Обедков А.П.
к. геогр.н., доцент, зав. кафедрой филиала Санкт-Петербургского государственного экономического
университета в г. Сыктывкар
ЭВОЛЮЦИЯ СТАРЫХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: старый город, исторический город, генетическая и функциональная типология городов, макрорегион расселения населения, народнохозяйственные функции, трансформация, урбанистическая структура, функциональные модели развития, эволюция.
Keywords: old city, historical city, genetic and functional typology of cities, macro-region population resettlement, national economic functions, transformation, urban structure, functional model of development, evolution.
Первоочередной и обязательной ступенью в изучении городов с целью выявления типологических особенностей и обоснования путей их дальнейшего развития является группировка на основе генетического и функционального признаков. В зависимости от времени получения городского статуса российские города принято подразделять на старые (дореволюционные), новые (советские) и новейшие (постсоветские). В генетическом отношении особое значение имеет выделение этапов исторического развития городов, отражающих переход к очередному качественно новому состоянию. Последовательное и всестороннее изучение города должно включать исследование истории его возникновения и развития, генезиса и последующих преобразований с изменением административного статуса и трансформацией выполняемых функций, места и роли в территориальном разделении труда и региональной системе расселения, а также природных условий и социально-экономических факторов, определяющих его экономико-географическое положение и особенности функционирования, экологию и качество городской среды, проблемы и перспективы хозяйственного развития. При этом во всех случаях большое значение имеет изучение степени усложнения первоначального профиля поселения, формирующегося типа экономики города и характера выполняемых им функций.
Старые города с их уникальным историческим наследием, памятниками материальной культуры и градостроительства определённых периодов истории страны играют роль опорных центров городского расселения. Они являются ключевыми элементами опорного каркаса расселения, а также историко-культурного и экономического каркасов северных территорий. Изучение особенностей и факторов образования старых городов, а также их эволюции и трансформации в советский и постсоветский периоды позволяют раскрыть исторический ход пространственной урбанизации Российского Севера, отражающий основные вехи исторического и экономического развития страны. Поэтому комплексный анализ трансформации городских функций и структуры городской экономики следует рассматривать как важный этап познания эволюции городов и сопряжённых с ним в развитии поселенческих сетей, региональных и локальных систем расселения населения.
Формирование сети северных городов России в дореволюционный период
Для России с её обширными северными территориями особое значение приобретает изучение роли и трансформаций старых городов, которые возникли в доиндустриальный период их освоения и заселения. Формирование сети дореволюционных городов на различных этапах освоения Российского Севера определялось стратегическими задачами геополитики и укрепления внешних рубежей, целями внутренней колонизации северных территорий и совершенствования территориальной организации государства. Первые северные города создавались в основном для выполнения административных, военных, ремесленных, транспортных и транзитно-коммуникационных, торговых и фискальных функций.
Всего за весь дореволюционный период на Российском Севере в границах зон дискомфортности официальный статус города имели 54 поселения, из них 29 получили городские права в ходе административной реформы 1775-1785 гг. Одной из главных целей екатерининской реформы было целенаправленное формирование более равномерной сети административных центров разного ранга за счёт разукрупнения уездов и образования округов. Поскольку существовавших в то время городов не хватало для всех вновь учреждённых уездов и округов, их административными центрами зачастую назначались бывшие городки-остроги или крупные сельские волостные центры, которые на момент получения городского статуса представляли собой уже сложившиеся исторические центры определённых территорий, но ещё не отвечали городским критериям по характеру выполняемых функций, составу населения, архитектурному облику и уровню благоустройства территории. Поэтому большинство вновь образованных уездных центров получили городской статус авансом. В последующие годы его предстояло отработать, пройдя сложный путь от поселения с юридическими правами города к истинному во всех отношениях городу, выполняющему разнообразные городские функции.
По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., на севере страны насчитывалось 40 городов, в которых проживало 115,2 тыс. человек. На долю северных городов приходилось 9,3% от общего числа российских городов и всего 1,5% городского населения в современных границах Российской Федерации. Наиболее типичным элементом сети северных городов в то время были мелкие поселения с численностью постоянного населения менее 5 тыс. человек. Только в шести северных городах (15% от их общего числа) людность превышала 5 тыс. человек. При этом в самом людном северном городе - Архангельске - проживало 20,9 тыс. человек, или 18,3% всех горожан зоны Севера страны. Наиболее населённым городом Сибирского Севера был Енисейск (11,5 тыс. человек), а Дальневосточного Севера - Якутск (6,5 тыс. человек). Характер размещения сложившейся к концу XIX в. сети северных городов во многом отразил исторический ход колонизации северных территорий страны. Абсолютное большинство северных городов располагалось на Европейском Севере (21) и Дальневосточном Севере (12). В совокупности на их долю приходилось 82,5% всех городов Российского Севера. На начало 2014 г. в границах районов зон дискомфортности Российского Севера насчитывалось 142 города, из которых 25 были учтены переписью населения Российской империи 1897 г.
В период с 1898 по 1917 г. на Севере страны было образовано всего 5 новых городов. Ко времени установления Советской власти в современных границах Российского Севера насчитывалось 45 городов, которые входили в состав восьми губерний и пяти областей на правах губерний. Ещё 9 северных городов, основанных в дореволюционный период, в разные годы до установления Советской власти были лишены городского статуса. Среди них - Акланск, За-шиверск, Кеврола, Мангазея, Нарым, Нижнекамчатск, Паданск, Софийск и Удск (табл. 1).
Таблица 1
Число современных городов макрорегионов расселения Российского Севера, получивших статус
города в дореволюционный период
Годы и столетия Европейский Север Сибирский Север Дальневосточный Север Всего
до XVIII в. 8 1 1 10
XVIII в. 7 2 4 13
XIX в. 1 - 2 3
1900-1917 гг. 2 - 2 4
Итого 18 3 9 30
В ходе реализации реформ административно-территориального деления страны административная урбанизация чередовалась с административной рурализацией, сопровождаясь ревизией состава городов и упорядочением их сети. В 20-е гг. прошлого столетия дореволюционная сеть северных городов подверглась серьёзной корректировке в ходе подготовки и реализации реформы административно-территориального деления 1923-1929 гг. Её результатом стал пересмотр административного статуса ряда возникших до 1918 г. северных городов, которые перестали отвечать городским критериям или оказались в стороне от перспективных трасс освоения северных территорий. В 1923 г. утратил городской статус и был отнесён к категории сельских населённых пунктов Красноборск, в 1924 г. - Пустозёрск и Яренск, в 1925 г. - Пинега, Туруханск и Холмогоры, в 1926 г. - Александровск, Берёзов, Гижигинск, Жиганск, Кола, Пудож и Сургут. Всесоюзная перепись населения 1926 г. зафиксировала 32 северных города. Год спустя в разряд сельских поселений были переведены города Олонец, Охотск и Повенец. Таким образом, спустя десятилетие после установления Советской власти число северных городов сократилось в полтора раза.
Административная урбанизация северных территорий способствовала росту числа городов и формированию их территориальных сетей. Однако это не привело к существенному повышению уровня урбанизированности северных территорий, который оставался крайне низким. Между тем не все вновь учреждённые города сумели обрести городские черты и закрепиться в новом качестве. Всего за весь период от появления первых северных городов и до конца 1920-х гг. городской статус потеряли 23 поселения, которые имели городские права в течение довольно продолжительного времени и оставили глубокий след в истории русской колонизации, хозяйственного и транспортного освоения северных территорий России. В их числе - 5 посёлков городского типа (Баргузин, Берёзов, Охотск, Повенец, Со-фийск), 11 сельских населённых пунктов (Гижига, Жиганск, Илимск, Красноборск, Нарым, Паданы, Пинега, Туруханск, Удское, Холмогоры, Яренск) и 7 упразднённых (исчезнувших) поселений (Акланск, Верхнекамчатск, Заши-верск, Кеврола, Мангазея, Нижнекамчатск, Пустозёрск).
В последующие десятилетия советского времени 5 старых поселений были вновь востребованы для выполнения городских функций и восстановлены в городских правах. В 1939 г. село Александровское (бывший город Александровск) было преобразовано в город Полярный. В 1943 г. вновь стал городом Пудож, в 1944 г. - Олонец, а в 1965 г. -Кола и Сургут. С этого времени и поныне в генетической структуре Российского Севера (в границах зон дискомфортности Севера) насчитывается 30 старых городов с дореволюционным городским стажем, что составляет 21,1% от их общего числа северных городов. Большинство из них (23, или 76,7%) получили городской статус до начала Х1Х в. и сосредоточены на Европейском Севере (18, или 43,3%).
Особенности формирования сети и административные преобразования старых городов макрорегионов расселения Российского Севера
Формирование сети городов на Российском Севере началось с колонизации и освоения Европейского Севера. Целенаправленное заселение этих территорий началось лишь в ХУ-ХУ1 веках после окончательного включения севе-
ро-восточных владений Новгородской феодальной республики в состав формирующегося Русского централизованного государства. В настоящее время в пределах Европейского Севера насчитывается 18 старых городов, из которых
7 впервые получили городской статус в период с 1775 по 1785 г. В ходе екатерининской реформы официальный статус города и уездного центра в 1776 г. получил Петрозаводск, в 1780 г. - Вельск, Онега, Усть-Сысольск, в 1783 г. -Сердоболь, в 1785 г. - Кемь и Пудож. Большинство из них одновременно с получением городских прав стали административными центрами уездов. Однако некоторые участники административно-территориальной реформы 1775-1785 гг. (Каргополь, Кола, Мезень, Олонец, Сольвычегодск, Чердынь, Шенкурск) уже имели к этому времени городской статус и были утверждены лишь в качестве уездных центров, а Архангельск с 1708 г. имел статус губернского центра.
К концу 1917 г. ныне существующие города Европейского Севера с дореволюционным городским стажем в административном отношении входили в состав пяти губерний. При этом в Архангельской губернии насчитывалось
8 городов, в Вологодской и Олонецкой губерниях по 5, в Выборгской и Пермской губерниях - по одному северному городу. В состав Архангельской губернии входили города Александровск (Полярный), Архангельск, Кемь, Кола, Мезень, Онега, Романов-на-Мурмане и Шенкурск, Вологодской губернии - города Вельск, Котлас, Сольвычегодск и Усть-Сысольск, Выборгской губернии - город Сердоболь (Сортавала), Олонецкой губернии - города Петрозаводск, Каргополь, Олонец и Пудож, Пермской губернии - город Чердынь. Ко времени установления Советской власти города Архангельск и Петрозаводск имели статус губернских центров, города Александровск, Вельск, Каргополь, Кемь, Котлас, Мезень, Олонец, Онега, Пудож, Романов-на-Мурмане, Сердоболь, Усть-Сысольск, Шенкурск - уездных центров. К числу заштатных городов были отнесены Кола и Сольвычегодск (табл. 2).
Таблица 2
Современный административно-муниципальный статус старых городов Европейского Севера
Современное название города Год первого упоминания или основания поселения Годы получения официального статуса города Современный административный и муниципальный статус: административный центр (АЦ), муниципальное образование (МО), муниципальный район (МР), городской округ (ГО), городское поселение (ГП)
Каргополь 1146 1380 АЦ МР и ГП в Архангельской области
Сольвычегодск сер. XIV века 1492 АЦ ГП в Архангельской области
Чердынь 1451 1535 АЦ МР и ГП в Пермском крае
Кола 1264 1565 (1965) АЦ МР и ГП в Мурманской области
Шенкурск 1229 1565 АЦ МР и ГП в Архангельской области
Архангельск 1584 1584 АЦ Архангельской области, МО МР и ГО
Мезень 1-я пол. XVI в. 1600 АЦ МР и ГП в Архангельской области
Олонец 1137 1648 (1944) АЦ МР и ГП в Республике Карелия
Петрозаводск 1703 1777 столица Республики Карелия, АЦ МО МР и ГО
Вельск 1137 (1397) 1780 АЦ МР и ГП в Архангельской области
Онега XIV век 1780 АЦ МР и ГП в Архангельской области
Сыктывкар 1586 1780 столица Республики Коми, АЦ МО ГО
Сортавала XII век 1783 АЦ МР и ГП в Республике Карелия
Кемь 90-е гг. XV в. 1785 АЦ МР и ГП в Республике Карелия
Пудож 1382 1785 (1943) АЦ МР и ГП в Республике Карелия
Полярный 1723 1899 (1939) АЦ ГО ЗАТО в Мурманской области
Мурманск 1915 1916 АЦ Мурманской области, МО ГО
Котлас 1890 1917 АЦ МО МР и ГО в Архангельской области
Источник: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009.
В советский и постсоветский периоды многие города Европейского Севера, имевшие официальный статус города в дореволюционный период, изменили свой административный и муниципальный статус. При этом города Петрозаводск и Сыктывкар стали столицами автономных республик, Архангельск и Мурманск - административными центрами субъектов РФ, а также МО ГО. Города Вельск, Каргополь, Кемь, Кола, Мезень, Олонец, Онега, Пудож, Сор-тавала, Чердынь и Шенкурск ныне являются административными МО МР и ГП, Сольвычегодск - административным центром ГП, Котлас - административным центром МО МР и ГО. Город Полярный - единственный из старых городов Российского Севера, имеющий официальный статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).
На начало 2014 г. в границах зон дискомфортности Европейского Севера насчитывалось 18 городов, из которых 15 были учтены переписью населения Российской империи 1897 г. В период с 1897 по 2014 г. в 12-ти из них число жителей увеличилось более чем в 10 раз. Среди старых городов Европейского Севера России с наиболее значительным ростом численности постоянного населения за последние 117 лет - Сыктывкар (в 53,8 раза), Петрозаводск (в 21,8 раза), Кола (в 16,8 раза), Архангельск (в 16,8 раза), Сортавала (в 11,8 раза), Вельск (в 11,6 раза) (табл. 3).
Самые населённые города Европейского Севера - Архангельск и Мурманск, занимающие ныне соответственно первое и третье места в рейтинге городов Российского Севера по людности. Между тем 8 старых городов Европейского Севера в настоящее время имеют численность менее 12 тыс. человек и не отвечают принятому в большинстве субъектов РФ официальному критерию отнесения к числу городов по людности. Самый малолюдный из них - город Соль-вычегодск, в котором проживает 2,3 тыс. человек.
В дореволюционный период северные регионы Сибири большую часть времени находились в стороне от главных трасс хозяйственного и транспортного освоения северных территорий, что нашло отражение в крайне редкой сети городов в этом макрорегионе расселения Российского Севера. В современной урбанистической структуре старых го-
родов Сибирского Севера насчитывается всего 3 города, из которых 2 получили городской статус в ходе екатерининской реформы 1775-1785 гг.
Таблица 3
Динамика численности населения и ранжирование по людности старых городов Европейского
Севера в границах зон дискомфортности Севера
Современное 09.02. (28.01).1897 09.10.2002 09.10.14 Прирост населения,
название города тыс. человек ранг тыс. человек ранг тыс. человек ранг за 117 лет
Архангельск 20,9 1 356,1 1 350,4 1 329,5
Мурманск - - 336,1 2 299,1 3 -
Петрозаводск 12,5 2 266,2 5 272,1 5 259,6
Сыктывкар 4,5 6 230 8 242 8 237,5
Котлас - - 60,6 25 60,5 24 -
Вельск 2 11 26,2 71 23,1 71 21,1
Онега 2,7 9 23,4 79 20,3 82 17,6
Сортавала 1,6 15 21,1 82 18,9 84 17,3
Полярный - - 18,6 89 17,1 88 -
Кемь 1,8 13 14,6 99 12,2 99 10,4
Кола 0,6 30 11,1 114 10,1 111 9,5
Каргополь 3 8 11,2 113 10,1 112 7,1
Пудож 1,5 16 10,6 117 9,3 118 7,8
Олонец 1,3 19 10,2 120 8,4 123 7,1
Шенкурск 1,5 17 6,2 133 5,2 130 3,7
Чердынь 3,7 7 5,8 136 4,6 133 0,9
Мезень 2,0 12 3,9 140 3,4 136 1,4
Сольвычегодск 1,7 14 2,8 144 2,3 138 0,6
Источники: Население городов по переписи 28 января 1897 г. Выпуск 2. - Санкт-Петербург, 1897; Численность и размещение населения. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т.1); Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. М: Росстат, 2014.
Долгие годы ключевую роль на Севере Сибири играл город Енисейск - старейший из городов Азиатского Севера. Он возник в 1618 г. из нескольких зимовий как Тунгусский (затем Кузнецкий и Енисейский) острог, ставший первой русской крепостью на Енисее. В 1678 г. Енисейский острог был переименован в областной город Енисейск, в подчинение которого поступили не только все поселения по Енисею, но и вся заенисейская Сибирь, включая Забайкалье. К началу XVIII в. город Енисейск превратился в крупный ремесленный, торговый и транспортный центр на водном пути, включавшем реки бассейнов Оби и Енисея. В 1708 г. Енисейск стал уездным центром, с 1724 г. - главным городом Енисейской провинции. В ходе екатерининской реформы Енисейск был назначен в 1782 г. уездным городом Томской области Тобольского наместничества. С 1804 г. он утверждён окружным городом Томской губернии, а с 1823 г. в этом же качестве вошёл в состав вновь образованной Енисейской губернии.
В 1775 г. в статусе города Иркутского наместничества был утверждён Киренск. В результате административной реформы 1822 г. он стал окружным городом Иркутской губернии. Сургут впервые получил городской статус в 1782 г. в ходе екатерининской реформы административно-территориального деления. Однако уже в 1804 г. он был преобразован в сельское поселение, а затем в 1868 г. вторично получил городские права уже как город в составе Тобольской губернии. В ходе административно-хозяйственной реформы 1923-1929 г. город Сургут в 1926 г. вновь был отнесён к категории сельских поселений. В 1965 г. в третий раз за свою историю Сургут был утверждён в статусе города.
На начало 2016 г. в границах Сибирского Севера находится всего 3 старых города. Все они были учтены всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г. Старые города Сибирского Севера не преуспели в административном росте. Города Сургут и Енисейск являются административными центрами МО МР и ГО, а Киренск - МО МР и ГП (табл. 4).
Таблица 4
Современный административно-муниципальный статус старых городов Сибирского Севера
Современное название города Год первого упоминания или основания поселения Годыполучения официального статуса города Современный административный и муниципальныйстатус: административный центр (АЦ), муниципальноеобразование (МО), муниципальный район (МР), городской округ (ГО), городское поселение (ГП)
Енисейск 1618 1678 АЦ МО МР и ГО в Красноярском крае
Киренск 1630 1775 АЦ МО МР и ГП в Иркутской области
Сургут 1594 1782 (1868; 1965) АЦ МО МР и ГО в Ханты-Мансийском АО - Югра
Источник: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009.
В настоящее время все старые города этого макрорегиона расселения Российского Севера отвечают официальным критериям отнесения к числу городов по людности. Самый людный из них - статистически крупный город Сургут, занимающий второе место в рейтинге городов Российского Севера. В период с 1897 по 2014 г. число жителей это-
го города увеличилось в 302,1 раза. За этот же период население Киренска увеличилось в 5,1 раза, а Енисейска - в 1,6 раза. Однако это не позволило им выйти из группы малых городов (табл. 5).
Таблица 5
Динамика численности населения и ранжирование по людности старых городов Сибирского Севера в границах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Современное название города 09.02. (28.01).1897 09.10.2002 01.01.14 Прирост населения, за 117 лет
тыс. человек ранг тыс. человек ранг тыс. человек ранг
Сургут 1,1 22 285 3 332,3 2 331,2
Енисейск 11,5 3 20,4 85 18,6 85 7,1
Киренск 2,3 10 13,7 101 11,8 101 9,5
Источник: Население городов по переписи 28 января 1897 г. Выпуск 2. - Санкт-Петербург, 1897; Численность и размещение населения. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 1); Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. - М.: Росстат, 2014.
В существующей сети городов Дальневосточного Севера насчитывается 9 старых городов, из них 4 получили городской статус в результате реформы административно-территориального деления 1775-1785 гг. В эти годы городами и уездными (окружными) центрами в 1775 г. стали Верхоянск и Среднеколымск, в 1783 г. - Вилюйск и Олёк-минск. В 1790 г. статус уездного города Иркутской губернии получил Якутск, назначенный в 1851 г. центром Якутской области. В течение XIX в. на Дальневосточном Севере было образовано всего 2 города - Петропавловск (1812) и Николаевск (1856). Столько же поселений стали городами в период с 1900 по 1917 г. В их числе - Зея и Александ-ровск, получившие городской статус в 1906 и 1917 г. соответственно (табл. 6).
Таблица 6
Современный административно-муниципальный статус старых городов Дальневосточного Севера
Современное название города Дата первого упоминания или основания поселения Годы получения официального статуса города Современный административный и муниципальный статус: административный центр (АЦ), муниципальное образование (МО), муниципальный район (МР), городской округ (ГО), городское поселение (ГП)
Якутск 1632 1643 столица Республики Саха (Якутия), АЦ МО ГО
Верхоянск 1638 1775 АЦ МР и ГП Республики Саха (Якутия)
Среднеколымск 1644 1775 АЦ МР (улуса) и ГП в Республике Саха (Якутия)
Вилюйск 1634 1783 АЦ МР и ГП в Республике Саха (Якутия)
Олёкминск 1635 1783 АЦ МР и ГП в Республике Саха (Якутия)
Петропавловск-Камчатский 1740 1812 АЦ Камчатского края, МО ГО
Николаевск-на-Амуре 1850 1856 АЦ МР и ГП в Хабаровском крае
Зея 1879 1906 МО ГО в Амурской области
Александровск-Сахалинский 1862 1917 МО ГО в Сахалинской области
Источник: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009.
В 1917 г. города Дальневосточного Севера входили в состав четырёх областей на правах губерний. При этом в состав Якутской области входили 5 северных городов (Верхоянск, Вилюйск, Олёкминск, Среднеколымск, Якутск), Приморской области - 2 (Николаевск, Пост Александровский), Амурской и Камчатской областей - по одному (Зея и Петропавловск).
В советский и постсоветский периоды многие города Дальневосточного Севера, имевшие статус города в дореволюционный период, изменили свой административный статус. Город Якутск стал столицей автономной республики, а Петропавловск-Камчатский - краевым центром. Одновременно с этим они являются административными центрами МО ГО. Города Александровск-Сахалинский и Зея стали административными центрами МО ГО, Вилюйск, Олёкминск, Николаевск-на-Амуре, Среднеколымск - МО МР и ГП.
На начало 2016 г. в границах Дальневосточного Севера было 8 старых городов, из которых 7 были учтены переписью населения Российской империи 1897 г. В период с 1897 по 2014 г. в трёх старых городах число жителей увеличилось более чем в 10 раз. Среди старых городов Дальневосточного Севера с наиболее значительным ростом численности постоянного населения за последние 117 лет выделяются Петропавловск-Камчатский (в 456,8 раза), Якутск (в 45,2 раза), Вилюйск (16,7 раза), Олёкминск (в 7,7 раза), Среднеколымск (в 7 раз). Самыми людными старыми городами Дальневосточного Севера являются Якутск и Петропавловск-Камчатский, занимающие соответственно 4 и 12 места в рейтинге городов Российского Севера по людности. Якутск относится к числу статистически крупных городов, Петропавловск-Камчатский - большой город, Зея и Николаевск-на-Амуре - полусредние, остальные 5 - малые города (табл. 7).
Таблица 7
Динамика численности населения и ранжирование по людности старых городов Дальневосточного
Севера в границах зон дискомфортности
Современное название города 09.02. (28.01).1897 09.10.2002 01.01.14 Прирост населения, за 117 лет, тыс. человек
тыс. человек ранг тыс. человек ранг тыс. человек ранг
Якутск 6,5 4 210,6 9 294,1 4 287,6
Петропавловск-Камчатский 0,4 34 198 11 182,7 12 182,3
Зея - - 27,8 68 24,1 68 -
Николаевск-на-Амуре 5,7 5 28,5 65 20,8 81 15,1
Вилюйск 0,6 28 9,8 123 10,6 108 10
Александровск-Сахалинский - - 12,8 106 9,7 116 -
Олёкминск 1,2 20 10 122 9,2 120 8
Среднеколымск 0,5 31 3,6 142 3,5 135 3
Верхоянск 0,4 32 1,4 147 1,2 142 0,8
Источник: Население городов по переписи 28 января 1897 г. Выпуск 2. - Санкт-Петербург, 1897; Численность и размещение населения. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т./ Федер. служба гос. статистики; Т.1); Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. - М.: Росстат, 2014.
Урбанистическая структура старых городов Российского Севера
На начало 2014 г. в границах зон дискомфортности Российского Севера насчитывалось 142 города, из которых 30 получили городские права до 1918 г. На долю старых городов приходилось 21,1% от общего числа северных городов и 33,7% от численности проживающего в них населения. Сопоставление урбанистической структуры старых городов и всех северных городов России показывает повышенную долю старых городов по числу городов (23,7% против 11,2%) и удельному весу проживающих в них горожан (86,3% против 49,5%) лишь в категории больших городов людностью свыше 100 тыс. человек, значительно уступая соответствующим показателям по малым (до 20 тыс. человек), полусредним (20-50 тыс. человек) и средним (50-100 тыс. человек) городам. И это не удивительно, поскольку во главе каждого из трёх макрорегионов расселения Российского Севера стоят три самых людных в этих макрорегионах поселения - старые города Архангельск, Сургут и Якутск, в том числе 5 из 7 крупных городов (табл. 8).
Старые города размещены крайне неравномерно по северным регионам. По числу старых городов и их удельному весу в региональной сети городов северных регионов лидируют территории более раннего освоения и заселения -Архангельская область (8 из 13, или 61,5%), Республика Карелия (5 из 13, или 38,5%) и Республика Саха (Якутия) (5 из 13, или 38,5%), Мурманская область (3 из 16, или 18,7%).
Таблица 8
Урбанистическая структура старых городов Российского Севера в границах зон дискомфортности
(по состоянию на 1 января 2014 года)
Показатели Всего в том числе города с числом жителей
до 5000 5000-9999 10 000-19 999 20 000-49 999 50 000-99 999 100 000-249 999 250 000-499 999
Число городов доля городов, % Людность доля горожан, % 30 100 2 287 429 100 5 16,7 14 915 0,6 5 16,7 41 775 1,8 8 26,6 109 180 4,8 4 13,3 88 266 3,9 1 3,3 60 532 2,6 2 6,7 424 693 18,6 5 16,7 1 548 068 67,7
Источник: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. - М.: Рос-стат, 2014.
В границах зон дискомфортности Севера лишь один старый город представлен в региональной сети городов Республики Коми, Камчатского, Красноярского, Пермского и Хабаровского краёв, Амурской, Иркутской и Сахалинской областей. При этом ни одного старого города нет в Магаданской и Томской областях, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Подавляющее большинство старых городов сосредоточено на Европейском Севере (18, или 60,0%) и Дальневосточном Севере (8, или 26,7%), на долю которых в совокупности приходится 86,7% от числа старых городов и 84,1% от численности проживающего в них населения. По сравнению с ними сеть городов Сибирского Севера, сформировавшаяся главным образом в последние 40 лет, отличается значительной молодостью. В ней имеются всего 3 старых города, что составляет всего 7,1% от общего числа городов этого макрорегиона расселения (табл. 9).
В составе старых городов всех макрорегионов расселения Российского Севера преобладают малые города людностью менее 20 тыс. человек. На Европейском Севере их удельный вес составляет 61,1%, на Сибирском Севере -66,7%, на Дальневосточном Севере - 55,6%. При этом на Европейский Север приходится 60,0% от общего количества крупных по людности старых городов и численности проживающего в них населения. Средняя людность старого города Российского Севера составляет 76,2 тыс. человек, старого города Европейского Севера - 76,0 тыс. человек, Сибирского Севера - 120,9 тыс. человек, Дальневосточного Севера - 61,8 тыс. человек. Это превышает аналогичные показатели для всех северных городов Российского Севера (47,8 тыс. человек) и его макрорегионов расселения, которые составляют 44,9 тыс., 60,9 тыс. и 38,7 тыс. человек соответственно.
Таблица 9
Урбанистическая структура старых городов макрорегионов расселения Российского Севера в границах зон дискомфортности (по состоянию на 1 января 2014 года)
в том числе города с числом жителей
Показатели Всего до 5000 5000- 10 000- 20 000- 50 000- 100 000- 250 000-
9999 19 999 49 999 99 999 249 999 499 999
Европейский Север
Число городов 18 3 3 5 2 1 1 3
доля городов, % 100 16,7 16,7 27,6 11,1 5,6 5,6 16,7
Людность 1 368 889 10 258 22 832 68 258 43 410 60 532 241 982 921 617
доля горожан, % 100 0,7 1,7 5,0 3,2 4,4 17,7 67,3
Сибирский Север
Число городов доля городов, % Людность 3 100 362 676 - - 2 66,7 30 363 - - - 1 33,3 332 313
доля горожан, % 100 - - 8,4 - - - 91,6
Дальневосточный Север
Число городов 9 2 2 1 2 - 1 1
доля городов, % 100 22,2 22,2 11,1 22,3 - 11,1 11,1
Людность 555 864 4657 18 943 10 559 44 856 - 182 711 294 138
доля горожан, % 100 0,8 3,4 1,9 8,1 - 32,9 52,9
Составлено по: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. - М.: Росстат, 2014.
Функциональная типология и функциональные модели старых городов
Функциональная структура города зависит от его административного статуса, людности и степени развития специализированных функций. Отправным пунктом в проведении функциональной типологии городов является анализ градообразующих функций, базирующийся на изучении распределения работающего населения, занятого в градообразующих и градообслуживающих отраслях городской экономики. В построении функциональной типологии необходим также анализ экономико-географического положения города, степени развитости его функциональной структуры и структуры грузооборота внешнего транспорта по линии ввоза и вывоза товарной продукции.
По степени развития специализированных функций города могут формироваться как однофункциональные центры, простые и сложные комплексы. Простые комплексы городов характеризуются развитием 2-3 функций при одной ведущей, сложные - нескольких специализированных функций. При этом города низших категорий людности (малые и полусредние) выполняют преимущественно производственные функции, что позволяет отнести их к первому уровню функциональности. Средние, большие и крупные города, как правило, имеют второй уровень функциональности, предполагающий развитие как производственных, так и непроизводственных функций. Крупнейшие города и города-миллионники отражают высший (третий) уровень функциональности, отражающий преобладание видов деятельности третичной и четвертичной сфер в городской экономике.
Генетические, динамические и функциональные аспекты обязательно учитываются при проведении типологии городов по условиям, возможностям и потенциалу их перспективного развития. Подобная типология разрабатывается на основе комплексного анализа факторов роста городов. Важным пунктом обоснования перспектив развития города является расчёт его проектной численности населения, опирающийся на метод «трудового баланса». Данный метод устанавливает перспективные соотношения между основными категориями городского населения и ставит проектную численность населения города в зависимость от ожидаемой величины градообразующего населения.
Неравномерность хозяйственного освоения северных территорий и различие факторов экономического роста старых городов вызвали различие их судеб в советское и постсоветское время, что нашло отражение в их типологическом разнообразии. Ведущую роль среди старых городов играют опорные многофункциональные и многоотраслевые центры с ярко выраженными центральными функциями, сочетающие роль региональных политико-административных, организационно-хозяйственных, промышленных, транспортных, информационных, культурных, туристских и научно-образовательных центров, а также ядер городских агломераций, центров научно-технической подготовки территории и форпостов освоения периферийных северных территорий. Они представлены столицами республик (Петрозаводск, Сыктывкар, Якутск) и административными центрами областей (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский). Особое место в составе старых городов данного типа занимает город Сургут, являющийся ведущим центром ресурсно-отраслевого (нефтегазопромышленного) района межрайонного значения. Все большие и крупные северные города ныне сформировались как многоотраслевые хозяйственные комплексы с достаточно развитой производственной, социальной и рыночной инфраструктурой. По некоторым параметрам к этой группе можно отнести Котлас - единственный старый статистически средний город Российского Севера, являющийся ядром формирующейся городской агломерации. В функциональном отношении он представляет собой многоотраслевой промышленный и культурный центр, транспортный и транзитно-коммуникационный узел.
В формировании градообразующей базы старых городов Севера, преодолевших рубеж в 100 тыс. человек, продолжают играть ведущую роль профилирующие межотраслевые и отраслевые комплексы, что нехарактерно для большинства больших городов районов старого промышленного освоения. Хозяйственный профиль Архангельска,
Петрозаводска и Сыктывкара определяет лесопромышленный комплекс, Сургута - топливно-энергетический комплекс, Мурманска и Петропавловска-Камчатского - рыбопромышленный комплекс. Между тем в условиях постиндустриального перехода стратегическим направлением роста этих городов должна стать «новая индустриализация», направленная на модернизацию традиционных отраслей топливно-сырьевой специализации и обслуживающей её транспортной инфраструктуры, повышение глубины переработки сырья и топлива, сохранение потенциала имеющихся высокотехнологичных отраслей и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Это позволит превратить наиболее людные старые города в очаги возрождения промышленности и центры тяготения окружающих территорий, узлы транзитных коридоров транспортных коммуникаций и инфраструктуры, полюса роста и пространственного развития, центры инновации и модернизации северных территорий России.
Среди старых статистически полусредних и малых городов Севера преобладают специализированные отраслевые центры с чётко выраженной профилирующей функцией, определяющей характер всей деятельности города. Большинство из них выполняют промышленные или транспортные функции, а некоторые являются промышленно-транспортными центрами. Города этого типа чаще всего выполняют роль подцентров в сложившихся системах городского расселения, а при благоприятных условиях могут выступать в роли ядер формирующихся протоагломераций. В связи с дефицитом городских населённых пунктов на Севере многие старые статистически малые города успешно выполняют центральные функции, обслуживая жителей прилегающих к ним поселений и сельской местности.
По степени развития специализированных функций старые статистически малые города чаще всего являются простыми комплексами, возникшими на базе отдельных отраслей промышленности и их сочетаний. При этом промышленные функции чаще всего сочетаются в них с одновременным выполнением административных, организационно-хозяйственных и транспортных функций. На базе лесных ресурсов средней тайги сформировались многочисленные специализированные центры лесопильной и деревообрабатывающей промышленности - Вельск, Енисейск, Каргополь, Кемь, Киренск, Мезень, Олёкминск, Онега, Пудож, Чердынь, Шенкурск. В связи с перемещением торговых и транспортных путей и отсутствием новых стимулов роста экономическая жизнь большинства статистически малых старых городах Севера пришла в упадок, и они остановились в развитии. В некоторых из них промышленность представлена ныне только пищевой (иногда в сочетании с рыбной) промышленностью. Часть малых городов развиваются как подцентры и спутники (Кола, Полярный, Сольвычегодск) в составе агломераций, а другие - как одиночные, удалённые и труднодоступные местные центры (Верхоянск, Вилюйск, Киренск, Мезень, Николаевск-на-Амуре, Олёкминск, Олонец, Пудож, Среднеколымск) (табл. 10).
Таблица 10
Типология старых городов Российского Севера по функциональному признаку
Типологические признаки и функциональные модели Города функционального типа
Сложные комплексы городской экономики, ядра средних городских агломераций
Опорные многофункциональные региональные центры Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Сыктывкар, Якутск
Центр ресурсно-отраслевого района межрайонного значения с развитыми производственными и непроизводственными функциями Сургут
Многоотраслевой промышленный и культурный центр, транспортный и тран-зитно-коммуникационный узел Котлас
Простые комплексы городской экономики
Промышленные, культурные и туристско-рекреационные центры Енисейск, Каргополь, Сортавала
Гидроэнергетические и транспортно-коммуникационные узлы Зея, Кемь
Лесопромышленные, транспортные и культурные центры Вельск, Онега, Мезень, Олонец
Многоотраслевые промышленные и водно-коммуникационные центры вдали от железнодорожных линий Александровск-Сахалинский, Киренск, Николаевск-на-Амуре, Олёкминск
Монофункциональные центры
Лесопромышленные центры вдали от железнодорожных линий Вилюйск, Пудож, Чердынь, Шенкурск
Центр пищевой промышленности Кола
Туристско-рекреационный центр Сольвычегодск
Аграрно-промысловые центры Верхоянск, Среднеколымск
Военно-морская база Полярный
Среди старых городов Севера с благоприятным транспортно-географическим положением выделяются транспортные узлы и центры, представленные железнодорожными станциями, морскими, речными и озёрными портами. Как ключевые транзитно-коммуникационные узлы на Российском Севере функционируют Архангельск и Мурманск. Важными морскими портами зоны Севера являются Александровск-Сахалинский, Кемь, Мезень, Николаевск-на-Амуре, Онега, Петропавловск-Камчатский и Полярный, речными портами - Архангельск, Верхоянск, Вилюйск, Енисейск, Зея, Киренск, Котлас, Кызыл, Мезень, Николаевск-на-Амуре, Олёкминск, Среднеколымск, Сыктывкар и Якутск, озёрным портом - Петрозаводск. Особе место среди городов этого типа занимает ЗАТО город Полярный -военно-морская база Северного флота.
Для освоения обширных и редкозаселённых северных территорий страны решающее значение имеет повышение уровня их транспортной доступности, связанное прежде всего с формированием разветвлённой дорожной сети круглогодичного функционирования, к числу которых, в первую очередь, относятся железнодорожные дороги. Крупными узлами железных дорог на Севере являются Архангельск, Кемь и Петрозаводск. К их числу относится также единственный среди старых городов Севера статистически средний город Котлас. Возникший на базе крупного же-
лезнодорожного узла и крупного речного порта, город Котлас представляет собой крупную лесоперевалочную базу и деревообрабатывающий центр, в котором остальные отрасли во многом развиваются как вспомогательные и обслуживающие.
Грузоформирующий характер северных регионов обусловил преобладание конечных участков железных дорог, которые по мере необходимости достраиваются новыми железнодорожными магистралями и ветками для освоения новых ресурсно-сырьевых территорий. В настоящее время 3 старых города (Мурманск, Онега и Сыктывкар) являются конечными станциями железнодорожных магистралей и тупиковых веток. Между тем большинство старых городов зоны Севера по-прежнему не имеют выхода к железнодорожным путям страны, что существенно замедлило их экономическое развитие в прошлом, снижает современные возможности и перспективы дальнейшего развития. В настоящее время 19 из 30 старых городов Российского Севера находится в стороне от действующих железных дорог общего пользования. На сотни километров от железнодорожных магистралей удалены города Верхоянск, Вилюйск, Зея, Ки-ренск, Мезень, Николаевск-на-Амуре, Олёкминск, Петропавловск-Камчатский, Пудож, Среднеколымск, Чердынь и Шенкурск. В пределах нескольких десятков километров от ближайшей железнодорожной станции находятся города Александровск-Сахалинский, Енисейск, Каргополь, Полярный, Сольвычегодск, Сургут и Якутск. При этом город Александровск-Сахалинский находится на острове Сахалин, имеющем автономно функционирующую железную дорогу, связанную с материком лишь паромом Ванино - Холмск.
Одной из перспективных функциональных моделей старых городов Севера, располагающих богатым историческим и культурным наследием, является их развитие как исторических городов и центров культурно-познавательного туризма. Наличие официального статуса исторического города должно стать дополнительным фактором для его развития как центра туризма. Между тем в настоящее время статус исторического поселения не даёт особых привилегий, но накладывает серьёзные ограничения на осуществление хозяйственной деятельности, использование городской недвижимости и городских земель. В то же время отсутствие данного статуса существенно затрудняет саму возможность формирования и проведения в их отношении специфической городской и градостроительной политики.
Утверждённые в прошлые годы Списки исторических поселений, начало которым было положено в 1970 г., имеют лишь рекомендательный характер, поскольку они не закреплены соответствующим постановлением Правительства РФ. В период с 2001 по 2010 г. официальный статус исторических поселений среди старых городов Российского Севера имели 22 поселения, а с 2010 г. по настоящее время - всего 3. В их числе - Каргополь - самый древний по дате получения городского статуса северный город России (табл. 11).
Таблица 11
Старые города Российского Севера с официальным статусом исторических поселений
Субъекты РФ в границах зон дискомфортности Исторические города в перечне 2001 г. Исторические города в перечне 2010 г.
Европейский Север
Республика Карелия Кемь, Олонец, Петрозаводск, Пудож, Сортавала -
Республика Коми Сыктывкар -
Пермский край Чердынь -
Архангельская область Архангельск, Каргополь, Мезень, Онега, Сольвычегодск, Шенкурск Каргополь, Сольвычегодск
Мурманская область Мурманск -
Сибирский Север
Красноярский край Енисейск Енисейск
Иркутская область Киренск -
Дальневосточный Север
Республика Саха (Якутия) Вилюйск, Олёкминск, Среднеколымск, Якутск -
Камчатский край Петропавловск-Камчатский -
Хабаровский край Николаевск-на-Амуре -
Разработка и внедрение механизма экономического развития исторического города как центра развития туризма потребует значительных инвестиций в реставрацию объектов недвижимого культурного наследия, реконструкцию транспортной инфраструктуры и создание туристского сервиса. Развитие туризма имеет мультипликативный характер и стимулирует развитие ряда смежных отраслей, в числе которых следует особенно выделить развитие народных художественных промыслов и ремёсел, а также производство и продвижение фирменных туристских сувениров. Между тем реализация этой задачи является дополнительным фактором роста экономического развития многих исторических городов и прилегающих к ним территорий, способствуя росту числа рабочих мест и расширению возможностей получения дополнительных заработков для местного населения, социально-экономической стабильности, инвестиционной привлекательности и пополнению городского бюджета.
Возрождение и сохранение историко-культурной среды старых городов, имеющих статус исторических городов, должно стать для нынешнего и будущих поколений страны одной из важнейших задач государственной и региональной культурной политики, направленной на сохранение и популяризацию культурного наследия народов России во всём его многообразии. В условиях рыночных преобразований всестороннее и полное использование имеющегося экономического и историко-культурного потенциала старых городов Российского Севера становится существенным источником пополнения бюджетов и дальнейшего экономического роста северных регионов, важным фактором их экономической стабильности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, успешная реализация этой зада-
чи потребует привлечения значительных инвестиций, что невозможно без государственной поддержки северных городов и территорий.
Выводы
Ведущую роль среди старых городов Российского Севера играют крупные и большие города, являющиеся опорными многофункциональными центрами с ярко выраженными центральными функциями и ядрами городских агломераций. Анализ народнохозяйственных функций и факторов развития старых городов позволил идентифицировать промышленность и транспорт в качестве стержневых компонентов процессов градообразования, что способствовало преобладанию простых комплексов городской экономики и монофункциональных поселений в городском расселении Российского Севера. Совокупность старых городов, устойчиво реализующих промышленные и транспортные функции на протяжении длительного времени, сформировала современный профиль и траекторию развития северных регионов. Монопрофильность северных городов, заложенная в ходе индустриальной стадии развития Российского Севера, имеет естественный характер и соответствует общим закономерностям географического разделения труда. Эти особенности урбанистического развития северных территорий сохраняются в условиях глобализации и постиндустриального перехода, когда продолжает углубляться ставка на монопрофильный тип регионального освоения со стороны крупнейших корпораций, пришедших на смену крупным советским трестам и производственным объединениям, отраслевым министерствам и ведомствам.