Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РСФСР'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РСФСР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОВЕТСКОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илюхина Вера Алексановна

В статье с позиции позитивистского правопонимания рассматривается эволюция принципов советского семейного права. Автор исходит из положения, что в основе любой отрасли права лежат принципы права, т.е. нормативно закрепленные исходные, базовые, наиболее значимые идеи, определяющие правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений. Делается вывод, что к распаду СССР принципы семейного права представляли собой наиболее важные нормативно закрепленные идеи, лежащие в основе правового регулирования семейных отношений. Всего выделяется четыре принципа семейного права. Три из них были одновременно закреплены и на конституционном, и на отраслевом уровне (принцип равноправия граждан, принцип равноправия мужчины и женщины и принцип защиты материнства и детства), а четвертый - принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния, - отобразился только на уровне отраслевого законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РСФСР»

12. Парфенов Д. Нужно ликвидировать земельные комиссии // Еженедельник Советской Юстиции. 1927. №26. С. 793-794.

13. Хоменко А. Нужны ли земельные суды? // Еженедельник Советской Юстиции. 1924. №9. С. 203-204.

© Илюхина В.А.

DOI: 10.24412/2309-1592-2022-2-112-118 УДК 347.61/.64

ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В РСФСР

Илюхина Вера Алексановна, кандидат юридических наук, доцент Академия ФСИН России, Нижегородский институт управления -

филиал РАНХиГС e-mail: eva3011@bk.ru

Аннотация. В статье с позиции позитивистского правопонимания рассматривается эволюция принципов советского семейного права. Автор исходит из положения, что в основе любой отрасли права лежат принципы права, т.е. нормативно закрепленные исходные, базовые, наиболее значимые идеи, определяющие правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений. Делается вывод, что к распаду СССР принципы семейного права представляли собой наиболее важные нормативно закрепленные идеи, лежащие в основе правового регулирования семейных отношений. Всего выделяется четыре принципа семейного права. Три из них были одновременно закреплены и на конституционном, и на отраслевом уровне (принцип равноправия граждан, принцип равноправия мужчины и женщины и принцип защиты материнства и детства), а четвертый - принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния, - отобразился только на уровне отраслевого законодательства.

Ключевые слова: семейное право, семейное законодательство, советское право, принципы советского семейного права.

Семейное право становится самостоятельной отраслью права только в советский период, выделившись из гражданского и церковного права. Смена государственного строя, секуляризационные процессы (в первую очередь, отделение церкви от государства и школы от церкви), введение новой идеологии, предполагающей равенство прав граждан, включая равенство мужчины и женщины, в своей совокупности как раз и привели к конституированию отрасли семейного права. Весьма показательно, что первым кодифицированным советским актом являлся Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР от 16 сентября 1918 г.

В настоящее время стало уже устоявшимся мнение, что в основе любой отрасли права лежат принципы права, т.е. нормативно закрепленные исходные, базовые, наиболее значимые идеи, определяющие правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Естественно, любой нормативный правовой акт, тем более кодифицированный опирается на определенные идеи. Однако юридическая техника советского периода, особенно его начального этапа, не предполагала выделения в структуре кодексов каких-либо элементов (разделов, глав, статей), специально посвященных основным началам или принципам соответствующей отрасли права, регулирования конкретной сферы общественных отношений.

Ни в Кодексе об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР от 16 сентября 1918 г., ни в Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. не было никаких общих нормативных положений, которые бы можно было идентифицировать в качестве принципов семейного права. В названных документах, конечно, закреплялись нормы, регулирующие брак и иные институты семейного права, однако до уровня принципов они не были обобщены. В кодексах не использовались понятия «принцип» или «основные положения», не было и соответствующие глав и статей.

Впервые принципы семейного права получили закрепление не в отраслевом кодифицированном акте, а на конституционном уровне. Так как Конституция является актом высшей юридической силы, у нас не вызывает сомнения, что не только отраслевые кодексы, но и Конституция может содержать как общеправовые, так и специфические отраслевые принципы права.

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г, не содержала принципов семейного права. То же самое можно сказать о Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик, принятом II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г. и Конституции (Основном законе) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утвержденной постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.

А вот в Конституции (Основному закону) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года и во многом дублировавшей ее положения Конституции (Основному закону) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утвержденной постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г., законодатель закрепил положения, которые являлись первыми принципами семейного права в России. Таковыми, на наш взгляд, являются всего два конституционных положения - принципа права: 1) равенство прав мужчины и женщины (ст. 122 Конституции СССР 1936 г. и ст. 125 Конституции РСФСР 1937 г.) и 2) равноправие граждан СССР (ст. 123 Конституции СССР 1936 г. и ст. 126 Конституции РСФСР 1937 г.).

Более того, в отличие от действующей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в

советских конституционных актах 1930-х гг. содержание принципов получило раскрытие. Итак, в ст. 122 Конституции СССР 1936 г. и ст. 126 Конституции РСФСР 1937 г. устанавливалось, что в СССР (и РСФСР) женщине предоставляются равные с мужчиной права «во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». При этом в качестве возможностей осуществления этих прав женщин назывались предоставление равенства с мужчинами в праве на труд, в оплате труда, праве на отдых, социальном страховании, образовании. Также содержались нормы, наличие которых, по нашему мнению, свидетельствовало не о равенстве прав мужчины и женщины, а, о формировании другого принципа семейного права - принципа охраны материнства и детства. Последнее выражалось в «государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов». Однако говорить о том, что на конституционном уровне был закреплен самостоятельный принцип охраны материнства и детства - некорректно, т.к. сам законодатель дал четко понять, что рассматривает соответствующие нормы в качестве гарантии реализации принципа равенства мужчины и женщины.

Вторым конституционным принципом семейного права стал, как мы уже отмечали ранее, принцип равноправия граждан СССР. Этот принцип, несомненно, является общеправовым, и его действие распространялось на все отрасли советского права. По сути, принцип равенства прав мужчины и женщины представляет собой частное проявление принципа равноправия граждан СССР. Однако, изучая историческое прошлое, ученый, следуя принципу историзма, должен подходить к нему не только с позиции современности, но и с мерками той эпохи, когда это событие имело место .

Следовательно, если законодатель рассматривал принцип равенства мужчины и женщины и принцип равноправия граждан как два самостоятельных принципа, то мы не вправе ретроспективно «додумывать» за него и обосновывать положение, что речь шла о разных проявлениях одного принципа.

Что касается содержательного аспекта принципа равноправия граждан СССР, то подразумевалось равноправие граждан во всех областях жизни, независимо от национальности и расы. При этом устанавливалось, что прямое или косвенное ограничение прав граждан или же, напротив, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности карается законом.

Итак, принципы семейного права впервые получили нормативное закрепление только в 1930-е гг., причем сразу (и только) на конституционном уровне. Раньше это и не могло произойти, т.к. только в 30-40-е гг. ХХ в. по справедливому замечанию Полянского, были заложены основы предмета и метода семейного права, собственно именно в это время семейное право и превратилось из отрасли законодательства в отрасль права .

27 июня 1968 г. в контексте широко ведшихся кодификационных процессов в СССР указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1968 г. были утверждены Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В разделе 1 «Общие положения» этого нормативного правового акты были впервые на отраслевом уровне закреплены положения, которые можно идентифицировать в качестве принципов семейного права. При этом мы полагаем, что положения, которые содержались в преамбуле к нормативному акту, нельзя рассматривать в качестве содержащих принципы права. Конечно, в преамбуле тоже закладываются определенные идеи и, раз они изложены в тексте нормативного правового акта, то они носят нормативный характер. Тем не менее, идеи из преамбулы и идеи-принципы - далеко не одно и то же. Преамбула носит декларативно-информативный характер, а принципы права - это конкретное руководство к действию, адресованное правоприменителю.

Когда речь идет о любом нормативном правовом акте (за исключением Конституции), принципы права могут быть закреплены не где угодно, а только в определенных начальных структурных элементах. Мы уже отметили выше, что в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье они содержались в разделе 1 «Общие положения». Этот раздел состоит всего из восьми статей. Ни в одной из них ни в названии, ни в тексте слово «принцип» или сочетание «основные начала» не используются. Не во всех этих статья закреплены принципы семейного права. Так, ст. 1 называется «Задачи советского законодательства о браке и семье». Учитывая, что принципы и задачи - это функционально разные понятия, вряд ли имеется необходимость обоснования, что в названной статье принципы права не нашли и не должны были найти своего закрепления. Ст. 2 «Отношения, регулируемые законодательством о браке и семье», что уже вытекает из ее названия, также не содержит принципов семейного права. То же следует и из названия ст. 7 «Законодательство Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Применение законодательства союзных республик о браке и семье». Наконец, ст. 8 посвящена исковой давности в брачных и семейных правоотношениях. Здесь излагаются общие технические правила применения судом срока давности в семейном праве.

Собственно принципы семейного права нашли закрепление в ст. 3-6 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.

Так, в ст. 3 «Равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях» конкретизируется конституционный принцип равноправия женщины и мужчины. Причем эта статья по объему меньше, чем соответствующие статьи Конституции СССР 1936 г., но в отличие от конституционной нормы, на которую дана отсылка в тексте самой статьи, в ней появляется нечто новое, а именно: в ней устанавливается, что мужчина и женщина «имеют в семейных отношениях равные личные и имущественные права».

В ст. 4 «Равноправие граждан в семейных отношениях» был закреплен одноименный принцип семейного права. При этом законодатель практически продублировал конституционную норму, конкретизируя ее к семейным правоотношениям: «Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых либо косвенных преимуществ при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств».

Статья 5 называлась «Защита семьи государством. Охрана и поощрение материнства». В ней впервые нашел четкое выражение принцип семейного права, название которого применительно к изучаемой конкретно-исторической ситуации можно назвать «принцип защиты семьи, материнства и детства». Здесь же раскрывалось содержание этого принципа. Конкретизировалось, как государство проявляет заботу о семье (развитие сети роддомов, яслей и детских садов и других детских учреждений, совершенствование службы быта и общепита, выплата различных пособий). Также отмечались меры по обеспечению интересов матери и ребенка (сюда входили меры по охране труда и здоровья женщин, материальная поддержка материнства и детства, установление различных льгот и др.).

Наконец, в ст. 6 «Правовое регулирование брачных и семейных отношений государством» Основ законодательства был установлен еще один, четвертый, принцип семейного права - принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.

Исходя из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, действовавший до 1 марта 1996 г., когда вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. Ничего нового в плане принципов семейного права в этом нормативном правовом акте по сравнению с Основами законодательства не было. В ст. 3-6 КоБС 1969 г. с небольшими редакционными расхождениями дублировались положения ст. 3-6 Основ законодательства 1968 г., закреплялись те же четыре принципа семейного права, рассмотренных нами ранее.

Уже после КоБС РСФСР 1969 г. появилось еще две советские Конституции - Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. и Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г.

В последних двух советских Конституциях было закреплено три принципа семейного права. Это ставшие уже традиционными принципы равноправия граждан (ст. 34 Конституции СССР 1936 г. и ст. 32 Конституции РСФСР 1937 г.) и равноправия мужчины и женщины (ст. 35 Конституции

СССР 1936 г. и ст. 33 Конституции РСФСР 1937 г.), помещенные в главу 6 «Гражданство СССР. Равноправие граждан» и главу 5 «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» соответственно. А вот третий принцип - защиты (или охраны) материнства и детства нашел закрепление в другой главе (гл. 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» в Конституции СССР 1977 г. и гл. 6 «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР»). В содержательном плане раскрытие этих принципов было практически таким же, как в Конституциях предшествующего периода. При этом принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния не перешел из КоБС в разряд конституционных и остался исключительно в статусе отраслевого принципа, закрепленного только в КоБС.

В целом к распаду СССР принципы семейного права представляли собой наиболее важные нормативно закрепленные идеи, лежащие в основе правового регулирования семейных отношений. Всего можно выделить четыре принципа семейного права. Три из них были одновременно закреплены и на конституционном, и на отраслевом уровне (принцип равноправия граждан, принцип равноправия мужчины и женщины и принцип защиты материнства и детства), а четвертый - принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния, -отобразился только на уровне отраслевого законодательства, а именно: Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. и Кодекса о браке и семье РСФСР 1969.

Конечно, можно сетовать, что законодатель мог бы закрепить на разных уровнях и другие принципы семейного права (как это было сделано в постсоветский период), но в контексте каждого конкретно-исторического периода имелись свои потребности, обусловленные спецификой политического, экономического, социального и культурного развития, каждому времени соответствовал свой уровень юридической техники, характеризующийся использованием тех или иных приемов. Как нами было установлено, принципы семейного права стали нормативно закрепляться лишь в 1930-е гг. и только на конституционном уровне. На уровне же отраслевого законодательства это произошло еще через три десятилетия.

Библиографический список

1. Демичев А.А. О роли исторического подхода в методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. - С. 9-20.

2. Полянский П.Л. Формирование семейного права как отрасли в России (постановка проблемы) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2010. № 2. С. 3-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.