Общий уровень рискованности инновационного проекта - 158 единиц. Что находится почти на уровне высокорискованных инноваций.
При общем анализе предложенной инновации можно сделать вывод: Инновация принесет банку дополнительные возможности и позволит расширить свои рынки, однако требует большого количества вложений. Так же перед првоедением инновации банку необходимо попытаться уменьшить или стабилизировать возможные риски.
Таким образом мы рассмотрели систему комплексной оценки инновационного проекта. Конечно эта система довольно груба, и не содержит многих более мелких рассматриваемых параметров, но их можно легко внести в любой из рассматриваемых способов анализа, тем самым подстроив анализ под собственный продукт, что позволит получить еще более точные данные и произвести более объективные выводы.
Список литературы:
1. Жалилов Р.Р. Разработка интегрального показателя для экспресс-оценки банковских инноваций на этапе внедрения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - No 28. - С. 344-348.
2. http://iee.org.ua/iiles/alushta/73-denisenko-riski_vnedr_inn.pdf.
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Злонкевич Е.В.*
Уральский химико-технологический колледж, г. Губаха Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург
Рассмотрены основные этапы развития системы экологического управления на предприятиях. Сделан вывод о целесообразности использования мирового опыта применения систем экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом серии ISO 14001 на отечественных предприятиях.
Ключевые слова охрана окружающей среды, качество жизни, экологическое управление, система экологического менеджмента, конкурентоспособность.
Современное развитие предполагает функционирование экологически безопасной экономики, структура и технический уровень оснащенности ко-
* Преподаватель высшей категории Уральского химико-технологического колледжа, аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
торой обеспечивают рациональное ресурсопотребление и минимизацию интегрального экологического воздействия процессов производства и потребления товаров и услуг в расчете на единицу совокупного общественного продукта [5].
К сожалению, в отличие от экономик промышленно развитых стран, которые благодаря экоструктурной перестройке, инновационным методам развития, сдвигам в энергетическом хозяйстве могут быть названы до определенного уровня экологически безопасными, отечественная экономика, отягощенная наследием советского прошлого и издержками рыночных реформ, до сих пор остается весьма природо- и энергоемкой.
Хозяйственная и иная деятельность любых организаций должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную для жизнедеятельности окружающую среду. Необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности являются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, исключающие деградацию естественных экологических систем, изменение генофонда, истощение природных ресурсов.
Одним из наиболее перспективных и экономически эффективных вариантов решения указанной задачи является создание системы экологического управления деятельностью промышленных предприятий, которая обеспечивала бы рациональное использование материальных и финансовых ресурсов для достижения экологической безопасности, а также экономически стимулировала внедрение экологически безопасных технологий.
Именно такие системы предусмотрены международными стандартами ISO серии 14000, которые разработаны Международной организацией по стандартизации в соответствии с требованиями ООН относительно охраны окружающей среды и частично принятыми в качестве национальных стандартов в России.
Методология экологического менеджмента просматривается в ряде национальных стандартов, среди которых можно выделить британский стандарт BS 7750, ирландский стандарт IS 310, канадский стандарт CSA Z750-94-A, европейский стандарт EMAS (Схема экологического менеджмента и аудирования) [2]. Динамика развития экологического управления представлена на рис. 1.
Как следует из рис. 1, система стандартов обеспечивает уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
- корпоративном - через улучшение экологического «поведения» корпораций;
- национальном - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;
- международном - через улучшение условий международной торговли.
Рис. 1. Система экологического управления
В 70-е годы XX века управление ограничивалось в основном функцией контроля, то есть решения принимались после анализа на «конце трубы».
Функции регулирования, направленные на создание безотходных технологий. И, наконец, функции управления, которые реализуются на глобальном, национальном и локальном уровнях, по существу и определяют переход к устойчивому развитию.
Методология экологического менеджмента, представленная в международных стандартах серии 14000 и аутентичных им национальных стандартах, получила мировое признание. Она определяет конкретные практические действия на уровне отдельных хозяйствующих субъектов по внедрению и функционированию системы экологического менеджмента (СЭМ), представляющей собой часть общей корпоративной системы менеджмента и включающей организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.
Из структуры модели системы экологического менеджмента (рис. 2) видно, что в основе её функционирования лежит спираль, т.е. повторяющийся
цикл, направленный на постоянное совершенствование системы экологического менеджмента, которая, в конечном итоге, как и всякая другая деятельность, приносит весьма ощутимые экологические, социальные и экономические выгоды.
Рис. 2. Модель системы экологического менеджмента на предприятии согласно требованиям стандарта ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) [3, 6]
Таким образом, экологический менеджмент - это системный подход к решению экологических проблем в повседневной деятельности любой организации.
Ярко выраженная обратная связь, характерная для системы экологического менеджмента и опосредующая постоянное совершенствование процессов в области экологической деятельности, а также самой системы экологического менеджмента, практически отсутствует в формальном экологическом управлении при реализации специальных полномочий, включающих права и обязанности непосредственно в природоохранной сфере.
Стандарт лишь описывает, «что» должно быть в системе. Однако это «что» организация сама может расширять, насколько ей необходимо и самостоятельно решать, как осуществлять внедрение этих требований.
Следует подчеркнуть, что экологический менеджмент не отменяет и не заменяет существующее государственное и производственное административное экологическое управление, а дополняет его, являясь самостоятельной
инициативной деятельностью предприятия. В целом экологический менеджмент принято рассматривать не только как рыночный инструмент, способствующий развитию производства и получению дополнительной прибыли, но и как наиболее характерное и значимое проявление современной промышленной экологической культуры, культуры предпринимательства и рынка.
Внедрение СЭМ на предприятие предполагает достижения конкретных экологических и социально-экономических выгод.
Для достижения высоких экологических показателей система экологического менеджмента на предприятии, согласно международным стандартам, должна входить в число высших управленческих приоритетов и стимулировать внедрение наиболее эффективных существующих технологий. Такой подход соответствует требованиям серии государственных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14000 и международных стандартов ISO 14000 «Системы управления окружающей средой». Международные стандарты этой серии предназначены для создания эффективной системы управления охраной окружающей средой, которая может быть объединена с другими элементами управления с тем, чтобы содействовать предприятиям в достижении экологических и экономических показателей [4].
СЭМ охватывает весь диапазон проблем деятельности организации, включая проблемы, касающиеся стратегического управления, конкурентоспособности, позволяет добиваться соответствия достигнутых и плановых экономических показателей, демонстрируя это партнерам и общественности. Использование международных методов управления окружающей средой может обеспечить получение оптимальных результатов для всех заинтересованных сторон.
Стандарты ISO серии 14000 носят универсальный характер. Они могут использоваться организацией любой формы собственности во всех областях деятельности.
Данные стандарты ориентированы не на количественные параметры (объемы выбросов, концентрация опасных веществ и т.п.) и не на технологию. Соблюдение разработанных согласно этому стандарту организационных процедур способствует достижению экологических и экономических выгод компании. Однако необходимо четко понимать, что получаемые выгоды не сиюминутные и касаются не только данного, конкретного предприятия. Системы экологического менеджмента (СЭМ) ориентированы на удовлетворение потребностей современного общества. Особенно это важно когда Россия вступила в ВТО.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Бабина Ю.В. Сертификация систем экологического менеджмента // Экология производства. - 2004. - № 3. - С. 32-40.
3. Макаров С.В. Экологический менеджмент / С.В. Макаров, Т.В. Гусева. - М.: РОО «Эколайн», 1998. - 130 с.
4. Струкова М.Н., Ярошенко Ю.Г. Формирование экологической политики в современном обществе // Экологические проблемы промышленных регионов. - Екатеринбург, 2004. - С. 6-8.
5. Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации: учебно-метод. пособие / Под ред. С.А. Пегова, И.С. Солобоева. - Екатеринбург: УФ ЦПРП, 2000. - 394 с.
6. Официальный сайт Международной организации по стандартизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.iso.org/iso/ru.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
© Зорина М.Н.*
Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург
В статье рассматривается эффективность Программы модернизации Оренбургской области и предлагается помимо расчета общепринятых показателей использовать математико-статистические методы, позволяющие выявить влияние Программы на динамику основных показателей медицинской результативности.
Ключевые слова региональная система здравоохранения, показатели развития здравоохранения, динамика рождаемости и смертности, младенческая смертность.
С 2011 года на территории РФ проводится модернизация здравоохранения, при этом масштабность проводимой модернизации системы здравоохранения требует эффективного управления.
Для анализа результативности программы модернизации здравоохранения приводится ряд показателей, разделенные на группы. Некоторые исследователи рассматривают здравоохранение как объект управления, представляющий собой сложную холоническую систему. Так, неполный учет интересов отдельных холонов приводит к недостаточной эффективности бюрократического подхода к управлению. Использование холонического подхода, по мнению авторов, с активизацией механизмов самоорганизации и социального партнерства открывает возможность развивать инициативу не только менеджеров, но и медицинских работников и населения (пациентов) [1].
* Магистрант.