Научная статья на тему 'Эволюция статуса римских сенатусконсультов II–I вв. до н.э. как источника частного и публичного права'

Эволюция статуса римских сенатусконсультов II–I вв. до н.э. как источника частного и публичного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
совет старейшин / римский сенат / сенатусконсульт / высшие магистраты / принцепс / союзническая война / публичное и частное право / Roman Senate / Senatusconsult / Public and Private Law / Regulation of Social Life / Italian war / Republic period / Consul / Princeps

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крицкая Светлана Юрьевна

Статья посвящена деятельности римского сената, отраженной в создании постановлений сената – сенатусконсультов, с помощью которых происходило регулирование жизни римского общества. Сенат занимался вопросами, которые относились к управлению государства, защите и поддержанию римской религии («алтари отеческих богов»), разрешению введения зарубежных культов, к приостановлению принятия законов в случае острой общественной необходимости, к хранению и распределению народной казны – эрария, к судебной практике, а также вопросами международной политики, включая проблемы «войны и мира» и взаимоотношений с латинами, провинциалами и иностранцами. Эти вопросы и находили отражения в сенатусконсультах. Первоначально постановления сената не обладали силой закона, но постепенно к периоду принципата они стали приравниваться к законам на основании авторитета (auctoritas) отцов – сенаторов и легитимации их по решению народных собраний – комиций, а также указов высших магистратов – консулов и преторов, а впоследствии по утверждению императоров. Самые ранние сохранившиеся сенатусконсульты относятся кo II–I вв. до н.э. и определяют как публичные, так и частные аспекты римского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE STATUS OF THE ROMAN SENATUSCONSULTS OF II–I CC. BC AS THE SOURCE OF THE PRIVATE AND PUBLIC LAW

The article is devoted to the problems of activity of Roman Senate in regulation of multilateral life of Roman society, especially in problems of public and private law. The activity of the Senate was such as to gradually bring within the sphere of its legislation all matters that pertained to religion, police, administration, provincial matters and all foreign relations. Primary senatorial decrees had no statutory order but could receive it with the help of decisions of Roman popular assembly, resolution of magistrates or imperators. Some of the Senatusconsults of the Republican period became laws by being carried in the comitia, consuls and princeps. Some modern writers have denied the position that Senatuconsults were laws in the proper sense of the term in the Early Republican period. Numerous Senatusconsults unde the Empire were certaib laws. The certain senatusconsults remaining as a whole or in some fragments since II–I cc. BC are well-known in history. These decrees reflected the politics of the state in law-making field.

Текст научной работы на тему «Эволюция статуса римских сенатусконсультов II–I вв. до н.э. как источника частного и публичного права»

Эволюция статуса римских сенатусконсультов 11-1 вв. до н.э. как источника частного и публичного права

Крицкая Светлана Юрьевна,

доцент кафедры гражданского права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия E-mail: crebet@mail.ru

Статья посвящена деятельности римского сената, отраженной в создании постановлений сената - сенатусконсультов, с помощью которых происходило регулирование жизни римского общества. Сенат занимался вопросами, которые относились к управлению государства, защите и поддержанию римской религии («алтари отеческих богов»), разрешению введения зарубежных культов, к приостановлению принятия законов в случае острой общественной необходимости, к хранению и распределению народной казны - эрария, к судебной практике, а также вопросами международной политики, включая проблемы «войны и мира» и взаимоотношений с латинами, провинциалами и иностранцами. Эти вопросы и находили отражения в сенатусконсультах. Первоначально постановления сената не обладали силой закона, но постепенно к периоду принципата они стали приравниваться к законам на основании авторитета (auctoritas) отцов - сенаторов и легитимации их по решению народных собраний - комиций, а также указов высших магистратов - консулов и преторов, а впоследствии по утверждению императоров. Самые ранние сохранившиеся сенатусконсульты относятся ко II-I вв. до н.э. и определяют как публичные, так и частные аспекты римского права.

Ключевые слова: совет старейшин, римский сенат, сенату-сконсульт, высшие магистраты, принцепс, союзническая война, публичное и частное право.

S2

см о см

оо

В древности, в период раннепервобытной общины проявилась на разных территориях, у разных племен и народов характерная черта в способах управления жизнью общины, как родовой, так и производственной. Коллективная воля народа, опирающаяся на признанный авторитет локальной группы, члены которой выделялись выдающимися личными качествами, навыками организаторов или большим жизненном опыте - как правило, старших представителей рода. «Из их среды обычно выходили главари, руководившие повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива... Власть главаря или совета старейших основывалась на их опыте, примере образцовых действий, интеллектуальном и эмоциональном превосходстве, умении убеждать, иначе говоря, на их индивидуальном или групповом авторитете.» [1, с. 201-202.]

Совет старейшин как коллегиальный орган власти выполнял различные функции: следил за отправлением религиозных культов, сохранял и соблюдал обычаи - заветы предков, участвовал в экономической жизни общины (охота и распределение добычи, сев, жатва и разделение урожая, организация совместных пиров и т.п.), регулировал начало, ход, мирные переговоры и окончание военных действий с соседскими общинами, судил и разрешал конфликты между сородичами, принимал меры по борьбе с последствиями стихийных бедствий и эпидемий - словом, организовывал все аспекты общественной жизни. Поскольку вся деятельность осуществлялась на добровольных принципах, то формально рекомендации старейшин не являлись обязательными к исполнению, но фактически им подчинялись все, так как советы старейшин рассматривались как воля народа.

Советы старейшин были во всех обществах, сохранились они и в наши дни, например, в племенах аборигенов Австралии. В римском государстве вся история от возникновения Рима в 753 г. до н.э. на протяжении долгого периода вплоть до разрушения остатков государства в 1453 г. сопровождалась существованием совета старейшин, получившим название сенат, несмотря на что численность, состав, функции его время от времени менялись.

Этимология слова сенат прозрачна, впервые ее дал Марк Туллий Цицерон в 2 трактатах - «О государстве» и «О «старости»: «Если бы качества эти (мудрость, здравый смысл) не были свойственны старикам, то наши предки не назвали бы высшего совета «сенатом» [4, с.12] Лексикограф II века н.э. Секст Помпей Фест в труде «О значении слов» отнес формирование состав сената ко времени рекса

Ромула в VIII в. до н.э.: «Хорошо известно, что сенаторы называются от старости (senatores a senec-tute). Ромул вначале выбрал сто (сенаторов), по совету которых он управлял государством; поэтому они также названы «отцами» (patres)» [7, p.454].

Состав неоднократно менялся: сначала - 100 членов, затем увеличился - до 300 человек в VI в. до н.э., до 600 человек в I в.н.э. при Луции Корнелии Сулле, а при Гаи Юлии Цезаре - до 900 сенаторов; однако Гай Октавиан Август сократил состав сената до 600 человек, но, тем не менее, уже при императоре Юстиниане сенаторов насчитывалось до 2000.

Сенат занимался вопросами, которые относились к управлению государства, защите и поддержанию римской религии («алтари отеческих богов»), разрешению введения зарубежных культов, к приостановлению принятия законов в случае острой общественной необходимости, к хранению и распределению народной казны - эрария, к судебной практике, а также вопросами международной политики, включая проблемы «войны и мира» и взаимоотношений с латинами, провинциалами и иностранцами. Эти вопросы находили отражения в постановлениях сената - рекомендациях сената, или сенатусконсультах. Сенат не имел права законодательной инициативы, следовательно, предложенный сенатам сенатусконсульт не обладал силой закона. Чтобы постановление сената получило силу закона, опирающую на высший авторитет сената - auctoritas, оно должно было быть одобрено народным собранием, а затем к V в. до н.э. высшими магистратами - консулами и преторами, впоследствии императорами. В период ранней республики сенатус консульты не имели заглавия, начиная со II в. до н.э. название давалось в зависимости от их содержания, или по имени магистрата, сделавшего запрос в сенат о сенату-сконсульте, или по имени того лица, которое было упомянуто в постановлении, или же по имени императора, в правление которого принят сенату-сконсульт. В эпоху поздней республики текст сена-тусконсульта составлялся не только на латинском, но и на греческом языке, особенно, если он был обращен к жителям провинций.

По предмету регулирования сенатусконсуль-ты подразделялись на относящиеся к публичному праву и учитывающие регулирования различных моментов частного права, что делает их весьма ценным источником римского права. Хотя испанский романист М.Х. Гарсия Гарридо, опираясь на высказывание Гая [3, 1. 4.] считает, что, по сути дела, долгое время сенатусконсульт был лишь советом, который давал сенат, и на том основании не мог быть источником римского права. В дальнейшем, несмотря на то что он был признан источником ius civile, отдельные положения сенатускон-сульта, предложенные принцепсами, могли противоречить законам. [2, с. 65]

К сожалению, большинство постановлений сената только упомянуты в других источниках права, трудах римских юриспрудентов и историков,

и лишь некоторые из них сохранились как археологические артефакты. В большей степени это замечание относится к сенатусконсультам раннере-спубликанского периода II-I вв. до н.э.

До наших дней сохранилось всего несколько подлинных постановлений сената этого времени, практически в неповрежденном виде или в виде обломков. Из них самые известные: фрагмент Se-natusconsultum de Bacchanalibus - сенатусконсульт о вакханалиях (186 г. до н.э.), написанный на бронзовой пластине и представлявший сокращенный вариант полного текста сенатского постановления, который был передан магистратам в Тириоле (фрагмент найден в 1640 г., сейчас хранится в Венском музее); - о запрещение массовых действий во время отправления культа греческого бога Диониса, второе имя которого было Вакх, сопровождавшихся беспорядками [5, p.5]; Senatusconsul-tum de philosophis et rhetoribus сенатусконсульт о философах и риторах (161 г. до н.э.) - о запрещении эллинистических философских школ и изгнании греческих философов и учителей красноречия из Рима [5, р. 8]; фрагмент Senatusconsultum de Asclepiade (87 г. до н.э.), называемый еще лутаци-ановым сенатусконсультом по имени консула Гая Лутация Катула - о награждении званием «друзей римского народа» 3 навархов - капитанов греческих судов: Асклепиада из Клазомена, Полистрата из Кариста, Мениска из Милета, помогавших римлянам в битвах на море в Союзнической войне 90-88 гг. до н.э. [5, р. 90]; Senatusconsultum de Thisbis (170 г. до н.э.) - о предоставлении жителям города Тисба в Средней Греции статуса «друзей римского народа» и установлении протектората [5, р.134]; Senatusconsultum de Hastis Martiis (99 г. до н.э.) - о сенатском расследовании последствий землетрясения и разрушении храмов и статуй богов [5, р.78] и др.

В период поздней республики значение сената стало ослабевать, но, тем не менее, роль се-натусконсультов неожиданно возросла. Поскольку император председательствовал в сенате, так как считался его главой - принцепсом (princeps senatus), то он зачастую выдвигал предложение о новом сенатусконсульте (oratio principis), и таким образом сенат мог творить право» [6, 3. 9.). Так, со II в.н.э. сенатусконсульты равными закону, в силу авторитета принцепса.

Литература

1. Алексеев И. П., Першиц А.И. История первобытного общества - М.: Высшая школа, 1999. 350 с.

2. Гарсия Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты. - М.: Статут, 2005. 812 с.

3. Гай. Институции. - М.: Юрист, 1997. 368 с.

4. Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.: Наука, 1993. 243 с.

5. Antiquitatis Romana monumenta legalia. - Bero-lini: Apud G. Reimerum, 1830. 299 р.

5 -а

сз ж

<

6. Digesta lustiniani Augusti. Liber primus. - Berolini: Krüger, 1830. 369 p.

7. Festus S.P. De verborum significatu quae super-sunt cum Pauli epitome. - Lipsiae: Teubner. 1913. 490 p.

EVOLUTION OF THE STATUS OF THE ROMAN SENATUSCONSULTS OF II-I CC. BC AS THE SOURCE OF THE PRIVATE AND PUBLIC LAW

Kritskaya S.Yu.

North -Western Branch of the FSBEEHE "Russian State University of Justice"

The article is devoted to the problems of activity of Roman Senate in regulation of multilateral life of Roman society, especially in problems of public and private law. The activity of the Senate was such as to gradually bring within the sphere of its legislation all matters that pertained to religion, police, administration, provincial matters and all foreign relations. Primary senatorial decrees had no statutory order but could receive it with the help of decisions of Roman popular assembly, resolution of magistrates or imperators. Some of the Senatusconsults of the Republican period became laws by being carried in the comitia, consuls and princeps. Some modern writers have denied the position that Senatuconsults were laws in the

proper sense of the term in the Early Republican period. Numerous Senatusconsults unde the Empire were certaib laws. The certain se-natusconsults remaining as a whole or in some fragments since II-I cc. BC are well-known in history. These decrees reflected the politics of the state in law-making field.

Keywords: Roman Senate, Senatusconsult, Public and Private Law, Regulation of Social Life, Italian war, Republic period, Consul, Princeps.

References

1. Alekseev I. P., Pershits A.I. The History of Primitive Society. -M.: Higher school, 1999. 350 p.

2. Garcia Garrido M.H. Roman private law: casuses, actions, institutions. - M.: Statute, 2005. 812 p.

3. Gaius. Institutiones. - M.: Jurist, 1997. 368 p.

4. Cicero M.T. De senectute. De amicitial. De officiis. - M.: Science, 1993. 243 p.

5. Antiquitatis Romana monumenta legalia. - Berolini: Apud G. Reimerum, 1830. 299 p.

6. Digesta Iustiniani Augusti. Liber primus. - Berolini: Krüger, 1830. 369 p.

7. Festus S.P. De verborum significatu quae supersunt cum Pauli epitome. - Lipsiae: Teubner. 1913. 490 p.

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.