Научная статья на тему 'Эволюция статутной автономии местного самоуправления в Италии (xii-xx вв. )'

Эволюция статутной автономии местного самоуправления в Италии (xii-xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
750
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУТ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ ПРАВО / КОММУНЫ / STATUTE / LOCAL GOVERNMENT / LOCAL RIGHT / COMMUNES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Финогентова Ольга Евгеньевна, Никитина Вероника Михайловна

В данной статье выявляется основные этапы эволюции Статутов как источников права в Итальянском законодательстве (XII-XX вв.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of a statute autonomy of local government in Italy (the XII-XX centuries)

In this article comes to light the main stages of evolution of Statutes as sources of the right in the Italian legislation (XII-XX centuries).

Текст научной работы на тему «Эволюция статутной автономии местного самоуправления в Италии (xii-xx вв. )»

Финогентова О. Е. Никитина В. М.

2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1. ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУТНОЙ АВТОНОМИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИТАЛИИ (XII-XX ВВ.)

Финогентова Ольга Евгеньевна, д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права БФУ им И. Канта.

finogentovaoe@mail.ru

Никитина Вероника Михайловна, соискатель, БФУ им И. Канта.

vnikitina@libero.it

Аннотация: В данной статье выявляется основные этапы эволюции Статутов как источников права в Итальянском законодательстве (XII-XX вв.).

Ключевые слова: статут, местное самоуправление, местное право, коммуны.

EVOLUTION OF A STATUTE AUTONOMY OF LOCAL GOVERNMENT IN ITALY (THE XII-XX CENTURIES)

Finogentova Olga Evgenevna, doctor of jurisprudence, the professor, professor of chair of the theory and state and right history BFU I.Kanta's name.

artemovast@mail.ru

Nikitina Veronica Mikhaelovna, competitor of chair of the theory and state and right history BFU I.Kanta's name.

nikitina@libero.it

Annotation: In this article comes to light the main stages of evolution of Statutes as sources of the right in the Italian legislation (XII-XX centuries).

Keywords: Statute, local government, local right, communes.

Изменения Главы V Конституции Италии в 2001 привели к радикальной переоценке традиционной роли местных Статутов в системе источников права и законодательства . Новая редакция ст. 114 закрепила четкий конституционный фундамент статутной автономии местного самоуправления2.

Решение Высшего Кассационного Суда Италии (Объединенные гражданские секции от 16 июня 2005, № 12868)3 представляет собой дальнейшее совершенно новое толкование традиционной роли местных статутов в системе источников права и законодательства. Согласно тексту статут «формально является административным актом, но по существу нормативным нетипичным правовым источником, обладающим

1 Legge costituzionale 18 ottobre 2001, n. 3. «Modifiche al titolo V della parte seconda della Costituzione» // GU n. 248 del 24 ottobre 2001. Новая редакция Ст.114 Конституции Италии гласит: «Коммуны, Провинции и города-метрополисы являются автономными образованиями, Обладающие собственными Статутами, полномочиями и функциями, согласно принципам, установленным Конституцией».

2 Там же.

3 CORTE DI CASSAZIONE, SEZ. UNITE CIVILI - sentenza 16 giugno

2005 n. 12868 - Pres. Carbone, Rel. Luccioli - Comune di Roma (Avv.ra comunale) c. Fralleoni (Avv. Quintarelli // интернет ресурс http://www.amcorteconti.it/cass_12868_05.htm по состоянию на

10.03.2012.

особыми характеристиками первичного ранга»4. Подчеркивается его приоритет по сравнению с другими вторичными производными источниками (регламентами и приравненными к ним актами).

Данное инновационное толкование Высшего Кассационного Суда подтолкнуло авторов к идее ретроспективного анализа статутной автономии местного самоуправления Италии с целью осмысления правовой природы местных Статутов.

Концепция статутной автономии давно известна итальянскому законодателю. Право коммун издавать юридические нормы, имеющие силу общих законов, уходит своими корнями в историю Италии - в период свободных средневековых коммун (XII-XIV). Позднее (XVII-XIX вв.) эта концепция была надолго отвергнута традиционной системой права.

Коммунальное законодательство и нормативная автономия коммун средневекового периода представляют интереснейший исторический феномен и воплощают в себе наиболее известную форму кодификации «jus proprium».

Средневековые Статуты являлись актами, устанавливающими фундаментальные нормы организации коммуны, в частности полномочия и состав органов, формы гарантий и участия меньшинства. Они имели форму закона, соавторами которого являлись все граждане местного сообщества. Возникновение статутных норм относится ко времени Империи Барбароссы, когда в противостояние римско-имперским нормам под обликом praeter legem и общих правовых обычаев были созданы первые прототипы статутов5.

Statutum в средние века называлась норма, провозглашенная специально созданными выборным органами того или иного территориального образования, признающими над собой власть superiore (перевод с лат.: вышестоящую) в противоположность lex (перевод с лат.: закону) закрепленному как нормативное выражение воли, продиктованной светским порядком, высшей универсальной властью в лице императора6. Statutum действовал в рамках и пределах сообщества, для которого был издан, подчинялся Lex, но представлял при этом символ коммунальной свободы. Потребность консолидации завоеванных свобод и гарантирование их перед императорской властью стало причиной письменного закрепления правил управления. В результате этого коммуны сталкиваются с проблемой согласования Statutum с имперским законами, в рамках которых они должны были развиваться.

Конкретная коммуна является результатом эволюции, пройденной на протяжении веков отдельными местными самоуправляемыми сообществами, каждое из которых имело свой оригинальный характер. В средневековой коммуне Статут издавался Верховным Советом, в котором участвовали все граждане, имеющие политические права. Издание Статута значило для коммуны качественное изменение ее правового положения, поскольку благодаря принятию статута она получала собственное правовое устройство, прини-

4 Там же.

5 F. Leverotti, Leggi del principe, leggi della citta nel ducato Visconteo-Sforzesco, in Signori, regimi signorili e statuti nel tardo medioevo, Bologna, Patron, 2003. p. 180 n. 191. Pp 143-188.

6 Там же.

мать и уважать которое были обязаны имперские власти и церковь7.

В юридической науке длительное время сам факт существования собственной юрисдикции городов подвергался сомнению. По мнению ряда авторов: статуты были плодом имперских концессий8. По другой, превалирующей точке зрения, Коммуна, как первоначально слабый институт, нуждалась в участии высших органов таких как Верховный Понтифик или Император (XII-XIII вв.) для признания собственных институтов. Но в период Подеста, а затем и в Пополанский период (comuni populi), она завоевывает полную независимость и принимает jus statuendi (перевод с латыни: статутное право), обязательное для всех граждан и иностранцев9. Происходит переворот в иерархии источников права. Статутное право занимает позицию суверенного права, а имперское право, становится интегрирующим и дополняющим.

При анализе коммунального права необходимо учитывать, что оно развивалась на фоне постоянно меняющегося общеполитического контекста, при этом, закрепление особого автономного устройства Коммун в рамках общего устройства империи было последовательным.

В качестве важнейших этапов нормативного развития и редактирования статутного права на примере миланского Liber consuetudinum 1216 г.10 можно выделить - период после 1230 г., как начальный период его формирования, связанный в частности с введением должности Подеста, когда приглашенным со стороны наемным управляющим необходимо было предоставить ясные и простые для управления законы.

В течение всего XII века, параллельно со статутным правом существует и jus novum , которое могло отступать от положений римского права. Хотя у юристов еще оставалось убеждение, что «soles princes posit facere legese», фактически подчиняло все остальное нормотворчество, на самом деле, jus novum позволяло осуществлять нормативную функцию в противовес императорской. С XII века положение меняется, закрепляется легитимность статутов и города наделяются jus statuendo condendi, похожим на jus proprium, который каждое сообщество создавало для себя и могло использовать наряду с jus commune (пер. с лат.: общим правом). Потребность в четкой и точной редакции правовых норм дали толчок для письменной редакции первых норм городов-коммун и первым редакциям статутных текстов.

Относительно правовой природы средневекового Статута и его место в системе источников права существуют различные доктринальные позиции.

В истории права долгое время средневековые статуты рассматривались как правовые обычаи. Многие авторы, например, Паоло Гросси подчеркивали, что в нормативной системе автономий в средние века неписьменные правовые источники играли более важную

7 Capitolo 2. LL municipio tra medioevo e postmodernita // интернет ресурс http://www.nuovomunicipio.org/documenti/contributi/allulli/cap_2.pdf по состоянию на 10.03.2012.

8 F. Leverotti, Leggi del principe, leggi della citta nel ducato Visconteo-Sforzesco, in Signori, regimi signorili e statuti nel tardo medioevo, Bologna, Patron, 2003. p. 180 n. 191. Pp.143-188

9 Paolo Grossi. L°ordine giuridico medievale.Roma-Ba ri; Latenza. 3. ed.2006. pp.54

10 Massimo Meccarelli. Statuti, potestas statuendi e arbitrium: la tipicita'

cittadina nel sistema giuridico medievale, in Gli statuti delle citta: l'esempio

di Ascoli nel secolo XIV (Atti del convegno di studio svoltosi in occasione

della XII edizione del Premio internazionale Ascoli Piceno; Ascoli Piceno,

8-9 maggio 1998), a cura di E. Menesto, Spoleto 1999. pp. 87-88

роль, исключая полностью тот факт, что правовая жизнь была основана исключительно на отношениях общего права и статутного права11. Несомненно, локальные правовые обычаи являлись зачастую целыми главами статутов, но при этом лучше не путать эти разные категории, т.к. существует большая разница в методах формирования городских и коммунальных статутных норм. Определение статута нельзя смешивать с более широкими концепциями местного права или jus municipale (перевод с лат.: муниципального права), так как в их основе лежали различные источники.

Начало новой эпохи историографии статутов было положено в 1988, вслед за целой серией публикаций, посвященных, в частности, роли статута как arbitrium dominanti (перевод с лат.: арбитра между доминантами). Исследовалась динамика различных фундаментальных аспектов в отношениях центр-периферия : pacta (перевод с лат.: пакты) и conventiones ( перевод с лат.: конвенций), а также процедуры контрактации в распределении публичных функций12. Были предприняты попытки определить линии противостояния между разными степенями автономии, достигнутой коммунами в XIII-XIV вв.

Отдельно хотелось бы отметить монографию известного историка права и медиевиста Клаудии Стор-ти «Размышления о ломбардских статутах», которая посвящена изучению статутных текстов и нормативных основ, относящихся к институтам управления и юстиции13. В исследовании отмечается важная роль статутов в закреплении принципов административной организации местного управления и самоуправления. По мнению автора, Статут остается синонимом и инструментом автономии даже тогда, когда в его редактировании начинают активно участвовать представители синьории. Статуты являются не только первичными нормативными актами для изучения различных форм, применяемых для управления публичной жизнью локальных сообществ. Согласно Клаудии Сторти, Статуты представляют большой интерес и для истории гражданского процесса, так как содержат многочисленные прецеденты и выдержки из судебных решений, как например, в случае с миланским Liber consuetudium 1216 г.1

Современные историки права ставят своей задачей индивидуализировать инструменты, используемые для регулирования характера отношений между централизациями и автономиями и попыток со стороны последних заложить базу для их контроля и, в частности, попыток синьории унифицировать и подогнать их по стандартам передовых монархических порядков Европы. Принципы администрирования в отношении res publica являются важной темой непосредственно связанной с автономиями и городскими свободами. Сравнение статутных источников различных сообществ позволяет выделить общую динамику, присущую различным формам средневекового плюрализма и партикуляризма. В структуре представительных органов и управления это такие важные аспекты как выборность

11 Paolo Grossi. L°ordine giuridico medievale.Roma-Ba ri; Latenza. 3. ed.2006. pp. 54

12 Massimo Meccarelli. Statuti, potestas statuendi e arbitrium: la tipicita' cittadina nel sistema giuridico medievale, in Gli statuti delle citta: l'esempio di Ascoli nel secolo XIV (Atti del convegno di studio svoltosi in occasione della XII edizione del Premio internazionale Ascoli Piceno; Ascoli Piceno, 8-9 maggio 1998), a cura di E. Menesto, Spoleto 1999. pp. 87-88

13 Claudia Storti Storchi. Scritti sugli statuti lombardi, Milano. Giuffre. 2007 (Universita degli Studi dell'Insubria.) pp.435

14 Там же. pp. 340

Финогентова О. Е. Никитина В. М

органов и статутная автономия. Статуты являются единственными и первичными нормативным источником для исследований местных форм управления.

Новое поколение итальянских исследователей, как например Марио Сбрикколи, рассматривает статутное средневековое право во взаимосвязи различных аспектов: развития в системе источников права и в контексте, в котором они оперировали, подчеркивая центральную роль юристов как «переводчиков» статута и как протагонистов автономии15. Эти исследования интегрируют анализ jus proprium (перевод с лат.: собственного права) с анализом системы, в которой развивались отдельные автономии

Каждая эпоха наложила на статут отпечаток своего времени: на его структуру, ограничениях действия внутри системы общего права и его политической и институциональной роли. Известный итальянский исследователь Адриано Каванна отмечает заметное влияние и реальный политический вес jus proprium в практике статутного устройства в XVI-XVIII веков. Статутное право, в свою очередь, тесно переплеталось с jus comune (перевод с лат.: общего права) и оказывало влияние на право суверена16.

Отдельными итальянскими историками права17 статуты рассматривались как источники двойственного значения: с одной стороны, как основной правовой источник местных автономий, с другой стороны, как источник интегрированной системы. При этом содержание статута как источника автономий было скомпрометировано тем фактом, что он являлся результатом политических компромиссов в условиях стремительной политической и экономической эволюции общества. Зачастую речь шла о нагромождении трудно координированных между собой норм, нередко противоречащих не только друг другу, но, и, как правило, нормам общего права.

Исследуя статут как источник интегрированной правовой системы необходимо отметить, что для данного типа источников коммунального права характерными чертами является неполнота, неточность интерпретации и сложность определения сферы их распространения. Заметим, что при дальнейшем развитии статутного права в XVI-XVIII веках тексты статутов и их нормативный аппарат становятся более четкими. Но необходимо учитывать что по сути дела Статут создавал новые институты и правила. Следовательно именно его незаконченность, эластичность, создавали возможность адаптации его нормативного содержания к постоянно меняющимся эпохам, к различной экономической и социальной динамике.

Значение статутов, имело решающее значение, как в развитии принципов административной политики, так и в развитии институтов частного права. Так, например, в Ломбардии при составлении конституции 1541 года, местному Статуту была предоставлена большая часть публично-правовых и процессуальных предметов ведения, а законодательная функция имперского правительства на периферии была ограничена18.

15 Mario Scbiccoli. L'interpretazione dello statuto. Contributo allo studio della funzione dei giuristi nell'eta comunale, Milano, Giuffre, 1969. pp.494

16 Cavanna Adriano. Storia di diritto modern in Europa. Le fonti del pensiero giuridico. Giuffre 1982. pp. 664

17 F. Leverotti, Leggi del principe, leggi della citta nel ducato Visconteo-Sforzesco, in Signori, regimi signorili e statuti nel tardo medioevo, Bologna, Patron, 2003. p. 180 n. 191. Pp.143-188

18 Claudia Storti Storchi.Autonomie e centralizzazione: Como, Varese e il

diritto del Trecento visconteo, Prolusione per l'inaugurazione dell'anno

accademico 2000-2001, Universita degli Studi dell'Insubria, Como, Villa

Именно в статутном праве получили свое первое закрепление и были упрочены институты и процедуры функционирования местной независимой администрации. Приведем ниже далеко неполный перечень таких функций:

- закрепление прерогатив публично-правового характера, коллегиальность решений с закреплением мажоритарного принципа;

- принцип представительства в формировании местных органов (Советов, Ассамблей)

- жесткий контроль за исполнением постановлений ассамблеи (скрупулезное нормативное регулирование повестки дня и голосования);

- четкое разделение компетенции в сфере принятия решений между исполнительной властью (подеста) и законодательной властью (ассамблеей), с наделением первого исключительно функцией вынесения предложений;

- разделение предметов ведения в зависимости от экономической значимости и объектов правоотношений на предметы административного ведения (переданных в компетенцию узких комиссий контролируемых исполнительной властью) и предметы существенного права (в компетенции общих ассамблей);

- создание институтов контроля за деятельностью администрации (прежде всего с помощью введения института мэра), установление ограничений их деятельности, введение ответственности публичных учреждений; временность должностей.

Однако, по мере усложнения организации государства в XV- XVI вв. менялось и правовое содержание статута. Вскоре была утеряна исключительная правотворческая функция коммунальных Советов. Государство прямым или косвенным образом (например, путем предоставления концессий частным лицам) распространяло контроль на все более широкой сферы социальной, экономической и военной организации коммуны.

Период с XV по XVIII статут продолжает свое существование и приспосабливается к нормативному устройству сначала синьорий, а затем виконтов.

Кардинальным моментом ломки всей системы средневекового плюрализма и партикуляризма можно смело считать влияние французской революции, захват Наполеоном полуострова и принятия французской административной модели в качестве эталона формирования всей системы местного управления и самоуправления. Добавим, для современной Италии, характерна модель соединения местного самоуправления и управления на всех основных уровнях публичной власти, основа которой была заложена под влиянием французской административной традиции, отличающейся вмешательством центральных органов управления в полномочия местного самоуправления.

Статуты оставались в силе долгие годы, теряя постепенно свою изначальную нормативную значимость, по мере совершенствования централизованного законодательства.

Статутная автономия в правовом плане исчезает в итальянском государстве с появлением больших национальных монархий, характеризующихся сильной концентрацией власти центральных органов управления. Абсолютная монархия с ее концепцией единой

Erba 30 gennaio 2001, in "Studi di storia del diritto italiano", III, Milano, Giuffre Editore, 2001 (Universita degli Studi di Milano, Facolta di Giurisprudenza. Pubblicazioni della Sezione di Storia del diritto italiano, 27). pp. 374

власти, делала невозможной даже ограниченную автономию, поскольку, по существовавшим в этот период государственно-правовым теориям, это могло нарушить государственный суверенитет.

Во второй половине XVIII века, преобладающей оставалась идея политического и правового единства внутри отдельных национальных государств. В связи с этим концепция ограниченной автономии местных администраций, связанных в единое центральное государство не пользовалось какой либо поддержкой со стороны властей. В связи с этим коммунальное устройство практически потеряло былую политическую значимость.

В 1848 году Конституции Пьемонта, принятой Карло Альберто было присвоено название статута19. Альбер-тинский статут, как его окрестили позже, не имел при этом со статутом ничего общего кроме названия, так как не был принят представительным органом народного волеизъявления. Это была Конституция, предоставленная сувереном своим подданным

С объединением Италии (1861) в Италии закрепляется централизованная система французского типа: всеобъемлющая центральная администрация, опирающаяся на местные органы с широкими полномочиями, которые полностью подконтрольны центру.

Эта система вошла в историю под названием «пре-фектной». Функциональная и направленная на отмену свободы во имя унификации, она получила в Италии долгую жизнь. В течении всего XIX века любая попытка, направленная на изменение системы местных автономий и реформирования администрации была обречена на неудачу, т.к. сама идея автономии рассматривалась как угроза административному единству, приравненному к единству политическому.

На эту жесткую концепцию ссылался итальянский законодатель в 1865 году, принимая законы, касающиеся административной унификации нового итальянского государства20. Необходимость сохранить единство нации и опасения, что статутная автономия может каким-то образом привести к политической автономии местных территориальных образований, определило исчезновение из текстов зарождающихся коммунальных и провинциальных законов статута, как первичного нормативного акта местного самоуправления.

Таким образом, к началу XIX века коммуна, как оригинальное и автономное устройство перестала существовать. Она превратилась в государственный орган в жесткой системе иерархического подчинения. Таким образом, была радикально изменена вся система отношений между центром и периферией, закрепившаяся в первые 70 лет существования единой Италии. По сути, режим префекта санкционировал прямое вмешательство центрального правительства в деятельность местных органов.

С приходом фашистского режима усиливаются авторитарные тенденции, которые были латентными в предыдущем устройстве. Симптоматична в этом смысле реформа, связанная с введением фигуры Подеста (1926 г.)21], которая поражает суть концепцию местной автономии, будучи направленной против

19 Il testo dello statuto albertino.Raccolta degli atti del Governo di Sua Maesta il Re di Sardegna, Torino,Stamperia reale, 1848 N.674// интернет ресурс http://www.ubertazzi.it/it/codice/doc414.pdf по состоянию на

10.03.2012.

20 Giunta comunale // интернет ресурс

http://it.wikipedia.org/wiki/Giunta_comunale по состоянию на 10.03.2012.

21 Giunta comunale // интернет ресурс

http://it.wikipedia.org/wiki/Giunta_comunale по состоянию на 10.03.2012.

принципа коммунальной демократии и прежде всего против самой идеи самоопределения со стороны местного сообщества.

Единые сводные тексты 1915-193422 представляют, наглядное выражение тоталитарного и централистско-го идеала, связанного с подчинением и последующим упразднением территориальных образований. Статутная власть планомерно сокращается, став с начала привилегией, признанной за отдельными категориями коммун а затем, постепенно и вовсе исчезнет. Сжатие статутной автономии будет сопровождаться предоставлением ограниченной регламентарной власти, которая могла выполняться только в рамках государственного законодательства. Оказавшись у власти Муссолини в 1922 году, использовал все имеющиеся в наличии инструменты для подчинения и сведения на нет автономии местных образований и установлению жесткого контроля за местными администрациями. Были распущены многочисленные коммунальные советы и введена фигура чрезвычайного комиссара, посредством которого новый режим закрепил свою способность контролировать местные учреждения23. Реформа, в действительности, являлась прямым продолжением общего курса, добавились лишь технические изменения.

Сокращение местной автономии достигло своего апогея при полном огосударствлении фигуры коммунальных секретарей. Усиление системы контроля существенно осложнило жизнедеятельность провинций и коммун, которые испытывали на себе постоянный прессинг в исполнении собственных функций при проведении исполнительной экономической политики, продиктованной центром. Централистская структура, как последствие диктаторского режима политического и административного управления, окончательно лишила статуты их независимой позиции, которую они с таким трудом завоевывали себе в течение веков в борьбе с имперской властью.

Переход от диктаторского государства к демократической республике представлял собой историческую возможность преодоления централистской модели власти, которая характеризовала итальянское государство после его объединения.

Вступление в силу республиканской конституции 1948 года24 представляло для местных автономий важную возможность для завоевания собственного места в административной системе. Однако, как мы видим, итальянский законодатель долгое время не мог претворить в жизнь эти конституционные положения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Legge costituzionale 18 ottobre 2001, n. 3. «Modifiche al

titolo V della parte seconda della Costituzione» // GU n. 248 del 24 ottobre 2001. Новая редакция Ст.114 Конституции Италии гласит: «Коммуны, Провинции и города-

метрополисы являются автономными образованиями, Обладающие собственными Статутами, полномочиями и функциями, согласно принципам, установленным Конституцией».

2. CORTE DI CASSAZIONE, SEZ. UNITE CIVILI - sentenza 16 giugno 2005 n. 12868 - Pres. Carbone, Rel. Luccioli -

22 R.D. 4 febbraio 1915, N. 148. Testo unico della legge comunale e provinciate. Pubblicato nella Gazzetta ufficiale N 8 marzo 1915// интернет ресурс htttp://www.fialslazio.it/raccolta_leggi_fials/R.D.%204%20febbraio%201915, %20n.%20148.pdf по состоянию на 10.03.2012.

23 Giunta comunale // интернет ресурс

http://it.wikipedia.org/wiki/Giunta_comunale по состоянию на 10.03.2012.

24 Италия. Конституция и законодательные акты. - Москва «Прогресс», 1988.

Финогентова О. Е., ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУТНОЙ АВТОНОМИИ

Никитина В. М МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИТАЛИИ (XII-XX ВВ.)

Comune di Roma (Avv.ra comunale) c. Fralleoni (Avv. Quintarelli // интернет ресурс

http://www.amcorteconti.it/cass_12868_05.htm по состоянию на 10.03.2012.

3. F. Leverotti, Leggi del principe, leggi della citta nel ducato Visconteo-Sforzesco, in Signori, regimi signorili e statuti nel tardo medioevo, Bologna, Patron, 2003.

4. Capitolo 2. LL municipio tra medioevo e postmodernita //

интернет ресурс

http://www.nuovomunicipio.org/documenti/contributi/allulli7c ap_2.pdf по состоянию на 10.03.2012.

5. Paolo Grossi. L°)rdine giuridico medievale.Roma-Bari; La-tenza. 3. ed.2006.

6. Massimo Meccarelli. Statuti, potestas statuendi e arbitrium: la tipicita' cittadina nel sistema giuridico medievale, in Gli statuti delle citta: l'esempio di Ascoli nel secolo XIV (Atti del convegno di studio svoltosi in occasione della XII edizione del Premio internazionale Ascoli Piceno; Ascoli Piceno, 8-9 maggio 1998), a cura di E. Menesto, Spoleto 1999.

7. Claudia Storti Storchi. Scritti sugli statuti lombardi, Milano. Giuffre. 2007 (Universita degli Studi dell'Insubria.)

8. Mario Scbiccoli. L'interpretazione dello statuto. Contributo allo studio della funzione dei giuristi nell'eta comunale, Milano, Giuffre, 1969.

9. Cavanna Adriano. Storia di diritto modern in Europa. Le fonti del pensiero giuridico. Giuffre 1982.

10. Claudia Storti Storchi.Autonomie e centralizzazione: Como, Varese e il diritto del Trecento visconteo, Prolusione per l'inaugurazione dell'anno accademico 2000-2001, Universita degli Studi dell'Insubria, Como, Villa Erba 30 gennaio 2001, in "Studi di storia del diritto italiano", III, Milano, Giuffre Editore, 2001 (Universita degli Studi di Milano, Facolta di Giurisprudenza. Pubblicazioni della Sezione di Storia del diritto italiano, 27).

11. Il testo dello statuto albertino.Raccolta degli atti del

Governo di Sua Maesta il Re di Sardegna,

Torino,Stamperia reale, 1848 N.674// интернет ресурс http://www.ubertazzi.it/it/codice/doc414.pdf по состоянию на 10.03.2012.

12. Legge 20 marzo 1865, N 2248 “Per ltinificazione amminis-

trativa del Regno d°talia.// интернет ресурс

http://www.ildirittoamministrativo.net/legge-20-marzo-1865-n-2248.htm по состоянию на 10.03.2012.

13. Giunta comunale // интернет ресурс http://it.wikipedia.org/wiki/Giunta_comunale по состоянию на 10.03.2012.

14. R.D. 4 febbraio 1915, N. 148. Testo unico della legge comunale e provinciale. Pubblicato nella Gazzetta ufficiale N 8 marzo 1915// интернет ресурс htttp://www.fialslazio.it/raccolta_leggi_fials/R.D.%204%20fe bbraio%201915,%20n.%20148.pdf по состоянию на 10.03.2012.

15. Италия. Конституция и законодательные акты. - Москва «Прогресс», 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.