», «народные» и т.д., в составе которых были левые эсеры, представители Советов, а также большевистские партийные организации.

© Шамхалов М.А., Магомедов М.М. М., 2024.

Историю развития судебной власти в СССР можно разделить на следующие периоды:

■ с 1922-го по 1930-й годы — формирование базиса судебной власти;

■ с 1930-го по 1941-й годы — конституиро-вание судебной власти СССР;

■ с 1941-го по 1945-й годы — расширение полномочий военных органов;

■ с 1945-го по 1953-й годы — поствоенная трансформация судебной власти;

■ с 1953-го по 1991-й годы — период установления стабильной судебной власти в СССР.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

С созданием нового государства возникла необходимость упорядочения системы судебной власти в стране.

В 1917 г. был принят Декрет «О суде» № 1, законодательно закрепивший ключевые основания создания и функционирования первых революционных судов. Декрет «О суде» № 1 аннулировал все судебные учреждения дореволюционного периода, к которым относились прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей как дискредитировавшие себя судебные институты [1; 4].

Позднее были изданы Декреты «О судах» № 2 и № 3. Второй Декрет закреплял функционирование окружных судов, ведавших делами, неподсудными местным судам.

Декретом от 30 ноября 1918 г. дореволюционное право окончательно перестало применяться в связи с принятием Положения «О народных судах». Также было принято Положение «О едином народном суде», которое прекращало деятельность окружных судов, оставив в системе судебной власти народный суд, съезд и ревтрибуналы.

В 1920 г. было принято новое положение о народном суде, отменившее коллегиальный характер предварительного следствия и закрепившее новый институт народного следствия. Положение «О судоустройстве РСФСР» от 3 ноября 1922 г. закрепляло судебную систему государства: народные суды, часть которых функционировала в составе судьи и двух заседателей, другая осуществляла правосудие единолично народным судьей; суд губерний; Верховный Суд РСФСР.

В Конституции СССР 1924 г. судебная власть была закреплена в главе 7.

29 октября этого же года ЦИК СССР утвердил своим постановлением Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, где выделялись основные принципы осуществления судебной власти (деятельность по отправлению правосудия могли осуществлять лишь трудящиеся; закрепление принципа избрания судей на основании законов Советского государства; общая судебная политика в СССР) [1; 2].

Основы судоустройства определяли подсудность органов судебной власти Советского государства. Так, народный суд ведал разрешением гражданских и уголовных дел; краевые суды и т.д. осуществляли свои полномочия как по первой инстанции, так и в роли кассации на решения народных судей (состав зависел от инстанции, где кассация осуществлялась в составе трех

судей, а первая — судьей и заседателями). Надзорными кассационными функциями на решения как народных, так и судов районных обладал верховный суд республики, что позволяло ему отменить решение любого нижестоящего суда; он также рассматривал дела, относящиеся к его юрисдикции, по первой инстанции.

Можно выделить следующие положения о функционировании судебной власти Союза ССР в период с 1922-го по 1930-й годы:

■ правосудие отправлялось трудящимся населением;

■ отсутствие апелляционной инстанции обжалования (жалобы рассматривались сразу по кассации);

■ судьи всех уровней избирались;

■ деление судебной системы по административно-территориальным единицам;

■ функционирование специальных судов (арбитраж, военный трибунал и земельные комиссии).

За довольно короткий срок Советское правительство закрепило основы судебной системы государства. Особенностями данной системы можно назвать форму выборности судей (избирались Советами), а также руководство революционным правосознанием при принятии судебных решений. Также для этапа становления советской судебной власти характерно подробное закрепление деятельности ревтрибуналов, что для Правительства было больше мерой борьбы с контрреволюцией, нежели судом над политическими оппонентами.

В период с 1930-го по 1941-й годы самыми значимыми актами, отражающими правовой статус судебных органов, были Конституция Союза ССР 1936 г. и Закон СССР «О судоустройстве СССР и союзных и автономных республик».

В Конституции судебной власти посвящена девятая глава, где в ст. 102 закреплялось, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Верховный суд союзной республики являлся высшим судебным органом союзной республики, состоял из двух коллегий, действующих в составе председателя с заместителями и заседателей народа, осуществлял надзор посредством разбора протестов уполномоченных должностных лиц на решения нижестоящих судов на территории рес-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 03-2024

публики, а также занимался разбором жалоб на решения судов союзной республики.

Также получили законодательное закрепление специальные суды, в частности военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Самыми большими надзорными полномочиями обладал Верховный Суд СССР, состоявший из пяти коллегий (гражданская, уголовная и три коллегии с подсудностью специальных судов); функционирующий в составе председателя с двумя заседателями народа; осуществляющий свои функции разбирая протесты высокопоставленных должностных лиц, а также жалобы на решения специальных судов.

Проводя параллель между данным и предыдущим этапами, следует обозначить следующие законодательные нововведения:

■ закрепление равноправия граждан Советского государства перед судом, независимо от их социального положения;

■ законодательная регламентация новой функции суда — исправление преступника;

■ принятие решений судьями только на основании закона, а также их независимость (по факту тоталитарный режим не позволял реализовывать данное положение на практике);

■ конституционное закрепление открытости судебных разбирательств в судах всех уровней;

■ установление языка, на котором осуществлялось судопроизводство;

■ возобновление коллегиальности судопроизводства [1; 2; 3].

Во время Великой Отечественной войны значительные изменения коснулись деятельности судебных органов, связанных с военной сферой.

Так, в 1941 г. были приняты указы Президиума Верховного Совета Союза ССР «О военном положении» и «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий».

Военные трибуналы являлись основной судебной единицей и осуществляли свои полномочия во всех военных структурах и учреждениях. Надзорными функциями в отношении трибуналов обладали трибуналы окружные и фронтовые. Самой высшей надзорной инстанцией был Пленум Верховного Совета Союза ССР, устранявший пробелы в решениях судов путем дачи постановлений по вопросам судебной практики, а Наркомат юстиции занимался организацией деятельности трибуналов. В своих решени-

ях военные трибуналы руководствовались нормами общедоступного советского права.

В связи с обстановкой в государстве регламентировались новые преступления и наказания, а также усиление наказаний за старые: например, за распространение слухов и спекуляцию в военное время ужесточались наказания; пособничество фашистам подразумевало государственную измену и наказывалось смертной казнью.

Для данного этапа характерно развитие военно-судебных органов в связи с закреплением военного положения в государстве. При этом данные изменения не затронули основ судебной системы СССР, сохраняя ключевые принципы судопроизводства.

На территории Советского государства по-прежнему осуществляли свои полномочия Верховный Суд Союза ССР, верховные суды субъектов и народные суды, а принципы судопроизводства, закрепленные в Основах судоустройства и Конституции, не потеряли свое значение. Вместе с тем назвать институт судей независимым трудно, так как система политических репрессий не позволяла им принимать решения, руководствуясь лишь законом.

Основные изменения затронули уголовное законодательство: например, отмена смертной казни как высшей меры в 1947 г. и ее возобновление в отношении изменников Родины в 1950 г.; указы «Об усилении охраны личной собственности граждан» или «О хищении государственного и общественного имущества», в которых закреплялись квалифицирующие признаки, понятия, категории и т.д.

В 1950-е годы судебная система требовала изменений, так как было необходимо устранить такие пробелы, как сложная структура судебной системы, вызывавшая проблемы в управлении; неактуальность специальных судов; институт кассации был чрезвычайно дисбалансным и т.д.

24 июня 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР водно-транспортные и железнодорожные транспортные линейные суды объединились, создав транспортные единые суды, при этом полномочия не изменились. Указ «Об изменении подсудности военных трибуналов» сужал юрисдикцию военных трибуналов, основные полномочия переданы общим судам, а трибуналы ведали рассмотрением военных преступлений.

В 1955 г. полномочия народных судов по гражданским делам сузились, это касалось кооперативных, государственных и других споров до 100 руб., по Указу Президиума Верховного Совета

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

Союза ССР эти полномочия передавались вышестоящему органу со стороны неплательщика.

Позднее, 10 февраля 1957 г., Президиумом был принят закон, устанавливающий за союзными республиками право самостоятельно законодательно закрепить на своей территории систему судебной власти и судопроизводства, а органы центральной власти занимались установлением основных положений судопроизводства и судебной системы.

Верховный Совет СССР в 1958 г. утвердил Основы законодательства о судоустройстве СССР. Это внесло изменения в структуру судебной власти в государстве. В районных судах произошла замена участковой системы на концепцию единого суда народов, при этом срок полномочий увеличивался на два года (с трех до пяти лет), а заседатели единого народного суда избирались по месту работы и жительства.

Судебная система включала: районные суды, суды субъектов, суды союзных и автономных республик, Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы.

Следующие законодательные преобразования в судебной системе произошли в 1977 г. с принятием Конституции Союза ССР, в которой глава 20 посвящена правовому положению судов в Союзе ССР.

Так, по ст. 151: «Правосудие в СССР осуществляется только судом. В СССР действуют Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах». Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом СССР и осуществлял надзор за судебной де-

ятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленный законом.

Подводя итоги развития судебной системы СССР, следует отметить, что судебная власть в каждом из анализируемых периодов соответствовала текущим политическим и правовым реалиям и уровню правосознания и правовой культуры граждан.

Список источников

1. Большакова В.М. Динамика развития советской судебной системы в 1958 — 1991 гг. // Право и государство: теория и практика. 2021. № 2. С. 60—66.

2. Григорьев О.В. Советская судебная система: исторический период 1921 — 1941 гг. // Рос. судья. 2010. № 2. С. 40—44.

3. Джамалова Э.К. Некоторые проблемные вопросы теории и практики методологии научных историко-правовых исследований // История гос-ва и права. 2013. № 9. С. 47—49.

4. Шкаревский Д.Н. Специальные коллегии в советской судебной системе второй половины 1930-х гг. // Вопросы истории. 2020. № 3. С. 257—265.

References

1. Bolskakova V.M. Dynamics of the development of the Soviet judicial system in 1958— 1991 // Law and State: Theory and Practice. 2021. № 2. Pp. 60—66.

2. Grigoriev O. V. Soviet Judicial System: Historical Period 1921 — 1941. 2010. № 2. Pp. 40—44.

3. Dzkamalova E.K. Some problematic issues of theory and practice of methodology of scientific historical and legal research / / History of State and Law. 013. № 9. Pp. 47—49.

4. Skkarevsky D.N. Special Collegium? in the Soviet Judicial System of the Second Half of the 1930s. 2020. № 3. Pp. 257—265.

Информация об авторах

Шамхалов М.А. — кандидат юридических наук, доцент Магомедов М.М. — магистрант

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Shamkhalov M.A. — candidate of law, associate professor Magomedov M.M. — master's student

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.