Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕКАРИЗАЦИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕКАРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ПРЕКАРИАТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Найденова Людмила Ивановна, Супиков Вадим Николаевич, Тугускина Галина Николаевна

Актуальность и цели. Современные процессы социальной стратификации в российском обществе представляют актуальную проблему в отечественной социологии. Происходят значительные изменения в социальной структуре. Появляются социальные группы, формирующие новые будущие социальные слои, у которых признаки социальных статусов приобретают качественные отличия. Среди таких слоев и сравнительно новый - это прекариат, вопрос о котором является актуальным еще и потому, что для выпускников вузов и лиц с высшим образованием появляется достаточно высокая вероятность попадания в этот социальный слой. Цель работы - проанализировать возможности появления нового слоя - прекариата - и сделать прогнозы о вероятности будущего пополнения прекариата выпускниками вузов. Материалы и методы. Методология исследования представлена системным подходом и социологической концепцией социальной стратификации. Методами исследования являются анкетный опрос преподавателей высших учебных заведений об условиях и перспективах их трудовой деятельности ( n = 850), проводимый по инициативе Ульяновского государственного технического университета с участием авторов, и вторичный анализ результатов исследований других российских социологов. Результаты. Классифицированы факторы, влияющие на трудоустройство выпускников вузов и на вероятность их попадания в ряды прекариата, - геополитический, образовательный, социально-институциональный, социально-ценностный. На основе результатов опроса преподавателей вузов выявлено, что введение дистанционного обучения создает возможности для изменения представлений об организации труда и влияет на мотивацию трудовой деятельности студентов. Выводы. В системе высшего образования происходят изменения, которые влияют на социальную мобильность выпускников высших учебных заведений и на приобретение ими социального статуса. Высшее образование приобретает содержание своеобразного терминала для индивидов, которые затем с большей вероятностью могут войти в группы прекариата, а не работать по полученной специальности. Представлены варианты прогнозов появления прекариата с учетом региональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Найденова Людмила Ивановна, Супиков Вадим Николаевич, Тугускина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE UNIVERSITY GRADUATES’ SOCIAL STATUS: PROSPECTS FOR PRECARIOUSNESS

Background. Modern processes of social stratification in Russian society are an urgent problem in Russian sociology. There are significant changes in the social structure. There are social groups forming new, future social strata, in which signs of social statuses acquire qualitative differences. Among such layers, a relatively new one is the precariat, the question of which is also relevant because for university graduates and people with higher education there is a fairly high probability of falling into this social stratum. The purpose of the work is to analyze the possibilities of the emergence of a new layer - the precariat, and to make qualitative predictions about the probability of future replenishment of the precariat by university graduates. Materials and methods. The research methodology is presented by a systematic approach and the sociological concept of social stratification. The research methods are a questionnaire survey of university teachers about the conditions and prospects of their work ( n = 850), conducted on the initiative of the Ulyanovsk State Technical University with the participation of the authors, and a secondary analysis of the research results of other Russian sociologists. Results. The factors influencing the employment of university graduates and the probability of their entering the ranks of the precariat are classified: geopolitical, educational, socio-institutional, socio-value. Based on the results of a survey of teachers of higher educational institutions, it was revealed that the introduction of distance learning creates opportunities for changing ideas about the organization of work and affects the motivation of students’ work. Conclusions. Changes are taking place in the higher education system that affect the social mobility of graduates of higher educational institutions and their acquisition of social status. Higher education acquires the content of a kind of terminal for individuals, who are then more likely to enter the precariat groups rather than work in their specialty. Variants of forecasts of the appearance of the precariat are derived, taking into account regional peculiarities.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕКАРИЗАЦИИ»

УДК 316.3

doi:10.21685/2072-3016-2021-4-3

Эволюция социального статуса выпускников вузов: перспективы прекаризации

Л. И. Найденова1, В. Н. Супиков2, Г. Н. Тугускина3

1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1linajdenova@yandex.ru, 2supikov.vadim@mail.ru, 3galina066@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Современные процессы социальной стратификации в российском обществе представляют актуальную проблему в отечественной социологии. Происходят значительные изменения в социальной структуре. Появляются социальные группы, формирующие новые будущие социальные слои, у которых признаки социальных статусов приобретают качественные отличия. Среди таких слоев и сравнительно новый - это прекариат, вопрос о котором является актуальным еще и потому, что для выпускников вузов и лиц с высшим образованием появляется достаточно высокая вероятность попадания в этот социальный слой. Цель работы -проанализировать возможности появления нового слоя - прекариата - и сделать прогнозы о вероятности будущего пополнения прекариата выпускниками вузов. Материалы и методы. Методология исследования представлена системным подходом и социологической концепцией социальной стратификации. Методами исследования являются анкетный опрос преподавателей высших учебных заведений об условиях и перспективах их трудовой деятельности (п = 850), проводимый по инициативе Ульяновского государственного технического университета с участием авторов, и вторичный анализ результатов исследований других российских социологов. Результаты. Классифицированы факторы, влияющие на трудоустройство выпускников вузов и на вероятность их попадания в ряды прекариата, - геополитический, образовательный, социально-институциональный, социально-ценностный. На основе результатов опроса преподавателей вузов выявлено, что введение дистанционного обучения создает возможности для изменения представлений об организации труда и влияет на мотивацию трудовой деятельности студентов. Выводы. В системе высшего образования происходят изменения, которые влияют на социальную мобильность выпускников высших учебных заведений и на приобретение ими социального статуса. Высшее образование приобретает содержание своеобразного терминала для индивидов, которые затем с большей вероятностью могут войти в группы прекариата, а не работать по полученной специальности. Представлены варианты прогнозов появления прека-риата с учетом региональных особенностей.

Ключевые слова: социальная стратификация, прекариат, преподаватели вузов, социальный слой, социальные изменения, социальный статус, социальная мобильность

Благодарности: авторы глубоко благодарны доктору социологических наук, профессору О. В. Шиняевой (Ульяновский государственный технический университет) за предоставленную возможность принять участие во Всероссийском исследовании общественного мнения преподавателей вузов в ряде российских регионов и за разрешение воспользоваться полученными результатами для научных трудов.

Для цитирования: Найденова Л. И., Супиков В. Н., Тугускина Г. Н. Эволюция социального статуса выпускников вузов: перспективы прекаризации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 26-37. doi:10.21685/2072-3016-2021-4-3

© Найденова Л. И., Супиков В. Н., Тугускина Г. Н., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Evolution of the university graduates' social status: prospects for precariousness

L.I. Naydenova1, V.N. Supikov2, G.N. Tuguskina3

1,2,3Penza State University, Penza, Russia 1linajdenova@yandex.m, 2supikov.vadim@mail.ru, 3galina066@mail.ru

Abstract. Background. Modern processes of social stratification in Russian society are an urgent problem in Russian sociology. There are significant changes in the social structure. There are social groups forming new, future social strata, in which signs of social statuses acquire qualitative differences. Among such layers, a relatively new one is the precariat, the question of which is also relevant because for university graduates and people with higher education there is a fairly high probability of falling into this social stratum. The purpose of the work is to analyze the possibilities of the emergence of a new layer - the precariat, and to make qualitative predictions about the probability of future replenishment of the precari-at by university graduates. Materials and methods. The research methodology is presented by a systematic approach and the sociological concept of social stratification. The research methods are a questionnaire survey of university teachers about the conditions and prospects of their work (n = 850), conducted on the initiative of the Ulyanovsk State Technical University with the participation of the authors, and a secondary analysis of the research results of other Russian sociologists. Results. The factors influencing the employment of university graduates and the probability of their entering the ranks of the precariat are classified: geopolitical, educational, socio-institutional, socio-value. Based on the results of a survey of teachers of higher educational institutions, it was revealed that the introduction of distance learning creates opportunities for changing ideas about the organization of work and affects the motivation of students' work. Conclusions. Changes are taking place in the higher education system that affect the social mobility of graduates of higher educational institutions and their acquisition of social status. Higher education acquires the content of a kind of terminal for individuals, who are then more likely to enter the precariat groups rather than work in their specialty. Variants of forecasts of the appearance of the precariat are derived, taking into account regional peculiarities.

Keywords: social stratification, precariat, university teachers, social stratum, social changes, social status, social mobility

Acknowledgments: the authors are deeply grateful to professor O.V. Shinyaeva, doctor of sociological sciences (Ulyanovsk State Technical University) for the opportunity to take part in the All-Russian survey of university lecturers' public opinion in several Russian regions and for the permission to use the data obtained for scientific works. For citation: Naydenova L.I., Supikov V.N., Tuguskina G.N. Evolution of the university graduates' social status: prospects for precariousness. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):26-37. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-4-3

В современном российском обществе происходят значительные изменения, среди которых появление новых социальных слоев и групп, уже обладающих статусными социальными признаками. К ним социологи уже относят прекариат. Системный подход требует классифицировать понятия, детерминировать их содержание, проанализировать социальные источники и предпосылки появления таких новых слоев и групп в социуме и определить факторы их развития.

Можно предположить, что высшее профессиональное образование, оставаясь важным признаком социального статуса, в то же время становится

косвенным фактором получения нового смешанного статуса, в котором индивид, несмотря на полученное высшее образование и способности, лишен доступа к собственности на средства производства, к общественной организации труда. Общественную организацию труда у таких индивидов начинает заменять своя частная, по заказам или по временной занятости. От этого зависят величина и частота получения доходов.

С целью проверки такого предположения нами далее были проанализированы некоторые ответы преподавателей вузов из 22 городов РФ об их деятельности, об учебной и общественно-политической деятельности студентов (исследование проведено под руководством доктора социологических наук, профессора О. В. Шиняевой, Ульяновский государственный технический университет).

В качестве методологии использованы системный подход и социологическая концепция социальной стратификации. Для эмпрических исследований использован вторичный анализ результатов исследований других социологов, а также анкетный опрос преподавателей вузов из 22 городов в ряде российских регионов (n = 850), проведенный по инициативе Ульяновского государственного технического университета с участием авторов.

Современные зарубежные исследования возникающего прекариата показывают его значительную распространенность и рост численности прека-риата в западных обществах, особенно с началом финансового кризиса 20082009 гг. Прежнее деление общества на основные три класса (по роду занятий, материальному положению и образованию человека - рабочий, средний и высший) в современных обществах уже не отражает реальную ситуацию.

Исследователь М. А. Питухина на основе анализа статистических данных (OECD, EUROSTAT, UNSD reports [1, с. 37]) выявила, что трудоустройство выпускников образовательных учреждений различных стран зависит от ряда факторов:

1) геополитического - означает различия в тенденциях трудоустройства и рынка труда для разных стран и регионов;

2) педагогического - выражается в том, что в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) больше шансов трудоустроиться имеют индивиды со средним и начальным профессиональным образованием, чем без этого образования. Обращает на себя внимание то, что уже в 2011 г. ничего не говорилось о шансах на трудоустройство для лиц с высшим образованием. Возможно, этот фактор, который еще можно назвать образовательным, сыграет немалую роль в том, что часть выпускников вузов попадет в прекариат и трудоустроится, но не по полученной специальности. Индивиды, у которых есть среднее и начальное профессиональное образование, обладают большими шансами трудоустроиться, нежели те, у кого образования нет. Значит, второй фактор правильнее было бы назвать «образовательный»;

3) институционального - в нем выражается взаимодействие различных экономических и социальных институтов, отвечающих за получение и удержание социального статуса индивидами (семья, образование, трудоустройство). Имеет важное значение для закрепления социального статуса выпускников по специальности, полученной в вузе.

Мы считаем, что появляется еще четвертый фактор - социально-ценностный. Это отношение к труду, образованию, занятости, социальному статусу как к социальным ценностям. У выпускников вузов формируется свое отношение к социальной реальности, которое затем переходит в попытки сконструировать ее после окончания вуза. Социальные ценности, менталитет формируют отношение к получению профессионального образования. А это определяет роль профессионального образования в социальной мотивации, в стремлении к восходящей вертикальной мобильности или, наоборот, к сохранению своего социального статуса.

В сентябре 2021 г. социологи Ульяновского государственного технического университета проводили социологический опрос преподавателей социально-гуманитарного профиля вузов и должностей всех уровней из 22 городов РФ, входящих в ряд федеральных округов (Приволжский, Центральный, Южный, Северо-Западный, выборочная совокупность; п = 850). Исследование проводилось спустя значительное время после введения дистанционного обучения в преподавании по причине пандемии коронавируса, и преподаватели уже могли работать в условиях, напоминающих фрилансерскую деятельность, а также имеющих сходство с деятельностью определенных представителей прекариата, занятых, например, творческим или любым интеллектуальным трудом, который не требует ежедневного присутствия в организации. Обращает на себя внимание то, что на вопрос о преимуществах работы в вузе 65 % опрошенных отметили творческий характер, 47 % - свободный график работы, 22 % - самостоятельность в работе. Хотя, на наш взгляд, это видимость самостоятельности и свободы, поскольку увеличилось время, отводимое на учебную деятельность, только очные коммуникации были заменены виртуальными. Возросло и время, которое надо было использовать на обучение самих преподавателей для работы в виртуальной среде, на освоение программ работы в электронной информационно-обучающей среде, на отчетность о проведенных занятиях. Возникли новые формы контроля деятельности преподавателей и студентов, вынужденных работать и общаться в виртуальной среде (контроль онлайн).

Отношение преподавателей вузов (сентябрь 2021 г.) в результате опроса к некоторым нововведениям и традиционным формам подготовки представлено в табл. 1.

Перевод занятий в вузах на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса также делает актуальным вопрос о том, останется ли высшее профессиональное образование каналом для вертикальной социальной мобильности или возникнут возможности для пополнения прекариата выпускниками вузов. Мнения респондентов насчет активного внедрения дистанционных форм изучения учебного материала и насчет увеличения часов на самостоятельное освоение студентами дисциплин могут быть предупреждающим сигналом о том, что, когда самостоятельная работа проводится без достаточного контроля со стороны вуза и без необходимой ответственности со стороны студентов, тогда и выпускники вузов после выхода в самостоятельную жизнь вряд ли сумеют правильно распорядиться этой самостоятельностью. Тогда высшее профессиональное образование становится социальным каналом для пополнения именно той части прекариата, которая занята случайной работой, не имеет стабильной работы по специальности и в жизни

только «плывет по течению», т.е. без определенной социальной цели и перспектив. Привлечение же студентов к научной работе, созданию новых продуктов, по мнению преподавателей-респондентов, оправдано «в полной мере» (37 %) и «скорее оправдано» (45 %). Именно это в будущем поможет выпускникам избежать незавидной участи лиц, перебивающихся случайными заработками и не имеющих перспектив профессионального роста.

Таблица 1

Оценка необходимости некоторых новшеств в высших учебных заведениях со стороны преподавателей, в процентах, п = 850

Насколько, по мнению преподавателей, оправданы: В полной мере Скорее оправдано Скорее нет Совсем не оправдано Затрудняются ответить

Увеличение часов на самостоятельное освоение студентами дисциплин 5 22 40 30 4

Активное внедрение электронных и дистанционных форм изучения учебного материала 10 57 23 7 3

Укрепление связей с организациями, освоение практических навыков при сокращении теоретической подготовки 11 55 19 10 5

Одним из первых наиболее известных социологов, исследовавших проблему появления прекариата, был британский социолог Г. Стэндинг, который охарактеризовал прекариат как новый, только что сформировавшийся и особый социальный класс. К прекариату относят слои населения в нестабильном социально-экономическом состоянии и с условным социальным статусом [2, с. 23].

В России прекариат существует фактически с начала 1990-х гг., когда в рамках либеральных рыночных реформ был запущен процесс трансформации занятости, затрагивающий все социальные группы и сопровождающийся ростом безработицы, вторичной занятости, самозанятости, труда при нестабильности и задержках заработной платы, вынужденных отпусков, появлением представителей свободных профессий. Однако условия формирования национального прекариата значительно отличались от условий формирования прекариата западных обществ. Основное отличие составляет начальная социальная база для формирования этого слоя в России, поскольку экономические и социальные процессы 1990-х гг. затронули также оборонную промышленность и значительную часть гражданского машиностроения. Как известно, в этих отраслях работали специалисты не только с высшим профессиональным образованием, но и с высокой квалификацией.

Ж. Т. Тощенко [3] относит к группам, входящим в прекариат, следующие:

- трудоспособное население, занятое во временной занятости;

- работающих в течение неполного рабочего дня или берущихся за случайную работу;

- безработных с высшим профессиональным образованием, не стоящих на учете в службе занятости населения;

- представителей креативных профессий, занятых фрилансерской деятельностью;

- работников, занятых наемным трудом по заказам других организаций;

- значительную часть мигрантов;

- часть учащихся в системе профессионального образования, которые вынуждены заниматься неполной или частичной трудовой деятельностью, чтобы оплатить, например, свое обучение [4, с. 4-6].

З. Т. Голенкова и Ю. В. Голиусова рассматривают прекариат как социальную группу. Это лица с временной или частичной занятостью, не имеющие социальных гарантий [5, с. 6]. Р. И. Анисимов рассматривает основные подходы к анализу классов в марксистской традиции и делает вывод о динамичности социальной структуры в связи с усложнением общества. Отсутствие контроля трудовых отношений создает нестабильные отношения и становится предпосылками к становлению нового класса - прекариата. Он формируется из нестабильного среднего класса и из традиционного пролетариата, который Р. И. Анисимов характеризует как ядро прекариата [6, с. 11].

Следует разграничивать понятия «креативный класс», которое тоже появилось сравнительно недавно в отечественной социологии, и «прекариат». В постиндустриальном обществе в различных областях креативной деятельности преобладает творчество, но это соответствует производственной деятельности. Главный отличительный признак - то, что в процессе креативной деятельности работник неотчуждаем от средств производства, а его мотивация и ценности связаны с самореализацией и саморазвитием [7, с. 61]. В случае трудовой деятельности прекариата нет такой связи работника со средствами производства, а поиск различной и нередко случайной работы никак не соответствует реализации или саморазвитию личности.

В современной социологии выделены социологические характеристики прекариата по следующим признакам:

- отношение к средствам производства в плане собственности. Представители прекариата лишены доступа к средствам производства и обычно имеют только необходимые орудия труда для фрилансерской или другой деятельности, которая утвердилась с 2020 г., в условиях перехода на удаленную занятость;

- место и роль в организации труда. Их занятость временная и изменчивая, при этом может меняться и содержание труда;

- доходы - разные и нестабильные, но достаточные для прожиточного минимума и даже для получения других материальных благ (приобретения машины, оплаты лечения, обучения).

Образование, в основном высшее профессиональное, не является каналом социальной мобильности. Скорее, это следствие так называемого

избыточного образования со сниженной социальной ценностью по причине излишней доступности.

Ю. В. Кузьмина и Д. С. Попов называют уровень грамотности критерием, который позволяет определить активность людей в общественно-экономических отношениях. Названные авторы выявили, что в современном российском обществе люди с высоким уровнем грамотности оказываются более депривированными, чем, например, в странах - членах ОЭСР [8, с. 52].

Н. П. Лукина исследует эвристический потенциал прекариата в связи с формированием информационного общества. В результате исследований Н. П. Лукина делает вывод: возникает прекареатизированный стиль мышления, поскольку жизнь переносится в Интернет. Появляется зависимость от Интернета, которая снижает работоспособность [9, с. 33] и по опыту собственных наблюдений приводит к отрицательным изменениям в структуре личности работника и любого индивида, который очень много времени уделяет Интернету, часто без производственной необходимости.

Это еще одна, психофизиологическая, предпосылка незащищенности, изменения ценностных ориентаций, изменений в самой структуре мышления и сознания, которые приобретают не индивидуальный, а массовый характер. Появление когнитивного диссонанса личности в массовом масштабе усиливает факторы этого процесса.

Еще одним важным параметром является отношение к власти. О. И. Шкаратан и другие авторы исследовали появление условий становления прекариата в современном российском обществе, его социальные признаки, закономерности и особенности появления его как нового социального слоя в связи с ресурсом власти [10].

Мы разделяем позицию О. И. Шкаратана и других авторов в том, что социальное происхождение индивидов, их культурный капитал и отношение к власти влияют на риск (или вероятность) поступления в ряды прекариата. И чем больше культурный капитал и властный ресурс, тем меньше риск попадания в прекариат [10, с. 100]. К социальным рискам можно отнести вероятность протестного поведения прекариата.

Социальные риски выражаются в измененных характеристиках жизнедеятельности индивидов и их сознания. Показателями социального риска являются: снижение качества жизни (хотя это, скорее, фактор социального риска), рост социальной напряженности, социальная неопределенность, вынужденная миграция (которую также можно отнести скорее к факторам возникновения социального риска) [11, с. 61].

В проведенном исследовании среди преподавателей вузов оказалось, что, по мнению респондентов, современные студенты при формировании своих ценностей и гражданских позиций ориентируются чаще на блогеров, интернет-знаменитостей (75 %), а также на друзей, сверстников, знакомых (75 %), чем на родителей, старших родственников (52 %) или на представителей «несистемной оппозиции» (32 %). Влияние интернет-знаменитостей относится к эффекту формирования общественного мнения с применением нередко сильных, достаточно эффективных приемов психологического манипулирования (создание специальной шумихи вокруг своего имени, обсуждение скандальных ситуаций). Второе же влияние - со стороны друзей и др. -выражение конформизма, когда действуют только из подражания поведению

всех остальных («как все, так и я»). Такие особенности мировоззрения, характерные для немалой части прекариата, формируются уже в период обучения в вузе.

Прекариат как новое социальное явление пока имеет характеристики своеобразного «предклассового состояния». Его составные части чаще всего организованы, их не объединяет никакая политическая программа, нет идеологии, выражающей их социальные и политические интересы. Но уже создаются предпосылки для социальных рисков, связанных с его вероятным протестным поведением и потенциалом активности. И эта тенденция может привести к опасным для стабильности общества последствиям именно по причине социальной неуправляемости таких групп, если они станут многочисленными.

Даже небольшой обзор научных исследований, посвященных появлению прекариата, позволяет выделить факторы формирования прекариата в обществе. Проявляются две основные группы факторов, влияющих на изменения в социальной структуре и на процессы социальной стратификации в обществе (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на изменения в социальной структуре и процессы социальной стратификации в обществе

Примечание. Составлен авторами.

В первой группе факторов изменчивость и гибкость трудовой деятельности являются еще и условиями появления неустойчивого социального статуса.

Что касается профессионального образования как канала вертикальной социальной мобильности и фактора формирования прекариата, то следует заметить, что высшее и среднее профессиональное образование не всегда дает соответствующий и желательный статус, но может послужить предпосылкой для пополнения рядов прекариата. Социальная мобильность, даже восходящая, не всегда приводит к устойчивому статусу. И это тоже создает основания для формирования прекариата. Эти основания выражаются в том, что происходят изменения в роли высшего образования по отношению к социальной мобильности выпускников. Высшее образование начинает утрачивать

функции канала социальной мобильности и приобретает содержание своеобразного терминала для индивидов, которые затем с большей вероятностью могут войти в группы безработных, временно занятых, прекариата, чем работать по полученной специальности.

Современное быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий создает вероятность появления новых социальных рисков, которые изменят социальное поведение многих социальных групп и слоев. Эта вероятность различается в разных регионах (субъектах РФ) и определяется особенностями их социально-экономического развития, а также условиями жизнедеятельности регионального социума. Возможны основные вероятностные варианты прогнозов дальнейшего становления новых социальных групп (слоев) и влияния этих процессов на уровни социальной стабильности (рис. 2) [12, с. 146].

Прогнозы

максимальный вариант наибольшей стабильности

на основании эффективной социальной политики государства, цель которой -сохранить социальные статусы, достигнутые социальными группами и слоями. Тогда возможна наиболее успешная адаптация к социально-экономическим переменам и высокая защищенность социальных интересов, которая значительно снижает риск протестных действий

минимальный вариант наименьшей социальной стабильности,

основанный на стремлении самостоятельно адаптироваться. При этом могут быть менее вероятны протестные действия, по сравнению с непредсказуемыми формами девиантного поведения (например, нападения террористов-одиночек)

реальный вариант - в зависимости от социально-экономических, территориальных, социально-демографических и других различий в жизнедеятельности регионов (субъектов РФ) становление прекариата и других новых социальных слоев в региональном социуме также будет иметь локальные особенности

Рис. 2. Варианты прогнозов дальнейшего становления новых социальных групп (слоев) и уровни социальной стабильности

Становление информационного общества не только приводит к вероятности появления новых социальных слоев и групп, но и формирует возможности для изменения существующих социально-статусных признаков. Происходят изменения в роли высшего образования по отношению к социальной мобильности выпускников. Высшее образование начинает утрачивать функции канала социальной мобильности и приобретает содержание своеобразного терминала для индивидов, которые затем с большей вероятностью могут войти в группы безработных, временно занятых и других представителей прекариата, а не работать по полученной специальности. Этот процесс сопровождается изменением менталитета, мотивации трудовой деятельности и,

возможно, изменением социальных ценностей, в которых стабильный труд

с гарантированной (пусть и невысокой заработной платой) не будет на первых местах.

Список литературы

1. Питухина М. А. Сравнительный анализ опыта межведомственного взаимодействия по сбору данных о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений в странах Северной Европы // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. по материалам VIII Все-рос. науч.-практ. интернет-конф. (г. Петрозаводск, 27-28 октября 2011 г.) : в 3 кн. / под ред. проф. В. А. Гуртова. Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2011. Кн. III. С. 33-46. URL: http://openbudgetrf.ru/download_mssql.php?id=194

2. Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. 400 с.

3. Тощенко Ж. Т. Прекариат - новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3-13.

4. Наемный работник в современной России / отв. ред. З. Т. Голенкова. М. : Новый хронограф, 2015. 368 с.

5. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая наука и практика. 2013. № 3. С. 5-14.

6. Анисимов Р. И. Прекариат - новый социальный класс в контексте марксистской теории // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 1. С. 10-27. URL: http://doi.org/ 10.19181/socjour.2021.27.1.7842

7. Трубицын О. К. Формирование креативного класса и закат «Государства развития» // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18). С. 59-65.

8. Кузьмина Ю. В., Попов Д. С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48-57.

9. Лукина Н. П. Новые тенденции в социальной структуре информационного общества в контексте теории прекариата Гая Стэндинга // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 24-38.

10. Шкаратан О. И., Карачаровский В. В., Гасюкова Е. Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994-2013) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 99-110.

11. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Угрозы в трансформирующейся среде обитания как фактор социальных рисков: прогнозирование и регулирование // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 57-66.

12. Найденова Л. И., Вострокнутов Е. В., Осипова Н. В. Тенденции и прогнозы некоторых новых изменений в социальной структуре современного российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 3. С. 138-147.

References

1. Pitukhina M.A. Comparative analysis of the experience of interagency cooperation in collecting data on the employment of graduates of educational institutions in the Nordic countries. Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v re-gionakh Rossii: sb. dokl. po materialam VIII Vseros. nauch.-prakt. internet-konf. (g. Petrozavodsk, 27-28 oktyabrya 2011 g.): v 3 kn. = Supply and demand on the labor market and the market of educational services in the regions of Russia: proceedings

of the 8th All-Russian scientific and practical internat-conference (Petrozavodsk, October 27-28, 2011). Petrozavodsk: Izd-vo Petrozavodskogo gos. un-ta, 2011;III:33—46. (In Russ.). Available at: http://openbudgetrf.ru/download_mssql.php?id=194

2. Stending G. Prekariat: novyy opasnyy klass = Precarity: new dangerous class. Mos-cows: Ad Marginem Press, 2014:400. (In Russ.)

3. Toshchenko Zh.T. The precariat is a new social class. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2015;(6):3-13. (In Russ.)

4. Golenkov Z.T. (ed.). Naemnyy rabotnik v sovremennoy Rossii = Hired worker in modern Russia. Moscow: Novyy khronograf, 2015:368. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Golenkova Z.T., Goliusova Yu.V. New social groups in modern stratification systems of global society. Sotsiologicheskaya nauka i praktika = Sociological science and practice. 2013;(3):5-14. (In Russ.)

6. Anisimov R.I. Precaria - a new social class in the context of Marxist theory. Sotsiolo-gicheskiy zhurnal = Sociological journal. 2021;27(1):10-27. (In Russ.). Available at: http://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.L7842

7. Trubitsyn O.K. Formation of the creative class and the decline of the "Development State". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Politology. 2012;(2):59-65. (In Russ.)

8. Kuz'mina Yu.V., Popov D.S. Functional literacy of adults and their inclusion in society in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2015;(7):48-57. (In Russ.)

9. Lukina N.P. New trends in the social structure of the information society in the context of Guy Standing's precariat theory. Gumanitarnaya informatika = Humanitarian informatics. 2015;(9):24-38. (In Russ.)

10. Shkaratan O.I., Karacharovskiy V.V., Gasyukova E.N. Precaria: theory and empirical analysis (based on surveys in Russia, 1994-2013). Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2015;(12):99-110. (In Russ.)

11. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Threats in a transforming habitat as a factor of social risks: forecasting and regulation. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2017;(5):57-66. (In Russ.)

12. Naydenova L.I., Vostroknutov E.V., Osipova N.V. Trends and forecasts of some new changes in the social structure of modern Russian society. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2017;(3):138-147. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Людмила Ивановна Найденова доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: linajdenova@yandex.ru

Lyudmila I. Naydenova

Doctor of sociological sciences, professor,

professor of the sub-department

of sociology and staff management,

Penza State University (40 Krasnaya street,

Penza, Russia)

Вадим Николаевич Супиков доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: supikov.vadim@mail.ru

Vadim N. Supikov

Doctor of sociological sciences, professor, professor of the sub-department of public administration and sociology of the region, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Галина Николаевна Тугускина доктор экономических наук, доцент профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: galina066@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 08.10.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

Galina N. Tuguskina Doctor of economic sciences, associate professor, professor of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.