Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА В МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА В МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северный морской путь / СМП / морской транспорт / морские суда / транспортная инфраструктура / генерация электроэнергии / альтернативные виды топлива / судовые топлива / моторные топлива / сжиженный природный газ / СПГ / аммиак / мочевина / метанол / водород / водородная энергетика / роль связанного водорода / Northern Sea Route / marine transport / ships / transport infrastructure / electricity generation / alternative fuels / marine fuels / motor fuels / liquefied natural gas / ammonia / urea / methanol / hydrogen / hydrogen energy / role of bound hydrogen

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гусев А. С., Бахтин И. Б.

В работе прослеживается взаимосвязь между стратегическим развитием Северного морского пути, российских территорий и увеличением доли альтернативных видов топливасжиженного природного газа, аммиака и мочевины, метанола в средне- и долгосрочной перспективе для морских судов, а также для локальной электрогенерации и использования в качестве моторного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF NORTHERN SEA ROUTE AND PROSPECTS FOR USE OFALTERNATIVE TYPES OF FUELS IN RUSSIAN MARITIME TRANSPORT

The paper traces the relationship between the strategic development of the Northern Sea Route, Russian territories and an increase in the share of alternative fuelsliquefied natural gas, ammonia and urea, methanol in the medium and long term for marine vessels, as well as for local power generation and use as motor fuel.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА В МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ»

УДК 33 Гусев А. С., Бахтин И.Б.

Гусев А. С.

магистрант Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, Россия)

Бахтин И.Б.

магистрант Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, Россия)

ЭВОЛЮЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА В МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ

Аннотация: в работе прослеживается взаимосвязь между стратегическим развитием Северного морского пути, российских территорий и увеличением доли альтернативных видов топлива - сжиженного природного газа, аммиака и мочевины, метанола в средне- и долгосрочной перспективе - для морских судов, а также для локальной электрогенерации и использования в качестве моторного топлива.

Ключевые слова: Северный морской путь, СМП, морской транспорт, морские суда, транспортная инфраструктура, генерация электроэнергии, альтернативные виды топлива, судовые топлива, моторные топлива, сжиженный природный газ, СПГ, аммиак, мочевина, метанол, водород, водородная энергетика, роль связанного водорода.

В современном контексте стратегического развития морских транспортных маршрутов, Северный морской путь (СМП) представляет собой существенную конкурентную альтернативу существующим транспортным маршрутам ввиду сокращения дистанций, сроков транспортирования и как следствие снижение вклада логистических издержек в конечную стоимость

перевозимых товаров. Согласно распоряжению Правительства России от 1 августа 2022 года №2115-р, утвержденному плану развития СМП до 2035 года, предусмотрено значительное финансирование в размере 1,8 трлн. рублей на улучшение грузовой базы, транспортной инфраструктуры и флота [1].

Президент РФ В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2023 года подчеркнул важность опережающего развития инфраструктуры СМП. Заявление подкреплено планами, включающими строительство и модернизацию 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока [2].

В среднесрочной (10-20 лет) и долгосрочной перспективе (50 лет и более), логистическая и судостроительная отрасль могут столкнуться с изменением основных судовых топлив. Сжиженный природный газ (СПГ) и производные водорода - аммиак и метанол - могут занять важное место в этом процессе. Эти топлива будут использоваться не только для морских судов, но также в региональных проектах по генерации электроэнергии и в качестве моторного топлива для локальных рынков.

Таким образом, эти изменения не только модернизируют транспортную инфраструктуру, но также станут ключевыми элементами в стратегическом развитии регионов и территорий, обеспечивая экономическую устойчивость и соблюдение экологических стандартов.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) внесла ограничения на использование топлив с высоким содержанием серы [3]. Что обусловливает важность перехода к альтернативным топливам, таким как сжиженный природный газ (СПГ).

С точки зрения логистики, изменение топливных сценариев предполагает пересмотр транспортных и энергетических систем. Долгосрочная перспектива, рассматриваемая на период 50 лет и более, предполагает переход к сжиженному природному газу (СПГ) и производным водорода. Согласно исследования Мирового энергетического совета (МИРЭС), такие изменения существенно

повлияют на структуру энергетических систем мира и обеспечат стабильность в снабжении [4].

С учетом перспектив использования СПГ и его производных в качестве основного судового топлива, судостроительная отрасль вынуждена переориентироваться. Официальные данные от The Society for Gas as a Marine Fuel (SGMF) свидетельствуют о том, что использование СПГ становится глобальным трендом, вынуждая судостроителей к разработке и строительству судов, оснащенных двигательными установками на основе современных альтернативных видов топлив. В настоящее время в Мировом судоходстве задействованы около 240 судов на СПГ, еще около 350 строятся на верфях [5].

Важной перспективой в области транспортной энергетики является переход к аммиаку, мочевине и метанолу в качестве энергоносителей в «водородной энергетике» [6]. Эти вещества не только могут служить топливом для морских судов, но и выступают в роли «связанного водорода», обеспечивая энергию для транспортировки и хранения в различных регионах мира.

С учетом изменений в энергетическом ландшафте, предполагается, что использование аммиака, мочевины и метанола расширится на локальных рынках. Эти вещества могут также служить источником топлива для генерации электроэнергии в локальных проектах. Такой переход обеспечит энергетическую устойчивость на региональном уровне и снизит зависимость от традиционных источников энергии.

Одним из ключевых преимуществ использования аммиака, мочевины и метанола в качестве энергоносителей является их эффективность в морской транспортировке при обычных температурах. Этот фактор делает такую транспортировку более экономически выгодной по сравнению с транспортировкой водорода в сжиженном криогенном виде.

Реализация планов развития СМП также требует создания соответствующей инфраструктуры и промышленных процессов для извлечения водорода и сопутствующих компонентов из аммиака, мочевины и метанола. Анализ плана развития СМП и перспектив использования альтернативных видов

топлив для морского транспорта указывает на серьезные усилия России в области экологически устойчивой разработки Арктики. Стратегический переход к альтернативным топливам, таким как СПГ, аммиак, мочевина и метанол, не только повысит эффективность морских перевозок, но и подчеркнет лидерство страны в области инноваций и устойчивого развития.

Использование передовых энергоносителей не ограничится только морским транспортом, но также найдет применение в различных отраслях, включая генерацию электроэнергии и «водородную энергетику». При правильном внедрении и поддержке со стороны государства, эти технологии смогут стать неотъемлемой частью общего стратегического подхода к развитию экономики и сохранению окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.08.22 №2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/ (дата обращения: 01.03.2023);

2. ПМЭФ-2023: быстрее, выше, сильнее. — Текст : электронный // Инвестиционный портал Арктической зоны России : [сайт]. — URL: https://arctic-russia.ru/article/pmef-2023-bystree-vyshe-silnee/ (дата обращения: 06.12.2023);

3. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78). - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ, 2008. - 760 с;

4. WORLD ENERGY SCENARIOS | 2019: EXPLORING INNOVATION PATHWAYS TO 2040. — Текст : электронный // World Energy Council : [сайт]. — URL: https://www.worldenergy.org/publications/entry/world-energy-scenarios-2019-exploring-innovation-pathways-to-2040 (дата обращения: 06.12.2023);

5. Ships in operation. — Текст : электронный // SGMF - The Society for Gas as a Marine Fuel : [сайт]. — URL: https://www.sgmf.info/why-us/#ships_in_operation (дата обращения: 06.12.2023);

6. Климентьев, А. Ю. Аммиак - перспективное моторное топливо для безуглеродной экономики / А. Ю. Климентьев, А. А. Климентьева // Транспорт на альтернативном топливе. - 2017. - № 3(57). - С. 32-44. - EDN YUNIOF Gusev A.S., Bakhtin I.B.

Gusev A.S.

Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia)

Bakhtin I.B.

Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia)

EVOLUTION OF NORTHERN SEA ROUTE AND PROSPECTS FOR USE OF ALTERNATIVE TYPES OF FUELS IN RUSSIAN MARITIME TRANSPORT

Abstract: the paper traces the relationship between the strategic development of the Northern Sea Route, Russian territories and an increase in the share of alternative fuels - liquefied natural gas, ammonia and urea, methanol in the medium and long term - for marine vessels, as well as for local power generation and use as motor fuel.

Keywords: Northern Sea Route, marine transport, ships, transport infrastructure, electricity generation, alternative fuels, marine fuels, motor fuels, liquefied natural gas, ammonia, urea, methanol, hydrogen, hydrogen energy, role of bound hydrogen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.