Научная статья на тему 'Эволюция содержания советских газет и листовок на оккупированной территории России в годы Великой Отечественной войны'

Эволюция содержания советских газет и листовок на оккупированной территории России в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулик С. В.

The article deals with the partisan warfare progress and evolution of Soviet population-oriented propaganda in the occupied North-West region of the USSR during the Great Patriotic War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Soviet newspapers and leaflets on an occupied territory of Russia within the Second World War

The article deals with the partisan warfare progress and evolution of Soviet population-oriented propaganda in the occupied North-West region of the USSR during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Эволюция содержания советских газет и листовок на оккупированной территории России в годы Великой Отечественной войны»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. Сер. 2, вып. 3

C.B. Кулик

ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОВЕТСКИХ ГАЗЕТ И ЛИСТОВОК НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Очередной юбилей победы нашей страны в Великой Отечественной войне наводит нас на серьезные размышления. Никогда в современной истории нашего Отечества вопрос о самом существовании России как независимого государства не стоял так остро, как в те годы. Нацистская Германия, поработившая перед нападением на Советский Союз многие страны Европы, была сильным и опасным противником.

Более 60 лет назад на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории России шла ожесточенная борьба между нацистами, их союзниками и силами Советского сопротивления. Она одновременно велась по нескольким важнейшим направлениям: военному, экономическому, идеологическому. Ни одно из них не могло считаться второстепенным. Каждое было по-своему решающим. В ходе Великой Отечественной войны Советское сопротивление вело борьбу не только с вооруженными силами противника, но и с его политико-пропагандистскими акциями, с нацистской идеологией.

Гитлеровцы пытались доказать, что партизаны и подпольщики являются бездумными и бездуховными исполнителями приказов коммунистической партии, советского руководства и Сталина. Нацисты и их пособники утверждали, что партизанское движение не только чуждо русскому народу, оно ему враждебно. Вермахт, имевший в каждом боевом подразделении специальные «роты пропаганды», с первых дней боевых действий стал распространять среди граждан Советского Союза миллионными тиражами сотни различных газет, листовок, брошюр, книг, плакатов пронацистского и антисоветского характера. По замыслам противника, их содержание должно было дезориентировать все категории населения СССР.

Наша страна в начале войны оказалась не вполне готова к такому активному пропагандистскому воздействию со стороны противника. Попытки некоторых сотрудников политического управления РККА распропагандировать солдат вермахта, привлечь их на сторону Красной армии были наивными, а иногда и просто вредными. До апреля 1942 г. эпиграфом на всех наших листовках, обращенных к солдатам противника, был невнятный призыв: «Прощай, Москва, долой Гитлера!» На этом настояло руководство главного политического управления Красной Армии и, в частности, Л.З. Мехлис. Он же потребовал, чтобы выпускались листовки, в которых говорилось о создании в Германии «случных пунктов», где эсэсовцы развлекаются с солдатскими женами и невестами. Столь же нелепы были листовки с «поцелуйными карточками» и удостоверениями «члена союза по охвату женских половых органов», предлагавшие дамам, чьи мужья на фронте, «согревать супружескую постель путем выполнения мужских обязанностей»'. Все это должно было создать впечатление, что нацисты превращают Германию в публичный дом, породить у солдат на Восточном фронте возмущение и беспокойство2. Для достижения

© C.B. Кулик, 2005

этой цели были израсходованы значительные запасы бумаги и краски. Типографии в течение нескольких недель печатали эту продукцию, на успех которой так рассчитывал Л.З. Мехлис.

Но при этом наша пропаганда не учитывала, что немецкие военнослужащие регулярно получают письма из дома, а также имеют возможность ездить в отпуск. Так что в действительности советские фальшивки служили лишь предметом развлечения и издевательства со стороны тех, кому они предназначались. Немалый урон нарождающемуся Советскому сопротивлению нанес также приказ Мехлиса о формах распространения этих листовок. Их предполагалось доставлять в расположение немецких подразделений силами разведывательно-диверсионных отрядов. Многие из них после попытки выполнения этого задания были уничтожены гитлеровцами3.

Все эти события проходили осенью 1941 г., когда мирное население нашей страны на захваченной врагом территории, было в значительной степени дезориентировано противником и ничего не знало о событиях на фронтах Отечественной войны.

Большинство прокламаций, посвященных разоблачению агрессивных устремлений фашизма, писали партийные работники примитивным, грубым языком. Гитлеровские солдаты изображались в них тупыми садистами, преследующими цель реставрации монархии и возвращения помещиков и капиталистов в Россию. В условиях многочисленных пропагандистских демаршей нацистов эти листовки не только не достигли поставленной цели, но и во многом способствовали недоверию к советской пропаганде со стороны мирного населения в начальный период нацистской оккупации нашей страны.

Основную цель своей работы среди населения оккупированных районов советские политические органы видели в том, чтобы поднять народные массы на всенародную борьбу против фашистских захватчиков. Предполагалось постоянно и своевременно информировать население о ходе Великой Отечественной войны, о действиях Красной Армии, о героизме рядовых бойцов и командиров, партизан и подпольщиков, тружеников советского тыла, укреплять у людей веру в неизбежность полного разгрома фашистской Германии и ее союзников.

Для решения всех этих задач было необходимо издавать специальную печатную продукцию (памятки, газеты, листовки, обращения, плакаты) и распространять ее среди населения оккупированных районов; разрабатывать руководящие указания по партийно-политической работе; организовывать ежедневные радиопередачи." Но на практике в 1941 г. удалось сделать немного. Политуправление Северо-Западного фронта признавало: «Распространялись только две листовки, присланные из Москвы: "Резолюция всеславянского митинга в Москве" и "Вести с Родины"».5

Очень быстро партизанам и подпольщикам стало понятно, что общие фразы и абстрактные проклятия в адрес захватчиков не приносят реального результата. Необходимо было перестраивать работу. Уже с 1942 г. пропагандистская работа стала вестись с учетом местной специфики и часто ориентировалась на конкретных людей. Вся информация, заложенная народными мстителями в свои газеты, листовки, обращения могла быть легко проверена теми, к кому она обращалась. Следовательно, возрастала не только степень ее достоверности, но и эффективность.

Весной 1942 г. штабом партизанского движения Ленинградского обкома ВКП(б) разрабатывается план распространения агитационной литературы средствами авиации среди населения временно оккупированных немцами районов и партизан, действующих в тылу противника6.

19 февраля 1942 г. в Партизанский край работником партизанского отдела штаба Северо-Западного фронта С.Л. Беспрозванным был доставлен типографский станок и все необходимые материалы для печатания газеты в тылу врага. 23 февраля вышел первый номер партизанской газеты «Народный мститель». Кроме перепечаток из центральной прессы, там публиковались материалы о жизни партизан и добровольной помощи населения жителям осажденного Ленинграда.

В марте в этой же типографии начался выпуск «Коммуны», органа Дедовичского райкома партии и исполкома райсовета депутатов трудящихся. Издание было в основном построено на местных материалах. Редакторы И.В. Виноградов и К.П. Обжигалин регулярно объезжали населенные пункты района, беседовали с населением. Кроме сводок Совинформбюро «Коммуна» печатала отдельные и коллективные письма крестьян о зверствах оккупантов, о положении военнопленных, о беглецах, скрывающихся от угона в Германию. Использовались также письма убитых немецких солдат и офицеров7.

Одним из недостатков советской прессы было то, что местные материалы поступали в редакции с некоторым опозданием. Этот факт признавался и руководством партизанского движения. Для исправления такого положения предлагалось доставить в партизанские отряды и группы шапирографы, или гектографы*.

Местные жители живо откликались на содержание каждой газеты или листовки. Как писали представители Советского сопротивления, «население очень живо интересуется жизнью Советской родины. Просят выпускать листовки на определенные темы, как-то жизнь эвакуированных в советском тылу, что делать со старостами и пр. Выпущенная нами листовка «Что гитлеровцы хотят от Бога» была написана по просьбе местного населения9.

Все газеты и листовки обычно печатались по определенному шаблону: передовая и местный материал. И если передовая часто была стереотипной для всех листовок, то вторая часть обязательно состояла из конкретных фактов из жизни каждого отдельного района, где предполагалось распространять эту печатную продукцию. Так, в газетных статьях лета - осени 1942 г. подводились итоги трех месяцев боев на советско-германском фронте, а также печатались материалы о пребывании в Москве руководителей Великобритании и США: У. Черчилля и А. Гарримана10.

В тематических планах выпуска газет и листовок журналистам давались конкретные рекомендации. Например, в сентябре 1942 г. предполагалось: «В районы, смежные с Солецким районом, дать материал об избиениях крестьян в деревнях Лужского района. В районах, смежных с Тосненским, дать материал о предателях. Показать лицо предателя, цену предательства и народное возмездие (свершившееся или грядущее)."

В отчете комайдования 2-й партизанской бригады о деятельности за январь-август 1942 г. есть подробная информация о содержании газет и листовок, выпускавшихся Советским сопротивлением. Так, в «Народном мстителе» печатались специальные страницы: «Партизаны! Учитесь воевать и побеждать!», «Бить врага в любое время года и при любой погоде!», «В совершенстве овладеть оружием», «Выше уровень партизанской борьбы!». В «Коммуне» передовые статьи посвящались вопросу мобилизации населения на борьбу с врагом. Кроме того, печатались специальные полосы: « Все для войны! Все для фронта! Все для победы!», «Сделаем наш район единым боевым лагерем!», «Поднимем всенародное восстание в тылу врага!». Кроме этого, в газетах давались сводки Информбюро, иностранная хроника, уголок юмора, антифашистские частушки.12

Осенью 1942 г. Ленинградским штабом партизанского движения был разработан «Тематический план выпуска газет и листовок». В нем рекомендовалось районным газетам на оккупированной врагом территории поднимать следующие проблемы: «Передо-

вая об уборке урожая. Показать, что сельскохозяйственная политика гитлеровцев является политикой грабежа и обмана. Указать на факты изъятия нового урожая. Призвать крестьян убирать урожай и прятать. Что не удается спрятать - уничтожать».1'

Большинство газет и листовок заканчивалось призывом: «Помните, что каждый убитый немец приближает час Вашего освобождения! Колите их вилами, рубите топорами, морите угаром, не выходите на расчистку дорог. Саботируйте проводимые мероприятия немцев. Помогайте партизанам бороться с немцами и их холуями!»14

Тематика листовок была самой разнообразной: «К советским юношам, девушкам и подросткам занятых немцами областей»; «Разрушайте мосты и дороги на путях отступления немцев»; «Письма от защитников Ленинграда к партизанам и колхозникам оккупированных районов области»15. Наибольшей популярностью пользовалась листовка «Вести с Советской Родины» благодаря своей достаточно высокой оперативности, информативности и небольшого формата. Последнее было важно, так как в глубинные районы советские листовки попадали с большим трудом.

Боевые действия партизан, человеконенавистнический характер нацистского оккупационного режима - все это получило отражение на страницах партизанских газет и листовок. К основным вопросам, которые должны были обсуждаться с населением как на страницах прессы, так и во время бесед, Ленинградский штаб партизанского движения относил следующие: 1) Великая Отечественная война и партизанское движение; 2) Советские партизаны - народная армия в тылу врага; 3) боевые дела Ленинградских партизан; 4) партизаны - герои Отечественной войны; 5) женщины-партизанки; 6) коммунисты в авангарде партизанского движения; 7) партизаны - помощники Красной армии; 8) потери врага; 9) партизаны и колхозное крестьянство оккупированных районов; 10) письмо колхозников и партизан товарищу Сталину."'

Осенью 1942 г. в Ленинграде были подготовлены специальные листовки-ответы. К ним относилась иллюстрированная листовка «О новом порядке землепользования, проводимом гитлеровцами», в которой разоблачался лозунг гитлеровцев «Трудолюбивому крестьянину - своя земля». Не меньшим пропагандистским эффектом обладали и другие прокламации: «Кто такие старосты?», «О налоговой политике немцев», «О борьбе осажденного Ленинграда», «Почему "уничтоженная" советская авиация уничтожает военные объекты в тылу у немцев» и др.17

С начала 1943 г. в ряде партизанских бригад возобновили выпуск боевых листков, целиком построенных на местных материалах. В них отражались боевые дела отрядов, рассказывалось о лучших бойцах, проявивших себя в боях с фашистами и в политической работе с населением, разоблачались захватчики и их пособники.

Летом 1943 г. значительно возросла роль печатной пропаганды. Это во многом определялось тем, что Ленинградский штаб партизанского движения, кроме увеличения количества издаваемых для населения оккупированной территории газет и листовок, стал направлять в распоряжение партизанских бригад и соединений полиграфическое оборудование и журналистов-профессионалов. Содержание материалов, помещавшихся в партизанских изданиях, обсуждалось непосредственно на местах. Это давало возможность не только оперативно информировать население о положении дел на фронте и в стране, но и быстро откликаться на злободневные вопросы партизанской борьбы. Подобное положение дел способствовало успешным действиям народных мстителей в тылу врага зимой 1943/1944 г., когда территория Ленинградской области была в основном освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

' Басистое Ю.В. Особый театр военных действий. Листовки на фронтах второй мировой войны. СПб., 1999. С. 10.

2 Там же.

3 Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО). Ф. 260. Оп.. 1. Д. 138. Л. 32.

4 ЦГА ИПД СПб. Ф. 0-116. Оп. 12. Д. 8. Л. 7.

5 Там же. Д. 25. Л. 15.

6 Там же. Оп. 1. Д. 156. Л. 1.

7 ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 416. Л. 36.

* ЦГА ИПД СПб. Ф. 0-116. Оп. 9. Д. I 76. Л. 9.

9 Там же. Л. 13.

10 Там же. Л. 6.

11 Там же. Оп. 1. Д. 156. Л. 3.

12 В тылу врага. Борьба партизан и подпольщиков на оккупированной территории Ленинградской области. 1942 г. Сб. док. Л., 1981. С. 158-159.

13 ЦГА ИПД СПб. Ф. 0-116. Оп. 1.Д. 156. Л. 3. " ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 1. Д. 106. Л. 3.

15 ЦГА ИПД СПб. Ф. 0-116. Оп. 1. Д. 156. Л. 1.

Там же. Оп. 9. Л. 160. Л. 1. 17 Там же. Л. 6.

Статья поступила в редакцию 30 июня 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.