Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ВОЕННОГО ИСКУССТВА И ИХ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ВОЕННОГО ИСКУССТВА И ИХ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ НАУКА / ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ВОЕННОЕ ИСКУССТВО / ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА / СИСТЕМА ВОЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ВОЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марков Владимир Филиппович

Проанализированы история формирования основных принципов военного искусства и содержание этого понятия. На основе анализа опыта современных военных конфликтов, руководящих документов и работ отечественных и иностранных полководцев, известных теоретиков военного искусства, а также современных исследователей изучена эволюция принципов военного искусства, уточнены их роль и место в общей системе военно-научных знаний и их значение в области подготовки военных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Марков Владимир Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF MILITARY ART PRINCIPLES AND THEIR PLACE WITHIN THE GENERAL SYSTEM OF MILITARY SCIENCE KNOWLEDGE FOR THE NAVY

The paper looks back at the shaping of the basic principles of military art and analyzes the content of the notion. After analyzing the experience of modern military conflicts, guiding documents and works by domestic and foreign army leaders, renowned theorists of military art, and also contemporary researchers it goes over the evolution in the principles of military art, specifying their role and place in the general system of military science knowledge and their significance in military personnel training.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ВОЕННОГО ИСКУССТВА И ИХ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА»

Эволюция принципов военного

искусства и их место в общей системе военно-научных знаний для Военно-Морского Флота

Капитан 1 ранга в отставке В.Ф. МАРКОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проанализированы история формирования основных принципов военного искусства и содержание этого понятия. На основе анализа опыта современных военных конфликтов, руководящих документов и работ отечественных и иностранных полководцев, известных теоретиков военного искусства, а также современных исследователей изучена эволюция принципов военного искусства, уточнены их роль и место в общей системе военно-научных знаний и их значение в области подготовки военных кадров.

The paper looks back at the shaping of the basic principles of military art and analyzes the content of the notion. After analyzing the experience of modern military conflicts, guiding documents and works by domestic and foreign army leaders, renowned theorists of military art, and also contemporary researchers it goes over the evolution in the principles of military art, specifying their role and place in the general system of military science knowledge and their significance in military personnel training.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная наука, законы и закономерности, военное искусство, принципы и правила, система военно-научных знаний, система военного образования, военные действия, теория и практика применения принципов военного искусства.

Military science, laws and regularities, military art, principles and rules, system of military science knowledge, system of military education, military activity, theory and practice of using military art principles.

ПОСЛЕ поражения в русско-японской войне, на заре новой революции в военном деле генерал В.А. Черемисов в труде «Основы современного военного искусства» назвал людей, придерживающихся «.. .вечных и неизменных принципов военного искусства», «алхимиками военного дела» и «приверженцами исторической рутины»1.

Черемисову на страницах журнала «Вестник общества ревнителей военных знаний» возражал первый начальник кафедры оперативного искусства (ВМФ) (тогда она называлась кафедрой морской стратегии) Николай Леонтьевич Кладо. Отметив, что алхимики внесли неоценимый вклад

в развитие химии и многих других наук, он высказался и по поводу «исторической рутины». В частности, указал на принципиально неверный перевод слова «изучите» в известном изречении Наполеона: «Изучите 80 сражений великих полководцев прошлого, и вы станете непобедимым». На самом

деле, говорил Н.Л. Кладо, под русским словом «изучите» следует понимать французское «проникнитесь духом», а это, по его мнению, прежде всего относится к пониманию сущности принципов военного искусства2.

Так кто же эти «алхимики военного дела» и «приверженцы исторической рутины»? Среди них — военный гений Наполеон, «вершина буржуазной военной мысли» прусский военный теоретик генерал К. Клаузевиц; русский полководец и военный теоретик генерал-фельдмаршал Н.А. Румянцев; создатель русской академии Генерального штаба генерал Г.В. Жомини; адмиралы А.Т. Мэхэн и Ф.Г. Коломб, германский фельдмаршал Шлиффен; французский маршал Ф. Фош; профессора русской академии Генерального штаба генералы Г.А. Леер и Н.П. Михневич; британские военные теоретики Дж. Фуллер и Лиддл Гарт; русский военно-морской теоретик генерал-майор по адмиралтейству Николай Леонтьевич Кладо; лучший профессор академии Генерального штаба РККА, основоположник теории оперативного искусства генерал-лейтенант А.А. Свечин; адмирал флота И.М. Капитанец, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков; начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии В.В. Герасимов и многие другие.

Из вышеперечисленной плеяды знаменитых военных теоретиков и практиков особняком стоит Александр Васильевич Суворов. Однако, будучи оригинальным во всем, величайший из практиков военного дела был оригинален и здесь. Называя военных теоретиков «бедными академиками» и не уставая повторять: «Никакого методизма!», «Методика подо мной, я выше правил!», А.В. Суворов в основу своего военного творчества положил принципы целеполагания, внезапности, натиска, наступательности, инициативы, маневра и энергичной

эксплуатации успеха3. Все свое умение непобедимого полководца универсальный русский военный гений Суворов сводил к формуле: «Умей поставить себе цель определенную и настойчиво стремись к ее достижению!»4. В этой формуле содержатся два важнейших принципа военного искусства: целе-полагание и настойчивость. Известно, что Суворов иногда действовал вопреки принципам, однако чтобы действовать вопреки принципам, нужно не только в совершенстве знать их, но и творчески применять в конкретных условиях обстановки.

Понятие «принципы военного искусства» появилось в конце XVIII века. В этом понятии был аккумулирован опыт минувших войн и творческие озарения великих полководцев. Первым военным теоретиком, считающим, что небольшой набор принципов военного искусства может служить руководством для командующего, был основатель российской военной академии генерал Жомини (1779—1869). В дальнейшем его взгляды всецело поддержал и развил выдающийся военный теоретик XIX века Карл фон Клаузевиц (1780—1831)5.

Принцип (лат. рг1по1р1ит) означает — основа, первооснова, начало, первоначало. Это основное исходное положение любой теории, науки, учения (следовательно, и теории военного искусства) и одновременно — руководящая идея, основное правило практической деятельности. Там, где в точной науке закон, в искусстве — принцип6'7'8'9.

Принципы военного искусства (по отечественной терминологии) или принципы войны, фундаментальные истины о войне (по терминологии западной) представляют собой свод абстрактных правил, которые показали свою эффективность в прошлом, не утратили ее в настоящем и, возможно, не утратят в будущем. Это проверенные опытом правила

и практические рекомендации, при рациональном и творческом (искусном) использовании которых обеспечивается победа в вооруженной борьбе.

В понятийный аппарат отечественной военно-морской мысли принципы вошли в виде теории принципов военно-морского искусства Н.Л. Кладо, который в 1910 году в статье «Введение в курс военно-морского искусства» впервые перечислил основные из них10.

Н.Л. Кладо о принципах военно-морского искусства.

Сравнивая принципы с маяком, который дает возможность в каждый момент проверить наш курс, Н.Л. Кладо утверждал, что главная цель истории и теории военно-морского искусства — выявление практических рекомендаций — принципов. Он писал: «Определение и формулирование принципов составляет основу теории военного искусства, которая, в свою очередь, создает базу для практической деятельности... Теория лишь объясняет и этим направляет творчество на путь правильных решений. Это и есть искусство». Или: «Сущность принципов остается во все времена постоянной, но их содержание меняется в зависимости от исторических условий и складывающейся обстановки»11'12.

Большое значение Н.Л. Кладо придавал краткости формулировок принципов: «Принципы военного искусства сформулировать со всей строгостью логики трудно, получаются сложные предложения со многими придаточными предложениями, которые для простоты опускаются, отчего сам принцип получает изящную и легко запоминаемую формулировку»13.

Отсутствие четких представлений о принципах военно-морского искусства и их роли в военно-педагогической практике Н.Л. Кладо называл важнейшей проблемой военной науки и военной педагогики. «Принципы

Первым военным теоретиком, считающим, что небольшой набор принципов военного искусства может служить руководством для командующего, был основатель российской военной академии генерал Жомини (1779—1869).

лежат в основе "военных знаний", — говорил он, — а проявляться они могут лишь при наличии "военного сознания", как импульса к поиску этих знаний. Знание же принципов военного искусства прежде всего нужно для того, чтобы государство имело не только "военных гениев и героев", но и, главным образом, "победителей"»14.

О целях военного образования в области военно-морского искусства Н.Л. Кладо писал, что главная задача академии — работать над установлением единства военного мышления, «...и первая и неизбежная ступень к этому единству — принципы, которые служат исходной базой для решения всякого вопроса. Именно на принципах военного искусства необходимо воспитывать личный состав флота»15,16.

Главнейшей задачей образовательного процесса Н.Л. Кладо считал «. проведение ранее выведенных принципов через типичные комбинации современной обстановки и выведение условных отправных точек (правил, норм), которыми можно руководствоваться в современной войне». Однако он предупреждал, что принцип — не рецепт, а лишь основание и инструмент для рассуждения. И долг академии — дать слушателям как можно больше инструментов для рассуждения17Д8Д9.

Роль и место принципов военного искусства в системе военного знания в 1920—1970-х годах XX века.

В ходе дискуссий 1920-х годов учение Н.Л. Кладо о принципах подверглось жесточайшей критике. Особенно далеко в критике продвинулся профессор Военно-морской академии Б.Б. Жерве, который заявил, что «диалектика не признает "вечных и неизменных законов"». «Борьба против реакционных идей на военно-морском научном фронте» имела следствием запрет использования не только ключевых понятий военно-морской науки 1930-х годов, но заодно и теории принципов военно-морского искусства20.

Понятие «принципы» оставалось под негласным запретом вплоть до начала Второй Мировой войны. Так, в тексте временного боевого устава морских сил 1937 года (БУМС-37) принципы военно-морского искусства были представлены в закамуфлированном виде, а во временном Наставлении по ведению морских операций 1940 года (НМО-40) маскировались под названием «общие основы»21. Дело усугубилось личной позицией И.В. Сталина. Так, в 1942 году он подписал приказ № 55, в котором говорилось: «Теперь судьба войны будет решаться не моментом внезапности или какими-то принципами, а постоянно действующими факторами победы: прочностью тыла, моральным духом, количеством и качеством дивизий, вооружением армии, организаторскими способностями командиров...». Этот приказ на долгие годы поспособствовал тому, что в советских военных исследованиях вплоть до начала 70-х годов XX века не решались употреблять в положительном смысле даже принцип вне-запности22,23. В результате бурных дискуссий во второй половине 1970-х годов XX века принципы военного искусства были в конце концов «реабилитированы».

Современное представление о принципах военного искусства

сформировалось к середине XX века, однако дискуссии по этому поводу продолжаются. В частности, роль и место принципов военного искусства в системе знаний о вооруженной борьбе на море, по нашему мнению, до сих пор четко не определены.

Эволюция принципов военного искусства и их роли и места в системе военно-научных знаний на Западе.

Согласно современной американской трактовке, принципы военного искусства («принципы войны» или «вечные истины о войне») — это совокупность базовых практических правил для обеспечения успеха в ходе операций. Считается, что они являются результатом «исчерпывающего научного анализа прошедших военных компаний и войн»24,25,26.

После Первой мировой войны британцы приняли первый официальный список таких принципов. Сделали они это во многом благодаря влиянию известного военного теоретика и писателя Дж. Фуллера (1878—1966). Список включал восемь принципов: цель, активные действия, внезапность, сосредоточение, экономия силы, безопасность, маневр и взаимодействие27.

В 1921 году в ВС США впервые перечислили принципы войны в Правилах обучения офицерского состава. Список из девяти принципов, которые используются в настоящее время, появился в Правилах полевой службы армии США лишь в 1949 году28,29.

Таким образом, с 30-х годов XX века в англо-американской военной науке происходило официальное закрепление принципов военного искусства, ставших впоследствии классическими «девятью вечными и фундаментальными истинами о войне». Их формулировки практически без изменений используются на Западе до настоящего времени не только как основа теории военного искусства, но и как методология подготовки военных кадров.

Количество принципов войны не одинаково во всех основных вооруженных силах мира. У американцев их девять, у французов три, а у британцев — десять. Все эти принципы, несмотря на большое сходство в названиях, различаются по определению и содержанию. Есть и оригинальные принципы. Например, в ВС Израиля широко используется принцип «стратагемности»30.

«Принципы войны» на Западе занимают важное место в системе военно-научного знания. Это руководство к действию («руководящая идея»), однако это не панацея с универсальным приложением к любой обстановке и к любой военной операции. Офицеры узнают о них еще в училищах, а затем стремятся улучшить свое понимание их значения, роли и места в системе военно-научного знания на протяжении всей офицерской служ-

бы. «Принципы войны» находятся в центре внимания самого высокого военно-политического, стратегического и научного уровня. Формулировки, содержание принципов являются предметом постоянных дискуссий в рамках специальных комиссий, комитетов, управлений министерств обороны, специальных конференций и пр. Выводы и рекомендации официально признаются и закрепляются в национальных стратегиях, концепциях, наставлениях, руководствах и уставах. Формулировки принципов коротки, предельно просты и легки в запоминании. Любые, даже самые малые изменения в формулировках, не говоря уже о раскрытии содержания того или иного принципа, с появлением новых образцов вооружения и военной техники широко обсуждаются и в случае признания являются самостоятельным научным результатом (табл. 1)31,32,33.

Таблица

Принципы военного искусства в иностранной военной литературе и официальных документах

Принципы Дж. Фуллера, 192534 «Принципы войны», 200335 «Принципы войны» для «беспилотного боевого пространства», 200536 «Принципы войны», 201337

Целеполагание Конечный результат (национальные интересы США) Цель Цель

Наступательность Инициатива Настойчивость Инициатива

Взаимодействие Единство усилий Влияние Централизованное управление

Сосредоточение Синергетический эффект Сосредоточенность Массирование

Экономия сил Экономия сил переносится в принцип «Цель» Экономия сил

Простота управления Понимание Простота Ясность

Подвижность Маневр (темп, интенсивность) Маневр Маневр

Внезапность Шок (ослепление, дезорганизация) Сюрприз (неожиданность) Сюрприз

Обеспеченность Защита войск (сил) Безопасность Безопасность

Автор не призывает копировать то, что делается в теории и практике применения принципов военного искусства на Западе. Необходимо идти своим рациональным путем. Однако недостаточное внимание к историческому опыту творческого применения принципов военного искусства на нашей российской военной почве непременно ведет к «хвостизму», т. е. запоздалому их повторению и непониманию причин того, что делает наш вероятный противник. Предпочтительнее путь самостоятельный, основанный на глубоком понимании, критической оценке и учете мнений, в том числе, возможно, и ошибочных.

Перспектива развития принципов военного искусства, по нашему мнению, выдвигает несколько проблем.

Во-первых, существуют разногласия по поводу существования строго определенного, ограниченного количества «принципов». Называются девять, десять, пятнадцать и более принципов.

Во-вторых, если набор «принципов» объективно существует, то их содержание постоянно меняется.

В-третьих, неясно, могут ли известные принципы удовлетворить современные потребности ВС в условиях новой революции в военном деле.

И наконец, некоторые военные теоретики утверждают, что «принципов военного искусства больше не существует»38.

В условиях новой революции в военном деле и широкого применения информационных технологий содержание вооруженной борьбы быстро меняется. Создание систем с элементами искусственного интеллекта, интегрирование имеемых подсистем в «системы систем», применение передовых инновационных технологий в разведке, РЭБ и ВТО позволят командиру «видеть и понимать на поле боя все»39.

Борьба за информационное превосходство подталкивает ВС к качественно новому порядку применения сил и войск, а следовательно, и новым, еще не исследованным принципам военного искусства. Представляется, что новые принципы военного искусства и связанные с ними изменения в доктринальных документах, руководствах и наставлениях могут оказаться даже более важными для развития революции в военном деле, чем элементы передовых информационных технологий.

Однако анализ научных трудов в данной области40,41,42 дает основание утверждать, что вопросы эволюции принципов военного искусства в образовательном процессе Военно-морской академии определены не в полном объеме.

Автором проанализированы не менее 46 формулировок, определяющих 21 основной принцип военного искусства, изложенных в основополагающих руководящих документах Во-

«Принципы войны» находятся в центре внимания самого высокого военно-политического, стратегического и научного уровня. Формулировки, содержание принципов являются предметом постоянных дискуссий в рамках

специальных комиссий, комитетов, управлений министерств обороны, специальных конференций и пр. Выводы и рекомендации официально признаются и закрепляются в национальных стратегиях, концепциях, наставлениях, руководствах и уставах.

оруженных Сил РФ, основных учебниках ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» и других документах. Проведенный анализ показал, что единого взгляда ни на количество принципов военного и военно-морского искусства, ни на их классификацию или устоявшуюся формулировку нет. Таким образом, существует объективная потребность не только в коротких формулировках принципов военного искусства, но, возможно, и в структуре их научной классификации.

Дело в том, что в теории военного искусства принципы имеют четкое разделение на: основные — признаваемые общими на всех трех уровнях военного искусства (стратегия, оперативное искусство и тактика), дополнительные — принципы ведения военных действий, имеющие выраженную видовую или родовую принадлежность, а также на принципы организационные (принципы генерала армии В.В. Герасимова)43.

Автор считает, что место и роль принципов военного искусства в системе военно-научного знания, а также связь принципов с нормативной регламентацией применения сил и войск флота в настоящее время определены недостаточно полно. Причиной этому является то, что нередко «военная наука» отождествляется с «военным искусством», а под определением военного искусства как «теории и практики подготовки и ведения военных действий различного масштаба» подразумевается не диалектическое, а буквальное единство объектов и явлений, абсолютно разных по своей природе — теории и практики44.

Для развития творческого мышления слушателей представляется необходимым подчеркивать не только единство теории и практики, но и разницу между теорией военного искусства и практикой применения сил (войск). Дело в том, что в учеб-

никах и руководящих документах подчас недостаточно четко говорится о том, что только практика является воплощением военного искусства. Оперативное искусство потому и искусство, что его важнейшей составной частью является практика. Оперативное искусство является наукой потому, что это теория, а искусством — потому, что также и практика. Связующим же звеном между теорией и практикой являются принципы.

Эмпирической базой теории военного искусства являются конкретные операции и боевые действия объединений и группировок сил и войск. На основе глубокого анализа военных действий различного масштаба теория военного искусства формулирует практические рекомендации — принципы, через которые впоследствии и создаются новые произведения военного искусства — операции, бои.

По мнению автора, любая научная работа в области военно-морского искусства должна состоять в выявлении принципов (в том числе принципов ведения, организационных и др.), а также в раскрытии их содержания в новых условиях при решении различных оперативных и тактических задач. Задача исследователя — расставить принципы по приоритету, создать их комбинации, а также обосновать выявленные принципы расчетами и оперативными нормативами для реализации в решениях, планах, уставах, наставлениях, руководствах и методиках.

В современных условиях ведения вооруженной борьбы искусство командующего (командира) состоит в искусном применении «безусловных» принципов военного искусства в конкретных («условных») условиях обстановки.

Ценность принципов, выработанных многовековой военной практикой, состоит и в том, что они служат связующим звеном между прошлым,

настоящим и будущим. Они столь же историчны, сколько и современны, поскольку старое и новое, воплощенные в них — это противоположности, связанные между собой тысячами связей. Именно поэтому принципы военного искусства — это практический инструмент при обучении слушателей в военно-учебных заведениях.

Представляется, что данное положение необходимо неустанно подчеркивать на учебных занятиях, во-первых, акцентируя внимание слушателей на реализации принципов военного искусства в требованиях руководящих документов, а во-вторых, при проверке решений слушателей на соответствие этим принципам в ходе учебных занятий практической и игровой направленности.

Вопросы применения принципов военного (военно-морского) искусства в операциях и боевых действиях должны быть прочно закреплены в тематике курсовых и выпускных квалификационных работ слушателей Военно-морской академии. Проблема здесь, безусловно, кроется в слабой базовой подготовке слушателей, вынужденных выбирать темы будущих диссертаций в первом семестре обучения.

Дискуссия о принципах военного искусства продолжается на протяжении более двух с половиной веков.

В ходе этой дискуссии, во-первых, подавляющее большинство выдающихся военных теоретиков и практиков признало существование принципов военного искусства.

Во-вторых, признана неизменность (безусловность) формы выражения принципов в предельно кратких формулировках, а также их историзм и условность содержания в соответствии с изменяющимися условиями каждого этапа развития вооружения и военной техники и складывающейся обстановки при подготовке и ведении конкретной

операции (боя)45,46,47.

В-третьих, выявление и формулирование практических рекомендаций — принципов признается главнейшей функцией теории военного искусства. Принципы отражают единство объективного (научного) и субъективного (творческого) и именно через них теория военного искусства связывается с практикой.

В-четвертых, принципы — это важнейшие рекомендации и основные правила практической деятельности по подготовке и ведению военных действий. Они указывают, как действовать в конкретных условиях для достижения целей операции (боя). Рациональное и творческое (искусное) применение принципов в конкретных условиях обстановки собственно и есть военное искусство. Искусство применения тех или иных принципов позволяет достичь победы при равных и даже меньших силах.

В-пятых, содержание принципов в современных условиях информационного века и новой революции в военном деле быстро меняется. Однако и в новых исторических ус-

В теории военного искусства принципы имеют четкое разделение на: основные — признаваемые общими на всех трех уровнях военного искусства (стратегия, оперативное искусство и тактика), дополнительные — принципы ведения военных действий, имеющие выраженную видовую или родовую принадлежность, а также на принципы организационные (принципы генерала армии В.В. Герасимова).

ловиях возникает необходимость вернуться к основам основ военного искусства — принципам.

В-шестых, принципы военного искусства являются «дисциплиной военного творчества» и без понимания их сущности и нового содержания невозможно построение теории военной хитрости, военного обмана, информационного противоборства и теории системы, обеспечивающей достижение обмана противника — оперативной маскировки48.

В-седьмых, изменение материальной основы вооруженной борьбы с неизбежностью ведет не только к существенному изменению содержания принципов, но и к исключению из практики устаревших и выработке новых принципов.

В настоящее время в основополагающих уставных документах Вооруженных Сил Российской Федерации закреплены тринадцать основных принципов военного искусства49. Необходимо не только их глубокое изучение, но и разработка методик практического применения в образовательном процессе Военно-морской академии. При этом необходимо уточнение не только содержания основных принципов военного искусства в современных условиях, но и их научной классификации, и в том числе, возможно, дополнение известного перечня группой дополнительных и организационных принципов.

Представляется, что в учебниках каждому принципу военного искус-

Вопросы применения принципов военного (военно-морского) искусства в операциях и боевых действиях должны быть прочно закреплены в тематике курсовых и выпускных квалификационных работ слушателей Военно-морской академии.

ства целесообразно посвящать отдельные параграфы, в которых раскрывалось бы изменение содержания принципов, их современное содержание и направления их реализации на современном этапе развития военного искусства. Данные вопросы целесообразно обсуждать на семинарах, заседаниях военно-научных обществ, а также исследовать в курсовых и выпускных квалификационных работах слушателей.

На занятиях практической направленности особое внимание следует обращать на способность слушателей самостоятельно реа-лизовывать принципы в решениях и планах в условиях постоянного информационно-психологического воздействия на командующего (командира). Данный подход, по мнению авторов, может способствовать развитию у слушателей способности к творческому и нешаблонному оперативному мышлению.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Черемисов В.А. Основы современного военного искусства: Общие условия современного боя. Наступательный бой. Оборонительный бой. Киев.: тип. Окр. Штаба, 1910.

2 Русанов И.П., Корявко В.И. Классик отечественной военной мысли. К 150-ле-

тию Н.Л. Кладо // Морской сборник. 2012. № 11. С. 27—34.

3 Жучков А.А. Принципы военного искусства генералиссимуса А.В. Суворова и их реализация в современном военном искусстве. Доклад / Суворовские чтения в ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Там же.

5 Клаузевиц К. О войне. В 2 т. 5-е изд. М.: Воениздат, 1941. Т. 1.

6 Монаков М.С. Единство теории и практики: место принципов военно-морского искусства в системе военно-научных знаний и в нормативной регламентации применения сил и войск флота // Морской сборник. 2014. № 6. С. 37—44.

7 Цифровая библиотека национальной безопасности США (https://www.hsdl.org).

8 Основы теории военно-морского искусства в базовых категориях и понятиях: учеб. пособие / отв. ред. В.В. Пучнин. СПБ.: ВМА, 2007. 368 с.

9 Марков В.Ф. Принципы военного искусства и принципы организации военного обмана / Доклад на сборах по ПДП ВУНЦ ВМФ «ВМА». СПБ.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2018.

10 Кладо Н.Л. Введение в курс истории военно-морского искусства: Цель и метод изучения и преподавания истории военно-морского искусства. СПб.: б.н., 1910.

11 Там же.

12 Русанов И.П., Корявко В.И. Классик отечественной военной мысли.

13 Кладо Н.Л. Этюды о стратегии. М.: Клуб «Реалисты», 1997.

14 Кладо Н.Л. Введение в курс истории военно-морского искусства.

15 Там же.

16 Русанов И.П., Корявко В.И. Классик отечественной военной мысли.

17 Там же.

18 Кладо Н.Л. Введение в курс истории военно-морского искусства.

19 Кладо Н.Л. Этюды о стратегии.

20 Монаков М.С. Единство теории и практики: место принципов военно-морского искусства в системе военно-научных знаний и в нормативной регламентации применения сил и войск флота // Морской сборник. 2014. № 6. С. 37—44.

21 Там же.

22 Там же.

23 Марков В.Ф. Принципы военного искусства и принципы организации.

24 Монаков М.С. Военно-морская наука в России: происхождение, возникновение и становление национальной системы знаний о вооруженной борьбе на море. М.: Куликово поле, 2011. 558 с.

25 Марков В.Ф., Сукаленко Е.Ю. Как избежать трафарета и шаблона? // Вестник военного образования. 2018.

26 Цифровая библиотека национальной безопасности США.

27 Там же.

28 Там же.

29 Монаков М.С. Военно-морская наука в России.

30 Цифровая библиотека национальной безопасности США.

31 Там же.

32 Монаков М.С. Военно-морская наука в России.

33 Марков В.Ф. Основные подходы к совершенствованию организации обучения слушателей в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации // Военная Мысль. 2020. № 1. С. 32—37.

34 Клаузевиц К. О войне.

35 Марков В.Ф., Сукаленко Е.Ю. Как избежать трафарета и шаблона?

36 Марков В.Ф. Проблемы теории обмана противника и оперативной маскировки / Реферат. СПб.: ВМА, 2022.

37 Жучков А.А. Принципы военного искусства генералиссимуса А.В. Суворова и их реализация...

38 Марков В.Ф. Проблемы теории обмана противника.

39 Там же.

40 Там же.

41 Марков В.Ф. Основные подходы к совершенствованию.

42 Марков В.Ф., Сукаленко Е.Ю. Как избежать трафарета и шаблона?

43 Марков В.Ф. Принципы военного искусства и принципы организации.

44 Монаков М.С. Единство теории и практики.

45 Цифровая библиотека национальной безопасности США.

46 Марков В.Ф. Принципы военного искусства и принципы организации.

47 Марков В.Ф. Основные подходы к совершенствованию.

48 Марков В.Ф. Проблемы теории обмана противника.

49 Марков В.Ф. Основные подходы к совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.