Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ'

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / РАБОТНИК / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пуляева Валентина Николаевна, Иванова Ирина Анатольевна

Проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы всегда довольно остро стояли в Российской Федерации. На трансформацию данной системы были направлены различные меры, реформы и законодательные инициативы последних десятилетий. Кризис 2020 года показал все так же сохраняющуюся уязвимость работников бюджетных учреждений. Авторами проведено исследование законодательной базы, регламентирующей систему оплаты труда в бюджетной сфере России в эволюционном контексте. Представлены результаты анализа статистических данных об уровне оплаты труда отдельных категорий работников за 2013-2020 гг., а также о структуре доходов работников отраслей бюджетной сферы с 2006 года. В результате сделаны выводы о целесообразности продолжения реформ в системе оплаты труда бюджетников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пуляева Валентина Николаевна, Иванова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE SYSTEM OF REMUNERATION OF PUBLIC SECTOR EMPLOYEES

The problems of remuneration of public sector employees have always been quite acute in the Russian Federation. Various measures, reforms and legislative initiatives of recent decades have been aimed at transforming this system. The crisis of 2020 showed the continuing vulnerability of employees of budget institutions. The authors conducted a study of the legislative framework regulating the system of remuneration in the public sector of Russia in the evolutionary context. The results of the analysis of statistical data on the level of remuneration of certain categories of employees for 2013-2020, as well as on the structure of income of employees of public sector sectors since 2006, are presented. As a result, conclusions are drawn about the feasibility of continuing reforms in the system of remuneration of public sector employees.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ»

Пуляева В.Н. 1, Иванова И.А. 1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Эволюция системы оплаты труда работников бюджетной сферы

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пуляева В.Н., Иванова И.А. Эволюция системы оплаты труда работников бюджетной сферы // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 5. -С. 1897-1912. с1о1: 10.18334/се.15.5.112120

АННОТАЦИЯ:

Е о с о

и

Проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы всегда довольно остро стояли в Российской Федерации. На трансформацию данной системы были направлены различные меры, реформы и законодательные инициативы последних десятилетий. Кризис 2020 года показал все так же сохраняющуюся уязвимость работников бюджетных учреждений. Авторами проведено исследование законодательной базы, регламентирующей систему оплаты труда в бюджетной сфере России в эволюционном контексте. Представлены результаты анализа статистических данных об уровне оплаты труда отдельных категорий работников за 2013-2020 гг., а также о структуре доходов работников отраслей бюджетной сферы с 2006 года. В результате сделаны выводы о целесообразности продолжения реформ в системе оплаты труда бюджетников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оплата труда, работник, бюджетная сфера, анализ, динамика, структура

ФИНАНСИРОВАНИЕ:_

Настоящая статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в 2021 году.

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

ОБ АВТОРАХ_

Пуляева Валентина Николаевна, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, директор международного центра развития инноваций и студенческих инициатив, кандидат экономических наук (8.kharitonova@gmail.com; vnpulyaeva@fa.ru) Иванова Ирина Анатольевна, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, кандидат экономических наук, доцент (IAIvanova@fa.ru)

- 1897 -

Pulyaeva V.N. 1, Ivanova I.A. 1

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

Evolution of the system of remuneration of public sector employees

CITE AS:_

Pulyaeva V.N., Ivanova I.A. (2021) Evolyutsiya sistemy oplaty truda rabotnikov byudzhetnoy sfery [Evolution of the system of remuneration of public sector employees]. Kreativnaya ekonomika. 15. (5). - 1897-1912. doi: 10.18334/ce.15.5.112120

ABSTRACT:_

The problems of remuneration of public sector employees have always been quite acute in the Russian Federation. Various measures, reforms and legislative initiatives of recent decades have been aimed at transforming this system. The crisis of 2020 showed the continuing vulnerability of employees of budget institutions. The authors conducted a study of the legislative framework regulating the system of remuneration in the public sector of Russia in the evolutionary context. The results of the analysis of statistical data on the level of remuneration of certain categories of employees for 2013-2020, as well as on the structure of income of employees of public sector sectors since 2006, are presented. As a result, conclusions are drawn about the feasibility of continuing reforms in the system of remuneration of public sector employees.

KEYWORDS: remuneration, employee, budget sector, analysis, dynamics, structure

ACKNOWLEDGEMENTS:_

This article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state task of the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2021.

JEL Classification: J31, J33, J38

Received: 01.05.2021 / Published: 31.05.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pulyaeva V.N. (8.kharitonova@gmail.com; vnpulyaeva@ fa.ru)

- 1898 -

Введение

В настоящее время в связи с ухудшением качества жизни населения, вызванным масштабными кризисами экономики, новую актуальность принимают вопросы, посвященные изучению доходов и расходов населения. Традиционно особую остроту данная тема принимает в случае изучения доходов работников бюджетной сферы. Исторически доходы бюджетников были ниже, чем в других отраслях, однако с 2012 года Правительством Российской Федерации принимаются системные меры по устранению данного дисбаланса. Целью настоящего исследования является изучение процесса трансформации доходов работников бюджетных сфер экономики в эволюционном контексте.

В настоящее время рядом исследователей уже поднимались вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, в частности педагогов, и разрыва в их оплате труда в зависимости от того, в учебном заведении какого уровня образования они работают (среднее, среднепрофессиональное и выс-

шее образование) [3, с. 897] (Уг1т1$оуа, 2019, р. 897). Ряд исследователей зани-

мались вопросами гарантированного минимального размера в оплате труда и роли государства в его установлении [5, 7] (Lomovtseva, 2017; МетЫкоуа, 2019). Также была выявлена проблема неравенства в оплате труда [8, с. 40] (Батоу1оу, Мо1екапоуа, 2020, р. 40) и предложены варианты ее решения посредством применения профессиональных стандартов [4, с. 520] (Опйпеуа, Ре^оу, 2019, р. 520) и различных методик оценки результатов труда [6, с. 50] (Ма1аккоуа, Staroуa, Лге/еу, 2020, р. 50). Что касается бюджетной сферы, то вопросами оплаты труда в образовании и здравоохранении занимались отдельные исследователи [1, 9] (Лfanasenko, 2018; Shirokoуa, Skoуpen, Mosina, 2018), и даже был сделан ретроспективный анализ систем оплаты труда бюджетников [2, с. 115] (Бегегт, Kraush, 2018, р. 115). Вместе с тем в настоящий момент отсутствует анализ доходов работников бюджетной сферы, показывающий результат продолжительных реформ (более 15 лет) в целях повышения уровня жизни педагогов, врачей и других работников социальной сферы и науки. В этой связи предпринятое авторами исследование представляется актуальным и важным в свете начала нового витка реформ оплаты труда бюджетников.

Эволюция нормативно-правовой базы системы оплаты труда бюджетников

Система оплаты труда работников бюджетной сферы в Российской Федерации, к которой традиционно относят науку, образование, здравоохра-

- 1899 -

нение, культуру и т.д., регламентируется не только главным источником норм трудового права, а именно Трудовым кодексом Российской Федерации, но отдельными нормативно-правовыми актами, ведомственными положениями и законодательными инициативами. До 2005 года при организации заработной платы использовались разряды по единой тарифной сетке (ЕТС), которая регламентировала тарифные (окладные) ставки по 18 разрядам. Отдельными нормативными актами регулировались надбавки и доплаты за особые условия труда. С 2005 года ЕТС продолжала функционировать для работников бюджетной сферы федерального уровня, а регионы получили возможность разработать свою систему оплаты труда для работников учреждений, финансируемых на региональном уровне1. Однако, как показала практика, регионы не воспользовались имеющимися возможностями и фактически сохранили прежнюю ЕТС. В 2008 году был принят ряд нормативно-правовых актов (Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.05.2008 г. № 247н), которые определили контуры «новой системы оплаты труда» (НСОТ), в соответствии с которой заработная плата бюджетников складывалась из должностных окладов согласно профессиональным квалификационным группам, компенсационных и стимулирующих выплат. В 2012 году приняты так называемые майские указы Президента РФ, наметившие тенденцию к увеличению доходов работников отдельных отраслей (бюджетников), в том числе за счет уже введенных дополнительных компенсирующих и стимулирующих выплат. В продолжение данной инициативы с 2013 года принято решение о переходе на «эффективный контракт», который, по сути, являлся продолжением введенной в 2008 году НСОТ и был призван стимулировать производительность труда работников бюджетной сферы.

В 2018 году Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений было рекомендовано увеличить гарантированную часть оплаты труда бюджетников, так как сложилась ситуация, когда должностной оклад составлял менее 40% заработка, который в отсутствие компенсационных и стимулирующих мог быть ниже минимального размера оплаты

1 Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ

- 1900 -

труда в регионе, что противоречит российскому законодательству. Однако результаты проверки Счетной палаты в конце 2020 года выявили, что хотя и наблюдается рост оплаты труда в бюджетной сфере, но в стране отсутствуют единые методики расчета заработной платы, вследствие чего работники, занимающие одну и ту же должность в разных регионах, могут иметь должностные оклады, в несколько раз отличающиеся друг от друга. В этой связи был подписан указ Президента РФ, вносящий поправки в Трудовой кодекс России в части полномочий установления оплаты труда работников бюджетной сферы. По мнению законодателей, данная реформа должна продлиться до 2025 года, и в результате нее будут упорядочены системы оплаты труда бюджетников, им будет обеспечен достойный уровень жизни вне зависимости от региона проживания. Проследить эволюцию законодательного регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы можно на рисунке 1.

Рисунок 1. Эволюция нормативно-правового регулирования оплаты труда в бюджетной сфере

Источник: составлено авторами.

Как видно из краткого обзора тех изменений, которые претерпела система оплаты труда работников бюджетной сферы, основными целями реформ является повышение доходов бюджетников, с одной стороны, и рост производительности труда и эффективности их деятельности - с другой. Далее

Е о с о

и

си >

+->

го

си

и

- 1901 -

рассмотрим, как фактически менялись доходы учителей, врачей и других бюджетников.

ОТ

гч от ю

от от

(Л 1Л

Анализ динамики оплаты труда работников бюджетной сферы

На основании именующихся статистических данных, представленных в открытом доступе2, авторами проведен анализ динамики заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы: образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной сферы. Важно отметить, что из всех категорий работников бюджетной сферы наибольшие доходы имеют врачи, а также работники науки и системы высшего образования, а наименьшие -педагогические работники дошкольного образования и социальные работники, а также младший медицинский персонал до 2018 года (табл. 1). Вместе с тем, по имеющимся данным (табл. 2), можно сделать вывод о том, что средняя заработная плата работников в бюджетных отраслях постоянно растет. Однако до 2018 года заработная плата в целом по стране опережала доходы работников бюджетной сферы, а после стала от них отставать.

Таблица 1

Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки в целом по Российской Федерации, руб. в месяц

Категория работников 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23 363 25 592 26 553 27 476 29 027 31 670 33 985 35 714

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования 29 038 31 535 32 638 33 338 34 921 38 419 41 116 43 664

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 21 593 25 324 26 846 27 989 32 263 35 954 38 509 40 469

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования 25 144 27 691 28 684 29 848 32 21 2 36 536 39 147 41 685

Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_ salaries (дата обращения 27.04.2020)

- 1902 -

Окончание табл. 1

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования 40 428 47 188 50 703 55 028 63 831 82 486 89 851 94 573

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) 42 253 46 231 47 874 50 667 56 445 75 007 80 756 91 688

Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 24 102 26 310 27 001 28 174 30 246 36 965 39 573 46 974

Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 14 313 16 130 16 820 18 436 21 413 34 254 35 870 41 038

Социальные работники 14 759 18 291 19 766 21 601 25 654 33 113 35 180 37 136

Работники учреждений культуры 21 072 23 879 25 485 27 080 32 466 38 971 41 878 43 014

Научные сотрудники 41 623 48 212 51 780 53 836 63 430 100081 106011 111 114

Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 24 177 28 586 29 729 30 034 33 869 36 965 38 959 43 271

Средняя заработная плата бюджетной сферы 26 822 30 414 31 990 33 626 37 981 48 368 51 736 55 862

Средняя заработная плата в целом по стране 29 792 32 495 34 030 36 709 39 167 43 724 47 867 51 083

Е о с о

и

ш .>

ш

Источник: Федеральная служба государственной и заработная плата [Электронный ресурс]. URL: employment_salaries (дата обращения: 27.04.2020).

статистики. Рынок труда, занятость https://rosstat.gov.ru/labor_market_

- 1903 -

Таблица 2

Темпы прироста средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, %

от гч от ю

от от

Категория работников 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений 9,54 3,75 3,48 5,65 9,10 7,31 5,09

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования 8,60 3,50 2,15 4,75 10,02 7,02 6,20

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 17,28 6,01 4,26 15,27 11,44 7,11 5,09

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования 10,13 3,59 4,06 7,92 13,42 7,15 6,49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования 16,72 7,45 8,53 16,00 29,22 8,93 5,26

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) 9,42 3,55 5,84 11,40 32,89 7,67 13,54

Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 9,16 2,62 4,35 7,36 22,22 7,05 18,70

Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 12,69 4,28 9,61 16,14 59,97 4,72 14,41

Социальные работники 23,93 8,07 9,28 18,76 29,07 6,24 5,56

Работники учреждений культуры 13,32 6,73 6,26 19,89 20,04 7,46 2,71

Научные сотрудники 15,83 7,40 3,97 17,82 57,78 5,93 4,81

Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 18,24 4,00 1,03 12,77 9,14 5,39 11,07

Средняя заработная плата бюджетной сферы 13,39 5,18 5,11 12,95 27,35 6,96 7,97

Средняя заработная плата в целом по стране 9,07 4,72 7,87 6,70 11,63 9,48 6,72

Источник: составлено авторами на основании официальных статистических данных (Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 27.04.2020).

- 1904 -

Из приведенных данных видно, что системные меры, которые принимались правительством на федеральном и региональном уровнях в целях исполнения майских указов Президента РФ, во многом позволили достигнуть поставленной цели. Суть поручения заключалась в том, что к 2018 году доходы работников сферы культуры и образования должны сравняться со средней заработной платой по региону, а доходы преподавателей в системе высшего образования и научных работников - в два раза превышать среднюю заработную плату по региону. Как раз 2018 год и является точкой перелома в

го ф

и

Рисунок 2. Средняя заработная плата в бюджетной сфере и в целом по Российской Федерации, руб.

Источник: составлено авторами на основании официальных статистических данных (Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 27.04.2020)

Однако исследование РБК 2019 года, проведенное посредством анализа финансовой отчетности за 2018 год 4800 государственных медицинских учреждений, позволило обнаружить, что в каждом третьем учреждении здравоохранения оплата труда персонала так и не достигла среднерегионального уровня. При этом почти 3% обследованных больниц продемонстрировали даже снижение заработной платы работников. Важно подчеркнуть, что в пяти регионах Российской Федерации (Алтайский край, Иркутская, Саратовская, Свердловская и Челябинская области), их которых только Алтайский край входит в пятерку дотационных регионов РФ3, было выявлено, что оплата

3 Дотационные регионы в России и их рейтинг [Электронный ресурс]. URL: https:// rosinfostat.ru/dotatsionnye-regiony/ (дата обращения 27.04.2020)

- 1905 -

от гч от ю

от от

1Л 1Л

труда медицинских работников ниже, чем средняя по региону, более чем в половине обследованных медицинских учреждений 4.

Общероссийские статистические данные показывают резкий скачок темпов прироста заработной платы бюджетников в 2017-2018 гг., а затем его замедление. А если анализировать по отдельным бюджетным сферам и регионам, то можно увидеть, что далеко не всегда есть заметные улучшения, особенно если корректировать доходы на уровень инфляции. Если же сравнивать среднюю заработную плату работников бюджетной сферы и среднюю заработную плату в целом по стране с расходами домашних хозяйств на одного члена семьи (табл. 3), то можно отметить, что как доходов бюджетников, так и средних трудовых доходов по стране в целом всегда хватало на одного человека, но на двоих (работник плюс иждивенец, то есть несовершеннолетний ребенок) уже не хватает. И только с 2018 года работникам бюджетной сферы стало хватать своих доходов на обеспечение себя и ребенка, а в целом по стране этот показатель так и остался недостаточным.

Таблица 3

Сравнение средней заработной платы работников бюджетной сферы

и средней заработной платы в целом по стране со средними ежемесячными расходами домохозяйств на одного члена семьи, руб.

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Средние ежемесячные расходы домохозяйств на 18 089,93 19 447,17 1 9 293,35 20 583,52 21 220,90 22 926,40 24 673,63

одного члена семьи

Отношение заработной платы в целом по стране к расходом до-мохозяйств на одного челна семьи 1,65 1,67 1,76 1,78 1,85 1,91 1,94

Отношение заработной платы в бюджетной сфере к расходом домохозяйств на одного члена семьи 1,48 1,56 1,66 1,63 1,79 2,11 2,10

4 В каждой третьей больнице зарплаты оказались ниже средних по региону. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/11/04/2019/5cacc3ef9a 79476dc9ae4f4b?from=newsfeed (дата обращения 27.04.2020)

- 1906 -

Окончание табл. 3

Отношение заработной платы в целом по стране к расходом домохозяйств на двух челнов семьи 0,82 0,84 0,88 0,89 0,92 0,95 0,97

Отношение заработной платы в бюджетной сфере к расходом домохозяйств на двух членов семьи 0,74 0,78 0,83 0,82 0,89 1,05 1,05

Источник: составлено авторами на основании официальных статистических данных (Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 27.04.2020).

Таким образом, анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что в целом по стране наблюдается положительная динамика в оплате труда работников бюджетной сферы, хотя их доходов все еще недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни семьи.

Далее обратимся к анализу изменений в структуре оплаты труда работников бюджетной сферы. В данном случае отсутствуют какие-либо обширные статистические данные, которые позволили бы провести полноценный анализ, однако авторы обобщили имеющиеся в других исследованиях данные (табл. 4).

Как видно из таблицы 4, с момента начала реформ системы оплаты труда работников бюджетной сферы доля гарантированной части доходов постепенно сокращалась. Однако это неравномерный процесс, различный для разных отраслей экономики: в образовании все так же довольно велика доля оклада, в здравоохранении и культуре - примерно половина приходится на оклад, а в некоторых регионах (например, в г. Москве) даже меньше половины. С одной стороны, это позволяет работникам зарабатывать больше при наличии соответствующего финансирования учреждения, квалификации и персональных достижений работников. С другой - доля гарантированной части доходов работников бюджетной сферы снижается, в пересчете на рубли, например, доход работников культуры в 2018 году составил 38 971 руб., из которых 19 485,5 руб. - оклад. То есть гарантированной части недостаточно для покрытия расходов домохозяйств в 2018 году даже на одного

Е о с о

и

ш .>

(0 ш

- 1907 -

от гч от ю

от от

1Л 1Л

члена семьи. То есть если работник не имеет достаточной квалификации или не смог продемонстрировать высокие достижения в каком-то месяце в силу разного рода причин, ему будет трудно обеспечить даже себя, не говоря уже об иждивенцах (детях).

Таблица 4

Структура доходов работников бюджетной сферы за 2006-2021 гг.

Год Бюджетная сфера, регион Соотношение постоянной и переменной частей, %

2006 Образование, г Санкт-Петербург [2, с. 11] (Berezin, Kraush, 2018, р. 11) 90/10

2012 Все бюджетные сферы в целом по стране [2, с. 112] (Berezin, Kraush, 2018, р. 112) 60/40

2014 Здравоохранение, г Москва [1, с. 78] (Afanasenko, 2018, р. 78) 66/34

2017 Здравоохранение, г Москва [1, с. 78] (Afanasenko, 2018, р. 78) 42/58

Образование в целом по стране [9, с. 90] (Shirokova, Skovpen, Mosina, 2018, р. 90) 70/30

2018 Здравоохранение в целом по стране [9, с. 90] (Shirokova, Skovpen, Mosina, 2018, р. 90) 55/45

Культура в целом по стране [9, с. 90] (Shirokova, Skovpen, Mosina, 2018, р. 90) 50/50

2021 Все бюджетные сферы в целом по стране5 70/30

Заключение

Таким образом, проведенное исследование статистических данных по динамике и структуре доходов работников бюджетной сферы свидетельствует о том, что намеченные в 2020 году реформы системы оплаты труда в данных отраслях имеют под собой реальное обоснование, поскольку доходов бюджетников не хватает для обеспечения достойного уровня жизни семьи из, например, двух врачей или двух учителей и двух несовершеннолетних детей. Система оплаты труда бюджетников требует дальнейшего системного изучения с привлечением обширного фактического материла и выработки рекомендаций по ее перспективной трансформации в сторону улучшения качества жизни и уверенности работников в стабильности их доходов.

«Крепостное право» отменяется: в России отрегулируют зарплаты бюджетников. [Электронный ресурс]. URL: https://gorod48.ru/news/1913695/ (дата обращения 27.04.2020)

- 1908 -

ИСТОЧНИКИ:

1. Афанасенко Е.В. Развитие системы оплаты труда в бюджетных учреждения здравоохранения (на примере стоматологии). / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2018. - 200 с.

2. Березин М.А., Крауш В.А. Ретроспектива и перспектива модернизации систем оплаты труда в бюджетной сфере // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 1. - с. 111-119.

3. Вельмисова Е.И. Заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы // Экономика труда. -2019. - № 2. - с. 895-900. - doi: 10.18334/et.6.2.40616.

4. Гриднева М.А., Петров М.А. Особенности применения профессиональных стандартов на современном рынке труда: уровни квалификации как критерии дифференциации размеров заработной платы // Экономика труда. -2019. - № 1. - с. 513-522. - doi: 10.18334/et.6.1.39907.

5. Ломовцева Н.Н. Вопросы регулирования минимального размера оплаты труда в Российской Федерации // Экономика труда. - 2017. - № 3. - с. 231-242. -doi: 10.18334/et.4.3.38327.

6. Малахова А.А., Старова О.В., Арефьев В.А. Оценка персонала и результатов его деятельности при построении дифференцированной системы оплаты труда в кадровом менеджменте // Экономика труда. - 2020. - № 1. - с. 4354. - doi: 10.18334/et.7.1.41505.

7. Меньшикова О.И. Обеспечение минимальных гарантий оплаты труда на разных уровнях управления: «коридор» возможностей или замкнутый круг? // Экономика труда. - 2019. - № 3. - с. 1243-1256. - doi: 10.18334/et.6.3.41058.

8. Самойлов А.В., Молчанова С.М. Неравенство в оплате труда. Сегментация рынка // Экономика труда. - 2020. - № 1. - с. 27-42. - doi: 10.18334/et.7.1.41491.

9. Широкова Л.Н., Сковпень В.А., Мосина Л.Л. Вопросы оплаты труда в генеральном соглашении на 2018-2020 годы (на примере бюджетного сектора экономики) // ИнноЦентр. - 2018. - № 4(21). - с. 84-95.

10. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_ market_employment_salaries (дата обращения: 27.04.2020).

11. В каждой третьей больнице зарплаты оказались ниже средних по региону. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/11/04/2019/5c acc3ef9a79476dc9ae4f4b?from=newsfeed (дата обращения: 27.04.2020).

го ш

- 1909 -

<n

IN

o>

lO

o>

<J\

m

REFERENCES:

Afanasenko E.V. (2018). Razvitie sistemy oplaty truda v byudzhetnyh uchrezhdeniya zdravookhraneniya (na primere stomatologii) [Development of the remuneration system in public health institutions (on the example of dentistry)] Moscow. (in Russian).

Berezin M.A., Kraush V.A. (2018). Retrospektiva i perspektiva modernizatsii sistem oplaty truda v byudzhetnoy sfere [Past and future of the remuneration system in social sector]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (1). 111-119. (in Russian).

Gridneva M.A., Petrov M.A. (2019). Osobennosti primeneniya professionalnyh standartov na sovremennom rynke truda: urovni kvalifikatsii kak kriterii differentsiatsii razmerov zarabotnoy platy [Features of professional standards application in the modern labor market: the skill levels as wage differentiation criteria]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 513-522. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39907.

Lomovtseva N.N. (2017). Voprosy regulirovaniya minimalnogo razmera oplaty truda v Rossiyskoy Federatsii [Issues of minimum wage regulation in Russian Federation]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (3). 231-242. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.3.38327.

Malakhova A.A., Starova O.V., Arefev V.A. (2020). Otsenka personala i rezultatov ego deyatelnosti pri postroenii differentsirovannoy sistemy oplaty truda v kadrovom menedzhmente [Personnel assessment and results of its activity during the creation of differentiated system of remuneration in personnel management]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (1). 43-54. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.1.41505.

Menshikova O.I. (2019). Obespechenie minimalnyh garantiy oplaty truda na raznyh urovnyakh upravleniya: «koridor» vozmozhnostey ili zamknutyy krug? [Providing minimum wage guarantees at different levels of management: a corridor of opportunities or a vicious circle?]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (3). 1243-1256. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.41058.

Samoylov A.V., Molchanova S.M. (2020). Neravenstvo v oplate truda. Segmentatsiya rynka [Inequality in payment of labour. Market segmentation]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (1). 27-42. (in Russian). doi: 10.18334/ et.7.1.41491.

— 1910 -

Shirokova L.N., Skovpen V.A., Mosina L.L. (2018). Voprosy oplaty truda v generalnom soglashenii na 2018-2020 gody (na primere byudzhetnogo sektora ekonomiki) [Problems of employees remuneration in the general agreement for 2018-2020 (on the example of the budget sector of the economy)]. Innocentre. (4(21)). 84-95. (in Russian).

Velmisova E.I. (2019). Zarabotnaya plata pedagogicheskikh rabotnikov sfery professionalnogo obrazovaniya: novye stimuly i ugrozy [Salary of pedagogical workers of the sphere of professional education: new incentives and threats]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 895-900. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40616.

— 1911 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1912 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.