ЭВОЛЮЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА В АКТАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ВОРОНЦОВ Дмитрий Игоревич,
аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения, эксперт Отдела сопровождения конкурсов и реализации научных проектов Управления организации научных исследований
Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: divoroncov@msal.ru
Краткая аннотация: в статье рассматривается процесс формирования действующей нормативно-правовой базы Международной организации труда, регулирующей обеспечение безопасности и гигиены труда работников. В работе уделяется внимание преимущественно конвенциям Международной организации труда, рассмотренным в хронологическом порядке. На основании проведенного исследования делается вывод о факторах в наибольшей степени предопределивших текущее положение обеспечения безопасности и гигиены труда работников.
The article describes the process of the formation of the current regulatory framework of the International labour organization governing occupational safety and health of workers. The work focuses on mostly International labour organization conventions discussed in chronological order. On the basis of the study it concludes that the greatest factors behind the current position of the occupational safety and health of workers.
Ключевые слова: Международная организация труда, безопасность и гигиена труда, Конвенция МОТ, правовое регулирование, факторы, способствующие развитию.
International labour organization, occupational safety and health, the ILO Convention, regulation, factors contributing to development.
Безопасность и гигиена труда является одним из важнейших институтов трудового права при рассмотрении через призму международного права. Значимость данного института подтверждалась еще в Уставе Международной
1
организации труда , в которой в качестве одной из целей устанавливается необходимость защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве. Несмотря на то, что с момента принятия Устава Международной организации труда прошло почти 100 лет, данная проблема остается актуальной и по сей день. Вместе с тем, нельзя не отметить, что само понимание безопасности и гигиены труда претерпело ряд позитивных преобразований, которые направлены на разработку новых и совершенствование действующих механизмов, которыми
1 «Устав Международной организации труда»: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134014/ (дата обращения: 29.12.2015).
непосредственно осуществляется обеспечение безопасности и гигиены труда работников.
Исследование данного вопроса проведено сквозь призму эволюционного развития для того, чтобы последовательно выявить признаки безопасности и гигиены труда, а также определить тенденции совершенствования указанного института. Важность названного подхода определяется необходимостью исследования становления такого правового явления как безопасность и гигиена труда, или охрана труда, а также позволит выстроить обоснованные предположения о его дальнейшем развитии. Следует отметить, что в настоящее время одной из особенностей проведения научных исследований в области права является стремление к анализу международного и зарубежного опыта в интересующей сфере, что порождает различные предложения по имплементации указанного опыта. Однако такой подход не может быть признан достаточным для действительного развития научной доктрины и законо-
дательства. Такой порядок закрепляет российские исследования и российскую правовую действительность на позициях «догоняющих» иностранные исследования. Вместе с тем, исследования, которые ставят своей целью провести не только анализ существующего положения того или иного явления, но и прослеживают пути его развития, могут иметь более продуктивные результаты, а именно, они способны выявить наиболее эффективные способы имплементации положительного опыта в российскую действительность, а также на их основе можно обоснованно предполагать дальнейшее развитие соответствующей правовой реалии.
Рассмотрение эволюции понимания безопасности и гигиены труда можно начать с
приведенного выше Устава Международной
1
организации труда , исходя из текста которой наиболее характерным и первостепенным признаком безопасности и гигиены труда работников является безусловный приоритет в защите трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве.
Сущностные признаки данного института можно также встретить и в иных ранних актах Международной организации труда, в частности, в Конвенции МОТ от 29 октября 1919 г. № 1 «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю» . Данная норма, помимо установления соответствующих ограничений, предусматривает возможность отклонения от предлагаемых условий при установлении соответствующих сверхурочных выплат в размере «не менее одной с четвертью обычной ставки». Такое установление говорит о начинающем свое формирование компенсационном характере возмещения в случае непредоставления надлежащих условий
1 «Устав Международной организации труда»: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134014/ (дата обращения: 29.12.2015).
2 Конвенция МОТ от 29 октября 1919 г. № 1 «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302098&prevDoc=33302 098&spack=110Nstid%3D010000000100%26Nstpos%3D1 %26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26 (дата обращения: 29.12.2015).
по охране труда.
Развитие компенсационного характера исследуемого института можно наблюдать и в Конвенции МОТ от 26 октября 1921 г. № 12 «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве» . В ст. 1 данного документа предусматривается обязательство распространить на всех лиц, получающих заработную плату в сельском хозяйстве, законы и постановления, предусматривающие компенсацию трудящимся за телесное повреждение при несчастном случае, происшедшем в результате или во время его работы по найму. Вместе с тем, нельзя не отметить, что названный акт несмотря на то, что он был принят позднее Конвенции МОТ от 29 октября 1919 г. № 1 «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю», не содержит в себе минимальных размеров компенсаций, что свидетельствует об отсутствии на тот момент единой практики регламентации минимальных нормативов обязательств.
Нельзя не обратить внимание на Конвенцию МОТ от 10 июня 1925 г. № 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на
4
производстве» , на примере которой заметно развитие правовых положений, регламентирующих компенсационный характер безопасности и гигиены труда. В частности, положением, развивающим содержание упомянутой ранее Конвенции МОТ от 26 октября 1921 г. № 12 «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве», является указание в качестве адресатов компенсации не только самих трудящихся, но и их иждивенцев. Одновременно с этим, ограничивается круг лиц, к которым применяются положения о компенсациях, а именно,
3 Конвенция МОТ от 26 октября 1921 г. № 12 «О возмещении при несчастных случаях на работе в сельском хозяйстве» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL:
https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302098&prevDoc=333020 98&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D1%26lsz%3D1 68%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26 (дата обращения: 29.12.2015).
4 Конвенция МОТ от 10 июня 1925 г. № 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302116&prevDoc=333021 16&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D17%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26 (дата обращения: 29.12.2015).
согласно ч. 2 ст. 2 в законодательстве могут быть предусмотрены исключения в отношении:
a) лиц, нанимаемых эпизодически и нанятых для выполнения работ, не характерных для профиля данного предприятия;
b) лиц, работающих на дому;
c) членов семьи предпринимателя, работающих исключительно для него и живущих в его доме;
d) работников умственного труда, заработок которых превышает предел, установленный национальным законодательством.
Статья 3 данного акта, в свою очередь, не допускает применения установленного правового регулирования к морякам и рыбакам, а также к лицам, пользующимся особым режимом, по меньшей мере, равноценному установленному конвенцией.
Следует отметить, что положения Конвенции МОТ от 10 июня 1925 г. № 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» в значительной степени развивают компенсационную составляющую безопасности и гигиены труда, путем установления сроков предоставления возмещения, обязанности по дополнительному возмещению в случае необходимости ухода сторонним лицом, а также на предоставление необходимой в результате несчастного случая медицинской помощи и лекарственных средств, получение и регулярное обновление за счет предпринимателя или страховщика протезных и ортопедических средств или дополнительные пособия.
Конвенция МОТ от 10 июня 1925 г. № 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях»1 продолжает развитие института безопасности и гигиены труда, в частности, указав на необходимость осуществлять выплату возмещения работникам, оказавшимся нетрудоспособными не только по причинам, связанным с телесными повреждениями, но и подвергшихся профессиональным заболеваниям. Вместе с тем, данный акт закрепляет
1 Конвенция МОТ от 10 июня 1925 г. № 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302117&prevDoc=33302 117&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D18%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26 (дата обращения: 29.12.2015).
как перечни заболеваний и токсических веществ, так и связывает их с соответствующими видами деятельности и отраслями промышленности. Таким образом, на данном этапе развития института безопасности и гигиены труда можно констатировать наличие существенных ограничений в действии норм, обеспечивающих охрану труда работников. Следует особо отметить, что конкретизация сфер труда работников нередко исключительно детализирована, например, в перечне видов деятельности и отраслей промышленности, указывается, что «отравление свинцом, его сплавами или соединениями, с прямыми последствиями этого отравления» соответствует, среди прочего такому виду работ как «отливка вторичного цинка и свинца в болванки». Иными словами, осуществление аналогичной деятельности с незначительными отклонениями от приведенной в норме формулировки может стать препятствием для исполнения ее положений.
Последовательно раскрывая совершенствование компенсационного характера в рамках безопасности и гигиены труда, следует отметить Конвенцию МОТ от 5 июня 1925 г. № 19 «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях» . Указанный акт согласно своему названию предусматривает обязательство для ратифицировавших ее стран создать гражданам любого иного государства-члена МОТ права на возмещение одинаковые с теми, которые предусмотрены для своих собственных граждан. Учитывая тот факт, что МОТ по характеру своей деятельности отвечает на вызовы, которые возникают перед обществом в вопросах регулирования труда, можно утверждать, что эта конвенция отражает начало активизации процессов глобализации и трудовой миграции, которые не могли не затронуть, в свою очередь, такой институт как охрана труда.
При рассмотрении развития компенсационного характера нельзя не отметить важ-
2 Конвенция МОТ от 5 июня 1925 г. № 19 «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302118&prevDoc=333021 18&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D20%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D20%26 (дата обращения: 29.12.2015).
ность принятия таких документов, как Конвенция МОТ от 15 июня 1927 г. № 24 «О страховании по болезни трудящихся промышленных и
1
торговых предприятии и домашней прислуги» и Конвенция МОТ от 15 июня 1927 г. № 25 «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» . Их принятие предопределило основы дальнейшего становления института охраны труда, указав на необходимость создания финансового фундамента для реализации компенсационного характера безопасности и гигиены труда.
Нельзя не отметить и Конвенцию МОТ от 21 июня 1929 г. № 28 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке и
3
разгрузке судов» , так как она в отличие от предшествующих аналогичных актов устанавливает совсем иной подход к правовому регулированию безопасности и гигиены труда. Она предусматривает именно защитный механизм от наступления несчастных случаев, а не производит нормирование компенсаций в связи с ними. Следует отметить существенное значение данного документа, так как им, на уровне конвенции Международной организации труда, устанавливаются определенные элементы правил техники безопасности для конкретного вида работ, так как они в большей степени устанавливают особенности конструкции проходов и доступа к отдельным помещениям судов, обязательства по предоставлению средств для свободного доступа к частям судов, а также по обеспечении необходимого освещения. Ввиду
1 Конвенция МОТ от 15 июня 1927 г. № 24 «О страховании по болезни трудящихся промышленных и торговых предприятий и домашней прислуги» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302123&prevDoc=33302 123&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D25%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D20%26 (дата обращения: 29.12.2015).
2 Конвенция МОТ от 15 июня 1927 г. № 25 «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302124&prevDoc=33302 124&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D26%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D20%26 (дата обращения: 29.12.2015).
3 Конвенция МОТ от 21 июня 1929 г. № 28 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке и разгрузке судов» // Официальный сайт международной программы "За безопасный
труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302127&prevDoc=33302 127&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D29%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D20%26 (дата
обращения: 29.12.2015).
указанной специфики, данные требования в большей степени регламентируют требования организационно-технического характера и обращены непосредственно к судовладельцам.
Нередко пересмотр ранее принятых конвенций можно считать одним из неотъемлемых признаков развития, в том числе, и компенсационного характера безопасности и гигиены труда. Конвенция МОТ от 21 июня 1934 г. № 42 «О возмещении работникам в случае профессиональных заболеваний (пересмотренная в 1934 г.)»4 подтверждает указанное утверждение. Текстом документа существенно расширяется сфера его применения, так как помимо указанных ранее заболеваний, среди которых присутствуют отравления свинцом, ртутью в их различных проявлениях с прямыми последствиями отравления, а также заражение сибирской язвой, предусматриваются и иные профессиональные заболевания, включая силикоз, отравления фосфором, мышьяком, бензолом, патологические проявления в результате воздействия радия, других радиоактивных веществ, рентгеновских лучей и ряд других случаев. Вместе с тем, разительно отличается и способ установления перечня видов деятельности, отраслей и процессов, в рамках которых случаи указанных профессиональных заболеваний подлежат компенсации. Так, например, триаде ранее установленных профессиональных заболеваний, соответствует тот же способ закрепления, который был рассмотрен в рамках анализа Конвенции МОТ от 10 июня 1925 г. № 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях»5, приведенный выше. Новеллой в данном случае служит лишь расширение самого списка случаев, например, отравление свинцом, его сплавами или соединения-
4 Конвенция МОТ от 21 июня 1934 № 42 «О возмещении работникам в случае профессиональных заболеваний (пересмотренная в 1934 году)» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302140&prevDoc=333021 40&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D42%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D40%26 (дата обращения: 29.12.2015).
5 Конвенция МОТ от 10 июня 1925 № 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302117&prevDoc=333021 17&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D18%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26 (дата обращения: 29.12.2015).
ми с прямыми последствиями этого отравления теперь признается случаем предоставления компенсации, помимо ранее установленных и тогда, когда данное профессиональное заболевание произошло в процессе работы в полиграфической промышленности. Однако особую значимость рассматриваемая конвенция обретает в контексте тех профессиональных заболеваний, которые были введены данным документом. Главная особенность проявляется в способе закрепления случаев, в которых заболевания подлежат компенсации, в частности, формулировка приобретает более широкое применение, так как связана с любым процессом, требующим производства, выделения или использования соответствующего вещества, которое влечет за собой корреспондирующее отравление или болезнь. Переход от закрепления частных случаев применимости конкретной нормы к общему основанию предоставления компенсации является прогрессивным, что является одним из существенных достижений в развитии безопасности и гигиены труда.
Конвенция МОТ от 24 октября 1936 г. № 55 «Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков»1 также раскрывает сущность компенсационного характера безопасности и гигиены труда. В данном случае обязательство состоит в оказании помощи работнику и в определении минимальных критериев предоставлении соответствующего ухода в случае болезни и травмы происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом договоре, и датой истечения срока найма, что включает в себя в как медицинский уход и предоставление достаточных в качественном и количественном отношении медикаментов и других лечебных средств, а также питание и жилье. Вместе с тем, отдельно указываются обязанность по несению расходов для возвращения на родину больного или получившего травму моряка. Регламентируются и последствия
1 Конвенция МОТ от 24 октября 1936 г. № 55 «Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" и^:
https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302150&prevDoc=33302 150&враск=110listid%3D010000000100%26listpos%3D52%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D40%26 (дата обращения: 29.12.2015).
смерти работника, в частности, устанавливается обязанностей по уплате расходов на похороны в случае смерти на борту судна или в случае смерти на берегу, если в момент смерти умерший мог бы претендовать на оказание медицинской помощи за счет судовладельца. Следует отметить, что установление таких обязательств характеризуется действительной необходимостью по обеспечению надлежащих условий организации помощи работнику или членам его семьи, так как характер деятельности и условия труда предопределяют особое ответственность судовладельца за судьбу моряка.
Принятие Конвенции МОТ от 23 июня
1937 г. № 62 «О технике безопасности в строи-
2
тельной промышленности» можно считать одним из первых шагов к изменению понимания безопасности и гигиены труда и началом постепенного отступления от компенсационного характера, как основного элемента охраны труда и. В преамбуле данного акта, прежде всего, указывается на необходимость уменьшения серьезных рисков несчастных случаев, как по мотивам гуманности, так и по экономическим соображениям, но, вместе с тем, подчеркивается, что целью указанной конвенции является установление стандартизации минимальных мер техники безопасности, с учетом того, что слишком жесткие для всеобщего применения требования устанавливаться не должны. В отличие от ранее рассматриваемой Конвенции МОТ от 21 июня 1929 г. № 28 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке и раз-
3
грузке судов» , которая также устанавливает правила техники безопасности, здесь основной акцент делается на установление основных принципов в безопасной организации деятельности в области строительства. Среди этих по-
2 Конвенция МОТ от 23 июня 1937 г. № 62 «О технике безопасности в строительной промышленности» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302155&prevDoc=333021 55&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D57%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D40%26 (дата обращения: 29.12.2015).
3 Конвенция МОТ от 21 июня 1929 г. № 28 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке и разгрузке судов» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302127&prevDoc=333021 27&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D29%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D20%26 (дата обращения: 29.12.2015).
ложений, следует особо отметить введение принципа гласности, который закреплен, в частности, в п. «а)» ст. 3 рассматриваемого акта, где установлено требование о том, чтобы предприниматели доводили законы или правила, регламентирующие положения, непосредственно касающиеся техники безопасности, до сведения всех заинтересованных лиц в установленном компетентными властями порядке. Вместе с тем, положения данной конвенции находят свое развитие в Рекомендации МОТ от 23 июня 1937
г. № 53 «О технике безопасности в строительной
1
промышленности» , которая раскрывает содержание предусмотренных Конвенцией МОТ № 62 обязательств, и в своих положениях устанавливает более конкретные нормативы. По своему содержанию, она представляет собой детально регламентированные требования, предъявляемые для возведения строительных лесов, подъемного оборудования, предохранительные и спасательные средства для работников, а также средства первой помощи в случае получения какой-либо травмы в период работы. Таким образом, структура и сущность самих положений схожи с нормами, установленными рассмотренной ранее Конвенцией МОТ от 21 июня 1929 г. № 28, но их закрепление на уровне рекомендации свидетельствует о невозможности их повсеместного воплощения в жизнь, что привело к необходимости зафиксировать на уровне Конвенции МОТ от 23 июня 1937 г. № 62 «О технике безопасности в строительной промышленности» лишь общие принципы, а уже наиболее правильные пути их реализации отразить в тексте рекомендации с подробной регламентацией правил техники безопасности.
Как видно из рассмотренного выше примера, еще в первые десятилетия существования Международной организации труда, внедрение обязательств по безопасности и гигиене труда работников было очень сложным процессом и нередко приводило к тому, что, казалось бы, позитивное течение по установлению на уровне конвенции Международной организации труда конкретных обязательств, не находило
1 Рекомендация МОТ от 23 июня 1937 г. № 53 «О технике безопасности в строительной промышленности» // Официальный сайт "Консультант Плюс" URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=23 537 (дата обращения: 29.12.2015).
дальнейшего развития, и, впоследствии, на уровне конвенции, закрепляются уже не конкретные правила техники безопасности, а лишь общие принципы, которые раскрывают свое содержание лишь в рекомендательных актах.
Вопрос обеспечения безопасности и гигиены труда работников состоит не только в уменьшении рисков при осуществлении определенных видов деятельности, в установлении правил техники безопасности и компенсаций в случае наступления несчастных случаев или профессиональных заболеваний, но и в осуществлении контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда в целом.
В этой связи нельзя не отметить Конвенцию МОТ от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»2, которая устанавливает один из важнейших механизмов по обеспечению контроля и надзора за соблюдением национального законодательства, регламентирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, в том числе охрану труда. Согласно ст. 2 данной конвенции вся система инспекции труда распространяется на все предприятия, в отношении которых инспектора труда обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране работников в процессе их работы. Статья 3 указанного акта развивает данную норму, раскрывая задачу системы инспекции труда, в которую наряду с прочими входит как обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности работников в процессе их работы, так и обеспечение работодателей и работников технической информацией и рекомендациями о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений, что наделяет инспекцию труда не только контрольными полномочиями, но и предполагает создание своего рода информационного базиса для развития наиболее перспективных практик осуществления законодательных поло-
2 Конвенция МОТ от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302168&prevDoc=333021 68&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D70%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D60%26 (дата обращения: 29.12.2015).
жений. В целом инспекция труда может быть охарактеризована как один из превентивных механизмов в обеспечении безопасности и гигиены труда, о чем, в частности, свидетельствует ст. 13 Конвенции МОТ № 81, согласно которой инспекторам труда разрешено требовать принятия мер по устранению недостатков, отмеченных в каком-либо сооружении, оборудовании или методах труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников. Вместе с тем, указания инспекторов труда могут применяться как к определенному сроку в будущем, так и немедленно, в случае непосредственной угрозы для здоровья и безопасности работников.
Вопросы обеспечения безопасности и гигиены труда отражены также и в Конвенции МОТ от 24 июня 1958 г. № 110 «Об условиях труда на плантациях»1. Среди прочего, следует отметить, что в рамках рассматриваемой тематики, особое значение приобретают разделы 8 и 11 данного акта. Так, раздел 8 содержит положения о возмещении за несчастные случаи на производстве, которые в основном сводятся к распространению на работников плантаций законодательства о предоставлении соответствующих компенсаций, а также к созданию равных условий для иностранных работников и граждан соответствующей страны по компенсации работникам, пострадавшим от несчастных случаев во время работы или вследствие ее. Также можно выявить влияние ранее принятой Конвенции МОТ от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и тор-говле»2 на рассматриваемую конвенцию, так как разделом 11 данного акта предусмотрен комплекс правовых положений, регламентирующих работу инспекций труда. Следует отметить, что в рамках рассматриваемого доку-
1 Конвенция МОТ от 24 июня 1958 г. № 110 «Об условиях труда на плантациях» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302196&prevDoc=33302 196&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D97%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D80%26 (дата обращения: 29.12.2015).
2 Конвенция МОТ от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302168&prevDoc=33302 168&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D70%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D60%26 (дата обращения: 29.12.2015).
мента нельзя выявить каких-то отраслевых особенностей функционирования системы инспекций труда, в нем нашли отражения лишь основы и принципы функционирования всей системы, без специфических признаков отраслевой дифференциации. Это свидетельствует о стремлении в развитии и упрочнении системы инспекций труда, что в данном контексте достигается путем имплементации ее общих положений в конвенцию, предметом регулирования которой является определенный вид деятельности.
Рассматривая развитие правовых положений в сфере безопасности и гигиены труда, следует отразить Конвенцию МОТ от 22 июня 1960 г. № 115 «О защите работников от ионизи-
3
рующеи радиации» , которая регламентирует вопросы по охране труда в тех видах деятельности, которые влекут воздействие ионизирующей радиации на работников. Новацией в данном контексте является установление прямой взаимосвязи методологии и технических средств, противодействующих негативному влиянию ионизирующей радиации с достижениями науки и техники. В частности, согласно ст. 3 необходимые меры по обеспечению эффективной защиты работников применяются в свете новейших знаний, а статья 6 устанавливает, что максимально допустимые дозы и количества ионизирующей радиации постоянно пересматриваются в свете новых знаний. В результате, можно говорить о формировании принципа постоянного совершенствования средств и методов, с помощью которых обеспечивается безопасность и гигиена труда работников.
Конвенция МОТ от 8 июля 1964 г. № 120
_ 4
«О гигиене в торговле и учреждениях» также содержит в себе положения, позволяющие дополнить содержание института безопасности и гигиены труда. В данном случае следует отме-
3 Конвенция МОТ от 22 июня 1960 г. № 115 «О защите работников от ионизирующей радиации» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302201&prevDoc=333022 01&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D102%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D100%26 (дата обращения: 29.12.2015).
4 Конвенция МОТ от 8 июля 1964 г. № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302205&prevDoc=333022 05&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D106%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D100%26 (дата обращения: 29.12.2015).
тить, что в соответствии с положением ст. 4 содержится обязательство об обеспечении введения в силу положений Рекомендации МОТ от 8 июля 1964 г. № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях»1 или иных, равносильных им. Вместе с тем, ряд требований, которые устанавливаются самой конвенцией также свидетельствует о продолжающемся развитии и фиксировании важных положений, в частности, согласно ст. 7, помещения, которые используются работниками, а также оборудование должно содержатся в чистоте и порядке, в соответствии со ст. 8 помещения обеспечиваются достаточной подходящей вентиляцией, естественной или искусственной, обеспечивающей приток свежего или очищенного воздуха, во всех помещениях должно быть обеспечено достаточное и надлежащее освещение, с приоритетом естественному, а также в них должна поддерживаться благоприятная и стабильная температура ст. 9 и 10 соответственно. В дополнение к вышесказанному, необходимо добавить, что конвенцией в ст. 11 устанавливается требование о расположении рабочих мест и оборудования таким образом, чтобы предотвращалось какое-либо вредное влияние на здоровье работников, а также, чтобы работникам предоставлялась в достаточном количестве питьевая вода или другой здоровый напиток согласно ст. 12. Конвенция МОТ № 120 содержит множество требований и по иным аспектам, однако в данном случае следует отметить, что на примере данного акта заметно изменение подхода в требованиях к безопасности и гигиене труда. Исходя из приведенных выше положений, можно сделать вывод, что задачи самого института расширяются и теперь необходимо обеспечить такие безопасные условия, которые в определенной мере коррелируют с комфортными условиями осуществления трудовой деятельности.
Рассмотрение Конвенции МОТ от 20 июня 1977 г. № 148 «О защите работников от
1 Рекомендация МОТ от 8 июля 1964 г. № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL:
https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302303&prevDoc=33302 303&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D11 %26lsz%3 D109%26nd%3D808000005%26nh%3D0%26 (дата обращения: 29.12.2015).
профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах»2 следует начать с рассмотрения ее сферы действия. Так, ч. 1 ст. 1 указывает на то, что положения данного акта применяются ко всем отраслям экономической деятельности. Несмотря на то, что ч. 2 ст. 1 и предполагает возможность исключения из указанной сферы применения конвенции отдельные отрасли, такая широкая сфера действия позволяет утверждать, что развитие института охраны труда происходит и в горизонтальной плоскости. Следует отметить, что в соответствии с содержанием конвенции принимаются меры направленные на предупреждение, ограничение и защиту от профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией. Таким образом, положения конвенции направлены как на превентивную, так и на текущую защиту от приведенных выше профессиональных рисков.
Конвенция МОТ от 25 июня 1979 г. № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах»3 распространяет свою сферу действия исходя из названия и содержания ст. 1 на деятельность, связанную с портовыми работами. Согласно тексту данного акта, под «портовыми работами» понимается вся или часть работы по погрузке или разгрузке любого судна, а также любую связанную с этим работу. В связи с этим можно провести параллель с Конвенцией МОТ от 21 июня 1929 г. № 28 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке и разгрузке судов»4, так как
2 Конвенция МОТ от 20 июня 1977 г. № 148 «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302230&prevDoc=333022 30&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D131%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D120%26 (дата обращения: 29.12.2015).
3 Конвенция МОТ от 25 июня 1979 г. № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302234&prevDoc=333022 34&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D135%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D120%26 (дата обращения: 29.12.2015).
4 Конвенция МОТ от 21 июня 1929 г. № 28 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке и разгрузке судов» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302127&prevDoc=333021 27&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D29%26lsz%3D 168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D20%26 (дата обращения: 29.12.2015).
сущность данных актов направлена на регулирование вопросов безопасности и гигиены труда в одной и той же сфере деятельности. Прежде всего, следует отметить значительное изменение самого подхода в установлении норм, в частности, в раннем акте больший акцент делался на установление конкретных положений, к соблюдению которых обязывала конвенция, однако Конвенция МОТ № 152 указывает такие формулировки как «надлежащий», «достаточный» и т.д. Вместе с тем, в исследуемом документе содержатся положения, которые содержат более конкретизированные обязательства работодателя, в частности, ст. 16 устанавливает обязательства не только по перевозке работников, как регламентировала Конвенция МОТ № 28, но также обязывает его обеспечить меры способствующие безопасной посадки и высадки, что свидетельствует наряду со снижением строго закрепленных правил техники безопасности, рост числа регулируемых обстоятельств, включая их конкретизацию путем разбития на несколько составных частей.
Конвенция МОТ от 22 июня 1981 г. № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде»1 также распространяет свою сферу действия на все сферы экономической деятельности, а ч. 1 ст. 2 также уточняет, что конвенция распространяется на всех работников указанной сферы, при этом согласно п. Ь) ст. 3 работниками признаются лица, работающие по найму, в том числе работающие в государственном секторе. Следует отметить, что рассматриваемый акт определяет важный фундамент обеспечения охраны труда - национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Цель этой политики определяется ч. 2 ст. 4, которая состоит в предупреждении несчастных случаев и повреждений здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины
1 Конвенция МОТ от 22 июня 1981 г. № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302237&prevDoc=33302 237&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D138%26lsz% 3D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D120%26 (дата обращения: 29.12.2015).
опасностей, свойственных производственной среде. Одновременно с этим, исследуемый акт также содержит обязательства по проведению постепенного обновления самого института, так ст. 7 предусматривает, что положение в области безопасности и гигиены труда периодически пересматривается с целью определения основных проблем, выявления эффективных методов их решения и очередности принятия мер, а также оценки результатов в данной области. Следует отметить, что ст. 13 данного акта предоставляет работнику право оставить работу, в случае если он имел достаточные основания полагать, что она представляет непосредственную и серьезную опасность для его жизни или здоровья, что подтверждает развитие вариативности в предоставлении работникам способов реагирования на условия труда, представляющие опасность для него.
Развитие превентивного характера безопасности и гигиены труда также прослеживается в положениях, закрепленных Конвенцией МОТ от 26 июня 1985 г. № 161 «О службах гигиены труда» . Согласно п. а) ст.1 данного акта службы гигиены труда представляют собой службы, на которые возложены в основном профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом, а также приспособления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья. Таким образом, обеспечивается формирование безопасной производственной среды приспособленной под нужды и потребности работников, что также развивает ранее указанное стремление корреляции вопросов безопасности и комфорта. Конвенция МОТ № 161 также указывает на необходимость совершенствования
2 Конвенция МОТ от 26 июня 1985 г. № 161 «О службах гигиены труда» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL:
https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302243&prevDoc=333022 43&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D144%26lsz%3 D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D140%26 (дата обращения: 29.12.2015).
созданных правовых положений и структур, в частности, ч. 1 ст. 3 указывает на то, что государство-участник конвенции принимает на себя обязательство постепенно развивать службы гигиены труда для всех работников. Необходимо отметить, что службы гигиены труда выполняют функции, достаточные и учитывающие потенциальные опасности на предприятии.
Конвенция МОТ от 20 июня 1988 г. №
167 «О безопасности и гигиене труда в строи-
1
тельстве» также вносит свой вклад в развитие понимания безопасности и гигиены труда. В частности, положения данного акта охватывают не только работников, но и лиц, работающих не по найму, что, в свою очередь, говорит о существенной важности исследуемого института не только в рамках трудового права, но и за его пределами. Следует отметить, что положения, закрепленные в данном акте в большей степени продолжают сложившуюся тенденцию по закреплению определенного спектра ограничений и запретов, а вместе с тем и закрепляют ряд принципов в соответствии с которыми должна быть построена национальная система безопасности и гигиены труда в соответствующей отрасли. Также требования, установленные в данном акте, направлены как на работодателей, так и на работников и содержат корреспондирующие обязательства для обеих сторон. Нельзя не отметить и тот факт, что меры профилактики и защиты нашли свое отражение в тексте исследуемого документа, что в очередной раз подтверждает их особую значимость, определяя их как неотъемлемый элемент фундамента
построения функционирующей системы обеспечения безопасности и гигиены труда.
В результате проведенного исследования, можно утверждать, что нормы, регламентирующие положения, обеспечивающие безопасность и гигиену труда работников, претерпевали существенные изменения, имеющие положительное влияние на развитие института в целом. Следует отметить, что в процессе своего становления охрана труда значительно расширялась, в частности, с течением времени все больше отраслей, средств производства и различных видов деятельности становились предметом регулирования данного института, а также все больше условий труда требовали нормативного регулирования.
Вместе с тем, можно отметить и изменение подходов к содержанию самих положений в данной области. Прежде всего, на уровне конвенций предусматривалось установление компенсаций в случае наступления несчастных случаев на производстве, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В этой связи следует отметить и изменение самой юридической техники, которая претерпевала положительные изменения, направленные достижения более благоприятных условий развития института безопасности и гигиены труда. По результатам проведенного исследования также можно утверждать, что обеспечение безопасности и гигиены труда работников ставится в прямую зависимость от развития технологий и новейших знаний о методологии и средствах, с помощью которых можно достичь наиболее благоприятных условий для работы.
1 Конвенция МОТ от 20 июня 1988 г. № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» // Официальный сайт международной программы "За безопасный труд" URL: https://base.safework.ru/safework?d&nd=33302249&prevDoc=33302 249&spack=110listid%3D010000000100%26listpos%3D150%26lsz% 3D168%26nd%3D808000004%26nh%3D0%26start%3D140%26 (дата обращения: 29.12.2015).