Научная статья на тему 'Эволюция региональной вероисповедной политики в Саратовской области (1989-2017)'

Эволюция региональной вероисповедной политики в Саратовской области (1989-2017) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / RELIGIOUS POLICY / REGIONAL BODIES OF STATE POWER AND ADMINISTRATION / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / SOCIO-POLITICAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маковский Андрей Андреевич

Представлено развитие политических практик региональных органов государственной власти и управления в области регулирования деятельности религиозных организаций, взаимодействия с конфессиями на примере Саратовской области. Особое внимание уделено формирующейся системе партнерских отношений между государственными и религиозными институтами, которая представляет собой ключевой вектор развития вероисповедной политики на субнациональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Regional Religious Policy in the Saratov region (1989-2017)

He article shows the development of political practices of the regional government bodies in the field of protecting the rights of citizens to the freedom of conscience and the freedom of religion. The author analyses the principles of regulating the activity of religious organizations, and monitoring their interaction with different religious confessions in the Saratov region. Special attention is paid to the emerging system of partnership between the state and religious institutions, which is a key vector in the development of religious policy at the subnational level.

Текст научной работы на тему «Эволюция региональной вероисповедной политики в Саратовской области (1989-2017)»

ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА

88

УДК 322

А. А. Маковский

ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1989-2017)

Представлено развитие политических практик региональных органов государственной власти и управления в области регулирования деятельности религиозных организаций, взаимодействия с конфессиями на примере Саратовской области. Особое внимание уделено формирующейся системе партнерских отношений между государственными и религиозными институтами, которая представляет собой ключевой вектор развития вероисповедной политики на субнациональном уровне.

The article shows the development of political practices of the regional government bodies in the field of protecting the rights of citizens to the freedom of conscience and the freedom of religion. The author analyses the principles of regulating the activity of religious organizations, and monitoring their interaction with different religious confessions in the Saratov region. Special attention is paid to the emerging system of partnership between the state and religious institutions, which is a key vector in the development of religious policy at the subnational level.

Ключевые слова: вероисповедная политика, региональные органы государственной власти и управления, религиозные объединения, социально-политическое партнерство.

Key words: religious policy, regional bodies of state power and administration, religious associations, socio-political partnership.

Общественно-политические изменения в нашей стране в конце ХХ в., религиозный ренессанс, постсекуляризация общества способствовали выделению из массива региональной политической практики вероисповедной политики [13, с. 13], то есть деятельности институтов государства, объектом политического воздействия которой является религиозная составляющая общественной жизни, точнее те ее стороны, которые связаны с какими-либо аспектами публичной сферы.

Безусловно, в силу религиозной, национальной специфики субъектов политики в современной России на субнациональном уровне накоплен различный опыт государственно-конфессиональных взаимодействий. Актуализация религиозного вопроса особенно ощутима в приграничных и поликонфессиональных регионах РФ, так как в данных субъектах наиболее сильно выражены этноконфессиональная идентичность граждан, превалирование религиозных, национальных ценностей над общегражданскими. Поэтому для анализа развития ре-

© Маковский А. А., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 88-93.

гиональной вероисповедной политики были выбраны материалы Саратовской области — поликонфессионального региона, расположенного в северной части Нижнего Поволжья (на востоке граничащего с Республикой Казахстан) [1, с. 144].

Процесс развития вероисповедной политики можно проследить через становление и преобразования ее структурных компонентов (властных институтов, нормативной базы, политической практики), выделив три хронологических периода: конец 1980-х — 1996 г., 1997—2011 гг., с 2012 г. по настоящее время [6, с. 123].

Первый период, конец 1980-х — 1996 г., связан с развитием религиозных прав и свобод сначала в советском обществе, затем в современной России. В этот период закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. закрепил юридические права и обязанности религиозных объединений как юридических лиц и практически отстранил органы государственной власти от регулирования религиозной жизни, что стало причиной развития неформальных региональных политических практик.

Изменения в 1991 г. способствовали построению новой политической системы и формированию в условиях федерализма региональных моделей государственно-конфессиональных отношений. Конституция РФ 1993 г. закрепила светский характер государства, который проявляется в том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, имеют равный статус в субъектах РФ.

В 1990-е гг. в Саратовской области были выработаны определенные политико-правовые механизмы взаимоотношений власти в лице губернатора Ю. В. Белых и мэра г. Саратова А. П. Маликова и традиционных конфессий (православия, ислама, иудаизма), начался процесс передачи религиозным организациям государственной собственности религиозного назначения [12, с. 485]. В условиях появления «новых» для региона религиозных направлений в субъекте РФ был принят закон Саратовской области «О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Саратовской области» 1997 г. (до 25.12.1997 г.). Данный нормативный акт определял порядок легализации, проведения и прекращения миссионерской деятельности на территории региона иностранными религиозными организациями. Вследствие этого региональные органы государственной власти стали регулировать иностранный элемент в вероисповедной сфере.

Второй период, 1997—2011 гг., начинается с принятия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., закрепившего формы деятельности религиозных объединений, а также их права и условия функционирования. В этом Законе была устранена бесконтрольность религиозных организаций за счет закрепления механизмов государственного контроля и надзора через деятельность правоохранительных органов и Министерства юстиции РФ. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к задачам органов государственной власти субъектов РФ в

89

А.А. Маковский

сфере вероисповедной политики отнес укрепление межнационального и межконфессионального согласия, предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также в этот период было принято более 100 федеральных, региональных законов и иных правовых актов, которые способствовали развитию региональных практик в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания, предоставления налоговых льгот религиозным организациям, проведения религиозной реституции, осуществления государством грантовой поддержки религиозных НКО [3, с. 25].

Особенностью Саратовского региона стало формирование в 2007 г. Комитета общественных связей и национальной политики при правительстве Саратовской области (далее — Комитет), непосредственно отвечающего за национальную и вероисповедную политику. Комитет обеспечивает сотрудничество органов исполнительной власти с национальными и религиозными объединениями в социальной сфере, в противодействии экстремистской деятельности, координирует работу властных органов в сфере госконфессиональных отношений и наоборот: доводит до национальных и религиозных объединений информацию о проводимой в Российской Федерации и Саратовской области политике в сфере общественных отношений [7, с. 130].

Третий, современный период, длящийся с 2012 г. по настоящее время, связан с преодолением «примитивного понимания принципа светскости». В 2012 г. Президент РФ В. В. Путин на встрече с представителями традиционных конфессий обозначил необходимость построения новой модели государственно-конфессиональных взаимодействий на основе партнерства, взаимной ответственности и обязательств [9]. Эту позицию поддержал губернатор Саратовской области. Так, глава региона В. В. Радаев отметил, что решение проблем в области гармонизации общественных отношений, преодоление национализма возможно только в условиях «межведомственного взаимодействия, взаимодействия между вузами, образовательными учреждениями, экспертными группами, институтами уполномоченных, областной общественной палатой, национальными и религиозными объединениями, правоохранительными органами» [10], тем самым указав на необходимость институционального сотрудничества.

В 2014 г. для налаживания прямого диалога между властными структурами и религиозными объединениями был создан Совет по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при губернаторе Саратовской области. Сегодня это основной консультативный орган в сфере вероисповедной политики. Данный институт выполняет две основные задачи. Во-первых, обеспечивает диалог региональных органов государственной власти и управления с религиозными объединениями (в совещательный орган входят представители общественных организаций, в том числе религиозных). Во-вторых, проводит консультации для данного органа власти — в пределах его компетенции и возможностей — в сфере государственно-конфессиональных отношений [2, с. 23].

Современная вероисповедная политика в регионе связана с выстраиванием новой формы политической деятельности — социально-политического партнерства. Важным элементом в данной системе отношений является позиция власти, согласно которой религиозные институты выступают партнерами государства. Если в течение первых периодов органы власти осуществляли поддержку традиционных конфессий, как формирующихся институтов гражданского общества, то сотрудничество подразумевает выполнение конфессиями определенных общественно значимых задач. В данном случае имеется в виду развитие через политические практики созидательного религиозного потенциала в коммуникативной сфере, образовательном процессе, в сфере культуры для упрочнения общероссийского гражданского самосознания и гармонизации межконфессиональных отношений.

Сотрудничество представляет собой, с одной стороны, финансово-материальную поддержку государством религиозных НКО (налоговые льготы, грантовые выплаты [4], предоставление государственного имущества религиозным организациям в различные формы собственности, передачу в собственность земельных участков и т. д.), развитие религиозной инфраструктуры, а с другой — использование религиозного ресурса в гармонизации поликонфессионального общества, создании благоприятного социального климата, развитии диалога культур, укреплении российской нации, популяризации традиционных ценностей, противодействии радикальным религиозным группам.

Так, в Саратовском регионе власти предоставили возможность религиозным организациям осуществлять свою уставную деятельность через региональные информационные каналы. В области развито православное фестивальное движение, также проводятся праздники мусульманских народов. Создан Координационный совет по взаимодействию регионального Министерства образования и Саратовской митрополии РПЦ, который осуществляет анализ, обобщение и распространение опыта в сфере духовно-нравственного и религиозного просвещения и воспитания подрастающего поколения [5, с. 197].

В рамках социально-политического партнерства на территории Саратовской области реализуется около 90 социальных проектов религиозных объединений: Саратовская митрополия РПЦ МП — 61, Духовное управление мусульман Саратовской области — 7, Евангелическо-лютеранская церковь — 10, Католическая церковь — 7, Саратовская иудейская община — 3, Саратовское областное еврейское религиозное общество — 2 [8]. Социальное служение конфессий затрагивает практически все сферы жизнедеятельности граждан: осуществляется поддержка малообеспеченных; реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; охрана и содержание должным образом зданий и объектов, имеющих историческое, культовое, культурное значение.

91

А.А. Маковский

92

Таким образом, эволюция вероисповедной политики на субнациональном уровне представляет собой переход от неформальных практик институциональных взаимодействий к системному партнерству. В регионе существует практика выделения специализированных властных структур, отвечающих за религиозный компонент общественной сферы. Современная вероисповедная политика в Саратовской области представляет собой налаживание системы сотрудничества и имеет два направления. Во-первых, государство оказывает материально-хозяйственную поддержку религиозным объединениям, стимулирует их хозяйственную деятельность, предоставляет льготные налоговые условия. Во-вторых, региональные министерства и комитеты используют религиозный ресурс для гармонизации общественных отношений, создания благоприятного социального климата, развития культуры.

Список литературы

1. Лиценбергер О. А., Семенов Н. В. Этноконфессиональная ситуация в региональном политическом пространстве, экспертная оценка (Саратовская область) // Вестник российской нации. 2009. № 5. С. 144—161.

2. Маковский А. А. Совет по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при Губернаторе Саратовской области как современный механизм взаимодействия властных структур и религиозных организаций // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 4. № 11 (11). С. 20—24.

3. Маковский А. А. Региональная политика в сфере государственно-конфессиональных отношений: правовой аспект // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 16. С. 24 — 34.

4. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, оказанной Комитетом общественных связей и национальной политики Саратовской области и управлением делами Правительства Саратовской области // Официальный сайт Правительства Саратовской области. URL: http://saratov.gov.ru/region/society/konkurs/soc15.php (дата обращения: 01.05.2017).

5. Самсонов С. В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 3, т. 8. С. 196 — 200.

6. Слобожникова В. С. Эволюция общественно-политических практик русской православной церкви в современной России // Государство, общество и церковь: укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие и совершенствование механизмов взаимодействия : матер. Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 11 — 13 мая 2016 г. / под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск, 2016. С. 123—126.

7. Слобожникова В. С. Властный институциональный потенциал разрешения религиозных противоречий в Саратовской области // Право и его реализация в XXI веке : сб. науч. тр. (по матер. Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. 80-летию Саратовской государственной юридической академии, Саратов, 29—30 сентября 2011 г.) : в 2 ч. / под общ. ред. С. Н. Туманова. Саратов, 2011. Ч. 2. С. 130—131.

8. Список социальных проектов религиозных объединений Саратовской области // Официальный сайт Правительства Саратовской области. URL: http:// saratov.gov.ru/region/society/imap-religious/ (дата обращения: 01.05.2017).

9. Стенограмма встречи председателя Правительства РФ В. В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2005767.html (дата обращения: 01.05.2017).

10. Стенограмма выступления Губернатора Саратовской области на заседании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями в г. Марксе, 2014 г. URL: http://www.sgau.ru/Novosti/04-September-2014-i8243-vystuplenie-gubernatora-va (дата обращения: 22.06.17).

11. Филатов С. Б. Саратов: три архиерея — три лика православия // Религия и российское многообразие / науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. М. ; СПб., 2011.

12. Шахов М. О. Вероисповедная политика Российского государства. М., 2003.

Об авторе

Андрей Андреевич Маковский — асп., Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

E-mail: aamakovsky@mail.ru

The author

93

Andrey A. Makovskiy, post-graduate student, Saratov State Law Academy, Russia.

E-mail: aamakovsky@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.