Научная статья на тему 'Эволюция структуры аграрного сектора Западной Сибири во второй половине 60-х -первой половине 80-х годов ХХ века'

Эволюция структуры аграрного сектора Западной Сибири во второй половине 60-х -первой половине 80-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ В СОВХОЗЫ / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL POLICY / COLLECTIVE FARMS AND STATE FARMS / COLLECTIVE FARMS IN CONVERSION FARMS / OWNERSHIP / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов Дмитрий Сергеевич

В статье анализируются структурные изменения, происходившие в аграрном секторе в середине 1960-х первой половине 1980-х гг. Вопросы изменения соотношения форм собственности в сельском хозяйстве исследуются на материалах регионов Западной Сибири. Автор сделал вывод о том, что массовое преобразование коллективных хозяйств в совхозы, проходившее в конце 60-х начале 70-х годов ХХ века было вызвано политическими и экономическими соображениями и усилило государственный контроль над аграрной сферой, стало формой огосударствления сельского хозяйства. Дальнейший рост государственного сектора происходил за счет разукрупнения совхозов, создания новых совхозов и подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Орлов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the structure of the agricultural sector in Western Siberia in the second half of the 60's the first half of the 80's of the twentieth century

The article analyzes the structural changes taking place in the agricultural sector in the mid-1960's early 1980's. Issues of change in the ratio of ownership in agriculture on the materials studied regions of Western Siberia. The author concluded that the mass conversion of collective farms into state farms, which ran in the late 60's early 70's of the XX century was caused by political and economic considerations, and increase state control over the agrarian sector, became a form of nationalization of agriculture. Further growth of the public sector was due to downsizing of state farms, new farms and farms of industrial enterprises and organizations.

Текст научной работы на тему «Эволюция структуры аграрного сектора Западной Сибири во второй половине 60-х -первой половине 80-х годов ХХ века»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

УДК 94/99

Д. С. ОРЛОВ

Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина, г. Бийск

ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ ХХ ВЕКА_______________________________________________________

В статье анализируются структурные изменения, происходившие в аграрном секторе в середине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Вопросы изменения соотношения форм собственности в сельском хозяйстве исследуются на материалах регионов Западной Сибири. Автор сделал вывод о том, что массовое преобразование коллективных хозяйств в совхозы, проходившее в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века было вызвано политическими и экономическими соображениями и усилило государственный контроль над аграрной сферой, стало формой огосударствления сельского хозяйства. Дальнейший рост государственного сектора происходил за счет разукрупнения совхозов, создания новых совхозов и подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, колхозы, совхозы, преобразование колхозов в совхозы, формы собственности, Западная Сибирь.

Система сельского хозяйства Западной Сибири, как и всей страны, сложилась в результате длительного и сложного процесса осуществления аграрных преобразований в деревне. На начало рассматриваемого периода общественный сектор сельского хозяйства региона структурно был представлен в основном колхозами и совхозами. Другие формы хозяйств (учебные хозяйства, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, опытные станции) играли вспомогательную роль.

Преобладающей формой организации сельского хозяйства в Западной Сибири на начало рассматриваемого периода были колхозы — 1050 предприятий, совхозов насчитывалось 844. Практические во всех регионах кооперативные хозяйства преобладали численно. Так, в Алтайском крае их насчитывалось соответственно 386 против 227 совхозов, в Омской области — 193 против 167 государственных предприятий. В двух областях — Тюменской и Новосибирской соотношение типов хозяйств было равным. Только в Кемеровской области в 1965 году совхозы преобладали численно (118 против 66 хозяйств) и составляли 2/3 от общего числа сельхозпредприятий [1-10].

Критикуя ошибки в руководстве сельским хозяйством в предшествующий период, Л. И. Брежнев и окружавшие его функционеры не подвергали сомнению целесообразность инициированного Н. С. Хрущёвым процесса укрупнения хозяйств и преобразования колхозов в совхозы. В связи с этим во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. расширение совхозного сектора за счёт колхозного продолжилось, хотя его темпы были не такими высокими, как в предшествующие годы.

Процесс преобразования колхозов в совхозы, вызванный сближением государственной и коопе-

ративно-колхозной форм хозяйствования, начался в Западной Сибири значительно раньше, еще в 50-е годы ХХ века. Так, в 1959 — 1965 гг. колхозная система уменьшалась в среднем почти на 200 хозяйств в год [11]. Максимальное же количество преобразований в рассматриваемый период произошло на первом этапе, в 1966— 1975 гг. Так, за этот промежуток времени в регионе были ликвидированы 298 сельхозартелей и создан 501 совхоз [1 — 10]. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Алтайском крае, где колхозный сектор уменьшился на 144 предприятия, а совхозный — увеличился на 152 хозяйства, а также в Томской области, где численность сельхозартелей уменьшилась в 4 раза (с 84 до 20), а государственный сектор вырос на 91 хозяйство (с 16 до 107) [1, 3]. Массовое преобразование колхозов в совхозы имело место и в национальных районах региона. Если в Горно-Алтайской автономной области, структурно входившей в состав Алтайского края, в 1970 году соотношение между различными типами хозяйств было примерно равным — 31 совхоз и 29 колхозов (52 % к 48 %), то к 1976 году государственный сектор стал явно доминировать — 33 совхоза и 21 колхоз (61 % и 39 %). В Шебалинском районе, насчитывающем в 1970 году четыре совхоза и десять колхозов, к 1975 году осталось всего шесть государственных сельхозпредприятий [12]. В других регионах Западной Сибири сокращение числа кооперативных хозяйств шло более медленными темпами. Так, в Омской области число колхозов сократилось на 29, в Новосибирской — на 17, в Тюменской — на 34 хозяйства. В то же время численность сельхозартелей в Кемеровской области не изменилась [2, 4 — 9].

Разница в темпах реструктуризации колхозного сектора сельского хозяйства была обусловлена позицией региональных и местных властей. В Новоси-

бирской области в 1975 году областное руководство обосновывало необходимость реорганизации в совхозы 31 колхоза. Вышестоящим инстанциям сообщалось, что данные экономически слабые сельхозартели расположены в районах, где преобладал совхозный сектор, и что преобразование их в совхозы позволит сделать сельхозпредприятия данных территорий однотипными, а это, в свою очередь, облегчит руководство производством, поспособствует созданию благоприятных условий для его дальнейшего подъёма [13].

В Тюменской области в 1972 году необходимость преобразования объяснялась значительными убытками колхозов Вагайского, Уватского, Ярковского и Сорокинского районов от сильного наводнения. При этом в письме тюменского облисполкома содержалась информация о том, что общий ущерб от наводнения составил 7,8 млн руб., но при этом Госстрах возместил сельхозпредприятиям всего 1,7 млн руб. Названные сельхозартели по состоянию на 1 января 1970 года имели убыток на сумму более 2 млн руб. и отсроченной ссудной задолженности на 3,8 млн руб. Предоставление указанным колхозам новой отсрочки привело бы лишь к увеличению их долгов, погасить которые они бы не смогли. Также сообщалось, что в случае преобразования по бюджету будет списано краткосрочных ссуд на 2,9 млн руб., долгосрочных ссуд — на 0,4 млн руб., выделено на гарантированную оплату труда 0,3 млн руб., и отсрочено платежей на капитальные вложения на 3,5 млн руб. [14].

Первый секретарь Кожевниковского райкома КПСС Томской области Чекулаев В. И., выступая на XXI районной партийной конференции 19 декабря 1970 года, подверг резкой критике итоги работы колхозов района за восьмую пятилетку. С рентабельностью в 20 — 25 %, с выработкой на одного колхозника в 3,2 тыс. руб. в год, зарплаты от денежных доходов в 57 — 70 %, сельхозартели имели на 1 декабря долг 1,5 млн руб. Также сообщалось, что преобразование кооперативных предприятий в совхозы поведёт рост зарплаты ещё на 20 % только за счёт ввода сибирского коэффициента. Кроме того, первый секретарь отмечал, что преобразование всех 6 колхозов района в совхозы было произведено исключительно в целях интенсификации сельскохозяйственного производства, более эффективного использования земли и капитальных вложений в сельское хозяйство [15].

На V пленуме Омского обкома КПСС 17 февраля 1967 года первый секретарь С. И. Манякин высказал критические замечания руководителям колхозов Омского района, которые не могли обеспечить молоком, овощами и картофелем горожан, несмотря на доведённое задание. Район снизил площади овощных культур с 1,2 тыс. га в 1965 году до 0,7 тыс. га в 1967 году, также значительно уменьшились площади картофеля. Но руководители хозяйств, вопреки планам специализации, сделали акцент на производстве зерна, так как это было экономически более выгодным. Так, в 1965 году производство зерновых культур в колхозах района увеличилось на 280 %, в 1967 году — на 177 %. В 1969 году вместо 12 колхозов Омского района было организовано семь новых картофелеводческих совхозов [16].

В Томской области в 1966 году откормочный совхоз «Бакчарский» Бакчарского района был укрупнён за счёт земель и общественного имущества колхоза «Путь Ленина». Присоединение объяснялось тем, что в колхозе работал всего 101 колхозник, площадь сельскохозяйственных угодий составляла 2,4 тыс. га и хозяйство имело задолженность на сумму

128 тыс. руб. Предполагалось, что данная мера даст возможность погасить задолженность, увеличить производство собственных кормов и сдачу мяса государству [17].

Незначительно совхозный сектор рос в связи с созданием новых совхозов. В соответствии с приказом МСХ РСФСР №400 от 26.10.1966 года в Омской области за счёт разукрупнения девяти существующих совхозов были созданы шесть новых совхозов. Так, на базе совхоза «Великорусский» был создан молочно-мясной совхоз «Ермолаевский», за счёт земель и имущества совхоза «Вольновский» — овцеводческий совхоз «Большевик» и др. [18].

Аналогичные процессы происходили в республике и в стране. В 1965— 1971 гг. в СССР на базе колхозов было организовано 3,6 тыс. совхозов или 46 % от их общего количества. В совхозы, как правило, преобразовывались колхозы, имевшие слабую материально-техническую базу, раздробленное по нескольким населённым пунктам производство. В РСФСР за годы восьмой пятилетки реструктуризации подверглись 2,2 тыс. сельхозартелей и было создано 2,3 тыс. совхозов. В итоге, в 1970 году 53 % вновь созданных совхозов принесли убытки 322 млн руб., в 1971 году более половины таких хозяйств также были убыточны [19].

Таким образом, в годы восьмой и девятой пятилеток увеличение количества совхозов происходило по нескольким причинам. Во-первых, это преобразование колхозов в совхозы. Таким путем местные власти стремились быстрее и за счет государства поднять уровень жизни колхозников, обеспечив их пенсиями и гарантированными льготами, предусмотренными для рабочих совхозов. Во-вторых, значительная часть преобразований проводилась в форме укрупнения колхозов и совхозов за счет небольших колхозов, что было связано с реализацией курса на ликвидацию мелких, неперспективных деревень.

На втором этапе, в годы десятой и одиннадцатой пятилеток процессы преобразования замедляются. В 1976— 1985 годах число сельхозартелей в Западной Сибири сократилось всего на 13 предприятий (с 752 до 739). В то же время совхозный сектор увеличился с 1345 до 1512 хозяйств [1 — 10]. Спецификой этого периода было то, что основной прирост количества государственных предприятий наблюдался за счет разукрупнения совхозов и создания новых сельхозпредприятий. В пригородных районах региональные власти ставили задачу создания сети крупных, легко управляемых совхозов для обеспечения потребностей городского населения в продукции растениеводства и животноводства. Часть колхозов и совхозов становились подсобными предприятиями крупных заводов и фабрик. Кроме того, зачастую преобразования стали мотивироваться необходимостью реализации курса по развитию межхозяйственной кооперации, определенного в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1976 года «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции» [20]. Так, согласно распоряжению Совета министров РСФСР, Чемровский совхоз в Алтайском крае был разукрупнён на овоще-молочный совхоз «Шубенский» и Чемровский птицезавод. Последний позже вошел в состав треста «Алтайпти-цепром» в качестве государственного племенного птицезавода [17].

В Омской области преобразование пяти колхозов в три новых совхоза региональные власти мотивиро-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

вали необходимостью осуществления мероприятий по специализации и концентрации на базе межхозяй-ственной кооперации и финансовыми затруднениями колхозов. Задолженность преобразуемых сельхозартелей перед государством составляла 27 миллионов рублей. В Омском районе вместо колхозов им. К. Маркса и «Власть труда» были созданы совхозы «Чернолучинский» и «Власть труда». В Большеуков-ском районе на базе колхозов «Пламя», им. Тельмана и «Память Ильича» был сформирован совхоз «Фир-стовский». В Томской области шесть кооперативных хозяйств, входивших в состав объединения по откорму крупного рогатого скота, были преобразованы в совхозы. Данная мера объяснялась тем, что особенности управления производством в колхозах создают определённые трудности в руководстве объединением [21].

В Тюменской области совхоз «Фрунзенский» был разукрупнен на совхоз «Фрунзенский» и откорм-совхоз «Полино-Ашлыкский», а совхоз «Дубынский» на совхоз «Дубынский» и откормсовхоз «Грачёв-ский». Оба откормсовхоза вошли в состав областного объединения «Скотопром» [22].

За годы десятой и одиннадцатой пятилеток процессы преобразования замедлились и в республике, и в стране. Так, в РСФСР количество сельхозартелей уменьшилось всего на 800 (с 12,9 до 12,1 тыс. предприятий), а государственный сектор вырос на 2,2 тыс. хозяйств (с 10,2 до 12,4 тыс.) [10].

Таким образом, структура аграрного сектора Западной Сибири в рассматриваемый исторический период претерпела значительные изменения. Преобладающим стал государственный сектор, структурно представленный 1512 совхозами. Колхозный сектор региона, уменьшившийся за 20 лет на 38 %, включал в себя 739 сельхозартелей. Ситуация в регионах Западной Сибири была схожей. Если в 1965 году в Омской области функционировало 193 колхоза и 167 совхозов, то к 1985 году в регионе было уже 155 сельхозартелей и 232 совхоза, в Томской области количество колхозов сократилось с 84 до 20, в то же время совхозный сектор увеличился на 94 предприятия (с 16 до 110). Минимальным было сокращение числа колхозов в Кемеровской области (всего пять предприятий), зато совхозный сектор вырос на 85 единиц. В Тюменской области число сельхозартелей сократилось на 27 % (34 предприятия), при этом численность совхозов увеличилась на 84 % (106 хозяйств) [1 — 10]. В Новосибирской области соотношение между кооперативными хозяйствами и государственными предприятиями было равным в начале рассматриваемого периода, однако к 1985 году 2/3 аграрного сектора региона было структурно представлено совхозами [23].

К 1985 году все регионы Западной Сибири можно было условно разделить на две группы. К первой группе, где удельный вес сельхозартелей составлял 30 % и менее, относились преимущественно районы нового промышленного освоения — Кемеровская, Томская и Тюменская области. Вторую группу представляли основные поставщики сельхозпродукции — Алтайский край, Новосибирская и Омская области, удельный вес колхозного сектора в которых был выше 30 % [1 — 10].

Кроме того, к 1985 году от 3 до 6 процентов сельскохозяйственной продукции в Западной Сибири производилось на подсобных предприятиях заводов и фабрик. В Кемеровской области насчитывалось 499 таких хозяйств, в Томской области — 47, в Алтайском крае — 310, в Тюменской области — 220,

в Новосибирской области — 279 [24 — 28]. Распространенными подсобные сельхозпредприятия были и в других регионах. Аналогичной была ситуация в республике и в стране. В середине 1980-х годов в РСФСР работало 2079 подсобных хозяйств с площадью угодий почти 1,3 млн га. К 1986 году в СССР функционировало 21,9 тыс. подсобных хозяйств [29, 30]. Таким образом, государственный сектор аграрного производства увеличивался ещё и за счёт роста численности подсобных предприятий.

В целом, процесс эволюции агарного сектора Западной Сибири в рассматриваемый исторический период проходил в два основных этапа. На первом этапе, в годы восьмой и девятой пятилеток, продолжалась практика преобразования колхозов в совхозы, имевшая неоднозначные последствия. С одной стороны, вновь созданные совхозы усилили государственный контроль над селом и обеспечили большую долю валовой продукции, чем колхозы. С другой — перевод колхозов в совхозы кардинально не улучшал уровня жизни и не давал новых возможностей профессионального роста работников. Эти процессы, происходившие во второй половине 60-х — начале 70-х годов ХХ века были вызваны политическими и экономическими соображениями и усилили государственный контроль над аграрной сферой, стали формой огосударствления сельского хозяйства. Дальнейший рост государственного сектора в сельском хозяйстве, замедлившийся на втором этапе (вторая половина 70-х — первая половина 80-х годов), происходил за счет разукрупнения совхозов, создания новых совхозов и подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций.

При этом следует иметь в виду, что принципиальной разницы между этими двумя формами организации сельскохозяйственного производства не было. Коллективные хозяйства в рассматриваемый исторический период перестают быть таковыми и фактически превращаются в государственные сельскохозяйственные предприятия. Их отличие от совхозов можно провести только по формальноправовым признакам. Основные и оборотные средства в колхозах и произведенная ими продукция юридически находились в коллективной (кооперативной) собственности их членов, однако на практике фактически неограниченным владельцем колхозного имущества являлось государство. Разница между совхозами и колхозами была лишь в размерах: последние, как правило, были меньше. Однако и здесь различия постепенно сглаживались. Наиболее показательными признаками превращения колхозов в государственные предприятия стали изменение их внутрихозяйственной структуры и внедрение новой системы оплаты труда, гарантировавшей зарплату членам колхозов на уровне тарифных ставок работников совхозов [31].

Сохранявшиеся в стране и Западной Сибири к середине 1980-х годов различия между колхозами и совхозами были незначительны. Хозяйственная практика в советской действительности приводила к унификации форм собственности. Колхозы приближались к совхозам по степени вовлечённости в товарноденежные отношения, обращения с частным хозяйством и по характеру мотивации управления. Совхозы приближались к колхозам по степени их финансовой независимости.

Библиографический список

1. Итоги экономического и социального развития Алтайского края за годы десятой пятилетки. — Барнаул, 1981. — С. 21.

2. Народное хозяйство Омской области в одиннадцатой

пятилетке. — Омск, 1986. — С. 38.

3. Народное хозяйство Томской области за 1976 — 1980 годы. — Новосибирск, 1982. — С. 20.

4. Кемеровская область в цифрах (1965—1975 гг.). — Кемерово, 1977. — С. 43.

5. Кемеровская область в цифрах (1975— 1985 гг.). — Кемерово, 1987. - С. 36, 52.

6. Народное хозяйство Новосибирской области за 19711975 гг. - Новосибирск, 1976. - С. 47.

7. Народное хозяйство Новосибирской области за 19811985 гг. - Новосибирск, 1986. - С. 25.

8. Тюменская область в цифрах. — Тюмень, 1994. — С. 183.

9. Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. — Тюмень, 1987. - С. 54.

10. Народное хозяйство РСФСР в 1985 году : стат. сб. — М., 1986. - С. 159, 163.

11. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири (19601980-е гг.). - Новосибирск, 1991. - С. 101.

12. Орлов, Д. С. Аграрный сектор Алтайского края во второй половине 70-х-первой половине 80-х годов ХХ века / Д. С. Орлов. - Бийск, 2007. - С. 42.

13. ГАНО Ф. П-4. Оп. 34. Д. 902. Л. 24.

14. ГАРФ Ф.А. - 616. Оп. 3. Д. 4186. ЛЛ. 95-97.

15. ЦДНИ ТО Ф. 252. Оп. 3. Д. 53. ЛЛ. 6-18.

16. ГИАОО Ф. 17. Оп. 1А. Д. 314. ЛЛ. 29, 71; Д. 665. Л. 15.

17. ГАРФ Ф.А. - 616. Оп. 3. Д. 630. ЛЛ. 31, 104.

18. ГИАОО Ф.Р. - 1699. Оп. 1. Д. 3659. ЛЛ. 1-3.

19. РГАЭ Ф. - 7486. Оп. 40. Д. 231. Л. 60.

20. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1978. - Т. 12. - С. 274-289.

21. ГАРФ Ф. А. - 616. Оп. 9. Д. 1356. Л. 82, 180-183.

22. ГБУТО ГАТО Ф.Р. 1495. Оп. 1. Д. 1223. Л. 75.

23. Орлов, Д. С. Аграрный сектор Новосибирской области в середине 1950-х - первой половине 1970-х гг. / Д. С. Орлов, С. Н. Андреенков. - Бийск, 2010. - С. 61.

24. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 45. Д. 35. Л. 17; Л. 23.

25. ЦДНИ ТО Ф. 607. Оп. 31. Д. 340.

26. ГААК Ф.Р. 569. Оп. 13. Д. 6677. ЛЛ. 67-68.

27. ГАСПИТО Ф.П. 124. Оп. 1. Д. 6757. ЛЛ. 1-12.

28. ГАНО Ф.П.- 4. Оп. 96. Д. 202. ЛЛ. 13-22.

29. ГАРФ Ф.А. - 616. Оп. 9. Д. 6504. Л. 80.

30. Сельское хозяйство СССР. - М., 1988. - С. 466.

31. Ильиных, В. А. Сельское хозяйство Сибири в XX веке: поиск модели устойчивого развития / В. А. Ильиных // Сибирь: проекты XX в. (начинания и реальность) : моногр. // А. А. Долголюк [и др.]. - Новосибирск, 2002. - С. 230-295.

ОРЛОВ Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и права, заместитель декана по учебной работе факультета истории и права.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.01.2013 г.

© Д. С. Орлов

УДК 94(47) 084.3 в. И. ТЕТЕРИН

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

(НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье рассматривается деятельность Пермского губернского земства по политическому воспитанию населения. В существующей на сегодняшний день обширной историографии местного самоуправления имеются лишь отдельные отрывочные сведения о роли земства в политическом просвещении населения. Необходимость проведения специальной работы по политическому просвещению широких народных масс стала ощущаться вскоре после февральских событий 1917 г. В очень короткие сроки земства смогли значительно повлиять на ситуацию в губернии. Программа земства по политическому воспитанию масс положила начало формированию правового сознания населения.

Ключевые слова: политическое просвещение, земство, местное самоуправление, Пермская губерния, локальная история.

Построение в современном правовом государстве гражданского общества является на сегодняшний день одной из приоритетных задач развития России. В условиях укрепления государственной вертикали власти огромное значение приобретают взаимоотношения местного самоуправления и центральной власти. Обратная связь между властными структурами, местным самоуправлением и гражданским обществом страны существенно оптимизируется в условиях осуществления в масштабах страны прог-

раммы по политическому воспитанию населения. Радикальные общественно-политические изменения, проходившие в России в конце ХХ в., поставили вопросы политического воспитания и просвещения масс в ряд наиболее обсуждаемых в обществе.

В этой связи представляется актуальным обращение к истории возникновения и реализации идеи политического воспитания населения в начале ХХ в. Наиболее показательным в этом отношении представляется период коренной ломки политической

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.