эволюция СТИЛЕЙ в ДЕКОРАТИВНОМ ОФОРМЛЕНИИ ОКОН
АННОТАЦИЯ: в статье рассматривается использование текстиля в интерьере, даются определения основным понятиям и подробный анализ текстильного оформления интерьера по стилям.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ламбрекен, бандо, драпри, подхват, портьеры, позумент, сатин, фай, дамаст, гродетур, набивной ситец, Жуи.
SUMMARY Abstract: The article summarizes the usage of textiles in interior. It gives the definitions to basic concepts and the detailed review of textile styles in interior.
KEY WORDS: valance, bandeau, draperies, curtain tieback, hangings, passementerie, sateen, faille, damask, gros de Tours, printed calico, toile de Jouy.
Алсу Нургаязова, ведущий искусствовед-переводчик МИА ASG
Интерьер - это архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, определяющееся его функциональным назначением. Интерьер складывается из многих составляющих: потолок, пол, стены, окна, двери, ступени, мебель и источники освещения. В своей совокупности они создают то, что называется композицией интерьера. Композиция интерьера - это система основных элементов внутреннего пространства помещения, упорядоченного художественными принципами. Немаловажную, если не основополагающую роль в композиции интерьера играет текстиль. Текстиль может использоваться в оформлении окон, дверных проемов, кроватей. Развитие текстиля шло параллельно эволюции стилей в мебели. Безусловно, что текстильный декор для оформления жилых помещений зародился еще на заре человечества. Однако лишь в XVIII в. текстиль в интерьере и, в частности, в оформлении окон возник в том представлении, которое мы имеем сегодня. Оформление окон зародилось из текстильного декора кроватей, который состоял из ламбрекенов, бандо, драпри, подхватов и штор. Остановимся на этих составляющих декоративного оформления окон поподробнее.
«Словарь мебели и декора» (1880) Анри Авара дает следующее определение понятию «ламбрекен»: «Ламбрекен (происхождение названия неизвестно). На языке геральдики ламбрекены представляют собой фестоны изрезанной ткани, которые свисают вокруг шлема и охватывают щит, для которого они служат украшением...» [3].
Более лаконичное определение дает нам Малый иллюстрированный Ларусс: «Ламбрекен (нидерл. lamperkijn, de lamper, voile) - полоса
ткани, декорированная фестонами по нижнему краю, которую используют для украшения декоративных тканей в оконных и дверных проемах, пологов кроватей и т.д.» [3].
Нужно заметить, что под словом «ламбрекен» с XVII в. понималась также декоративная форма, она очень характерна для стиля Людовика XIV.
В наши дни это слово используют для обозначения горизонтального элемента в верхней части пары занавесок. Фактически это полоса с изрезанными краями, где левый и правый края ниже, чем центр.
Понятие «бандо» по тому же словарю Анри Авара: «Бандо. Так называют в архитектуре горизонтальную полосу, более и менее выступающую, гладкую, украшенную, иногда лепниной, которая служит декором фасадов или голых поверхностей. На языке мастеров, занимающихся декоративными тканями, это полоса ткани, которую располагают над дверью или окном. Бандо окон или гардин обычно украшены бахромой» [3].
Сегодня бандо определяют как разновидность ламбрекена, но на жесткой основе.
Чтобы прояснить значение и происхождение слова «драпри», снова обратимся к Анри Авару.
«Драпри - это изначально был предмет обивки кровати с колоннами. Состоящий из узкой полосы ткани полог спускался вдоль колонн кровати снаружи, поверх занавесок, закрывал углы, чтобы не давать проходить воздуху через щель между двумя большими занавесками. Это украшение датируется серединой XVI в. Сегодня (т.е. около 1870 года) драпри особенно широко используют в декоре окон и дверей.
VUV ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств
Они натянуты горизонтально наверху дверного проема, как ламбрекены, но отличаются от ламбрекенов двумя ниспадающими длинными «хвостами» по обеим сторонам, обрамляющими также нижние занавески, и иногда они даже собраны подхватами» [3].
Малый Ларусс также дает современное определение понятию: «Полоса ткани, обрамляющая дверь, окно».
В заключение можно прийти к следующему современному определению:
Драпри - декоративное и цельное обрамление окна, состоящее из бандо и вертикальных бордюров из мягких материалов. В коммерции иногда используют термин «драпри» для обозначения ниспадающих частей декоративных занавесок.
По Анри Авару «подхват» определяется следующим образом: «Подхват - это элемент позумента, у которого два конца прикрепляются за крючок. Служит для того, чтобы собрать занавеску посередине. Название происходит от формы, так как кажется, что две руки подхватывают («обнимают», по-французски «embrassent») занавески.
Чаще всего подхват состоит из простого шнура с двумя кисточками, продетыми в кольцо. С одной кисточкой делают более простые
подхваты, которые перевязаны канатом. Также делают с гребнями и иногда с косо нарезанными кусками ткани. Подхват - относительно современное изобретение. В меблировке он появляется лишь во второй половине XVIII в.
Подхваты получили распространение в эпоху Первой империи и Реставрации. Со временем они приобрели важное декоративное значение и стали в индустрии декоративных тканей важным элементом фурнитуры» [1].
Иллюстрированный Малый Ларусс дает следующее определение: «Подхват: шнур, полоса ткани, которая держит занавеску».
Говоря об использовании текстиля в интерьере, нельзя не упомянуть и портьеры. Термин «портьеры» не упоминается до XVII в., хотя подобные описания существуют с XIV в.
Речь идет об одной или нескольких шторах, предназначенных для маскировки или декора двери, и в широком смысле для ограничения или разделения прохода, коридора. Особенно портьеры уместны в тех случаях, когда речь идет о выделении декоративными методами различных частей жилого пространства.
В соответствии с мебельными стилями все эти вышеперечисленные элементы текстильного декора в интерьере также переживали эволюцию стилей.
Здесь драпри из мягкого материала обрамляют шторы, поддерживаемые простым шнуром. Аппликации из вышивок и галунов так же, как бахрома цветов, контрастных цветам ткани, оживляют ансамбль.
ламбрекен из тканей контрастных цветов венчают шторы, подхваченные канатами. Пришитые позументы на бордюре подчеркивают весь декор в целом.
РЕНЕССАНС
К Ренессансу относятся периоды правления Людовика XII, Франциска I, Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III. С Генриха IV и Людовика XIII начинается классический период. Декор этой эпохи очень схожий, отличается лишь применением позументов, гобеленов, тканей и вышивки.
Исторические свидетельства этой эпохи ограничиваются картинами и миниатюрами. На большинстве репродукций эпохи Возрождения нет штор. Зато можно заметить, что на большинстве гравюр, где есть изображения кроватей, имеются пологи, завершающиеся балдахином с бандо.
Первоначально бандо было плоским и, вероятно, что само название этого декоративного элемента возникло в этот период. На исторических документах и репродукциях фигурируют позументы. Декор кровати адаптируется к форме каркаса кровати. Драпировки со складками часто размещаются на балдахине. Важно отметить, что впервые оконный декор появляется именно с этого времени в виде драпри.
Все более распространенным становится использование позументов, которые применяются не только в декоре кроватей, но и окон.
122
Пир искусств
стиль ЛЮДОВИКА XIV
В период правления Людовика XIV произошли серьезные изменения в декоре. Именно в эту эпоху появляются двойные шторы. Часто декор таких штор был дорогим, так как состоял из позументов с золотыми и серебряными нитями и вышивки.
Модными становятся бандо и ламбрекены, они располагаются в верхней части декора кроватей и двойных штор.
Богатство Великого века здесь передано бандо, состоящим из делений в форме ламбрекена, который так характерен стилю людовика XIV. К ламбрекену подвешены богатые кисти, большие кисти также украшают подхваты с изрезанными краями. На подкладке штор такая же золотая ткань, которая обрамляет деления бандо и подхваты.
Бандо имеет изрезанные края классической формы. Здесь также есть кисти, но они входят в плоскость, занимаемую бандо. Шторы приподняты подхватами с двумя кистями, прикрепленными к деревянным крючкам токарной работы, обычно золоченым, но здесь покрытым лаком в синий цвет позумента.
стиль РЕГЕНТСТВА И ЛЮДОВИКА XV
При Регентстве изменяются формы ламбрекенов и бандо, они принимают более изогнутые контуры.
При Людовике XV декоративные разрезы будут подчеркиваться симметричными, иногда ассиметричными, складками с одной и с другой стороны окна.
Декор кровати чаще всего состоит из балдахина, к которому прикреплены шторы, бандо или ламбрекен.
В тканях проявляется стремление к легкости, поэтому используют шелковые ткани. Декор тканей представлен цветочными гирляндами в виде пучков или букетов. Обычно они очень ярких цветов на достаточно светлом фоне.
Декор окон также находится в неразрывной связи с тканями:
- бархат и парча имеют крупные орнаментальные мотивы;
- такие шелковые ткани, как дамаст и шелковая камчатая ткань, украшены стилизованными цветами;
- ткани имеют симметричные рисунки;
- такие ткани, как сатин, фай, имеют мягкие тона.
Для альковов используются, главным образом, шелковые ткани с цветочным декором: парча, дамаст, набивной ситец, гродетур.
Декоративное оформление меняется в зависимости от времен года. Зимой прибегали к таким тканям, как парча, бархат, дамаст теплых цветов: красного, зеленого и охрового. Летом использовали более легкие ткани: атлас, полупарчу, фай, тафту, муар, шелковые ткани. В чести были и хлопчатобумажные ткани: кретон, набивной ситец, муслин, ткани Жуи.
Орнаментальные мотивы тканей были разнообразны: от ракушки Сен-Жака до листьев аканта, от атрибутов любви, музыки и до полевых, восточных мотивов.
Шторы стали до пола, с дополнительными несколькими сантиметрами для защиты от зимнего холода.
При Людовике XIV и Людовике XV верхняя часть декора чаще всего представлена бандо или ламбрекеном, обычно украшенным позументами в нижней части с бахромой и тесьмой выше на несколько сантиметров. В центре - вышивка и позумент.
Цвета становятся нежными, неяркими. Форма ламбрекена более элегантная и легкая, что и стало одной из характерных черт стиля людовика XV.
ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств
Шторы чаще всего собраны. Шторы и бандо выполнены из одной ткани и украшены позументом. Подхваты закреплены на петли или кольца, расположенные на высоте 1/3 от общей высоты всего декоративного ансамбля.
Пастельные тона, легкие ткани, деликатные позументы, грациозная и свободная форма классических традиций здесь проявляется, в частности, кистями, расположенными с внешней стороны штор.
стиль ЛЮДОВИКА XVI
При Аюдовике XVI бандо и ламбрекены снова приобретают правильные разрезы, определяемые иногда орнаментальными мотивами тканей.
С открытием руин Геркуланума и Помпей в моду возвращаются драпри. Они становятся дополнением к декору окон и кроватей и располагаются в верхней части, на том месте, где было плоское бандо. Обычно для придания легкости их изготавливали из однотонных и мягких тканей.
На тканях в моду входят полосы, часто на них накладываются орнаментальные мотивы. Чаще всего это корзины с цветами, гирлянды или цветы, перевязанные бантом. В этом стиле встречаются атрибуты музыки, литературы, которые позднее будут заменены на атрибуты революции.
Альков в моде, он полностью обтянут тканью, украшен шторами и драпри, что позволяет в холодное время сохранять тепло.
Стиль людовика XVI характеризуется легкостью, изысканностью, симметрией и внешней строгостью, вдохновляемый орнаментальными мотивами греческой Античности. Здесь штанга, на которую повешены шторы, из латуни с каннелюрами, по образцу ножек стула, напоминает ионические колонны. Бант, известный атрибут этого стиля, здесь представлен, в частности, крючками, тогда как подхваты с кистями завязаны узлом.
Шторы дополнены двумя фестонами и двумя ниспадающими частями. Ниспадающие части и шторы имеют подкладку из одной ткани соломенного цвета, что вместе с позументами оживляет и подчеркивает различные элементы этого оконного декора.
ДИРЕКТОРИЯ
При Директории декор сильно упрощается.
Ткани преимущественно темных цветов: красный, зеленый, желтый, часто с небольшими золотыми орнаментальными мотивами.
Отдается предпочтение геометрическим мотивам: ромб, круг, лавровый лист, пальметта.
Полосы уменьшаются в ширине на несколько сантиметров. Большим успехом пользовалась ткань гургуран, с 5-6 сантиметровыми чередующимися матовыми и блестящими полосами.
В моде были ткани Жуи со сценами из повседневной жизни.
Позумент был одним из главных украшений, в моде греческий орнамент или лавровая ветвь.
Центральный большой фестон обрамлен двумя ниспадающими частями. Позумент подчеркнут высокой бахромой в нижней части фестона и двумя высоко размещенными двойными подхватами в виде каната. Штанга из полированной латуни, завершающаяся пальметтами, так же, как подобранные крючки, делает акцент на строгости ансамбля.
124
Пир ШЖуССТБ
первая империя
Ткани были высочайшего качества, в частности парча и шелковая камчатая ткань. Также в моде были дамаст, тисненый и вышитый бархат, перкаль, тафта наряду с легкими тканями: тюль, муслин, украшенный вышивкой. Главными цветами были красный, зеленый имперский, желтый.
Характерными декоративными элементами тканей этого стиля следует считать пчел, лавровые венки, звезды, пальметты, лиры, орлы, инициалы императора N. Позумент тканей с золотой нитью или золотого цвета.
Декор окон, кроватей, обрамлений проемов очень изысканный, драпри становится одним из излюбленных элементов декора, фестоны, складки находят друг на друга.
Бандо принимают разнообразные формы: они плоские или пересеченные складками (через одинаковые расстояния), с фестонами на античный манер или с фестонами продолговатой формы, со складками.
Два одинаковых фестона из зеленой ткани и две ниспадающие части в виде концов перевязи. Белые шторы пересекаются. Хорошо представлены позументы: тяжелая бахрома и две кисти украшают фестоны, а маленький бордюр с геометрическим мотивом подчеркивает шторы и ниспадающие части. Шторы приподняты тройным витым шнуром. Декоративный ансамбль подвешен к деревянной кольцевой штанге, завершающейся двумя наконечниками токарной работы, все покрыто белым лаком, включая крючки подхватов.
XIX век
Стиль реставрации - это во многом продолжение Первой империи. Цветовая гамма тканей близка к гамме от желтого до оранжевого и к светлым тонам. Декор тканей идентичен декору ампира, но исчезают такие атрибуты, как N пчелы, которые заменяются пучками цветов или маленькими розетками. Декор окон и кроватей совпадает со стилем ампир.
Заметные изменения в стиле происходят при Луи-Филиппе. Ткани, используемые для окон, становятся более тяжелыми. Самыми распространенными тканями являются бумажный бархат, ввиду выгодной цены, и ткани, имитирующие гобелены для среднего класса. Буржуазия могла себе позволить более роскошные шелковые ткани, такие как полупарча, шелковая камчатая ткань или шерстяной бархат. Наряду с хлопчатобумажными тканями, распространенной была перкаль, ткань с крупными яркими набивными рисунками.
Вторая империя стала периодом расцвета обойщиков, торговцев декоративными тканями, ткани стали использоваться для обивки окон, кроватей, обрамления зеркал, каминных экранов.
Вторая империя копирует все стили, начиная от Средневековья до Людовика XVI. Текстильный декор становится все более значимым, так как благодаря промышленному развитию стало возможным снижение себестоимости тканей.
Представленный оконный декор легкий, так как шторы сшиты из кисеи или тюли цвета шампанского. Драпированный декор, состоящий из двух фестонов и двух ниспадающих частей, украшен бантом и двумя шу (пышный бант). Воздушные шторы поддерживаются двумя перевязями, сшитыми из той же ткани, что и бант, шу и подкладка ниспадающих частей.
Таким образом, декоративное и функциональное назначение текстиля менялось на протяжении столетий в зависимости от потребностей, веяний моды, эволюции стиля в мебели, уровня индустриального развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Trautwein, J-J. Rideaux, voilages et lits. - Dourdan Cedex : Editions Vial, 2011. - 213 p.
2. Ossut, C. Décors et voilages. - Dourdan Cedex : Editions Vial, 2013. - 227 p.
3. Havard, H. Dictionnaire de l'ameubleument et de la décoration. - Editions Vial, 2012. - 4 vol. (1638 p.).
Большой центральный фестон зеленого цвета завершается двумя меньшими пересекающимися фестонами. Две длинные ниспадающие части обрамляют ансамбль. Зеленая ткань центрального фестона является подкладкой для ниспадающих частей и штор, которые, как и два одинаковых фестона, сшиты из красной ткани. Подхваты с двумя кистями приподнимают тяжелые шторы и зафиксированы крючками, спрятанными за ниспадающими частями. Все элементы ансамбля отделаны двухцветной бахромой.
VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ