Научная статья на тему 'Эволюция стратегий инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике'

Эволюция стратегий инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / EVOLUTION / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISES / MODERN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипов Ф. М.

В статье рассмотрены эволюционные процессы трансформации стратегий инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике. На основе выявленных закономерностей даны прогнозные оценки их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF INDUSTRIAL INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGIES IN TODAY’S ECONOMY

Evolutionary processes of transformation of strategy of innovative development of the industrial enterprises in modern economy are considered. On the basis of the revealed regularities projections of their further development are given.

Текст научной работы на тему «Эволюция стратегий инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике»

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Антипов Ф.М., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены эволюционные процессы трансформации стратегий инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике. На основе выявленных закономерностей даны прогнозные оценки их дальнейшего развития.

Ключевые слова: эволюция, стратегии инновационного развития, промышленные предприятия, современная экономика.

THE EVOLUTION OF INDUSTRIAL INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGIES IN TODAY’S ECONOMY

Antipov F., the post-graduate student of the Institute of world economy and informatization

Evolutionary processes of transformation of strategy of innovative development of the industrial enterprises in modern economy are considered. On the basis of the revealed regularities projections of their further development are given.

Keywords. evolution, strategy of innovative development, industrial enterprises, modern economy.

В современных условиях вступление России в ВТО по новому ставит вопрос о конкурентоспособности отечественного производства. При этом специалисты сходятся во мнении, что наиболее сложном положении в первые годы окажутся предприятия сельского хозяйства и автотракторного машиностроения как неотъемлемой составляющей сельскохозяйственного производства.

Упадок сельского хозяйства в нашей стране в последние десятилетия привел и к стагнации производства отечественной автотракторной техники. В борьбе за возвращение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, который сегодня по отдельным позициям на 90% зависит от импорта, возрождение отечественного производства автотракторной техники является актуальной задачей. Успешным примером решения этой задачи может служить соседняя Республика Беларусь, сельскохозяйственные угодья которой полностью обслуживаются автотракторной техникой белорусского производства. Кроме того, продукция Минского тракторного завода, например, при этом поставляется более чем в 60 стран мира.

Проблема развития отечественного автотракторного производства носит многоцелевой, комплексный характер.

Во-первых, речь идет о наращивании объемов производства, способных обеспечить доминирование отечественной сельскохозяйственной продукции на 80-90%.

Во-вторых, это задача преодоления многоуровневой технологической отсталости отечественной автотракторной техники от передовых мировых образцов, что требует создания и внедрения инновационных разработок.

В-третьих, это проблема воспроизводства уже известных производственных решений (конструктивных, технологических и т.д.) при создании автотракторной техники и одновременное развитие конкурентоспособных производственно-технологических процессов.

При решении последней проблемы, которая согласно мировому опыту может быть осуществлена наиболее оперативно, принципиально значение приобретает формирование эффективной стратегии инновационного развития предприятий автотракторного машиностроения.

Проблемы формирования стратегии инновационного развития предприятий автотракторного машиностроения имеют множество аспектов.

Во-первых, это низкие в конкурентном отношении текущие позиции отечественных предприятий автотракторного машиностроения.

Во-вторых, это ограниченные ресурсные возможности реализации формируемых стратегий, включая финансовые, кадровые, инфраструктурные ограничения, а главное ограничения, связанные с дефицитом времени реализации.

В-третьих, это проблема выбора рациональных технологий формирования инновационных стратегий развития предприятий автотракторного машиностроения и эффективных механизмов реализации этих стратегий в условиях текущего низкого потенциала и имеющихся ресурсных ограничений.

Проблема совершенствования технологий формирования стратегии инновационного развития предприятий автотракторного машиностроения и механизмов ее реализации в рамках создаваемой инновационной модели национальной экономики потребовала рассмотрения вопросов эволюции стратегий инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике.

Проведенные исследования показали, что эволюция стратегий инновационного развития промышленных предприятий носит многоаспектный характер, который может быть описан с помощью матричной схемы, представленной на рис.1.

С точки зрения хронологии процессов совершенствования, стратегии инновационного развития промышленных предприятий в современной экономике можно рассматривать с позиций:

- динамики технологических укладов в рамках больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева;

- динамики малых (банковских) циклов экономической активности К. Жугляра.

В рамках больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева с точки зрения стратегий инновационного развития промышленных предприятий следует отметить принципиальный переход от рынка продавца к рынку покупателя в середине ХХ века.

Рис. 1. Схема, демонстрирующая многоаспектный характер формирования стратегий инновационного развития промышленных

предприятий.

Рис. 3. Модель «вызов спроса».

В рамках малых циклов экономической активности К. Жугляра специалисты традиционно выделяют эволюцию стратегий инновационного менеджмента (табл.1).

Таким образом, исследование процессов эволюции стратегий инновационного менеджмента в современной экономике показывают, что они претерпели переход от доминирования инновационной идеи Ш к моделированию инновационных процессов и ожидаемых результатов 6G.

Таблица 1. Эволюция стратегий инновационного менеджмента

Литература:

1. Гусарова В. Ретроспектива экономической теории инноваций // «Вестник ТИСБИ». 2003. - № 3.

2. Москвина О.С., Митенев В.В. Моделирование инновационных процессов в машиностроении // Экономические и социальные перемены в регионе. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, № 29 - 2005.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2013.

в современной экономике

Годы 11а звание стратегии Индекс Содержание стратегии Достоинства Недостатки

1960- 1970 гг. Стратегия «технологии еского толчка» (technology push) GI В качестве источника инновационных идей рассматривались достижения науки и техники. Модель «технологического толчка» описывается в виде линейной последовательности циклично повторяющихся этапов (рис.2)1. Простой лннейно-послсловатсльный процесс был акцентирован на роль НИОКР при отношении к рынку лишь как к потребителю инноваций Простота, опора на генерацию инновационных идей Приписывание рынку пассивной роли, описание нелинейного инновационного процесса линейной моделью

1970- 1980 гг. Стратегия «рыночной тяги» (market pull) G2 Модель «вьгюв спроса» (market pull) предполагает, что коммерчески успешные нововведения ПОЯВЛЯЮТСЯ в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции на них сферы корпоративных НИОКР (рис.3):. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление ( за счет рыночной тяги) научным исследованиям, затем повторялась цепочка событий линейного процесса Опора на потребности рынка Описание нелинейного инновационного процесса линейной моделью

1980- 1990 гг. Концепция сопряженной инновационн ой модели G3 Сопряженная (coupling) модель инновационного менеджмента (рис.4)’ заключается в выделении логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых этапов, отражающих нелинейность процессов создания нововведений, включая интсфнрованность, интерактивность, рскруснвность и совмещенность. В качестве нейтрального звена модели выбран наиболее ресурсоемкий этан инновационною процесса - разработки, в том числе конструирование. В результате инженерно-конструкторской деятельности происходят непрерывные изменения, незначительные в отдельности, но дающие большой эффект в совокупности. Одновременный учет потребностей рынка и инновационных возможностей Относительная сложность в >правлении

ло- зово гг. Концепция интегрирова иной инновационн ой модели G4 Интегрированная модель инновационных процессов базируется на одновременной рабогс над идеей нескольких ipynn специалистов (рие.З)4. действующих в нескольких направлениях, что ускоряет решение проблемы. Разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начата имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, маркетинговым и финансовым подразделениями компании. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована специальной межфункционалыюй группой.

2000- 2010 гг. Концепция инновационн ой модели стратегнческ их сетей G5 Инновационный процесс в инновационной модели стратегических сетей носит не только межфункциональным. но и мультиинституциональный. сетевой характер. Модель G5 (рис.6)' отражает целевое взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), совокупное влияние которых во многом определяет перспективы той или иной инновации. Обогащение инновационных решений и рыночного их воплощения за счет объединения усилий участников Возможное \ меньшей не надежности функционирования многозвенной системы. Вероятная чтечка интеллектуал ы юг о капитала в рамках открытой инновационной системы

2010- 2020 гг. Концепция инновационн ой модели информаиио иных технологий G6 Высокая стоимость возврата инновационных проектов на более ранние этапы в моделях поколения G5 стимулирует развитие процессов моделирования возможных исходов инновационных процессов (рис.7). Таким образом, происходит дальнейшее смешение центра тяжести инновационного продукта от материальной к интеллектуальной составляющей, закодированной в виде надежной и своевременно полученной информации. Сокращение стоимости инновационных разработок за счет использования технологий моделирования Возможные ошибки в прогнозных оценках. обусловленные высокой подвижностью параметров внешней среды

1 Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. - 1994. - Vol.11. - No.1. - p.7-31.

2 Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. - 1994. - Vol.11. - No.1. - p.7-31.

3 Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. - 1994. - Vol.11. - No.1. - p.7-31.

4 Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. - 1994. - Vol.11. - No.1. - p.7-31.

5 Оппенлендер К. Технический прогресс. - М.: Прогресс, 1981.

Рис. 4. Сопряжённая модель инновационного процесса.

Рис. 5. Интегрированная модель инновационных процессов 4G.

Система «Внешняя среда»

Система «Организация»

Система «Новатор» <

Актуализируемая база исходных данных для моделирования

Формирование общей модели реализации инновационной идеи

Сценарное моделирование вариантов реализации инновационной идеи

Рис. 6. Инновационная модель стратегических сетей 5С.

4. Анисимов Ю.П. Управление бизнесом при развитии инноваций / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлёв, В.Б. Артёменко, Л.В. Прозоровская. - Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад.. - 2004. - 501 с.

5. Окатов Ю. Э. Стратегия развития промышленного предприятия на основе инноваций // Сегодня и завтра российской экономики. - 2012. - №50.

6. Калаушин В.М. Инновационная стратегия промышленных предприятий и инструменты ее практической реализации // Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - № 3.

7. Дикарева В.А. Экономическая оценка затрат и результатов инновационной деятельности на промышленных предприятиях и их корпоративных объединениях // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 17.

8. Фомин В.Н. Разработка стратегии инновационного развития нефтеперерабатывающего предприятия [Текст] / В.Н. Фомин // Экон. науки. - 2010. - № 1 ( 62 ). - С. 306-311.

9. Черенков В.В. Формирование инновационной промышленной политики: (мировой опыт и Россия) V Управление собственностью: теория и практика. 2009. №2. С. 27-32.

10. Татаркин А.И., Максимов Т.А. Модернизация в стратегиях машиностроительных предприятий // Бизнес. Менеджмент и право.

2011. №2(24). - С. 76-83.

11. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт,

2012.

Агрегированное функционально-блочное моделирование создаваемой инновационной системы (продукта)

Детальное моделирование технико-технологических решений, обеспечивающих создание элементов инновационной системы (продукта)

Моделирование процессов создания инновационной системы (продукта)

Реализация процессов создания инновационной системы (продукта)

Реализация технико-технологических решений при создании элементов инновационной системы (продукта)

Реализация технико-технологических решений при создании инновационной системы (продукта) в целом

Рис. 7. Инновационная модель информационных технологий 6G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.