Научная статья на тему 'Эволюция расчетно-графических методов конструирования одежды в 19 веке'

Эволюция расчетно-графических методов конструирования одежды в 19 веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
764
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ / ИСТОРИЯ КРОЯ / ШВЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ / HISTORICAL COSTUME / HISTORICAL CUT / SEWING GARMENTS / CLOTHES DESIGN / CONSTRUCTION / ENGINEERING METHODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Москвин А. Ю.

Статья посвящена систематизации информации о методах инженерного проектирования одежды 19 века. На основании анализа представленных в исторических источниках методических разработок, определены при менявшиеся на практике принципы получения исходных данных и методы конструирования, выявлены хронологические границы их применения и взаимообусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CALCULATION GRAPHICAL CLOTHES DESIGN METHODS EVOLUTION IN THE 19TH CENTURY

The article is devoted to organizing information about the clothes engineering methods of the 19th century. Based on the analysis presented in the historical sources techniques, the obtaining baseline data and design methods applied in practice principles are determined, chronological limits of their application and interdependence are identified.

Текст научной работы на тему «Эволюция расчетно-графических методов конструирования одежды в 19 веке»

Устранив «главного тихоновца, обновленцы смирили» его сторонников и создали в Бийске Временный Церковный Совет. В сентябре 1925 г. им было проведено епархиальное собрание духовенства и мирян, на котором было объявлено о «церковном перевороте, в связи с русской социальной революцией» [14]. Опираясь на ее «завоевания», «обновленцы» подчинили к 1928 г. своему влиянию почти все церкви Бийска и 30 сельских приходов [13, с. 30].

И все же «староцерковники» нашли в себе силы, чтобы воспротивиться натиску «обновленцев». Особенно воспрянули они духом, когда на «помощь» им пришел сам «Патриарх», утвердив их «пастырем» епископа Никиту (Прибыткова). Разместив свою кафедру в Тихвинском монастыре (в пригороде Бийска -Авт.), он твердо и настойчиво начал защищать «традиционное

Библиографический список

православие». Несмотря на противодействие властей, ему удалось восстановить в регионе «староцерковническую епархию», которая просуществовала здесь до 1932 г. [15].

Однако это был последний успех не только «тихоновцев», но и Церкви в целом. Ослабленная внутрицерковной борьбой, она не смогла устоять в дальнейшем перед административным и идеологическим давлением большевиков и их налоговым прессом. Разграбленная, потерявшая (в результате репрессий) большую часть своих священнослужителей и верующих [16], Русская Православная Церковь прекратила, по сути дела, к началу 40-х гг. XX в. свою деятельность. Однако окончательно искоренить православную веру воинствующему атеизму не удалось, ибо нельзя было уничтожить то, что складывалось веками и стало духовной силой российского общества.

1. Поспеловский, Д.В. Русская Православная Церковь в XX в. - М., 1995.

2. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае. - Барнаул, 1999.

3. Демидов, В.А. От Каракорума к автономии. - Новосибирск, 1996.

4. Левитин, А. Очерки по истории церковной смуты / А. Левитин, А. Краснов [и др.]. - М., 1996.

5. Съезды, конференции, совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций Алтайской губернии (март 19178 ноябрь 1918). - Томск, 1992.

6. Русская Православная Церковь и право. - М., 1999.

7. Глушкова, С.М. Православная интеллигенция в условиях большевистского режима: попытка противостояния // Толерантность и власть: судьбы российской интеллигенции. - Пермь, 2002.

8. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М., 1996.

9. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М., 1999.

10. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 138. Оп. 1. Д. 25. Л. 35-46.

11. ГААК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 25. Л. 259.

12. ГААК. Ф. Р-10. Оп. 4. Д. 21. Л. 160.

13. Мезенцев, Р.В. Обновленческий церковный раскол 1922-1943 гг. на Алтае // Горный Алтай: исторический сборник. - Горно-Алтайск, 2002. - Вып. 6.

14. ГААК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 99. Л. 5-6.

15. ГААК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 140. Л. 19-20.

16. См.: Красный террор в годы гражданской войны (по материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков) / ред.-сост. Фельштинский. - Лондон, 1992.

Bibliography

1. Pospelovskiyj, D.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkovj v XX v. - M., 1995.

2. Dokumentih po istorii cerkveyj i religioznihkh objhedineniyj v Altayjskom krae. - Barnaul, 1999.

3. Demidov, V.A. Ot Karakoruma k avtonomii. - Novosibirsk, 1996.

4. Levitin, A. Ocherki po istorii cerkovnoyj smutih / A. Levitin, A. Krasnov [i dr.]. - M., 1996.

5. Sjhezdih, konferencii, sovethaniya socialjno-klassovihkh, politicheskikh, religioznihkh, nacionaljnihkh organizaciyj Altayjskoyj gubernii (mart 19178 noyabrj 1918). - Tomsk, 1992.

6. Russkaya Pravoslavnaya Cerkovj i pravo. - M., 1999.

7. Glushkova, S.M. Pravoslavnaya intelligenciya v usloviyakh boljshevistskogo rezhima: popihtka protivostoyaniya // Tolerantnostj i vlastj: sudjbih rossiyjskoyj intelligencii. - Permj, 2002.

8. Russkaya Pravoslavnaya Cerkovj i kommunisticheskoe gosudarstvo. 1917-1941. Dokumentih i fotomaterialih. - M., 1996.

9. Shkarovskiyj, M.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkovj pri Staline i Khrutheve. - M., 1999.

10. Gosudarstvennihyj arkhiv Altayjskogo kraya (GAAK). F. 138. Op. 1. D. 25. L. 35-46.

11. GAAK. F. 138. Op. 1. D. 25. L. 259.

12. GAAK. F. R-10. Op. 4. D. 21. L. 160.

13. Mezencev, R.V. Obnovlencheskiyj cerkovnihyj raskol 1922-1943 gg. na Altae // Gornihyj Altayj: istoricheskiyj sbornik. - Gorno-Altayjsk, 2002.

- Vihp. 6.

14. GAAK. F. 138. Op. 1. D. 99. L. 5-6.

15. GAAK. F. 138. Op. 1. D. 140. L. 19-20.

16. Sm.: Krasnihyj terror v godih grazhdanskoyj voyjnih (po materialam Osoboyj sledstvennoyj komissii po rassledovaniyu zlodeyaniyj boljshevikov) / red.-sost. Feljshtinskiyj. - London, 1992.

Статья поступила в редакцию 17.10.13

УДК 687.021(09)

Moskvin A.Yu. THE CALCULATION - GRAPHICAL CLOTHES DESIGN METHODS EVOLUTION IN THE 19TH CENTURY. The article is devoted to organizing information about the clothes engineering methods of the 19th century. Based on the analysis presented in the historical sources techniques, the obtaining baseline data and design methods applied in practice principles are determined, chronological limits of their application and interdependence are identified.

Key words: historical costume, historical cut, sewing garments, clothes design, construction, engineering methods.

А.Ю. Москвин, аспирант каф. конструирования и технологии швейных изделий Санкт-Петербургского гос. университета технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург, E-mail: lelikn2@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В 19 ВЕКЕ

Статья посвящена систематизации информации о методах инженерного проектирования одежды 19 века. На основании анализа представленных в исторических источниках методических разработок, определены при-

менявшиеся на практике принципы получения исходных данных и методы конструирования, выявлены хронологические границы их применения и взаимообусловленность.

Ключевые слова: исторический костюм, история кроя, швейные изделия, проектирование одежды, конструирование, инженерные методы.

История и инновации всегда были неразрывно связаны. Методы создания современных объектов материальной культуры формировались на протяжении веков. В проектировании современного костюма тенденция к историческим мотивам проявляется в разработке художественного решения моделей, конструировании, конфекционировании, равно как и на других этапах проектирования [см. подробнее 1; 2].

Ф.М. Пармон упоминает: «...Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками» [3]. Действительно, элементы исторического кроя в моделях современных авторских коллекций одежды - распространенное явление. Однако, глубокое понимание исторического кроя для осознанного его применения в современном проектировании невозможно без сведений об уровне развития методов конструирования одежды на отдельных этапах исторического развития.

История кроя является актуальным направлением современных исследований. В. Е. Кузьмичев [4] предлагает метод исторического анализа одежды, основанный на рассмотрении системы «фигура - одежда». Согласно автору, художественноконструктивному анализу может подвергаться эскиз, чертеж конструкции, образец изделия. Выделяется работа Н.В. Афанасьевой [5], посвященная анализу образного решения исторического костюма, в том числе во взаимосвязи с чертежами конструкций. Раскрыта проблематика анализа исторического костюма на основе иллюстративных источников в исследованиях Л.Ю. Фе-филовой [6]. Затрагивается тема использования элементов исторического костюма, как источника образного решения современных моделей одежды в исследованиях Ф.М. Пармона [3]. Проведенные исследования, в том числе вышеупомянутых авторов, охватывают широкий круг вопросов, связанных с анализом исторического костюма с позиций различных дисциплин.

Однако, информация об эволюционных видоизменениях методов проектирования одежды на различных этапах истории носит отрывочный характер. Систематизация информации о методах проектирования одежды необходима для более глубокого понимания как конструкции исторического костюма, так и конструирования одежды, как специальности, на различных этапах его развития. Таким образом, необходимо более точное определение хронологических границ применения тех или иных методов конструирования одежды, причин и принципов их эволюционных видоизменений.

В качестве периода истории, для определения этапов развития методов проектирования одежды, выбран 19 век. Такой выбор обусловлен тем, что именно на протяжении 19 века происходило формирование расчетно-графических методов проектирования одежды, внедрение пропорциональных зависимостей между частями конструкции, основанных на пропорциях фигуры и становление системы мерок, как исходных данных для построения чертежа конструкции.

В рамках исследования, выделение периодов основывалось на изучении исторических источников информации. В качестве источников использованы методические издания, посвященные конструированию мужской, женской и детской одежды, разработанные в Соединенных Штатах Америки, Англии, Германии и Российской империи с 1800 по 1900гг. Объем выборки источников составил 49 наименований методик, включающих принципы получения исходных данных о фигуре человека, алгоритмы построения чертежей, методы градации, таблицы размеров типовых фигур и т.п., анализ которых позволяет выделить основные методы конструирования и обозначить хронологические границы их применения. Анализ методик конструирования одежды, представленных в источниках, осуществлялся по следующим параметрам:

• принципы получения величин мерок;

• наличие информации о типовых сочетаниях размерных признаков;

• принципы определения длин и положения конструктивных отрезков;

• алгоритм построения чертежа конструкции;

• методы учета особенностей фигуры, таких, как осанка, полнота и т.п.;

• способы изменения размера готовых чертежей.

Для более доступного представления информации, инновации в проектировании швейных изделий 19 века распределены по двум группам: исходные данные и методы конструирования. Под исходными данными понимаются размеры фигур для построения чертежей и способы их получения, а также такие результаты развития антропологии, как выделение ведущих размерных признаков, сочетаний величин мерок, создание размерных типологий. В качестве методов конструирования, приведены основополагающие принципы построения чертежей, методы расчета длин конструктивных отрезков, способы градации лекал. Условное разделение этих двух групп возможно, но их обособление нецелесообразно: методы конструирования одежды имеют неразрывную взаимосвязь с антропологией и анатомией, предоставляющими исходную информацию о фигуре человека. Методы конструирования развивались параллельно с методами измерения, и, на различных этапах, провоцировали их развитие или развивались в связи с появлением новых средств и методов измерения.

Хронология использования методов конструирования одежды и получения исходных данных для построения чертежей представлена на рис. 1. Использование методик конструирования, известных на протяжении 19 века в качестве основного источника информации, позволило определить хронологические границы использования портными тех или иных методов измерения фигуры и конструирования одежды с точностью до нескольких лет.

Около 1810г. в Англии появился так называемый крой по талии, который сыграл большую роль в кроильном деле и с 1820-х гг. сделался визитной карточкой английского стиля во всех европейских странах. Одежда, скроенная таким способом, имела короткий, хорошо сидящий, слегка простеганный корпус, тугие рукава и предназначалась для подчеркивания линий тела, а иногда для своеобразной их коррекции [7. с. 176].

В начале 19 века, в связи с направлениями моды, развивалась тенденция повторения естественных форм фигуры человека формой костюма. В связи с тем, что человеческая фигура, при условии рассмотрения ее с позиций геометрии, является совокупностью взаимосвязанных сложных пространственных форм, ее развертка, пусть даже приближенная, являлась невозможной при использовании известных в 18 веке графических методов конструирования. Это способствовало развитию расчетно-графических методов конструирования одежды, как и достижения в смежных областях: геометрии, антропологии, анатомии и др.

А. Доценко описывает возникновение одной из первых графических методик конструирования: «...В 1800 году лондонский закройщик Мишель разработал систему кроя, получившую название Дриттель. Автор делил половину обхвата груди на три равные части (по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда) и в каждом прямоугольнике со стороной 1/3 Сг проводились графические построения приближенных разверток деталей одежды» [8]. Согласно автору, портновская сантиметровая лента была впервые создана в Англии только в середине века, до этого времени измерения фигуры производились гибким шнуром и линейкой. Разделение отрезка на несколько равных частей не представлялось затруднительным при таком уровне развития средств измерения. Примерами методик, основанных на равномерном делении измерений фигуры, являются: The tailor‘s instructor, or a comprehensive analisis of the elements of cutting garments of every kind [9] и Rules and directions for cutting men's clothes [10].

Уже в начале века определяется ведущий размерный признак фигуры, однозначно определяющий размер одежды на всем протяжении 19 века - обхват груди. В 20-е годы распространенной становится система мерок, позволяющая описать форму фигуры человека, например: обхваты груди, талии, бедер, длина спины и т.п.

В связи с уточнением формы фигуры человека посредством усовершенствованной системы измерений, возникает клеточный метод выполнения чертежа, основанный на усовершенствованных принципах существовавших методик. Профессор Е.Я. Сур-женко упоминает: «.К периоду введения во Франции метрической системы мер относится создание масштабной сантиметро-

1800

1510

1820

1830

1840

1850

1860

1870

1880

1890

1900

о

Си

а

= §

£ =

к

га Г: Р

ё с ш с?

В — Г1; «и

Си Р- □ 8

03

К

£ К —

5 с &

2 І-» С О

£

к

■в-

В

ш

С

К

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

с

ЇЕ

РС

О

5

и

к

Я

т

гі

©

Ц

о

а,

К

з:

-0-

§

22

С

С

К

-

аз

К

ы

Я

а

£

к

с

Й

н

1

=

н

С

ё

ч

РС

с

5

аз

К

ре х с й

г*- і

*Ч* С 8 к с_ ё

с г

е §

ПС

с

с

ё

к

3 ■. .■

£Е С #~ч.

К

40

Й

Й

£,

-

з:

¡Е

О.

в

=

о

¡і!

Й

к:

=:

■Г5

40

О

&,

“»4

С)

йі

Рис. 1. Хронология развития методов проектирования одежды 19 в.

вой системы кройки (Компейн), различные варианты которой существовали достаточно продолжительное время и совершенствовались целым рядом авторов» [11]. Действительно, большинство методик того времени предлагает выполнять измене-

ние готовых чертежей на различные размеры путем масштабирования, приводится необходимая информация о выполнении этого процесса, в том числе масштабные линейки или длины конструктивных отрезков на различные размеры.

В 1840-х годах портными впервые начинают выполняться обобщения информации об измерениях заказчиков, что приводит к выделению взаимосвязей между отдельными размерными признаками и выявлению их часто встречаемых сочетаний. Кроме того, в этом десятилетии возникает новый подход к отображению пространственной формы одежды на плоскости, основанный на принципах тригонометрии. Яркими примерами тригонометрических систем кроя являются: М. Мюллер и сын, The archetypal consummation: a system of garment drafting [12], The tailor‘s transfer [13]. Принципы построения чертежей этих методик продолжают существовать и совершенствоваться и в современном проектировании.

Мощный стимул к развитию получают методы конструирования в 1870-х годах, когда распространение получает проектирование на условно-типовую фигуру. В литературе появляются таблицы размерных признаков фигур, рекомендуемые для построения чертежей. Кроме того, во второй половине века распространение получают швейные машины, что приводит к популяризации конструирования одежды. Появляются более сложные методики, включающие формулы для расчета длин большинства конструктивных отрезков, например: H. Matheson's scientific and practical guide for the tailor's cutting department [14] и A treatise on the measurement of human body [15].

1880-е и 1890-е года характеризуются формированием расчетно-аналитических методик конструирования одежды. В методиках появляется нелинейный алгоритм построения чертежа, при построении учитываются особенности фигуры, такие, как полнота или осанка. В связи с развитием размерных типологий, появляются схемы градации лекал с указанием величин и направлений межразмерных приращений, как в методике The American coat, vest and trousers system [16].

Библиографический список

Всего за один век методы проектирования одежды прошли путь от примитивных чертежей, основанных на равнозначном делении ограниченного числа измерений фигуры до сложных систем, включающих различные методы получения и систематизации исходных данных (мерок), нелинейные алгоритмы построения чертежей на основе принципов тригонометрии, универсальные принципы градации. Такой скачок был вызван развитием научно-технического прогресса, в том числе появлению портновской сантиметровой ленты и швейной машины, появлением моды на прилегающий силуэт, массового производства одежды, и стал возможен благодаря развитию смежных с конструированием одежды дисциплин.

Результаты исследования методик конструирования одежды 19 века:

• определены методы получения исходных данных для построения чертежей и принципы их систематизации;

• детерминированы основные методы проектирования одежды 19 века;

• определены хронологические границы применения методов конструирования;

• установлена хронологическая взаимосвязь и взаимообусловленность развития совокупности исходных данных и методов конструирования одежды.

Результаты исследования позволяют расширить представления о проектировании исторического костюма, истории конструирования одежды, могут быть применены в образовательном процессе по дисциплинам «история костюма» и «конструирование швейных изделий».

Перспективным направлением является историзм в одежде, а структурная модернизация процесса проектирования швейных изделий с элементами исторического кроя возможна только на основе достоверных результатов ретроспективных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Москвин, А.Ю. Элементы исторического кроя в современном художественном проектировании костюма // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: в 3 вып. - 2012. - Вып. 3. Искусствоведение и дизайн.

2. Москвин, А.Ю. Реконструкция элементов исторического костюма в современном проектировании // Мода и дизайн: исторический

опыт - новые технологии: материалы XV международной науч. конф. / под ред. Н.М. Калашниковой. - СПб., 2012.

3. Пармон, Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов. - М., 1997.

4. Кузьмичев, В.Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигура - одежда»: учеб. пособ. / В.Е. Кузьмичев,

Н.И. Ахмедулова, Л.П. Юдина. - Иваново, 2010.

5. Афанасьева, Н.В. Анализ образного решения костюма в различные исторические периоды (на материале фотографий, журнальной графики и чертежных конструкций) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара, 2009. - Т. 11. -№ 4(4).

6. Фефилова, Л.Ю. Методика исторического анализа европейского костюма XIX - начала XX вв. по фотоматериалам Урала и Сибири: автореф. дис... канд. истор. наук. - Екатеринбург, 2007.

7. Левентон, М. История костюма: полная хрестоматия / М. Левентон; пер. с англ. И.А. Лейтес, Ю.В. Сараева, Т.Г. Лисицына; ред. Т.И. Хлебнова, А.Э. Цумарев, Г.Г. Галаджева. - М., 2008.

8. Доценко, А. Характеристика методов конструирования одежды // Технология моды. - 2002. - № 2.

9. Queen, J., Lapsley, W. The taylor‘s instructor, or a comprehensive analisis of the elements of cutting garments of every kind. - Philadelphia,

1809.

10. Jones, A. Rules and directions for cutting men’s clothes. - Middlebury, 1822.

11. Сурженко, Е. От расчетно-мерочных систем кроя к системе СТАПРИМ / Е. Сурженко, Н. Раздомахин, А. Басуев // В мире оборудования. - 2004. - № 6(47)

12. Young & Rathvon. The archetypal consummation: a system of garment drafting / Young, Rathyon. - Columbia, 1845.

13. Acton, WM.R. The tailor‘s transfer; or a new improved system of measurement and garment cutting / WM.R. Acton. - Baltimore, 1846.

14. Matheson, H. H. Matheson’s scientific and practical guide for the tailor’s cutting department. - New York, 1871.

15. Selle, W. A treatise on the measurement of human body. - Chicago, 1873.

16. Gordon, S.S. The American coat, vest and trousers system. - New York, 1895.

Bibliography

1. Moskvin, A.Yu. Ehlementih istoricheskogo kroya v sovremennom khudozhestvennom proektirovanii kostyuma // Vestnik molodihkh uchenihkh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayjna: v 3 vihp. - 2012. - Vihp. 3. Iskusstvovedenie i dizayjn.

2. Moskvin, A.Yu. Rekonstrukciya ehlementov istoricheskogo kostyuma v sovremennom proektirovanii // Moda i dizayjn: istoricheskiyj opiht -novihe tekhnologii: materialih XV mezhdunarodnoyj nauch. konf. / pod red. N.M. Kalashnikovoyj. - SPb., 2012.

3. Parmon, F.M. Kompoziciya kostyuma: uchebnik dlya vuzov. - M., 1997.

4. Kuzjmichev, V.E. Khudozhestvenno-konstruktivnihyj analiz i proektirovanie sistemih «figura - odezhda»: ucheb. posob. / V.E. Kuzjmichev, N.I. Akhmedulova, L.P. Yudina. - Ivanovo, 2010.

5. Afanasjeva, N.V. Analiz obraznogo resheniya kostyuma v razlichnihe istoricheskie periodih (na materiale fotografiyj, zhurnaljnoyj grafiki i chertezhnihkh konstrukciyj) // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyjskoyj akademii nauk. - Samara, 2009. - T. 11. - № 4(4).

6. Fefilova, L.Yu. Metodika istoricheskogo analiza evropeyjskogo kostyuma XIX - nachala XX vv. po fotomaterialam Urala i Sibiri: avtoref. dis... kand. istor. nauk. - Ekaterinburg, 2007.

7. Leventon, M. Istoriya kostyuma: polnaya khrestomatiya / M. Leventon; per. s angl. I.A. Leyjtes, Yu.V. Saraeva, T.G. Lisicihna; red. T.I. Khlebnova, A.Eh. Cumarev, G.G. Galadzheva. - M., 2008.

8. Docenko, A. Kharakteristika metodov konstruirovaniya odezhdih // Tekhnologiya modih. - 2002. - № 2.

9. Queen, J., Lapsley, W. The taylor‘s instructor, or a comprehensive analisis of the elements of cutting garments of every kind. - Philadelphia, 1809.

10. Jones, A. Rules and directions for cutting men's clothes. - Middlebury, 1822.

11. Surzhenko, E. Ot raschetno-merochnihkh sistem kroya k sisteme STAPRIM / E. Surzhenko, N. Razdomakhin, A. Basuev // V mire oborudovaniya.

- 2004. - № 6(47)

12. Young & Rathvon. The archetypal consummation: a system of garment drafting / Young, Rathyon. - Columbia, 1845.

13. Acton, WM.R. The tailor‘s transfer; or a new improved system of measurement and garment cutting / WM.R. Acton. - Baltimore, 1846.

14. Matheson, H. H. Matheson's scientific and practical guide for the tailor's cutting department. - New York, 1871.

15. Selle, W. A treatise on the measurement of human body. - Chicago, 1873.

16. Gordon, S.S. The American coat, vest and trousers system. - New York, 1895.

Статья поступила в редакцию 31.10.13

УДК 94/99

Karnaukhov K.A. THE SOVIET AND FOREIGN MASS MEDIA ABOUT INCIDENT WITH THE ORZEL SUBMARINE AND ITS ROLES IN RAPPROCHEMENT OF THE USSR AND THE BALTIC STATES. This article describes relationship of the USSR and Estonia at the beginning of World War II, in particular negotiations, concerning the conclusion of contracts on mutual aid between these countries, and incident which served as a starting point to start these negotiations. Besides, we will consider what resonance caused these events in the press of the East European states.

Key words: entry of the Baltic States into structure of the USSR, contracts on mutual aid between the USSR and Estonia, the Orzel submarine, World War II.

К.А. Карнаухов, аспирант каф. отечественной истории Алтайской гос. академии образования,

г. Бийск, E-mail: kamauxov87@maii.ru

СОВЕТСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНЦИДЕНТЕ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ «ORZEL» И ЕГО РОЛИ В СБЛИЖЕНИИ СССР И СТРАН БАЛТИИ

В работе описаны взаимоотношения СССР и Эстонии в начале Второй мировой войны, в частности переговоры, по поводу заключения договоров о взаимопомощи между этими странами, и инцидент, который послужил отправной точкой для начала этих переговоров, кроме того, мы рассмотрим какой резонанс вызвали эти события в прессе Восточноевропейских государств.

Ключевые слова: вхождение стран Балтии в состав СССР, договоры о взаимопомощи между СССР и Эстонией, подводная лодка «Orzel», Вторая мировая война.

Вхождение стран Балтии в состав СССР - это многоэтапный процесс, происходивший в течение 1939- 1940 гг. Отечественная и зарубежная историографии по разному рассматривают этот процесс. Основу полемики историков составляет трактовка правовой основы вхождения Эстонии, Латвии, Литвы в состав СССР В советское время, в силу объективных причин, не представлялось возможным дать всестороннюю оценку событий 1939-1940 гг. в Прибалтике, и вхождение этих стран рассматривалось только как добровольный выбор трех республик, народы которых в революционном порыве свергли буржуазные правительства Эстонии, Латвии, Литвы, и выбрали коммунистические правительства, проголосовавшие, в свою очередь, за вхождение в состав СССР После «развала» СССР и получения независимости Эстонии, Латвии и Литвы ситуация изменилась. Историки стран Балтии могли теперь давать новую, не марксистскую, трактовку этих событий. Однако это обстоятельство привело, в свою очередь, к новой проблеме: история стран Балтии стала очень политизированной, а политика этих стран оказалась направлена отнюдь не на сближение, а на отдаление от бывшего СССР и нынешней России. Таким образом, у Эстонских, Латвийских и Литовских исследователей прослеживается одна тенденция: СССР насильно присоединил страны Балтии, а нахождение в его составе этих стран названы «оккупацией». Ситуация в отечественной историографии так же изменилась коренным образом. После открытия ранее засекреченных документов центральных архивов у российских историков появилась возможность более свободно и аргументированно исследовать эту проблему.

В результате оформилось два направления отечественной историографии, условно названные либерально-демократическим и патриотическим. Оба эти направления, как правило, связывают вхождение стран Балтии в состав СССР с договором о ненападении СССР и Германии от 23 августа 1939 г и его секретным протоколом. Принципиальная разница этих направлений в исследовании правового статуса этого присоединения. Сторонники первого направления М.И. Семиряга, Е.Ю. Зубкова, С.В. Чешко, осуждая политику Сталина по отношению к государствам Прибалтики, пакт Молотова - Риббентропа и секретный протокол к нему, признают не добровольный характер присоединения Литвы, Латвии к СССР, но не соглашаются с версией об оккупации, заменяя его термином аннексия. Сторонники второго направления: Ю.В. Емельянов, М.Ю. Крысин, и некото-

рые другие, признавая наличие секретных протоколов и их противоправный характер, тем не менее, считают пакт Молотова -Риббентропа оправданным соображениями обеспечения безопасности Советского Союза, настаивают, что присоединение Литвы, Латвии и Эстонии к СССР отражало волю трудящихся, и не расматривают действия СССР как «аннексия» или «оккупация», чаще используя термин «инкорпорация». Знакомство с трудами отечественных и прибалтийских ученых, позволяют выделить несколько этапов сближения стран Балтии и СССР с точки зрения правовых и исторических аспектов.

Первым этапом следует считать период складывания предпосылок для заключения договоров о взаимопомощи между СССР и странами Балтии. Правительство СССР предпринимало ряд усилий в этой области еще с 1934 г (договоры о культурном сотрудничестве), однако осуществить включение стран Балтии в сферу влияния СССР стало возможным лишь после заключения договора о ненападении между СССР и Германией, поэтому мы можем считать началом первого этапа 23 августа 1939 г. Заканчивается первый этап согласием правительства СССР на начало переговоров с Эстонией - первым прибалтийским государством, решившимся на договор с СССР Отправной точкой второго этапа можно считать начало самих переговоров с Балтийскими республиками в сентябре-октябре 1939 г. Третий этап охватывает осуществление сторонами договоров о взаимопомощи октябрь 1939 - июнь 1940. Четвертый этап -это вынесение ультиматумов советского правительства правительствам Латвии, Эстонии и Литвы, и замена действующего руководства республик «на правительство, которое может осуществлять договор о взаимопомощи». Эти события произошли в июне 1940 г. И завершает этап вхождения стран Балтии в состав СССР - период новых парламентских выборов, которые прошли в июле 1940 г. и обращение депутатов этих республик с просьбой о включении в состав СССР

Каждый из этих этапов насыщен событиями, демонстрирующими своеобразный характер взаимоотношений стран Балтии и СССР, и сюжетами, связанными с началом Второй мировой войны, которые не могли не повлиять на характер и отношения Балтийских стран и СССР Для начала каждого этапа вхождения свойственна какая-либо отправная точка. В этой статье мы попробуем через призму средств массовой информации того периода. рассмотреть и охарактеризовать событие, которое большинство исследователей считает поводом для подписания до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.